Формирование методической компетентности педагогов в организации проектно-исследовательской деятельности
статья по теме
Описан механизм формирования методической компетентности у педагогов школы в организации проектно-исследовательской деятельности. Проект пробует решить противоречие между актуальностью формирования проектно-исследовательских компетенций у учащихся и отсутствием теоретических знаний и практических навыков их реализации у педагогов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект:
«Формирование методической компетентности педагогов в организации проектно-исследовательской деятельности
Актуальность. В сфере образования России происходят радикальные перемены. Они связаны, прежде всего, с социально-экономическими изменениями в обществе. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» декларирует что «…главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности». Поэтому, учитывая государственную стратегию развития образования и систематизировав социальные ожидания родителей, учащихся и педагогов, была разработана Программа развития ОУ «Проектно-исследовательская деятельность как основа самореализации учащихся» на 2010-2015гг. С каждым годом к организации проектной и исследовательской деятельности подключаются всё новые и новые педагоги. Но не всегда их методическая компетентность позволяет грамотно и корректно осуществлять руководство учащимися в этих видах учебной деятельности. Все это требует активного поиска новых резервов подготовки учительских кадров, способных к реализации предъявляемых требований.
Противоречие состоит между актуальностью формирования проектно-исследовательских компетенций у учащихся и отсутствием теоретических знаний и практических навыков их реализации у педагогов.
Мы исходим из предположения о том, что уровень сформированности методической компетентности учителя повысится при условии создания «инновационного поля», включающего в себя:
создание соответствующих организационно-педагогических структур, обеспечивающих развертывание творческих поисков, связанных с формированием своего собственного «Я» и включение учителей в исследовательскую деятельность (творческие лаборатории, школы передового педагогического опыта, педагогические мастерские, временные творческие группы и т. п.);
оказание учителям необходимой научно-методической помощи, связанной с повышением их теоретического уровня и профессионального мастерства.
В свете модернизации российского образования учитель обязан быть компетентен в организации проектной, исследовательской и творческой видов деятельности с учащимися, чтобы сформировать и планировать развитие у них базовых компетентностей: информационной, коммуникативной, самоорганизации и самообразование.
Новизна проекта состоит в том, что педагоги будут выступать не в роли объекта, а субъекта обучения. В ходе тренингов, разрабатывая различные мини-проекты, педагоги будут погружены в атмосферу проектно-исследовательской деятельности. Обучение будет происходить в ходе совместной деятельности.
Теоретическими источниками данного проекта является:
личностно-ориентированное обучение Я.А. Якиманской
технология исследовательской деятельности А.В. Леонтович
компетентностный подход к построению и исследованию образовательных процессов (А.В. Хуторской, Е.С. Заир-Бек, А.П. Тряпицына)
теория развивающего обучения В.В.Давыдова
Цель: Сформировать методическую компетентность в организации проектно-исследовательской деятельности у педагогов школы
Задачи:
Определить сущность и содержание методической компетентности педагогов в организации проектно-исследовательской деятельности.
Разработать критерии, показатели и уровни методической компетентности педагогов в организации проектно-исследовательской деятельности.
Повысить квалификацию педагогов школы по вопросам организации проектно-исследовательской деятельности.
Создать методические структуры, обеспечивающие включение педагогов в проектно-исследовательскую деятельность.
Разработать научно-методические рекомендации по формированию проектно-исследовательской компетентности педагогов.
Ожидаемые результаты:
Повышение квалификации педагогов.
Нормативное и методическое обеспечение проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Создание условий для развития и реализации творческих, учебно-исследовательских способностей учащихся и педагогов.
Организации информационно-продуктивного пространства для инновационной деятельности педагогов.
Структурное и содержательное упорядочение работы, укрепление системы внутришкольного взаимодействия учителей и учащихся.
Содержание проекта
Создание инновационного поля связано с организацией деятельности в двух направлениях:
Создание организационных структур. Постольку опыт проектно-исследовательской деятельности в образовательном учреждении невелик, сначала будет создана временная творческая группа (ВТГ) «Организатор проектно-исследовательской деятельности». Возглавят эту ВТГ педагоги, которые уже выступали руководителями проектно-исследовательских работ и имеют опыт, которым желают поделиться. В ВТГ войдут и педагоги-новички, желающие себя попробовать в этом вид деятельности. В дальнейшем ВТГ перерастет с педагогические мастерские, а еще далее будет организована Школа передового педагогического опыта.
