Методическая разработка урока антинаркотической направленности «Надо знать!»
методическая разработка по психологии (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Новизна данного урока состоит в том, что на нем используют различные современные методы знакомства с ситуациями, возникающими с современными подростками в интернете, дается возможность напрямую связаться с компетентными людьми в данной области и ребята могут задать им свой вопрос. Подростки проигрывают ситуации и на примерах, видят, находят выходы и правильные решения проблем.
Одним из основных средств включения в учебный процесс вопросов антинаркотической профилактики в данном уроке являются компьютерные технологии учебного назначения, как наиболее привлекательные для учащихся и стимулирующие самостоятельную учебную деятельность. Это позволяет избежать назидательности и нравоучительности, которые характерны для многих лекционных занятий и массовых организационных мероприятий. Подростки выходят в сеть интернет и самостоятельно знакомятся с сайтом ФСКН, просматривают фильмы, задают онлайн вопросы. Также посредством данного урока ребят вовлекают в волонтерскую деятельность, целью которой является распространение знаний антинаркотического характера по типу «От подростка к подростку»
Разработка может быть внедрена в рамках образовательного учреждения, как одно из направлений воспитательной системы, служить основой для деятельности волонтерского объединения, а также отдельные ее упражнения могут быть использованы учителями на своих уроках любого учебного предмета.
Цель: создание условий для формирования у подростков устойчивых установок на неприятие наркотических веществ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
internet_urok.docx | 44.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Областной конкурс методических разработок
по проведению урока антинаркотической направленности
«Надо знать!»
автор: педагог-психолог
Моргунова Эльвира Николаевна
МКОУ Хреновская СОШ № 1
Бобровского района Воронежской области
Тел: (47350)6-12-65
Пояснительная записка
Сегодня страна переживает один из сложнейших этапов своего развития. Социальная нестабильность, разрушение традиционной системы ценностей и нравственных ориентиров - все это способно порождать ощущение беспомощности и отчаяния даже у взрослого человека. Особенно же сложно в столь непостоянном мире молодому человеку, чей взгляд на жизнь только формируется. Возникает желание уйти, «спрятаться» от жизни, почувствовать себя в безопасности. Наркотики, алкоголь создают для многих девушек и юношей иллюзию такой «внутренней безопасности», на время дают возможность испытать чувство психологического комфорта, благополучия. Поэтому основные усилия по борьбе с наркоманией должны быть сосредоточены на формировании «внутренних» антинаркогенных и антиалкогольных барьеров, воспитании у подрастающего поколения личностной устойчивости к наркогенному и алкогольному соблазну.
Характерной чертой подросткового возраста, способствующей приобщению к наркотикам и алкоголю, является повышенная внушаемость, склонность к группированию и подражательным действиям.
Профилактика наркомании среди подростков является неотъемлемой частью всей системы воспитания в школе, которая обеспечивает решение не только собственных антинаркогенных, но также и общих задач воспитания. Выработка у подрастающего поколения устойчивости к наркотическому и алкогольному давлению среды имеет актуальное значение, поскольку рост наркомании достигает в настоящее время угрожающих размеров.
Основными моментами в профилактической работе среди подростков являются:
- обучение подростков умению противостоять жизненным трудностям и конфликтным ситуациям;
- формирование у подростков отрицательного отношения к наркотикам, алкоголю и последствиям их употребления.
- переключение и закрепление интересов учащихся на позитивное влияние окружающего социума.
Вследствие получения теоретических знаний по проблемам алкогольной, наркотической зависимости, токсикомании, а также в условиях тренинговых занятий возникает возможность моделирования новых форм поведения подростка в специально создаваемой воспитательной среде.
Новизна данного урока состоит в том, что на нем используют различные современные методы знакомства с ситуациями, возникающими с современными подростками в интернете, дается возможность напрямую связаться с компетентными людьми в данной области и ребята могут задать им свой вопрос. Подростки проигрывают ситуации и на примерах, видят, находят выходы и правильные решения проблем.
Одним из основных средств включения в учебный процесс вопросов антинаркотической профилактики в данном уроке являются компьютерные технологии учебного назначения, как наиболее привлекательные для учащихся и стимулирующие самостоятельную учебную деятельность. Это позволяет избежать назидательности и нравоучительности, которые характерны для многих лекционных занятий и массовых организационных мероприятий. Подростки выходят в сеть интернет и самостоятельно знакомятся с сайтом ФСКН, просматривают фильмы, задают онлайн вопросы. Также посредством данного урока ребят вовлекают в волонтерскую деятельность, целью которой является распространение знаний антинаркотического характера по типу «От подростка к подростку»
Разработка может быть внедрена в рамках образовательного учреждения, как одно из направлений воспитательной системы, служить основой для деятельности волонтерского объединения, а также отдельные ее упражнения могут быть использованы учителями на своих уроках любого учебного предмета.
