Учебно-методическая публикация, доклад на тему «Экологическое образование и воспитание детей в МБОУ «Горковская СОШ»
методическая разработка по экологии
Экологическое образование – это сложный и длительный социально-педагогический процесс. Он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но и на развитие мышления, эмоций, воли учащихся, их деятельности по защите, уходу и улучшению природной среды. Всё это направлено на формирование социально активной жизненной позиции учащихся – потребности заботливо относиться к окружающей среде. ( Ягодин Г.А.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_obrazovanie_i_vospitanie_detey_v_mbou_gorkovskaya_sosh.doc | 582.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Горковская средняя общеобразовательная школа»
Доклад
«Экологическое образование и воспитание детей в МБОУ «Горковская СОШ»
с. Горки, 2018год
Содержание
- Состояние экологического образования в МБОУ
«Горковская СОШ» стр. 3
- Образовательная деятельность стр. 7
- Воспитание экологической культуры обучающихся стр. 16
- Наглядность в оформлении образовательной организации и территории с целью экологического воспитания обучающихся стр. 24
- Эколого-просветительская деятельность. стр. 25
«Творческая духовная жизнь не есть движение по плоскости,
это – движение вертикальное, ввысь и вглубь».
Н.Бердяев.
- Состояние экологического образования в МБОУ «Горковская СОШ»
1.1.Наличие целостной системы формирования экологической культуры обучающихся.
Экологическое образование – это сложный и длительный социально-педагогический процесс. Он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но и на развитие мышления, эмоций, воли учащихся, их деятельности по защите, уходу и улучшению природной среды. Всё это направлено на формирование социально активной жизненной позиции учащихся – потребности заботливо относиться к окружающей среде. ( Ягодин Г.А.)
Цель экологического образования: формирование у школьников целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе через экологизацию образовательного процесса, с опорой на традиции народов Ямала.
В Федеральном государственном общеобразовательном стандарте общего образования нового (второго) поколения (ФГОС) вводится четкое различие двух фрагментов единого фундаментального ядра содержания образования – предметного и метапредметного (деятельностного). Предметное содержание может реализовываться через экологизацию содержания школьного образования.
Экологизация образовательного процесса – переход от позиции стороннего наблюдателя к позиции непосредственного участника всех природных процессов.
Предполагаемые результаты:
- Образовательные:
- эмоционально-ценностное отношение к экологической среде школы и поселка;
- возрастание познавательного интереса учащихся к общим законам природы, человеческого бытия, стремление приобрести универсальное образование и обширные экологические знания, ориентированные на практику;
- активизации познавательной деятельности учащихся;
- вовлечение учащихся в практическую деятельность;
- формирование в каждом ребенке творческой деятельности личности с развитым самосознанием;
- привлечение детей к социально-значимой деятельности, проектам, исследованиям.
- Педагогические:
- использование новых технологий образовательного процесса, способствующих формированию системных знаний, экологического мышления, решению проблемных экологических вопросов;
- повышение научного уровня экологического образования, слияние обучения и воспитания в единый процесс, профориентации и трудовому воспитанию;
- взаимодействие участников проекта служит формированию гуманизации образовательного процесса;
Для достижения поставленной цели и результата, ставятся следующие задачи:
- воспитание экологической культуры и экологического сознания школьников;
- активизация практической деятельности школьников экологической направленности;
- организация систематических контактов учащихся с окружающей природной средой, прежде всего за счет весенних и осенних экологических практикумов в предметах естественного цикла в основной и полной средней школе;
- формирование у школьников представления об активном и здоровом образе жизни;
- содействие нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию школьников.
- усилить роль дополнительного экологического образования, научно-исследовательской деятельности учащихся в окружающей среде;
- вовлечение всех групп учащихся в проектную деятельность, направленную на решение экологических проблем местного социума
Для реализации необходимо научно-методическое и организационно- управленческое сопровождение обеспечивающие и предполагающие следующие направления:
- изменение планов учебно-воспитательной работы в направлении усиления экологического компонента (педагогические советы, совещания, методические объединения и т.д.);
- совершенствование и апробация новых педагогических методик и программ экологической направленности;
- организация курса лекций для учащихся, учителей и родителей по экологической этике и глобальным проблемам окружающей среды;
- осуществление отбора и подготовки одаренных школьников для участия в олимпиадах, конкурсах;
- разработка программы внеурочной и внешкольной деятельности учащихся (экологические тропы, экскурсии, школьные олимпиады, ролевые игры, эколого-краеведческая работа).
