Методическая разработка экскурсии: Флора г. Котельники. Знать, любить, беречь
план-конспект занятия по экологии (10, 11 класс) на тему

Нестерова Вера Николаевна

Методическая разработка урока-экскурсии по предмету "Экология Подмосковья". Из опыта работы. Ознакомление обучающихся с проблемой сохранения биоразнообразия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nesterova_v.n._kotelniki_metodrazrabotka.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. УРОК - ЭКСКУРСИЯ «Флора Котельников. Знать, любить, беречь»

Учитель химии и биологии МБОУ КСОШ №3 Нестерова В.Н.

Цель: Ознакомление обучающихся с многообразием растений Московской области с целью формирования сознания о важности сохранения видового биоразнообразия.

Задачи:

Изучить многообразие растений Московской области на примере древесно-кустарниковых растений, произрастающих на территории г.о. Котельники, мкр. Белая Дача; познакомиться с представленными жизненными формами растений; сделать наглядные пособия для уроков биологии и экологии.

Предварительное задание:

Подготовить сообщения по растительности, произрастающей на территории г.о. Котельники.

Оборудование: лупы, личные мобильные телефоны, набор для полевой работы, бумага формата А4, ножницы, клей, контуры крон деревьев (из картона), карточки с заданиями, план-схема маршрута, атлас-определитель растений (страницы атласа, предварительно сфотографированные на мобильные телефоны).

Этапы урока-экскурсии:

Организационный этап.

Сбор на старте экскурсии, инструктаж по технике безопасности, целеполагание.

Информационный этап.

Рассказ учителя о видовом разнообразии растений.  Движение по маршруту с остановками и краткими сообщениями обучающихся.

На территории городского округа Котельники в микрорайоне Белая Дача произрастают следующие виды древесно-кустариковой растительности: Ель колючая, Туя западная, Тополь бальзамический, Осина и близкие виды, Берёзы повислая, пушистая и близкие виды, Липы мелколистные, крупнолистные, Ясени пенсильванский и близкие виды, Вяз обыкновенный, перистоветвистый и близкие виды, Клён остролистный,  Клён ясенелистный,  Каштан конский, Рябина обыкновенная, Спиреи, Пузыреплодник, Рябинник, Шиповник.

Эти данные взяты из реферата «Обзор состояния зеленых насаждений Муниципального образования Город Котельники». В 2007 году отделом экологии проводилась инвентаризация древесно-кустарниковой растительности.

Педагог знакомит обучающихся с данными 2007 года и ставит задачу посмотреть, как за это время изменился видовой состав растительности. Пройдя по маршруту, школьники отмечают, что видовой состав древесно-кустарниковых форм увеличился, благодаря работе предприятия «Русские газоны» и благотворительной деятельности организации «Народное предприятие». Появились Пихта корейская, Орешник, Дуб красный, Кедр, Сосна Веймутова, Черёмуха виргинская  и другие виды. Древесные растения имеют таблички с названиями, выполненные «Народным предприятием». К сожалению, наблюдаются факты вандализма по отношению к табличкам.

Пример сообщения обучающихся.

Клён ясенелистный, или клён американский родом из Северной Америки, преднамеренно интродуцирован в Европу в XVII веке. Уже в 1920-е годы стал наблюдаться его самосев в естественных условиях. В настоящее время клён ясенелистный в России широко распространён, вышел из парков и внедрился в аборигенный растительный покров. Представляет угрозу биологическому разнообразию.  Его способность быстрее других пород образовывать многоярусные заросли затрудняет возобновление местных видов. Из-за своей очень высокой экологической пластичности является одним из самых агрессивных древесных сорняков в лесной зоне Евразии. Традиционными способами, например вырубкой, от него трудно избавиться. Специалисты в обиходе называют этот агрессивный вид «клён-убийца». Дерево используется различными птицами для гнездования. Семенами питаются многие виды птиц и белок. Древесина не представляет хозяйственной ценности. Корневая система и листовой опад при разложении выделяют вещества-токсины, тормозящие рост других растений. В итоге под его кроной в незначительных количествах развиваются только сорняки. В городских условиях клён недолговечен и выглядит не эстетично. Искривлённый, сильнонаклонённый ствол, крона разреженная, беспорядочная, с хаотически отрастающими ветвями. Хрупкость древесины и поверхностная корневая система приводят к падению крупных деревьев, или веток и опасности при сильном ветре для имущества и здоровья людей. Разрастаясь, клён создаёт непроходимые заросли, со скоплением мусора и источником опасных инфекций. Всё это привело к отказу от применения этого клёна в озеленении городов.

Примеры вопросов к школьникам на экскурсии:

  1. Какие функции выполняют городские зелёные насаждения? Ответ – рекреационную, эстетическую, защитную функции.
  2. В каких условиях существуют растения в городской среде? Ответ – растения в городской среде находятся в неблагоприятных условиях и нуждаются в защите.

Опыт с плодами клёна. 

