"Организация наблюдений за птицами"
консультация по экологии на тему

Решетникова Людмила Алексеевна

Предлагаемый материал используется как составляющая при   проведении природоохранной акции "Поможем крылатым докторам"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kons.dlya_pedag._org_nablyud_za_ptitsami.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Веневский центр образования №1»

структурное подразделение «Детский сад №5»

Консультация для педагогов

«Организация наблюдений за птицами»

Составила: педагог дополнительного образования Решетникова Л.А.

2018 – 2019 учебный год.

Цель наблюдений: 1). Развивать наблюдательность, воображение, внимание, коммуникативные способности дошкольников.

                               

 2). Учить детей, рассматривая птицу, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам; знакомить с названиями птиц; замечать особенности передвижения птиц по земле и при полете.

                               

 3). Познакомить детей с явлением затаивания птиц, с их маскировочной окраской.

                               

  4). Воспитывать чувство сострадания к живым организмам.

                               

  5). Вырабатывать привычку регулярно и организованно выкладывать корм на кормушки.

Средняя группа

Ноябрь.  Вторая неделя.

Педагог начинает с детьми организацию зимней подкормки птиц на участке детского сада. В непринужденных разговорах педагог создает у ребят необходимую мотивацию. Например, глядя в окно, он говорит: «Птицы живут на улице. Они сами себе отыскивают корм.  Но что сейчас найдешь? Ноябрь – холодное время. Жучков и бабочек уже нет! Что они бедные сейчас едят?!»

В следующий раз можно сказать примерно так: «Бедные птички! Совсем вам плохо! Ребята, а ведь мы можем им помочь. Сделаем кормушку, повесим ее и будем все время класть туда разный корм!»

Педагог осматривает кормушку, сделанную вместе с детьми или родителями. Обсуждает, прочная ли она, красивая ли, удобная ли. На прогулках вместе с детьми выбирает место, решает, как ее повесить.

Если в поле зрения попадаются воробьи, педагог декламирует польскую народную песенку «Воробей»:           - Что желаешь, воробей?

                                     - Мне бы горстку отрубей.

                                       Мне бы зернышек пшеничных,

                                       Хлебных корочек обычных.

Далее обращается к птицам: «Воробышки, мы скоро начнем вас кормить. Дети уже подготовили кормушку. Потерпите немного!»

В группе педагог начинает собирать корм для птиц и обучает этому детей. Подбирает подходящую банку с крышкой, наклеивает « этикетку» - картинку с изображением зимующих птиц, собирает в присутствии детей хлебные крошки после завтрака и обеда, просит помощника воспитателя делать то же самое. Когда корма накопится достаточно, педагог вместе с детьми во время прогулки выкладывает его на кормушку для птиц. Просит детей быть внимательными, чтобы увидеть, заметит ли кто-то из птиц угощение.

При этом поясняет: «Не ждите, что птицы сразу начнут клевать крошки. Они должны еще обнаружить кормушку с кормом, привыкнуть к ней. Так что потерпите: мы будем каждый день класть крошки хлеба, и птицы обязательно прилетят!»

Третья неделя.

Продолжается организация зимней подкормки птиц. Педагог сосредотачивает свое внимание на том, чтобы научить детей не забывать собирать крошки хлеба, выносить банку с кормом на прогулку, выкладывать корм птицам. Время от времени опрашивает про птиц – прилетают ли они на кормушки. Радуется вместе с детьми, если птицы начали посещать место кормления.

 

Четвертая неделя.

Педагог хвалит детей, которые сами начали собирать крошки хлеба, обращать внимание на поведение птиц. Если прилетают голуби, педагог читает стихотворение И.Токмаковой «Голуби», а затем разучивает его с детьми.

       «Голуби, голуби, раз, два, три…

Прилетели голуби – сизари.

Сели и нахохлились у дверей.

Кто накормит крошками сизарей?»

Если прилетают воробьи, педагог вспоминает и разыгрывает песенку «Воробей».

Декабрь – Март.

Педагог все больше вовлекает детей в систематический сбор корма и выкладывание его на кормушку. Поддерживает в беседе самостоятельные наблюдения детей. Вместе с ними радуется, если птицы начали регулярно посещать кормушку. Стремится выработать у детей организационный стереотип: собирать крошки хлеба, выносит корм на участок, выкладывать его в кормушку. Ежедневная подкормка птиц сочетается с ведением календаря наблюдений за птицами. Педагог организует цикл наблюдений за зимующими птицами.

Наблюдение 1. «Какие птицы прилетают на участок?»

Наблюдение 2. «Какая ворона и какой воробей?»

Наблюдение 3. «Как птицы кормятся на кормушке?»

Наблюдение 4. «Какие звуки издают птицы?»

Наблюдений 5. «Сколько ног у птиц и как они ходят?»

Наблюдение 6. «Птичьи следы на снегу»

Наблюдение 7. «Сколько крыльев у птиц и как они летают?»

В свободное время педагог разучивает с детьми стихотворения о птицах.

В.Приходько «Про воробья».

Скачет, скачет воробей.

Кличет маленьких детей:

        -Киньте крошек воробью.

Я вам песенку спою:

Чик – чирик!

Киньте просо и ячмень –

Буду петь вам целый день:

Чик – чирик!

Старшая группа

Ноябрь.  Первая неделя.

