План проекта экологического образования «Зеленый мир»
проект по экологии
Проект реализации экологического образования «Зелёный мир» предусматривает развитие экологической культуры, экологического мышления учащихся, способствует формированию ответственного и бережного отношения к окружающей среде; создаются условия для нравственного и патриотического становления личности учащихся через посильное участие в решении экологических проблем села, района и участие в труде, охране природы. Целью данного проекта является создание условий для социального становления и развития личности через организацию совместной познавательной, преобразовательной, природоохранной деятельности детей и взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_proekta_realizatsii_ekologicheskogo_vospitaniya_zelenyy_mir.zip | 35.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Байлянгарская средняя школа имени Р.И.Зарипова» Кукморского муниципального района Республики Татарстан
Проект реализации экологического образования «Зелёный мир»
Участники проекта: учащиеся 5-11 классов
МБОУ «Байлянгарская средняя школа имени
Р.И.Зарипова»
Руководитель проекта:
Гарифуллина Фарида Шараповна, учитель
биологии и химии МБОУ «Байлянгарская
средняя школа имени Р.И.Зарипова»
Проект реализации экологического образования «Зелёный мир»
Организация-исполнитель: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Байлянгарская средняя школа имени Р.И. Зарипова» Кукморского муниципального района Республики Татарстан
Адрес: 422121, Республика Татарстан, Кукморский район, с. Байлянгар, ул. Школьная, д. 10
Телефон: +7(843)-643-47-83
E-Mail: Sbay.Kuk@tatar.ru , 2309000003@ tatar.mail.ru
Руководитель проекта: Гарифуллина Фарида Шараповна, учитель биологии МБОУ «Байлянгарская средняя школа имени Р.И. Зарипова» Кукморского муниципального района РТ
Адрес: 422121, Республика Татарстан, Кукморский район, с. Байлянгар, ул. Советская, д. 36
Телефон: +7(843)-643-47-21
E-Mail: 2309001074@ tatar.mail.ru
География проекта: Республика Татарстан, Кукморский муниципальный район, село Байлянгар
Сроки реализации проекта: 2016-2020 гг.
Краткая аннотация проекта
Проект реализации экологического образования «Зелёный мир» предусматривает развитие экологической культуры, экологического мышления учащихся, способствует формированию ответственного и бережного отношения к окружающей среде; создаются условия для нравственного и патриотического становления личности учащихся через посильное участие в решении экологических проблем села, района и участие в труде, охране природы.
В проекте участвуют классы, отряды, индивидуальные участники, познающие и улучшающие окружающий мир и природное наследие.
Целью данного проекта является создание условий для социального становления и развития личности через организацию совместной познавательной, преобразовательной, природоохранной деятельности детей и взрослых.
Обоснование необходимости проекта
Модернизация российской школы предусматривает повышение качества образования учащихся, в том числе по такой его важнейшей составляющей, как экологическая образованность. Именно эта составляющая является основой экологической культуры выпускников средней школы, от которой, в свою очередь, зависит не только состояние окружающей нас природы, но и состояние экономики, здоровья людей, будущее нашей планеты.
17 мая 2012 г. приказом Министерства образования и науки РФ утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, который направлен на обеспечение развития системы образования в соответствии с реальными условиями. Одно из них – это создание условий «для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся». Особенно это важно сейчас, когда отмечается большое количество проблем экологического характера.
Экологическое воспитание учащихся становится сейчас одной из важнейших задач общества и образования. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова понимается образование, развитие, воспитание и формирование активной жизненной позиции по вопросам охраны природы. Сочетание знаний основ экологических проблем с практической деятельностью позволит воспитать экологически культурного гражданина.
Школа – идеальный центр для воспитания и формирования экологической культуры. Формирование у школьников ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс, поэтому целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Инновационная деятельность МБОУ «Байлянгарская средняя школа имени Р.И.Зарипова» Кукморского муниципального района Республики Татарстан связана с важной проблемой – введением непрерывного экологического образования, направленного на развитие экологической культуры подрастающего поколения. Целенаправленная работа по воспитанию экологически грамотного гражданина ведется по программе «Экология души». По программе проводятся различные мероприятия по познавательным и природоохранным деятельностям, организуется недели биологии-экологии, где дети получают знания в игровой форме, в форме лекций, семинаров, развлекательных программ, которые предусматривают воспитание экологической культуры. Формированию представления о прекрасном помогают походы по родному краю, конкурсы на лучшую композицию из природного материала, овощей и цветов, проведение викторин, дней здоровья. На основе данной программы создан проект реализации экологического образования «Зелёный мир».
Цели и задачи проекта
Цель проекта: формирование экологической культуры школьника как комплекса мировоззренческих взглядов, затрагивающих все сферы человеческого сознания.
