Разработка открытого занятия
план-конспект занятия по экологии (5 класс)
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Тыва
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Центр детского туризма
Открытое занятие
По страницам Красной книги Республики Тывы
Разработано: Балчый Аленой Сергеевной,
ПДО МАУ ДО ЦДТ
Шагонар, 2018г
Тема: По страницам Красной книги Республики Тывы
Цель: изучение Красной книги; познакомить обучающихся с некоторыми представителями Красной книги.
Задачи:
Обучающие: познакомить с видами Красной книги; познакомить с исчезающими видами животных и растений, занесенных в Красную книгу Республики Тыва; дать понятие о международном Союзе охраны природы.
Развивающие: развивать внимание, познавательный интерес, умение работать сообща.
Воспитательные: воспитать дружеские отношения в коллективе.
Оборудование: компьютер, экран, проектор.
Ожидаемые результаты: расширение и уточнение знаний у школьников о Красной книге, осознание проблем, связанных с охранной животных и растений, изменение отношения к окружающей среде: от потребительского – к бережному, осознанному.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Красная книга -Красная!
Значит, природа в опасности.
Б.Дубровин
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Каждый день с планеты Земля исчезает один вид животного и растения. Настало время человеку остановиться и задуматься: что же он делает? Именно поэтому и появилась Красная книга. Мы с вами сегодня познакомимся с Красной книгой и некоторыми представителями Красной книги Республики Тыва.
Что такое Красная книга, какие бывают или вы знаете виды Красных книг?(ответы обучающихся)
Как вы считаете, почему книга называется Красной (ответы обучающихся)
Дети: Красный цвет предупреждает нас: стой, остановись! Что уже больше нельзя рвать эти растения, убивать этих животных. Еще один неосторожный шаг – и может быть поздно. Сейчас на земле в опасности тысячи видов растений!
Молодцы!
- Изучение нового материала
На нашей планете становится все меньше и меньше растений и животных: одни виды исчезают, численность других сокращается. Это беспокоило людей еще в IXI веке.
В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло на международной конференции был основан Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП). Его главной задачей было выявление видов животных, а позднее растений, которые находились на грани исчезновения и требовали незамедлительной заботы человека (также нужны были рекомендации по их спасению). По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, каким растениям и животным планеты надо помочь в первую очередь.
Экологи- это люди, которые занимаются экологией. Защищают природу. Это ученые, которые оберегают все, что растет, и всех, кто живет в природе, от исчезновения. Ученые – экологи учат нас бережно относиться к миру природы: к воде, земле и воздуху, к растениям и грибам, к насекомым, рыбам, птицам и зверям.
Ученые составили списки. Потом списки издали в виде книги. В 1963 г появился первый список редких и исчезающих видов животных и растений мира. Назвали ее «Красная книга фактов». Это была первая Красная книга.
Красная книга – это сигнал опасности. Красная книга не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях. Составление первого варианта Красной книги потребовало 14 лет.
В 1963 году Международная Красная книга была издана в очень необычном виде. Обложка у нее была красная, а страницы – разноцветные.
На белых страницах занесены животные и птицы, которые встречаются редко. Либо потому, что их всегда было мало на Земле, либо потому, что живут они на земле ограниченных территориях.
На красных листках даются сведения об исчезающих видах животных и птиц и о видах, находящихся под угрозой полного исчезновения. Этих животных осталось на земле очень мало, и их численность продолжает сокращаться.
Зеленые станицы говорят о животных, которые были редкими, но теперь их численность восстановлена настолько, что они находятся уже вне опасности. К сожалению, зеленых листков мало. Среди восстановленных видов – лоси, бобры, соболь, зубр, атлантический морж.
На желтых страницах те животные, количество которых человек не живет. Те животные, которые до сих пор мало изучены. (лопатень, анаконда)
Но есть еще и Черная страница. В ней описаны те животные и растения, которые навсегда исчезли с лица земли, в исчезновении большинства видов виноват человек. С территории нашей страны исчезли туры, тарпаны, нет на земле сумчатого волка. Список этот можно продолжать.
