Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий по музыкальной валеологии в детском саду
методическая разработка по теме
в данные рекомендации входят: составные части занятия, с чего начинать занятия по музыкальной валеологии, как проводить диагностику.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Содержание занятий:
В процессе моих занятий мне приходится вместе с детьми ответить на ряд вопросов:
- Какой ребенок, чем он отличается от других детей, кто помогал ему развиваться, где живет ребенок, что он ест, пьет, как он спит, что и как причиняет ему боль, о наследственности и генах.
Сравнимый анализ развития зародышей, например рыбы, лягушки, обезьяны, человека. Часто мне дети задают вопрос о происхождении жизни на Земле. Откуда и как появилась жизнь на Земле. Очень тяжело приходилось объяснять о строении человека, о системах косной, кровеносной, органах дыхания, пищеварения, нервной регуляции органов чувств. А особенно дети любят слушать о законах развития мальчиков и девочек, об общих законах и различиях. Я должна научить ребятишек обеспечить личную безопасность и оказать помощь другим. Различать доброе и недоброе прикосновение. Ребенок должен знать, что можно сделать, чтобы обезопасить себя от недобрых людей, где можно получить помощь в экстренных случаях, что можно сделать самому.
Ребенок должен знать элементарные знания о микробах и способы предупреждения инфекционных заболеваний.
На своих валеологических занятиях ребенку рассказываю о правовых законах общества, направленных на сохранение здоровья и окружающей Среды.
Валеолог должен помнить, что он стоит на пороге духовного развития ребенка, и ему, возможно, предстоит исправит те искривления в воспитании которые не по вине ребенка уже имею место.
С чего же начали мы в детском саду? Во первых, мы с 1995 года разработали программу "Здоровье". Первые шаги это было то, что мы начали с закаливания организма детей. Затем изучив мнение родителей обратили особое внимание на засыпание детей, пробуждение ото сна. Если ребенок спит, после трех часов, мы его не будим, значит в организме ребенка есть где-то сбой, а если ребенок спит, организм восстанавливает силы. Затем освоили точечный массаж, солевую дорожку, гимнастику для глаз, ног, фитобар. Чтобы не болели дети в зимнее время, стали поить отваром трав 2 раза в день. Это утром в 8 часов и в три часа когда дети пробуждаются от сна. После того как заведующая Соболева Надежда Николаевна побывала на курсах повышения квалификации при НИИ институте г. Новосибирска с ведущими специалистами по валеологии Санкт-Петербурга и Москвы, мы решили ввести валеологию в программу "Здоровья". Сначала нас познакомила Н.Н. с медицинской валеологией, педагогической валеологией и музыкальной валеологией. Затем мы определили чем отличаются и что у них общего в этих науках по валеологии. Изучили развитие ребенка следующими науками: как медицина, психология, педагогика, социология, были изучены пять уровней развития сознания от рождения до семи лет, разработанные Штайнеровскими последователями.
Затем вместе с своим коллективом разработали программу "Я и мое здоровье с 3-х до 7 лет". Сюда вошли такие интересные разделы как:
1. интересные открытия
2. что важнее и нужнее
3. мы любим себя
4. что нельзя делать
5. солнце воздух и вода наши лучшие друзья.
6. тайнам нет конца
7. что у них самое главное
8. удивительное рядом
9. мы и они (мир, человек, мир животных)
10. мы разные
11. как же так
12. не перестаю удивляться
13. как это интересно
14. мы лучшие друзья
15. хорошо ли нам живется
Затем составили перспективный план для старшей и подготовительной групп. Занятия были построены по схеме вальдорфской педагогики (сказка, музыка, рисунок). Постарались, чтобы на каждом занятие сформировать настроение особой радости, нежности, доброты к самому себе. Чтобы эти занятия ребята полюбили больше всего, ведь только на любви к этому занятию можно научить ребенка полюбить свой организм, познать его и сохранить на долгие годы. Но самое главное - воспитать в будущем своих здоровых детей.
С чего начинаем и как проводятся занятия.
1. Лобно-затылочной коррекции.
2. Концентрация внимания.
3. Развитие механизма в памяти.
4. Диагностика (самодиагностика)
5. Театр здоровья.
Определили виды оздоровительных занятий:
1. Урок здоровья - два раза в месяц в старшей и подготовительной группах.
2. Минутка здоровья - проводим в средней, старшей и подготовительной группах в комплексных занятиях по пятницам.
3. Оздоровительная пауза - в ясельной группе, во второй половине дня в старшей и подготовительной группах, когда дети занимаются конструированием, вышиванием, оригами.
4. Театр здоровья в подготовительной и средней группах.
