Комплекс занятий и экскурсий "Три стихии природы"
план-конспект по экологии по теме

Камалеева Наталья Валериевна

В данной методической разработке предложен комплекс занятий  на тему «Три стихии природы» и экскурсии к ним  для детей младшего школьного возраста. Благодаря  экскурсиям ребята приобретут умение наблюдать мир вокруг себя, научатся быть милосердными, любить и беречь природу и бережно распоряжаться ее богатствами, радоваться общению с ней, узнают много интересного о родном крае.

Материал полезен учителям начальных классов и педагогам дополнительного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Дом детского и юношеского туризма, экскурсий»

«Три стихии природы»

Комплекс занятий и экскурсий

 

 

Составители:

Камалеева Наталья Валериевна,

педагог дополнительного образования,

Хисамова Лилия Ханифона,

 педагог дополнительного образования

МАУ ДО ДДЮТЭ

Киселевск 2014

В данной методической разработке предложен комплекс занятий  на тему «Три стихии природы» и экскурсии к ним  для детей младшего школьного возраста. Благодаря  экскурсиям ребята приобретут умение наблюдать мир вокруг себя, научатся быть милосердными, любить и беречь природу и бережно распоряжаться ее богатствами, радоваться общению с ней, узнают много интересного о родном крае.

Материал полезен учителям начальных классов и педагогам дополнительного образования.

В лес за здоровьем: методическая разработка по теме «Комплекс  занятий и экскурсий», 8-9 лет / авторы-составители: Н.В. Камалеева, Л.Х. Хисамова 2014.- Киселевск

Содержание

  1. Пояснительная записка………………………………………………….3
  2. Занятие «Воздух и человек»………………………...............................10
  3. Экскурсия по городу………………………………..…………………..14
  4. Занятие «Водоём и его жители»……………………….........................18
  5. Экскурсия на водоем……………………………………………………20
  6. Занятие «Матушка Земля»……………………………………………...32
  7. Практическая работа «Озеленение площадки»……………………….38
  8. Список литературы……………………………………………………...44
  9. Приложения………………………………..............................................46

 

Пояснительная записка

Три клада у природы есть:

Вода, земля и воздух –

Три ее основы,

Какая бы не грянула беда –

Целы они –

Все возродится снова!

С. Викулова.

Основное содержание экологического воспитания младших школьников – «формирование… осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам…» (С.Н.Николаева).

Каждый человек должен знать законы, по которым живет природа, уметь организовывать свой труд и отдых так, чтобы не нанести вреда природе, и иметь осознанное желание делать это.

Целью экологических занятий и экскурсий является:

  •  формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Задачи: 

  •  научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну), по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами.
  • расширить и систематизировать элементарные географические, естественнонаучные и экологические представления дошкольников.
  •  формировать навыки постановки опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
  •  формировать навыки заботливого отношения к объектам живой и неживой природы, к месту, в котором живёшь.
  •  развивать способности воспринимать эстетическую ценность природы и выражать в творчестве полученные впечатления.
  •  развивать любознательность, творческий потенциал, фантазию и воображение.

        Любое воспитание, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно быть воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Об этом говорят все великие педагоги мира. Сердце есть источник человечности в человеке. «Годы детства – это, прежде, всего воспитание сердца» - писал В. Сухомлинский. Экологическое воспитание младших школьников без воспитания сердца невозможно.

        Важно сформировать у ребенка представление о человеке не как о хозяине, покорителе природы, а как о части природы, зависящей от нее.  Необходимо искоренять  потребительское отношение к природе. Чтобы оберегать и любить по - настоящему природу, ее надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости ко всему живому. Ребенок может сломать ветку, ударить палкой лягушку, растоптать жука, разорить муравейник, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе.

        Работая по образовательной программе  для младших школьников (8-9 лет) «Тайны природы»  был составлен комплекс занятий «Три стихии природы», который включает в себя занятия и экскурсии по темам:

  • «Воздух и человек», (экскурсия по городу);
  • «Водоем и его жители», (экскурсия на водоем);
  • «Матушка Земля», (озеленение площадки);

В общении с природой развивается детская любознательность, расширяется кругозор, появляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного. Большое значение для воспитания у детей любви к родному краю имеет ежедневное общение с природой. В результате расширяются и углубляются представления ребенка о своем крае, обогащается его словарь.

Одним из аспектов такой работы является ознакомление детей с природой на участке и за его пределами. Одной из форм общения с природой являются экскурсии. Они отличаются от прогулок более чёткой структурой, определёнными познавательными и воспитательными задачами, содержанием.          

  Структура экскурсии:

  • вводная беседа;
  • коллективное наблюдение;
  • индивидуальное самостоятельное наблюдение детей;
  • сбор материала;
  • игры детей с собранным материалом;
  • заключительная часть, во время которой воспитатель подводит итог экскурсии и напоминает от необходимости бережного отношения к природе.

Экскурсии, то есть непосредственное общение с природой, вызывают у детей большой интерес. Дети учатся наблюдать за природными явлениями, отмечать новое, устанавливать связь между отдельными явлениями, передавать свои впечатления. Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позицию более сильной стороны и поэтому должны её покровительствовать, беречь и заботиться о ней. Ребята должны уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и, по мере своих сил и возможностей,  уметь  противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

Несомненная ценность экскурсий состоит в том, что в процессе их проведения  дети приобретают навыки культурного поведения в природной среде, знакомятся с наиболее типичными для данной местности растениями и животными,  средой их обитания как естественной (луг, лес, водоём), так и созданной человеком (огород, сад, парк, сквер), учатся беречь и ценить её.

Кроме того, именно на  экскурсиях можно учить детей понимать влияние деятельности человека на природу: природоохранительных мероприятий и последствий безнравственного воздействия (загрязнение атмосферы и водоёмов, вырубка леса, уничтожение садов и т. д.).

        Представленный материал может быть использован педагогами в школах раннего развития,  педагогами дополнительного образования.

        Занятия построены на принципах развивающего обучения и направлены на развитие личности ребёнка в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира), а также на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств.

        Для наиболее глубокого усвоения знаний и эмоционального их восприятия используются разнообразные методы образовательного процесса:

- словесный метод;

- поисково-познавательный метод;

- наглядный;

- метод наблюдения.

        И разнообразные формы образовательного процесса:

- опыты;

- упражнения;

- викторины, игры;

- соревнования, эстафеты.

        Практическая значимость ожидаемых результатов заключается в возможности значительно повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса, наладить тесное взаимодействие с семьями учащихся, воспитывать желание беречь природу во всём её многообразии, овладение школьниками экологической грамотой. Атмосфера радостной встречи с природой надолго остаётся в памяти ребёнка, способствуя формированию его сознания как гражданина и патриота. После каждой экскурсии проводится творческая работа.

        Проведению экскурсии предшествует определённая работа с детьми, с родителями (Приложение 1):

  1. разработка маршрута;
  2.  формирование группы с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей.

        Мы, взрослые, должны помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которые включают:

– представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способах удовлетворения этих потребностей;

– понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;

– осознание того, что все живые существа на земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, то есть биологическое равновесие) и, в то же время, каждое из них имеет свою экологическую нишу, позволяющее  существовать одновременно.

Разумеется, одних знаний недостаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо их включать в посильную для их возраста практическую деятельность, для чего у нас созданы условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой (вместе с детьми озеленяем уголок природы, разбиваем цветники). А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалой, расцветший цветок), способствуют дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

Задача педагога – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе,  и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать её красоту.

Воздух и человек

Цель: формирование понятия об основных факторах загрязнения окружающей среды, воспитание чувства личностно-гражданственной активности.

Задачи:

  1. Сформировать представление об источниках загрязнения слоев атмосферы.
  2. Развивать познавательную активность детей посредством включения их в экспериментальную деятельность.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе в целом и в частности к атмосфере как важному элементу жизнеобеспечения живых организмов.

Оборудование:

  •  оформленная доска;  
  •  мультимедийное оборудование: фотографии и иллюстрации заводов, шахт, автомобилей, слайд-программа;
  •  воздушные шарики, веер;
  •  карточки-пазлы;
  •  воронка, вата, чистая посуда.

Словарная работа (Приложение 7): атмосфера, кислород,  воздух, загрязнение воздуха, пыль, дым, завод, шахта, фабрика, очистные установки для воздуха.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Педагог читает стихотворение о воздухе (Слайд 1-3):

Он прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он в лесу – густой, душистый,

Как целительный настой,

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает теплым,

Веет холодом зимой,

Когда иней красит стекла

И лежит на них каймой.