Организация методической помощи. Она будет включать в себя:
Диагностику, отражающую отношение педагогов к исследовательской деятельности
Цикл методических семинаров-тренингов, как внутри ВТГ, так и для всего педагогического коллектива
Спецкурс для учителей-руководителей исследовательской работы учащихся
Индивидуальное консультирование
Повышение методической компетентности учителя обеспечивается системой непрерывной подготовки. На начальном этапе учителя должны получить методические рекомендации по структурированию данной деятельности. В составе творческих групп они будут принимать активное участие в разработке данных рекомендаций и их апробации, пройти тренинги по формулированию гипотез, овладеть методами и приёмами по организации: мотивации исследовательской деятельности; постановке проблем; сбору практического материала; систематизации и анализу полученного материала; выдвижение гипотезы; проверки гипотез; доказательство или опровержение гипотез; оформление результатов.
Задачи | Методы работы |
Определить сущность и содержание проектно-исследовательской компетентности педагогов. | Изучение методической литературы, передового опыта других образовательных учреждений Анкетирование «Личная мотивация руководителя исследовательской деятельности учащихся» |
Разработать критерии, показатели и уровни проектно-исследовательской компетентности педагогов | Групповая работа участников ВТГ Диагностика педагогов «Развитие проектно-исследовательской компетентности педагогов» |
Повысить квалификацию педагогов школы по вопросам организации проектно-исследовательской деятельности. | Организация семинаров, тренингов Курсовая подготовка Индивидуальные консультации Самообразование |
Создать методические структуры, обеспечивающие включение педагогов в проектно-исследовательскую деятельность. | Создание ВТГ «Руководитель проектно-исследовательской деятельности» Создание педагогических мастерских Создание Школы передового педагогического опыта |
Разработать научно-методические рекомендации по формированию проектно-исследовательской компетентности педагогов. | Методические рекомендации по сопровождению проектов и исследований учащихся Методические рекомендации по формированию исследовательской культуры на уроках Схема анализа и самоанализа урока с точки зрения организации проектно-исследовательской деятельности |
Достижение целей будет происходить в 4 этапа: | ||
Временные границы | Основная цель | Предполагаемые результаты |
2011-2012 | Создание организационных, педагогических и психологических условий развития познавательной самостоятельности учителей на начальном этапе внедрения исследовательских методов в практику обучения и воспитания. | 1. Структурное и содержательное упорядочение работы, укрепление системы внутришкольного взаимодействия учителей и учащихся. 2. Получение представлений о наличном состоянии дел, детальное планирование общей и индивидуальной работы на год и на ближайшую перспективу. 3. Ознакомление с новыми технологиями исследовательской работы с учащимися на уроке и во внеурочное время. |
2012-2013 | Организационное и содержательное обеспечение системной исследовательской работы учителей | 1. Возросшие показатели качества знаний учащихся, увеличение числа участников районных, городских, областных и российских конкурсов. 2. Расширение диапазона методических средств учителя, применяемых на уроке, во внеурочное время и в самообразовательной работе. 3. Организованная система мониторинга инновационного процесса в школе, оперативное выявление продвижений и затруднений с целью корректировки общих и частных направлений работы. |
2013-2014 | Организационное и содержательное обеспечение системной исследовательской работы учителей; управление становлением их исследовательской культуры. | 1. Количественные и качественные показатели уровня знаний учащихся, увеличение числа тех, кто активно и постоянно занимается проектно-исследовательской деятельностью 2. Разработка, апробация и внедрение авторских методических средств учителей, которые применяются на уроке, во внеурочное время и в самообразовательной работе. 3. Первые оформленные и опубликованные результаты научного исследования учителей и учащихся, создание научно-методической библиотечки школы. |
2014-2015 | Обеспечение интеллектуального, личностного и социального развития учащихся в условиях внедрения исследовательских методов в систему учебно-воспитательной работы школы. | Включение исследовательской работы в систему повседневной профессиональной работы учителя. Обобщение опыта педагогов, внедряющих в образовательный процесс проектно-исследовательские технологии обучения. |
Основные виды деятельности по ее реализации
№ | Содержание деятельности | Сроки | Ответственные исполнители | Ожидаемый ресурс |
1. Научно-методическое обеспечение программы. | ||||
Разработка алгоритмов деятельности учителя по сопровождению проектов и исследований учащихся. | 2011-2012 уч.год | Учителя творческой группы | Рекомендации по ведению проектной деятельности | |
Разработка алгоритмов для формирования исследовательской культуры на уроках. | 2011-2012 уч.год | Учителя творческой группы | Методические рекомендации | |