Начинается организация зимней подкормки птиц. Педагог заводит разговор, что скоро зима. Птицам, которые не улетают на юг, будет голодно, и что люди могут помочь им, если организуют подкормку. Для этого надо подготовить и повесить кормушки. Вместе осматривают старые кормовые столики. С помощью родителей изготавливают новые, развешивают в подходящих местах.

Вторая неделя.

Начинается регулярная подкормка зимующих птиц. Педагог учит детей собирать крошки хлеба, сухой каши в специально отведенную для этого и помеченную этикетной, на которой нарисована птица, посуду, смешивать их с зерном.

Во время прогулок педагог показывает детям, как выкладывать подкормку на кормушку. Предлагает всем поглядывать, не заметит ли корм какая – нибудь птица.

Третья неделя.

Ежедневно организуя подкормку птиц, педагог сосредотачивает свое внимание на воспитание у детей привычки собирать крошки хлеба, остатки пригодной пищи и выкладывать их на кормушку. Только регулярная подкормка привлечет птиц на участок, и они будут держаться поблизости.

Четвертая неделя.

Ежедневно проводится подкормка зимующих птиц. Педагог следит за тем, как дети приобретают самостоятельность в сборе корма, его выкладывании на кормушки. Сам наблюдает за птицами, прилетают ли они на кормушки, держатся ли вблизи участка. Если этого не происходит, то есть птицы, регулярно не посещают кормовое место, коллективно обдумывают, как и что изменить (перенести кормушки в другое место, изменить режим кормления).

Декабрь – Март.

Ежедневная подкормка с отметкой в календаре.

Наблюдений 1. «Какие птицы прилетают на кормушку?»

Наблюдение 2. «Ищем птичьи следы».

Наблюдение 3. «Как птицы передвигаются по земле?»

Наблюдение 4. «Как птицы летают?»

Наблюдение 5. «Когда птицы бывают заметны?»

Подготовительная группа

Ноябрь.  Первая неделя.

На участке вывешивается кормушка для птиц, начинается их подкормка. Эти действия сопровождаются разговорами педагога с детьми об условиях жизни зимующих птиц (мало корма, короткий день, похолодание), о роли подкормки в их жизни в трудное время года.

Вторая неделя.

Педагог обсуждает с детьми вопросы организации подкормки зимующих птиц - каким кормом подкармливать птиц, как собирать хлебные крошки и другие сухие остатки питания, как их хранить, в какое время выкладывать на кормушку. Дети вместе с педагогом проверяют и находят  наиболее удобные формы организации подкормки птиц.

Третья неделя.

Продолжается подкормка. У детей вырабатывается привычка регулярно и организованно выкладывать корм на кормушку.

Четвертая неделя.

Педагог предлагает детям обращать внимание на деревья и кусты, расположенные вблизи кормушки. Бывают ли на них птицы, ожидающие корма?

Декабрь – Март.

Выкладываются разные корма: для синиц – сало, семечки; для снегирей – рябина; для воробьев, голубей – разные зерна, крошки хлеба, остатки сухой каши. Результатом хорошей организации подкормки птиц является то, что стайка воробьев, голубей и др. птиц в ожидании корма держится на участке детского сада. Тем самым создаются благоприятные условия для проведения регулярных наблюдений с детьми с отметкой в календаре. Три периода подкормки птиц обеспечивают разное содержание наблюдений и разговоров: что можно увидеть на участке до того, как выложили корм; что происходит на кормушке и около нее во время кормления; что происходит потом.

Содержание наблюдений: сравнение птиц по внешнему облику; особенности поедания корма; едят на кормушке, под кормушкой, улетают с кормом; особенности взаимоотношений в стае: кормятся рядом, ссорятся, отгоняют друг друга или нет; какой корм едят охотнее; одинаково ли кормятся в разную погоду; как разные пернатые кричат, передвигаются , как делают взлет и посадку. В конце наблюдений педагог поддерживает самостоятельную инициативу детей, награждает их похвалами, очками за интересные наблюдения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика организации наблюдений за изменениями в природе у/о школьниками

Методика организации наблюдений за изменениями в природе и работы с календарем природы в младших классах специальной(коррекционной) школы VIII вида....

Методическая разработка для воспитателей «Наблюдение за птицами»

В своей работе в основу наблюдений мною были взяты птицы, которых можно наблюдать на участке во все сезоны. В процессе наблюдения за птицами необходимо было усвоить как они приспосабливаются к воздушн...

Методические рекомендации по организации наблюдения за учеником в процессе урока

Одним из основных методов диагностики является наблюдение. К сожалению, в настоящее время большинство педагогов и психологов в изучении детей применяют тесты, анкеты. Наиболее качественным методом изу...

Воспитательное занятие "Наблюдение за птицами"

Занятие предназначено для младших школьников.Воспитывает интерес к природе, бережное отношение к птицам....

Статья "Организация наблюдений за зимующими птицами"

p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; text-align: justify; font: 12.0px \'Times New Roman\'; color: #000000; -webkit-text-stroke: #000000} span.s1 {font-kerning: none} В данной статье я расскажу ...

Практическая работа Организация наблюдения за погодой

Практическая работа Организация наблюдения за погодой...

МЕТОДИКА НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ПТИЦАМИ

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ОРНИТОЛОГА...