Мы его не замечаем,

Мы о нем не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Ведь он нам необходим!

- Ребята, о чем это стихотворение? Правильно, сегодня мы поговорим о воздухе.

  1. Повторение изученного материала.

- Воздух находится вокруг нас, он окружает нас с вами повсюду: когда мы выходим на улицу или находимся в группе. Даже в ваших сумочках и пакетах живет воздух. Когда вы их открываете, то кроме игрушек и вещей ничего больше там не видите. Но там есть воздух.

Если мы его не видим, то, что можно сказать о нем? (Воздух невидимый, прозрачный).

Мы с вами вдыхаем и выдыхаем воздух. С помощью этого мы можем надувать воздушные шарики. Возьмите шарики и надуйте. Вот вы и поймали воздух «невидимку» в шарик, а теперь выпустите его.

Что можно сказать о нем? Какого цвета был выпускаемый воздух? (Ответы детей). Да, воздух не имеет цвета. Он бесцветный.

3. Работа в рабочей тетради страница 3.

- Раскрась воздушные шарики в соответствии со значками.

Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать. Возьмите веер и помашите им себе в лицо.

Что вы почувствовали? (Ответы детей).

Да, это движется воздух. Когда в ветреную погоду мы выходим на улицу, то можем ощутить воздух. Ветер – это движение воздуха.

  1. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Дует ветер с высоты.

Гнутся травы и цветы.

Вправо – влево, влево – вправо

Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).

А давайте вместе

Все попрыгаем на месте. (Прыжки).

Выше! Веселей! Вот так.

Переходим все на шаг. (Ходьба на месте).

Вот и кончилась игра, заниматься нам пора. (Дети садятся).

5. Для чего нужен воздух.

- Ребята, а теперь зажмите нос пальцами. Что вы почувствовали?  Как вы думаете, могли бы мы с вами прожить без воздуха? (Ответы детей).

- А кому еще нужен воздух, кроме людей? (Ответы детей).

Правильно, и животным, и птицам, и насекомым нужен воздух. Каждое дерево, цветочек, трава не смогли бы прожить без воздуха. Воздух необходим для всех живых организмов!

6. Работа в рабочей тетради страница 4.

- Почему они исчезают?

  1. Изучение нового материала.

- А сейчас, давайте разделимся на две команды и сложим из пазлов слова. А вот какие слова, прочтем, когда мозаика сложится.

(Дети собирают слова «Воздух» и «Чистый»).

- Вы, ребята, молодцы!

 С воздухом почти на «ты».

Только помните всегда:

 Воздух нужен как вода!

- А как вы думаете, воздух везде чистый? (Ответы детей).

- Вот посмотрите на эту картинку, что вы видите? (педагог демонстрирует картинку с изображением транспорта, шахт, заводов, фабрик, их дымящие трубы. Слайд 4-6). (Ответы детей).

- К сожалению, люди не всегда задумываются о том, как они поступают. Часто заботятся лишь о своей выгоде, не думая, что природа когда-нибудь повернется с угрозой к человеку. Множество заводов и предприятий загрязняют своими выбросами воздух. Выхлопные газы автомобилей также загрязняют окружающую нас среду. Как вы думаете, куда попадают все выхлопные газы и сажа, которые вылетают из труб автомобилей, заводов и фабрик? (Ответы детей).

- А что это значит, «облака плавают в воздухе и собирают в себя все, что может быть в воздухе»?

- Как можно проверить содержится ли грязь в облаках или нет? (Дети предлагают свои варианты ответов и с подсказкой педагога приходят к выводу, что нужно проверить осадки – снег, дождь).

  1. Практическая работа.

Педагог предлагает детям отфильтровать растаявший снег и посмотреть результат: фильтр, состоящий из ваты, будет грязным.

Дети делают вывод о содержании в воздухе частиц пыли и вредных веществ. (Приложение 2).

        - А что может произойти, если люди будут дышать этим загрязненным воздухом? (Ответы детей). Правильно, эти частицы гари и копоти оседают на наши легкие (показ иллюстрации Слайд 7). Легкие начинают плохо работать, и человек заболевает.

- А кроме человека, кто еще страдает от загрязненного воздуха? (Ответы детей). Верно и животные, и растения. (Слайд 8). Если рассмотреть листья деревьев и кустарников в городе, что можно увидеть на них?  (Ответы детей). Да, верно, часто на листьях можно увидеть черный налет, сажу. В результате, деревья уже не могут дышать и очищать воздух.

- А сейчас, мы с вами поиграем. (Игра «Дышит – не дышит», называется предмет или живое существо, дети отвечают: хлопок руками – дышит, руки подняты вверх – не дышит).

Итог. 

  1. Беседа:

- Как вы думаете, где воздух чище? Где легче дышится человеку в городе или в лесу? Чем пахнет воздух в лесу? Чем пахнет воздух в городе? (Ответы детей). (Слайд 9).

Конечно и в нашем городе загрязняется воздух. Что же делать? Есть ли какой- нибудь выход?

- Ребята, мне бы очень хотелось, чтобы вы поговорили со своими родителями о том, что же можно предпринять для сохранения чистоты воздуха. На следующем занятии, которое пройдет у нас в форме экскурсии, мы поделимся своими размышлениями, и подумаем, что мы сможем сделать, чтобы сохранить воздух чистым.

2. Домашнее задание. Работа в рабочей тетради страница 5.

- Нарисуйте, где легче дышится человеку.

Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб леса вокруг шумели,

Чтобы были голубыми небеса.

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась,

И была на ягодах роса.

Мы хотим, чтоб солнце грело,

И березка зеленела.

И под елкой жил смешной колючий еж.

Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы летом лил веселый дождь.

Экскурсия по городу.

Цель: развитие экологической культуры у детей младшего школьного возраста.

Задачи: 

  1. Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха (автомобили), о значении чистого воздуха для всего живого и для здоровья человека в частности;
  2.  показать значение растений в городе (растения - "легкие" города, они очищают воздух);
  3.  напомнить детям правила экологической безопасности.

Условия: время проведения – март-апрель, длительность – 1 час.

Место проведения: котельная г. Киселёвска – район Красного камня.

Оборудование и материалы: вата.

Предварительная работа:

  1. Рассматривается карта схема микрорайона, определяется маршрут: как дойти до котельной. Дети стрелочками намечают свой поход на карте микрорайона, выясняют, встречаются ли на маршруте шоссе. Сколько их?

Как нужно переходить улицу?

Маршрут:

От школы идём строем до улицы 50 лет города, парами пересекаем улицу. Парами идем по следующей улице – Весенняя. Доходим до улицы Утренняя и парами пересекаем улицу и дальше до котельной.

Автобусная остановка.

Котельная.

Возвращение в школу. От котельной идём строем до улицы Утренняя, парами пересекаем улицу. Дальше идем по следующей улице – Весенняя. Доходим до улицы 50 лет города и парами пересекаем улицу и дальше до школы.

Ход экскурсии.

1. Природоведческая минутка.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы отправляемся с вами на экскурсию.

- Какое время года? Какие признаки характерны для этого времени?

- Как изменилась погода?

- Какие еще изменения в природе вы заметили? (Ответы детей).

2. Наблюдения и опыты:  

Исследуем ветви растений на территории пришкольного парка: в глубине двора и у дороги.  

Выясняем, есть ли на ветвях деревьев пыль. Предлагаем школьникам потереть веточку:

а) пальцами, ладошкой. (Пальчики стали грязными).

б) чистой ваткой или тряпочкой. ( Ватка стала серой - грязной).

          Сравниваем результаты исследования ветвей,  растущих у дороги деревьев, с ветвями растений из глубины двора. Обсуждаем, на каких из них больше пыли (где ветви наиболее загрязнены)? Почему? Пыль всегда есть в воздухе, но у дороги ее больше. Почему? Пусть ребята обратят внимание на то, что в парке посажено много деревьев. Для чего? Как они думают, помогают ли эти растения задерживать грязный воздух? Да, деревья очищают воздух, так как  растения "дышат" с помощью очень маленьких дырочек на листочках. Как же деревья будут дышать, если их листочки покроются пылью? Что в природе может смыть с растений пыль? (дождь) Конечно, растения в городе очищают воздух.

