Дополнительная общеобразовательная программа естественно-научной направленности «Юный биолог»
рабочая программа

Легкодух Ирина Николаевна

Направленность

 

Рабочая программа биологического кружка «Юный биолог»

разработана на основе рабочей программы по предмету «биология» для средней школы программа рассчитана  на 34 часа. Включает теоретические и практические занятия. Содержание программы «Юный биолог» связано с предметами естественнонаучного цикла. На кружок отводится по 1 часу в неделю и рассчитана на углубленное изучение биологии. 
Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии. 
Актуальность  обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа  позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная программа естественно-научной направленности

 «Юный биолог»

срок реализации 1 год

Автор программы :Легкодух И.Н.

учитель биологии первой категории

Общая характеристика программы:

Направленность

Рабочая программа биологического кружка «Юный биолог»

разработана на основе рабочей программы по предмету «биология» для средней школы программа рассчитана  на 34 часа. Включает теоретические и практические занятия. Содержание программы «Юный биолог» связано с предметами естественнонаучного цикла. На кружок отводится по 1 часу в неделю и рассчитана на углубленное изучение биологии. 
Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии. 
Актуальность  обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа  позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы. 

Отличительные  особенности программы

Программа  предназначена для обучающихся в основной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств. 

Адресат программы: программа рассчитана на учащихся 9 класса.

Объём программы: 34 часа.

Формы обучения и виды занятий:

-    лекции;  семинары; проекты;практические работы;

- ролевые игры.

- творческие работы;                                    
- исследования;

- конкурсы;

Содержание программы

Учебный план

№ п\п

Раздел и тема

Кол-во часов

Формы аттестации контроля

всего

теория

практика

1

Цитология – наука о клетке

3

2

1

2

Клетка как биологическая система

9

8

1

3

Организм как биологическая система. Ткани

5

3

2

4

Органы размножения организмов.

2

2

0

5

Многообразие организмов

8

7

1

6

Характеристика мира животных

4

2

2

7

Оформление презентаций и проектов

3

1

2

Итого:

34

25

9

           

  1. Цитология – наука о клетке (3часа)

Цитология - как наука, ее достижения, методы исследования, связи с другими науками. Роль цитологии в жизни и практической деятельности человека.

Признаки и свойства живого: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, воспроизведение, развитие.

Клеточная теория, её основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов, сходство строения клеток всех организмов - основа единства органического мира, доказательства родства живой природы.

Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.

  1. Клетка как биологическая система (9часов)

Клетка - единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Многообразие клеток. Строение про- и эукариотной клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки - основа ее целостности.Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов.

Химическая организация клетки. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Обоснование родства организмов на основе анализа химического состава их клеток.

Метаболизм: энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Ферменты, их химическая природа, роль в метаболизме. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот. Матричный характер реакций биосинтеза. Гены, генетический код и его свойства.

Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции. Число хромосом и их видовое постоянство. Определение набора хромосом в соматических и половых клетках. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз - деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных. Сходство и отличие митоза и мейоза, их значение. Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов.

  1. Организм как биологическая система. Ткани (5 часов)

Виды тканей, отличие растительной ткани от животной.особенности строения и функции тканей.

   4.Органы размножения организмов. (2 час)

Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и отличие полового и бесполого размножения. Использование полового и бесполого размножения в практической деятельности человека. Роль мейоза и оплодотворения в обеспечении постоянства числа хромосом в поколениях.

  1. Многообразие организмов (8 часов)

Систематика. Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; их соподчиненность.

Царство бактерий, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе. Бактерии - возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями

Царство грибов, строение, жизнедеятельность, размножение. Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе грибов и лишайников.

Царство растений. Особенности строения тканей и органов. Жизнедеятельность и размножение растительного организма, его целостность. Распознавание (на рисунках) органов растений.

Многообразие растений.

6.Характеристика мира животных (4 часа)

Главные признаки подцарстводноклеточных и многоклеточных животных. Одноклеточные и беспозвоночные животные, их классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. Характеристика основных типов беспозвоночных, классов членистоногих.

Хордовые животные, их классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. Характеристика основных классов хордовых. Поведение животных. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов у животных.

7. Оформление презентаций – 3часа

        8. экскурсии (2 часа).

Календарно-тематический план

Дата План

Дата Факт

Тема занятий

Кол-во

час

ов

 Форма проведения

1

Введение.

беседа

2

Цитология - наука о клетке.

беседа

3

Практическая работа: Ознакомление с методами

сбора грибов.

  Практи-

   ческая     работа

4

Основные положения клеточной теории.

беседа

5

Экскурсия: " Разнообразие растительного и животного мира в окрестностях с. Ольховка".

экскурсия

6

Неорганические вещества клетки.

беседа

7

Органические вещества клетки.

беседа

8

Ферменты, их роль в жизнедеятельности клетки.

беседа

9

Практи-

   ческая     работа

10

Витамины растений и грибов

беседа

11

Ядовитые и лекарственные

растения.

беседа

12

Прокариотические и эукариотические                      

клетки.

беседа

13

Строение и функции клеточных

беседа

14

Строение и функции ядра.

беседа

15

Деление клетки.

беседа

16

Практическая работа: Работа с готовыми микропрепаратами и приготовление микропрепаратов.

1 ч

Практи-

   ческая     работа

17

Ткани растений.

