Экология окружающего мира
элективный курс по экологии
Среди проблем воспитания подрастающего поколения на современном этапе в последнее десятилетие особое внимание уделяется экологическому воспитанию, развитию экологических умений и навыков. Ряд исследователей отмечает, что понимание ребёнком значимости отношения к состоянию окружающей среды и собственном здоровье от неё зависящей, является личностно, социально значимым и имеет практическую направленность в адаптации ребёнка к окружающей действительности.
Последовательная ориентация на эколого-биологическое воспитание призвана обеспечить формирование духовного и нравственного мира ребёнка, что решает гуманистическая функция образования. Развитие экологического гуманизма предполагает непрерывную систему экологического образования и воспитания, поддержку исследовательской деятельности в сфере экологии.
В решении задач экологического образования по оценке Л. А. Бобылевой немало важное значение имеет проблема реализации национально-регионального компонента, основанного на разработке форм и методов, способствующих внедрению экологических идей во все звенья образования.
Эти проблемы нашли своё отражение в дополнительной образовательной программе «Экология окружающего мира».
Актуальностью программы является социальный заказ общества на экологическое воспитание подрастающего поколения и необходимость решения экологических проблем регионов России.
Новизна программы состоит в объединении в рамках программы смежных областей знаний: экологии, краеведения, биологии.
Дополнительная образовательная программа «Экология окружающего мира» имеет эколого-биологическую направленность.
Практическая значимость программы определяется её практико-ориентированным подходом, личным опытом педагога и возможность использования данной программы в системе общего и дополнительного образования.
Целью программы является: формирование экологического сознания у обучающихся.
Для решения поставленной цели необходимо решение воспитательных и образовательных задач:
- освоение обучающимися способов и методов оценки экологического состояния окружающей среды и ее отдельных компонентов;
- раскрытие и углубление ведущих экологических понятий;
- усвоение идей концепции устойчивого развития природы и общества;
- выработка у обучающихся экологической культуры и норм экологического поведения;
- формирование нравственных и духовных качеств личности.
Особенности реализации программы
Дополнительная образовательная программа «Экология окружающего мира» имеет туристско-краеведческую направленность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_okruzhayushchego_mira_2019.docx | 117.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №80»
Центрального района г. Кемерово
Дополнительная образовательная программа
«Экология окружающего мира»
(рассчитана на обучение детей с 7 до 16 лет,
срок реализации 2 года)
Составитель: Губкова Татьяна Александровна, Учитель биологии и химии МБОУ «СОШ №80» Центрального района г.Кемерово | |
Программа рассмотрена На заседании методического объединения Протокол № _____ от «____» ______ 2019г. Руководитель МО _____________ | |
Программа утверждена на заседании Педагогического Совета протокол №___ от «____»_________2019г. Председатель ПС _______________ |
Кемерово 2019
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………........................
Учебно - тематический план первого года обучения……………………
Содержание программы первого года обучения ………………………
Учебно - тематический план второго года обучения……………………
Содержание программы второго года обучения ………………………..
Методическое обеспечение программы…………………..........................
Календарно-тематический план первого года обучения ………..
Календарно-тематический план второго года обучения ………..
Словарь терминов и понятий ……………………………………….
Список литературы для педагога……………………………………........
Список литературы для обучающихся……………………………………
Пояснительная записка
Среди проблем воспитания подрастающего поколения на современном этапе в последнее десятилетие особое внимание уделяется экологическому воспитанию, развитию экологических умений и навыков. Ряд исследователей отмечает, что понимание ребёнком значимости отношения к состоянию окружающей среды и собственном здоровье от неё зависящей, является личностно, социально значимым и имеет практическую направленность в адаптации ребёнка к окружающей действительности.
Последовательная ориентация на эколого-биологическое воспитание призвана обеспечить формирование духовного и нравственного мира ребёнка, что решает гуманистическая функция образования. Развитие экологического гуманизма предполагает непрерывную систему экологического образования и воспитания, поддержку исследовательской деятельности в сфере экологии.
XXI век объявлен ЮНЕСКО веком образования как важной сферы человеческой деятельности в решении глобальных проблем выживания и развития человечества. Одной из глобальных функций образования является «экологическая». Экологическая функция образования задаёт новые ценностно-смысловые ориентиры всему воспитанию, развитию и образованию, предполагает переход культуры потребления и покорения природы к культуре «события» с природой и гармонизации отношений человека и природы.
На основе современных исследований Т. М. Картавиной, Н. А. Ходыревой и др., нами выделено понятие «экологическое образование» и его составляющие (рис. 1). Экологическое образование – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленных на формирование системы знаний, обеспечивающих экологическую ответственность личности и общества за состояние окружающей социоприродной среды.
Рис. 1. Составляющие компоненты экологического образования
Экологические знания дети получают через различные формы деятельности, через интеграцию занятий в урочной и внешкольной деятельности, личный опыт. Постепенно формируется экологическое мышление. Это ведёт в первую очередь к включению эмоциональной сферы ребёнка: умение видеть и замечать красоту, любить и ценить всё, что окружает в природе. И как результат формируется экологическая культура. Дети не только знают, что нужно беречь природу, но и пытаются ей помочь, то есть на первый план выходит практическая деятельность, самостоятельная и по личной мотивации.
У большинства детей сегодня преобладает потребительское отношение к природе, низок уровень экологической культуры. Поэтому так важно значительное привлечение внимания к проблеме формирования экологической культуры. И важное место здесь занимает приобщение к экологической культуре.
В решении задач экологического образования по оценке Л. А. Бобылевой немало важное значение имеет проблема реализации национально-регионального компонента, основанного на разработке форм и методов, способствующих внедрению экологических идей во все звенья образования.
Эти проблемы нашли своё отражение в дополнительной образовательной программе «Экология окружающего мира».
Актуальностью программы является социальный заказ общества на экологическое воспитание подрастающего поколения и необходимость решения экологических проблем регионов России.
Новизна программы состоит в объединении в рамках программы смежных областей знаний: экологии, краеведения, биологии.
Дополнительная образовательная программа «Экология окружающего мира» имеет эколого-биологическую направленность.
Практическая значимость программы определяется её практико-ориентированным подходом, личным опытом педагога и возможность использования данной программы в системе общего и дополнительного образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному виду документов (Приложение к письму МОиН РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»).
Цели и задачи программы:
Исходя из особенностей эколого-биологической деятельности, специфики дополнительной образовательной программы в рамках направленности, традиций учреждения, где реализуется программа и особенностей контингента обучающихся нами определены цель и задачи программы.
Целью программы является: формирование экологического сознания у обучающихся.
Для решения поставленной цели необходимо решение воспитательных и образовательных задач:
- освоение обучающимися способов и методов оценки экологического состояния окружающей среды и ее отдельных компонентов;
- раскрытие и углубление ведущих экологических понятий;
- усвоение идей концепции устойчивого развития природы и общества;
- выработка у обучающихся экологической культуры и норм экологического поведения;
- формирование нравственных и духовных качеств личности.
Особенности реализации программы
Дополнительная образовательная программа «Экология окружающего мира» имеет туристско-краеведческую направленность.
Дополнительная образовательная программа «Экология окружающего мира» составлена и реализуется с 2006 года на базе творческого объединения «Экология»
Срок реализации программы 2 года.
Обучение по данной программе рассчитано на детей 7 до 16 лет.
Может быть реализована:
Первого года обучения - 216 часов в учебный год – с почасовой нагрузкой в неделю – 2 занятия по 3 часа.
Второго года обучения - 216 часов в учебный год – с почасовой нагрузкой в неделю – 2 занятия по 3 часа или 3 занятия по 2 часа.
Основной формой обучения является учебное занятие.
Учебные занятия по туристической подготовке, включают теоретический блок подачи учебного материала и практический блок.
Теоретический блок включает информационно-просветительский материал по темам и разделам программы. Среди методов обучения данного блока преобладают:
- устное изложения материала (рассказ, лекция, объяснение, беседа и др.);
- показ (демонстрация, экскурсия, наблюдение, презентация и др.);
- упражнения (устные, письменные, тестовые);
- самоподготовка.