Хранится Красная книга в швейцарском городе – Морже. Вы – будущее поколение нашей планеты. От того, насколько вы будете образованными, как хорошо будете знать нашу природу, зависит будущее нашей планеты.
Красные книги бывают разные. Самой большой считается Красная книга Международного союза охраны природы и природных ресурсов (впервые появились в 1976г). Далее идет Красная книга страны, т.е. Российской Федерации (впервые появилась в 1978г).
Ребята, а в какой Республике мы живем?
Дети: Республика Тыва.
Верно!
Особое положение в животном мире республики занимают виды животных и птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации. На территории Тыва зарегистрировано 34 редких и исчезающих видов птиц, занесенных в Красную книгу РСФСР. Особо важно подчеркнуть, что 25 из них были включены в Красную книгу СССР, а три вида – орлан-белохвост, черный журавль и сапсан – в Красную книгу МСОП. Эти обстоятельства позволяют отнести Тыва в число особо ценных регионов в деле сохранения исчезающих и редких птиц фауны России.
«Краснокнижные» виды животных – бобр тувинский, снежный барс (ирбис), кот-манул, красный волк, дзерен, алтайский горный баран (Архар), горный козел и другие. Эти исчезающие и редкие виды тысячелетиями являлись объектами охоты тувинцев. Но тогда существовало экологические, лимитирующие традиции и обычаи, которые впоследствии были утеряны. На сегодняшний день эти животные сохранились только в труднодоступных высокогорных районах. Подлежат охране. Кроме уникального эндемика «краснокнижника» Центральной Азии – пятипалого карликового тушканчика, и тувинско-монгольские эндемики – хомяк Роборовского, хомячок Кемпбэлли, популяции тувинской серебристой и высокогорных полевок. Особо уязвимыми оказались малочисленные группы рукокрылых летучих мышей: усатой ночницы, ушана, двухцветного кожана.
- Физминутка.
Предлагаю детям подняться из-за парт и немного подвигаться, вместе с ним повторяя слова стихотворения:
Мы на берег моря выйдем,
Руки к солнышку поднимем,
Распластаем руки над волнами,
Высоко парим под облаками,
Как могучие орланы.
И начнем мы наше знакомство с животными.
Богат, интересен и разнообразен птичий мир. У каждого обитателя свои повадки, свой образ жизни. В Туве известно около 364 видов птиц, из которых 34 видов занесены в Красную книгу Республики Тыва.
Перед вами Дрофа (по тувински Тогдук). Самая крупная птица в фауне России и Тувы. Очень редкий, кочующий вид, занесен в Красные книги РТ, РСФСР. Посмотрите на эту птицу. Как вы думаете, почему оно попало в Красную книгу? Охраняется в Убсу-Нурской заповеднике.
Эта птица занесена в Красные книги РТ и РСФСР как вид, численность которого относительно велика, но быстро сокращается. Из всех птиц лучше других мирится с соседством человека, если ее не беспокоят. (Журавль – красавка – хову дуруяазы).
Внимание, посмотрите на эту птицу! Филин занесен в Красные книги РТ как вид, численность которого пока относительно высока, но быстро сокращается.
Манул. Внешне он очень похож на домашнюю кошку. Манул ведет одиночный образ жизни. На изменение ареала и численности манула влияет хозяйственная деятельность человека. Снижение численности манула было связано также и с охотой на него. Охота на манула до сих пор запрещена, так как вид нуждается в контроле.
Ребята посмотрите на эту животную. Как вы думаете, кто он?