           - Представим, что на нашей улице деревья исчезли? Что произойдет? Хорошо ли для здоровья людей гулять, заниматься спортом у дорог, где ездят машины? Почему?

3. Автобусная остановка.

           По дороге из школы к котельной, возле светофора, обращаем внимание детей на автобусную остановку и  шум автомобилей и на то, как из работающих двигателей выходят выхлопные газы (как правило, они хорошо заметны). Обсуждаем, хороший ли на перекрестке воздух, легко ли дышится около дороги (делаем это уже вдали от автотрассы). (Приложение 3).

           Объясняем детям, что выхлопные газы очень вредны для здоровья людей, растений и животных. Вместе с воздухом они попадают в наш организм, поэтому гулять около дороги вредно для здоровья. Возле дороги и растения растут плохо. Их листья загрязняются, им тоже трудно дышать.

        - А можно ли совсем обойтись без машин?

        - Конечно, обойтись без машин нельзя, но поменьше их использовать можно. Часто можно увидеть людей, которые живут рядом с магазином, а едут туда на машине, хотя можно было бы пройтись пешком или использовать велосипеды.

        - Все вы знаете такой вид транспорта, как троллейбусы. Что это за транспорт? Он использует электроэнергию и поэтому, выхлопные газы не загрязняют воздух. Можно ли сделать такой транспорт у нас в городе? Конечно, если этого захотят руководители нашего города. Как вы думаете, помогло бы это сохранить чистый воздух?

Делаем с детьми вывод: гулять у дороги, у гаражей, возле работающих автомобилей вредно для здоровья.

  1. Котельная.

- Ребята, на прошлом занятии, мы с вами договорились, что вы дома узнаете у родителей, что же нужно предпринять в нашем городе, чтобы воздух стал чище. (Ответы детей). 

Итог.

1. Беседа.

- Конечно, прежде чем выпускать такой дым, он должен пройти через фильтры, которые задержат вредные вещества. Такие фильтры в нашем городе есть, но они недостаточно хорошо очищают дым. Иногда они уже устарели или сломались, а руководители не хотят их заменить, так как это требует много денег.

- Что же вы посоветуете таким руководителям? (Выводы детей).

- Конечно, надо напомнить всем, что они вредят и себе, и природе, страдают все. Необходимо чаще задумываться о последствиях своей деятельности. Можно, например, использовать на предприятиях такие материалы, которые как можно меньше вредили воздуху.

Вывод: наша жизнь на земле зависит, прежде всего от воздуха, которым мы дышим, пищи, которую мы едим, воды, которую мы пьем. Но эти жизненно важные природные ресурсы безжалостно загрязняются или растрачиваются самим человеком. Наша Земля истощается и отравляется, поэтому сейчас есть специальные организации охраны природы, которые стараются исправить страшную угрозу.  А как мы с вами можем помочь природе?

Мы можем обратиться к людям с просьбой о более разумном отношении к природным богатствам с помощью рисунков и природоохранных знаков.

  1. Домашнее задание. Работа в рабочей тетради страница 6.

 Придумать и нарисовать экологические знаки по охране воздуха.

Водоем и его жители.

Цель: формирование понятия об основных факторах загрязнения водоёмов.

Задачи:

  •  сформировать представления детей о водоемах нашего края;
  •  познакомить с естественными и искусственными водоёмами, со значением водоемов и их охраной;
  •  развивать представления детей о водоеме как экосистеме; умение устанавливать причинно-следственные связи (что растет в водоеме, кто живет, почему?);
  •  развивать познавательную активность детей в процессе формирования представления об охране водных ресурсов;
  •  воспитывать бережное отношение к природе, любовь и уважение к родному краю;

Оборудование:

  •  оформленная доска;  
  •  мультимедийное оборудование;
  •  слайд-программа;
  •  карта области;
  •  фотографии и иллюстрации водоёмов;
  •  картинки  обитателей водоёмов.

Словарная работа: вода, водоём, водохранилище, земноводные, рыбы, загрязнение воды.

Ход занятия

  Организационный момент, сообщение темы и целей.

- Сегодня мы оправимся туда,

 Где чистая плещется вода.

(Слайд 10)

II Новая тема.

1. Вводная беседа.

- Как называется город, в котором мы живём?

- Кто знает название области, главным городом которой является…?

2. Работа с картой области. (Слайд 11)

- Какими цветами раскрашена карта?

- Каким цветом изображены реки, озёра, пруды?

- Какие названия рек нашего города вы знаете?

(Педагог дополняет ответы детей новыми названиями.)

- Что такое вода?

- Скажите, пожалуйста, что такое водоемы? (…)

 (Слайд 12-13) Водоёмы – это хранилища воды, которая необходима всему живому. Значение водоёмов в природе очень велико.

- Водоемы, созданные природой, называются естественные. К ним относятся: океан, море, озеро, река, ручей. Водоемы, созданные человеком, называются искусственные. Это канал, водохранилище, пруд.

3. Знакомство с водными жителями.

- Известно, что живые существа впервые появились именно в воде. И сейчас в ней обитает половина всех животных и растений нашей планеты.

- Кто всю жизнь проводит в воде? (Прежде всего – рыбы.)

Недаром говорят: Рыбы – дети воды». Они живут в солёной и пресной воде. Рыб в мире огромное количество.

- А сейчас мы с вами отправимся в путешествие в подводный мир реки. (Прикрепить на доску панно подводного мира реки.)

(Приложение 4).

Посмотреть на реку –

И кажется, в ней

Нет ни малявок,

Ни окуней.

Только бежит

Голубая вода,

Петляя по лугу

Незнамо куда.

Но если поглубже

В неё заглянуть,

С маской и трубкой

Тихонько нырнуть,

Сразу увидишь,

Что это не так:

Вот под корягою

Прячется рак,

Налим под колоду забрался,

А это – огромная щука,

Плывёт как ракета.

У кручи подмытой

На дне хрящеватом

Лещ отдыхает,

Стоит, как лопата.

В затоне лини копошатся в грязи,

На солнце сверкают боками язи.

Стайка плотвы шевелит камышами,

Мелькают густёрки, ельцы и ерши…

Река ведь не просто течёт и течёт,

Она интересною жизнью живёт!

(По ходу чтения стихотворения дети прикрепляют картинки водных обитателей на панно подводного мира реки. Ребёнок, прикрепляя соответствующую картинку, рассказывает о том, кто на ней изображён, и выражает своё отношение к животному через движения мимику.)

Рак: Я – рак. Ползаю по дну и пячусь назад, шевелю клешнями, ем, что попадает, прячусь в норы под коряги.

Тарань: Я – рыба, ведущая стадный образ жизни. Длина моего тела достигает почти полуметра, а вес – до двух килограммов. Крупные рыбы держатся у дна и только ночью подходят ближе к берегу. Икрометание у нас бывает в апреле. Хотя икры много, но желающих ею полакомиться тоже немало. Я, тарань, питаюсь моллюсками, червями и другими мелкими животными.

Ёрш: Я чем-то напоминаю ежа – такой же колючий. Я очень живуч, бросишь меня на лёд – замёрзну, а в тепле оттаю и поплыву.

Карась: Я - карась, очень неприхотлив, могу жить в стоячей воде. Ем всё подряд. Когда-то на Востоке нас, карасей, держали в вазах с водой для украшения дома.

Щука: Меня рыбаки прозвали речным волком. Я нападаю на маленьких рыбёшек и на крупных, если голодна, могу утащить  на дно гусёнка или утёнка. Но ещё меня зовут речным санитаром. Ведь я в первую очередь нападаю на больных рыб и тем самым очищаю водоёмы, не даю распространяться болезням.

4. Работа в рабочей тетради страница 7  «Путаница».

5. Водоёмы и жизнь вокруг него. (Слайд 14-15,  «Кому нужен водоём?»)

Водоемы – это удивительный дом не только для множества птиц, животных, но и для растений.

Лягушка.

 И в лесу мы, и в болоте,

Нас везде всегда найдёте

На поляне, на опушке

Мы – зелёные …

(Лягушки)

В народе её ласково называют лягушкой-квакушкой и нередко делают героиней сказок, где ей отводят добрую роль.

А вот в жизни окажись рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми. А вот польза людям от них большая. Ведь они сохраняют от гусениц целый огород. Поедают вредных жуков, иногда её добычей становятся мелкие землеройки и полёвки. А уж, сколько от них достаётся комарам. Которых вы, ребята, ох как не любите, а они вас наоборот – уж больно вы вкусненькие!

