ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА «ЗЕЛЕНЫЙ ПАКЕТ» В СФЕРЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья по экологии на тему

Экологическое образование – признак XXI века. Оно отражает объективную потребность нашего времени в обучении, воспитании и развитии личности, направленных на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-эстетических и этических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние окружающей среды. В настоящее время происходят стремительные изменения во всех сферах общества, которые требуют от человека новых качеств. Высокая планка требований сегодняшнего дня привела к пониманию актуальности разработки программы экологического образования, воспитания и просвещения всех слоев населения, особенно – подрастающего. В настоящее время практически во всех школах Республики Коми отсутствует экология, как обязательный предмет, он перенесён в систему дополнительного образования детей. Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Коми республиканский эколого-биологический центр» – единственное в республике учреждение, занимающееся не только обучением ребят, но и разработкой, апробацией различных программ, в том числе и эколого-биологической направленности, распространением их на республиканские учреждения дополнительного образования. В связи с этим, очень важным является вопрос создания и использования учебно-методических комплектов по сопровождению учебного процесса. В 2011 году Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми был издан инновационный мультимедийный учебно-методический комплект «Зеленый пакет» [1], который стал основой для работы республиканской пилотной площадки, основанной Министерством образования Республики Коми. «Зеленый пакет» – это комплект образовательных материалов по охране окружающей среды и устойчивому развитию, разработанный Региональным экологическим центром для Центральной и Восточной Европы при поддержке Программы экологических грантов компании «Тойота» и Министерства окружающей среды Финляндии, а также при содействии множества российских экспертов и активистов в области экологии. Благодаря помощи и поддержке большого числа организаций и частных лиц, художников и дизайнеров, работников сферы образования, в «Зеленый пакет» попали самые ценные образовательные материалы по охране окружающей среды и устойчивому развитию, иллюстрированные коллекцией видеоклипов, образовательными и документальными фильмами, фотографиями, таблицами и другим наглядными материалами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4.3._statya.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА

«ЗЕЛЕНЫЙ ПАКЕТ» В СФЕРЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(на примере дополнительной программы «Экология города»)

Аксёнова Е.А., Витязева Т.Ю.

ГОУДОД «Коми республиканский эколого-биологический центр»

г. Сыктывкар, Республика Коми

Экологическое образование – признак XXI века. Оно отражает объективную потребность нашего времени в обучении, воспитании и развитии личности, направленных на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-эстетических и этических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние окружающей среды. В настоящее время происходят стремительные изменения во всех сферах общества, которые требуют от человека новых качеств. Высокая планка требований сегодняшнего дня привела к пониманию актуальности разработки программы экологического образования, воспитания и просвещения всех слоев населения, особенно – подрастающего.

В настоящее время практически во всех школах Республики Коми отсутствует экология, как обязательный предмет, он перенесён в систему дополнительного образования детей. Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Коми республиканский эколого-биологический центр» – единственное в республике учреждение, занимающееся не только обучением ребят, но и разработкой, апробацией различных программ, в том числе и эколого-биологической направленности, распространением их на республиканские учреждения дополнительного образования. В связи с этим, очень важным является вопрос создания и использования учебно-методических комплектов по сопровождению учебного процесса.

В 2011 году Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми был издан инновационный мультимедийный учебно-методический комплект «Зеленый пакет» [1], который стал основой для работы республиканской пилотной площадки, основанной Министерством образования Республики Коми. «Зеленый пакет» – это комплект образовательных материалов по охране окружающей среды и устойчивому развитию, разработанный Региональным экологическим центром для Центральной и Восточной Европы при поддержке Программы экологических грантов компании «Тойота» и Министерства окружающей среды Финляндии, а также при содействии множества российских экспертов и активистов в области экологии. Благодаря помощи и поддержке большого числа организаций и частных лиц, художников и дизайнеров, работников сферы образования, в «Зеленый пакет» попали самые ценные образовательные материалы по охране окружающей среды и устойчивому развитию, иллюстрированные коллекцией видеоклипов, образовательными и документальными фильмами, фотографиями, таблицами и другим наглядными материалами.