Практический блок включает практические, самостоятельные групповые и индивидуальные задания в рамках закрепления теоретического материала. Среди методов обучения данного блока можно выделить:
- индивидуальные и групповые задания;
- экскурсии (пешие, выездные);
- исследовательские задания;
- работа над проектами;
- творческая деятельность в рамках акций;
- конкурсы (внутри детского объединения, школьные, городские, районные, областные)
Занятия в рамках дополнительной образовательной программы «Экология окружающего мира» могут проводиться всей группой, мини-группами и индивидуально:
- массовые (проведение коллективных творческих дел, праздников, конкурсов и др.);
- групповые (экскурсии);
- мини-групповые (организация специализированных занятий);
- индивидуальные (индивидуальные занятия для отработки специфических навыков, беседы, подготовка к конкурсам и др.).
Занятия в рамках реализации программы построены с соблюдением оптимального двигательного режима, чередованием заданий теории и практики, переключением с одного вида деятельности на другой, что способствует сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
В рамках программы предусмотрена работа с родителями (законными представителями) при проведении теоретических и практических занятий. Родители участвуют в открытых занятиях, оказывают помощь в подготовке экскурсий. Для родителей дети демонстрируют свои умения на открытых занятиях. В программе предусмотрены походы совместно с родителями. Кроме этого родители могут принимать участие в мастер-классах, родительских собраниях, экскурсиях, совместных творческих делах и социально-значимых акциях и др.
Данная программа объединяет и включает в себя многообразие методов и приёмов:
- исследовательские методы (творческие проекты, наблюдения за явлениями, мини-исследования и др.);
- игровые методы (игры, викторины, соревнования, конкурсы и др.);
- объяснительно-иллюстративные методы (работу с различными по содержанию источниками картами, схемами, диаграммами, натуральными объектами и т.д.).
- словесные методы (рассказ, объяснение);
- работу с литературой (иллюстрации, фото);
- здоровьесберегающие технологии (чередование видов деятельности, регулирование соотношения теоретического и практического материалов, минуты релаксации, динамические паузы и др.)
Для отслеживания результатов освоения программы в каждом разделе предусмотрен диагностический инструментарий, который помогает педагогу оценить уровень и качество освоения учебного материала (см. таблицу «Основные компетенции обучающихся»). В качестве диагностического инструментария используются:
- мониторинговые карточки по индивидуальным и групповым достижениям;
- тестирование;
- контрольные срезы (зачёты);
- опросы, беседы, анкеты;
- игровые технологии (викторины, игры-задания, карточки, рисуночные
тесты и др.)
Общие формы проведения занятий и формы контроля представлены в таблице №1 в соответствии с разделами и темами программы.
Таблица 1
Формы организации занятий и формы контроля
№ п/п | Раздел и тема программы | Форма занятия | Форма контроля |
Раздел №1. Основы современной экологии | |||
1.1. | Факторы среды. | Беседа | Игра-погружение |
1.2. | Принципы экологической классификации организмов. | Беседа | Тест мониторинговые карточки |
1.3. | Биоценозы. | семинар | Беседа |
1.4. | Экосистемы. | Беседа | Тест |
1.5. | Обобщение по разделу «Основы современной экологии» | Игра-консультация | семинар |
Раздел №2. Экология парка | |||
2.1. | Введение. Значение парков в жизни человека. | Беседа | Игра. Опрос |
2.2. | Экологический мониторинг парковой культуры | Лекция | Тест. Беседа. Творческие работы. Мини-выставки |
Раздел №3. Здоровье и окружающая среда | |||
3.1. | Введение. Здоровье человека | Беседа | Беседа |
3.2. | Болезнь и ее лечение | Беседа | Игра- ситуация |
3.3. | Техногенные изменения среды жизнедеятельности человека. | Беседа | Тест. Викторина. |
3.4. | Обобщение. Экологическая культура и здоровье человека. | Конференция | Конференция |
Раздел №4. Экология города. | |||
4.1. | Введение. Общая характеристика городских экосистем. | Беседа | Практическая работа |
4.2. | Народонаселение. Городские и промышленные экосистемы. | Практическая работа | Конкурс |
4.3. | Влияние шума, электромагнитного излучения и радиации на организм человека. Проблема отходов. | лекция | Игра - ситуация |
4.4. | Адаптивные и биологические ритмы организмов. Хронобиология, хрономедицина. Ритмы работоспособности. | Беседа | Диспут. Игра-распознавание. |
4.5. | Загрязнение среды и здоровье человека. | Лекция | Практическая работа |
Раздел №5 Обобщение курса | |||
5.1. | Перспективные планы на будущий год. | Беседа |
Оценка результативности программы
Результаты реализации программы отслеживаются по компетенциям обучающихся, которые представлены знаниями, умениями и навыками после каждого года обучения (см. раздел «Содержание программы»).
Результатами программы в соответствии с поставленными воспитательными и образовательными задачами является:
- владение обучающимися способами и методами оценки экологического состояния окружающей среды и ее отдельных компонентов;
- использование ведущих экологических понятий;
- знание идей концепции устойчивого развития природы и общества;
- сформированность у обучающихся экологической культуры и экологического поведения;
- сформированность нравственных и духовных качеств личности.
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ п/п | Разделы и темы программы | Общее количество часов | ||
Всего | теория | практика | ||
Раздел №1. «Природа и цивилизация» | 36 | 26 | 10 | |
1.1. | Введение в курс. | 6 | 5 | 1 |
1.2. | Природа и становление человеческого общества. | 24 | 15 | 9 |
1.3. | Развитие взаимодействия природы и общества. | 6 | 6 | - |
Раздел №2. «Ландшафтная экология» | 21 | 18 | 3 | |
2.1. | Природные и антропогенные ландшафты. | 21 | 18 | 3 |
Раздел №3. «Экология парка» | 60 | 27 | 33 | |
3.1. | Введение. | 3 | 3 | - |
3.2. | Садово – парковое искусство. | 6 | 6 | - |
3.3. | Природа парка. | 9 | 4 | 5 |
3.4. | История садово-паркового искусства. | 9 | 4 | 3 |
3.5. | Зимний парк. | 12 | 4 | 7 |
3.6. | Весенний парк. | 12 | 3 | 9 |
3.7. | Парк 21 века. | 9 | 3 | 9 |
Раздел №4. «Здоровье и окружающая среда. Экология города» | 93 | 55 | 38 | |
4.1. | Введение. | 9 | 9 | - |
4.2. | Факторы здоровья. | 6 | 6 | - |
4.3. | Адаптация. | 3 | 3 | - |
4.4. | Болезнь и ее лечение. | 9 | 6 | 3 |
4.5. | Техногенные изменения среды жизнедеятельности человека. | 6 | 4 | 2 |
4.6. | Здоровый образ жизни. | 9 | 6 | 3 |
4.7. | Состояние человека как отражение состояния экосистемы. | 18 | 7 | 11 |
4.8. | Промышленное загрязнение среды и здоровье человека. | 24 | 7 | 17 |
4.9. | Риск, экологическая безопасность и экологическое право. | 9 | 7 | 2 |
4.10 | Обобщение курса | 6 | 3 | 3 |
Всего: | 216 | 129 | 87 |
Содержание программы
1 год обучения
Раздел №1. «Природа и цивилизация»
Тема № 1.1. Природа и цивилизация.
Теоретическая часть. Введение. Природа. Человек. Труд. Общество. Их взаимосвязи.
Практическая работа. Наблюдение за отдельными компонентами природы своей местности. Особенности их использования в хозяйственной деятельности человека. Определение отношения местного населения к природной среде.
Тема № 1.2. Природа и становление человеческого общества.
Теоретическая часть. История Земли. Появление человека. Основные этапы развития планеты. История формирования природных условий и ресурсов: рельефа, полезных ископаемых, климата, почв, растительного и животного мира. Человек, его появление и развитие. Древнейшие люди, их связь с природой. Формы общности людей: стадо, первые коллективы. Особенности начальных этапов природопользования. Изменение природы в пространстве и во времени. Современный облик Земли. Современные природные условия. Изображение Земли на глобусе. Космические снимки.