беседа

18

Ткани животных.

беседа

19- 21

.

Практическая работа: Изучения тканей под микроскопом. Определение их принадлежности к животному или растительному организму

Зч

Практи-

   ческая     работа

22

Вегетативные и генеративные органы растений.

    1                 беседа

23

Корневая система и процессы жизнедеятельности с ней связанные.

1

беседа

24

Побег и процессы жизнедеятельности с ним связанные.

1

беседа

25

Цветок и плод.

1

беседа

26- 27

Растительный мир Курской области.

2

беседа

28- 29

Особенности работы с гербариями.

2

пр\раб

30

31

Системы органов животных.

2

беседа

32

Процессы жизнедеятельности и органы их осуществляющие.

1

Беседа

Работа с таблицами

33

Животный мир Курской области.

1

беседа

34

Оформление и презентация проектов.

1

Твор

ческая работа

                              Планируемые  результаты

В результате                     должен:

Знать  /понимать:

основные положения биологических теорий (клеточная, хромосомная,  эволюционная теория Ч.Дарвина); учения В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

строение биологических объектов: генов и хромосом,  клетки,  тканей, органов, систем органов, организма растений, животных, человека, грибов, бактерий,; вида и экосистем (структура);

сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

Уметь:

объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
  • описывать особей видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

Использовать  приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Учебно-методическое и материально-техническое  обеспечение

  1. Наличие  в учебном кабинете компьютера, проектора и экрана.
  2. Наличие необходимых учебников и электронных  учебных пособий по биологии.
  3. Наличие презентаций уроков  по различным разделам биологии.
  4. Наличие различных вариантов  контрольно-измерительных материалов   ГИА по биологии  в печатном и электронном формате.
  5. Наличие тематических тестов, аналогичных заданиям ГИА по биологии.

Список литературы

Учебники для учащихся:

  1. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6класс.  Пасечник В. В.
  2. Биология. Животные.7 классСуматохин., Шапкин В. А
  3. Биология. Человек. 8 кл.  Колесов В. Д., Маш Р. Д. и др.
  4. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. Каменский А. А.,Криксунов  Е. А., Пасечник В. В.
  5. Биология. Человек. 9 класс, Батуев А. С.
  6.  Биология 10-11 кл. Трайтак  О.В.

Учебные пособия для учащихся:

  1. Единый государственный экзамен: Биология: методика подготовки/Г.И. Лернер – М., Просвещение, ЭКСМО, 2005.
  2. Лернер Г.И. Уроки биологии. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.: ЭКСМО, 2005.
  3. Лернер Г.И. Уроки биологии. Животные.7, 8 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. М.:ЭКСМО, 2005.
  4. Лернер Г.И. Уроки биологии. Человек: анатомия, физиология гигиена. 8, 9 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.:ЭКСМО, 2005.
  5. Лернер Г.И .ГИА 2010.Биология:сборник заданий :9 класс. Учебное пособие. – М.: ЭКСМО, 2009
  6. Лернер Г.И.  ГИА 2011.Биология:сборник заданий:9класс-М.:Эксмо,2010.-240с..

Электронные  учебные пособия:

  1. Учебное электронное пособие «Уроки биологии».  Кирилл и Мефодий.
  2. Учебное  электронное пособие «Биология. 6-9 класс» Кирилл и Мефодий
  3. Полный  интерактивный курс биологии «Физикон»
  4. Учебное  электронное пособие «Экология» 1С:Образование3.0.

                                                         Ресурсы Интернет

www.ed.gov.ru – Министерство образования Российской Федерации

www.informika.ru – Центр информатизации Министерства образования РФ

www.school.eddo.ru – "Российское школьное образование"

www.mediaeducation.ru – Медиаобразование в России

http://www.shkola2.com/library/ -тексты многих школьных учебников

www.school.mos.ru – сайт "Школьник"

http://www.nsu.ru/biology/courses/internet/main.html - Ресурсы по биологии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Эколог»

Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса детей и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностны...

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Природа и человек" стартовый уровень Автор-составитель Майджи О.В., педагог дополнительного образования

Дополнительная общеразвывающая программа естественно-научной направленности  "Природа и человек", стартовый уровень. Возраст обучающихся 13-14 лет. Срок реализации 1 год. Автор-составит...

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Природа и человек" базовый уровень. Автор-составитель Майджи О.В., педагог дополнительного образования

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Природа и человек", базовый уровень. Возраст обучающихся 15-17 лет. Срок реализации 2 года. Автор-составитель Май...

Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческой направленности «Юный краевед»

Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческой направленности  "Юный краевед" адресована детям младшего и среднего школьного возраста 9-12 лет. Прог...

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности "ЮНЫЙ КОНДИТЕР"

Мастерство приготовления вкусных лакомств — кондитерских изделий — ценилось во все времена, а секреты изысканного вкуса тортов, конфет и других сладостей всегда хранятся в строгой тайне. К...

Дополнительная общеобразовательная программа естественно научной направленности "Избранные вопросы математики".

Программа направлена на подготовку учащихся десятого класса к итоговой аттестации. На обобщение и систематизацию знаний учащихся. на развитие умений применять знания , на развитие навыков учащихся....

Авторская дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Юные гиды» (английский язык)

Программа внеурочной деятельности краеведческой направленности на английском языке....