Цель: создание условий для формирования у подростков устойчивых установок на неприятие наркотических веществ.
Задачи:
- развитие и усовершенствование системы мер по профилактике наркомании и зависимости от других видов психоактивных веществ среди молодежи;
- распространение опыта профилактической работы среди молодежи;
- выявление и распространение инновационных форм и методов работы по предупреждению злоупотреблению наркотическими средствами;
- формирование и развитие системы ценностей молодежной культуры, направленных на неприятие социально-опасных привычек и на переориентацию к здоровому образу жизни;
- формирование у подростков сознательного отношения к собственному здоровью, а также сознательного отказа от употребления психоактивных веществ.
Целевая аудитория: подростки 13-16лет.
Проведение урока антинаркотической направленности может осуществляться как в ходе плановых классных часов, так и во внеклассные часы занятий (на усмотрение руководителей учебного процесса), а элементы урока на любых предметных уроках посвященных антинаркотической направленности.
Оборудование: ноутбуки с выходом в Интернет, анкеты, памятки, ватманы, маркеры, конверт с мукой, стул.
Ход занятия:
1. Ритуал приветствия.(3 мин.)
Притча «Легенда о терпимости» (см.приложение)
2. Игра – активатор « Построиться по…» (1 мин.)
Ребята выстраиваются по команде ведущего:
По росту,
По дням рождения,
По длине волос,
В алфавитном порядке имен.
3. Игра « Полет в будущее»(10 мин.)
-Вы попали в будущее. В обществе, котором вы оказались, существует угроза жизни. Вот три слова: «соблазн, зависимость, вредные привычки». Перед нами стоят две задачи:
-выжить
-определить характер и методы борьбы с опасностью, чтобы, предупредить человечество о грозящей беде.
Вопросы для обсуждения:
Что означают слова «соблазн», « вредные привычки»,
« зависимость»? Все ли они одинаково опасны? Когда возникает соблазн, а когда зависимость? Какие бывают зависимости? Что в них общее, а что отличное? И т.д.
На ватмане фиксируется список зависимостей:
Химические зависимости
Алкоголь, чай, кофе, сладкое, наркотики, курение и т. д.
Эмоциональные зависимости
( убегание от неприятностей, так как потом испытываешь чувство вины, бессилия, презрения к себе)
постоянно включенный телевизор
стремление к риску, азарт
откладывать все на потом
компьютерные игры
постоянное желание разговаривать по телефону
постоянное желание спать и т. д.
Каждая команда придумает такую ситуацию, когда с помощью дружеского расположении или группового давления постарается соблазнить одного из членов другой команды выпить, закурить, уколоться, а члены другой команды должны бесконфликтно, но твердо противостоять им (план может составить вся команда, а выступать один). Затем команды меняются местами.
1.2 Упражнение «Доверять, но проверять»
Ведущий дает пакет и просит отнести и передать его любому из участников. Когда подросток передает, то ему сообщается что за такую передачу ему грозит срок по статье 228.1 УК РФ за незаконный сбыт наркотических средств. Подростка просят посмотреть, что он передавал. (В пакете лежит белое в-во (можно сахар или муку) Затем того кому передали просят принести обратно ведущему. Когда подросток принесет, ему снова напоминается статья 228.1 УК РФ за незаконный сбыт наркотических средств, так как он так же в данном случае нарушил закон.
Ребятам поясняется суть данного упражнения:
-В настоящее время участились случаи просьб через интернет, соцсети о передачи посылок родственникам или бабушкам и дедушкам в виде гуманитарной помощи, за определенное вознаграждение. Молодые люди с целью заработать или помочь старикам выполняют просьбу, слепо доверяя незнакомым людям. В итоге попадают под статью как распространители наркотических веществ. И все доводы что вы не знали что передаете и вам ничего не сказали, что вы просто хотели помочь из жалости вам не помогут. Вы незамедлительно нарушаете статью 228 УК.РФ.
Давайте сейчас на сайте ФСКН познакомимся с этой статьей.(ребята выходят на сайт ФСКН) Здесь же вы можете задать интересующие вопросы компетентным людям и получите ответ.
Посмотрите и другие страницы сайта предназначенные для молодежи и учащихся.(ребята работают по сайту)
-Что интересного вы для себя нашли? Чего вы не знали до посещения этого сайта?
