Методическая разработка по ПДД "Правила дорожные знать всем положено!" для учащихся 5-7 классов
методическая разработка (5 класс)
Данный материал можно использовать в качестве методической разработке на занятиях по безопасности дорожного движения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sokolova_v.d.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Цель: Изучение знаков дорожного движения, их классификации по группам и назначения.
Актуальность темы: Для маленьких жителей мегаполиса особенно важно умение читать знаки дорожного движения. Именно оно зачастую определяет безопасность жизни и сохранение здоровья граждан на улицах города.
Актуальность данной темы определяет задачи занятия:
– учить детей распознавать группы дорожных знаков; повторить с учащимися правила дорожного движения, закрепить умение правильно переходить дорогу, расширять словарный запас по дорожной лексике;
– формировать и развивать целостность восприятия дорожной среды, воспитывать дисциплинированность в соблюдении Правил Дорожного Движения и безопасного поведения на улицах и дорогах; добиваться понимания, осознания и осмысления дорожных знаков;
– воспитывать чувство товарищества, уважительное отношение к людям, правильное поведение в общественных местах, доброе отношение старших к младшим и наоборот.
Ожидаемые результаты:
– определение детьми групп дорожных знаков;
– формирование умения в результате исследовательской работы по определенным признакам читать дорожный знак;
– создание карты знаков вокруг школьного микрорайона; определение безопасного подхода к школе;
– формирование навыка групповой работы в разновозрастном коллективе.
Тип занятия: групповой.
Технологии: исследование, ролевая игра, творческая коллективная работа.
Оборудование:
– презентация по знакам дорожного движения и ПДД;
– четыре стола для групп;
– схемы микрорайона вокруг школы;
– альбомные листы, карандаши, фломастеры;
– карточки с дорожными знаками.
Основная часть (описание работы)
1. Организационный момент.
Дети сидят по 4 группам. На мультимедийной доске – презентация «История дорожных знаков» (Приложение 1, слайд 01).
Учитель:
Движенья полон город,
Бегут машины в ряд,
Цветные светофоры
И день, и ночь горят.
Чтоб было безопасно,
Всем нужно, без сомнения,
Знать и выполнять …
Правила дорожного движения (все вместе)
2. Постановка проблемы.
– Каждый день мы говорим о нашей безопасности на улицах города. Для жителей такого крупного мегаполиса, как Санкт-Петербург, знание и соблюдение правил дорожного движения являются всегда актуальной темой. Наша безопасность часто находится именно в наших руках. Безответственное отношение к соблюдению правил приводит к страшным последствиям (Приложение 1, слайд 02).
– В 2016 году на территории г.СПб произошло 526 ДТП с участием несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, в которых пострадали 545 детей и 4 скончались. В качестве пешеходов в 2016 году в 283 ДТП пострадал 281 ребёнок и 3 детей скончалось.
– Обратите внимание на последнее данное – в качестве пешеходов.. Что это значит?
(нарушение правил дорожного движения)
– Как понять «нарушение правил дорожного движения»?
(несоблюдение требований разметки и знаков дорожного движения)
– Вот такая печальная статистика.
– Кто является участником дорожного движения? (Приложение 1, слайд 03).
(лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства)
– Должны ли пешеходы и пассажиры знать знаки дорожного движения?
(варианты ответов)
– Почему?
Именно незнание значения знаков дорожного движения является причиной многих ДТП. Чтобы лучше ориентироваться на улицах нашего города, сегодня мы попробуем разобраться с разнообразием знаков дорожного движения.
3. Открытие «новых знаний».
Как вы думаете когда появились знаки дорожного движения?
(варианты ответов обучающихся)
Давайте заглянем в прошлое.
Появились первые дорожные указатели практически одновременно с возникновением дорог. Для обозначения маршрута первобытные путешественники надламывали сучья и делали метки на коре деревьев, устанавливали вдоль дорог камни определённой формы. Следующим шагом стало придание придорожным сооружениям конкретной формы, чтобы выделить их на фоне окружающего пейзажа. С этой целью вдоль дорог стали ставить скульптуры (Приложение 1, слайд 04). После возникновения письменности на камнях стали делать надписи, обычно писали название населённого пункта, в который ведёт дорога.
