Рекомендации для педагогов по организации проектной деятельности "Огород на окне в детском саду"
проект по экологии

Решетникова Людмила Алексеевна

Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельного мышления, создаются условия для поисково-исследовательской деятельности. Самое интересное чудо для детей в зимнее время - это создание огорода на подоконнике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekom_dlya_ped_k_proektu_ogorod_na_okne.docx28.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Веневский центр образования №1»

структурное подразделение «Детский сад №5»

Рекомендации для педагогов

по организации проектной деятельности  

«Огород на окне в детском саду»

Подготовлены  педагогом дополнительного образования Решетниковой Л.А.

2018 – 2019 учебный год

Актуальность темы

   В современном мире все больший интерес детей, в том числе и дошкольников, привлекают компьютерные игры, приставки, телефоны и прочие устройства. Все меньше интересуют детей явления, процессы и взаимосвязи в природе. Часто дети не имеют элементарных представлений, откуда появляются  фрукты, овощи и другие продукты в магазине. Родители из-за своей загруженности, незнания или неумения не могут или не считают важным  донести до детей цикл развития растений от семени до плода.  Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать сделать - и я пойму». Так и ребенок, усваивает все прочно и надолго, когда слышит,  видит, и делает сам. Дошкольник – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей своей красотой, яркостью красок, разнообразием.  Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, создаются условия для поисково-исследовательской деятельности.   Самое интересное чудо для детей в зимнее время — это создание огорода на подоконнике.

Цели и задачи проектной деятельности «Огород на окне»

Цели: формирование интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях; активизация творческой деятельности педагогов, детей и родителей по оформлению огорода на окне; создание условий для экспериментально-трудовой деятельности.

Задачи: образовательные

- расширять знания о культурных растениях, которые выращиваются с определенной целью (например, для получения продуктов питания);

- обобщать представления детей о необходимости определенных условий для роста и развития растений (света, тепла, влаги, почвы);

- формировать осознанно-правильное отношение к природным объектам;

- расширять словарный запас при использовании стихов, поговорок, загадок о выращиваемых культурах;

             развивающие

- развивать умения ухаживать за растениями в комнатных условиях;

- способствовать развитию чувства ответственности к порученному делу;

- развивать коммуникативные, познавательные и творческие способности, наблюдательность, внимание;

- развивать поисковую активность дошкольников;

- для старших дошкольников развивать умения делать умозаключения, отстаивать свое мнение;

             воспитательные

- воспитывать бережное отношение к объектам природы, к результатам своего труда и труда сверстников;

- воспитывать желание к самостоятельной продуктивной  деятельности;

Содержание и формы работы с детьми при создании огорода на окне

   Очень важно, чтобы дети активно участвовали в посадке и последующем уходе за растениями. Раньше в программах давались точные рекомендации, какие растения должны высаживаться в каждой возрастной группе. Но с переходом на ФГОС строгих требований к перечню растений нет. Огород на подоконнике, прежде всего, должен помогать в развитии детей. Поэтому для воспитанников младших групп целесообразно высаживать более крупные семена, чем для воспитанников средней и старшей групп. Также в младших группах достаточно для посадки 1-2 видов растений, в средних - 2-3, старших и подготовительных - до 5. Предлагается примерный перечень растений для посадки: лук-репку, дольки чеснока, фасоль, горох, петрушка, сельдерей, салат, укроп. Все, что прорастет, можно использовать как витаминную добавку к обеду. Можно выращивать по 1-2 экземпляра комнатных сортов огурца, томата, гороха. Главное выбрать для такого огорода неприхотливые растения. За ростом растений должны идти регулярные наблюдения с фиксацией результатов в дневнике. В младших группах воспитатель зарисовывает или фотографирует изменения. В средних - дети помогают (например, воспитатель рисует луковицу, а ребенок - зеленые листья). В старших и подготовительных группах результаты наблюдений зарисовывают дети. Такая работа развивает наблюдательность, приучает внимательно всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины. Выращивая, ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, рассматривают их через лупу, определяют условия, необходимые для роста и развития растений, поэтому это ещё и великолепный дидактический материал. Рекомендуется проводить занимательные опыты и эксперименты. Они побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества, поддерживает у детей инициативу, сообразительность, критичность и самостоятельность. Например, целесообразно отвести место для лаборатории, где растения будут высаживаться разными способами: между двумя плоскостями в вату, в камни. Можно высаживать луковицы, создавая для них разные условия: для одной — тепло, воду, свет; для другой — тепло, воду, темноту; для третьей — холод, воду, свет. Организуя такой опыт и проводя с детьми регулярные еженедельные наблюдения за прорастанием лука с последующим фиксированием результатов с помощью рисунков в календаре, воспитатель достигает очень многого — на конкретном примере убеждает детей в значимости отдельных факторов внешней среды для роста и развития растений. Чтобы детям было интересно работать в огороде можно его интересно оформить, например, по сюжету сказки: для детей младших групп - это может быть сюжет любой русской народной сказки, хорошо знакомой детям, а старшие дети могут совместно с воспитателем придумать свой сюжет сказки. Герои ухаживают за грядками, а дети помогают им в этом. Наблюдения за растениями можно сделать занимательными, если сочетать их с загадками, стихами. По ходу наблюдений,  можно даже оформить книжки. Дети будут сами удивлены, что они являются авторами собственных книг.