2. Дискуссия «Разъяснение понятий « наркотики» и «ПАВ».(5 мин.)
Дайте определение наркотикам « Наркотики – это вещества, которые……»(быстрый круг) Можно ссылаться на прочитанное на страницах сайта.
- Наркотик - это вещество, которое внесено в перечень наркотических средств и психотропных веществ, подлежащих контролю в Российской Федерации.
ПАВ - это вещества после приема которых меняется настроение человека или его способность чувствовать и понимать мир или самого себя.( алкоголь, табак, спец мед\лекарства, клей ,бензин.)
- как вы думаете, существуют ли правила или законы, ограничивающие употребление наркотиков и ПАВ?
2.2 Упражнение « Брошу –не брошу?»( 10 мин)
Перед участниками ставится стул. Одного из ребят спрашивают «Сколько шагов до стула?» Участник отвечает, его еще раз ведущий спрашивает «Ты уверен что дойдешь до стула?» Когда подросток с уверенностью ответит, что он точно дойдет, то нужно сказать: « Иди!». А когда будет приближаться к стулу, то взять и отодвинуть его еще на несколько шагов дальше. Участник останавливается и в недоумении возмущается. Ведущий: «А что тут такого? Я так хочу» И снова спрашивает: « Сможет ли он теперь дойти до стула, сколько шагов?» Так продолжается несколько раз и ведущий все время отодвигает его все дальше и дальше, чтобы участник не смог до него дойти. Можно ставить на пути к стулу непреодолимые препятствия.
Затем происходит обсуждение увиденного, с точки зрения человека, который пробует наркотики и постоянно убеждает себя, что он бросит их когда захочет. Смысл упражнения в том, что человек употребляющий ПАВ зависим от тех, кто ему их поставляет, и они никогда не захотят терять его деньги и все время будут чинить ему препятствия на пути, а он послушно будет двигаться к пропасти.
Далее обсуждается, что нужно сделать, чтобы разорвать эту зависимость. Первое что должно быть предложено участниками - это никогда их не употреблять. И помогать органам в борьбе с этим. Далее обсуждение того , кто может помочь если человек все таки начал употреблять ПАВ. Варианты записываются на ватмане или доске. Каждый обсуждается отдельно.
3. Упражнение «Марионетка»(3 мин.)
(один из участников становится в круг, а другие его начинают отталкивать руками, он стоит на месте и не сопротивляется.(круг стоит плотно, чтобы участник в середине не мог упасть) Так несколько человек проходят через круг и становятся марионетками. Затем обсуждается как чувствовал себя каждый, когда им руководили другие. Какие чувства он испытывал? Цель: показать, как чувствует себя безвольный человек, зависимый)
4. Вред наркотиков- дискуссия (5 мин.)
- Как вы думаете, что может произойти с человеком, который употребляет наркотики, курит и пьет?
- Как изменяется его личность?
5. Видео фрагмент «Территория безопасности» ( сайт ФСКН http://www.fskn.gov.ru/pages/main/young_people/4080/index.shtml)
-обсуждение увиденного
6. «Приемы отказа от предлагаемых наркотиков»-работа на сайте ФСКН России (8мин)
Я сейчас вас попрошу вернуться к нашему сайту ФСКН и обратить особое внимание на страничку «Это должен знать каждый» и открываем тут «Это сложное слово «НЕТ!»
Ведущий обсуждает приемы отказа и выслушивает ответы подростков.
7. РЕФЛЕКСИЯ: Итоговый круг « интересное и полезное».(2 мин)
Предлагается ответить на небольшую итоговую анкету по проведенному занятию.
8 .Затем ребятам предлагаются памятки «Осторожно-наркотик!», которые они оставляют себе и другие передают друзьям, рассказывая о тех знаниях, которые они получили на уроке и приглашая друзей посетить сайт ФСКН.
Список литературы
- Бабинский М.Б., Белогуров С.Б. Профилактика употребления психоактивных веществ среди учащихся общеобразовательных учреждений.- М. ООО «Вариант», 2005.
- Левин Б.М. "Наркомания и наркоманы" Москва "Просвещение, 1991
- Исмуков. Н.Н. "Жизнь без наркотиков". (Программа предупреждения и преодоления наркотической зависимости). Издательство: торговый дом Гранд. Москва 2001 год
- Самоукина Н.В. Игры в которые играют … Психологический практикум, Дубна «Феникс», 2002.