Первая в мире система дорожных указателей возникла в Древнем Риме в III в. до н.э. (Приложение 1, слайд 05). Вдоль важнейших дорог римляне ставили мильные столбы цилиндрической формы с высеченным на них расстоянием от Римского форума. Возле храма Сатурна в центре Рима находился Золотой мильный столб, от которого отмерялись все дороги, идущие во все концы необъятной империи.
Эта система позднее получила широкое распространение во многих странах. Не стала исключением и Россия – в XVI в. по указанию царя Фёдора Ивановича на дороге, ведущей из Москвы в царское имение Коломенское, были установлены верстовые столбы высотой около 4 м с орлами наверху (Приложение 1, слайд 06). Однако их повсеместное распространение началось значительно позже, со времён Петра I, повелевшего своим указом «ставить верстовые столбы крашенные и подписанные цифрами, ставить по верстам на перекрёстках руки с надписанием, куда которая лежит» (Приложение 1, слайд 07). Довольно быстро верстовые столбы появились на всех основных дорогах государства.
Со временем эта традиция постоянно совершенствовалась. Уже в XVIII в. на столбах стали указывать расстояние, название местности и границы владений. Верстовые столбы стали красить в чёрные и белые полоски, обеспечивавшие лучшую их видимость в любое время суток (Приложение 1, слайд 08).
Появление на дорогах первых самодвижущихся экипажей потребовало коренных изменений организации дорожного движения. Как бы несовершенны ни были первые автомобили, но они двигались гораздо быстрее конных экипажей. Водитель автомобиля должен был реагировать быстрее на возникающую опасность, чем кучер.
Необходимо также учесть, что лошадь хоть и бессловесное, но животное, в силу этого оно реагирует на препятствие хотя бы замедлением бега, чего нельзя сказать о лошадиных силах под капотом безлошадного экипажа.
Аварии, случавшиеся с автомобилями, были не столь часты, но зато имели большой резонанс в общественном мнении ввиду своей уникальности. А на общественное мнение необходимо реагировать.
Сочетание вышеперечисленных условий привело к тому, что в 1903 году на улицах Парижа появились первые дорожные знаки: на чёрном или синем фоне квадратных вывесок белой краской были нарисованы символы – «Крутой спуск», «Опасный поворот», «Неровная дорога» (Приложение 1, слайд 09).
Постепенно количество машин увеличивалось, а значит увеличивалось и количество знаков. Многие знаки поменяли цвет, форму.
– Почему люди для регулирования движения используют знаки, а не слова?
(Понятны без знания языка)
– Сегодня знаков очень много. Для более легкого запоминания знаков, они разбиты на несколько групп. Попробуем разобраться с названиями и особенностями этих групп.
– Как вы считаете, есть ли информационный источник, в котором собрана вся информация о знаках?
(правила дорожного движения)
– Правильно, во многих семьях есть автомобили и поэтому сборник правил дорожного движения видели многие, а вот кто туда заглядывал, мы сейчас и узнаем.
(показать сборник правил ПДД)
– На ваших столах лежат информационные листы из сборника правил дорожного движения и синие карточки (Приложения 3, 4). На карточках написаны названия групп знаков или названия отдельных знаков. Обсудите и выберите только названия групп.
(Дети читают в группах, обсуждают и выставляют на доску карточки с названиями групп знаков)
Сколько же групп получилось?
(восемь)
– Рассмотрите информационные листы и постарайтесь определить, какую задачу выполняет каждая группа знаков?
(варианты ответов обучающихся)
– Вспомним, откуда взяты информационные листы?
(из сборника Правил дорожного движения)
– Рассмотрите знаки в группах. Какие общие черты вы видите?
(цвет знака и цвет фона, форма)
– Сейчас я буду читать стихи о знаках дорожного движения, ваша задача определить, что это за знак и к какой группе он относится.