Основы экологической культуры закладываются в младшем школьном возрасте, в связи, с чем значительно возрастает роль предмета окружающий мир в начальной школе. Начальная школа является важнейшим этапом накопления знаний об окружающем мире, развития отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующим становлению личности, формированию экологической культуры. В МБОУ « Горковская СОШ» на уроках и во внеклассной деятельности используются такие виды работы, как индивидуальная, работа в группах с последующим обсуждением, практическая, исследовательская. Система естественнонаучных понятий, сформированных у обучающихся начальной школы - фундамент для более успешного и осознанного изучения биологии и географии в среднем звене. (Понятие «экологическая культура» относится ко всем предметам школьного курса. Под ним понимают культуру всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанную с познанием, освоением и изменением природы; слагается из знаний экологических норм, их понимания, осознания необходимости их исполнения, формирования чувства гражданской ответственности за судьбу природы, разработка природоохранных мероприятий и непосредственное участие в их выполнении, соблюдения норм природоохранного законодательства, укрепление законности в деле охраны окружающей среды).1
В соответствии с Концепцией развития школы, центральное место в воспитательной системе занимает формирование у учащихся экологической культуры. В школе накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию обучающихся, позволяющий объединить все воспитательные структуры школы, обеспечивающие развитие детей, предусмотрев методическое обеспечение ее выполнения, а также преемственность в воспитании обучающихся. Акцент сделан на переход от позиции стороннего наблюдателя к позиции непосредственного участника всех природных процессов.
Это комплекс мероприятий, который включает в себя:
- разработку отдельных экологических подтем в разных учебных курсах;
- проведение внеклассных мероприятий;
- участие в социально-значимых и исследовательских проектах;
- участие в муниципальных, региональных и всероссийских экологических конкурсах и олимпиадах по экологии.
- Образовательная деятельность
Работа по экологическому воспитанию определена механизмом включения в школьные предметы отдельных разделов по экологии, а также проведение интегрированных уроков:
история биология
Культура народов Ямала
ОБЖ
Обществознание
Литература
География Ямала
Экологизация содержания школьных предметов.
К сожалению, базисный учебный план 2004 года не предусматривает выделения учебных часов на ведение отдельного предмета «Экология», поэтому проблема экологического воспитания частично решается за счет введения экологической составляющей в теоретические и практические занятия по биологии, химии, географии, истории и обществознанию в средних и старших классах, внеурочной деятельности.
Так по биологии изучение экологии подразделяется на два этапа: пропедевтический – 5-7 классы, где учащиеся изучают экологию в основном индуктивно, т.е. знакомятся с отдельными ее положениями на конкретных примерах. И второй – основной (9-11 классы), где возрастает роль дедукции, учащиеся знакомятся с фундаментальными положениями экологической теории. Содержание учебников пропедевтического этапа биологии соответствует задачам экологического образования. Кроме основного материала учебника, учителя добавляют региональный компонент – это очень важная часть обучения, в которой формируется экологическая культура, так как в содержание вводится краеведческий материал о растительном и животном мире Ямала, влиянии абиотических, биотических антропогенных факторов на живой организм. Учителя не изменяют содержание урока, а лишь добавляют элементы экологических знаний, базирующихся на экологических принципах. В каждой следующей ступени обучения экологические принципы повторяются, но изучаются на новом уровне: добавляются элементы экологических знаний и часть времени отводится на решение биологических задач с экологическим содержанием.
Так, например, в 6 и 7 классах расширяют информацию об экологическом значении бактерий, грибов, растений, животных в природе для формирования и поддержания состава сфер Земли, в качестве источника питания живых организмов (в виде логических опорных схем, цепей питания), в качестве места обитания, глубже раскрывают почвообразующую роль. Расширяют информацию о сложных биотических связях между изучаемыми объектами и живыми организмами, обитающими в той же экосистеме. При изучении классификации и многообразия растений особое внимание уделяется редким и исчезающим представителям местной флоры, причинам уменьшения их численности. Расширяют информацию, устанавливая связь особенностей строения органов с влиянием среды обитания, то есть, прорабатываем с учащимися вопросы приспособления растений к условиям среды, деление их на экологические группы, причины и значения возникающих видоизменений органов. При рассмотрении темы «Природные сообщества», рассматривают региональные экологические проблемы, их влияние на биологическое разнообразие растений, возможные пути решения этих проблем, в том числе и роль школьников в этом процессе.