- narkotiki.ru, megabook.ru,
- http://youtu.be/AcT68Zq4crA
- интернет-сайт ФСКН России (www.fskn.ru)
- http://family.fskn.gov.ru/pages/main/parents_childrens/childrens/4074/index.shtml
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета анонимная
Инструкция: постарайтесь ответить честно на следующие вопросы анкеты, выбрав один или несколько из вариантов ответов, пометив их галочкой.
1. Чем Вы предпочитаете заниматься в своё свободное время?
- Занимаюсь спортом (посещаю секцию)
- Читаю книги
- Занимаюсь в творческих кружках
- Смотрю ТВ, видео, слушаю музыку
- Провожу время со сверстниками во дворе
- Играю в компьютерные игры
2. По каким причинам, на ваш взгляд, начинают курить, употреблять алкоголь, наркотики, токсические вещества?
- Из интереса попробовать новое?
- От скуки, нечем заняться с друзьями. Нечего делать дома.
- Назло кому-то
- За компанию. Друзья назовут «белой вороной», будут подкалывать.
3. Как Вы относитесь к юношам и девушкам, употребляющим наркотики?
- Отрицательно
- Положительно
- Безразлично
- Не могу сказать
4. Что Вы думаете об употреблении наркотиков?
- Это безобидное, интересное занятие, вызывающее радость.
- Вредная привычка и ничего опасного в ней нет
- Очень опасно для всех, кто употребляет.
- Затрудняются ответить
5. Курите ли Вы?
- Да, постоянно
- Нет
- Очень редко, в компании
6. При каких обстоятельствах Вы впервые попробовали алкогольные напитки?
- Не пробовал
- На семейном торжестве с родителями
- Вместе со сверстниками
- В летнем лагере
- В школе
- На дискотеке
7. Какое поведение человека по отношению к спиртным напиткам Вы считаете нормальным?
- Употреблять всегда и любые спиртные напитки, если есть деньги и подходящая обстановка
- Пить можно и часто, но слабые напитки (пиво, сухое вино, шампанское) В ЛЮБОМ ВОЗРАСТЕ.
- Употреблять редко (по праздникам, «за столом») и в ограниченном количестве
- Никогда и ни при каких обстоятельствах не употреблять
8. Знаете ли Вы, где в нашем городе и области можно приобрести наркотики?
- Да, знаю точно
- Приблизительно знаю
- Затрудняюсь ответить
9. Знаете ли Вы, как приготавливаются и принимаются наркотики?
- Да, знаю точно
- Приблизительно знаю
- Затрудняюсь ответить
10. Знаете ли Вы о последствиях применения наркотиков?
- Да, знаю точно
- Приблизительно знаю
- Затрудняюсь ответить
11. Как Вы считаете, насколько трудно подросткам Тулы и области, достать наркотические вещества?
- Невозможно
- Сложно
- Затруднительно
- Легко
12. Если бы Вы захотели узнать, как противостоять к привлечению употребления наркотиков в компании , чьей бы информации поверили?
- Полученной от родителей
- От друзей
- От учителей
- От психологов
- Из средств массовой информации : газеты, журналы, телевизор
- Из Интернета
- От специалистов социальных, психологических центров
- От сотрудников милиции
- От врачей наркологов
13. Нужна ли тебе информация о наркотиках и последствиях при их употреблении?
- Да
- Нет
14. Как на Вас действует информация о курении, алкоголе, наркотиках, которую Вы получаете от педагогов, психологов, врачей в школе (училище, техникуме)?
- Вызывает желание попробовать, вызывает интерес.
- Вызывает негативное отношение к употреблению
- Не влияет на моё отношение
- Затрудняюсь ответить
15. Считаете ли Вы, что наркотики — это серьёзная проблема для подростков?
- Очень серьёзная
- Не серьёзная
- Затрудняюсь ответить
Легенда о терпимости
Жил-был один восточный повелитель, мудрость которого подобно солнцу освещала страну животворными лучами. Никто не мог превзойти его в уме и сравняться с ним в богатстве.
Однажды визирь пришёл к нему с печальным лицом:
— О великий султан, ты самый мудрый, самый великий и могущественный в нашей стране. В твоих руках и жизнь, и смерть. Однако, что я услышал, когда ездил по городам и селам! Все возносят тебе хвалу, но есть среди них и те, кто плохо о тебе отзывались. Они насмехались над тобой и бранили твои мудрые решения. Как может быть, о величайший из великих, такое неповиновение в твоем царстве?
Султан снисходительно улыбнулся и ответил:
— Как и любой в моём царстве, ты знаешь о моих заслугах перед подданными моими. Семь провинций подчинены мне. Семь провинций под моим господством стали богатыми и преуспевающими. В семи провинциях любят меня за справедливость. Конечно, ты прав, я могу многое. Я могу велеть закрыть громадные ворота своих городов, но одного я не могу — закрыть рот своим врагам. Не то важно, что некоторые говорят плохого обо мне, а то, что я творю добро для людей!
