Урок биологии. Изучение экологического состояния пришкольной территории
методическая разработка по биологии на тему

Экологическое сознание - это понимание и осознание того, что каждый человек несет ответственность за сохранение как отдельных видов животных и растений, так и в целом жизни на Земле. Биология как предмет сам по себе не дает экологических знаний, но может внести реальный вклад в формирование экологического сознания. Обучая можно формировать такие понятия, как здоровье человека, окружающая среда, охрана природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy.doc40.5 КБ
Microsoft Office document icon statya.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Тезисы статьи

«Урок биологии. Изучение экологического состояния пришкольной территории»

Экологическое сознание - это понимание и осознание того, что каждый человек несет ответственность за сохранение как отдельных видов животных и растений, так и в целом жизни на Земле.

Биология как предмет сам по себе не дает экологических знаний, но может внести реальный вклад в формирование экологического сознания. Обучая  можно формировать такие понятия, как здоровье человека, окружающая среда, охрана природы. Планируемым результатом формирования экологического сознания считаем:

  • развитие у учащихся экологической ответственности, как способности и готовности к решению конкретных экологических проблем;
  • овладения экологически целесообразными способами деятельности на основе знания экологических закономерностей;
  • осознание и принятие системы экологических ценностей.

Это предусматривает изменение, как содержания курса биологии, так и использование комплекса различных форм, методов и средств обучения.

Характер отношений людей к живой природе, к своему здоровью во многом определяется глубиной экологических знаний, основы которых должны быть заложены в школе.

Наиболее интересным аспектом деятельности старших школьников в этом направлении является, на наш взгляд, участие в работе по изучению и оценке экологического состояния школы и близлежащих территорий. Подобную практическую работу целесообразно проводить с учащимися VIII класса в рамках курса «Человек и его здоровье» или с учащимися IX класса в рамках курса «Общая биология» за счет резервного времени.

Данный урок требует предварительной практической работы с учащимися. Класс следует разбить на группы и каждой группе поручить провести замеры на исследуемых объектах.

Цель этой работы –

  • активизировать внимание школьников к экологическому состоянию ближайшего окружения;
  • обобщить и углубить их знания о влиянии окружающей среды на здоровье человека;
  • сформировать умения и навыки, необходимые для изучения и оценки экологического состояния окружающей среды;
  • продолжить воспитание ответственного отношения к природе и здоровью человека;
  • мотивировать необходимость деятельности по благоустройству школьных помещений и пришкольной территории.

В содержание этой работы вошли задания по теме: «Изучение экологического состояния пришкольной территории». Вся практическая работа рассчитана на 5-б ч и может проводиться в осенне-весенний период при наличии благоприятных погодных условий.

Изучение экологического состояния пришкольной территории проводится по двум направлениям.

Первое - знакомство с планировкой пришкольного участка

Второе направление - изучение экологического состояния пришкольной территории

Наиболее эффективно проведение данной работы в форме интегрированного урока -  совместно учителями биологии и математики (информатики). Практическая часть исследования зеленой зоны пришкольного участка, изучение и оценка экологического состояния пришкольного участка и влияние окружающей среды на здоровье учащихся проводится под руководством учителя биологии. Расчетная часть проводится под руководством учителя математики. Все расчеты проводятся с учетом количества учащихся, обучающихся в школе.

После окончания всех исследований на основании полученных результатов учащиеся под руководством учителя составляют экологический паспорт пришкольной территории, в которой вносят все полученные результаты и общую оценку экологического состояния прилегающих территорий.

Опыт проведения практических работ по экологии показал, что подобная форма деятельности вызывает у школьников большой интерес к проблемам экологического характера, способствует формированию у них навыков исследовательской работы, развитию познавательного интереса, выработке умений и навыков по изучению окружающей среды, применению теоретических знаний на практике, выработке активной жизненной позиции.

Угрюмова Екатерина Анатольевна



Предварительный просмотр:

Урок биологии

Изучение экологического состояния пришкольной территории

(практическая работа)

Экологическое сознание - это понимание и осознание того, что каждый человек несет ответственность за сохранение как отдельных видов животных и растений, так и в целом жизни на Земле.

Биология как предмет сам по себе не дает экологических знаний, но может внести реальный вклад в формирование экологического сознания. Обучая  можно формировать такие понятия, как здоровье человека, окружающая среда, охрана природы. Планируемым результатом формирования экологического сознания считаем:

  • развитие у учащихся экологической ответственности, как способности и готовности к решению конкретных экологических проблем;
  • овладения экологически целесообразными способами деятельности на основе знания экологических закономерностей;
  • осознание и принятие системы экологических ценностей.

Это предусматривает изменение, как содержания курса биологии, так и использование комплекса различных форм, методов и средств обучения.

Характер отношений людей к живой природе, к своему здоровью во многом определяется глубиной экологических знаний, основы которых должны быть заложены в школе.