В 8 классе при изучении строения и функций организма, индивидуального развития организма, подробно рассматриваются вопросы экологии человека, расширяют содержание влияния факторов окружающей среды на людей. Особенно акцентируют внимание учащихся на вопросы здорового и нездорового образа жизни.
Программа 9 класса включает темы, рассматривающие экологические вопросы. В данном случае учителя рассматривают эти темы на примерах нашего округа, нашего района, нашего села. При изучении хромосомного набора клетки, митоза и мейоза, модификационной изменчивости, процессов фотосинтеза, биосинтеза белков, индивидуального развития организмов разъясняется зависимость данных понятий и биологических процессов от экологических факторов.
В программе 10 класса вопросы экологии затрагиваются лишь в теме «Развитие организма и окружающая среда» и частично в теме «Основные закономерности изменчивости» (Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств), что конечно не может способствовать выполнению задач формирования экологического сознания учащихся. Поэтому в содержание практически каждого урока учителя добавляют экологическую информацию, связанную с конкретной темой урока.
В программе 11 класса рассматриваются вопросы взаимоотношения организма и среды, основ экологии, биосферы и человека. В эти темы учителя биологии добавляют лишь региональные данные, информацию по району, а так же последние данные из газет, журналов и Интернет.
Таким образом, меняя содержание уроков в сторону экологизации, расширяя информацию краеведческого, природоохранного направления, вопросов экологии человека, сохранения здоровья, формируется
Химия.
Экологизированный курс химии дает возможность раскрыть особую роль этой науки в борьбе с экологическим невежеством, проявляющимся в укоренившемся представлении о “виновности” химии в сложившейся экологической ситуации, привлечь школьников к исследовательской работе по изучению состояния природной среды, воспитать у них чувство личной ответственности за ее сохранение.
Как известно, химия – это предмет, при изучении которого экологические аспекты можно отражать практически на каждом уроке. При изучении любой темы можно и нужно поднимать вопросы экологии. Приведу несколько примеров экологизации курса химии.
В 8 классе, изучая тему «Периодический закон и периодическая система», учащиеся знакомятся с биогенными элементами, устанавливают, что химический состав организмов зависит от химического состава окружающей их среды.
В 9 кассе в теме Электролитическая диссоциация веществ мы рассматриваем применение электролитов в промышленности, сельском хозяйстве, медицине, быту, механизм закисления почв, воды, знакомимся с ионами, проявляющими токсичность. В теме Подгруппа кислорода рассматриваем озон, как сильнейший окислитель и токсикант, серу как элемент, входящий в состав веществ — загрязнителей природной среды, последствия образования сернокислотных дождей (влияние на водоемы, хвойные породы деревьев). В теме Подгруппа азота выделяем положительное и отрицательное воздействие аммиака и его соединений на живые организмы. Рассматриваем производство аммиака, как пример экологически чистой технологии.В теме Подгруппа углерода изучаем адсорбцию как один из методов улавливания отравляющих веществ. Влияние углекислого газа на жизнедеятельность организмов; снижение фотосинтеза у растений и ухудшение дыхания у животных, человека. Отравляющее действие угарного газа. Парниковый эффект: причины возникновения, возможные последствия и пути их предотвращения. Соединения кремния как загрязнители среды обитания живых организмов.
По органической химии в 10-м классе рассматриваются темы «Синтетические моющие средства», «Химия и здоровье человека», «Органическая химия, человек и природа» .
В 11 классе в главе VIII Химия и жизнь изучаем тему « Химическая промышленность и окружающая среда».
В условиях экологизации химического образования возрастает роль расчетных и творческих задач с экологическим содержанием. Использование на уроках химии таких задач направлено на изучение богатств родного края, способствует пониманию сущности экологических проблем, способствует гуманитарному воспитанию.
Задача 1. При сгорании в карбюраторе автомобиля 1кг горючего в воздух выбрасывается до 800 г оксида углерода (II). Вычислите массу и объем (н. у.) оксида углерода (II), образующегося при сгорании 100 кг горючего.
