Экологические проблемы пришкольной территории
учебно-методический материал по экологии (9 класс) по теме
Данная работа включает цели, задачи, темы исследований учащихся, ход исследования, факторы микроклимата школы, изучаемые в работе; источники атмосферного загрязнения; пути реализации проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uchitelya_biologii.doc | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект учителя биологии
муниципального общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 24 г. Тамбова
Потаповой Е.В.
Учебная тема «Экологические проблемы пришкольной территории»
Творческое название «Микрорайон школы - маленькая модель экологических проблем Земли»
Основополагающий вопрос: Экологические проблемы микрорайона школы.
Изучение вопросов экологической среды школы невозможно без изучения окружающей ее территории, определяющей в значительной степени микроклимат внутри школы.
Дети - это будущее нашей страны, поэтому так важно заботиться об их здоровье. Исследования показали, что при обучении по новой программе отмечено увеличение числа учащихся с отклонениями и расстройствами в состоянии нервной системы, функциях органов зрения и сердечно-сосудистой системы.
Актуальность данной работы определяется тем, что пришкольный участок занимает особое место в школьной жизни обучающихся. Здесь младшие школьники проводят подвижные игры после уроков и в группе продленного дня; учащиеся среднего и старшего возраста проводят биологические исследования, занимаются физической культурой и отдыхают в свободное от уроков время.
В настоящее время существует противоречие между необходимостью улучшения состояния здоровья школьников и низким уровнем экологической пригодности для этого микроклимата пришкольного участка.
Цель: изучить экологические проблемы пришкольной территории.
Задачи:
- выяснить состояние здоровья обучающихся школы по данным медицинских обследований;
- провести экологическое исследование пришкольной территории;
- провести учет автотранспортной нагрузки в микрорайоне школы;
- проанализировать полученные данные.
Данный материал может быть использован на уроках биологии, экологии и экологии человека.
Биология | Экология человека | Экология |
9, 11 классы | 8 класс | 11 класс |
Среда обитания организмов и ее факторы | Химическое загрязнение окружающей среды и его воздействие на растущий организм | Физические факторы среды и самочувствие человека |
Тип проекта: исследовательский.
Темы исследований учащихся:
- В здоровой школе - здоровый дух?
- Изучение загазованности пришкольной территории.
- Что думают жители об экологической обстановке на данной территории.
- Есть ли условия для произрастания растений на пришкольном участке?
Вопрос учебной темы: влияние микроклимата пришкольной территории на здоровье обучающихся.
Участники проекта: учащиеся 8, 11 классов.
Информационные ресурсы: периодические издания, учебники по предметам, Интернет-ресурсы.
Ход исследования:
- Обсуждение источников информации и методов ее сбора.
- Сбор информации об источниках загрязнения окружающей среды.
- Аналитическая работа над собственным материалом.
- Изучить состояние здоровья школьников нашей школы.
- Провести исследования факторов микроклимата школы.
- Обобщение данных и оформление материала.
- Защита проекта, подведение итогов.
Факторы микроклимата школы, изучаемые в работе:
- загрязненность пришкольной территории;
- структура, состав почвы;
- загазованность пришкольной территории;
- фитоценоз пришкольного участка.
Экологические факторы - внешние факторы, оказывающие влияние на численность и географическое распространение живых организмов.
- Абиотические факторы - это факторы неживой природы: климатические (солнечный свет, температура, влажность воздуха) и местные (рельеф, свойства почвы, ветер, течения, радиация).
- Биотические факторы - это всевозможные формы влияния живых организмов друг на друга.
- Антропогенные факторы - это хозяйственная деятельность человека.
Одним из наиболее важных антропогенных факторов является загрязнение.
Загрязнение окружающей среды химическими отходами прогрессирует с каждым годом. Основными химическими загрязнителями в наши дни являются автомобильный транспорт (49%), топливная промышленность (28%) и промышленные процессы (13%). Среди основных загрязнителей почвенной среды указывают на тяжелые металлы, радионуклиды, пестициды. Основными источниками загрязнения воды являются отходы промышленных предприятий, бытовые сточные воды, нефтепродукты и токсиканты.
Одной из наиболее острых проблем стало загрязнение воздушной среды. В больших городах атмосфера загрязнена частичками пыли, песка, дыма, копоти.
Наиболее вредные химические вещества: оксид серы, азота, оксид углерода, сероводород, свинец.
