Конспект интегрированного урока немецкого языка и биологии
план-конспект занятия по немецкому языку (5 класс)
Интегрированный урок биологии и немецкого языка в 5 классе по теме " Мусор - всеобщая проблема" для формирования и оценки критического мышления, креативности, коммуникации, кооперации («4К»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_13_golubeva_shcherbakova_konspekt.docx | 91.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ярославской области «Институт развития образования»
Итоговая работа
ППК «Формирование и оценка критического мышления, креативности, коммуникации, кооперации («4К») в урочной деятельности»
Интегрированный урок биологии и немецкого языка в 5 классе
по теме «Мусор - всеобщая проблема!»
Выполнили:
Щербакова О.А., учитель биологии
Голубева Л.В. учитель немецкого языка
МОУ «Средняя школа №13»
Ярославль
2019
Методическое обоснование работы
В настоящее время на каждого жителя нашей планеты приходится в среднем около 1 т мусора в год, и это не считая миллионов изношенных и разбитых автомобилей. Если весь накапливающийся за год мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с Эльбрус - высочайшую горную вершину Европы.
В рамках экологического воспитания в школе действуют акции «Добрые крышечки», «Сбор макулатуры», в которой принимают участие все учащиеся школы.
Тема «Мусор – всеобщая проблема» рассматривается с ребятами, начиная с 1 класса, на уроках окружающего мира и углубляется вплоть до 11 класса. А на уроках по немецкому языку в программах для общеобразовательных учреждений тема «Мусор. Утилизация мусора в Германии» изучается в 7 классе. Нам кажется, что изучение данной темы для формирования и оценки критического мышления, креативности, коммуникации, кооперации («4К») вполне уместно провести с ребятами 5-6 классов.
Данный метод в образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, познавательный интерес, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему МОУ открытой для активного участия родителей.
Актуальность темы
Учёные и экологи постоянно ломают голову, куда девать мусор? Но может быть, стоит попытаться решить эту проблему с другой стороны. Не проще ли контролировать то, что попадает на свалку, чем то, что попадает со свалки в окружающую среду?
Согласно статистическим данным, утилизируется всего лишь порядка тридцати процентов отходов. Остальные две трети существенным образом загрязняют нашу атмосферу и окружающую среду. Чем дольше человечество живет рядом с различным мусором, тем меньше шансов у будущих поколений рождаться и жить здоровыми.
Концептуальное обоснование и его интеграции в образовательный процесс с учетом требований ФГОС
Метод 4К позволяет активно развивать у обучающихся основные виды мышления и творческие способности, стремление самому созидать и осознавать себя творцом при работе, «умными» конструкциями и «технологическими» системами.
Они должны у себя сформировать способность оценивать идеи, выбирать наиболее технологичный, экономичный способ утилизации мусора.
Метод 4К - это комплексный обобщающий процесс рационального сочетания репродуктивной и продуктивной деятельности, позволяющий комбинировать и соединять формальные знания с практическим опытом.
Приоритетной педагогической задачей в процессе обучения является не репродуктивное - строго последовательное соблюдение этапов, а развитие у них способности к генерации идей, их анализу, самостоятельному принятию решения, формированию своего мнения, позиции, взаимодействию и диалогу в процессе решения совместных задач.
Совместное разрешение внутригрупповых проблем сближает учеников, придает общественную значимость решаемым проблемам.
Цель работы:
Выяснить, почему бытовой мусор является проблемой и пути её решения.
Задачи работы:
- Узнать, что такое мусор и откуда он берётся.
- Показать разнообразие бытового мусора, встречающегося на свалках; его влияние на окружающую среду.
- Показать влияние веществ, образующихся при разложении мусора, на организм человека
- Познакомиться с классификацией отходов и способами избавления от них в Германии
- Сформировать сознательное отношение к проблеме отходов на территории нашего города и личному участию в ее решении
- Привлечь одноклассников к активному участию в экологических акциях «Добрые крышечки», «Сбор макулатуры», акция «Батарейка, сдавайся!»
Планируемые результаты работы:
Предметные:
- обучающиеся получат знания о способах переработки и вторичном использовании бытовых отходов.
- познакомятся с правильной сортировкой мусора.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные:
- обучающиеся научатся планировать и выполнять свои действия, оценивать правильность выполнения действий;
- воспринимать оценку учителя и одноклассников с отзывами о выполненной работе; научатся оценивать результат своей работы.
Коммуникативные:
- будут учиться доносить свою позицию до других, уметь рассуждать и анализировать;
- работать в группе и оценивать своего товарища, формировать умения формулировать ответ на вопросы учителя, обеспечить развитие диалогической речи;
Логика отбора содержания и построение занятия
В основу содержания обучения заложен принцип вложения более мелких структурных единиц в более крупные.