Решение этой задачи показывает, что при сгорании 100 кг горючего может образоваться оксид углерода (II) массой 80 кг, который займет при (н.у.) объем равный 63 м 3 .
При решении подобных задач учащиеся узнают о веществах, загрязняющих атмосферу: выхлопных газах автотранспорта, продуктах сгорания органического топлива, выбросах промышленных предприятий.
История и обществознание.
Конструируя содержание экологической подготовки при обучении истории и обществознания, учителя МБОУ «Горковская СОШ» стараются объединить учебное содержание вокруг следующих положений:
- природная среда является эволюционно сбалансированным образованием;
- использование природы – естественная основа жизни общества;
- индивидуальное и общественное отношение к природной среде имеет социально-историческую обусловленность;
- деятельность человека стала новым фактором среды (антропогенный фактор);
- оптимизация взаимодействия человека и общества с природой становится генеральной стратегией сохранения жизни в биосфере.
Проблема взаимоотношений человека и природы в программах и учебниках представлена в соответствии с социальным заказом общества и уровнем развития производственных сил. Все элементы системы экологической подготовки в их взаимосвязи, по сути, являются проявлением тенденции экологизации всего учебно-воспитательного процесса.
Проблемы в школьном курсе изучения истории и обществознания, которые непосредственно затрагивают проблемы, касающиеся экологии, это: развитие сельского хозяйства и промышленности, начиная с древнейших времен до современности, правовые законодательства в отношении защиты природы, рациональное и нерациональное использование ресурсов, характеристика населения каждой эпохи - демография, плотность, последствия военной, хозяйственной деятельности на природу, вклад выдающихся личностей в освещении, изучении природы и общества и др. Следующие примеры дают представление о взаимосвязанности проблем, рассматриваемые в различных предметах. Изучение великих географических открытий русских землепроходцев: А. Никитина, И. Москвина, В. Пояркова, С. Дежнева, Е. Хабарова и других, оставивших комплексные описания, карты маршрутов исследуемых территорий России, открытия Колумба, А. Веспуччи, Б. Диаса и др. расширивших представления людей о мире имеет большое значение в формировании мировоззрения будущих природопользователей .
История человечества – это история войн, рассматривая данный вопрос по истории мы несомненно затрагиваем экологические проблемы: последствия войн и военной деятельности на природу: экологические проблемы сокращения ядерного оружия и обезвреживания радиоактивных отходов, повседневное использование военной техники вносит разрушительный вклад в загрязнение биосферы, сложная радиационно-экологическая ситуация в районах базирования войск, каждая война –это потери, трупы , захоронения, выделение токсичных газов и т. д.
В истории изучение каждой эпохи начинается с изучения природных условий и характеристики населения, их основных занятий, что позволяет судить об экономическом развитии края. Рассматривая темы по обществознанию, обращается внимание на социально- демографический подход. Интегративный характер содержания экологического образования диктует необходимость выделения стержневых идей, вокруг которых должны быть сгруппированы знания. Тема «Глобальные проблемы человечества и пути их решения» рассматривается именно с такой позиции, интегрируя знания физики, биологии, географии, истории. Все элементы содержания исторического и обществоведческого образования взаимосвязаны. Только гармоничные сочетания этих элементов позволят успешно реализовать экологическую подготовку школьников при обучении истории и обществознания, что подразумевает, по сути экологизацию всего учебно-воспитательного процесса истории и обществознания.
На уроках обществознания вырабатывается опыт эмоционально-ценностного отношения ученика к окружающей действительности, к осваиваемым ее объектам. Опыт эмоционально-ценностного отношения определяет избирательное отношение к окружающей среде, своей деятельности и ее результатам, стимулирует социальную активность и способствует усвоению всех элементов содержания экологического образования.
Усвоение экологического содержания курса истории и обществознания служит становлению и социализации личности.
Внеурочная деятельность в 2017-2018 учебном году по экологическому воспитанию. Для учащихся 1-4 классов была подготовлена программа внеурочной деятельности «Юный эколог» Учитель Кузеванова Л.А. В 5-6 классах работала программа «Юный натуралист» учитель Шахова Ю.Ю.
Инновационная деятельность по экологическому образованию.
Современная школа ищет различные пути реализации своих функций, одним из которых является инновационная деятельность, которая в экологической направленности включает в себя следующие блоки работы:
- Образовательная деятельность
- Исследовательская и проектная деятельность.
