Конспект урока "Визуальная среда и фитодизайн" Внеурочная деятельность 10 класс
методическая разработка по экологии (10 класс) на тему
Работа ориентирует на преобразование и применение полученных теоретических знаний по факторам здоровья человека в учебно-проектных и социально-проектных ситуациях;
- приобретение опыта проведения экологического мониторинга окружающей среды;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.doc | 179 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема: Визуальная среда и фитодизайн.
Тип урока: внеурочная деятельность
Форма урока: урок-проект
Цель урока: способствовать формированию у учащихся экологической культуры и сохранению у него устойчивого здоровья в результате формирования здоровьесберегающего образовательного пространства в школе.
Задачи урока:
- Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- развивать мотивы учебной деятельности;
- развивать навыки сотрудничества с одноклассниками в процессе выполнения работы группой;
- формировать уважительное отношение к иному мнению;
- развивать опыт экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
- Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развивать умения работать с информацией;
- развивать операции мышления: сравнение, анализ, обобщение;
- развивать умение грамотно строить речевые высказывания;
- способствовать развитию умения вести диалог, аргументировать свою точку зрения;
- формировать умение работать в группе;
- обеспечить формирование умения осуществлять личностную рефлексию.
- Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- преобразование и применение полученных теоретических знаний по факторам здоровья человека в учебно-проектных и социально-проектных ситуациях;
- приобретение опыта проведения экологического мониторинга окружающей среды;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к экологии.
Планируемые метапредметные результаты:
Познавательные (П)
- формирование умения находить и использовать нужную информацию;
- формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой;
- формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
Коммуникативные (К)
- формирование умения планировать общие способы работы в совместной деятельности под руководством учителя;
- формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе;
- выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений.
Регулятивные (Р)
- выполнение учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения;
- формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
- формирование умения выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- формирование умения составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Материально-техническое оснащение (дидактические средства и т.п.):
Учителю: компьютер, проектор.
Обучающимся (на группу листы бумаги, конверты с раздаточным материалом (раздаточный материал в конвертах соответствует количеству учащихся в группе), справочный материал (СанПиН, справочники, энциклопедии школьника), рулетка, компас, термометр, листы-пазлы.
Технологическая карта урока
Планируемые результаты УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
| ||||
Л: самоорганизация Р: способность регулировать свои действия | Распределение учащихся по группам (проводится заранее перед уроком. Каждая группа до урока получает задание, которое должна выполнить к уроку). Проверка готовности к уроку | Проверяют готовность к уроку | ||
| ||||
Л: развитие эмоционально- нравственной отзывчивости. Р: контролируют правильность ответов П: умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание. К: выражение своих мыслей, формулирование и аргументация своего мнения. Л: мотивация к изучению нового учебного материала. | С целью актуализации знаний по теме организуется фронтальная работа с терминами и понятиями. Игра «Я это понимаю так…» Задание: объяснить высказывание: Самые здоровые и красивые, гармонично развитые люди – это те, которых ничего не раздражает. Лихтенберг | Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры Уточняют и дополняют ответы одноклассников, высказывают свое мнение Отвечают по алгоритму: начинать свое объяснение со слов «Я знаю, что…». | ||
| ||||
Р: принятие цели и постановка задач урока Р: планирование действий К: умение полно и точно выражать свои мысли | Формулировка темы и цели урока совместно с учащимися. - Вы уже хорошо владеете знаниями такого раздела как «Экология человека», а сегодня мы попытаемся с Вами, используя ваши теоретические знания, провести экологическую экспертизу оценки состояния нашего кабинета географии и предложить возможные реальные пути улучшения. | Высказывают своё мнение в ответах на заданные вопросы учителя; размышляют, анализируют, ставят перед собой цель и задачи урока. | ||
| ||||
П: построение логической цели рассуждения К: планирование способов взаимодействия, выражение своих мыслей, формулирование и аргументация своего мнения. | Вступительное слово учителя. Инструктаж к работе. Организация работы групп:
Проанализируйте ее. Подготовьте свое выступление.
Подготовьте свое выступление.
