Рекомендации для педагогов по организации проектной деятельности "Огород на окне в детском саду"
проект по экологии
Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельного мышления, создаются условия для поисково-исследовательской деятельности. Самое интересное чудо для детей в зимнее время - это создание огорода на подоконнике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekom_dlya_ped_k_proektu_ogorod_na_okne.docx | 28.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Веневский центр образования №1»
структурное подразделение «Детский сад №5»
Рекомендации для педагогов
по организации проектной деятельности
«Огород на окне в детском саду»
Подготовлены педагогом дополнительного образования Решетниковой Л.А.
2018 – 2019 учебный год
Актуальность темы
В современном мире все больший интерес детей, в том числе и дошкольников, привлекают компьютерные игры, приставки, телефоны и прочие устройства. Все меньше интересуют детей явления, процессы и взаимосвязи в природе. Часто дети не имеют элементарных представлений, откуда появляются фрукты, овощи и другие продукты в магазине. Родители из-за своей загруженности, незнания или неумения не могут или не считают важным донести до детей цикл развития растений от семени до плода. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать сделать - и я пойму». Так и ребенок, усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит, и делает сам. Дошкольник – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей своей красотой, яркостью красок, разнообразием. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, создаются условия для поисково-исследовательской деятельности. Самое интересное чудо для детей в зимнее время — это создание огорода на подоконнике.
Цели и задачи проектной деятельности «Огород на окне»
Цели: формирование интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях; активизация творческой деятельности педагогов, детей и родителей по оформлению огорода на окне; создание условий для экспериментально-трудовой деятельности.
Задачи: образовательные
- расширять знания о культурных растениях, которые выращиваются с определенной целью (например, для получения продуктов питания);
- обобщать представления детей о необходимости определенных условий для роста и развития растений (света, тепла, влаги, почвы);
- формировать осознанно-правильное отношение к природным объектам;
- расширять словарный запас при использовании стихов, поговорок, загадок о выращиваемых культурах;
развивающие
- развивать умения ухаживать за растениями в комнатных условиях;
- способствовать развитию чувства ответственности к порученному делу;
- развивать коммуникативные, познавательные и творческие способности, наблюдательность, внимание;
- развивать поисковую активность дошкольников;
- для старших дошкольников развивать умения делать умозаключения, отстаивать свое мнение;
воспитательные
- воспитывать бережное отношение к объектам природы, к результатам своего труда и труда сверстников;
- воспитывать желание к самостоятельной продуктивной деятельности;
Содержание и формы работы с детьми при создании огорода на окне
Очень важно, чтобы дети активно участвовали в посадке и последующем уходе за растениями. Раньше в программах давались точные рекомендации, какие растения должны высаживаться в каждой возрастной группе. Но с переходом на ФГОС строгих требований к перечню растений нет. Огород на подоконнике, прежде всего, должен помогать в развитии детей. Поэтому для воспитанников младших групп целесообразно высаживать более крупные семена, чем для воспитанников средней и старшей групп. Также в младших группах достаточно для посадки 1-2 видов растений, в средних - 2-3, старших и подготовительных - до 5. Предлагается примерный перечень растений для посадки: лук-репку, дольки чеснока, фасоль, горох, петрушка, сельдерей, салат, укроп. Все, что прорастет, можно использовать как витаминную добавку к обеду. Можно выращивать по 1-2 экземпляра комнатных сортов огурца, томата, гороха. Главное выбрать для такого огорода неприхотливые растения. За ростом растений должны идти регулярные наблюдения с фиксацией результатов в дневнике. В младших группах воспитатель зарисовывает или фотографирует изменения. В средних - дети помогают (например, воспитатель рисует луковицу, а ребенок - зеленые листья). В старших и подготовительных группах результаты наблюдений зарисовывают дети. Такая работа развивает наблюдательность, приучает внимательно всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины. Выращивая, ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, рассматривают их через лупу, определяют условия, необходимые для роста и развития растений, поэтому это ещё и великолепный дидактический материал. Рекомендуется проводить занимательные опыты и эксперименты. Они побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества, поддерживает у детей инициативу, сообразительность, критичность и самостоятельность. Например, целесообразно отвести место для лаборатории, где растения будут высаживаться разными способами: между двумя плоскостями в вату, в камни. Можно высаживать луковицы, создавая для них разные условия: для одной — тепло, воду, свет; для другой — тепло, воду, темноту; для третьей — холод, воду, свет. Организуя такой опыт и проводя с детьми регулярные еженедельные наблюдения за прорастанием лука с последующим фиксированием результатов с помощью рисунков в календаре, воспитатель достигает очень многого — на конкретном примере убеждает детей в значимости отдельных факторов внешней среды для роста и развития растений. Чтобы детям было интересно работать в огороде можно его интересно оформить, например, по сюжету сказки: для детей младших групп - это может быть сюжет любой русской народной сказки, хорошо знакомой детям, а старшие дети могут совместно с воспитателем придумать свой сюжет сказки. Герои ухаживают за грядками, а дети помогают им в этом. Наблюдения за растениями можно сделать занимательными, если сочетать их с загадками, стихами. По ходу наблюдений, можно даже оформить книжки. Дети будут сами удивлены, что они являются авторами собственных книг.
