Дополнительная общеобразовательная программа естественно-научной направленности «Юный биолог»
рабочая программа
Направленность |
|
Рабочая программа биологического кружка «Юный биолог» разработана на основе рабочей программы по предмету «биология» для средней школы программа рассчитана на 34 часа. Включает теоретические и практические занятия. Содержание программы «Юный биолог» связано с предметами естественнонаучного цикла. На кружок отводится по 1 часу в неделю и рассчитана на углубленное изучение биологии. |
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная программа естественно-научной направленности
«Юный биолог»
срок реализации 1 год
Автор программы :Легкодух И.Н.
учитель биологии первой категории
Общая характеристика программы:
Направленность | |
Рабочая программа биологического кружка «Юный биолог» разработана на основе рабочей программы по предмету «биология» для средней школы программа рассчитана на 34 часа. Включает теоретические и практические занятия. Содержание программы «Юный биолог» связано с предметами естественнонаучного цикла. На кружок отводится по 1 часу в неделю и рассчитана на углубленное изучение биологии. |
Отличительные особенности программы
Программа предназначена для обучающихся в основной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.
Адресат программы: программа рассчитана на учащихся 9 класса.
Объём программы: 34 часа.
Формы обучения и виды занятий:
- лекции; семинары; проекты;практические работы;
- ролевые игры.
- творческие работы;
- исследования;
- конкурсы;
Содержание программы
Учебный план
№ п\п | Раздел и тема | Кол-во часов | Формы аттестации контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Цитология – наука о клетке | 3 | 2 | 1 | |
2 | Клетка как биологическая система | 9 | 8 | 1 | |
3 | Организм как биологическая система. Ткани | 5 | 3 | 2 | |
4 | Органы размножения организмов. | 2 | 2 | 0 | |
5 | Многообразие организмов | 8 | 7 | 1 | |
6 | Характеристика мира животных | 4 | 2 | 2 | |
7 | Оформление презентаций и проектов | 3 | 1 | 2 | |
Итого: | 34 | 25 | 9 | ||
- Цитология – наука о клетке (3часа)
Цитология - как наука, ее достижения, методы исследования, связи с другими науками. Роль цитологии в жизни и практической деятельности человека.
Признаки и свойства живого: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, воспроизведение, развитие.
Клеточная теория, её основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов, сходство строения клеток всех организмов - основа единства органического мира, доказательства родства живой природы.
Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.
- Клетка как биологическая система (9часов)
Клетка - единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Многообразие клеток. Строение про- и эукариотной клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки - основа ее целостности.Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов.
Химическая организация клетки. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Обоснование родства организмов на основе анализа химического состава их клеток.
Метаболизм: энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Ферменты, их химическая природа, роль в метаболизме. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот. Матричный характер реакций биосинтеза. Гены, генетический код и его свойства.
Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции. Число хромосом и их видовое постоянство. Определение набора хромосом в соматических и половых клетках. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз - деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных. Сходство и отличие митоза и мейоза, их значение. Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов.
- Организм как биологическая система. Ткани (5 часов)
Виды тканей, отличие растительной ткани от животной.особенности строения и функции тканей.
4.Органы размножения организмов. (2 час)
Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и отличие полового и бесполого размножения. Использование полового и бесполого размножения в практической деятельности человека. Роль мейоза и оплодотворения в обеспечении постоянства числа хромосом в поколениях.
- Многообразие организмов (8 часов)
Систематика. Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; их соподчиненность.
Царство бактерий, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе. Бактерии - возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями
Царство грибов, строение, жизнедеятельность, размножение. Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе грибов и лишайников.
Царство растений. Особенности строения тканей и органов. Жизнедеятельность и размножение растительного организма, его целостность. Распознавание (на рисунках) органов растений.
Многообразие растений.
6.Характеристика мира животных (4 часа)
Главные признаки подцарстводноклеточных и многоклеточных животных. Одноклеточные и беспозвоночные животные, их классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. Характеристика основных типов беспозвоночных, классов членистоногих.
Хордовые животные, их классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. Характеристика основных классов хордовых. Поведение животных. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов у животных.
7. Оформление презентаций – 3часа
8. экскурсии (2 часа).