Разработка критериев оценки проектной деятельности педагогов | 2011-2012 уч.год | Учителя творческой группы | Нормативно-правовая база программы | |
Создание банка данных о научно-методической литературе по проектной и исследовательской деятельности учащихся и педагогов. | 2011-2015г | Зам.дирек- тора по УВР, председатели ШМО, библиотекарь | Каталог научно-методической литературы | |
Разработка и описание содержания семинарских занятий в рамках внутри школьной курсовой подготовки педагогов | 2011-2013 | Зам. директора по УВР, учителя-экспериментаторы | Программа курсовой подготовки | |
Разработка организационных форм проведения экспериментальных занятий и методик проведения экспериментальных уроков для формирования проектно-исследовательских УН. | 2011-2014 | Зам. директора по УВР, учителя-экспериментаторы | Рабочие материалы | |
Консультирование учителей, работающих над внедрением технологии проектного обучения. | 2011-2015 | Зам. директора по УВР | Групповые и индивидуальные консультации | |
Подготовка и проведение промежуточного и по итогам года самоанализа учителей, работающих над внедрением технологии проектного обучения. | 2011-2015 | Зам.директора по УВР | Материалы самоанализа. | |
Методическое описание апробируемых проектов. | По мере создания | Учителя | Методические материалы | |
Анализ результатов и хода осуществления учебных проектов | По мере осуществления | зам. директора по УВР, учителя | Справочные материалы | |
Создание циклограммы управления проектной и исследовательской деятельностью обучающихся. | Сентябрь 2011г | Зам.директора по УВР | Циклограмма | |
2. Организационно-деятельное обеспечение программы | ||||
Диагностика проектно-исследовательской компетентности педагогов | Сентябрь 2011г | Администрация | Аналитические материалы | |
Организация обучения педагогического коллектива технологии проектно-исследовательского обучения. | 2011-2013 | Зам.директора поУВР | Знания и умения в области технологии проектного обучения. | |
Формирование творческих групп учителей, творческих лабораторий | Октябрь 2011 | Зам.директора по УВР | Творческие группы | |
Обмен опытом работы через систему взаимопосещения уроков, внеурочных и внеклассных мероприятий. | 2011-2015 | Администрация | Знания и умения в области технологии проектного обучения | |
Занятия в рамках ШМО «Подготовка учащихся к проектной и исследовательской деятельности учащихся» | 2011 | Председатели ШМО | Методические рекомендации | |
Обобщение и внедрение в практику передового опыта применения технологии проектного обучения. | 2013-2015 | Администрация | Методические и дидактические материалы | |
Организация семинаров-практикумов, мастер-класса для руководителей проектных и исследовательских работ учащихся. | 2011-2013 | Администрация | Методические и дидактические материалы | |
Круглые столы: «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников: итоги, проблемы, пути их решения»; «Проектная и исследовательская деятельность учащихся 5 – 11х классов: итоги, проблемы, пути их решения». | ежегодно | Зам.директора по УВР | Методические рекомендации | |
Подготовка отчетных материалов | По окончанию каждого года | Зам.директора по УВР | Отчетные материалы | |
Контроль за ходом инновационной работы. | ежегодно | Зам.директора по УВР | Материалы внутри школьного контроля методической работы | |
Организация проектной недели | 2012-2013 | ВТГ | ||
3. Психологическое сопровождение программы. | ||||
Консультации психолога «Снятие стрессовых ситуаций с участников конференций и конкурсов проектных и исследовательских работ». | ежегодно | Психолог | Методические рекомендации | |
Проведение психологических тренингов, направленных на формирование навыков уверенного поведения участников конкурсов, конференций. | ежегодно | Психолог | Разработки тренингов | |
4. Мотивационное обеспечение программы | ||||
Методический день для участников курсовой подготовки в каникулярное время | 2011-2015 | Директор | ||
Первоочередное материально-техническое обеспечение кабинета | 2011-2015 | Директор | ||
Обобщение передового педагогического опыта педагогов | 2011-2015 | Директор | ||
Материальное стимулирование в виде премий, надбавок, грантов | 2011-2015 | Директор |
Вывод: Мы предполагаем, что в ходе обучения проектно-исследовательской деятельности члены коллектива приобретут умения, необходимые для личного совершенствования и для работы по улучшению достижений всего коллектива, ведь успех организации состоит из достижений каждого человека. В ходе проектной деятельности основные задачи будут реализовываться через создание проекта как продукта мышления и действий педагогического коллектива. Участие в проектировании развития коллектива повышает ответственность людей, побуждает к исследовательским действиям по совершенствованию собственного проекта, появится возможность творческого и делового роста каждого, и как результат, выяснится скрытый кадровый потенциал коллектива для продвижения по службе. Созданная ситуация рефлексивного анализа и обсуждения в ходе проектной деятельности, позволит коллективу продвигаться вперед, научиться видеть и осознавать проблему, анализировать различные формы решения проблемы.
