Статья "Организация наблюдений за зимующими птицами"
статья (5, 6, 7 класс)

Номоконова Анна Александровна

В данной статье я расскажу как можно организовать самостоятельную работу учащихся по сбору фактических данных о зимующих птицах с упором на экологический и этологический (поведенческий)   аспекты их жизни. Предлагаемые виды работ могут использоваться как в качестве самостоятельных заданий для группы учащихся, а также в рамках выполнения проектной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_nablyudenii_za_zimuyushchimi_ptitsami.doc183 КБ

Предварительный просмотр:

Организация наблюдений за зимующими птицами

Номоконова А.А., учитель биологии и географии

ОГАОУ «Центр образования «Ступени»

 г. Биробиджан

        В данной статье я расскажу как можно организовать самостоятельную работу учащихся по сбору фактических данных о зимующих птицах с упором на экологический и этологический (поведенческий)   аспекты их жизни. Предлагаемые виды работ могут использоваться как в качестве самостоятельных заданий для группы учащихся, а также в рамках выполнения проектной работы.

        Зимнее время года наиболее благоприятно для начала изучения видового состава и образа жизни птиц. Небольшое их количество в данный период позволяет избежать путаницы при их определении. Птицы зимой становятся более заметными, они сами тянутся к человеческому жилью. Изучать поведение, как и видовое разнообразие, невозможно без наблюдений в природе. Наблюдения за птицами – увлекательное, но не простое занятие,   требующее от наблюдателя определенных знаний и умений. Для наблюдений необходимо прежде всего - желание, ведь именно от него во многом будет зависеть успех исследований. У наблюдателя кроме желания должны быть:

  1. бинокль (лучше использовать 8 или 10-кратный) и фотоаппарат;
  2. записная книжка или полевой дневник (лучше всего в клеточку, с пронумерованными страницами, в твердом переплёте);
  3.  компас (необходим для нанесения на схемы сторон света и для ориентации на местности);
  4.  часы (должны быть с секундомером или секундной стрелкой, чтобы  хронометрировать поведение, а еще при помощи часов отмечают время обнаружения птиц и время начала и конца наблюдений).

        Начиная исследования в полевом дневнике необходимо указывать:

  1. дату (число, месяц, год);
  2. точное географическое положение того места, где ведется наблюдение (область, район, ближайший населенный пункт);
  3. характеристика погоды: температура, сила ветра (нет ветра, слабый, умеренный, сильный), облачность (сплошная, сильная, слабая, облаков нет), осадки.

        Самое важное условие наблюдений – максимально подробная запись наблюдений, которая ведется только простым карандашом, так как паста ручек замерзает от холода. В процессе исследований необходимо разработать систему сокращений (условных знаков) записи тех или иных объектов, но с обязательной расшифровкой. Для поиска птиц и выяснения участков их обитания необходимо проложить маршрут, т.е. пройти определенное расстояние и фиксировать все встречи птиц по обе стороны от направления движения. Обязательно указывать длину и время начала и окончания маршрута (рекомендуемая длина маршрута – 1 км). При движении по маршруту составляют его схему, соблюдая масштаб. Маршрут следует проходить при хорошей погоде в утренние часы для визуального определения птиц. Проходя по маршруту первый раз, особое внимание следует уделить описанию лесных биотопов, отмечая на схеме их границы, например, где смешанный лес сменился березовой рощей и т.д.

Хронометрическое поведение – это достаточно подробное описание поведения птицы с указанием времени, затрачиваемого на каждый выделенный тип поведения наблюдателем. Для хронометрирования поведения используют секундомер или часы с секундной стрелкой. Удобнее, когда этим занимаются два человека. Один наблюдает за птицей в бинокль и сообщает о её действиях, а другой следит за временем и ведет записи. Через некоторое время можно поменяться ролями. В зависимости от задач исследования и подготовки исследователя выделяемые типы могут быть разными. Например, можно описывать поведение птицы, выделив два критерия: активность и сон. Можно разграничить активность на кормление и другие виды поведения. Кормление включает поиск, добывание, поедание корма, перелет к другому кормовому источнику и т.п. Хронометрирование поведения птиц – трудоёмкая работа и требует внимания и быстроты. В это время надо вести себя тихо и осторожно, чтобы присутствие наблюдателя оказывало минимальное  воздействие  на поведение птиц. Удобно использовать функциональное описание поведения, когда критерии выделяют по значимым для птицы видам деятельности: полёт, поиск корма. осматривание, отдых, агрессия, территориальная демонстрация и т.д. Самое главное при анализе поведения то, какие внешние условия, ситуации определяют следующие за ними действия птицы. Изучение поведения предусматривает две постоянные задачи: описание поведенческих актов и причин, которые их вызывают.