Практическая работа. Знакомство с природными условиями и ресурсами своей местности. Изучение компонентов природы. Определение влияния человека на их изменение в процессе хозяйственной деятельности. Формы отношения местного населения к природным условиям и ресурсам.
Тема № 1.3. Развитие взаимодействия природы и общества.
Теоретическая часть. Первобытное общество и цивилизация. Египет. Междуречье. Особенности природы. Влияние географического фактора на расселение и хозяйственную деятельность жителей. Черты сходства и различия в природопользовании. Гибель цивилизаций как результат стихийно-хищнического природопользования – одна из научных гипотез исчезновения государств. Древняя Индия и Китай. Черты сходства и различия в природных особенностях Индии и Китая. Воздействие человека на природу в процессе хозяйственной деятельности. Конфликты общества с окружающей природной средой. Экологическая этика в индии. Греция. Древний Рим. Особенности природных условий и ресурсов. Особенности влияния человека на природу. Изменение ее в результате хозяйственной деятельности людей. Стихийный тип природопользования. Отражение взаимодействия природы, человека, общества в произведениях искусства, науке.
Раздел №2. «Ландшафтная экология»
Тема № 2.1. Природные и антропогенные ландшафты.
Теоретическая часть. Ландшафт. Ландшафтная сфера Земли. Классификация ландшафтов (тип, класс, вид). Основные черты ландшафта: внешний облик, внутренняя структура; энергетический обмен; положение на поверхности Земли. Структура ландшафта. Компоненты ландшафта: абиотические (рельеф, климат, вода, почва), биотические, социально-экономические. Взаимосвязи между различными компонентами ландшафта (вертикальные, горизонтальные или пространственные). Природные (абиотические) ландшафтообразующие процессы: климатические, геоморфологические, гидрологические. Круговорот химических элементов. Биотические процессы. Их значение в образовании ландшафта. Природный ландшафт. Социально-экономические ландшафтообразующие процессы. Отличия их от природных. Антропогенный ландшафт. Характерные черты антропогенных ландшафтов. Их классификация.
Практическая работа. Виды ландшафтов, их характеристика. Особенности антропогенных ландшафтов.
Раздел №3. «Экология парка»
Тема № 3.1.. Введение в раздел «Экология парка».
Теоретическая часть. Значение парков в жизни человека, их роль в создании комфортной для человека среды, в решении экологических проблем города: снижение загрязненности воздуха и шума, эстетизация среды обитания человека. Значение парка как убежища для животных в условиях города.
Тема № 3.2. Садово-парковое искусство.
Теоретическая часть. Искусство проектирования и создания парков, лесопарков, садов, скверов и других объектов озеленения. Природа – основной материал садово-паркового искусства: рельеф, вода, растительность, климат. Связь садово-паркового искусства с естественными науками (экологией, дендрологией и др.).
Тема № 3.3. Природа парка.
Теоретическая часть. Особенности экосистемы парка: искусственно-естественный характер происхождения и существования при непосредственном участии человека. Парковый ландшафт как разновидность природного или культурного ландшафта, преобразованного в результате направленной деятельности человека. Взаимосвязь компонентов паркового ландшафта.
Практическая работа. Зарисовка парковых пейзажей, фотографирование, запись впечатлений от созерцания парковой природы. Сбор материалов для последующего выполнения поделок. Сбор и изготовление гербария листьев древесных пород и кустарников, произрастающих в парке. Экскурсия «Эколого-эстетические особенности осеннего парка».
Тема № 3.4. История садово-паркового искусства.
Теоретическая часть. Зарождение искусства создания садов в древних цивилизациях (Вавилон, Египет, Персия, Древняя Греция, Рим). Русские сады и парки. Их особенности.
Практическая работа. Выполнение рисунков, макетов исторических парков. Написание рассказа «Сады Семирамиды», «Сад камней». Работа с литературой, просмотр слайдов. Фотографий. Картин, гравюр, планов парков, на которых показаны высшие образцы садового искусства; определение по ним стиля, к которому относится тот или иной парк. Экскурсия «Исторический парк «Томская писаница».
Тема № 3.5. Зимний парк.
Теоретическая часть. Эколого-эстетическая характеристика зимнего парка. Изучение снежного покрова (толщина, плотность, оттепельные корки, структура). Вечнозеленые растения парка. Изучение следов зверей и птиц на снегу. Изучение форм крон древесных пород (раскидистая, пирамидальная, овальная, яйцевидная, зонтичная, шаровидная, плакучая, вьющаяся, стелющаяся, подушечная).
Практическая работа.
Теоретическая часть. Зарисовка пейзажей зимнего парка; форм крон древесных пород, произрастающих в нем. Составление гербария вечнозеленых растений. Подкормка животных, зимующих на территории парка.. Проведение простейших измерений загрязненности снежного покрова различных участков парка.
Тема № 3.6. Весенний парк.
Теоретическая часть. Эколого-эстетическая характеристика весеннего парка. Изменения, происходящие в природе парка весной. Тема весенней природы в живописи, поэзии, музыке.
Практическая работа. Фенологические наблюдения. Участие в мероприятиях по благоустройству парка (уборка, озеленение, цветочное оформление территории парка). Подготовка в проведении конкурса и выставки работ обучающихся, выполненных ими в течение года (рисунки, поделки из природных материалов, фотографии, макеты парков и др.).
Тема № 3.7. Парк XXI века.
Теоретическая часть. Деловая игра по созданию концепции проекта парка будущего. Банк идей. Проектные разработки. Создание «рабочих групп специалистов» - ландшафтных архитекторов, проектировщиков, озеленителей, цветоводов, специалистов по организации досуга и т.д.
Практическая работа. Выполнение зарисовок, описаний, макетов участков парка. Выполнение из пластилина малых форм архитектуры и парковой скульптуры.
Раздел №4. «Здоровье и окружающая среда. Экология города»
Тема № 4.1. Введение к разделу «Здоровье и окружающая среда».
Теоретическая часть. Здоровье человека. Здоровье и болезни школьников и населения региона. Глобальная проблема сохранения здоровья. Ответственность каждого человека за свое здоровье и за здоровье окружающих.
Тема № 4.2. Факторы здоровья.
Теоретическая часть. Этапы и факторы становления человека. Сходства и отличия человека и животных. Наследственность – важный фактор здоровья. Передача наследственных признаков. Адаптация. Наследственная предрасположенность к заболеваниям. Адаптация человека к природной среде в различных географических зонах. Инфекционные и природноочаговые заболевания. Среда жизнедеятельности человека. Природная среда – фактор здоровья. Влияние образа жизни на здоровье.
Тема № 4.3. Адаптация.
Теоретическая часть. Понятие адаптации. Формы адаптации. Врожденные и приобретенные, быстрые и медленные адаптации. Биологические ритмы. Наследственность и пределы адаптации. Способы расширения возможностей адаптации. Приспособительная изменчивость человеческих популяций, обитающих в различных географических зонах. Адаптивные типы людей: полярный (арктический). Тропический, аридный, высокогорный.
Тема № 4.4. Болезнь и ее лечение.
Теоретическая часть. Болезнь как нарушение деятельности организма в целом. Природные и социальные факторы болезни. Причины, условия возникновения, особенности течения болезни. Защитные и восстановительные процессы. Метеопатия. Инфекционные и паразитные болезни. Живые существа как возбудители болезни: болезнетворные бактерии, вирусы, простейшие, микроскопические грибы, гельминты и др. болезни нездорового образа жизни. Наследственные заболевания.
Практическая работа. Семейное наследование признаков здоровья и болезни.
Тема № 4.5. Техногенные изменения среды жизнедеятельности человека.
Теоретическая часть. Изменение природной среды под влиянием деятельности человека: загрязнение воздуха, почвы, воды. Повышение уровня ионизирующего излучения в различных регионах биосферы. Разрушение ландшафта. Потеря эстетических и гигиенических качеств.
Практическая работа. Влияние измененной природной среды на здоровье человека.
Тема № 4.6. Здоровый образ жизни.