Бобры.

Бобры – знатные лесные строители. Селятся они около лесных ручьёв. Свалив несколько деревьев, семья бобров сооружают плотину, чтобы возле её жилья ручей разлился пошире. Кроме плотин, строят себе домики – удобные хатки из веток и сучьев, и живут себе, не тужат, бобрят лесному плотницкому делу учат. В воде бобры прячутся т врагов и ловят рыбу, которой они питаются. Бобры превосходно плавают и могут оставаться под водой до десяти минут. Носят бобры шубы богатые, боярские. Красивы их коричневые шубки – мех на солнце так и сверкает. Хвост бобра покрыт чешуёй. Во время плавания он заменяет руль, а во время работы он на него опирается. Заботливы лесные бобры: летом на долгую зиму припасают себе еду – веточки молодых деревьев Тепло и сытно им с бобрихой и бобрятами вьюжной зимой в крепких хатках.

Стрекоза 

Самое прожорливое насекомое – стрекоза. У стрекозы 4 крыла. Стрекоза отлично видит, причём её глаза устроены так, что она одновременно может видеть всё, что находится впереди неё, позади, вверху, внизу, а также сбоку. Летит стрекоза над землёй и, как лётчик-истребитель, следит за всем. Что находится в воздухе. Она съедает в день пищи больше, чем весит сама. Добычу она ловит ногами. Их ноги покрыты шипами и щетинками. В полёте ноги согнуты и сближены так, что получается «ловчая корзина». Комара стрекоза съедает прямо на лету, а муху садясь на веточку. Стрекоза никогда не летает прямо. Она, то резко взмывает вверх, то падает вниз, тут же резко поворачивает в бок, так, что никакой мухе от неё не увернуться.

Особенно уязвимы стрекозы, личинки которых могут жить только в чистых водоемах – чистых водоемов почти не осталось.
К тому же нельзя забывать, что, погубив одну-единственную стрекозу, человек, можно сказать, выпускает на волю сотни, тысячи комаров и мошек.  

По поверхности воды можно увидеть, как быстро скользят длинноногие узкотелые клопы-водомерки, словно по гладкому льду.

Водные цветы.

  • Что значит влаголюбивые растения? Водоросли?

Кувшинки – цветы особенные. Они как будто знают, который час, когда им пора открываться, а когда закрываться. Кувшинки раскрывают свои лепестки утром, а закрывают вечером. К ним часто прилетают разные насекомые и пьют вкусный сок-нектар, переносят пыльцу с цветка на цветок.

Кубышки обычно растут рядом с кувшинкой. Своё название получило из-за плодов, похожих на маленькие зелёные кувшинки-кубышки. Ими очень любят лакомиться бобры.

6. Работа в рабочей тетради  страница 8  «Узнай и расскажи».

7. Взаимосвязь в природе.

– Как озерные жители связаны друг с другом? (Растения – пища и дом для животных, одни животные едят других и т. п.)

– Что произойдет в озере, если исчезнут растения? Щуки? Другие жители?

– Какое животное больше всего понравилось? Где оно живет: только в воде или в воде и на берегу? Почему именно в озере? Где у него квартира: на берегу, на дне? Чем или кем оно питается? Где прячется и для чего?

– Что будет, если в это озеро люди начнут бросать мусор? Мыть в нем машины? Стирать белье? Понравится ли это его обитателям? Что они будут делать?

8. Физкультминутка. Пластическая игра «Мы водные жители».

Мы лягушки.

- Представьте, что вы – красивые речные лягушки.

 (Дети имитируют движения лягушки – плавают в воде, выпрыгивают на берег. Проголодались - поймали комара.)

Мы – чайки.

Раскрыли крылья и кружим над рекой, ищем добычу – рыбу. Увидели рыбу, спустились к воде (наклонились), поймали рыбу и улетели на берег, чтобы сесть.

9. Исследовательская лаборатория.

- Значение водоемов очень велико. Но всегда ли мы правильно ведем себя, находясь у водоема?

- Что значит загрязнение воды?

Сейчас мы с вами перенесемся в лабораторию и увидим, как человек может загрязнить воду. (Слайды 16-17,  «Водоём и человек»)

- Представьте себе такой случай. Водитель помыл свой автомобиль в реке. В воду попали бензин и смазочное масло. (Показ ситуации)

- Приятно вам будет купаться в такой реке? А как себя будут чувствовать рыбы и другие живые существа? (…) Правильно, ребята.

- Кроме этого, многие люди часто бросают мусор в воду (показ ситуации), оставляют мусор на берегу.

- И у нас в городе живут люди, которые не понимают, что совершают большое зло. Поэтому давайте не будем уподобляться, этим людям и не будем засорять нашу реку. И еще, ребята, никогда не купайтесь и не ныряйте в незнакомых местах. Ведь никогда неизвестно на какой мусор мы можем наткнуться.

- В настоящее время заводы и фабрики очищают использованную воду и вновь применяют ее в своей работе. И у нас в селе, и в других селах нашей области образуются зеленые патрули из школьников. Которые организуют субботники и выходят на расчистку берега реки. Но не только берег мы должны содержать в чистоте, но и всю территорию своего села. И мы с вами, как только растает снег, выходим на уборку территории – сада.

Вода, дарующая жизнь растениям, является идеальной средой обитания и для всех видов животных. Но в настоящее время в мире многие водоемы находятся под угрозой уничтожения в результате загрязнения, устройства туризма и отдыха людей, что затрудняет выживание многих видов растений и животных. Сегодня люди все чаще задумываются над важностью этой проблемы, восстанавливают водоемы.

- Посмотрите, ребята, как выглядит чистый и ухоженный водоем. (Слайды 18-19)

III Итог.

  1. Дидактическая игра «Поход к водоему».

- Мы сегодня много интересного узнали о водных жителях. Жители подводного царства даже не представляют, как это можно жить, когда нет воды. Ребята, водные жители заблудились и никак не найдут свою реку, вам нужно помочь им вернуться.

(Детям предлагается схема водоема, на которой они расселяют обитателей водоема и растения водоёма.)

  1. Заключение.

Давайте, ребята, теперь подведем итоги нашего занятия.

- Какое значение в природе имеют водоемы?

- Как человек может предотвратить гибель водоемов на нашей планете? (ответы детей)
       - А как вы, дети, можете помочь обитателям водоемов?
       - Как мы должны вести себя у водоемов?

- Давайте с вами составим памятку «Правила поведения у водоема».

- Что нельзя делать у водоемов?

Нельзя мыть транспортные средства!

Нельзя бросать мусор в воду!

Нельзя оставлять мусор на берегу!

Нельзя купаться в незнакомом месте!

  1. Домашнее задание.

Работа в рабочей тетради страница 9.

Рисование «Гость из водоема».

Экскурсия на пруд.

Цель: развитие экологической культуры у детей младшего школьного возраста.

Задачи:

  • познакомить детей с прудом – природным водоемом, в котором живут рыбы, лягушки, насекомые, есть водные растения
  • учить детей обращать внимание на красоту окружающей природы;
  • развивать познавательную активность детей в процессе формирования представления об охране водных ресурсов;
  • развить навыки правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих с точки зрения экологии;
  • закреплять начальные туристические навыки, умение детей «читать» карту, вспомнить  топографические знаки;
  • совершенствовать различные виды ходьбы;
  • воспитывать чувство взаимопомощи и товарищества;
  • способствовать физическому развитию детей, его оздоровлению.

Оборудование и материалы: мяч, рюкзак, ракетки сказочные героя – двое из ларца, речка, конверт с письмом, карта-схема – маршрут путешествия, сундучок,

Условия: время проведения – апрель - май, длительность – 1 час.

Место проведения: пруд на территории берёзовой рощи г. Киселёвска – район Красного камня.

Предварительная работа:

  1. Рассматривается карта схема микрорайона.

  1. Определяется маршрут: как дойти  до пруда? Дети стрелочками намечают свой поход на карте микрорайона, выясняют, встречаются ли на маршруте шоссе. Сколько их?
  2. Как нужно переходить улицу?

Маршрут:

От школы идём строем до улицы 50 лет города,

Доходим до улицы Краснобродская и парами пересекаем улицу и идём дальше. Доходим до улицы Мира, парами пересекаем улицу и идём дальше до пруда.

Остановка. Природоведческая минута.

Ходьба по родной местности.

Остановка около пруда.

Инсценировка сказки.

Наблюдения за живыми объектами.