Одной из ведущих задач экологического образования школьников в настоящее время стало формирование ответственного отношения к окружающей среде. Для ее решения требуется организация не только теоретических занятий, но и практической деятельности, в ходе которой дети должны овладеть умениями и навыками правильного поведения в природе, научиться оценивать со стояние окружающей среды ближайшего природного окружения  - двора, улицы, пришкольного участка и т. п.; вносить свой практический вклад в сохранение и улучшение богатств и красоты природы.

Наиболее интересным аспектом деятельности старших школьников в этом направлении является, на наш взгляд, участие в работе по изучению и оценке экологического состояния школы и близлежащих территорий. Подобную практическую работу целесообразно проводить с учащимися VIII класса в рамках курса «Человек и его здоровье» или с учащимися IX класса в рамках курса «Общая биология» за счет резервного времени.

Данный урок требует предварительной практической работы с учащимися. Класс следует разбить на группы и каждой группе поручить провести замеры на исследуемых объектах.

Цель этой работы –

  • активизировать внимание школьников к экологическому состоянию ближайшего окружения;
  • обобщить и углубить их знания о влиянии окружающей среды на здоровье человека;
  • сформировать умения и навыки, необходимые для изучения и оценки экологического состояния окружающей среды;
  • продолжить воспитание ответственного отношения к природе и здоровью человека;
  • мотивировать необходимость деятельности по благоустройству школьных помещений и пришкольной территории.

В содержание этой работы вошли задания по теме: «Изучение экологического состояния пришкольной территории». Вся практическая работа рассчитана на 5-б ч и может проводиться в осенне-весенний период при наличии благоприятных погодных условий.

На первом занятии учитель знакомит школьников с целями и задачами практической работы, с методикой проведения основных исследований, устройством и работой приборов: термометра, компаса и др.; формирует группы по 2-3 человека и вручает им инструктивные карточки по проведению работы. В содержание карточки входят тексты заданий, описание методики проведения исследований, критерии и нормы оценок исследуемых объектов, план составления отчета.

Изучение экологического состояния пришкольной территории проводится по двум направлениям.

Первое - знакомство с планировкой пришкольного участка - включает следующие исследования:

  • выделение зон на пришкольной территории (спортивная, учебно-опытная, хозяйственная, зона отдыха и др.),
  • определение общей площади участка и площади каждой отдельной зоны, их соотношения и соответствия санитарно-гигиеническим нормам;
  • описание географического положения пришкольного участка.

Второе направление - изучение экологического состояния пришкольной территории - включает следующие исследования:

проведение анализа положения школы в микро - районе;

  • изучение степени запыленности воздуха в различных участках пришкольной территории;
  • изучение видового состава растительности и ее состояния;
  • определение уровня шумовой нагрузки на пришкольную территорию;
  • изучение роли растений пришкольного участка в улучшении микроклимата района.

Перечень заданий для учащихся по изучению экологического состояния пришкольного участка

Задание 1. Опишите расположение школы в микрорайоне. Определите, на каком расстоянии школа находится от производственных и коммунальных предприятий, жилых домов, автострады.

Справочный материал. По санитарно-гигиеническим нормам промышленные предприятия, бани, прачечные, магазины, ателье и т. п. должны отстоять от границ школы не менее чем на 50 м, жилые дома - не менее чем на 10 м, автострада — не менее чем на 25 м.

Задание 2. Подсчитайте, какое количество автомобилей проходит по ближней автостраде за 1 ч; за сутки (задание выполняется в том случае, если автострада расположена на расстоянии не далее 100 м от школы). Определите приблизительно, какое количество выхлопных газов автомашин поступает в атмосферу микрорайона вашей школы в сутки, если известно, что один легковой автомобиль в течение суток выбрасывает до 1 кг выхлопных газов, в состав которых входит около 30 г угарного газа, 6 г оксидов азота, соединений свинца, серы.

Задание 3. Изучите степень запыленности воздуха в различных местах пришкольной территории: со стороны жилых домов, со стороны предприятий, автомагистрали, в глубине зеленой зоны школы. Для этого соберите в указанных местах листья растений и приложите к их поверхности клеящуюся прозрачную пленку. Затем снимите пленку и той стороной, где отпечатался контур листа вместе со слоем пыли, прикрепите ее на лист белой бумаги. Сравните степень запыленности листьев разных мест, сделайте соответствующие выводы.

Задание 4. Зеленые насаждения играют большую роль в создании микроклимата, условий для отдыха на открытом воздухе, предохраняют от чрезмерного нагревания почву, стены зданий, тротуары. Изучите растительность при школьной территории. Начинайте с защитной полосы, расположенной на границе участка школы. Она должна состоять из деревьев и кустарников шириной не менее 1,5 м, а со стороны улицы - не менее б м. Определите видовой состав растений и опишите их расположение.