Плоды клёна имеют два крылатых выроста. Опадая на землю, они быстро вращаются в воздухе, поэтому долго не падают на землю и относятся ветром далеко от дерева. Опыт: разъединить крылатку клёна, так, чтобы было  по одному выросту. Подбросить в воздух и наблюдать медленное падение на землю. Оторвать вырост и сравнить скорость падения.

Рассказ учителя.

В полёте крылатка клёна работает точно так же, как лопасти несущего винта вертолёта, опускающегося с выключенным двигателем. Обращение крылатки вокруг центра тяжести создаёт видимость замкнутой круговой поверхности, на которую может воздействовать ветер. Таким образом, почти десятикратного мнимого увеличения площади растение добивается самым простым путём (Ф. Патури).

Этап самостоятельной работы в группах.

В начале экскурсии обучающиеся разбиваются на группы, и каждая группа получает одинаковые задания, которые они должны выполнить в ходе маршрутного обследования территории. Задания:

  • Оценить санитарное состояние древесно-кустарниковой растительности на данной территории (наличие сухих ветвей в кроне, стволовой гнили, количество наклонённых деревьев, наличие повреждений от насекомых и механических повреждений).
  • Оценить ландшафт и дизайн, выдвинуть предложения по улучшению эстетической привлекательности участка, созданию цельной композиции. Какое значение имеет ярусность в групповых посадках?
  • Узнать по описанию, фотографиям, картинкам деревья и кустарники, указанные в инвентаризации 2007 года, найти новые виды и определить их.
  • Прослушать сообщения одноклассников и придумать вопросы докладчику.
  •  Подготовить наглядные пособия для последующей работы на уроках экологии Подмосковья. Каждая группа вырезает из бумаги контуры деревьев и наклеивает на крону, собранные листья. В школе, созданные макеты деревьев сканируются и сохраняются в электронном и в печатном вариантах.

Подведение итогов

В конце экскурсии обсуждаются и сравниваются результаты групповой работы. Полученные при маршрутном обследовании материалы обобщаются, и на их основе делается заключение о состоянии зеленых насаждений в районе в целом, и выдвигаются предложения по улучшению экологической обстановки, сохранению и увеличению биоразнообразия растений в своём городе.

Данную экскурсию можно проводить как осенью, так и весной и зимой. Зимой школьники определяют деревья по форме кроны и почкам, рисуют, или вырезают из бумаги контуры деревьев. Осенью собирают опавшие листья и делают макет дерева (контуры деревьев с листьями в кроне). В целях удобства хранения и использования макеты можно отсканировать и получить хорошие наглядные пособия для уроков. Также осенью проводим наглядный и интересный опыт. Дети собирают и подбрасывают в воздух крылатки клёна, наблюдая, как они падают на землю. Весной, вспоминаем про однодомные и двудомные растения, учимся находить мужские и женские экземпляры клёна, тополя и других деревьев. Обсуждаем, почему в городах и населённых пунктах выпиливают женские экземпляры тополя.  Также, весной хорошо наблюдать приспособления растений к опылению ветром на примере цветения ветроопыляемых растений до распускания листьев.

Литература

  1. Ф. Патури «Растения - Гениальные инженеры природы» www.rulit.me/books/rasteniya-genialnye-inzhenery-prirody-read-326285-1.html
  2. Википедия.
  3. Реферат «Обзор состояния зеленых насаждений Муниципального образования Город Котельники». Администрация Муниципального образования

«Город Котельники», Экологический консультативный центр «РостОК.»  43 стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы "Не искушай меня любя" (Образ Катерины в пьесе А.Островского "Гроза"

Методическая разработка  урока литературыТема: «Не искушай меня любя!» (Образ Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза»)Аудитория: 2 курс профессионального училищаАвтор: Бирюкова Наталья Ник...

Методическая разработка мероприятия «Я хочу всё знать о праве» возраст учащихся 10 -17 лет

Цель: создать информационное наполнение сайта о правах ребёнка и для ребёнка, на котором в доступной форме будут представлены  материалы о правах и обязанностях детей и который будет способ...

методическая разработка воспитательного занятия "Военные корреспонденты- репортаж любой ценой"

Данный материал освещает одну из самых опасных профессий - репортер, корреспондент. Здесь рассказывается о людях разных поколений, которые отдали жизнь за возможность рассказывать о правде войны. Особ...

Методическая разработка урока антинаркотической направленности «Надо знать!»

Новизна данного урока состоит в том, что на нем используют различные современные методы знакомства с ситуациями, возникающими с современными подростками в интернете, дается возможность напрямую связат...

Методическая разработка по ПДД "Правила дорожные знать всем положено!" для учащихся 5-7 классов

Данный материал можно использовать в качестве методической разработке на занятиях по безопасности дорожного движения...

Методическая копилка. Методическая разработка экскурсии в осенний парк.

Вашему вниманию представляю свою методическую копилку....

Приказы по итогам Городской краеведческой конференции "Знать, любить, беречь!"

Итоги  городской краеведческой конференции "Знать, любить, беречь!"...