5. Праздник - старшая, средняя и подготовительная группы.
Только после этого стали писать комплексные занятия. С чего же начали?
Составляли к каждому занятию план. Затем писали, учитывая все особенности каждого ребенка - (это четыре его темперамента).
"Бодро, легко и изящно прыгнет через камень сангвиник. Да и споткнувшись не станет о том горевать."
"Злобным пинком отшвырнет камень с дороги холерик, радостно вслед поглядит, ловкостью собственной чванясь. "
"Камень заметив свой шаг умеряет: "Коль ты с дороги не сходишь я лучше тебя обойду"
"А меланхолику встретится камень, он станет задумчиво рядом с миною мрачной невзгоды судьбы проклиная своей."
Этим мы проявили свойства вальдорфской педагогики: направлять развитие существующих возможностей в позитивное русло, при этом осуществляя лишь валеологическое сопровождение ребенка, ни в коем случае не подавляя и не заглушая избыточные силы. В противном случае невостребованные силы или будут небезопасно растрачены или приведут к рефлексии, неадекватной гармонии с самим собой и социумом.
Первые занятия в моей группе всегда начинаются с чтения сказки, драматизации сказки или почти все занятия проводятся в сказке, приглашая героев.
Главной моей задачей является во время занятия то, чтобы ребенок захотел получить информацию от меня, а не из подворотни о рождении ребенка.
Начинаю занятие с того, что ставлю музыку Чайковского "Времена года". На фоне музыки голос: "Пробуждается росток, тянется к солнцу цветок, на ветке распускаются почки, только вчера спали цветочки глубоким сном, а сегодня распустились. Кто помог им проснуться?
(Солнышко).
Животные приносят своих детей к солнышку по разному. Коровы, волки, черепахи. А знаете как это происходит? (Лягушки мечут икру, а из икры получаются лягушата).
А как вы считаете, животные отличаются друг от друга? (У животных детеныши тоже сыны и дочки, но не принято говорить: кошкин сынок или дочка). А посмотрите теперь на юношу и девушку, какие они красивые, нежные, как они смотрят друг на друга. Они влюблены и не могут жить друг без друга. Они создали новую семью - вступили в брак. Но семья есть только тогда семья, когда в ней есть дети. И они захотели ребенка. И если они любят друг друга, их желание исполняются. От их прикосновения разлетаются тысячи икринок и одна попадает в маму. И рождается ребенок.
Главное, чтобы мои ребята поняли, что только от любви может появится ребенок.
Особое место уделяем созданию мысленных образов, вырабатывая стоп-сигнал на неправильные действия. (Представьте поляну, какие красивые цветы на ней растут, нарвите мне, затем объясняю , что случилось с поляной, она вытоптана, цветы сорваны и завяли. Затем проходим к выводу вместе с детьми, что это только фантазия и делать так нельзя).
На валеологических занятиях мы очень много поем. Как подмечает Рудольф Штайнер песня имеет возможность раскрыть душу, выплеснуться во вне. Песня нужна для валеологического успокоения, миротворения, согласия с жизнью. (такой, какая его окружает). А мои дети очень любят петь.
Таким образом все вышесказанное позволяет отнести вольдорфскую педагогику к технологиям которые могут в условиях д/садов и школ обеспечить валеологическое сопровождение воспитательного процесса.
Когда писали занятия, столкнулись с трудностями. Дети не умели правильно, красиво говорить. Ведь в книге Юдина "Главное чудо света" там папа или мама индивидуально работают с ребенком, а у меня их много. Что делать? Как донести до каждого ребенка определенные знания и с каждым поговорить. Выход нашли из книги Татарниковой Л.Г., где она рассказывала о том, что при прохождении валеологии в д/садах Санкт-Петербурга воспитатели - валеологи, столкнулись с точно такой же проблемой и тогда они особое место уделяли работе с родителями. Пусть воспитатель работает над памятью так: сначала говорят слова, ребята должны их запомнить точно, по порядку, затем составить предложения и затем доказать, что получился рассказ. Попросить ребят повторить этот рассказ. А вот рассказ правильный, который расскажет ребенок в самом конце, должен даваться на дом. Я очень удивилась, когда мои дети прослушав рассказ ребенка (которому давали задание на дом) на второй день они могли пересказать весь рассказ все. Учились говорить правильно, красиво строя предложения, с каждым разом все лучше и лучше. Даже малоактивные дети, у которых мал лексический запас слов не стали боятся говорить сначала с детьми, потом с сотрудниками д/сада и гостями. Или еще один пример: мы всегда в старшей и подготовительной группах драматизируем сказки на комплексных занятиях, на второй год дети уже без моей помощи стали драматизировать сказки и я не боюсь входить валеологом в любое время. Если в старшей группе входили помощник воспитателя и музыкальный руководитель и проводили частичку занятия, то в подготовительной дети могут обходится без помощника воспитателя, но с музыкальным руководителем. На занятии третьего числа, которое вы видели, мы изучали кровеносную систему и вены. Это первое занятие из этого цикла. На нем я разрешаю отвечать хором, говорю сама, они отвечают, закрепляю, обыгрываю, медитирую. Но на втором занятии, когда мы повторяем, я уже знаю, что дети уже знают эту тему все и я только посмотрю на ребенка глазами, он отвечает на вопрос. Учу не перебивать друг друга, чтобы подготовить ребенка к школе, чтобы там он не выкрикивал. Вы наверное заметили, что я часто повторяю, покажите мне свои глазки. Этим я концентрирую их внимание на себе, чтобы мне видеть каждого. Особое место в наших занятиях имеет диагностика (самодиагностика). Учу ребенка честно соревноваться с самим собой. А это порой так трудно, но стараюсь доказать, что если честно, то мы увидим результаты твоего труда.