Образовательная деятельность включает обновление содержания образовательных программ, которые направлены на приобретение обучающимися учебно-познавательных, социальных, коммуникативных и общекультурных компетенций. Вводятся качественные показатели по диагностике результатов обучения; внедряются современные педагогические технологии (проектное обучение, проблемное обучение),
Для формирования учебно-познавательных компетенций используются такие современные технологии как: технология проблемного и проектно-исследовательского обучения. Базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход, является проектный метод. Этот метод дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников как на внешний результат, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности, так и на внутренний результат, когда опыт деятельности становится бесценным достижением учащегося, соединяя в себе знания и умения. Этот результат получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Например, при закреплении изученного материала предлагаем решить проблемную ситуацию «Как сделать воздух чистым?». Дети объединяются в малые группы и выполняют мини- проекты «Чистый поселок», «Вторая жизнь хлама». Эта форма деятельности школьников опирается на их самостоятельную работу, способствует развитию чувства ответственности и самокритичности.
Активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся среднего и старшего звена способствуют методы поискового и исследовательского характера. Их основу представляют интерактивные методы.
Применяя интерактивный метод (мозговой штурм, работа в малых группах, ледокол), дети выстраивают в логическую цепочку решение любой экологической задачи, участвуют в её решении.
Решение
проблемы
↑
последствия
загрязнения
↑
влияние на
окружающую среду
↑
источники
загрязнения
↑
общение
в группе
↑
постановка проблемы
В результате применения данного метода в 20176-2018 уч.году обучающиеся подготовили исследовательские проекты: «Удивительная кошка»- Киселева Лидия, 3 класс, руководитель Грошикова Т.В., «Удивительный сахар» -Родямова Анастасия, 4 класс, руководитель Макарова Г.В., «Мой домашний питомец-немецкая овчарка» -Ушаков Сергей, 6 класс, руководитель Грошикова Т.В. Исследовательские работы были представлены на XI научно-практическая конференция «Шаг в науку». http://www.gorki-school.ru/shkolnye-novosti/854-itogi-xi-shkolnoj-nauchno-prakticheskoj-konferentsii-shag-v-nauku-12-05-18
Инновационные технологии, которые педагоги нашей школы применяют в образовательной и проектно-исследовательской деятельности, положительно влияют на качество обучения и воспитания, способствуют формированию ключевых компетенций обучающихся, также повышают профессиональный уровень педагога.
В школе накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся. Есть необходимость приведения накопительного, положительного опыта в стройную систему, которая позволит сделать процесс воспитания непрерывным, а значит и более эффективным. Предоставляя личностную и профессиональную свободу педагогу, в январе 2017 года создан инновационный проект экологического воспитания школьников «Формирование экологической культуры школьников в условиях построения воспитательной системы, опирающейся на традиции народов Ямала». Проект призван объединить все воспитательные структуры школы, обеспечивающие развитие детей, предусмотрев методическое обеспечение ее выполнения, а также преемственность в воспитании учащихся. Данный проект принял участие в муниципальном конкурсе инновационных проектов и занял первое место. http://gorki-school.ru/inobproektu
- Воспитание экологической культуры обучающихся.
Система экологического воспитания и образования в школе
Учебный процесс | Воспитательная работа | Дополнительное образование |
|
|
|
Реализация предметного и метапредметного экологического содержания осуществляется через разработку модели экологического образования, построенной на основе преемственности усложняющихся модельных экологических ситуаций региона с учетом ведущей деятельности и психических особенностей каждого возраста.
Преемственность содержания экологического образования
Ступень обучения | Задачи | Ключевые понятия | Ведущий вид деятельности |
Начальная школа | Формирование опыта эмоционально-ценностных сопереживаний проблемных экологических ситуаций, оперирования нравственными категориями, мотивации к действиям в интересах здоровья человека и безопасности жизни | Правила экологической безопасности. Экологическая культура. Связь здоровья человека и здоровья природы. Предосторожность. Бережное (экономное) отношение к любым природным ресурсам. Забота об окружающей среде. | работа с необходимой информацией «учусь экологическому мышлению» |
Основная школа | Становление экосистемной познавательной модели, рефлексивно-оценочных умений, экологического стиля мышления | Устойчивое развитие. Экологическая безопасность. Ресурсосбережение. Нерасточительное потребление. Предосторожность. Социальное партнерство. Экологическое право. Право человека на благоприятную среду и обязанности по ее сохранению. | самопознание и саморегуляция «учусь управлять собой или моя экологическая культура» |
Подходы к экологизации образования:
- Естественнонаучный - обучение через знания по предметам: природоведение, география, биология,
- Натуралистический - изучение природы в природе; в основе его стремление преодолеть отрыв от природы, дать не только знание, но и углубить понимание природы.