Задачи проекта:
- реализация познавательных интересов и потребностей ребенка через изучение природы своей малой и большой Родины средствами экологии, туризма и краеведения;
- организация и претворение в жизнь посильных социально значимых дел, акций, ролевых игр по сохранению и приумножению природного наследия;
- модификация традиционных и разработка новых форм реализации исследовательских и познавательных интересов детей в играх, учебе, делах, общении;
- формирование нравственной экологической позиции личности, развитие у детей и подростков личного экологически ориентированного опыта по взаимодействию с окружающим миром;
- включение детей и подростков в экологическое движение, экологически ориентированную деятельность;
- создание банка данных форм и методов природоохранной работы, улучшение экологического состояния окружающей среды.
Основное содержание проекта
Проект предусматривает развитие экологической культуры, экологического мышления учащихся, способствует формированию ответственного и бережного отношения к окружающей среде; создаются условия для нравственного и патриотического становления личности учащихся через посильное участие в решении экологических проблем села, района и участие в труде, охране природы.
В проекте участвуют классы, отряды, индивидуальные участники, познающие и улучшающие окружающий мир и природное наследие.
Проект построен на теоретическом изучении природы и экологии, как науки и практической деятельности по сохранению окружающей среды.
В организационный период происходит коллективное планирование работы, назначаются ответственные по направлениям деятельности.
В основной период учащиеся изучают природу родного края, ведут фенологические наблюдения за растениями, насекомыми, птицами, зверями, организуют тематические дни (День птиц, День леса, День Земли), экскурсии, фотовыставки.
В практической части проекта дети знакомятся с теми видами деятельности человека, которые не приносят вреда природе, а также вносят свой посильный вклад в сохранение природы.
В итоговый период учащиеся представляют результаты работы: выставку экологических фотографий, поделок из природного материала, защищают рефераты, выступают в научно-практических конференциях экологического профиля.
В ходе реализации проекта учащиеся овладевают определенным набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать проблемы экологии нашей республики и страны в целом, познакомиться с разнообразием животного и растительного мира, причинами нарушения экологического равновесия.
Направления проекта:
1. Интеллектуально-познавательное.
2. Природоохранное.
Интеллектуально-познавательное часть проекта (формы работы):
- Интеллектуально-познавательная деятельность на уроках.
- Конкурсы экологических плакатов и рисунков «Сохраним родную природу».
- Выступление экологических агитбригад.
- Видеолекторий с использованием фильмов о «Гринпис», экологических проблемах.
5. Изучение деятельности природоохранных организаций:
- «Гринпис»;
- Фонд охраны дикой природы;
- Всемирный союз охраны природы;
- Союз охраны птиц России;
6. Классные часы, беседы, викторины.
7. Познавательные экологические игры.
Природоохранная часть программы (формы работы):
1. Акция «Живи, родник» - очистка и паспортизация родников.
2. Акция «Мы чистим мир».
3. Благоустройство и озеленение школьных территорий.
4. День Земли. Этот день проводится ежегодно 22 апреля во всём мире.
5. Акция «Внимание первоцветы!».
6. Экологические игры.
7. Организация акций для пернатых - «Покормите птиц зимой!», «Мастерская кормушек и скворечников»
8. Акции «Сбереги природу-сдай батарейку», «Сдай батарейку-спаси ежа»
9. Сбор макулатуры.
10. Эколого-познавательные туристические походы.
План реализации проекта
№ п/п | Название мероприятия | Сроки проведения | Ответственный |
1. | Создание школьного научного эколого-биологического общества «Зеленый мир» | сентябрь 2015 | ШМО учителей естественнонаучного цикла |
2. | Заседания школьного научного эколого-биологического общества «Зеленый мир» | 3 раза в год | Учителя биологии и экологии, учащиеся члены НОУ |
3. | Организация преподавания предметов, элективных курсов, курсов по выбору экологической направленности | август-сентябрь ежегодно | Директор ОУ, учителя биологии и географии |
4. | Озеленение и создание зеленой зоны в здании школы «Зеленый мир» | 2016-2017 год | Руководитель и члены НО «Зеленый мир» |
5. | Расширение материально-технической базы творческой экологической лаборатории в ОУ | в течение года | Руководитель ОУ |
7. | Выставка поделок из природного материала | сентябрь-октябрь ежегодно | Классные руководители |
8. | Участие в осенней выставке – ярмарке «Юннат» | сентябрь-октябрь ежегодно | Классные руководители |
9. | Участие в муниципальном этапе Всероссийских олимпиад по биологии и экологии | ноябрь – декабрь ежегодно | Учащиеся 9-11 классов |
9. | Организация походов к памятникам природы района: «Река Нурминка», «Сабинский охотничий Лесхоз», сосновая посадка «Кукморская Гора» | сентябрь, февраль, май ежегодно | Учащиеся 5-8 кл, учителя биологии |
10. | Акции «Сбереги природу-сдай батарейку», «Сдай батарейку-спаси ежа» | ежегодно | Учащиеся 5-11 классов |
11. | Конкурс экологических плакатов и рисунков «Сохраним родную природу». | октябрь ежегодно | Учащиеся 1-11 кл, учителя географии, биологии, ИЗО |