Календарно-тематический план
№ | Дата План | Дата Факт | Тема занятий | Кол-во час ов | Форма проведения | |
1 | Введение. | 1ч | беседа | |||
2 | Цитология - наука о клетке. | 1ч | беседа | |||
3 | Практическая работа: Ознакомление с методами сбора грибов. | 1ч | Практи- ческая работа | |||
4 | Основные положения клеточной теории. | 1ч | беседа | |||
5 | Экскурсия: " Разнообразие растительного и животного мира в окрестностях с. Ольховка". | 1ч | экскурсия | |||
6 | Неорганические вещества клетки. | 1ч | беседа | |||
7 | Органические вещества клетки. | 1ч | беседа | |||
8 | Ферменты, их роль в жизнедеятельности клетки. | 1ч | беседа | |||
9 | 1ч | Практи- ческая работа | ||||
10 | Витамины растений и грибов | 1ч | беседа | |||
11 | Ядовитые и лекарственные растения. | 1ч | беседа | |||
12 | Прокариотические и эукариотические клетки. | 1ч | беседа | |||
13 | Строение и функции клеточных | 1ч | беседа | |||
14 | Строение и функции ядра. | 1ч | беседа | |||
15 | Деление клетки. | 1ч | беседа | |||
16 | Практическая работа: Работа с готовыми микропрепаратами и приготовление микропрепаратов. | 1 ч | Практи- ческая работа | |||
17 | Ткани растений. | 1ч | беседа | |||
18 | Ткани животных. | 1ч | беседа | |||
19- 21 | . | Практическая работа: Изучения тканей под микроскопом. Определение их принадлежности к животному или растительному организму | Зч | Практи- ческая работа | ||
22 | Вегетативные и генеративные органы растений. | 1 беседа |
23 | Корневая система и процессы жизнедеятельности с ней связанные. | 1 | беседа | ||
24 | Побег и процессы жизнедеятельности с ним связанные. | 1 | беседа | ||
25 | Цветок и плод. | 1 | беседа | ||
26- 27 | Растительный мир Курской области. | 2 | беседа | ||
28- 29 | Особенности работы с гербариями. | 2 | пр\раб | ||
30 31 | Системы органов животных. | 2 | беседа | ||
32 | Процессы жизнедеятельности и органы их осуществляющие. | 1 | Беседа Работа с таблицами | ||
33 | Животный мир Курской области. | 1 | беседа | ||
34 | Оформление и презентация проектов. | 1 | Твор ческая работа | ||
Планируемые результаты
В результате должен:
Знать /понимать:
основные положения биологических теорий (клеточная, хромосомная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учения В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
строение биологических объектов: генов и хромосом, клетки, тканей, органов, систем органов, организма растений, животных, человека, грибов, бактерий,; вида и экосистем (структура);
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
Уметь:
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
- описывать особей видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
- Наличие в учебном кабинете компьютера, проектора и экрана.
- Наличие необходимых учебников и электронных учебных пособий по биологии.
- Наличие презентаций уроков по различным разделам биологии.
- Наличие различных вариантов контрольно-измерительных материалов ГИА по биологии в печатном и электронном формате.
- Наличие тематических тестов, аналогичных заданиям ГИА по биологии.
Список литературы
Учебники для учащихся:
- Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6класс. Пасечник В. В.
- Биология. Животные.7 классСуматохин., Шапкин В. А
- Биология. Человек. 8 кл. Колесов В. Д., Маш Р. Д. и др.
- Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. Каменский А. А.,Криксунов Е. А., Пасечник В. В.
- Биология. Человек. 9 класс, Батуев А. С.
- Биология 10-11 кл. Трайтак О.В.
Учебные пособия для учащихся:
- Единый государственный экзамен: Биология: методика подготовки/Г.И. Лернер – М., Просвещение, ЭКСМО, 2005.
- Лернер Г.И. Уроки биологии. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.: ЭКСМО, 2005.
- Лернер Г.И. Уроки биологии. Животные.7, 8 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. М.:ЭКСМО, 2005.
- Лернер Г.И. Уроки биологии. Человек: анатомия, физиология гигиена. 8, 9 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.:ЭКСМО, 2005.
- Лернер Г.И .ГИА 2010.Биология:сборник заданий :9 класс. Учебное пособие. – М.: ЭКСМО, 2009
- Лернер Г.И. ГИА 2011.Биология:сборник заданий:9класс-М.:Эксмо,2010.-240с..
Электронные учебные пособия:
- Учебное электронное пособие «Уроки биологии». Кирилл и Мефодий.
- Учебное электронное пособие «Биология. 6-9 класс» Кирилл и Мефодий
- Полный интерактивный курс биологии «Физикон»
- Учебное электронное пособие «Экология» 1С:Образование3.0.
Ресурсы Интернет
www.ed.gov.ru – Министерство образования Российской Федерации
www.informika.ru – Центр информатизации Министерства образования РФ
www.school.eddo.ru – "Российское школьное образование"
www.mediaeducation.ru – Медиаобразование в России
http://www.shkola2.com/library/ -тексты многих школьных учебников
www.school.mos.ru – сайт "Школьник"
http://www.nsu.ru/biology/courses/internet/main.html - Ресурсы по биологии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Эколог»
Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса детей и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностны...
Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Природа и человек" стартовый уровень Автор-составитель Майджи О.В., педагог дополнительного образования
Дополнительная общеразвывающая программа естественно-научной направленности "Природа и человек", стартовый уровень. Возраст обучающихся 13-14 лет. Срок реализации 1 год. Автор-составит...
Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Природа и человек" базовый уровень. Автор-составитель Майджи О.В., педагог дополнительного образования
Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Природа и человек", базовый уровень. Возраст обучающихся 15-17 лет. Срок реализации 2 года. Автор-составитель Май...
Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческой направленности «Юный краевед»
Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческой направленности "Юный краевед" адресована детям младшего и среднего школьного возраста 9-12 лет. Прог...
Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности "ЮНЫЙ КОНДИТЕР"
Мастерство приготовления вкусных лакомств — кондитерских изделий — ценилось во все времена, а секреты изысканного вкуса тортов, конфет и других сладостей всегда хранятся в строгой тайне. К...
Дополнительная общеобразовательная программа естественно научной направленности "Избранные вопросы математики".
Программа направлена на подготовку учащихся десятого класса к итоговой аттестации. На обобщение и систематизацию знаний учащихся. на развитие умений применять знания , на развитие навыков учащихся....
Авторская дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Юные гиды» (английский язык)
Программа внеурочной деятельности краеведческой направленности на английском языке....