Комплект «Зеленый пакет» фокусирует внимание на специфических темах и проблемах, связанных с охраной и развитием окружающей среды. Это современное учебно-методическое пособие, сочетающее в себе традиционные подходы к обучению с современными информационными технологиями. Поэтому комплект можно использовать для различных образовательных программ эколого-биологической направленности. Для примера рассмотрим использование «Зеленого пакета» при реализации модифицированной программы «Экология города» [2]. Учебный курс, на котором базируется дополнительная образовательная программа «Экология города», создан по предмету «Урбанизированная окружающая среда и её охрана» [3]. При реализации программы «Экология города» используются как обобщённые данные по предмету, так и конкретные – по городу Сыктывкару (изучение состояния окружающей человека среды, в котором строится практическая часть курса). Цель программы: формирование у обучающихся устойчивого интереса к урбоэкологии и первоначального опыта достижения творческого результата; расширение знаний, развитие первоначальных навыков и качеств личности, необходимых для дальнейшего самоопределения в предметной области наук об окружающей человека среде. Программа «Экология города» рассчитана на учащихся в возрасте 12-14 лет, не имеющих специальной подготовки в данной предметной области, но проявивших желание к изучению экологии родного города. Используя материалы «Зеленого пакета» на занятиях по данной программе, можно не только «оживить» сухие цифры, но и найти решения по проблемным вопросам экологии города (таблица 1).

Таблица 1

Использование УМК «Зеленый пакет» на занятиях по программе «Экология города»

Разделы программы «Экологии города»

УМК «Зеленый пакет» (разделы и темы)

Энергообеспечение населённых мест

Раздел «Экономика и окружающая среда» – темы «Энергетика», «Промышленность». «Мы не можем жить без энергии»: 3 самостоятельные работы, видеофильм«Источники энергии», мозговой штурм на тему: «В чем выражается негативное воздействие на окружающую среду различных видов деятельности, связанных с производством энергии?». «Энергосберегающая электрическая лампочка»: анкета «Сравнение различных типов ламп», мозговой штурм на тему «Почему обыкновенные лампы накаливания покупают чаще, чем энергосберегающие?» «За более зеленую промышленность»: видеофильм «Экологические нормативы в промышленности», мозговой штурм по поиску путей повышения экологической безопасности промышленной деятельности.

Альтернативная природосберегающая энергетика для населенных пунктов

Система водоподготовки в городах и ее проблемы

Раздел «Природная среда» – тема «Вода». Раздел «Глобальные проблемы» – тема«Моря и океаны». «Вода – основа жизни»: рабочий лист«Вода морская и пресная», видеофильм «Пресная вода», «Как экономить воду», мозговой штурм по поиску способов экономии воды дома, мозговой штурм на тему: «Как деятельность человека способствует загрязнению водных ресурсов?», рабочий лист «Этапы очистки сточных вод», лабораторные работы. «Сохраним Черное море»: рабочий лист «Что мы знаем о Черном море?», конференция «Сохраним Черное море», видеоклип «Морские вояки»

Охрана водных ресурсов и очистка сточных вод городов

Экологические проблемы городского транспорта и пути их решения

Раздел «Экономика и окружающая среда» – тема «Транспорт» «Люди и транспорт»: видеофильм «Транспорт и окружающая среда», мозговой штурм на тему: «Как можно повысить степень экологической безопасности транспорта в нашем населенном пункте?», рабочий лист«Маленький принц», рабочий лист «В поисках эко-машины будущего», видеоклип «Сделаем транспорт чище». «На велосипеде – в будущее»: мозговой штурм на тему: «Что нужно сделать в нашем населенном пункте для большего удобства езды на велосипедах?»

Воздух урбанизированных территорий

Раздел «Природная среда» – тема «Воздух». Раздел «Глобальные проблемы» – темы «Разрушение озонового слоя», «Подкисление и закисление» «Чистота воздуха»: рабочий лист «Атмосфера», видеофильм «Наш воздух», мозговой штурм на тему: «Что вызывает смог?», видеоклип «Как сохранить чистоту воздуха», мозговой штурм на тему: «Как можно уменьшить риск для здоровья от воздействия загрязненного воздуха?». «Давайте взглянем вверх»: видеофильм «Давайте взглянем вверх…», рабочий лист «Какова степень риска для здоровья?». «Кислотные дожди»: видеофильм«Кислотные дожди», мозговой штурм на тему: «Как справиться с проблемой подкисления?»