1. Тормози водитель. Стой!
Знак – запрет перед тобой.
Самый строгий этот знак,
Чтоб не въехал ты впросак.
Должен знак ты соблюдать,
«Под кирпич» не заезжать.
«Въезд запрещен». Группа запрещающих знаков (Приложение 2, п. 1).
Дети выставляют на доску.
2. Знак пересечения
С велодорожкой.
Добавьте внимания
Хотя бы немножко.
«Пересечение с велосипедной дорожкой или велопешеходной дорожкой». Группа предупреждающих знаков (Приложение 2, п. 12).
3. Есть дорога главная,
Есть второстепенная.
Здесь права не равные,
Та, что шире – первая.
«Главная дорога». Группа знаков приоритета (Приложение 2, п. 4).
4. Велосипедная дорожка
Обгоняй Максим Сережку.
Вам никто не помешает –
Этот знак все дети знают.
«Велосипедная дорожка». Группа предписывающих знаков (Приложение 2, п. 2).
5. Площадка детская у дома
По Правилам – жилая зона.
Подскажет знак водителю –
Во дворе – будь бдительным.
Едешь тихо, осторожно,
Припаркуйся, там, где можно
«Жилая зона». Группа знаков особых предписаний (Приложение 2, п. 9).
6. На широкой улице
Глаза от красок жмурятся.
Разноцветные машины:
Волги, Лады, Лимузины.
Где дорогу перейти,
На ту сторону пройти?
Всем поможет переход,
Под землею, что идет.
«Подземный пешеходный переход». Группа информационных знаков (Приложение 2, п. 15).
7. Если долгим был твой путь,
Надо лечь и отдохнуть.
Этот знак нам говорит:
"Здесь гостиница стоит!"
«Гостиница или мотель». Группа знаков сервиса.
8. Я только дополняю знак,
Но дни недели ограничу.
«Рабочие дни». Группа знаков дополнительной информации (табличек) (Приложение 2, п. 16).
(Обучающиеся находят на своих столах знаки, о которых шла речь в стихах-загадках, и определяют их в группы на доску).
– На столах у вас еще лежат знаки, определите их в группы (на доске), найдите их названия (Приложение 2, пп. 1, 3, 6, 7, 8, 10, 11, 13, 14).
(Обучающиеся находят на столах знаки и определяют в группы на доске).
– Почему вы определили эти знаки именно в эти группы?
(Комментарии обучающихся).
4. Первичное закрепление.
– Посмотрите, сколько знаков появилось на нашей доске. А сейчас проверим вашу наблюдательность.
(Обучающиеся читают стихотворение).
Наша улица большая,
Есть дороги и дворы,
Далеко бегут трамваи,
И автобусы видны.
Пешеходные дорожки,
Парк, уютный сквер, дома.
Детский сад и школа рядом.
Нам всем нравится она.
– Какой знак стоит при въезде на территорию нашей школы с улицы Караваевской?
(«Движение запрещено») (Приложение 1, слайд 10).
– Найдите его среди знаков на доске (Приложение 2, п. 5).
– К какой группе он относится?
(Группа запрещающих знаков)
– Какие действия запрещает этот знак?
(Варианты ответов обучающихся)
– Какую из улиц в Рыбацком можно назвать центральной?
(Варианты ответов обучающихся. Шлиссельбургский проспект)
Покажите его на карте.
– В чем опасность этой дороги? (Приложение 1, слайд 11).
(Наличие посередине трамвайных путей).
– Какой знак указывает на место остановки трамвая на Шлиссельбургском проспекте?
(«Место остановки трамвая»).
– К какой группе вы определите этот знак?
(Группа знаков особых предписаний).
5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).
Задания по группам.
Группы № 1, 2.
– Составьте инструкцию: как правильно должен вести себя пассажир при посадке в трамвай.
Группы № 3, 4.
– Составьте инструкцию: как правильно должен вести себя пассажир при выходе из трамвая.