Рекомендуемые культуры для зимне – весенних посадок
Дата | Группы | |||
Младшая | Средняя | Старшая | Подготовительная | |
февраль | Семена овса, лук репчатый, ветки тополя или сирени в вазе | Семена овса, лук репчатый, ветки тополя или сирени в вазе | Семена овса, лук репчатый, корнеплоды, ветки тополя, липы, осины, клена в вазе (по выбору) | Семена овса, лук репчатый, корнеплоды, ветки тополя, липы, клена (по выбору), ивы, вербы в вазе |
апрель | Горох, бобы, декоративная фасоль | Горох, фасоль, настурция | Семена салата, гороха, помидоры, огурцы, бархатцы, цинния, космея | Семена салата, гороха, помидоры, огурцы капуста, астры, петунья, табак душистый |
Этапы работы по организации огорода на окне
1. Посадка растений. Знакомство детей с алгоритмом и моделями (схемами) по уходу за растениями. Подбор художественной литературы о выбранных растениях: поговорки, стихи, сказки, загадки.
2. Наблюдение за ростом растений, проведение опытов, экспериментов. Фиксирование результатов в дневнике. Создание коллекции семян овощных культур, популярных в нашем регионе. Знакомство с художественной литературой, создание картотеки художественного слова, рассматривание иллюстраций, проведение бесед, игр.
3. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Оформление выставки рисунков «От семени к ростку». Составление рассказов о том, как ухаживать за растениями. Роль родителей в проектной деятельности «Огород на окне»
Безусловно, все дети дошкольного возраста делятся с родителями своими впечатлениями, независимо от того, какие это впечатления: хорошие или плохие. Здесь главное для родителей — проявить заинтересованность, помочь педагогу-воспитателю и своему ребенку в создании творческого проекта «Огород на окне в детском саду», оформление которого требует: а) понимания протекающих процессов; б) свежих художественных взглядов; в) возможностей передачи своего опыта. Если дети будут видеть участие своих родителей в их детсадовских проблемах, они никогда не станут замкнутыми в себе людьми.
Формы работа с родителями 1.Консультации: «Зеленый мир на окне», «Овощи и фрукты – ценные продукты». 2.Рекомендации «Сколько овощей нужно человеку». 3.Помощь в создании коллекции семян. 4.Приобретение необходимого оборудования: контейнеры для посадок, семена, лейки, грабельки, бросовый материал для оформления огорода. 5.Изготовление сказочных персонажей (Чиполино, Чучелка, Огородница, Дед, Баба и Колобок и т.д.)
Для создания проекта «Огород на окне в детском саду», главным требованием которого является безопасность детей, необходимо помнить следующее:
- огород на окне должен быть расположен в безопасной для детей зоне;
- использование удобрений в детском саду запрещено;
- должно быть достаточное освещение;
- температурный режим: для комфортного роста растений необходима температура не ниже + 17 градусов;
- почва: на основании того, что удобрениями пользоваться в детском саду нельзя, лучше всего будет купить уже готовый грунт в специализированных магазинах по садоводству;
- выбирайте такие растения для огорода на окне, чтобы они были адаптированы к помещению и не были слишком прихотливыми.
Вывод: огород на окне - это хороший помощник в воспитании у детей экологической культуры, созданию правильного отношения к живой природе, воспитания у детей умения радоваться красоте выращиваемых растений и результату своего труда. Наблюдения и уход за растениями способствуют развитию мышления, познавательного опыта, трудолюбия, любви к природе. И ещё: зелень на подоконнике радует глаз и душу, снимает напряжение, повышает настроение. Украшенные зелеными веточками укропа, петрушки блюда это и красиво, и вкусно, и полезно для здоровья, а главное – это вырастили дети.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование методической компетентности педагогов в организации проектно-исследовательской деятельности
Описан механизм формирования методической компетентности у педагогов школы в организации проектно-исследовательской деятельности. Проект пробует решить противоре...
Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий по музыкальной валеологии в детском саду
в данные рекомендации входят: составные части занятия, с чего начинать занятия по музыкальной валеологии, как проводить диагностику....
Организация проектной деятельности дошкольников в группе детского сада. Тема проекта "История школьных принадлежностей"
«Организация проектной деятельности дошкольников в группе детского сада»Автор проекта: Кириченко Наталья ВикторовнаГБДОУ №7 Выборгского района Санкт-ПетербургаВозрастная группа:...
Рекомендации по выбору спортивной формы на занятия физической культурой в детском саду.
Рекомендации по выбору спортивной формы на занятия физической культурой в детском саду. Спортивная форма на занятии физической культурой необходима для обеспечения техники безопасности и комфорта...
Методические рекомендации по теме: "Особенности организации проектной деятельности на занятиях по производственному труду" (швейное дело 10-11 классы). 2018г
В данном материале рассматривается, как использование метода проекта повышает мотивацию учащихся для самостоятельной поисково- исследовательской работы...
Консультация для педагогов "Музыкально-театрализованная деятельность на занятиях музыки в детском саду"
Музыкально - театрализованная деятельность превращается для них в настоящий праздник. Музыка помогает передать характер персонажей в движении, герои поют, танцуют. Происходит обогащение музыкальными в...
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ДЕТСКО-ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Методические рекомендации разработаны в рамках реализации мероприятий плана первоочередных мер по повышению эффективности профилактики правонарушений обучающихся и обеспечению безопасности образовател...