|
| ||
| ||||
К: планирование способов взаимодействия | 1.Объединение ребят по цвету браслетов в группы: Биологи, Географы, Микробиологи, Фитодизайнеры, Экологи. 2. Объединение общей речевкой. 3. Выстраивание взаимодействия в группах по принципу встреч в определенное время. | Формируют группы сменного состава. | ||
Выполнение проекта «Фитодизайн кабинета географии.( 10 минут) | ||||
П: анализ, сравнение, обобщение; Преобразование информации из одного вида в другой | * - каждая группа получила свое задание: Экологов группа – провести измерения в учебных кабинетах (площадь, кубатуру, площадь окон, площадь фрамуг для проветривания, естественную и искусственную освещенность, относительную влажность воздуха, температуру); Фитодизайнеры группа – подобрать иллюстрации различных композиций из комнатных растений»; Микробиологи - изучить материалы по влиянию комнатных растений на состояние воздуха в помещении. Биологи группа– изучить видовой состав комнатных растений для экспозиции учебного кабинета, определить их жизненность. Экологи группа – установить условия существования растений в помещении. | Результаты работы представить в виде пазла и защитить свой проект. Взаимодействуют со специалистами других групп. | ||
6.Презентация результатов работы (15 мин.) | ||||
Л: развитие умения представлять информацию в разных видах П: построение логической цепи рассуждения. К: осуществление сотрудничества с учителем и одноклассниками | Модератор организует:
| Выступают по своей проблеме. Слушают другие выступления. Анализируют, комментируют, обсуждают. Делают записи в своих тетрадях, заполняют сводную таблицу | ||
7.Просмотр видео сюжета о использовании растений в фитодизайне помещений (3 мин) | ||||
Л: развитие умения представлять информацию в разных видах | Сопоставление имеющихся знаний с опытом дезайнеров. | Знакомятся с использованием в интерьере растений | ||
8.Практическая работа. Изготовление аппликации (5 мин) | ||||
Р: формирование умения осознавать конечный результат | Из подготовленных материалов выполняют композицию и готовят ее на подарок гостям. | Создание аппликации | ||
9.Игравой момент (2 мин) | ||||
К: осуществление сотрудничества с учителем и одноклассниками | Разгадывания элементов кроссворда, выделение буквы с последующим использованием ее в коллективном предложении «Мы супер» | Коллективное разгадывание кроссворда | ||
10. Рефлексия и оценка своих результатов (2 мин.) | ||||
Л: смыслообразование П: рефлексия К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, формулирование и аргументация своего мнения. | Проводят обобщение полученных результатов. Организуется рефлексия и самооценка учащимися собственной учебной деятельности Я" 0________5 „Мы" 0________5 „Дело" 0________5 | Участвуют в обсуждении итогов работы |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Материалы для группы «Гигиенисты»
Таблица заполняется во время работы группы на уроке. Учащиеся сравнивают данные своих предварительных измерений соответствующих параметров с требованиями САНПиН.
Таблица. Состояние учебных кабинетов лицея
№ кабинета | S/V (площадь,объем) | t (температура) | Отн.влажность воздуха | КЕО (коэффициент естественного освещения) | КИО (коэффициент искусственного освещения) | КАэ (коэффициент аэрации) | Примечание |
18 | |||||||
19 | |||||||
20 | |||||||
21 | |||||||
22 | |||||||
24 | |||||||
25 | |||||||
27 | |||||||
29 | |||||||
34 | |||||||
36 | |||||||
40 | |||||||
41 | |||||||
43 | |||||||
44 | |||||||
47 |
Условные обозначения:
++ - полное соответствие нормам
+- - незначительное отклонение
-- - не соответствует нормам
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Материал для работы группы 2 «Социологи»
Задание: Разработать и провести анкету среди учащихся лицея с целью выявления субъективной оценки состояния учебных кабинетов.
Вариант разработанной анкеты:
АНКЕТА
- В каком учебном кабинете тебе нравиться находиться?
- Почему в этом кабинете тебе комфортно?
- В каком учебном кабинете тебе не нравиться?
- Почему в этом кабинете тебе не комфортно?
(укажите класс)
Задание 2. Используя результаты анкетирования заполните таблицу(заполняется на уроке)
Табл. Обработка результатов соцопроса
№ | нравится, чел./ % | причины | не нравится чел./ % | причины | примечание |
18 | |||||
19 | |||||
20 | |||||
21 | |||||
22 | |||||
24 | |||||
25 | |||||
27 | |||||
29 | |||||
34 | |||||
36 | |||||
40 | |||||
41 | |||||
43 | |||||
44 | |||||
47 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Материалы для работы группы 3 «Экологи»
- Анкета для предварительного опроса учащихся (составлены участниками группы)
Для учащихся
- Как ты думаешь, цвет может влиять на твоё самочувствие?
- Какой цвет делает тебя активным?
- В какие цвета ты бы окрасил учебные кабинеты?
2. Оценочная таблица «Видеосреда* кабинетов лицея»
№ | Состояние (поля) | примечание |
18 | ||
19 | ||
20 | ||
21 | ||
22 | ||
24 | ||
25 | ||
27 | ||
29 | ||
34 | ||
36 | ||
40 | ||
41 | ||
43 | ||
44 | ||
47 |
* Влияние гомогенной и агрессивной среды на здоровье
“Глаза – зеркало души”, но, перефразируя эти слова, можно сказать: “ То, что мы видим, влияет на нашу душу, т.е. глаза не только орган зрения, это тропинка в наше сознание.”
