Статья "Организация наблюдений за зимующими птицами"
статья (5, 6, 7 класс)
В данной статье я расскажу как можно организовать самостоятельную работу учащихся по сбору фактических данных о зимующих птицах с упором на экологический и этологический (поведенческий) аспекты их жизни. Предлагаемые виды работ могут использоваться как в качестве самостоятельных заданий для группы учащихся, а также в рамках выполнения проектной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_nablyudenii_za_zimuyushchimi_ptitsami.doc | 183 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация наблюдений за зимующими птицами
Номоконова А.А., учитель биологии и географии
ОГАОУ «Центр образования «Ступени»
г. Биробиджан
В данной статье я расскажу как можно организовать самостоятельную работу учащихся по сбору фактических данных о зимующих птицах с упором на экологический и этологический (поведенческий) аспекты их жизни. Предлагаемые виды работ могут использоваться как в качестве самостоятельных заданий для группы учащихся, а также в рамках выполнения проектной работы.
Зимнее время года наиболее благоприятно для начала изучения видового состава и образа жизни птиц. Небольшое их количество в данный период позволяет избежать путаницы при их определении. Птицы зимой становятся более заметными, они сами тянутся к человеческому жилью. Изучать поведение, как и видовое разнообразие, невозможно без наблюдений в природе. Наблюдения за птицами – увлекательное, но не простое занятие, требующее от наблюдателя определенных знаний и умений. Для наблюдений необходимо прежде всего - желание, ведь именно от него во многом будет зависеть успех исследований. У наблюдателя кроме желания должны быть:
- бинокль (лучше использовать 8 или 10-кратный) и фотоаппарат;
- записная книжка или полевой дневник (лучше всего в клеточку, с пронумерованными страницами, в твердом переплёте);
- компас (необходим для нанесения на схемы сторон света и для ориентации на местности);
- часы (должны быть с секундомером или секундной стрелкой, чтобы хронометрировать поведение, а еще при помощи часов отмечают время обнаружения птиц и время начала и конца наблюдений).
Начиная исследования в полевом дневнике необходимо указывать:
- дату (число, месяц, год);
- точное географическое положение того места, где ведется наблюдение (область, район, ближайший населенный пункт);
- характеристика погоды: температура, сила ветра (нет ветра, слабый, умеренный, сильный), облачность (сплошная, сильная, слабая, облаков нет), осадки.
Самое важное условие наблюдений – максимально подробная запись наблюдений, которая ведется только простым карандашом, так как паста ручек замерзает от холода. В процессе исследований необходимо разработать систему сокращений (условных знаков) записи тех или иных объектов, но с обязательной расшифровкой. Для поиска птиц и выяснения участков их обитания необходимо проложить маршрут, т.е. пройти определенное расстояние и фиксировать все встречи птиц по обе стороны от направления движения. Обязательно указывать длину и время начала и окончания маршрута (рекомендуемая длина маршрута – 1 км). При движении по маршруту составляют его схему, соблюдая масштаб. Маршрут следует проходить при хорошей погоде в утренние часы для визуального определения птиц. Проходя по маршруту первый раз, особое внимание следует уделить описанию лесных биотопов, отмечая на схеме их границы, например, где смешанный лес сменился березовой рощей и т.д.
Хронометрическое поведение – это достаточно подробное описание поведения птицы с указанием времени, затрачиваемого на каждый выделенный тип поведения наблюдателем. Для хронометрирования поведения используют секундомер или часы с секундной стрелкой. Удобнее, когда этим занимаются два человека. Один наблюдает за птицей в бинокль и сообщает о её действиях, а другой следит за временем и ведет записи. Через некоторое время можно поменяться ролями. В зависимости от задач исследования и подготовки исследователя выделяемые типы могут быть разными. Например, можно описывать поведение птицы, выделив два критерия: активность и сон. Можно разграничить активность на кормление и другие виды поведения. Кормление включает поиск, добывание, поедание корма, перелет к другому кормовому источнику и т.п. Хронометрирование поведения птиц – трудоёмкая работа и требует внимания и быстроты. В это время надо вести себя тихо и осторожно, чтобы присутствие наблюдателя оказывало минимальное воздействие на поведение птиц. Удобно использовать функциональное описание поведения, когда критерии выделяют по значимым для птицы видам деятельности: полёт, поиск корма. осматривание, отдых, агрессия, территориальная демонстрация и т.д. Самое главное при анализе поведения то, какие внешние условия, ситуации определяют следующие за ними действия птицы. Изучение поведения предусматривает две постоянные задачи: описание поведенческих актов и причин, которые их вызывают.