Рекомендуемые культуры для зимне – весенних посадок

Дата

Группы

Младшая

Средняя

Старшая

Подготовительная

февраль

Семена овса, лук репчатый, ветки тополя или сирени в вазе

Семена овса, лук репчатый, ветки тополя или сирени в вазе

Семена овса, лук репчатый, корнеплоды, ветки тополя, липы, осины, клена в вазе (по выбору)

Семена овса, лук репчатый, корнеплоды, ветки тополя, липы, клена (по выбору), ивы, вербы в вазе

апрель

Горох, бобы, декоративная фасоль

Горох, фасоль,

настурция

Семена салата, гороха, помидоры, огурцы, бархатцы, цинния, космея

Семена салата, гороха, помидоры, огурцы капуста, астры, петунья, табак душистый

                                                  Этапы работы по организации огорода на окне

1. Посадка растений. Знакомство детей с алгоритмом и моделями (схемами) по уходу за растениями. Подбор художественной литературы о выбранных растениях: поговорки, стихи, сказки, загадки.

2. Наблюдение за ростом растений, проведение опытов, экспериментов. Фиксирование результатов в дневнике. Создание коллекции семян овощных культур, популярных в нашем регионе. Знакомство с художественной литературой, создание картотеки художественного слова, рассматривание иллюстраций, проведение бесед, игр.

3. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Оформление выставки рисунков «От семени к ростку». Составление рассказов о том, как ухаживать за растениями.                           Роль родителей в проектной деятельности «Огород на окне»

   Безусловно, все дети дошкольного возраста делятся с родителями своими впечатлениями, независимо от того, какие это впечатления: хорошие или плохие. Здесь главное для родителей — проявить заинтересованность, помочь педагогу-воспитателю и своему ребенку в создании творческого проекта «Огород на окне в детском саду», оформление которого требует: а) понимания протекающих процессов; б) свежих художественных взглядов; в) возможностей передачи своего опыта. Если дети будут видеть участие своих родителей в их детсадовских проблемах, они никогда не станут замкнутыми в себе людьми.

Формы работа с родителями 1.Консультации: «Зеленый мир на окне», «Овощи и фрукты – ценные продукты». 2.Рекомендации «Сколько овощей нужно человеку». 3.Помощь в создании коллекции семян. 4.Приобретение необходимого оборудования: контейнеры для посадок, семена, лейки, грабельки, бросовый материал для оформления огорода. 5.Изготовление сказочных персонажей (Чиполино, Чучелка, Огородница, Дед,  Баба и Колобок и т.д.)

Для создания проекта «Огород на окне в детском саду», главным требованием которого является безопасность детей, необходимо помнить следующее:

 - огород на окне должен быть расположен в безопасной для детей зоне;

- использование удобрений в детском саду запрещено;

- должно быть достаточное освещение;

- температурный режим: для комфортного роста растений необходима температура не ниже + 17 градусов;

- почва: на основании того, что удобрениями пользоваться в детском саду нельзя, лучше всего будет купить уже готовый грунт в специализированных магазинах по садоводству;

- выбирайте такие растения для огорода на окне, чтобы они были адаптированы к помещению и не были слишком прихотливыми.

Вывод: огород на окне - это хороший помощник в воспитании у детей экологической культуры, созданию правильного отношения к живой природе, воспитания у детей умения радоваться красоте выращиваемых растений и результату своего труда. Наблюдения и уход за растениями способствуют развитию мышления, познавательного опыта, трудолюбия, любви к природе. И ещё: зелень на подоконнике радует глаз и душу, снимает напряжение, повышает настроение. Украшенные зелеными веточками укропа, петрушки блюда это и красиво, и вкусно, и полезно для здоровья, а главное –  это вырастили дети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование методической компетентности педагогов в организации проектно-исследовательской деятельности

Описан механизм формирования  методической  компетентности у  педагогов школы  в организации проектно-исследовательской деятельности. Проект пробует решить противоре...

Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий по музыкальной валеологии в детском саду

в данные рекомендации входят: составные части занятия, с чего начинать занятия по музыкальной валеологии, как проводить диагностику....

Организация проектной деятельности дошкольников в группе детского сада. Тема проекта "История школьных принадлежностей"

«Организация проектной деятельности дошкольников в группе детского сада»Автор проекта:   Кириченко Наталья ВикторовнаГБДОУ №7 Выборгского района Санкт-ПетербургаВозрастная группа:...

Рекомендации по выбору спортивной формы на занятия физической культурой в детском саду.

Рекомендации по выбору спортивной формы на занятия физической культурой в детском саду. Спортивная форма на занятии физической культурой необходима для обеспечения техники безопасности и комфорта...

Методические рекомендации по теме: "Особенности организации проектной деятельности на занятиях по производственному труду" (швейное дело 10-11 классы). 2018г

В данном материале рассматривается,  как  использование метода проекта повышает мотивацию учащихся для самостоятельной поисково- исследовательской работы...

Консультация для педагогов "Музыкально-театрализованная деятельность на занятиях музыки в детском саду"

Музыкально - театрализованная деятельность превращается для них в настоящий праздник. Музыка помогает передать характер персонажей в движении, герои поют, танцуют. Происходит обогащение музыкальными в...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ДЕТСКО-ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.

Методические рекомендации разработаны в рамках реализации мероприятий плана первоочередных мер по повышению эффективности профилактики правонарушений обучающихся и обеспечению безопасности образовател...