Таким образом, профессиональное развитие педагогов осуществляется в процессе обучающих проектов, в результате совместной деятельности, через определение общего видения перспективы образовательного учреждения.
Практическая значимость заключается в том, что разработанные критерии, показатели и уровни сформированности методической компетентности учителя будут способствовать дифференцированному включению педагога в проектно-исследовательскую деятельность.
Разработанная модель «инновационного поля», направленная на создание условий по формированию учителя-исследователя, обеспечивает постоянный рост профессионализма и ведет к обогащению его проектно-исследовательской культуры.
Результаты работы могут найти свое применение в организации научно-исследовательской работы с педагогами, в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, в инновационной деятельности образовательного учреждения.
Формы внедрения результатов Проекта в практику образовательного учреждения
Методические рекомендации по сопровождению проектов и исследований учащихся
Методические рекомендации по формированию исследовательской культуры на уроках
Сценарии семинаров, тренингов
Промежуточные результаты
Сроки | Мероприятия |
Октябрь 2011г. | Сформирована ВТГ «Руководитель проектно-исследовательской деятельности» |
Октябрь 2011г. | Разработана тематика семинаров, тренингов на учебный год |
Сентябрь 2011г. | Разработана программа анализа урока с точки зрения организации проектно-исследовательской деятельности |
Октябрь 2011г. | Проведен семинар «Творческая деятельность педагога-фасилитатора» |
Список литературы
Беркалиев Т.Н., Заир-Бек Е.С., Тряпицына А.П. // Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы; 2007. КАРО
Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование. -2000. - № 9 -С.177-180
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. — М.,1996
Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании //Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С. 3-12.
Леонтович А.В. Тренинг по подготовке руководителей исследовательских работ школьников //Библиотека журнала «Исследовательская работа школьников». - 2006.
Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. М.., -2005.
Савенков А.И. Подготовка педагога к работе в условиях исследовательского обучения //Исследовательская работа школьников.- 2007. -№ 3. -С.4-8.
Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?// Пособие для учителя. – М.: Владос, 2005.
Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике школы // Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М.: Сентябрь, 1998. – С.83-128
Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного образования // Библиотечка журнала «Директор школы». М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический проект на тему : «Организация проектно – исследовательской деятельности обучающихся на уроках литературы как способ достижения метапредметных результатов».
1.Актуальность . Методический проект разработан на основе обобщения педагогического опыта , в котором найдены и апробированы типовые решения педагогичес...
Семинар-практикум по теме «Формирование профессиональной компетентности педагогов по организации освоения учащимися УУД»
Цель: актуализация необходимости развития профессиональной компетентности педагога в современных условияхЗадачи:- Осмыслить понятия компетентность и компетенция;- Определить профессиональн...
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках физики как путь к формированию ключевых компетенций.
В данном проекте я обобщала свой опыт по использованию начно-исследовательской работы на роках физики....
Аннотация методической разработки мастер-класса для педагогов "Организация проектно-исследовательской деятельности в школе" для участия в конкурсе ПНПО - 2016
В аннотации представлено краткое описание методической разработки мастер-класса для педагогов "Организация проектно-исследовательской деятельности в школе". Это направление в настоящее время является ...
Название работы: "Методическая помощь педагогам при организации совместной досуговой деятельности детей и родителей"
Данный методический материал разработан для участия в муниципальном Конкурсе методических пособий (методических материалов) среди педагогов ОУ "Педагогическая куль...
Проект "Формирование профессиональной компетентности педагогических работников через проектно-исследовательскую деятельность"
Даются пошаговая работа по проектной работе с учителями...
Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся как один из эффективных методов формирования метапредметных результатов
Однако сегодня приоритетным становится не сумма знаний, а сам путь познания, так как учеба как простое воспроизведение знаний уже не отвечает современным требованиям модели выпускника....