(Обучающиеся обсуждают, рассказывают инструкции)
(Приложение 1, слайды 12, 13).
– Какое самое частое нарушение правил дорожного движения можно увидеть на главной улице Рыбацкого?
(При выходе из трамвая пешеходы не идут на тротуар для перехода дороги по пешеходному переходу, а сразу переходят дорогу в неустановленном месте).
6. Рефлексия.
Сегодня мы с вами только начали изучать группы дорожных знаков. Все ли знаки мы изучили?
Постепенно наша доска заполнится всеми знаками из свода правил.
Что вы сегодня узнали?
Какой вывод можно сделать по материалам занятия?
Какой главный источник информации по дорожным знакам вы теперь знаете?
Почему они важны не только водителям, но и пешеходам?
И закончить наше занятие помогут нам наши помощники. Слово им.
(Читают обучающиеся).
Знаки мы дорожные,
Запомнить всем положено,
Что каждый из нас говорит:
"Здесь поворот, а здесь, наоборот,
Проезд закрыт.
Чтоб машины не спешили,
Шел спокойно пешеход,
Помогать мы им решили
И дежурим круглый год.
Будьте очень осторожны,
Уважайте каждый знак,
Ведь без знаков на дороге
Вам не обойтись никак
Заключение
Данное занятие было проведено в начале февраля 2017 года. Участниками занятия были обучающиеся 8 лет (2 класс). Это занятие предполагает начало большой работы по ознакомлению обучающихся с Правилами дорожного движения. Материал занятия можно использовать и в старших классах начальной школы. Постепенно обучающиеся познакомятся со всеми группами знаков, научатся их читать, поймут их значения для пешеходов. Занятие построено таким образом, что позволяет учителю или воспитателю менять игровой (занимательный) материал по своему усмотрению. Главное в такой работе – создание системы в изучении Правил дорожного движения, что особенно необходимо в работе с детьми младшего школьного возраста.
Список использованных источников
1. Постановление Правительства РФ «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») от 23.10.1993 № 1090 // Российские вести. – 1993. – 23 ноября. – № 227 (ред. от 10.09.2016).
2. История дорожных знаков // [Электронный ресурс]: URL: http://www.directeducation.ru/powins-1083-1.html (дата обращения: 11.01.2017).
3. Статистика аварий в Санкт-Петербурге // [Электронный ресурс]: URL: http://spbvoditel.ru/blog/85022.html (дата обращения: 01.02.2017).
4. Стихи про дорожные знаки // [Электронный ресурс]: Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя URL: http://zanimatika.narod.ru/OBJ.htm (дата обращения: 18.01.2017).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка программы элективных курсов по английскому языку для учащихся 9-ых классов "Улучши свой английский".
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Данная программа адресована учащимся 9 класса, которые интересуются лингвистикой изучаемого языка. Она особенно будет интересна тем, кто планирует углубить свои знан...
Методическая разработка круговой тренировки для развития общей физической подготовки учащихся 5-9 классов по предмету: "Физическая культура"
Круговая тренировка включает в себя различные комплексы упражнений, которые являются основными средствами физического воспитания, с помощью которых у школьников формируются жизненно важные умения и на...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "От игры-к спорту!" для учащихся 5-6 классов по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие включает в себя игры-эстафеты на внимание, силу, ловкость, быстроту, меткость, находчивость и направлено на популяризацию здорового образа жизни....
Методическая разработка круговой тренировки для развития общей физической подготовки учащихся 5-9 классов по предмету: "Физическая культура"
Упражнения круговой тренировки для мальчиков и девочек...
Методические разработки спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы с учащимися 5-7 классов "Мы выбираем здоровье"
Методические разботки для работы с учащимися 5-7 классов: программа по пропаганде ЗОЖ, праздник, познавательно-игровая программа, конкурс, анкетирование....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме «МИР Ребусов» для учащихся 5-6 классов
Среди различных направлений внеклассной работы по математике особое место занимают РЕБУСЫ. Они увлекательны, развивают память и логическое мышление....
Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind
Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...