Памятка
для учащихся
Если вас уговаривают попробовать что-нибудь из вредных веществ
(например, наркотики).
1. Выслушайте оппонента, покажите, что Вы слышите их аргументы,
задайте как можно больше вопросов и все равно говорите четкое НЕТ.
2. Не пытайтесь придумать «уважительные» причины и оправдываться.
Это только раззадорить группу и вызовет шквал оскорблений.
3. Откажитесь продолжать разговор на эту тему и попробуйте
предложить альтернативный вариант.
Если Ваше твердое НЕТ вызвало реальную атаку критики:
1. Не концентрируйтесь на сказанном в Ваш адрес в запале гнева.
Основная ошибка – это желание защитить себя от любых
несправедливых нападок. Помните, что каждая попытка защитить себя в подобной ситуации будет только разогревать пыл противника.
2. Убедите себя в том, что никто не может оценивать личное достоинство других, можно судить только о делах окружающих. Критика ваших личных качеств является неправомерной.
3. Помните, что неодобрение не может быть постоянным. Споры – это часть жизни. Если один человек критикует другого, он вовсе не подразумевает его бесполезности.
Умелое применение этих правил, Ваше четкое и уверенное НЕТ приему наркотиков и есть истинное проявление независимости и позиции взрослого человека!
Если ты попал в опасную ситуацию, то вспомни, что тупиковых
ситуаций не бывает. Всегда есть выход, его только надо найти.
Попав в трудную ситуацию, не впадай в панику. Постарайся
проанализировать положение с максимальной четкостью.
Определи, кто создал опасную ситуацию, если сам, значит возьми
ответственность на себя.
Подумай, с кем бы ты мог откровенно поговорить о своем положении.
Не оставайся со своей болью один на один. Это заставит тебя лгать
окружающим, а это еще одна проблема.
Постарайся обратиться к взрослому. Не перекладывай проблему на
плечи друга, который реально не сможет помочь тебе, но будет сильно переживать за тебя.
Переступи свой страх перед родительским гневом. Ты его, может быть, заслужил, и с этим ничего не поделаешь.
Верь, что ты сам сможешь исправить положение, главное ничего не
бойся. Страх – это не твой спутник и друг.
Помни, что есть много людей, которые могут дать тебе хороший совет:
родители, учителя, проверенные друзья. Попробуйте поговорить с
ними, они поддержат вас и помогут.
ЗАЯВКА
на участие в областном конкурсе методических разработок по проведению урока антинаркотической направленности
- Название работы (школьная дисциплина)
Антинаркотический урок «Надо знать!»
- Автор:
Фамилия Моргунова
Имя Эльвира
Отчество Николаевна
- ОУ, район (полное наименование) МКОУ Хреновская СОШ № 1 Бобровского района Воронежской области
- Должность педагог-психолог
- Контактный телефон (47350)6-12-65
Руководитель ОУ Директор школы Михайлова Е.В. _____________________ Е.В.Михайлова
Подпись расшифровка подписи
Дата_______________М.П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интернет-урок антинаркотической направленности «Имею право знать!»
Внеклассное мероприятие антинаркотической направленности, по сайту федеральной службы наркоконтроля....
Интернет-урок антинаркотической направленности "Имею право знать!"
Интернет-урок антинаркотической направленности....
Разработка всероссийского Интернет-урок антинаркотической направленности «Имею право знать!»
Разработка всероссийского Интернет-урок антинаркотической направленности «Имею право знать!»...
Сценарий проведения Интернет- урока антинаркотической направленности «Имею право знать».
Сценарий проведения Интернет- урокаантинаркотической направленности«Имею право знать».Цель – ознакомить школьников со специальным разделом на официальном сайте Федеральной службы Российской Федерации ...
Всекроссийский Интернет-урок антинаркотической направленности "Имею право знать"
Данный материал представляет собой план проведения интернет-урока антинаркотической направленности через использование сайта ФСКН России....
Интернет – урок антинаркотической направленности «Имею право знать!»
Мероприятие посвещенное проблеме наркомании. При составлении материала использованы ссылки на официальный сайт Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков....
Методическая разработка антинаркотической направленности "Думаем о здоровье сегодня"
Профилактическое мероприятие, по формированию знаний и навыков ответственного отношения к сохранению здоровья в виде командной игры «Думаем о будущем сегодня», направлено на решение одной ...