- Этический - пропагандирует нормы поведения, наносящие наименьший ущерб природе (экономия воды, вторичное использование ресурсов).
- Этнический - стремление использовать опыт этносов, для которых свойственно бесконфликтное сосуществование с природой.
- Гуманистический - решение экологических проблем невозможно без мира во всем мире, соблюдения прав человека.
Занятия по основам экологических знаний, реализуя системно - деятельностный и культурно-исторический подходы, строится с учетом основных принципов:
- междисциплинарности экологического знания, которое базируются на комплексном подходе к развитию человека, общества, природы.
- Культурологического принципа, направленного на воспитание ценностей в соответствии нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края.
- Краеведческого принципа, связанного с изучением культурно-исторического наследия малой Родины.
План занятия по основам экологических знаний содержит конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся с учетом условий образовательного учреждения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства мировоззренческой направленности экологического образования и образования в интересах устойчивого развития, интегрированного в урочную, внеурочную, внеклассную и внешкольную деятельность.
Виды деятельности школы
по экологическому воспитанию
Урочная деятельность | Внеурочная деятельность | Внеклассная и внешкольная деятельность |
1.Предметы Базисного учебного плана (БУП). 2.Предметы вариативной части БУП (часть плана, формируемая участниками образователь- ного процесса).
| Эколого-ориентированные курсы и другие, построенные по типу модулей, и выбираются педагогами в различной комбинации. Экологические практикумы для учащихся разных классов путем сочетания учебных занятий в лабораторных условиях и в окружающей среде. Чаще всего по содержанию они ориентированы на изучение и оценку экологического состояния своей местности (школьный экологический мониторинг) Экологическая исследовательская и проектная деятельность Этнокалендарь (классные часы, праздники «День заповедников и национальных парков», «День Земли», «Всемирный день воды», «Всемирный день окружающей среды» и др.) Встречи с представителями природоохранных структур (охотоведы и лесничие). Озеленение класса, школьной территории | Объединения по интересам Школьные экологические и природоохранные объединения , кружки: «Юный натуралист» , «Юный эколог». Общешкольные мероприятия Конкурсы рисунков, плакатов «Мы хотим жить в чистом мире», конкурс агитбригад на тему экологии. Праздники «Синичкин день 12 ноября», «День птиц», «Вороний день», «День Земли». Выставки творческих работ Внешкольные виды деятельности Эколого-образовательные акции и движения. Проектирование и уход за ландшафтом Практическое участие в природоохранных мероприятиях, в пропаганде идей здорового и безопасного образа жизни и Устойчивого развития Экскурсии, прогулки, туристические походы и путешествия по родному краю, участие в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологических акциях, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т. д.) |
При разработке занятий по основам экологических знаний педагоги школы познакомились с документами:
- Указами Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития»(1996), «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (1996);
- Экологической доктриной Российской Федерации (2002);
- Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (10.01.2002);
- Стратегией национальной безопасности Российской Федерации (2009);
- Концепцией общего экологического образования для устойчивого развития (2010);
Планирование работы по экологизации образовательного процесса осуществляется ежегодно, в течение учебного года планы корректируются и изменяются по мере необходимости.
Результат экологического воспитания – воплощение модели выпускника МБОУ «Горковской средней общеобразовательной школы» обладающего экологической культурой
Модель выпускника
Участниками экологического воспитания являются:
- Учащиеся 1-4 классов, которые изучают экологию в рамках предмета «Окружающий мир», «Русский язык», «Литературное краеведение» Ученики начальной школы могут посещать занятия внеурочной деятельности «Юный эколог» основным направлением деятельности которого является экологическое направление. Руководит работой детской организации педагог Кузеванова Л.А.
- Учащиеся 5-6 классов изучают экологию в рамках курса внеурочной деятельности «Юный натуралист», руководитель Шахова Ю.Ю.