Теоретическая часть. Образ жизни – фактор здоровья. Образ жизни человека в различные исторические эпохи. Физическая культура: культура питания, культура движения. Мышечная активность и эмоции. Ритмичность физической и умственной деятельности. Болезни химической зависимости: курение, алкоголизм, наркомания. Профессия и образ жизни. Творческая активность, здоровье и долголетие. Долгожители.
Практическая работа. Работа с литературой по вредным привычкам и здоровому образу жизни.
Тема № 4.7. Состояние человека как отражение состояния экосистемы.
Теоретическая часть. Питание и здоровье человека. Влияние звуков на человека. Погода и самочувствие человека. Ландшафт как фактор здоровья. Биологическое загрязнение и болезнь человека.
Практическая работа. Типы питания. Влияние звуков на работу вестибулярного аппарата человека. Влияние биологических загрязнений на здоровье человека.
Тема № 4.8. Промышленное загрязнение среды и человека.
Теоретическая часть. Способы уменьшения вреда от химических загрязнений. Экология автомобильного транспорта. Растения в городе. Квартира как экосистема. Проблема адаптации человека к окружающей среде.
Практическая работа. Типы химических загрязнений. Влияние на здоровье человека отравляющих веществ. Комнатные растения, их разнообразие. Болезни комнатных растений, особенности их агротехники. Влияние зеленых растений на человека. Состояние квартиры как зеркало жизнедеятельности человека. Способы адаптации человека к окружающей среде.
Тема № 4.9. Риск, экологическая безопасность. Экологическое право.
Теоретическая часть. Экологические катастрофы. Ответственность человека за состояние окружающей среды. Права человека как потребителя.
Практическая работа. Опасные ситуации, вероятность их возникновения.
Тема № 4.10. Обобщение курса.
Теоретическая часть. Природа и цивилизация. Ландшафтная экология. Экология парка. Здоровье и окружающая среда. Экология города.
Практическая работа. Перспективные разработки на будущий год.
Основные компетенции обучающихся
(первый год обучения)
№ п/п | Тема | Знают | Умеют | Диагностический инструментарий |
1 | Введение в курс | Историю экологии, связь экологии с жизнью человека, правила поведения в объединении, ТБ при пожаре, при природных катаклизмах. | Работать в группе по правилам, соблюдать технику безопасности. | Викторина, опрос, игры-задания. |
2 | Основы современной экологии | Общие закономерности действия на живые организмы факторов среды, адаптации организмов к факторам среды. Принципы экологической классификации организмов, понятие популяции, биоценоза. Естественные и искусственные экосистемы. | Определять экосистемы нашей местности, содержание вредных примесей в воздухе и загрязнение воды. | Рисуночные тесты, разбор схем, педагогическое наблюдение. |
3 | Экология парка | Значение парков в жизни человека, экологический мониторинг парковой культуры. | Наблюдать и сравнивать экологические особенности парка в разные времена года. | Опросник, педагогическое наблюдение, оценка творческих работ, мини выставки |
4 | Здоровье и окружающая среда | Здоровье и болезни школьников, причины и условия возникновения заболеваний, защитные и восстановительные процессы в организме человека. Болезни нездорового образа жизни, наследственные заболевания. Влияние техногенных изменений на жизнедеятельность человека. | Уметь диагностировать себя на наличие заболеваний, проводить восстановительную работу своего организма. Минимизировать воздействие техногенных изменений человека на организм. | Самооценка, опрос, наблюдение, оценка творческих проектов, презентации |
5 | Экология города | Городские и промышленные экосистемы, демографические проблемы населения. Иммунитет и радиация воздействие на организм человека. Биологические ритмы работоспособности. Хронотип человека. | Ориентироваться в социально-неблагоприятной среде города и организовывать здоровьесберегающие приемы в жизнедеятельности. | Опросник, педагогическое наблюдение, оценка творческих работ, мини выставки |
Учебно-тематический план
2 год обучения
№ п/п | Разделы программы | Общее количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Раздел №1. Введение. История экологии. | 6 | 5 | 1 |
2 | Раздел №2. Основы современной экологии. | 117 | 80 | 37 |
3 | Раздел №3. Экология парка. | 21 | 9 | 12 |
4 | Раздел №4. Здоровье и окружающая среда. | 30 | 16 | 14 |
5 | Раздел №5. Экология города. Обобщение курса. | 42 | 25 | 17 |
Всего часов: | 216 | 135 | 81 |
Содержание программы
2 год обучения
Раздел №1. Введение. История экологии
Теоретическая часть. История организмов и среда их обитания. Особенности современных организмов. Микроорганизмы домашнего быта.
Раздел №2. Основы современной экологии
Теоретическая часть. Факторы среды. Общие закономерности их действия на живые организмы. Наземно-воздушная среда жизни. Световой режим. Экологические адаптации растений и животных к световому режиму наземной среды. Температурный режим. Температурные адаптации растений и животных. Влажность. Адаптации организмов к водному балансу наземно-воздушной среды. Воздух как экологический фактор для наземных организмов. Почва и рельеф. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания. Погодные и климатические особенности наземно-воздушной среды в жизни живых организмов.
Адаптация организмов к факторам среды. Основные пути приспособления живых организмов к факторам среды. Вода в природе. Водная среда обитания. Специфика адаптаций гидробионтов. Экологические зоны мирового океана. Основные свойства водной среды. Некоторые специфические приспособления гидробионтов. Почва как среда обитания. Живые организмы как среда обитания.
Принципы экологической классификации организмов. Жизненные формы организмов. Жизненные формы растений. Жизненные формы животных. Адаптивные биологические ритмы организмов. Фотопериодизм.
Популяции. Понятие популяции в экологии. Популяционная структура
вида. Биологическая структура популяций. Половая структура популяций.
Возрастная структура популяций. Пространственная структура популяций растений и животных. Этологическая структура популяций. Динамика популяций. Гомеостаз популяций.
Биоценозы. Понятие о биоценозе. Структуры биоценоза видовая, пространственная и экологическая. Отношения организмов в биоценозах.
Отношения хищник-жертва, паразит-хозяин, комменсализм, мутуализм, нейтрализм, аменсализм, конкуренция. Экологическая ниша. Регуляция численности популяций в биоценозах.
Экосистемы. Понятие об экосистемах. Состав экосистемы. Пищевые цепи и пищевые сети. Типы экосистем. Учение о биогеоценозах. Поток энергии. Биологическая продуктивность экосистем. Экологические пирамиды. Динамика, циклические изменения экосистем. Почва. Разнообразие почв. Биосфера. Основные биосферные циклы веществ.
Практическая работа. Разнообразие экосистем нашей местности, их характеристики. Содержание вредных примесей в воздухе. Загрязнение водной среды и почвы. Типы биологических экосистем. Возможно ли пронаблюдать и предсказать изменения природных сообществ. Участие живых организмов в круговороте веществ. Говорят, что почва – «Кожа Земли». Хороша ли эта кожа?
Естественные экосистемы. Экологическое равновесие и сукцессии естественных экосистем. Понятие экологического равновесия. Горизонтальные взаимоотношения организмов. Сигнальные взаимоотношения организмов. Популяция. Причины, нарушающие стабильность популяций. Экологическая ниша. Типы поведения организмов. Вертикальные взаимоотношения организмов. Биологическое разнообразие. Биологическая индикация. Последствия вмешательства человека в экологическое равновесие.
Естественные экосистемы России и их использование. Разнообразие и
значение лесных экосистем. Основные нарушения принципов рационального использования лесных экосистем. Степные экосистемы. Луговые экосистемы. Экосистемы тундры. Горные экосистемы. Болотные экосистемы. Особенности пресноводных экосистем. Морские экосистемы.
Экскурсии: Лесная экосистема. Водная экосистема.
Социоприродные экосистемы. Структура и устойчивость социоприродных экосистем. Новый участник круговорота жизни - человечество. Материальная и духовная культура в социоприродной экосистеме. Состояние человека как отражение состояния экосистемы. Стратегия устойчивого развития социоприродной экосистемы.
Сельскохозяйственные экосистемы. Общее представление об агросистеме. Почва – главный ресурс агросистемы. История обработки почвы. Прочие ресурсы агросистемы. Контроль сорняков, вредителей и болезней. История севооборотов. Экология животноводства. Сельскохозяйственное загрязнение. Энергосбережение в сельском хозяйстве. Зеленые революции. Обобщение знаний по разделу: Основы современной экологии.