Влияние загрязнения воздуха, почвы и вод на организм человека:
∗ раздражение верхних дыхательных путей и бронхов;
∗ снижение защитных свойств организма;
∗ изменения деятельности нервной и иммунной систем;
∗ рост онкологических заболеваний;
∗ развитие аллергических состояний.
Тема ученического проекта: В здоровой школе - здоровый дух.
Выполнили учащиеся 11 класса: Аткарская Мария, Маркина Оксана, Рогова Ирина.
Состояние здоровья учащихся оценивалось по результатам изучения внутришкольной медицинской документации по различным направлениям. Анализ данных показывает, что полностью здоровых учащихся в школе - 18%, имеют отклонения в состоянии здоровья - 82%.
Было проведено анкетирование по проблеме загрязненности пришкольной территории. Из данных анкетирования видно, что экологически чистой территорию считают большинство учащихся 5 - 9 классов и меньшее количество опрошенных среди учащихся 10 - 11 классов. Большинство считают опасными для здоровья выхлопные газы транспорта, движущегося около школы, а также нахождение мусора.
Результаты работы:
- максимальное число школьников с нарушениями здоровья приходится на подростковый возраст, что связано с физиологическими функциями организма;
- количество обучаемых с болезнями органов зрения, пищеварения, дыхания - увеличилось.
Тема ученического проекта: Какая наша почва? Фитоценоз пришкольного участка.
Выполнили учащиеся 8В класса: Медведева Татьяна, Борисова Марина.
Цель: исследовать плодородие почвы пришкольной территории; изучить видовой состав травянистых и древесных растений на пришкольном участке.
Результаты работы:
- Определение механического состава почвы (см. Таблицу 1).
- Определение физических свойств почвы (см. Таблицу 2).
- Определение кислотности и плодородия почв по составу растительности (см. Таблицу 3).
- Определение Рh почвы (см. Таблицу 4).
В ходе исследования было выяснено, что почва на пришкольном участке относится к черноземному типу. На территории сада почва покрыта плотным слоем травянистого покрова; на территории школьного стадиона наблюдается присутствие небольшого количества глины и песка. По степени влажности почвы - влажные и свежие на учебно-опытном участке, цветниках, возле яблонь, а на футбольном поле - сухие. Результаты определения PH показали, что почва нейтральная (от 6,5 до 7), а в районе школьного стадиона - слабощелочная (от 7 до 8). По составу растительности выяснили, что плодородие почвы – нормальное, т.к. состояние вегетативных частей растений хорошее; степень кислотности почвы - нейтральная, т.к. встречается много клевера ползучего, а возле хоккейной коробки - щелочная, о чем свидетельствует наличие вьюнка полевого и мать-и-мачехи. Исследования показали, что видовой состав произрастаемых растений на пришкольном участке достаточно разнообразен.
Фитоценоз пришкольного участка
Вид растения | Число экземпляров |
Береза | 36 |
Рябина | 10 |
Спирея | 15 |
Яблоня | 18 |
Липа | 6 |
Тополь пирамидальный | 2 |
Клен американский | 18 |
Клен полевой | 3 |
Шиповник | 3 |
Каштан конский | 3 |
Боярышник | 15 |
Груша | 2 |
Туя | 3 |
Вишня | 3 |
Крыжовник | 8 |
Преобладающие виды травянистых растений
Семейство | Растение |
Крестоцветные | Пастушья сумка обыкновенная, сурепка обыкновенная, икотник серо- зеленый |
Бобовые | Клевер луговой, клевер ползучий, люцерна серповидная |
Мятликовые (злаковые) | Мятлик луговой, ежа сборная |
Сложноцветные | Одуванчик лекарственный, пижма обыкновенная, лопух (репейник) обыкновенный |
Подорожниковые | Подорожник большой, подорожник средний |
Крапивные | Крапива двудомная |
Маревые | Лебеда раскидистая |
Гречишные | Горец птичий (спорыш, трава-мурава) |
Маковые | Чистотел большой |
Выводы по исследованиям:
- общее состояние микроклимата территории школы можно считать экологически допустимым для обучения и отдыха школьников;
-загазованность атмосферы пришкольного участка повышена, так как транспорт остается единственным реальным источником загрязнения, оказывающим отрицательное воздействие на здоровье обучающихся;
- здание школы отделено от дороги кустарниками, деревьями и газонами, которые поглощают вредные выбросы и снижают уровень шума.