Задание 5. Подсчитайте количество деревьев и определите площадь кустарника (по периметру кроны), произрастающих на территории школы. Подсчитайте, сколько деревьев и какая площадь кустарника приходится на одного учащегося вашей школы.

Справочный материал. По данным Всемирной организации здравоохранения, на одного жителя города должно приходиться 50 м зеленых насаждений.

Задание 6. Определите, на каком расстоянии от здания школы расположены деревья и кустарники. Сопоставьте полученные результаты с требованиями к озеленению школы.

На пришкольном участке расстояние между деревьями и зданием школы должно быть не менее 10 м, а между кустарником и школой - 5 м.

Задание 7. Определите, на каком расстоянии друг от друга растут на вашем участке деревья.

Расстояние между узколистными формами деревьев должно быть 5-6 м, между широколистными – 8-10 м. В городских условиях на одном гектаре должно располагаться от 90 до 150 деревьев.

Задание 8. Известна роль зеленых насаждений в очистке воздуха. Так, дерево средней величины за 24 ч восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания 3 человек. Запыленность жилого микрорайона на озелененных участках на 40 % ниже, чем на открытых площадках. Зеленые массивы улавливают 70- 80 % аэрозолей и пыли.

Определите, какое количество пыли способны задержать зеленые насаждения вашего пришкольного участка. Для этого подсчитайте количество и опишите видовой состав деревьев и кустарников.

Сделайте вывод о роли зеленых насаждений вашей школы в улучшении микроклимата микрорайона.

Справочный материал. На листовой поверхности взрослого растения ивы за летний период осаждается до 38 кг пыли, на клене – до 33 кг, на тополе – до 34 кг, на сирени – до 1,6 кг.

 Задание 9. Известно, что с одного квадратного метра газонной травы в час испаряется до 200 г воды. Это значительно увлажняет воздух. В жаркие летние дни на дорожке у газона температура воздуха на высоте человеческого роста на 2,5 градуса ниже, чем на асфальтированной мостовой. Газон задерживает заносимую ветром пыль, вблизи него легко дышится.

Определите, какую площадь занимают газоны вашей школы. Опишите их состояние и ухоженность.

Задание 10. Опишите участок пришкольной территории, понравившийся вам больше всего. Зарисуйте его, рисунок приложите к отчету. В отчете укажите, что вам нравится, а что не нравится на пришкольном участке. Предложите свой проект реконструкции пришкольной территории.

Наиболее эффективно проведение данной работы в форме интегрированного урока -  совместно учителями биологии и математики (информатики). Практическая часть исследования зеленой зоны пришкольного участка, изучение и оценка экологического состояния пришкольного участка и влияние окружающей среды на здоровье учащихся проводится под руководством учителя биологии. Расчетная часть проводится под руководством учителя математики. Все расчеты проводятся с учетом количества учащихся, обучающихся в школе.

После окончания всех исследований на основании полученных результатов учащиеся под руководством учителя составляют экологический паспорт пришкольной территории, в которой вносят все полученные результаты и общую оценку экологического состояния прилегающих территорий.

Опыт проведения практических работ по экологии показал, что подобная форма деятельности вызывает у школьников большой интерес к проблемам экологического характера, способствует формированию у них навыков исследовательской работы, развитию познавательного интереса, выработке умений и навыков по изучению окружающей среды, применению теоретических знаний на практике, выработке активной жизненной позиции.

Угрюмова Екатерина Анатольевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

экологическое состояние пришкольного участка "Гимназии №80"

В целях участия в проекте "До всего есть дело" была изучена специальная литература, найдены методики определения экологического состояния пришкольного участка...

Научно-исследовательская работа на тему: "Юные математики за изучение экологического состояния школы и пришкольной территории"

Гипотеза исследования: Благоприятная экологическая обстановка положительно влияет на развитие интеллектуальных и физических способностей человека, на сохранение его здоровья.В условиях  современн...

Изучение экологического состояния территории микрорайона Кутузовский г. Ельни

Изучение   экологического состояния  территории микрорайона Кутузовский г. Ельни...

Методические рекомендации по исследованию экологического состояния школьных территорий г.Новотроицка

Методические рекомендации по исследованию экологического состояния школьных территорий г.Новотроицка для биологов школ города и педагогов, осуществляющих работу по благоустройству школьных территорий....

Экологический проект «Экологическое состояние пришкольного участка»

Объект нашего исследования – пришкольная территория КГБС(К)ОУ «Барнаульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 5 VIII вида»Цель нашего исследования - изучение экологиче...

Экологические проблемы пришкольной территории

Данная работа включает цели, задачи, темы исследований учащихся, ход исследования, факторы микроклимата школы, изучаемые в работе; источники атмосферного загрязнения; пути реализации проекта....