Раздел №3. Экология парка
Теоретическая часть. Введение. Значение парков в жизни человека.
Экологический мониторинг парковой культуры. Наблюдение и сравнение экологических особенностей парка в разные времена года. Эколого-биологические особенности растений парка. Эколого-биологические особенности животных, находящихся зимой в условиях парка.
Практическая работа. Зарисовка парковых пейзажей, фотографирование, запись впечатлений от созерцания парковой природы. Сбор природных материалов для последующего выполнения поделок. Экскурсии: эколого-эстетические особенности парка; подкормка животных, зимующих на территории парка; фенологические наблюдения.
Раздел №4. Здоровье и окружающая среда.
Теоретическая часть. Обобщение. Экологическая культура и здоровье человека. Факторы здоровья. Адаптация. Болезнь и ее лечение. Техногенные изменения среды жизнедеятельности человека. Здоровый образ жизни.
Практическая работа. Каким воздухом мы дышим. Каково экологическое состояние воды, которую мы пьем. Что можно узнать о своем здоровье.
Раздел №5. Экология города.
Теоретическая часть. Введение. Общая характеристика городских экосистем. Народонаселение. Городские и промышленные экосистемы. Демографические проблемы. Экологические проблемы городов. История развития городов. Городские экосистемы. Атмосферное загрязнение. Городские почвы (урбоземы). Микроклимат города. Видеозагрязнение. Роль зеленых насаждений в городских экосистемах. Влияние шума, электромагнитного излучения и радиации на организм человека. Проблема отходов. Влияние шума на организм человека. Иммунитет и радиация. Отрицательное влияние электромагнитных полей. Промышленные и твердые бытовые отходы. Адаптивные и биологические ритмы организмов. Хронобиология, хрономедицина. Ритмы работоспособности. Внутренние и внешние ритмы организмов. Работы Л.А. Чижевского о ритмах солнечной активности. Типы биоритмов: суточные, годичные, лунный месяц, приливно-отливные. Хронобиология. Хрономедицина. Ритмы работоспособности. Загрязнение среды и здоровье человека. Санитарно-гигиенические нормы для обучающихся. Загрязнение окружающей среды. Влияние на детские организмы. Нейтрализация вредного влияния на здоровье ребенка.
Как можно оценить свое рабочее место в классе. Как можно использовать экологические знания и умения в быту. Санитарно-гигиеническая оценка классной комнаты. Определение антропогенного загрязнения окружающей среды. Влияние на здоровье человека отравляющих веществ.
Практическая работа. Как измерить радиацию. Определение биоритмов (хронотипа) человека. Перспективные разработки на будущий год.
Основные компетенции обучающихся
(второй год обучения)
№ п/п | Тема | Знают | Умеют | Диагностический инструментарий |
1 | Введение в курс | Историю экологии, связь экологии с жизнью человека, правила поведения в объединении, ТБ при пожаре, при природных катаклизмах. | Работать в группе по правилам, соблюдать технику безопасности. | Викторина, опрос, игры-задания. |
2 | Основы современной экологии | Общие закономерности действия на живые организмы факторов среды, адаптации организмов к факторам среды. Принципы экологической классификации организмов, понятие популяции, биоценоза. Естественные и искусственные экосистемы. | Определять экосистемы нашей местности, содержание вредных примесей в воздухе и загрязнение воды. | Рисуночные тесты, разбор схем, педагогическое наблюдение. |
3 | Экология парка | Значение парков в жизни человека, экологический мониторинг парковой культуры. | Наблюдать и сравнивать экологические особенности парка в разные времена года. | Опросник, педагогическое наблюдение, оценка творческих работ, мини выставки |
4 | Здоровье и окружающая среда | Здоровье и болезни школьников, причины и условия возникновения заболеваний, защитные и восстановительные процессы в организме человека. Болезни нездорового образа жизни, наследственные заболевания. Влияние техногенных изменений на жизнедеятельность человека. | Уметь диагностировать себя на наличие заболеваний, проводить восстановительную работу своего организма. Минимизировать воздействие техногенных изменений человека на организм. | Самооценка, опрос, наблюдение, оценка творческих проектов, презентации |
5 | Экология города | Городские и промышленные экосистемы, демографические проблемы населения. Иммунитет и радиация воздействие на организм человека. Биологические ритмы работоспособности. Хронотип человека. | Ориентироваться в социально-неблагоприятной среде города и организовывать здоровьесберегающие приемы в жизнедеятельности. | Опросник, педагогическое наблюдение, оценка творческих работ, мини выставки |
Календарно-тематический план
1 год обучения
(2 раза в неделю по 3 часа)
№ п/п | месяц | неделя | тема | Общее количество часов | |||
всего | теория | практика | |||||
сентябрь | 2 | Введение. Природа. Человек. Общество. Их взаимосвязи. | 3 | 3 | |||
2 | История Земли. | 3 | 3 | ||||
3 | Появление человека. | 3 | 3 | ||||
3 | Становление взаимодействия природы и общества. | 3 | 3 | ||||
4 | Влияние природных условий на расселение и занятие древних людей. | 3 | 2 | 1 | |||
4 | Познание древними людьми природной среды в процессе ее освоения. | 3 | 2 | 1 | |||
октябрь | 1 | Первобытное общество и цивилизация. | 3 | 3 | |||
1 | Первобытное общество и цивилизация. | 3 | 3 | ||||
2 | Обобщение знаний по разделу: «Природа и цивилизация». | 3 | 3 | ||||
2 | Экскурсия «Осеннее равновесие» | 3 | 3 | ||||
3 | Природные ландшафты. | 3 | 3 | ||||
3 | Ландшафтообразующие процессы | 3 | 2 | 1 | |||
4 | Человек и компоненты ландшафта. | 3 | 3 | ||||
4 | Воздействие человека на биологические сообщества. | 3 | 2 | 1 | |||
ноябрь | 1 | Антропогенные ландшафты | 3 | 3 | |||
1 | Изменение природных ландшафтов. Культурный ландшафт. | 3 | 2 | 1 | |||
2 | Человечество и войны. Тяжелые последствия для ландшафтов. | 3 | 3 | ||||
2 | Экология парка. Введение. | 3 | 3 | ||||
3 | Садово-парковое искусство. | 3 | 3 | ||||
3 | Связь садово-паркового искусства с естественными науками. | 3 | 3 | ||||
4 | Природа парка. | 3 | 3 | ||||
4 | Особенности экосистемы парка. | 3 | 1 | 2 | |||
декабрь | 1 | Зарисовка парковых пейзажей, запись впечатлений от созерцания. Фотографирование. | 3 | 3 | |||
1 | История садово-паркового искусства. | 3 | 3 | ||||
2 | Русские сады и парки, их особенности | 3 | 3 | ||||
2 | Исторический парк «Томская писаница». | 3 | 3 | ||||
3 | Эколого-эстетическая характеристика зимнего парка. | 3 | 2 | 1 | |||
3 | Вечнозеленые растения парка. | 3 | 3 | ||||
4 | Изучение снежного покрова. | 3 | 3 | ||||
4 | Подкормка животных. Зарисовка пейзажей. | 3 | 3 | ||||
5 | Эколого-эстетическая характеристика весеннего парка. | 3 | 2 | 1 | |||
январь | 1 | Тема весенней природы в живописи, поэзии, музыке. | 3 | 1 | 2 | ||
1 | Фенологические наблюдения. | 3 | 3 | ||||
2 | Участие в мероприятиях по благоустройству парка. Постройка снежных фигур. | 3 | 3 | ||||
2 | Парк XXI века. | 3 | 3 | ||||
3 | Создание концепции проекта парка будущего. | 3 | 3 | ||||
3 | Выполнение малых форм архитектуры и парковой скульптуры из пластилина и макетов. | 3 | 3 | ||||
4 | Здоровье и окружающая среда. Введение. | 3 | 3 | ||||