Защита атмосферного воздуха городов

Городские отходы и обращение с ними

Раздел «Неблагоприятные воздействия» – темы «Отходы», «Химические вещества». Раздел «Природная среда» – тема «Почва» «Материалы и отходы»: исследование «Замусоренность школьного двора и его окрестностей», рабочий лист «Спилили дерево в лесу…», видеофильм «Мусор», рабочий лист «Какие материалы лучше?» «Управление отходами»: рабочий лист «Площадка для компостирования», ролевая игра «Заколдованный круг», видеоклип «Внимание, диоксины!». «Химикаты вокруг нас»: мозговой штурм на тему использования батареек и аккумуляторов в быту, видеофильм «Жизнь среди ядов». «Почва – наше богатство»: видеофильм «Почва – наше богатство», мозговой штурм, дискуссия.

Акустическое и электромагнитное загрязнение городов

Раздел«Неблагоприятные воздействия» – тема «Шум», «Спасите наши уши!»: видеоклип «Шум», рабочий лист «Шкала шума»

Животные и растения в городе

Раздел «Ценности» – темы «Общество и потребления», «Здоровье и окружающая среда», «Про собак и людей»: рабочий лист «Бродячие собаки»

Используя материалы комплекта «Зеленый пакет», решается не только задача получения и закрепления знаний у учащихся в области окружающей среды, но и формирования новых ценностных и этических подходов, новой модели поведения в школе, дома, в обществе. В этом контексте учащиеся рассматриваются как активные партнеры преподавателей в использовании различных видов деятельности, проведении дискуссий, деловых игр, принятия решений. Через учителей и учащихся основные идеи пособия адресуются также другим членам их семей и обществу в целом [1].

«Зеленый пакет» должен способствовать интеграции знаний в области экологии и образования для устойчивого развития, т.к. судьба природы зависит от того, какие граждане завтра будут составлять основу общества.

Список используемых источников

1. Зеленый пакет: Комплект образовательных материалов/ред. к.б.н. А.В.Щербаков. – Сентендре (Венгрия): РЭЦ, 2009.

2. Денисов В.В., Курбатова А.С, Денисова И.А., Бондаренко В.Д., Грачев В.А., Гутенев В.В., Нагнибеда Б.А. Экология города: Учебное пособие / Под ред. проф. В. В. Денисова. —Ростов н/Д., «МарТ», 2008. С. 832.

3. Аверьянова А.И., Кочетков А.А. Модифицированная дополнительная образовательная программа «Экология города» / – г. Сыктывкар, 2011. С. 23.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Учебно-методический комплекс как средство программно-методического обеспечения дополнительного образования детей

Учебно-методический комплекс как средство программно-методического обеспечения дополнительного образования детей.Балашова О.В,...

Учебно-методический комплекс как средство программно-методического обеспечения дополнительного образования детей

Учебно-методический комплекс система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации деятельности по дополнительным ...

Презентация: "Деятельность смоленского областного государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов» в сфере экологического образования, воспитания и просвещения в 2013 году"

Презентация: "Деятельность смоленского областного государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей«Станция юных натуралистов» в сфере экологического обра...

Презентация: "Деятельность смоленского областного государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов» в сфере экологического образования, воспитания и просвещения"

Презентация: "Деятельность  смоленского областного государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей  «Станция юных натуралистов»  в сфере ...

«Лучшая организация, осуществляющая свою деятельность в сфере экологического образования и воспитания детей и молодежи»

Формирование экологического сознания, экологической культуры и мировоззрения личности в целом должно стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания. С принятием законов Рос...

Доклад на семинар РМО учителей истории и обществознания "Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории в современном историческом образовании"

Доклад на семинар РМО учителей истории и обществознания "Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории в современном историческом образовании"...

Информационная безопасность. Учебно-методический материал

мультимедийная презентация, текст к слайдам и тестовое задание...