Возвращение в школу. От пруда идём строем по улице Мира,  парами пересекаем улицу Краснобродскую. Доходим до улицы 50 лет города и парами пересекаем улицу и дальше до школы.

Ход экскурсии

I.  Организация.

1. Вводное слово.

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на пруд (Приложение 5). Путешествуя, мы будем говорить не только о красоте природы, её жителях, но поговорим  и о  бережном отношении к Земле – к дому, в котором мы живём. Кроме того, мы должны серьёзно подумать, что нашей Земле угрожает, с чем нужно нам бороться всем вместе, чтобы наша планета была чистой и красивой.

II. Экскурсия.

1-я остановка.

1. Природоведческая минута.

- Вот мы и в лесу. Здесь хорошо в любое время года. Посмотрите внимательно, каким встречает нас лес сегодня?

- Как он оделся к нашему приходу?

- Какая погода стоит сегодня? Солнечная или пасмурная?

- Какое сегодня небо?

- Солнце греет сильнее, чем несколько дней назад, или слабее?

- Как мы оделись сегодня на экскурсию сегодня?  Ребята, а какие правила поведения в лесу мы не должны забывать?

2-я остановка – у пруда.

1.Беседа.

- Кто живет на берегу? А кто в воде?

 - Каких насекомых можно встретить у пруда?

- Кто умеет хорошо плавать, кто бегать, прыгать по берегу или летать над водой?

- Могут ли они обитать в других местах? Например, в пустыне?

- Может ли лягушка жить под землей, а щука – в лесу? Почему?

- Обратите внимание на водную гладь пруда. Что вы видите?

Водную гладь живописно  обрамляет ряска. Красивы тростник, камыш, рогоз и особенно водные растения – белые кувшинки, жёлтые кубышки и калужница. Водные цветы рвать нельзя. Они стали редкими, к тому же быстро теряют свою свежесть.

- Посмотрите, кто это так быстро двигается по воде?

По поверхности воды быстро, как по гладкому льду, скользят длинноногие узкотелые клопы-водомерки. Они бегают только на средних и задних ногах, передними ногами они то хватают и подносят ко рту добычу, то чистят несмачиваемые волоски на теле и ногах. Всё лето самки водомерок откладывают яйца на водные растения. С осени до весны молодые клопы укрываются в сухой листве прибрежной зоны.

- Посмотрите, что это за круги расходятся по воде?

Это резвятся караси.

- Если подойти поближе к воде кого можно увидеть?

У берега под водой видны стайки мальков рыб и головастиков.

- Может ли лягушка жить под землей, а щука – в лесу? Почему?

- Как озерные жители связаны друг с другом?

(Растения – пища и дом для животных, одни животные едят других и т. п.)

- Что произойдет в озере, если исчезнут растения? Щуки? Другие жители?

- Что будет, если в это озеро люди начнут бросать мусор? Мыть в нем машины? Стирать белье? Понравится ли это его обитателям? Что они будут делать?

2.Подвижная ига «Стрекоза, комары и слепни». (Стрекоза ловит девочек комаров и мальчиков – слепней. Осаленные выбывают из игры.)

3.Царство Нептуна.

Стоит дерево с дуплом на нём написано: Царство Нептуна.

Педагог: Вот, кажется, и царство Нептуна.

                        Эй! Тут есть кто – нибудь? (тишина)

                        Двое из ларца – одинаковых с лица,

                        Появитесь, покажитесь

                        В путь дорогу соберитесь.

(из – за дерева  выходят «Двое из ларца одинаковых с лица на плечах у них рюкзаки, в руках  мяч и ракетки).

  1-ый.            Мы приехали на речку

                        Воскресенье провести,

                        А свободного местечка

                        Возле речки не найти!

                        Тут сидят и там сидят.                

                       (показывает на отдыхающих)

  2-ой.             Мы по бережку прошли,

                        Место новое нашли,

                        Но и здесь до нас сидели;

                        Жгли костёр, картошку ели –

                        Тоже пили, тоже ели,

                        Насорили и ушли!                        

Ой, пошли, конечно мимо …

Голос: (речка стонет)

Двое из ларца: - ой, что это?

         (подходят ближе к речке)

  1-ый.      – Речка!

- Речка, речка где бы нам отдохнуть?

  2-ой.      Здесь остались на поляне

     И разбитые здесь склянки,

     И размокшие баранки –

     Словом, мусора гора!

  Голос речки:

- Ох, и не знаю, где вы отдохнёте. Меня постоянно отравляют. Из-за действий человека стало опасно брать воду для питья, купаться; мальки рождаются с двумя головами или двумя хвостами. Люди моют машины, образуют свалки мусора около воды, тем самым загрязняя её и делая непригодной для жизни. Вот что стало с жителями моего подводного царства.

(Появляются девочки в костюмах рыбок)

1-ая.  Трудно стало жить в реке;

           Ах, судьба наша жестока –

           Негде спрятаться от стока!

           Каждый норовит завод

           Сбросить мусор в бездну вод.

2-ая.  Негде взять воды напиться,

          Лучше сразу утопиться!

          С ферм навоз течёт рекой,

          Нарушает наш покой.

3-ий.  Мы в реке чистой жили

           И красавицами слыли,

           А теперь краса угасла

           Из-за дизельного масла.

4-ый.  Мы сегодня изменились

            Будто двести лет не мылись,

            В пятнах краски чешуя ….

            Мы не выживем здесь, да!

- Ребята, поможем рыбкам выжить? (Да)

4. Помощь пруду.

- Что нужно сделать, чтобы жители речки остались живы? (Очистить берег речки от мусора!)

-Давайте все вместе уберём мусор в корзины. (Дети собирают мусор)

-Молодцы,  какой порядок. Ой, ребята, а мы забыли про наших

отдыхающих из ларца, интересно …  чем это они занимаются?

(«Двое из ларца» ходят и бросают вокруг конфетные обёртки).

- Да, вы что нарочно так делаете?  

- Вы хотите чтобы речка погибла?

Двое из ларца: Нет, не хотим!

А что мы должны сделать?

Дети: собрать за собой мусор!

(«Двое из ларца» собирают конфетные обёртки в мешочек и в рюкзак)

(Звучит спокойная музыка, появляется речка)

Река: Спасибо, ребята! Я думала, мне придётся погибнуть среди мусора, а вы спасли меня! Теперь я снова чистая, прозрачная. Приходите ко мне в гости, я вас не боюсь, ведь вы не будете разбрасывать мусор на моих берегах.

(При этих словах «Двое из ларца» опускают глаза)  

- Спасибо речка, за приглашение, наши дети будут правильно вести себя на природе.

(Речка уходит, прощаясь с детьми)

5. Игра «Подражание».

Один ребенок подражает движениями, мимикой какому-нибудь животному или водному растению, а остальные отгадывают. Кто отгадал, тот выходит подражать.

III Итог.

  1. Беседа.

- Вот и подошло к  концу наше путешествие на пруд.

Я надеюсь, что вы узнали очень много полезного. А также поняли, что  без воды жизни нет, и её надо беречь и охранять.

Вот Земля, наш общий дом.

Много есть соседей в нём.

В этом славном доме нужно

Жить со всеми очень дружно.

Никого не обижать.

Всех соседей уважать.

Ведь правда, друзья, хорошо на планете?

За всё на Земле мы с вами в ответе!

Давайте, беречь от невзгоды любой

Большой и доверчивый шар голубой!

                                                                                            В. Орлов

2. Домашнее задание страница 10. «Кто готов сохранить водоем?».

Придумать и нарисовать в рабочей тетради серию знаков, которые помогут сохранить водоем и его обитателей.

Матушка Земля

Цели: воспитание экологической культуры младших школьников. 

Задачи:

  •  познакомить с понятием «почва», ролью почвы в жизни человека;
  •  углубить знания детей о процессе образования почвы, ее свойствах, ее обитателях; 
  •  научить их, что нужно делать, чтобы поддержать её плодородие, чтобы урожай был качественным.
  •  развивать речь, мышление, словарный запас;
  •  воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Оборудование: рисунки с изображением ветреной и безветренной погоды; гномик – ветерок; слайд-программа.

Словарная работа: земля, почва, чернозём, перегной, удобрения, черви.

Ход занятия

I Орг. момент.

II Сообщение нового.

  1. Беседа.

Тему сегодняшнего занятия вы узнаете, отгадав загадку:

Бьют меня ногами,

Режут грудь ножами.

