Конспект урока "Визуальная среда и фитодизайн" Внеурочная деятельность 10 класс
методическая разработка по экологии (10 класс) на тему

Сальникова Елена Владимировна

Работа ориентирует на     преобразование и применение полученных теоретических знаний по факторам здоровья человека в учебно-проектных и социально-проектных ситуациях;

  • приобретение опыта проведения экологического мониторинга  окружающей среды;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta.doc179 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема: Визуальная среда и фитодизайн.

Тип урока: внеурочная деятельность

Форма урока: урок-проект

Цель урока: способствовать формированию у учащихся экологической культуры и сохранению у него устойчивого здоровья в результате формирования здоровьесберегающего образовательного пространства в школе.

Задачи урока: 

  1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
  • развивать мотивы учебной деятельности;
  • развивать навыки сотрудничества с одноклассниками в процессе выполнения работы группой;
  • формировать уважительное отношение к иному мнению;
  • развивать опыт экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
  1. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
  • развивать умения работать с информацией;
  • развивать операции мышления: сравнение, анализ, обобщение;
  • развивать умение грамотно строить речевые высказывания;
  • способствовать развитию умения вести диалог, аргументировать свою точку зрения;
  • формировать умение работать в группе;
  • обеспечить формирование умения осуществлять личностную рефлексию.
  1. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
  • преобразование и применение полученных теоретических знаний по факторам здоровья человека в учебно-проектных и социально-проектных ситуациях;
  • приобретение опыта проведения экологического мониторинга  окружающей среды;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного  отношения к экологии.

Планируемые метапредметные результаты:

Познавательные (П)

  • формирование умения находить и использовать нужную информацию;
  • формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой;
  •  формирование умения строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Коммуникативные (К)

  • формирование умения планировать общие способы работы в совместной деятельности под руководством учителя;
  • формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе;
  • выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений.

Регулятивные (Р)

  • выполнение учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения;
  • формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки; 
  • формирование умения выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
  • формирование умения составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Материально-техническое оснащение (дидактические средства и т.п.):

Учителю: компьютер, проектор.

Обучающимся (на группу листы бумаги, конверты с раздаточным материалом (раздаточный материал в конвертах соответствует количеству учащихся в группе), справочный материал (СанПиН, справочники, энциклопедии школьника), рулетка, компас, термометр, листы-пазлы.                        

Технологическая карта урока

Планируемые результаты УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный этап (1 мин.)

Л: самоорганизация

Р: способность регулировать свои действия

Распределение учащихся по группам (проводится заранее перед уроком. Каждая группа до урока получает задание, которое должна выполнить к уроку). Проверка готовности к уроку

Проверяют готовность к уроку

  1. Мотивация (3 мин.)

Л: развитие эмоционально- нравственной отзывчивости.

 Р: контролируют правильность ответов

 П: умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание.

 К: выражение своих мыслей, формулирование и аргументация своего мнения.

 Л: мотивация к изучению нового учебного материала.

С целью актуализации знаний по теме организуется фронтальная работа с терминами и понятиями. Игра «Я это понимаю так…»

Задание: объяснить  высказывание:

Самые здоровые и красивые, гармонично развитые люди – это те, которых ничего не раздражает.

       Лихтенберг

Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры Уточняют и дополняют ответы одноклассников, высказывают свое мнение

Отвечают по алгоритму: начинать свое объяснение со слов «Я знаю, что…».  

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности (4 мин.)

Р: принятие цели и постановка задач урока

Р: планирование действий

 К: умение полно и точно выражать свои мысли

Формулировка темы и цели урока совместно с учащимися.

- Вы уже хорошо владеете знаниями  такого раздела как «Экология человека», а сегодня  мы попытаемся с Вами, используя  ваши теоретические знания, провести экологическую экспертизу оценки состояния нашего кабинета географии и предложить возможные реальные пути  улучшения.  

Высказывают  своё мнение в ответах на заданные вопросы учителя; размышляют, анализируют, ставят перед собой цель и задачи урока.

  1. Практическая работа (5 мин.)

П: построение логической цели рассуждения

К: планирование способов взаимодействия, выражение своих мыслей, формулирование и аргументация своего мнения.

Вступительное слово учителя. Инструктаж к работе. Организация работы групп:

  1. группа Задание: Визуальная среда

 Проанализируйте ее. Подготовьте свое выступление.

  1. группа Задание: Гомогенная среда. Подготовьте свое выступление.
  2. группа Задание: Примеры визуальной комфортности.

Подготовьте свое выступление.