Для того, чтобы облегчить работу наблюдателя я предлагаю в полевом дневнике использовать таблицы, условные знаки:

Таблица 1

Дата

(число,

месяц,

год)

Географическое местоположение

наблюдений

Схема маршрута,

длина

(км)

Характеристика

погоды

Описание

 лесных

биотопов

t

сила ветра,

направление

Облачность

осадки

Таблица 2

Время обнаружения

птиц

Видовой состав

птиц

(кол-во)

Время

начала и окончания

наблюдений

Хронометрирование

 поведения птиц

полёт

поиск корма

поедание корма

агрес-

сия

территориальная демонстрация

нахождение в не

поля зрения

Приложение 1

Условные знаки для характеристики погоды

Для учащихся начальной школы я рекомедую вести дневник наблюдения за зимующими птицами у крмушки (см. Приложение 2) и к нему приложить фотографии птиц у комушек или выполнить презентацию с использованием фотографий.

Приложение 2

Дневник наблюдения за птицами у кормушки

Фамилия, имя учащегося_______________

Класс:_________

Школа:______________

Месяц:     ______        

Год: __________

Помогали вести наблюдения и  подкармливать птиц: ______________________________________

_______________________________________________________________________________________

Наблюдения велись по адресу:___________________________________________________________

Ход наблюдений

Наша семья подкармливает зимующих птиц с ____ года. Для этого каждый год мы делаем разные кормушки, размещая их на деревьях во  дворе  – …..., …....., . Конфликтов между прилетающими птицами мы  ….(увидели, не увидели или  заметили, что если на кормушке находятся воробьи, то …..даже не приближаются к кормушке).

Дата

Температура воздуха

Время наблюдения

Виды птиц и их количество

Корм

Выводы:

Любое исследование состоит из этапов:

  1. подготовительный (планирование, постановка задач, разработка маршрута);
  2. сбор полевого материала, т.е. наблюдения в природе;
  3. предварительная обработка собранных данных;
  4. окончательная обработка наблюдений, обобщение и выводы;
  5. отчет о проделанной работе должен быть написан грамотно и подробно, он должен содержать:

а) указание на место работы;

б) методику исследований;

в) краткое изложение хода работы и некоторых интересных фактов;

г) обобщения и выводы с таблицами, схемами, графиками, фотографиями, рисунками (выводы должны стать ответами на поставленные вопросы);

Д) список использованной литературы.

Если работа прошла все эти пять этапов, то она может считаться выполненной.

Для того, чтобы вызвать интерес учащихся к наблюдениям за зимующими птицами учителю необходимо подобрать темы орнитологических наблюдений и конкретные задания в зависимости от уровня подготовки и интересов учащихся. Темы наблюдений должны быть рассчитаны на многодневные наблюдения. Приведу примеры некоторых орнитологических наблюдений для учащихся: «Зимующие птицы нашего города», «Жизнь пестрого дятла в зимний период», «Особенности поведения зимующих птиц у кормушки», «Особенности поведения голубей – аберрантов в зимних условиях», «Территория обитания смешанных синичьих стай» и др.

Тема: Жизнь пёстрого дятла в зимний период

Задачи:

  1. Выяснить размеры и форму участка, занимаемого большим пёстрым дятлом.
  2. Установить количество и типы «кузниц» на участке, частоту их использования в зависимости от биотипов, находящихся в составе участка, пород деревьев, на которых расположены «кузницы», состояния древесины, других факторов.
  3. Выяснить места поиска корма, способы кормодобывания, типы кормового поведения, изменения кормового поведения в зависимости от погодных условий, внутривидовые и межвидовые контакты.
  4. Определить «эффективность» большого пёстрого дятла при кормлении семенами шишек ели или сосны.

Ход работы

  1. Маршрутным методом установить участок, где обитает большой пёстрый дятел. На участке найдите действующую «кузницу». Опишите её устройство – вид дерева, высота, место расположение. В каком биотипе находится «кузня»?
  2. Проследите маршруты перелетов дятла по выбранному участку. Каковы его размеры, форма? Сколько «кузнец» использует дятел? С какой территории дятел собирает шишки? Нарисуйте схему расположения «кузниц» и мест сбора шишек. Установите общие типы устройства «кузниц» в зависимости от биотопа, в котором они находятся, породы дерева, состояния древесины (сухая, гнилая и т.п.).
  3. Установите порядок действий дятла на «кузнице» при долблении шишек и их добыче. Шишки каких деревьев использует дятел? Каковы способы срывания шишки с дерева и закрепления её в «кузнеце»?
  4. Хронометрируйте поведение дятла. Установите доли времени, затрачиваемые на различные виды деятельности (полет за шишкой, закрепление шишки в «кузнеце», раздалбливание шишки, отдых, перелёт к другой «кузнице», кормление на стволе и ветках и т.п.)
  5. Какие корма, кроме семян шишек, и с каких деревьев использует дятел?
  6. Как меняется активность дятла в течение суток? Каким образом реагирует дятел на птиц своего и других видов? Как часто и на какое время дятел присоединяется к стайкам синиц? Происходят ли конфликты между птицами своего и других видов и в каких местах участка, занимаемого дятлом? Каков их исход?