Снежный барс, или ирбис. – одно из самых красивых животных семейства кошачьих. Его густой бархатистый мех, светло-серый и белый сверху и белый со стороны брюха, украшен пятнами с ореолами, несколько менее отчетливыми, чем у леопарда. Тело снежного барса вытянутое, на сравнительно коротких сильных ногах. Мех снежного барса очень высоко ценился во все времена. Зверь имеет пеструю окраску, которая отлично помогает ему маскироваться среди скал и камней. Раньше снежные барсы не представляли редкости, охота на них разрешалась и поощрялась, они считались вредными хищниками, а их шкуры высоко ценились. Такое отношение к этим животным привело к их повсеместному истреблению. Чтобы положить конец брокерскому истреблению снежного барса, Международная федерация торговли пушниной в 1971 году полностью запретила торговлю мехом этого животного.
Теперь перейдем к растениям. Внимание на экран!
Перед вами венерин башмачок крупноцветковый. (улуг чечектиг башмачок). Это довольно крупное растение. Растет на хорошо увлажненных местах растет в хвойных и смешанных лесах. Посмотрите на это растение. Как вы думаете, почему оно попало в Красную книгу.
- А я самая необыкновенная. Цветок мой по форме напоминает башмачок. Зацветает мое растение на пятнадцатом и семнадцатом году жизни!
А вот ирис (касатик) тигровый (шокар чавылдак). Это травянистое растение произрастает в степях и по берегам рек. Причина исчезновения этого растения – выпас домашнего скота. Выедание овцами зимой. Внесен в Красную книгу РСФСР.
Кувшинка четырехугольная – украшение прудов и озер. Плавает на поверхности воды. Огромные, двухметровые листья этой кувшинки могут выдержать вес двоих детей до 50 кг. Удивительный цветок, меняет цвет с белого на ярко-розовый.
- Беседа
- Ребята, как вы думаете, для чего нужна Красная книга? (Чтобы знать, каких животных и растений на земле осталось очень мало и не уничтожать их, бережно к ним относиться. Чтобы редкие и исчезающие виды не пропали с нашей планеты совсем).
Снижение численности того или иного вида происходит по разным причинам. В одном случае это массовая охота, рыболовный промысел или сбор яиц. В другом – вырубка лесов, распашка степи или строительство гидростанций, т.е. уничтожение не самого животного, а среды его обитания.
- Экологическая игра «Викторина»
I тур «Мир животных»
- Это животное стройного телосложения, похоже на оленя. Для него характерны длинные и тонкие ноги. (Косуля – элик, хулбус)
- Подвижный хищник с гибким сильным телом, немногим больше степного хорька. (куница – кузен, даг кырзазы).
- Этого представителя отряда грызунов, иногда называют земляным зайцем. Внесен в Красную книгу Республики Тыва. (тушканчик – алак-таагы)
- Горный козел….. (архар)
- Житель высокогорий, встречается на высоте 4500-5000 метров над уровнем моря. Стройный, изящный, ловкий, красивый хищник. (снежный барс - ирбиш)
II тур «Птицы»
Богат и интересен и разнообразен птичий мир. У каждого обитателя свои повадки, свой образ жизни. В Туве известно около 364 видов птиц, из которых занесены в Красную книгу.
- Самая крупная птица в фауне Тувы. Очень редкий, кочующий вид, занесен в Красные книги РТ, РСФСР. У нас есть. (Дрофа - тогдук)
- У какой птицы клюв похож на гитару. (Колпица)
- Занесен в Красные книги СССР и РСФСР как вид, численность которого пока относительно высока, но быстро сокращается. Гнезда обычно устраивает на уступах скальных развалов. Хищник. (Степной орел)
- Какие птицы живут до ста лет. Эти птицы тоже занесены в Красную книгу Республики Тыва. (Беркут, сокол)
- Дневная хищная птица. (Сокол)
III. Особое место в животном мире занимают рыбы. Это старейшие обитатели планеты. «Живое серебро» - так именуют в народе рыбу, подчеркивая тем самым ее высокую ценность. Рыба является существенным важным продуктом питания человека. В реках и озерах Тувы обитает около 40 видов рыб. В Красные книги Республики Тыва внесены 6 видов рыб.