12. | Видеолекторий с использованием фильмов о «Гринпис», экологических проблемах | ноябрь ежегодно | Учащиеся 1-11 кл, учителя биологии |
13. | Конкурс «Экологичная семья». | ноябрь ежегодно | Учащиеся 1-11 кл, родители и классные руководители |
14. | Акция «Возвращенный лес» по сбору макулатуры | декабрь каждого года | Учащиеся 1-11 кл |
15. | Организация акций для пернатых - «Покормите птиц зимой!» | декабрь – февраль ежегодно | Учащиеся 1-11 классов, учителя экологии, биологии |
16. | Подготовка и выпуск экологической газеты «Зеленая колыбель» | январь, май ежегодно | Творческая группа учащихся |
17. | Изучение деятельности природоохранных организаций | январь ежегодно | Учащиеся 8-11 классов, учителя экологии, биологии, |
18. | Участие в региональном этапе Российского национального конкурса «Водных проектов» | февраль ежегодно | Учащиеся 9-10 классов, учителя экологии |
19. | Конференции школьного научного общества по проблемам экологии | февраль - март ежегодно | Члены НОУ |
20. | Участие в региональном этапе Всероссийского детского экологического форума «Зелёная планета» | март ежегодно | Учащиеся 6-9 классов |
21. | Организация акций для пернатых - «Мастерская кормушек и скворечников» | март ежегодно | Родители и учащиеся 1-11 классов, классные руководители |
22. | Акция «Внимание первоцветы!» | апрель ежегодно | Учащиеся 1-11 классов, классные руководители |
23. | Участие в ежегодной научно-практической конференции учащихся «Моё Я в Большой науке» | апрель ежегодно | Члены НОУ |
24. | День Земли - выступление экологических агитбригад. Флешмоб «Час Земли» | апрель ежегодно | Творческая группа учащихся |
25. | Разработка экологической тропы и экскурсии по ней | апрель 2018 | Творческая группа учащихся |
26. | «Лучший ландшафтный дизайн пришкольного участка». Работа по благоустройству и озеленению пришкольной территории | апрель - май ежегодно | Родители и учащиеся 1-11 классов, классные руководители |
27. | Акция «Живи, родник» - очистка и паспортизация родников | май ежегодно | Родители и учащиеся 1-11 классов, классные руководители |
28. | Акции «Нет - свалкам!», «Чистый школьный двор» | май, сентябрь ежегодно | Родители и учащиеся 1-11 классов, классные руководители |
29 | Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся | сентябрь-май ежегодно | Учитель биологии, творческая группа учащихся |
30 | Освещение участия ОУ в муниципальном проекте экологического образования на школьных сайтах и районной газете «Трудовая слава» | В течение года | Творческая группа учащихся |
Ожидаемые результаты
- Изучение богатства природного наследия.
- Обогащение знаниями и опытом общения с природой.
- Овладение разнообразными формами и методами поиска знаний,
практическими умениями, организаторскими способностями, расширение кругозора.
- Получение хорошей базы для самоопределения и профориентации.
- Приобретение необходимой физической и моральной закалки, выносливости и мужества в экспедициях, экскурсиях, походах.
- Формирование ценностного отношения к своей малой и большой Родине.
- Воспитание экологической культуры детей.
Бюджет
Проект осуществляет свою деятельность на основе самофинансирования. Финансовые средства образуются за счет следующих источников:
-спонсорская помощь;
-средства местного бюджета;
-средства МБОУ «СОШ им. Р.И. Зарипова с. Байлянгар»
- прочих поступлений, не запрещенных действующим законодательством РФ и РТ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В РАМКАХ НАУЧНО-УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»
В данной работе автор - Украйченко А.А. представляет непрерывное экологическое образование в рамках центра "Экологическое краеведение"...
Проект – «Экологическое образование и воспитание».
Экологическое образование и воспитание — это формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной ...
ПРОЕКТ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ»
Способствовать развитию экологически целесообразной культуры поведения в окружающей среде, гражданской ответственности за ее сохранение, умение принимать решения и разрешать экологическое проблемы....
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА «ЗЕЛЕНЫЙ ПАКЕТ» В СФЕРЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Экологическое образование – признак XXI века. Оно отражает объективную потребность нашего времени в обучении, воспитании и развитии личности, направленных на формирование системы знаний и умений, ценн...
Проект экологического воспитания "Зеленый мир"
Проект экологического воспитания "Зеленый мир" нацелен на создание условий для социального становления и развития личности через организацию совместной познавательной, преобразовательно...
Реализация модели экологического образования и воспитания через социально значимые экологические проекты
Методические рекомендации по организации исследований школьников и их интеграции в социальные проекты. Такой подход позволяет объединить заинтересованных в научно-исследовательской деятельности ребят ...
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности экологический кружок «Зеленая планета» уровень среднего общего образования срок освоения: 1 год направление: экологическое
АННОТАЦИЯРабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Зеленая планета» (далее – рабочая программа) для воспитанников основного и среднего общего образования является сос...