4 | Здоровье и болезни школьников и населения региона. | 3 | 2 | 1 | |||
5 | Факторы здоровья. Среда жизнедеятельности человека. | 3 | 3 | ||||
февраль | 1 | Адаптация человека к природной среде. | 3 | 3 | |||
1 | Приспособительная изменчивость человеческих популяций. | 3 | 3 | ||||
2 | Болезнь как нарушение деятельности организма в целом. | 3 | 3 | ||||
2 | Болезни нездорового образа жизни. Наследственные заболевания. | 3 | 2 | 1 | |||
3 | Метеопатия. Инфекционные и паразитические болезни. | 3 | 2 | 1 | |||
3 | Техногенные изменения среды жизнедеятельности человека. | 3 | 2 | 1 | |||
4 | Образ жизни – фактор здоровья. | 3 | 3 | ||||
4 | Физическая культура: культура питания, культура движения. | 3 | 3 | ||||
март | 1 | Профессия и образ жизни. Творческая активность. | 3 | 3 | |||
1 | Обобщение. Экологическая культура и здоровье человека. | 3 | 3 | ||||
2 | Экология города. Введение. | 3 | 3 | ||||
2 | Общая характеристика городских экосистем. | 3 | 2 | 1 | |||
3 | Состояние человека как отражение состояния экосистемы. | 3 | 3 | ||||
3 | Питание и здоровье человека. | 3 | 2 | 1 | |||
4 | Влияние звуков на человека. Погода и самочувствие человека. | 3 | 3 | ||||
4 | Биологическое загрязнение и болезнь человека. | 3 | 3 | ||||
апрель | 1 | Промышленное загрязнение среды и здоровье человека. | 3 | 1 | 2 | ||
1 | Способы уменьшения вреда от химических загрязнений. | 3 | 1 | 2 | |||
2 | Экология автомобильного транспорта. | 3 | 2 | 1 | |||
2 | Растения в городе | 3 | 3 | ||||
3 | Растения в городе. | 3 | 3 | ||||
3 | Растения в городе. | 3 | 3 | ||||
4 | Квартира как экосистема. | 3 | 3 | ||||
4 | Квартира как экосистема. | 3 | 3 | ||||
май | 1 | Проблема адаптации человека к окружающей среде. | 3 | 3 | |||
1 | Проблема адаптации человека к окружающей среде. | 3 | 3 | ||||
2 | Риск, экологическая безопасность. | 3 | 3 | ||||
2 | Экологические катастрофы. | 3 | 2 | 1 | |||
3 | Ответственность человека за состояние окружающей среды. | 3 | 2 | 1 | |||
3 | Права человека как потребителя. | 3 | 3 | ||||
4 | Обобщение по разделам. | 3 | 3 | ||||
4 | Перспективные разработки на будущий год. | 3 | 3 | ||||
Всего часов: | 216 | 135 | 81 |
Календарно-тематический план
2 год обучения
№ п/п | месяц | неделя | Разделы и темы программы | Общее количество часов | |||
всего | теория | практика | |||||
1 | сентябрь | 1 | Введение. История экологии. | 3 | 3 | ||
2 | 1 | Организмы и среда их обитания. | 3 | 2 | 1 | ||
3. | 2 | Наземно-воздушная среда жизни. Световой режим. | 3 | 2 | 1 | ||
4. | 2 | Температурный режим. Температурные адаптации растений и животных. | 3 | 2 | 1 | ||
5. | 3 | Влажность. Адаптации организмов к водному балансу. | 3 | 2 | 1 | ||
6. | 3 | Воздух как экологический фактор. | 3 | 3 | |||
7. | 4 | Почва как среда обитания. | 3 | 2 | 1 | ||
8. | 4 | Погодные и климатические особенности в жизни живых организмов. | 3 | 2 | 1 | ||
9. | октябрь | 1 | Основные пути приспособления живых организмов к факторам среды. | 3 | 3 | ||
10 | 1 | Водная среда обитания. | 3 | 3 | |||
11. | 2 | Живые организмы как среда обитания. | 3 | 3 | |||
12. | 2 | Жизненные формы организмов. | 3 | 2 | 1 | ||
13. | 3 | Адаптивные экологические ритмы организмов. | 3 | 3 | |||
14. | 3 | Понятие популяции в экологии. Структуры популяций. | 3 | 3 | |||
15. | 4 | Динамика популяций. Гомеостаз. | 3 | 2 | 1 | ||
16. | 4 | Понятие о биоценозе. Структуры биоценоза. Отношения в биоценозах между организмами. | 3 | 3 | |||
17. | ноябрь | 1 | Экологическая ниша. | 3 | 3 | ||
18. | 1 | Понятие об экосистемах. Состав экосистемы. | 3 | 2 | 1 | ||
19. | 2 | Практическая работа «Разнообразие экосистем нашей местности» | 3 | 3 | |||
20. | 2 | Пищевые цепи и сети. Типы экосистем. | 3 | 2 | 1 | ||
21. | 3 | Практическая работа «Содержание вредных примесей в воздухе. Загрязнение водной среды и почвы» | 3 | 3 | |||
22. | 3 | Биологическая продуктивность экосистем. | 3 | 3 | |||
23. | 4 | Экологические пирамиды. | 3 | 2 | 1 | ||
24. | 4 | Динамика, циклические изменения экосистем. | 3 | 3 | |||
25. | декабрь | 1 | Практическая работа «Типы биологических экосистем» | 3 | 3 | ||
26. | 1 | Практическая работа « Участие живых организмов в круговороте веществ» | 3 | 3 | |||
27. | 2 | Экологическое равновесие и сукцессии естественных экосистем. | 3 | 3 | |||
28. | 2 | Горизонтальные взаимоотношения организмов. | 3 | 2 | 1 | ||
29. | 3 | Популяция. Причины, нарушающие стабильность популяций. | 3 | 2 | 1 | ||
30. | 3 | Типы поведения организмов. Вертикальные взаимоотношения организмов. | 3 | 2 | 1 | ||
31. | 4 | Биологическое разнообразие. Биологическая индикация. | 3 | 3 | |||
32. | 4 | Последствия вмешательства человека в экологическое равновесие. | 3 | 2 | 1 | ||
33. | январь | 1 | Разнообразие и значение лесных экосистем. Основные нарушения принципов рационального использования лесных экосистем. | 3 | 3 | ||
34. | 2 | Экскурсия «Лесная экосистема» | 3 | 3 | |||
35. | 2 | Экскурсия «Водная экосистема» | 3 | 3 | |||
36. | 3 | Структура и устойчивость социоприродных экосистем. | 3 | 3 | |||
37. | 3 | Состояние человека как отражение состояния экосистемы. | 3 | 1 | 2 | ||
38. | 4 | Сельскохозяйственные экосистемы. Агросистема. | 3 | 3 | |||
39. | 4 | Контроль сорняков, насекомых-вредителей и болезней. | 3 | 1 | 2 | ||
40. | февраль | 1 | Экология животноводства. | 3 | 3 | ||
41. | 1 | Сельскохозяйственное загрязнение. | 3 | 2 | 1 | ||
42. | 2 | Обобщение знаний по разделу: «Основы современной экологии» | 3 | 3 | |||
43. | 2 | Введение. Значение парков в жизни человека. | 3 | 3 | |||
44. | 3 | Экологический мониторинг парковой культуры. | 3 | 2 | 1 | ||
45. | 3 | Эколого-биологические особенности растений парка. | 3 | 2 | 1 | ||
46. | 4 | Практическая работа «Зарисовка парковых пейзажей, фотографирование и т.п.» | 3 | 3 | |||
47. | 4 | Экскурсия «Эколого-эстетические особенности парка. Фенологические наблюдения» | 3 | 3 | |||
48. | март | 1 | Эколого-биологические особенности животных парка. | 3 | 2 | 1 | |
49. | 1 | Экскурсия «Подкормка животных, зимующих на территории парка» | 3 | 3 | |||
50. | 2 | Здоровье человека. Здоровье и болезни школьников. | 3 | 1 | 2 | ||
51. | 2 | Болезнь как нарушение деятельности организма в целом. | 3 | 3 | |||
52. | 3 | Защитные и восстановительные процессы. | 3 | 2 | 1 | ||
53. | 3 | Инфекционные и паразитные болезни. | 3 | 2 | 1 | ||
54. | 4 | Болезни нездорового образа жизни. Практическая работа «Каким воздухом мы дышим». | 3 | 1 | 2 | ||
55. | 4 | Наследственные заболевания. Практическая работа «Что можно узнать о своем здоровье». | 3 | 1 | 2 | ||
56. | 5 | Ненаследственные заболевания. Практическая работа «Каково экологическое состояние воды, которую мы пьем». | 3 | 1 | 2 | ||
57. | апрель | 1 | Изменения природной среды под влиянием деятельности человека. Домашняя практическая работа «Каково экологическое состояние воды, которую мы пьем». | 3 | 2 | 1 | |
58. | 1 | Потеря эстетических и гигиенических качеств. | 3 | 2 | 1 | ||
59. | 2 | Экологическая культура и здоровье человека. Обобщение. | 3 | 1 | 2 | ||
60. | 2 | Общая характеристика городских экосистем. | 3 | 2 | 1 | ||
61. | 3 | Народонаселение. Демографические проблемы. Экологические проблемы городов. | 3 | 3 | |||