Ясно просматриваются такие принципы дидактики как научность, мировоззренческая направленность, профессиональная направленность и доступность.
В содержание занятия входят:
- знания о природе, обществе, человеке, способах его деятельности;
- опыт осуществления известных способов деятельности, воплощающийся вместе со знаниями в навыки и умения личности;
- опыт творческой деятельности;
- опыт эмоционально-ценностных отношений к знаниям, к действительности.
Перспектива развития методического продукта
Основной задачей становится поиск таких форм взаимодействия Человека и Природы, которые бы обеспечивали совместное развитие биосферы и человеческой популяции как её неотъемлемой составной части.
Привлечь родственников, друзей и т.д к активному участию по сортировке мусора.
Распространение принципов раздельного сбора, просветительская и рекламно- информационная деятельность через интернет –ресурсы, в том числе через школьный сайт
Знакомство с опытом других школ. Развитие социального партнерства.
Практическая часть
Оборудование: ТКО (пластиковые бутылки, газеты, баночки из-под йогурта, жестяные консервные банки, стеклянные банки, кожура, батарейки и т.п.), перчатки, небольшие контейнеры, проектор, мультфильм «Про мусор», презентация к упражнению «Поле чудес», презентация «Сортировка мусора в Германии»
Легенда: Ребятам предлагается посмотреть на видеоролик «Про мусор» и ответить на вопрос «А правда ли так будет?»
Креативность проявляется в разработке нового подхода к данной проблеме.
Критическое мышление проявляется в разделении мусора по группам ТКО.
Ход урока
- Организационный момент.
- Определение цели урока.
Сегодня мы собрались для того, чтобы обсудить и найти пути решения очень важной проблемы, которая нависла над человечеством, которая касается каждого из нас.
Просмотрите мультфильм и ответе на вопрос «А правда ли так будет?»
Мультфильм «Про мусор»
Вопрос: Ребята, как вы думаете, почему эта проблему надо решать?
(Ответы детей)
Проблема мусора стала одной из самых серьезных проблем нашего настоящего и будущего. Ежедневно мы производим более 3,5 млн. тонн твердых отходов. А с ростом населения мы будем производить еще больше отходов.
Цель нашего урока: найти пути решения, которые помогут решить проблемы мусора.
- Упражнение для актуализации знаний и практических умений (Презентация к упражнению «Поле чудес»)
Упражнение «Поле чудес» (вспомним сказку «Буратино»). Такое «поле чудес» есть в каждом городе, в том числе и нашем. Педагог показывает фотографию (слайд) городской свалки. А 30 лет назад в Тихом океане появился «остров чудес» - фотография (слайд) мусорного острова (Восточный мусорный континент).
- Кто же создал эти «чудеса»? (Ответы детей).
- А как вы думаете, откуда берётся мусор?
- Да, мусор «изобретение» человечества. У природы нет мусора. Ни животные, ни растения не создают мусора. Мусор, или как его ещё называют твёрдые коммунальные отходы (ТКО), создал и продолжает создавать человек.
Можно использовать уже знакомые фотографии (слайды) с изображением мусорных свалок.
- Давайте подумаем, что можно сделать, чтобы не утонуть в наших отходах? Как видите, горы мусора растут с каждым днём и, если человек не научится грамотно от него избавляться, то в скором времени наша планета превратится в одну большую свалку.
4. Групповая работа.
Задание выполняется последовательно каждой группой с последующим выступлением.
Задание 1 «Анализ мусорной корзины». Работа в группах. Ребятам предлагается разложить ТКО на разные его виды. В ходе обсуждения получают следующие группы ТКО: пищевые отходы; бумага и картон; стекло; металл; пластик, полиэтилен, полимеры; тряпки; опасные ТКО (батарейки, люминесцентные лампы дневного света).
Задание 2 «Как помочь или что мы можем». Снова используем наполненный разным мусором пакет. «Что нужно сделать, чтобы мусор пошел на переработку?» («Почему большая часть ТКО все-таки идет на свалку?»)
Задание 3 Оформление памятки для родителей по борьбе с мусором.
«Рекомендации как производить меньше твердых коммунальных отходов».
Пример памятки по борьбе с мусором.
- Постарайтесь не использовать или свести к минимуму использование одноразовых вещей.
- Используйте упаковку многократно.
- Давайте вторую жизнь старым или не нужным вещам в рабочем состоянии.
- Не выбрасывайте мусор, а сдавайте его на переработку.
- Ответственно подходите к утилизации мусора, сильно загрязняющего природу опасными веществами.
- Используйте по назначению специальные целевые контейнеры для мусора: для пластика, для стекла и для бумаги.
- Почти все книги, газеты и журналы имеют электронную версию - пользуйтесь этим.
- Отдавайте предпочтение фирмам и брендам, которые заботятся об окружающей среде и не загрязняют планету.