- Это крупная хищная рыба, относится к семейству лососевых, красных рыб. Обитает проточных озерах. Внесен в Красную книгу Республики Тыва. (Таймень)
- Эта северная небольшая рыба у нас в Туве есть только Бай-Тайгинском кожууне. В начале июня нерестится на озере Кара-Холь. (Ряпушка – унер-балык)
- Типично озерная рыба. В питании преобладают муравьи, личинки ручейников. Самая распространенная у нас. Внесен в Красную книгу РТ. Сокращающийся в численности. (Саянский озерный хариус – хол кадыргызы)
- Эта рыба есть Кара-Холе и в озере Чагытай. Мясо жирное, диетическое. (Пелядь – семис балык).
IV тур «Мир растений»
- Эта растения растет только на известняковых скалах. (Копеечник Хайыраканский)
- Из ягод какого растения делают масло (Подсолнечник)
- Это растение распространен в Тоджинском котловине. Многолетнее растение с плавающим листьями. Численность популяции сокращается. (Кувшинка чисто-белая)
- Люди!
Не троньте нас,
Мы только день живем.
Дайте наглядеться вволю
На солнце и траву (Лотос)
Подведение итогов викторины.
- Закрепление.
Что такое Красная книга?
Какое животное или растение из Красной книги вы запомнили сразу? Почему?
А можем ли мы как-то помочь исчезающим животным и растениям? Молодцы! На следующем занятии мы с вами познакомимся с местами, где охраняются эти и многие другие растения и животные из Тувинской Красной книги.
Клятва юного друга природы
Я обещаю охранять природу,
Быть ее другом и защитником.
В природе буду вести себя тихо и скромно.
Не стану без основания уничтожать растения,
Буду другом всем животным.
Буду охранять водоемы (роднички, ручьи, реки, пруды)
Буду заботиться о чистоте окружающей среды.
Вы дали клятву, так постарайтесь ее выполнять.
- Домашнее задание. Найти интересный материал о растениях и животных занесенных в Красную книгу Республики Тывы
Стихотворение «Любите родную природу»
Любите родную природу –
Озера, леса и луга.
Ведь это же наша с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
Вы сегодня хорошо потрудились, ребята! Узнали много интересного. Занятие завершено, спасибо за труд.
Список литературы
- Журнал «Башкы» №2, 2011г.
- И.М.Красноборов. Красная книга Республики Тыва. Растения. Новосибирск, 1999г.
- Н.Г. Ноенко. Экологическое воспитание в школе. Волгоград, 2006г.
- Н.И. Путинцев. Красная книга Республики Тыва. Животные. Новосибирск, 2002г.
- Интернет ресурс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого занятия
Содержание методической разработки Пояснительная записка Методическая карта занятия Обеспечение занятия Структура занятия План занятия ...
Разработка открытого занятия театрального кружка /средняя группа/
Работа над кукольным спектаклем « Заяц с Чудесными ушами» Разработка открытого занятия театрального кружка /средняя группа/...
Разработка открытого занятия.
Технологическая карта занятия. Информационная карта....
Методическая разработка открытого занятия "Первые шаги"
Разработка открытого занятия в хореографическом коллективе `Искорка` для дошкольников....
Методическая разработка открытого занятия на тему: "Элементы классического танца в эстрадном, народном танцах"
Использование элементов классического танца в танцевальных этюдах. Их модернизация в движении, характерная для эстрадного и народного танцев....
Методическая разработка открытого занятия "Изготовление снежинок из нетрадиционного материала (макаронных изделий)"
Целью занятия является создание благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей ребят посредством изготовления поделок из нетрадиционного материала. Занятие способствует развити...
Учебно-методические разработки. Открытые занятия по логопедии. Презентации занятий
Коррекционная работа на фонематическом уровне проводится со 2 по 4 классы. Задачей этого раздела является устранение фонематической дислексии, мнестической дислексии, акустической дисграфии и дисграфи...