Каждый хочет растоптать.

А я с подарками опять.    

 (Земля) (Слайд 20)

«Есть на Земле чудесная кладовая. Положите в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок».

Это слова замечательного русского писателя М.М. Пришвина.

-  Сказка это или не сказка?

Нет, это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы, должно быть, догадались, как она называется?  ( Земля).
        У слова «земля» несколько значений. Одно из – них «почва», самый верхний плодородный слой земли, который пронизан корнями растений, в котором живут насекомые, черви, кроты и  другие животные.

 (Почва бывает разной: глинистой, песчаной, а самую плодородную почву называют чернозёмом.) (Слайд 21)

  1. Д/и «В саду, в поле, огороде».

Детям раздаются карточки: фрукты, ягоды, овощи. Нужно разделить их на три группы их произрастания: поле, огород, сад.

  1. Работа в рабочей тетради страница 11. – «Что сначала? Что потом?».
  2. Как образовалась почва.

- Ребята, а вы знаете, как  образовалась почва?

На это потребовалось тысячи лет. Когда-то давным-давно почва не покрывала плодородным слоем землю. На поверхности земли находились только камни и скалы. Но под действием ветров, дождей, мороза и жары скалы понемногу трескались. Разрушались. Трещины становились всё шире и камни раскалывались. Куски камней увлекали за собой потоки дождевой воды. Камни перетирались друг об друга, измельчались и в конце концов через тысячи лет превращались в песок и глину.

Ветер приносил с собой семена растений, и самые неприхотливые из них поселялись на песке и глине, пускали корни, а сгнивая, образовывали тонкий слой перегноя. В этот слой падали семена других растений, они разрастались, а отмирая. Увеличивали слой чернозёма.

Теперь вы знаете, как на земле появилась плодородный слой. На его образование ушли тысячи лет, но, к сожалению, разрушить его очень легко.

Если уничтожить растения, которые корнями скрепляют почву, то вода размоет её, а ветер выдует, и вместо плодородного чернозёма останется бесплодная пустыня. (Слайд 22)

5.  Из чего состоит почва.

- Ребята, а вы знаете, из чего состоит почва?

Оказывается, в ней есть воздух, им дышат растения и животные, есть вода, которую всасывают корни растений, есть перегной, образующийся из опавших перегнивших листьев, засохших стебельков и корней растений.

В почве находится всё, что нужно растению: воздух, вода, растворённые в ней соли.

В почве живут микробы (мельчайшие одноклеточные животные или растительный организм), они перерабатывают перегной и превращают его в минеральные соли, столь необходимые растениям для жизни.

У живущих в почве живых организмов имеются различные приспособления к почвенной среде. (Слайд 23) У крота, например, передние ноги короткие и обращены не вниз, как у наземных зверьков, а в стороны: широкие кисти повернуты назад. Пальцы с крепкими острыми когтями соединены кожистой перепонкой. Такими ногами крот легко разрыхляет почву и делает в ней норы. Глаза у крота недоразвиты и скрыты шерстью. Ими он отличает лишь свет от тьмы. У насекомого медведки передние ноги, как у крота, копательные, а глаза развиты хуже, чем у майского жука.
Кроты и медведки постоянно живут в почве. Они могут уходить из слоев, в которых создаются неблагоприятные условия жизни, в другие слои почвы. В засуху и  к зиме они перебираются в более глубокие слои. В отличие от них суслики, сурки, барсуки, кролики кормятся на поверхности почвы, а в норах, которые они делают в почве, размножаются, от опасности и непогоды.

У растений развились приспособления, в том числе и корневых  систем, у сухости или влажности почвы. На почвах с недостатком влаги растения образуют мощные корни, достигающие подземных вод.
В почве постоянно обитает множество беспозвоночных животных
(Слайд 24) – дождевые (земляные) черви. Они по-своему приспособились к жизни в почвенной среде и играют важную роль в процессах почвообразования.

Животные, обитающие в почве, перемешивают её, рыхлят и измельчают остатки растений. Они повышают плодородие почвы, а ведь это самое главное её свойство.

  1. Чтение отрывка из сказки «Большое чудо».

Дождевой червяк родился на земле, под гнилушкой, и целый год прожил в темноте. Прокапывая норки. На волю, он выглядывал только ночью в сумерки, чтобы забирать и утаскивать под землю опавшие листья. Это была его любимая еда.

Но однажды, после сильного ливня, дождевому червяку пришлось выбраться из затопленной норки наружу.

- Кто из вас встречался с дождевым червяком, когда, тот вылезал из затопленной норки?

- Где это было?

- Какую пользу приносят дождевые червяки?

(Дождевые червяки помогают людям вырастить урожай, рыхлят почву, съедают старые листья. По ходам прорытыми червяками к корням растениям легко проходит вода и воздух).

  1. Работа в рабочей тетради страница 12. – «Что нужно для роста растений».

8. Работа на земле. (Иллюстрации) (Слайд 25-26)

Земля - наша кормилица. Человек живёт и трудится на ней, делит с ней радость и горе. И в поле, и на огороде почва любит уход и заботу.

Люди вскапывают землю, рыхлят, поливают и удобряют её, и тогда почва даёт богатые урожаи зерна и овощей, ягод и фруктов.

  • Сначала землю пашут: удобряют и рыхлят. Затем сеют зерно.
  • Потом ухаживают за посевом: боронуют землю.
  • Осенью собирают урожай.
  • Из зерна получают муку.
  • Из муки выпекают хлеб.
  • Из пекарни хлеб попадает в магазины, а потом и к нам домой.
  • А землю снова рыхлят: пашут.

Часть родной земли

(Слайд 27)

Весною буйно всё растёт,

Деревья расцвели!

Когда придёшь на огород,

Возьми комок земли.

Смотри – он тёплый, он живой,

Пропитан влагой дождевой.

В нём корешки цветов живут,

Он червякам даёт приют,

В нём влага, воздух, перегной…

Он часть твоей земли родной!

  1. Как сберечь почву.
  • Необходимо сажать растения. Корнями они скрепляют почву, не дают ветрам выдувать, а воде размывать её, увеличивают слой перегноя.
  • Нужно оберегать животных, обитающих в почве, - они увеличиваю её плодородие.
  • В парках, в скверах и садах нельзя сжигать опавшие листья. Перегнивая под действием микробов, они возвращают в почву минеральные соли, необходимые растениям.
  • Нельзя распахивать почву на очень больших пространствах, так как тогда образуются пыльные бури, почва смывается, и появляются глубокие овраги.
  • Нельзя вырубать леса – из-за этого мелеют реки и почва высыхает.
  • На полях нужно сеять разные растения, чтобы почва не истощалась.

III Итог.

1.П/и «Сова и мыши».

2.Д/и «Земля, вода, огонь, воздух».

Играющие становятся в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч и произносит одно из четырёх слов: земля, вода, огонь, воздух. Тот, кто поймал мяч, должен назвать того, кто обитает в этой среде.

3.Домашнее задание. Работа в рабочей тетради страница 13.

Нарисовать запрещающие знаки по охране природы.

Наш дом родной, наш общий дом –

Земля, где мы с тобой живём!

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть:

Леса, и горы, и моря –

Всё называется Земля!

Практическая работа «Озеленение площадки»

Цель: формирование у детей знаний о разнообразных видах деятельности взрослых и детей по защите природы, вызвать стремление к этой деятельности.

Задачи:

  •  объединение усилий педагогов, детей, родителей, направленных на благоустройство, эстетическое оформление и озеленение территории детского сада, создание единой духовной среды, благодаря участию в общем деле, общим интересам, желаниям;
  •  создание условий для отдыха детей;
  •  показать радость от проделанной работы;
  •  дать установку на выполнение некоторых мероприятий по охране природы.
  •  привитие любви к природе;
  •  воспитание уважения к труду и результатам человеческой деятельности;
  •  расширение знаний об особенностях посадки деревьев и кустарников;

Оборудование: лопаты, саженцы, лейки.

Практическая работа

I Организационный момент.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея, блещут небеса.

Ещё прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют.

               А. Пушкин

Весна – очень беспокойное время. В парках, скверах, на улицах городов и сёл убирают мусор, подрезают кустарники и деревья, белят стволы.

Весной повсюду сажают новые деревья и кустарники.

Главная забота – вовремя посеять и посадить культурные растения. От того, как люди выполняют эту работу, во многом зависит будущий урожай.