- Передавайте информацию про мусор окружающим нас людям.
- Изучение нового материала. Утилизация мусора в Германии
Презентация «Сортировка мусора в Германии»
- Закрепление материала
Изготовление пособия «Распределение мусора по контейнерам» (Приложение 1,2)
Связь новых знаний с жизнью
Проблема мусора стала одной из самых серьезных проблем нашего настоящего и будущего. Ежедневно мы производим более 3,5 млн. тонн твердых отходов. А с ростом населения мы будем производить еще больше отходов. Поэтому их переработка стала очевидной необходимостью.
Большая часть отходов Ярославской области сваливается на полигоны, а ведь как минимум половина из нашего мусора – перерабатываемые ресурсы.
Раздельный сбор призван решить эту проблему:
- вторсырьё идёт на переработку;
- экономятся невозобновляемые природные ресурсы;
- не загрязняется окружающая среда.
В нашем городе уже есть контейнеры для раздельного сбора и пункты приема вторичного сырья. Необходимо максимально распространить принципы раздельного сбора среди населения. Подавать пример в своём окружении. Многим раздельный сбор кажется очень сложным и невыполнимым процессом. Но это не так. Показывая, как непринуждённо вы организуете этот процесс, своим друзьям и родным, вы помогаете им перенять ваш образ жизни. ( Детям выдаётся листовка)
Листовка раздельного сбора
Контейнеры для раздельного сбора в Ярославле Адреса контейнеров можно посмотреть на карте http://sdelaem76.ru/karta Приём макулатуры в Ярославле: https://vk.com/blago.paper Приём ртутных градусников в Ярославле: ул. Базовая, 9 Приём шин и покрышек в Ярославле: https://priemshin.ru Приём фильтров для воды в Ярославле: tfi-voda.ru Приём электролома в Ярославле: все вопросы связанные с акцией можно задать по номеру телефона 8-800-51-93-80. | Контейнеры для раздельного сбора в Ярославле Адреса контейнеров можно посмотреть на карте http://sdelaem76.ru/karta Приём макулатуры в Ярославле: https://vk.com/blago.paper Приём ртутных градусников в Ярославле: ул. Базовая, 9 Приём шин и покрышек в Ярославле: https://priemshin.ru Приём фильтров для воды в Ярославле: tfi-voda.ru Приём электролома в Ярославле: все вопросы связанные с акцией можно задать по номеру телефона 8-800-51-93-80. |
- Рефлексия
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я выполнял задания…
5. я понял, что…
6. теперь я могу…
7. я почувствовал, что…
8. я приобрел…
9. я научился…
10. у меня получилось …
11. я смог…
12. я попробую…
13. меня удивило…
14. урок дал мне для жизни…
15. мне захотелось…
8. Домашнее задание: подготовить творческую работу на тему «Как я защищаю природу» ( рисунок, сочинение, презентация, поделка из вторсырья и т.д)
Список используемых источников
- https://www.arhcity.ru/data/2386/MMITOG1.pdf
- https://vk.com/razdelno76
- https://videouroki.net/razrabotki/prezentatsiya-po-nemetskomu-yazyku-sortirovka-musora-v-germanii.html
- https://stop-othod.ru/recycling/ekologicheskaya-problema-musora-v-rossii-i-mire-musornaya-reforma.html
- https://school-science.ru/7/23/39378
- https://vtorexpo.ru/othody/ekologicheskaya-problema-musora-v-mire.html
- https://vk.com/video163408755_166621473
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок немецкого языка и изобразительного искусства в 4 классе
Воспитание у детей интереса и любви к животным, чувства доброты, эмоциональной отзывчивости...
Интегрированный урок немецкого языка и литературы по теме "Великие немецкие классики"
План-конспект учебного занятия...
Интегрированные уроки. План – конспект интегрированного урока английского языка и ОБЖ в 10 классе.
Идея интегрированных уроков возникла из сопричастности некоторых школьных дисциплин друг другу. Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в шир...
Конспект интегрированного урока (немецкий язык, информатика) "Достопримечательности Германии"
Разработка интегрированного урока, проводимого двумя учителями. Предусмотрена работа в группах, защита проектов...
Разработка интегрированного урока немецкого языка и родного (ханты) языка
Представлен интегрированный урок немецкого и родного языков, целью которого является сравнение и анализ стихотворения немецкого поэта Г.Гейне "Сосна"....
Конспект интегрированного урока немецкого языка и технологии
Учитель технологии знакомит учащихся с изготовлением пособия "Времена года" совместно с учителем немецкого языка. Дети знакомятся с лексическими единицами по теме " Времена года&q...
Конспект интегрированного урока английского языка и биологии " Флора и фауна Британских островов"
Конспект открытого урока по теме " Флора и фауна Британских островов" для 7 класса...