Пути реализации проекта:
- регулярно проводить экологические мероприятия, связанные с очисткой территории от мусора природного и бытового происхождения;
- проводить работы по улучшению качественного состава почвы пришкольного участка;
- разработать акцию «Сделаем нашу школу красивой!» по посадке декоративных растений на участке перед школой и на клумбах.
Таблица 1. Методика исследования механического состава почвы
Название почвы | Определение на ощупь | Скатывание влажной почвы | Проба на резание влажной почвы | Проба на плотность сухой почвы |
Песчаная | Заметно ощущаются песчинки | Не скатывается в шарик | При резании ножом почва рассыпается | Почва рыхлая |
Супесчаная | Ощущаются песчинки, немного мажется | Плохо скатывается в шарик | Поверхность среза слегка шероховатая | Почва состоит из небольших, но очень непрочных комочков |
Суглинистая | Мажется, песчинки едва ощущаются | Скатывается в шарик и в «колбаску», при сгибании в кольцо- ломается | Поверхность среза слегка шероховатая | Почва состоит из довольно плотных комочков |
Глинистая | Мажется, песчинок незаметно | Хорошо скатывается в «колбаску», которая при сгибе не ломается | Поверхность среза блестящая | Комочки почвы очень плотные, трудно разминаются |
Таблица 2. Определение физических свойств почвы (влажность)
Тип почвы | Степень влажности |
Сырая | Вытекает вода при сжимании в руке |
Влажная | На руке остается влажный след |
Свежая | Холодит руку, почва мажется |
Сухая | Не мажется на ощупь, кажется теплой |
Таблица 3. Определение кислотности и плодородия почв по составу растительности
Тип почвы | Растительность |
Нейтральная | Клевер ползучий, тимофеевка |
Щелочная | Мать-и-мачеха, вьюнок полевой |
Кислая | Фиалка трехцветная, багульник, голубика, клюква, хвощи, мхи |
Определение Рh почвы.
- В стакан поместить 2-3 кусочка почвы.
- Намять 10 мл раствора хлорида калия, перемешать содержимое стеклянной палочкой и дать отстояться.
- Определить значение Рh:
- взять полоску индикаторной бумаги и опустить в вытяжку, а через 1-2 секунды ее вынуть;
- сравнить полученную окраску бумаги со шкалой значений Рh, а затем определить тип образца почвы.
Таблица 4. Значение Рh
Значение Рh | Тип почвы |
От 1 до 5 | Кислая |
От 5, 5 до 6,5 | Слабокислая |
От 6,5 до 7 | Нейтральная |
От 7 до 8 | Слабощелочная |
Выше 8 | Щелочная |
Источники информации:
- Голубев И.Р. Окружающая среда и ее охрана: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1985 г.
- Пугал М.А. Экологический мониторинг. – М.: ТЦ Сфера, 1995 г.
- Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды: слов.- справ. – М.: Просвещение, 1992 г.
- Энциклопедия для детей. Т. 19. Экология. Глав. ред. В. Володин. – М.: Аванта +, 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование эстетическойи экологической культуры школьников средствами озеленения пришкольной территории
Наша Перемская школа славится своими цветниками. Накоплен опыт по технологии выращивания цветочных культур в урочное и внеурочное время....
Научно-исследовательская работа на тему: "Юные математики за изучение экологического состояния школы и пришкольной территории"
Гипотеза исследования: Благоприятная экологическая обстановка положительно влияет на развитие интеллектуальных и физических способностей человека, на сохранение его здоровья.В условиях современн...
Урок биологии. Изучение экологического состояния пришкольной территории
Экологическое сознание - это понимание и осознание того, что каждый человек несет ответственность за сохранение как отдельных видов животных и растений, так и в целом жизни на Земле. Биология как пре...
Проект «История озеленения пришкольной территории переходящая в создание учебной экологической тропы»
Учебная экологическая тропа – разновидность педагогически организованного маршрута на местности для проведения учебной и пропагандистской природоохранной работы.Назначение такой тропы – со...
Система внеурочных предметных мероприятий по проектированию и использованию учебной экологической тропы на пришкольной территории
Сегодня вопросы экологической безопасности, экологической культуры, устойчивого развития доминируют в повестке дня различных форумов, дискуссионных площадок, стратегических сессий. Экологическая инфор...
Экологический проект на тему: «Растения в городе. Роль растений в поддержании экологического микроклимата на пришкольной территории» 7-8 класс ( 2020- 2023)
Данный проект оценивает экологическое состояние пришкольной территории. К сожалению, экологическая среда большинства образовательных учреждений не всегда благоприятна для здоровья учащихся. Одна...