  1. группа Задание: проведите анализ результатов фотографий с интерьером видового состава и состояния комнатных растений в экспозициях помещений. Используя справочники, оцените эффективность озеленения. Подготовьте свое выступление.

  1. Обсуждают  в группах. Формулируют выводы. Объясняют их. Готовят презентационные материалы для совместной презентации к отчету..

  1. Организация групп по выполнению проекта (2 минуты)

К: планирование способов взаимодействия

1.Объединение ребят по цвету браслетов в группы: Биологи, Географы, Микробиологи, Фитодизайнеры, Экологи.

2. Объединение общей речевкой.

3. Выстраивание взаимодействия в группах по принципу встреч в определенное время.

Формируют группы сменного состава.

Выполнение проекта «Фитодизайн кабинета географии.( 10 минут)

П: анализ, сравнение, обобщение;

Преобразование информации из одного вида в другой

*  - каждая группа получила свое задание: Экологов группа – провести измерения в учебных кабинетах (площадь, кубатуру, площадь окон, площадь фрамуг для проветривания, естественную и искусственную освещенность, относительную влажность воздуха, температуру);

Фитодизайнеры группа – подобрать иллюстрации различных композиций из комнатных растений»;

Микробиологи -  изучить материалы по влиянию комнатных растений на состояние воздуха в помещении.

Биологи группа– изучить видовой состав комнатных растений для экспозиции учебного

кабинета, определить их жизненность.

Экологи группа – установить условия существования растений в помещении.

Результаты работы представить в виде пазла и защитить свой проект.

Взаимодействуют со специалистами других групп.

6.Презентация результатов работы (15 мин.)

Л: развитие умения представлять информацию в разных видах

П: построение логической цепи рассуждения.

К: осуществление сотрудничества с учителем и одноклассниками

Модератор организует:

  • презентацию результатов работы групп;
  • оформление проектной работы;


Выступают по своей проблеме. Слушают другие выступления. Анализируют, комментируют, обсуждают. Делают записи в своих тетрадях, заполняют сводную таблицу

7.Просмотр видео сюжета о использовании растений в фитодизайне помещений (3 мин)

Л: развитие умения представлять информацию в разных видах

 Сопоставление имеющихся знаний с опытом дезайнеров.

Знакомятся с использованием в интерьере растений

8.Практическая работа. Изготовление аппликации (5 мин)

Р: формирование умения осознавать конечный результат

Из подготовленных материалов выполняют композицию и готовят ее на подарок гостям.

Создание аппликации

9.Игравой момент (2 мин)

К: осуществление сотрудничества с учителем и одноклассниками

Разгадывания элементов кроссворда, выделение буквы с последующим использованием ее в коллективном предложении «Мы супер»

Коллективное разгадывание кроссворда

10. Рефлексия и оценка своих результатов (2 мин.)

Л: смыслообразование

П: рефлексия

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, формулирование и аргументация своего мнения.

Проводят обобщение полученных результатов.

Организуется рефлексия и самооценка учащимися собственной учебной деятельности

Я"             0________5

„Мы"        0________5

„Дело"      0________5

Участвуют в обсуждении итогов работы

  ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Материалы для группы «Гигиенисты»

Таблица заполняется во время работы группы на уроке. Учащиеся сравнивают  данные своих предварительных измерений соответствующих параметров с требованиями САНПиН.

Таблица. Состояние учебных кабинетов лицея

№ кабинета

S/V

(площадь,объем)

t

(температура)

Отн.влажность воздуха

КЕО

(коэффициент естественного освещения)

КИО

(коэффициент искусственного освещения)

КАэ

(коэффициент аэрации)

Примечание

18

19

20

21

22

24

25

27

29

34

36

40

41

43

44

47

Условные обозначения:

++   - полное соответствие нормам

+-     - незначительное отклонение

                                                                             --     - не соответствует нормам

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Материал для работы группы 2 «Социологи»

Задание: Разработать и провести анкету среди учащихся лицея с целью выявления субъективной оценки состояния учебных кабинетов.

Вариант разработанной анкеты:

АНКЕТА

  1. В каком учебном кабинете тебе нравиться находиться?
  2. Почему в этом кабинете тебе комфортно?
  3. В каком учебном кабинете тебе не нравиться?
  4. Почему в этом кабинете тебе не комфортно?