И мы с вами сегодня тоже пойдём сажать деревья, будем озеленять пришкольную территорию.

II Практическая работа.

1. Беседа.

-   Ребята, вы уже знаете, что природа нуждается в нашей защите, нашей помощи. Об этом сейчас думают ученые, инженеры, все население нашей страны и планеты.

- Почему же проблема охраны природы стала такой важной и необходимой?

- Если мы срочно не окажем помощь природе, она умрет.

- Что же тогда будет на земле?!

- Как вы считаете, охрана природы - дело только взрослых людей, или дети тоже могут внести свой посильный вклад?

- Что же могут делать и делают дети?

Да, дети могут многое. Их деятельность в природе разнообразна. Например, защита природной среды:

  • подкормка и спасение животных, попавших в беду;
  • борьба с мусором;
  • изготовление кормушек и домиков для птиц;
  • подкормка зверей и птиц;
  • установление табличек в местах распространения охраняемых растений; оказание помощи больным деревьям.

- Какую конкретную помощь могут оказать дети природе?

Вы знаете, существует даже поговорка о том, что человек не зря прожил свою жизнь, если посадил и вырастил за свою жизнь хотя бы одно дерево. Не зря в народе говорят: «Посадившего дерево поблагодарят и внуки, погубившего проклянут и дети».

2. Как сажать деревья и кустарники.

- А кто нам подскажет, как правильно сажать деревья?

- С чего начинать?

- Как ухаживать за молодыми деревцами?

  • Выбрать место для посадки.
  • Выкопать яму такого размера, чтобы корни могли разместиться в ней свободно.
  • Для подвязывания дерева в дно ямы забить кол длиной полтора-два метра.
  • На дно ямы насыпать холмик земли. На нём расправить корни дерева или кустарника. Место на растении, где корни переходят в стебель, должно быть немного выше поверхности почвы.
  • Один человек держит деревце, а другой осторожно закапывает яму.
  • Место, где корни переходят в стебель, засыпать землёй. Затем её уплотнить.
  • Посаженное дерево сразу же хорошо полить.
  • Дерево подвязать к колу. Под верёвочку на ствол дерева подложить мягкую тряпочку.
  • Зелёные насаждения нужно поливать, пока они не окрепнут, а также тогда, когда нет дождей.

Один из ребят читает стихотворение:

Мы посадим липы и клены,
Будет город нарядный, зеленый.
Тополя мы посадим рядами,
Станут площади наши садами.
Окружим мы деревьями школу-
Пусть звенит над ней гомон веселый.
Любят зелень счастливые дети.
Любят видеть деревья в расцвете.
Пусть цветет с каждым годом все краше
Молодая планета наша.
(Н.Кутов)

Все любят отдыхать в тени деревьев, слушая шум листвы, но, к сожалению, не все участвуют в посадках деревьев, например, как этот мальчик.

Этот мальчик любит в зной
Отдыхать в тени лесной.
А скажи-ка ты ему:
Если лес тебе так мил,
Сам нигде ты почему
Деревца не посадил?
(М.Миршакар)

- Ребята, важно не только посадить растение, но и бережно и заботливо ухаживать за ним, оберегать от поломки, от вредителей, регулярно поливать.

3. Практическая работа.

А) Вместе с родителями сажают саженцы. (Приложение 6).

Б) После посадки деревьев исполняется песня.

Посадили деревце

У себя во дворе.

Пусть растёт зелёное,

Лист резной, лист резной.

Поливаем деревце

Часто, часто мы,

Чтоб оно со временем

Дало тень, дало тень.

          М. Авдеева

III Итог.

  1. Экологический тренинг.

- Представьте себя деревьями (каждый выбирает своё любимое дерево).

Мои корни глубоко вросли в землю.

Мой ствол, мои ветки тянутся к солнцу.

Это деревья в лесу.

Локти согнуты, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем.

Это к нам птицы летят,

Как они сядут, покажем –

Крылья мы сложим назад.

  1. Заключение.

- Почему важно, чтобы вокруг было много зелёных насаждений?

- Почему воздух бывает чистым и свежим лишь там, где растёт много зелёных друзей?  

- Деревья и цветы украшают наши улицы, дворы и детский сад.

Есть очень хорошее слово – забота,

Не верю, что в том сомневается кто-то.

Забота о маме, забота о друге,

О старых скворечниках в нашей округе.

Забота о каждой зеленой березке,

Что возрастом малым годится в подростки.

Ей нужен, поверь мне, помощник и друг.

Ей будет опорой тепло твоих рук.

                 Юрий Куксов

  1. Домашнее задание. Работа в рабочей тетради страница 14.  Нарисовать - цветущий сад.

Список  литературы

  1. Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов о животных [Текст]: учеб. пособие  / В. А. Алексеев. – М.: Просвещение, 2010. – 64 с.
  2. Акимушкин И. И. Причуды природы [Текст]: учеб. пособие / И. И. Акимушин. – М.: Детская литература, 2009. – 62 с.
  3. Ганул Е. А. Правила поведения на природе (Текст): учеб. пособие / Е. А. Ганул.-СПб.: Литература, 2010. – 62 с.
  4. Дмитриев Ю. Д. Большая книга леса [Текст]: учеб. пособие / Ю. Д. Дмитриев. – М.: Детская литература, 2011. – 36 с.  
  5.  Елкин Н. В., Тарабарина Т. И. 1000 загадок [Текст]: учеб. пособие / Н. В Елкин, Т. И. Тарабарина. – Ярославль: Академия развития, 2009. 70с.
  6. Егорова Л. С. На уроках природоведения [Текст] : учеб. пособие / Л. С. Егорова // Начальная школа. 2010. - № 9. – С. 10-12.
  7. Коломина Н. В. Занятия по экологии в школе. (Текст): учеб. пособие. Н. В. Коломина. – ТЦ Сфера, 2010. – 144с.
  8. Колтунова И. Р. Окружающий мир. [Текст]: учеб. пособие. И. Р. Колтунова. – Екатеренбург.  У – Фактория, 2011. - 122с.
  9. Ключарев А. О. Детям о правилах безопасности. [Текст]: учеб. пособие. А. О. Ключарев. – М.: Просвещение, 2009. – 30с.
  10. Николаева С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании. [Текст]: учеб. пособие. С.Н. Николаева. М.: Издательство Гном и Д, 2009. – 128с.
  11. Черемисина Л. Д. Основы экологии – младшим школьникам (Текст): практическое пособие / Л. Д. Черемисина. – АРКТИ, 2006. – 88 с.
  12. Шатиров С. И. Как вести себя при опасности? [Текст]: учеб. пособие./  С. И. Шатиров. Кемерово. Просвещение, 2009. – 30с.

Приложение 1

Анкета для родителей, определяющая их отношение к естественнонаучному воспитанию и здоровому образу жизни.

1. Любит ли ваш ребёнок природу? В чём это проявляется? Считаете ли вы необходимым знакомить детей с природой нашего города,  (чтобы ответить на возникающие у ребёнка вопросы) края?

2. На ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе родного края, чтобы ответить на возникающие у ребёнка вопросы?

3. Приходилось ли вам вместе с ребёнком наблюдать природные явления, учить стихотворения о природе?

4. Был ли у вашего ребёнка хороший поступок по отношению к природе? Какой?

5. Что, по-вашему, больше всего помогает в воспитании сострадания. Доброго отношения?

6. Приходилось ли вам с ребёнком сажать деревья, заготавливать корм, лечебные травы?

7. Как часто вы вместе с ребёнком совершаете выезды на природу, устраивает совместные праздники, читаете книги. Как проходят такие прогулки?

8. Какие места нашего города вы можете предложить как маршрут семейного похода выходного дня?

9. Назовите места, которые ваша семья выбрала для выездов на природу.

10.Нужна ли вам помощь специалистов в организации совместного отдыха с ребёнком, получении информации о природе города, области, в чём-то ещё?

 11.Что полезного могла бы сделать ваша семья по охране природы.

 12.Хотели бы вы принять участие в туристических походах совместно с воспитателями и педагогами дополнительного образования.

Приложение 2

Фотоотчет по теме «Воздух и человек»

Приложение 3

Фотоотчет по теме «Экскурсия по городу»

Приложение 4

Фотоотчет по теме «Жизнь водоема»

Приложение 5

Фотоотчет по теме «Экскурсия на водоем»

Приложение 6

Фотоотчет по теме «Озеленение площадки»

Приложение 7

Базовые понятия

АТМОСФЕРА – воздушная оболочка Земли. Она надёжно защищает нашу планету от переохлаждения и перегрева, от космического излучения и метеоритов.