- Учащиеся 5-8 классов изучают экологию в рамках предметов «Основы безопасности жизнедеятельности», «Обществознания», «История», «Культура народов Ямала», «География», «География ЯНАО», «Биология», «Химия».
- Воспитательная система школы позволяет учащимся среднего звена участвовать в экологических походах, акциях, конкурсах, мероприятиях, организовывать и проводить экологические мероприятия в школе.
- Родители учащихся приобщаются к экологической культуре на родительских собраниях, через школьный пресс-центр, сайт школы, в рамках проведения совместных с родителями экологических акций, субботников.
- Учителя-предметники школы, которые получают необходимую информацию о проблемах экологического образования и воспитания, повышают свою экологическую культуру посредством семинаров, педсоветов, методических совещаний.
Мероприятия по реализации экологического воспитания в МБОУ «Горковская СОШ»
Для осуществления поставленных задач разработан комплекс мероприятий, охватывающий практически все аспекты жизнедеятельности школы: научно-методический, учебно-воспитательный, документально-правовой, административно-хозяйственный, материально-технический.
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственный | |
Укрепление материально-технической базы школы | ||||
1 | Благоустройство школьного двора | 2017-2018гг | Администрация школы | |
2 | Посадка зеленых насаждений на территории школы, уход за ними | ежегодно | Администрация школы, учителя | |
3 | Оборудование кабинета биологии (приобретение лабораторного оборудования для экологических исследований) | 2017-2018 г. | Администрация школы, Учитель биологии, географии | |
4 | Участие в конкурсах экологических социальных проектов с целью получения грантов | Ежегодно | Администрация школы | |
Укрепление учебно-методической и законодательной базы | ||||
1 | Создание постоянно действующей выставки литературы по экологической тематике в школьной библиотеке. | ежегодно | библиотекарь | |
2 | Создание медиатеки учебных и методических материалов по экологическому образованию и воспитанию на базе школьной библиотеки | Ежегодно | Учителя-предметники, учитель информатики, зам. директора по ВР | |
3 | Пополнение папки методических разработок внеклассных мероприятий в методическом кабинете, выставление методических находок на школьный сайт | ежегодно | Зам.директора по МР | |
4 | Разработка и утверждение должностных инструкций учителя, руководителя эколого-краеведческого кружка | 2017 – 2018 год | Администрация школы | |
5 | Разработка и утверждение локальных актов, касающихся экологического образования и воспитания школьников | Постоянно по мере необходимости | Администрация школы | |
Мероприятия в рамках учебного процесса | ||||
1 | Непрерывное экологическое образование в 1-9 классах | весь период | Зам. директора по УВР | |
2 | Рассмотрение во всех школьных курсах вопроса экологически безопасного, устойчивого развития, введение понятий «гражданин планеты», «гражданин своей малой родины» | весь период | Учителя-предметники, руководители ШМО | |
3 | Проведение предметной недели | ежегодно | Учителя-предметники, Учитель биологии, географии | |
4 | Участие в предметных олимпиадах, интеллектуальных марафонах. | ежегодно | Зам. директора по УВР | |
5 | Участие в научно-исследовательской конференции школьников | Ежегодно | Учителя-предметники | |
6 | Участие в районных мероприятиях по экологии | ежегодно | Учитель биологии, географии | |
Внеклассные мероприятия | ||||
1 | Выпуск школьной экологической газеты по календарю экологических дат | ежегодно | Зам.директора по ВР, руководитель кружка | |
2 | Школьный конкурс «Самый зеленый кабинет» | ежегодно | Зам.директора по ВР | |
3 | Школьная туристическая игра | ежегодно | Зам.директора по ВР | |
4 | Участие в экологических мероприятиях, конкурсах, туристических слетах. | ежегодно | Зам.директора по ВР | |
5 | Трудовые десанты, экологические субботники | ежегодно | Администрация школы | |
6 | Мероприятия по экологической тематике в летнем оздоровительном лагере «Улыбка» | ежегодно | Начальник лагеря | |
7 | Просветительская и пропагандистская работа с населением, через средства массовой информации. | ежегодно | Зам.директора по ВР | |
8 | Родительские собрания по экологическому воспитанию, совместные экскурсии и походы на природу | ежегодно | Кл. руководители | |
9 | Работа школьного эколого-краеведческого кружка | ежегодно | Рук. кружка | |
Научно-методическая работа | ||||
1 | Анализ состояния экологического образования и воспитания (через тестирование и анкетирование школьников и их родителей) | ежегодно | Зам.директора по МР, по ВР | |
2 | Изучение проблемы экологического воспитания, определение целей и задач педагогического коллектива. | ежегодно | Администрация школы, зам.директора по ВР | |
3 | Методический семинар для классных руководителей «Формы и методы экологического воспитания школьников» | ежегодно | Зам. директора по УВР | |
4 | Участие в методических семинарах по проблемам экологического воспитания. | по мере необходимости | Зам. директора по МР, Учителя биологии, географии | |
5 | Работа творческой группы по реализации Программы | Постоянно | Члены творческой группы | |
4 Наглядность в оформлении здания .