 (укажите класс)

Задание 2. Используя результаты анкетирования заполните таблицу(заполняется на уроке)

Табл. Обработка результатов соцопроса

нравится, чел./ %

причины

не нравится

чел./ %

причины

 примечание

18

19

20

21

22

24

25

27

29

34

36

40

41

43

44

47

  ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Материалы для работы группы 3 «Экологи»

  1. Анкета для предварительного опроса учащихся (составлены участниками группы)

Для учащихся

  1. Как ты думаешь, цвет может влиять на твоё самочувствие?
  2. Какой цвет делает тебя активным?
  3. В какие цвета ты бы окрасил учебные кабинеты?

2. Оценочная таблица «Видеосреда*  кабинетов лицея»

Состояние

(поля)

примечание

18

19

20

21

22

24

25

27

29

34

36

40

41

43

44

47

* Влияние гомогенной и агрессивной среды на здоровье

“Глаза – зеркало души”, но, перефразируя эти слова, можно сказать: “ То, что мы видим, влияет на нашу душу, т.е. глаза не только орган зрения, это тропинка в наше сознание.”

При создании искусственной среды обитания человека, наряду с другими требованиями, надо учитывать насыщенность ее видимыми элементами. К сожалению, как показывают исследования, эти требования повсеместно нарушаются, в результате чего в большинстве случаев создается противоестественная визуальная среда, в частности гомогенные и агрессивные видимые поля.

Гомогенным называется поле, на котором либо отсутствуют видимые элементы, либо их число резко снижено.

Причины возникновения ее различны. Например, у людей с ослабленным зрением число видимых деталей в окружающей среде уменьшается в результате снижения различительной способности глаз. Гомогенная видимая среда может возникнуть в шахте в силу специфического места работы - вокруг черный уголь. В природе гомогенная видимая среда представлена огромными снежными просторами Арктики или Антарктики. В современных условиях человек часто сталкивается с гомогенной средой в городе, дома, на производстве и в транспорте. Примерами гомогенных полей в городской среде являются глухие заборы, гладкие двери, панели большого размера, монолитное стекло, подземные переходы, асфальтовое покрытие и крыши домов. В квартирах гомогенные поля начинаются с гладкой входной двери, продолжаются полированными стенками и шкафами и заканчиваются гладким пластиком на кухне.

Агрессивное видимое поле — это поле, на котором равномерно рассредоточено большое число одинаковых элементов. Современная архитектура в большинстве случаев создает своим видом агрессивную видимую среду. Это многоэтажные здания с большим числом одинаковых окон на стене, стены, облицованные кафельной плиткой, кирпичная кладка с потайным швом. двери, обитые вагонкой, а также всевозможные решетки, сетки, дырчатые плиты, гофрированный алюминий и т. д. В городских условиях нередко одно агрессивное поле налагается на другое, к примеру, стена дома с навесными рустами, за металлической решеткой. В агрессивной и гомогенной среде не могут полноценно работать фундаментальные механизмы зрения.

  ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Материалы к предварительной работе группы 4 «Флористы»

Озеленение кабинетов лицея        

№ кабинета

Кол-во

растений

Кол-во видов

Состояние (жизненность)

примечание

18

19

20

21

22

24

25

27

29

34

36

40

41

43

44

47

ПРИЛОЖЕНИ 5    

Табл. Экологическое состояние учебных кабинетов лицея

№ кабинета

Санитарно-гигиеническая оценка

Социологическая оценка

Визуальная оценка

Оценка озеленения

ИТОГ

18

19

20

21

22

24

25

27

29

34

36

40

41

43

44

47

ВЫВОД:

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование мероприятий во внеурочной деятельности класса

Приведен расширенный календарно-тематический план классного руководителя...

Технологии инклюзивного образования: включение детей с особыми потребностями в образовательную среду учреждения через внеурочную деятельность

В данной статье рассматривается вопрос инклюзивного образования в школе. На примере воспитательной работы с классом автор раскрывает особенности работы с разной категорией детей: с учащимися, имеющими...

Конспект открытого занятия для педагогов (внеурочная деятельность по ФГОС НОО) по общекультурному направлению "Культурный калейдоскоп" на тему "Аппликация"Весна".

Данный методический комплект включает в себя конспект открытого занятия для педагогов по внеурочной деятельности, общекультурному направлению "Культурный калейдоскоп" на тему: "Аппликация "Весна"....

Информационная карта занятия внеурочной деятельности + План – конспект учебного занятия в системе внеурочной деятельности "Лаборатория анатомии растений

laquo;Лаборатория анатомии растений» - аудиторное занятие, которое создает для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует...

План-конспект дистанционного урока в рамках внеурочной деятельности в 9 классе

План-конспект дистанционного урока в рамках внеурочной деятельности в 9 классе по теме "Спорт в Великобритании" с спользованием материалов сайта https://esol.britishcouncil.org...