Для того, чтобы облегчить работу наблюдателя я предлагаю в полевом дневнике использовать таблицы, условные знаки:
Таблица 1
Дата (число, месяц, год) | Географическое местоположение наблюдений | Схема маршрута, длина (км) | Характеристика погоды | Описание лесных биотопов | ||||
t | сила ветра, направление | Облачность | осадки | |||||
Таблица 2
Время обнаружения птиц | Видовой состав птиц (кол-во) | Время начала и окончания наблюдений | Хронометрирование поведения птиц | ||||||
полёт | поиск корма | поедание корма | агрес- сия | территориальная демонстрация | нахождение в не поля зрения | ||||
Приложение 1
Условные знаки для характеристики погоды
Для учащихся начальной школы я рекомедую вести дневник наблюдения за зимующими птицами у крмушки (см. Приложение 2) и к нему приложить фотографии птиц у комушек или выполнить презентацию с использованием фотографий.
Приложение 2
Дневник наблюдения за птицами у кормушки
Фамилия, имя учащегося_______________
Класс:_________
Школа:______________
Месяц: ______
Год: __________
Помогали вести наблюдения и подкармливать птиц: ______________________________________
_______________________________________________________________________________________
Наблюдения велись по адресу:___________________________________________________________
Ход наблюдений
Наша семья подкармливает зимующих птиц с ____ года. Для этого каждый год мы делаем разные кормушки, размещая их на деревьях во дворе – …..., …....., . Конфликтов между прилетающими птицами мы ….(увидели, не увидели или заметили, что если на кормушке находятся воробьи, то …..даже не приближаются к кормушке).
Дата | Температура воздуха | Время наблюдения | Виды птиц и их количество | Корм |
Выводы:
Любое исследование состоит из этапов:
- подготовительный (планирование, постановка задач, разработка маршрута);
- сбор полевого материала, т.е. наблюдения в природе;
- предварительная обработка собранных данных;
- окончательная обработка наблюдений, обобщение и выводы;
- отчет о проделанной работе должен быть написан грамотно и подробно, он должен содержать:
а) указание на место работы;
б) методику исследований;
в) краткое изложение хода работы и некоторых интересных фактов;
г) обобщения и выводы с таблицами, схемами, графиками, фотографиями, рисунками (выводы должны стать ответами на поставленные вопросы);
Д) список использованной литературы.
Если работа прошла все эти пять этапов, то она может считаться выполненной.
Для того, чтобы вызвать интерес учащихся к наблюдениям за зимующими птицами учителю необходимо подобрать темы орнитологических наблюдений и конкретные задания в зависимости от уровня подготовки и интересов учащихся. Темы наблюдений должны быть рассчитаны на многодневные наблюдения. Приведу примеры некоторых орнитологических наблюдений для учащихся: «Зимующие птицы нашего города», «Жизнь пестрого дятла в зимний период», «Особенности поведения зимующих птиц у кормушки», «Особенности поведения голубей – аберрантов в зимних условиях», «Территория обитания смешанных синичьих стай» и др.
Тема: Жизнь пёстрого дятла в зимний период
Задачи:
- Выяснить размеры и форму участка, занимаемого большим пёстрым дятлом.
- Установить количество и типы «кузниц» на участке, частоту их использования в зависимости от биотипов, находящихся в составе участка, пород деревьев, на которых расположены «кузницы», состояния древесины, других факторов.
- Выяснить места поиска корма, способы кормодобывания, типы кормового поведения, изменения кормового поведения в зависимости от погодных условий, внутривидовые и межвидовые контакты.
- Определить «эффективность» большого пёстрого дятла при кормлении семенами шишек ели или сосны.
Ход работы
- Маршрутным методом установить участок, где обитает большой пёстрый дятел. На участке найдите действующую «кузницу». Опишите её устройство – вид дерева, высота, место расположение. В каком биотипе находится «кузня»?
- Проследите маршруты перелетов дятла по выбранному участку. Каковы его размеры, форма? Сколько «кузнец» использует дятел? С какой территории дятел собирает шишки? Нарисуйте схему расположения «кузниц» и мест сбора шишек. Установите общие типы устройства «кузниц» в зависимости от биотопа, в котором они находятся, породы дерева, состояния древесины (сухая, гнилая и т.п.).
- Установите порядок действий дятла на «кузнице» при долблении шишек и их добыче. Шишки каких деревьев использует дятел? Каковы способы срывания шишки с дерева и закрепления её в «кузнеце»?
- Хронометрируйте поведение дятла. Установите доли времени, затрачиваемые на различные виды деятельности (полет за шишкой, закрепление шишки в «кузнеце», раздалбливание шишки, отдых, перелёт к другой «кузнице», кормление на стволе и ветках и т.п.)
- Какие корма, кроме семян шишек, и с каких деревьев использует дятел?
- Как меняется активность дятла в течение суток? Каким образом реагирует дятел на птиц своего и других видов? Как часто и на какое время дятел присоединяется к стайкам синиц? Происходят ли конфликты между птицами своего и других видов и в каких местах участка, занимаемого дятлом? Каков их исход?