Пришкольный участок - антропогенная система, где выбор культур, их расположение рукотворное. Пришкольная территория распланирована: имеется игровая площадка, деревья на пришкольном участке (березы, рябина, кедр), клумбы, закрепленные за классами. Большинство деревьев на пришкольном участке посажены 30-40 лет назад выпускниками школы. Весной производится посев цветковых культур, высадка в клумбы рассады, а осенью организуется сбор семян цветковых растений (бархатцы, петуньи, шафраны, астры) для будущего посева. В осенне-зимний период проводится акция «Накормите птиц зимой», на пришкольном участке развешиваются кормушки для зимующих птиц. Во все времена года учителями начальных классов, биологии проводится фенологическое наблюдение «Сезонные изменения в жизни растений» на примере видов, произрастающих на пришкольном участке. 7 апреля на территории пришкольного участка проводится праздник «Вороной день».
В кабинетах нашей школы много цветов, которые украшают и создают уют. Растения обогащают воздух кислородом, очищают его от пыли и положительно влияют на человека. Комнатные растения улучшают среду закрытых помещений, изменяя газовый состав воздуха, поглощая пыль, смягчая прямое солнечное освещение.
О показателях сформированности экологической культуры обучающихся можно судить по результатам методик, диагностирующих и развивающих экологическую культуру:
– соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку; ребёнок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для объектов окружающей среды;
– выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;
– ребёнок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;
– доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе) сопровождается готовностью ребёнка оказать помощь нуждающимся в ней.
Реализуя разнообразные формы деятельности в области экологического образования и воспитания, учителя МБОУ «Горковская СОШ» добились повышения эффективности экологической культуры обучающихся.
Литература:
- Мамедов, Н.М.Экологическое образование как предпосылка устойчивого развития общества. Экологическое образование: концепции и технологии /Н.М Мамедова, С.Н. Глазачева. - Волгоград: Перемена, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему" Экологическое воспитание учащихся с интеллектуальной недостаточностью на занятиях ".
При работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью, необходимо уделять внимание - экологическому воспитанию. Работу в этом направлении важно построить так, чтобы учитывались индивидуальные,...
Доклад на тему: "«Экологическое воспитание на уроках русского языка»
Цель данной работы – обобщение наиболее эффективных приёмов работы по экологическому воспитанию в средних классах.Многолетний опыт общения с детьми позволяет мне всегда остро чувствовать, ...
Экологическое образование и воспитание в МБОУ ДОД Детском эколого-биологическом центре города Ростова-на-Дону
О деятельности МБОУ ДОД Детского эколого-биологического центра города Ростова-на-Дону, направленной на формирование у учащихся экологической культуры и активной жизненной позиции в вопросах охраны окр...
Доклад на тему "Ответственность родителей за воспитание полноценного гражданина российского общества. Проблема воспитания правовой культуры у детей на разных возрастных этапах"
Доклад для выступления на родительском собрании....
Доклад на тему: "Роль системы дополнительного образования в воспитании детей"
За время своего существования дополнительное образование стало настоящим феноменом, заметным явлением в культурной жизни страны, открывшим немало юных дарований....
Творческая работа «Особенности экологического образования и воспитания школьников в МБОУ Николо- Березовской СОШ» (из опыта работы)
Школьное экологическое образование играет роль двигателя, который в состоянии «вытянуть» всю систему местного экологического образования и просвещения. Через школьников и учителей ...
«Лучшая организация, осуществляющая свою деятельность в сфере экологического образования и воспитания детей и молодежи»
Формирование экологического сознания, экологической культуры и мировоззрения личности в целом должно стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания. С принятием законов Рос...