Тема: Особенности поведения зимующих птиц у кормушки

Задачи:

  1. Изучить предпочтение кормов различными видами птиц, посещающих кормушку.
  2. Выяснить зависимость количества одновременно кормящихся на кормушке особей от их видовой принадлежности, количества и разнообразие корма на кормушке, погодных условий, других факторов.
  3. Существует ли в конкретных условиях иерархическая система доступа к корму на кормушке среди одного вида и разных видов птиц?

Ход работы

  1. Устройте кормушку, на которой могли бы одновременно присаживаться не менее пяти птиц. Поместите в неё разнообразные корма, рекомендованные для кормления зимующих птиц. При наблюдении фиксируйте количество птиц каждого вида на кормушке и вблизи неё, время прилета и отлёта, продолжительность кормления  и поедаемый  корм. Отмечайте частоту ритуальных демонстраций и агрессивных контактов между птицами, видовую принадлежность участников и исход этих контактов (кто кого прогнал).
  2. Какие виды птиц какие корма предпочитают?
  3. Сколько птиц может одновременно кормиться на кормушке в случае присутствия одного, двух, трех и более видов?
  4. Как изменяется общее количество посещающих кормушку птиц в зависимости от разнообразия корма, времени суток, погодных условий?
  5. Существует ли между видами птиц распределение времени посещения кормушки в течение дня?
  6. Установите количество непосредственных контактов при кормлении на кормушке пяти птиц, принадлежащих к одному, двум, трем, четырем и пяти видам (если удастся) – замеры сделайте за 15 мин (несколько раз и при сходных погодных условиях). Какие позы принимают птицы, реагируя друг на друга, какие при этом издают звуки?
  7. Между какими видами происходят агрессивные контакты и каков их исход? Бывают ли «коллективные драки»? Если да, то чем они отличаются от конфликта межу двумя птицами?
  8. Чаще или реже происходят агрессивные   взаимодействия между птицами, находящимися вблизи кормушки и поодаль от неё? Чем занимаются птицы, которые не находятся вблизи кормушки?
  9. Изменяется ли общее количество агрессивных контактов между птицами при резком увеличении или уменьшении корма на кормушке, резком изменении погодных условий (прежде всего температуры)?
  10. Можно ли утверждать, что среди птиц, посещающих кормушку, существует иерархическая система в доступе к корму? Если да, то какова эта система? Какие качества птиц (внешние – размер, яркость окраски; поведенческие) позволяют птицам занимать верхние ступени иерархической лестницы?
  11. Попробуйте нарисовать в цвете и вырезать из картона фигурку одной из птиц, часто посещающей кормушку, в натуральную величину. Прикрепи фигурку к кормушке. Изменилось ли поведение птиц?

Думаю, что такие зимние исследования помогут вызвать интерес у учащихся к предмету биологии и помогут понять механизмы взаимодействия птиц между собой и с окружающей средой. Учащимся можно будет в ходе выполнения наблюдений и проектов порекомендовать прекрасные классические труды А.С. Мальчевского «Орнитологические экскурсии», А.Н. Промтова «Птицы в природе», Р.Л. Беме «Птицы. Энциклопедия природы России» и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР по теме: "Зима. Зимующие птицы".

Данный конспект способствует активизации словарного запаса по лексическим темам: "Зима", "Зимующие птицы". Формирует у детей умение составлять предложения с предлогами на, под. Будет полезен в работе ...

Тема: "Сезонные изменения в природе зимой. Птицы зимой."

Конспект урока по развитию речи в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Форма урока выбрана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, что способствует активизации познав...

Разработки для организованной образовательной деятельности по логоритмике. Лексическая тема недели "Зима (характерные признаки зимы)", "Зимующие птицы" (февраль)

В данных разработках  представлены разнообразные игры и упражнения, позволяющие не только развивать общую и мелкую моторику,  двигательную  координацию, стимулировать двигательную актив...

Акция "Покормите птиц зимой" , Проект " Поведение зимующих птиц на кормушке".

МКОУ «Дарьинская основная общеобразовательная школа»Суджанского района, Курской области  Проект    «Поведение зимующих птиц нашего края на кормушках»  Проект ра...

Рекомендации родителям по лексической теме "Зима. зимующие птицы. Звуки Б-П"

Рекомендации родителям по работе с детьми над лексической темой "Зима. зимующие птицы. Звуки Б-П"...

Методическая разработка: Коррекционно – развивающее занятие с детьми 6 – 7 лет с ОВЗ (ТНР) «Зимующие птицы» (по мотивам рассказа К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы»).

План-конспект занятия разработан для уточнения и расширения знаний детей о зимующих птицах. Основан на речевом материале....