Тема: Особенности поведения зимующих птиц у кормушки
Задачи:
- Изучить предпочтение кормов различными видами птиц, посещающих кормушку.
- Выяснить зависимость количества одновременно кормящихся на кормушке особей от их видовой принадлежности, количества и разнообразие корма на кормушке, погодных условий, других факторов.
- Существует ли в конкретных условиях иерархическая система доступа к корму на кормушке среди одного вида и разных видов птиц?
Ход работы
- Устройте кормушку, на которой могли бы одновременно присаживаться не менее пяти птиц. Поместите в неё разнообразные корма, рекомендованные для кормления зимующих птиц. При наблюдении фиксируйте количество птиц каждого вида на кормушке и вблизи неё, время прилета и отлёта, продолжительность кормления и поедаемый корм. Отмечайте частоту ритуальных демонстраций и агрессивных контактов между птицами, видовую принадлежность участников и исход этих контактов (кто кого прогнал).
- Какие виды птиц какие корма предпочитают?
- Сколько птиц может одновременно кормиться на кормушке в случае присутствия одного, двух, трех и более видов?
- Как изменяется общее количество посещающих кормушку птиц в зависимости от разнообразия корма, времени суток, погодных условий?
- Существует ли между видами птиц распределение времени посещения кормушки в течение дня?
- Установите количество непосредственных контактов при кормлении на кормушке пяти птиц, принадлежащих к одному, двум, трем, четырем и пяти видам (если удастся) – замеры сделайте за 15 мин (несколько раз и при сходных погодных условиях). Какие позы принимают птицы, реагируя друг на друга, какие при этом издают звуки?
- Между какими видами происходят агрессивные контакты и каков их исход? Бывают ли «коллективные драки»? Если да, то чем они отличаются от конфликта межу двумя птицами?
- Чаще или реже происходят агрессивные взаимодействия между птицами, находящимися вблизи кормушки и поодаль от неё? Чем занимаются птицы, которые не находятся вблизи кормушки?
- Изменяется ли общее количество агрессивных контактов между птицами при резком увеличении или уменьшении корма на кормушке, резком изменении погодных условий (прежде всего температуры)?
- Можно ли утверждать, что среди птиц, посещающих кормушку, существует иерархическая система в доступе к корму? Если да, то какова эта система? Какие качества птиц (внешние – размер, яркость окраски; поведенческие) позволяют птицам занимать верхние ступени иерархической лестницы?
- Попробуйте нарисовать в цвете и вырезать из картона фигурку одной из птиц, часто посещающей кормушку, в натуральную величину. Прикрепи фигурку к кормушке. Изменилось ли поведение птиц?
Думаю, что такие зимние исследования помогут вызвать интерес у учащихся к предмету биологии и помогут понять механизмы взаимодействия птиц между собой и с окружающей средой. Учащимся можно будет в ходе выполнения наблюдений и проектов порекомендовать прекрасные классические труды А.С. Мальчевского «Орнитологические экскурсии», А.Н. Промтова «Птицы в природе», Р.Л. Беме «Птицы. Энциклопедия природы России» и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР по теме: "Зима. Зимующие птицы".
Данный конспект способствует активизации словарного запаса по лексическим темам: "Зима", "Зимующие птицы". Формирует у детей умение составлять предложения с предлогами на, под. Будет полезен в работе ...
Тема: "Сезонные изменения в природе зимой. Птицы зимой."
Конспект урока по развитию речи в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Форма урока выбрана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, что способствует активизации познав...
Разработки для организованной образовательной деятельности по логоритмике. Лексическая тема недели "Зима (характерные признаки зимы)", "Зимующие птицы" (февраль)
В данных разработках представлены разнообразные игры и упражнения, позволяющие не только развивать общую и мелкую моторику, двигательную координацию, стимулировать двигательную актив...
Акция "Покормите птиц зимой" , Проект " Поведение зимующих птиц на кормушке".
МКОУ «Дарьинская основная общеобразовательная школа»Суджанского района, Курской области Проект «Поведение зимующих птиц нашего края на кормушках» Проект ра...
Открытое групповое логопедическое занятие в третьем классе на тему: «Зима. Зимующие птицы»
Логопедам, воспитателям, учителям начальных классов...
Рекомендации родителям по лексической теме "Зима. зимующие птицы. Звуки Б-П"
Рекомендации родителям по работе с детьми над лексической темой "Зима. зимующие птицы. Звуки Б-П"...
Методическая разработка: Коррекционно – развивающее занятие с детьми 6 – 7 лет с ОВЗ (ТНР) «Зимующие птицы» (по мотивам рассказа К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы»).
План-конспект занятия разработан для уточнения и расширения знаний детей о зимующих птицах. Основан на речевом материале....