62. | 3 | Микроклимат города. Видеозагрязнение. | 3 | 2 | 1 | ||
63. | 4 | Влияние шума, электромагнитного излучения и радиации на организм человека. | 3 | 2 | 1 | ||
64. | 4 | Проблема отходов. Практическая работа «Как измерить радиацию» | 3 | 1 | 2 | ||
65. | май | 1 | Адаптивные и биологические ритмы организмов. Практическая работа «Определение биоритмов человека» | 3 | 1 | 2 | |
66. | 1 | Работы Л.А.Чижевского о ритмах солнечной активности. Типы биоритмов. | 3 | 2 | 1 | ||
67. | 2 | Санитарно-гигиенические нормы для учащихся. Практическая работа « как можно оценить свое рабочее место в классе» | 3 | 2 | 1 | ||
68. | 2 | Загрязнение окружающей среды. Влияние на детские организмы. Практическая работа «Как можно использовать экологические знания и умения в быту» | 3 | 2 | 1 | ||
69. | 3 | Проблема адаптации человека к окружающей среде. Практическая работа «Определение антропогенного загрязнения окружающей среды» | 3 | 1 | 2 | ||
70. | 3 | Растения в городе. Квартира как экосистема. Практическая работа «Комнатные растения, их разнообразие. Болезни комнатных растений» | 3 | 1 | 2 | ||
71. | 4 | Практическая работа «Влияние зеленых растений на человека. Специфика влияния факторов городской среды на растения. | 3 | 1 | 2 | ||
72. | 4 | Обобщение по курсу. Перспективные разработки на будущий год. | 3 | 2 | 1 | ||
Всего часов: | 216 | 135 | 81 |
Словарь терминов и понятий
Автотрофы - организмы, синтезирующие из неорганических веществ органические.
Агроландшафт - ландшафт, большая часть которого занята пашней, сенокосами и пастбищами.
Азотфиксаторы - это микроорганизмы, которые связывают атмосферный азот в соединения, доступные для питания растений.
Аллелопатия – влияние растений друг на друга через посредство химических веществ, выделяемых в атмосферу или почву.
Ареал – область распространения вида или экосистемы определенного типа.
Анаэробные бактерии – это микроорганизмы, которым для жизнедеятельности не нужен кислород.
Аэробные бактерии - это микроорганизмы, которым для жизнедеятельности необходим кислород.
Бентос – совокупность организмов водной экосистемы, обитающих на дне.
Биогеоценоз – однородная наземная экосистема.
Биологический метод (контроль вредителей сорных растений) – использование организмов, которые могут подавлять сорняки, насекомых, и т.д.
Биологическое разнообразие – разнообразие видов растений, разных групп животных, грибов, микроорганизмов.
Биосфера – совокупность всех экосистем Земли, оболочка Земли, заселенная живыми организмами.
Бытовое загрязнение – загрязнение, вызываемое канализационными стоками городов.
Взаимоотношения организмов – влияние организмов друг на друга.
Гетеротрофы – организмы, которые используют готовое органическое вещество и содержащуюся в нем энергию.
Городская экосистема – искусственная (созданная человеком) гетеротрофная система.
Детритофаги – организмы, питающиеся мертвым органическим веществом.
Загрязнение – накопление вещества, энергии, информации в виде отходов.
Заказник – особо охраняемая территория, созданная для восстановления плотности популяций одного или нескольких видов животных или растений.
Заповедники – особо охраняемые территории, полностью исключенные из хозяйственного использования.
Инсектициды – химические препараты, используемые против насекомых-вредителей или паразитов.
Канцерогены – химические вещества, вызывающие заболевания раком.
Кислотные дожди – атмосферные осадки, содержащие серную и азотную кислоты, которые образуются в результате попадания в атмосферу оксидов
серы и азота из труб промышленных предприятий.
Красные книги – специальные издания, включающие характеристику видов, которым угрожает исчезновение, и рекомендации по организации системы их охраны.
Лес – экосистема, где основную растительную массу продуцируют деревья.
Луг – экосистема травянистых растений на почвах нормального увлажнения.
Микроэлементы – химические элементы, необходимые для роста и развития растений в небольших количествах.
Мониторинг – комплексная система наблюдения, оценки и прогноза состояния среды, основа планомерного улучшения экологической ситуации.
Национальный парк – охраняемые территории, где не разрешено хозяйственное использование, но допускается организованный отдых.
Невосполнимые ресурсы – полезные ископаемые, ресурсы минерального сырья, нефти, газа, которые использует человек.
Охрана природы – система мероприятий для сохранения видов и среды их обитания, экосистем, недр.
Памятник природы – небольшой участок охраняемой территории, включающий популяции редких видов растений, редкие сообщества, отдельные деревья и т.д.
Паразиты – гетеротрофные организмы, длительное время питающиеся за счет живых организмов, называемых хозяевами.
Пищевые цепи – последовательности организмов разных трофических уровней, по которым передается энергия, накопленная растениями-продуцентами.
Плотность популяции – количество особей на единицу площади.
Популяция – совокупность особей одного вида в пределах однородного участка.
Продуценты – см. автотрофы.
Промышленное загрязнение – попадание в окружающую среду жидких, твердых и газообразных отходов промышленных предприятий.
Растения-индикаторы – виды растений, своим присутствием или отсутствием, а также особенностями внешнего облика дающие информацию о состоянии среды.
Рациональное природопользование – система использования естественных или искусственных экосистем.
Редуценты – микроорганизмы, разрушающие органическое вещество и возвращающие минеральные элементы в круговорот.
Симбиоз – тесные прижизненные связи между организмами, которые могут быть взаимовыгодными, полезными только для одного партнера и безразличными или вредными для другого.
Синэкология – раздел экологии, изучающий сообщества организмов.
Трофические уровни в экосистеме – функциональные группы организмов с разным типом питания, которые по-разному участвуют в процессе трансформации солнечной энергии.
Урбанизация – процесс развития городов с увеличением их населения и доли в биосфере.
Фитофаги – организмы, питающиеся растениями.
Фитоценоз – растительное сообщество, совокупность растений, совместно произрастающих на однородном участке территории.
Хищничество – тип отношений в экосистеме между организмами разных трофических уровней, когда один из организмов использует другой в качестве ресурса питания.
Экологическая ниша – «профессия» вида в сообществе, определяемая характером потребляемых ресурсов, занимаемым пространством и ритмами жизнедеятельности.
Экологическая пирамида – диаграммы, показывающие количественное соотношение этих параметров, оценки различных трофических блоков экосистемы_ продуцентов, фитофагов, зоофагов и т.д.
Экологическое равновесие – состояние экосистемы, при котором сохраняются постоянными ее видовой состав и циклы элементов питания.
Экология – междисциплинарный комплекс, исследующий отношения организмов с условиями среды и друг с другом.
Экосистема – совокупность взаимодействующих живых организмов и условий среды.
Список литературы
для педагогов
- Ашихмина, Т. Я. Школьный экологический мониторинг: Учебно-методическое пособие [Текст] / под ред. Т.Я. Ашихминой. – М.: Агар, 2000. – 203 с.