Чтобы полюбить природу, чтобы узнать о жизни животных и растений я беру замечательную книгу Лаптева "тайна пирамиды здоровья", где дети знакомятся и раскрывают тайну пирамиды, запоминают что сказал каждый друг. Учу что звери никогда не обманывают и не лгут. И что ты спускаясь с этой пирамиды должен вести себя так как сказали тебе звери.
За два года работы по книги "Тайны пирамиды здоровья" дети понимают, какие разнообразные факторы влияют на здоровье ребенка, знакомятся с правилами здорового образа жизни, должны выучить 200 стихов (четверостиший), 200 песен и наизусть знать 20 правил здорового образа жизни, также 41 одну ступеньку из "Пирамиды здоровья". Поэтому много приходится проводить работы с родителями. А если каких животных нет в Пирамиде здоровья то мы начинаем фантазировать, чтобы животное сказало. И я была очень удивлена, что дети почти всегда правильно отвечают.
Знакомству с дыханием уделяется особое место в валеологических занятиях. На своих занятиях я знакомлю с дыхательными качествами. Они должны освоить семь способов дыхательной гимнастики.
- Дыхательную медитацию
- дыхательные игры
- Делать дыхательную гимнастику
- дышать носом
- не поднимать плечи во время вдоха
- использовать живот при дыхании.
Эти семь способов Дыхательной гимнастики помогает мне осваивать музыкант. Берем их сейчас только частичками, а с февраля будем заниматься полностью на музыкальном занятии два месяца над:
- Полным дыханием.
- Ритмическим дыханием (2-х фазным, 3-х фазным, 4-х фазным).
- Звуковое дыхание.
- Гимнастическое дыхание.
- Силовое дыхание.
- Парадоксальное дыхание.
- Дренаж.
Валеологические праздники мы проводим один раз в три месяца, после того как прошли две темы (лепестка).
Трудностей с этими занятиями, которые разработаны нами мы не имеем. Что-то изменяем в процессе работы, что-то добавляем, но основа есть. А это главное. Спросите: откуда вы все берете? Да было трудно, когда не было книг. Но наша заведующая Н.Н. привезла их, обучила нас и обучила правильно работать с книгой. Приходилось переписывать одно занятие до пяти раз. Потому что опробировали эти занятия, что-то изменяли. Н.Н. учила на каждом занятии правильному переходу из одной темы в другую. Как правильно стоять, говорить, двигаться, как читать стихотворение и т.д. Это все эвритмия. А ей нужно учиться самой и учить детей. А жаль, что на эвритмистов учат только в Германии, Швеции и Санкт-Петербурге.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Методические рекомендации по подготовке и проведению воспитательного патриотического мероприятия, посвященного юбилею Победы в ВОВ».
Этапы организации и проведения мероприятия....
Методические рекомендации по подготовке и проведению диктантов различного типа
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ДИКТАНТОВ НА УРОКАХ ИЗУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ДИКТАНТОВ РАЗЛИЧНОГО ТИПА
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ДИКТАНТОВ НА УРОКАХ ИЗУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ...
Методические рекомендации по подготовке и проведению открытого занятия в дополнительном образовании
Материал может быть полезен для педагогов дополнительного образования...
Музыкальная валеология в детском саду
Музыкальная валеология – одно из направлений науки о формировании здоровья человека – валеологии, в котором посредством музыкального воздействия формируется мотивация здоровья.Как научить ...
Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения-2014/2015
Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения-2014/2015...
Разработка методических рекомендаций к подготовке и проведению родительских собраний
Материал для классного руководителя...