ВЕСНА – тёплое время года, когда природа пробуждается от зимнего сна.

ВОДОЁМ – место скопления или хранения воды в естественных или искусственных впадинах (озёра, водохранилища, пруды, канала и т.д.).

ВОДА – самое распространённое в природе вещество. Это жидкость без запаха, вкуса и цвета, заполняющая все впадины на Земле и образующая океаны и моря, реки и озёра.

ВОЗДУХ – смесь различных газов, из которых состоит атмосфера Земли. Воздух бесцветный, прозрачный, и мы не можем его увидеть.

ВЛАГОЛЮБИВЫЕ РАСТЕНИЯ – те, которые растут в местах с избыточным количеством воды.

ВОДОРОСЛИ – водяные растения, у которых отсутствует расчленение на корень, стебель, листья.

ДЫМ – образующая на выходе из специальной дымовой трубы дома, заводы, фабрики. Облако, в котором содержится масса мельчайших твёрдых частиц золы, сажи, не полностью сгоревшего твёрдого топлива, а также другие вредные химические вещества.

ДЕРЕВЬЯ – многолетние растения с твёрдым стволом и отходящими от него ветвями, покрытыми листьями или хвоей и образующими крону.

ЗАВОД – крупное промышленное предприятие по переработке различных продуктов.

 ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОДЫ – сброс в реки, озёра, моря отходов производства, то есть вредных химических веществ.

 ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОЗДУХА – наличие вредных химических веществ, попадающих в атмосферу вместе с пылью, дымом, выхлопными газами.

 ЗЕМЛЯ – третья от Солнца планета Солнечной системы, обращающаяся вокруг него за 365 солнечных суток.

 ЗЕМНОВОДНЫЕ – позвоночные животные, обитающие и в воде, и на суше.

КАРТА – чертёж, уменьшенное изображение на плоскости какой-то части или всей земной поверхности.

 ОЧИСТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ ДЛЯ ВОДЫ – установки в системах водоснабжения и канализации, с помощью которых природные и сточные воды очищаются от содержащихся в них загрязнений.

 ОЧИСТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ ДЯ ВОЗДУХА – установки, предназначенные для удаления вредных примесей пыли, дыма, газов из воздуха.

ОХРАНА ПРИРОДЫ – система государственных и общественных мер, обеспечивающих сохранение и восстановление природных богатств.

 ПОЧВА – поверхностный слой земной коры, на которой произрастают деревья, кустарники, травы, цветы.

 ПЕРЕГНОЙ – составная часть почвы из перегнивших растительных и животных остатков.

ПЫЛЬ – мельчащие твёрдые частицы, содержащиеся в воздухе или скапливающиеся на поверхностях чего-либо.

 РЫБЫ – позвоночные животные, обитающие только в воде.

 УДОБРЕНИЯ – вещества, которые вносят в почву для обогащения и питания растений, что способствует увеличению их урожая и улучшения его качества.

 ФАБРИКА – промышленное предприятие, продукция на котором выпускается с помощью станков и машин.

 ФОТОГРАФИЯ – изображение предметов на светочувствительных пластинах, плёнках, а также снимок, полученный таким способом.

 ЧЕРВИ – беспозвоночные ползающие животные с вытянутым телом.

 ШАХТА – горнопромышленное предприятие. Ведущее подземную добычу полезного ископаемого, а также место его добычи.

 ЭКСКУРСИЯ – коллективная поездка в какое-нибудь место с познавательными целями.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Три клада у природы есть: Вода, земля и воздух – Три ее основы, Какая бы не грянула беда – Целы они – Все возродиться снова! С. Викулова Три стихии природы

Слайд 2

Воздух и человек

Слайд 3

Легкий и бесцветный газ. Невесомою косынкой Он окутывает нас. Он прозрачный невидимка, Он в лесу – густой, душистый, Как целительный настой, Пахнет свежестью смолистой, Пахнет дубом и сосной. Летом он бывает теплым, Веет холодом зимой, Когда иней красит стекла И лежит на них каймой. Мы его не замечаем, Мы о нем не говорим. Просто мы его вдыхаем – Ведь он нам необходим!

Слайд 4

Загрязнение атмосферы – привнесение новых, не характерных для неё веществ или повышенное их содержание сверх допустимого уровня

Слайд 5

Огромное количество газов выбрасывают в атмосферу автомобили

Слайд 7

Легкие человека

Слайд 9

Где легче дышится? город ЛЕС

Слайд 10

Водоём и его жители

Слайд 11

Кемеровская область

Слайд 12

ВОДОЁМЫ

Слайд 14

Кому нужен водоём

Слайд 16

Водоёмы и человек

Слайд 18

ЧИСТЫЕ ПРУДЫ

Слайд 20

МАТУШКА ЗЕМЛЯ



Предварительный просмотр:


УВАЖАЕМЫЕ ВЗРОСЛЫЕ!

 Рабочая тетрадь «Три стихии природы» предназначена для работы по программе «Тайны природы».

          Материал тетради рассчитан на  детей восьми - девяти лет, он может быть использован и на уроках по окружающему миру, а также для домашних занятий родителей с детьми. Рисунки  помогут учащимся ближе познакомиться  с природой, а задания развить их творческие способности, воображение.

        Желаем радостных минут общения.

Нарисовать цветущий сад.

- 14 -

Раскрась воздушные шарики в соответствии со значками:

- 3 -

Что нужно для роста растений?

Что нарисовано в окошках? Перечисли условия для роста растений. Напротив каждой стрелки нарисуй, что необходимо растениям для их роста.

- 12 -

Нарисовать экологические знаки по охране природы.

- 13 -

        для детей 8-9 лет

Что сначала? Что потом?

Рассмотри рисунки. С помощью цифр укажи этапы развития яблони. Раскрась.

- 11 -

Что даёт природа человеку?

Рассмотри картинки. Что они обозначают? Расскажи, какую пользу даёт природа. Что можно добавить к этому рисунку? Раскрась.

- 4 -

Нарисовать рисунок, где легче дышится.

 

- 5 -

Придумай и нарисуй экологические знаки по охране воды.

- 10 -

Нарисовать рисунок «Гость из водоёма».

- 9 -

Придумай и нарисуй экологические знаки по охране воздуха.

- 6 -

Путаница.

Перечисли, кто изображён на картинке. Раскрась только обитателей рек. Назови лишние картинки. Объясни почему.

- 7 -

Узнай и расскажи.

Рассмотри опорную карту. С помощью символов определи, к кому из животных они относятся. Раскрась это животное расскажи, что о нём знаешь.

- 8 -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия из блока «Мир природы» На тему: «Дары природы». Веточка рябины. (для детей 5-6 лет)

Данное тематическое занятие «Веточка рябины» - одно из блока «Мир природы». Проводится с детьми 4-5 лет первого года обучения.На занятии  применяются несколько приёмов рисования: примакиван...

Методическая разработка комплекса занятий по охране природы.

ОглавлениеРазработка занятия для детей среднего школьного возраста «Меньше мусора - меньше проблем!»Занятие по профилактике табакокурения «Вы рискуете своими лёгкими»Социальный проект «Изучение ...

Комплекс физминуток на разные темы (природа, птицы, животные, растения, дети, игрушки). Часть 1

Подборка физминуток на разнообразные темы, которые можно использовать в учебной деятельности в НОД в ДОУ и на уроках в школе. Физминутка в процессе НОД в ДОУ и  на уроке в школе - необходимый эле...

Комплекс физминуток на разные темы (природа, птицы, животные, растения, дети, игрушки). Часть 4 (окончание)

Комплекс физминуток. Часть 4 (окончание). Применение - в НОД в ДОУ и уроки в школе. Тематическое построение (природа, растения, животные, дети, игрушки)....

Разработка комплекса познавательно-развивающих занятий для детей «Человек природе друг»

5 января 2016 года Президент РФ Владимир Владимирович Путин подписал Указ «О проведении Года экологии в 2017 году». В настоящее время проблема экологии – это одна из глобальных пробл...

Комплекс экскурсий "Сезонные изменения в природе"

В данной методической разработке предложен комплекс экскурсий в лес для детей младшего школьного возраста. Благодаря этим экскурсиям ребята приобретут умение наблюдать мир вокруг себя, научатся открыв...