- Браун, В. Настольная книга любителя природы [Текст] / В. Браун. – Л. Пресса, 1985. – 301 с. (ил.)
- Гурова, Т. Ф. Основы экологии и природного природопользования: Учебное пособие [Текст] / Т.Ф. Гурова, Л.В. Назаренко. – М.: Издат-во ОНИКС, 2005. – 404 с.
- Дмитриева, Т. М. Основы сенсорной экологии [Текст] / Т. М. Дмитриева. – М.; Знание, 1999. – 108 с.
- Здоровье населения и окружающая среда г. Кемерова [Текст] / Сот. К.С. Попов. – Кемерово, 2004. – 87 с.
- Земноводные и пресмыкающиеся Кемеровской области \ учебно-методическое пособие [Текст] / Под ред. Н. В. Скалон. – Кемерово, 2005. – 177 с.
- Ковригина, Л. Н., Фомина Н. А. Растительный мир Кузбасса и его охрана: Учебное пособие [Текст] / отв. ред. Л.О. Петункина. – Кемерово, 2000. – 145 с.
- Константинов, В. М. Экологические основы природопользование [Текст] / В. М. Константинова. – М.: Академия, 2001. – 144 с.
- Миркин Б. М., Экология России [Текст] / Б. М. Миркин, Л. Г. Наумова. – М.: АО МДС, Юнисам, 1995.
- Петросова, Р. А., Естествознание и основы экологии [Текст] / Р. А. Петросова, В. П. Голов, В. И. Сивоглазов, Е. К. Страуд. – М.: Академия, 1998. – 202 с.
- Сытник К. М., Биосфера. Экология. Охрана природы: Справочное пособие [Текст] / К. М. Сытник, А. В. Брайон, А. В. Гордецкий – Киев, 1987. – 401 с.
- Тарасов, А. К. Ботаника, зоология, химия. Книга для учителя и учащихся [Текст] / А. К. Тарасов. – Смоленск: Русич, 1999. – 330 с.
- Чернова, Н. М. Экология: Учебное пособие [Текст] / Н. М. Чернова, А. М. Бывалова, 1998. – 234 с.
- Флиндт Р. Экология в цифрах [Текст] / Р. Флинд. – М.: Мир, 1992. – 111 с.
- Экогруппа. Руководство по домашней экологии [Текст] / Сост Керавенко О.Г. – СПб.: Принт Лайн, 1996. – 265 с.
Список литературы
для обучающихся
- Алексеев, С. В. Практикум по экологии: Учебное пособие [Текст] / С. В. Алексеев, Н. В. Груздева, А. Г. Муравьев, Э. В. Гущина / под ред. С.В. Алексеева. – М.: АО МДС, 1996. – 134 с.
- Браун В. Настольная книга любителя природы [Текст] / В. Браун. – Л., 1985
- Беркинблит, М. Б. Биология в вопросах и ответах [Текст] / М. Б, Беркинблит, С. М. Глаголев, М. В. Голубева. – М.: МИРОС; Харьков: ННМЦ «Развивающее обучение», 1997 – 301 с.
- Вронский, В. А. Экология: Словарь - справочник. [Текст] / В. А. Воронский. – Ростов-на-Дону: Феникс,1997. – 211 с.
- Здоровье населения и окружающая среда г. Кемерова [Текст] / Сот. К.С. Попов. – Кемерово, 2004. – 87 с.
- Земноводные и пресмыкающиеся Кемеровской области \ учебно-методическое пособие[Текст] / Под ред. Н. В. Скалон – Кемерово,2005.
- Если хочешь быть здоров: Сборник [Текст] / сост. А.А. Исаев. – М.: Лига пресс, 1998. – 124 с.
- Енгелфрид, Ю.. Как защитить себя от опасных веществ в быту. [Текст] / Под ред. М. Браунгарта Л.А. Алексеевой. – М.: МГУ, 1994. – 59 с.
- Красная книга РСФСР: Животные: [Текст] / Под ред. Кирилова С. К. – М.:Россельхозиздат, 1985. – 452 с.
- Красная книга РСФСР: Растения [Текст] / Под ред. Лисовой А. М. – М.: Россельхозиздат, 1988. – 144 с.
- Миркин, Б. М. Популярный экологический словарь. [Текст] / Б. М. Миркин, Л. Г. Наумова. – М.: Устойчивый мир, 1999. – 178 с.
- Тарасов, А. К. Ботаника, зоология, химия. Книга для учителя и учащихся [Текст] / А. К. Тарасов. – Смоленск: Русич, 1999. – 204 с.
- Хотунцев, Ю. Л. Экология и экологическая безопасность. [Текст] /Ю. Л. Хотунцев. – М.: Академия, 2002. – 134 с.
- Шклярова, О. А. Изучение экологического состояния школы (практическая работа) [Текст] / О. А. Шклярова // Биология в школе. – 1990. – №3. – С. 45-58.
- Экогруппа. Руководство по домашней экологии [Текст] / Под ред. Литницкой С. К. – СПб.: Принт Лайн, 1996. – 336 с.
Приложение №1
Опорная схема №1
Система государственных органов,
осуществляющих комплексный контроль
за охраной окружающей среды в России
|
|
|
|
|
|
Опорная схема №2
Результат нерациональной хозяйственной
деятельности человека
Истощение и утрата природных ресурсов | Экологические последствия | Разрушение и видоизменения ландшафтов и пейзажей |
Разрушение озонового слоя | Загрязнение окружающей среды | Ускоренное разрушение объектов |
Изменение климата | Снижение урожайности | |
Гибель флоры | Ухудшение здоровья и социально- экономического благополучия человека | Ухудшение качества продукции |
Приложение №2
Таблица №1
Потребление ресурсов и образование отходов
(на одного жителя в день)
Ресурсы | Количество, кг | Выбросы в окружающую среду | Количество, кг |
Вода | 625 | Сточные воды | 500 |
Пища | 2 | Твердые отходы | 2 |
Уголь | 4 | Газовые выбросы | 0,8 |
Нефть | 3,8 | ||
Газ | 2,7 |
Таблица №2
БИОМОНИТОРИНГ
Биомониторинг - система регулярных наблюдений (с помощью растений-биоиндикаторов), дающая информацию о состоянии окружающей среды.
Растения - биоиндикаторы | Компонент загрязнения | |
деревья | С\х и декоративные растения | |
Ель, пихта, ясень, сосна | Пшеница, ячмень, клевер, фиалка | Диоксид серы |
Ель, пихта, сосна, орех | Петрушка, ландыш, тюльпан, нарцисс | Фтороводород |
Граб, липа | сельдерей | аммиак |
Ель, пихта, лиственница, ольха | Фасоль, редис, смородина, клубника | Хлороводород |
сосна | Картофель, томаты, цитрусовые | Озон |
Вяз, боярышник | орхидеи | Тяжелые металлы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект интегрированного урока по окружающему миру и английскому языку в третьем классе по теме «Охрана животного мира»
План-конспект интегрированного урока по окружающему миру и английскому языку в третьем классе по теме «Охрана животного мира»...
«Методический проект учебного занятия МХК по теме: «Красота и польза окружающего мира и мира искусства»
Цель: соотношение красоты и пользы в окружающем мире и мире искусства.Задачи:1. Повторить понятия : натюрморт, пейзаж, бытовой жанр и т.д.2....
Презентация к уроку окружающего мира 4 класс "Мир глазами эколога".
В презентации освещены основные экологические проблемы и предложены вопросы для беседы с учащимися. Данная презентация может быть использована и во внеурочной деятельности....
Планирование уроков по окружающему миру для учащихся 6 классов средних общеобразовательных школ по модели ″Экология и развитие″ на 2011/2012учебный год
Учебная литература: Тарасов Лев Васильевич ″Энергия земных недр м солнечных лучей″ ТОВ ″ВТД ″Университетская книга″, 2011...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром. Вторая младшая группа. Тема: «В мире насекомых»
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром. Вторая младшая группа. ...
Конспект урока по окружающему миру. Охрана окружающей среды
Конспект урока по окружающиму миру в 5 классе. Охрана окружающей среды....