При создании искусственной среды обитания человека, наряду с другими требованиями, надо учитывать насыщенность ее видимыми элементами. К сожалению, как показывают исследования, эти требования повсеместно нарушаются, в результате чего в большинстве случаев создается противоестественная визуальная среда, в частности гомогенные и агрессивные видимые поля.
Гомогенным называется поле, на котором либо отсутствуют видимые элементы, либо их число резко снижено.
Причины возникновения ее различны. Например, у людей с ослабленным зрением число видимых деталей в окружающей среде уменьшается в результате снижения различительной способности глаз. Гомогенная видимая среда может возникнуть в шахте в силу специфического места работы - вокруг черный уголь. В природе гомогенная видимая среда представлена огромными снежными просторами Арктики или Антарктики. В современных условиях человек часто сталкивается с гомогенной средой в городе, дома, на производстве и в транспорте. Примерами гомогенных полей в городской среде являются глухие заборы, гладкие двери, панели большого размера, монолитное стекло, подземные переходы, асфальтовое покрытие и крыши домов. В квартирах гомогенные поля начинаются с гладкой входной двери, продолжаются полированными стенками и шкафами и заканчиваются гладким пластиком на кухне.
Агрессивное видимое поле — это поле, на котором равномерно рассредоточено большое число одинаковых элементов. Современная архитектура в большинстве случаев создает своим видом агрессивную видимую среду. Это многоэтажные здания с большим числом одинаковых окон на стене, стены, облицованные кафельной плиткой, кирпичная кладка с потайным швом. двери, обитые вагонкой, а также всевозможные решетки, сетки, дырчатые плиты, гофрированный алюминий и т. д. В городских условиях нередко одно агрессивное поле налагается на другое, к примеру, стена дома с навесными рустами, за металлической решеткой. В агрессивной и гомогенной среде не могут полноценно работать фундаментальные механизмы зрения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Материалы к предварительной работе группы 4 «Флористы»
Озеленение кабинетов лицея
№ кабинета | Кол-во растений | Кол-во видов | Состояние (жизненность) | примечание |
18 | ||||
19 | ||||
20 | ||||
21 | ||||
22 | ||||
24 | ||||
25 | ||||
27 | ||||
29 | ||||
34 | ||||
36 | ||||
40 | ||||
41 | ||||
43 | ||||
44 | ||||
47 |
ПРИЛОЖЕНИ 5
Табл. Экологическое состояние учебных кабинетов лицея
№ кабинета | Санитарно-гигиеническая оценка | Социологическая оценка | Визуальная оценка | Оценка озеленения | ИТОГ |
18 | |||||
19 | |||||
20 | |||||
21 | |||||
22 | |||||
24 | |||||
25 | |||||
27 | |||||
29 | |||||
34 | |||||
36 | |||||
40 | |||||
41 | |||||
43 | |||||
44 | |||||
47 |
ВЫВОД:
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование мероприятий во внеурочной деятельности класса
Приведен расширенный календарно-тематический план классного руководителя...
Технологии инклюзивного образования: включение детей с особыми потребностями в образовательную среду учреждения через внеурочную деятельность
В данной статье рассматривается вопрос инклюзивного образования в школе. На примере воспитательной работы с классом автор раскрывает особенности работы с разной категорией детей: с учащимися, имеющими...
Конспект открытого занятия для педагогов (внеурочная деятельность по ФГОС НОО) по общекультурному направлению "Культурный калейдоскоп" на тему "Аппликация"Весна".
Данный методический комплект включает в себя конспект открытого занятия для педагогов по внеурочной деятельности, общекультурному направлению "Культурный калейдоскоп" на тему: "Аппликация "Весна"....
Конспект фрагмента интегрированного занятия курсов внеурочной деятельности «Литературный кружок» и «Занимательные задания по математике» по теме «Работа над проектом: создание статьи журнала «Математический альманах»
Цель: создать макет страницы для проекта «Математический альманах».Задачи:· развивать у учащихся способность аналитически мыслить: кл...
Информационная карта занятия внеурочной деятельности + План – конспект учебного занятия в системе внеурочной деятельности "Лаборатория анатомии растений
laquo;Лаборатория анатомии растений» - аудиторное занятие, которое создает для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует...
Конспект фрагмента интегрированного занятия курсов внеурочной деятельности «Литературный кружок» и «Занимательные задания по математике» по теме «Работа над проектом: создание статьи журнала «Математический альманах»
Цель: создать макет страницы для проекта «Математический альманах».Задачи:· развивать у учащихся способность аналитически мыслить: кл...
План-конспект дистанционного урока в рамках внеурочной деятельности в 9 классе
План-конспект дистанционного урока в рамках внеурочной деятельности в 9 классе по теме "Спорт в Великобритании" с спользованием материалов сайта https://esol.britishcouncil.org...