Экологическое воспитание студентов
статья по экологии на тему
Формированию экологической нравственности и мировоззрения мешает представление о том, что человечество в своей хозяйственной деятельности ещё не перешло границ экологически дозволенных пределов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie_studentov.docx | 17.22 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ
В современных условиях, когда происходит глубочайшее и разностороннее воздействие общества на природную среду, всё более возрастающее значение приобретает экологическое воспитание. Экологическое воспитание призвано формировать экологическое мировоззрение, нравственность и экологическую культуру людей. Для достижения этих целей нужна интеграция всех знаний о природных и общественных законах функционирования окружающей среды.
В настоящее время всё чаще проявляется опасное заблуждение о превосходящем значении личностного над общественным. Поэтому развитие убеждённости в приоритете общечеловеческих экологических ценностей над эгоистическими интересами отдельных личностей и групп превратилось в сложную нравственную проблему. Ни для кого не секрет, что в погоне за прибылью руководители промышленных предприятий часто забывают о том, что все мы - неотъемлемая часть природы и, заключая сделку с повестью, нельзя же поступить и с природой!
Формированию экологической нравственности и мировоззрения мешает представление о том, что человечество в своей хозяйственной деятельности ещё не перешло границ экологически дозволенных пределов. Отсюда вытекает ложное представление о возможности продолжения экономического развития посредством бесконечного увеличения потребления природных ресурсов: минеральных, водных, земельных, лесных, биологических, рекреационных и др.
Центральной частью экологического мировоззрения и культуры должно стать осознание необходимости социально - экологических обоснованных ограничений потребления. Пока же в мире господствует идеология потребительства, поэтому формирование экологического мировоззрения и соответствующего поведения представляет труднейшую задачу. Проблемы экологического воспитания должны рассматриваться не изолированно, а в связи с нравственным, эстетическим, физическим формированием уровня развития личности студента.
У студентов формируют представления о единстве природы, человека, общества, о биологических, социальных, экономических, технологических и эстетических взаимосвязях; умение оценивать многообразие связей между природой, обществом, жизнью и здоровьем человека; осознание законодательства о бережном отношении к природе и охране ее богатств; чувство личной ответственности за состояние окружающей природной среды. Любовь к природе, бережное отношение к ней студенты познают на занятиях по дисциплинам «Экологические основы природопользования», «Физика», «Биология», «Химия» и других дисциплинах учебного цикла.
Формирование экологической культуры студентов на уроках химии ведется через различные формы и методы работы.
Непосредственно в курсе дисциплины рассматриваются многие вопросы, имеющие отношение к формированию экологической культуры студентов. Студенты усваивают знания об источниках и веществах, загрязняющих окружающую среду, о предельно допустимых концентрациях вредных веществ, о способах снижения загрязнения окружающей среды отходами химических производств. Ребята получают представления о разработке современных технологий производства, снижающих или исключающих вредное воздействие на окружающую среду, о зависимости здоровья человека от качества окружающей среды, знакомятся с проблемами безотходного производства. Исследование проблемы взаимодействия общества и природы ведется поэтапно.
На первом этапе у студентов формируются мотивы желания и интереса к познанию объектов и явлений живой природы и человека как природного существа. На втором этапе формулируются экологические проблемы как следствие реальных противоречий между человеческим обществом и живой природой. На третьем этапе достигается осознание учащимися причин возникновения современных экологических проблем, рассматриваются пути их решения. Большое значение уделяется организации научно – исследовательской работы студентов. Методами научно- исследовательской работы стали: мониторинг, эксперимент, обработка результатов. Исследовательская деятельность в системе экологического образования носит познавательный, воспитательный и практический характер. В ее процессе формируются активность и самостоятельность в познании природы и жизни, культура мышления и поведения, понимание своего положения в окружающей среде, появляется стремление самому сберечь и защитить природу. При этом студенты выходят на иной уровень постижения проблемы, видят и оценивают привычные явления с разных сторон, приобретают личностно значимые опыт и знания. С этой целью активно применяется метод проектов, который предусматривает освоение учащимися основных этапов организации творческой деятельности - от идеи до получения конечного продукта труда. Наши студенты изучили и описали экологическую характеристику родного города (особенности географического положения города, состояние атмосферного воздуха и водных ресурсов). Кузнецов Никита стал обладателем Диплома 1 степени Научно-практической конференции «Болдинские студенческие чтения» по направлению «Экология и безопасность в сфере услуг: современные проблемы и пути их решения» Ежегодно в стенах нашего техникума преподавателями проводятся мероприятия, где рассматриваются экологические аспекты:
- Конкурс дизайн проектов «Озеленение территории техникума»
- Конкурс сочинений на тему охраны окружающей среды
- Неделя экологии
- Организация экскурсий в Ботанический сад г.Сергач Проводятся акции «Посади дерево», конкурс «Лучшая территория - наша» среди всех групп техникума. Студенты нашего техникума ежегодно участвуют в уборках территории поселка (Парк). Совместно с администрацией была проведена акция по высадке саженцев лесополосе д. Алексеевка. В техникуме ведется предметные олимпиады, связанные с охраной окружающей среды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль и задачи педагогического коллектива по экологическому воспитанию школьников в соответствии с Краевой Программой экологического воспитания и образования.
Анализ работы по экологическому воспитанию школьников за 2009-2010г....
Статья "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТА СЕГОДНЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ В УЧРЕЖДЕНИИ СПО)"
Сегодня очень много говорят о патриотизме. На современном этапе развития нашей страны это чувство должно стать, наверное, тем стержнем в жизни каждого человека, который поможет нам построить новое общ...
Программа экологического воспитания «Экологическое воспитание обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности»
Цель программы: Формирование у обучающихся целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе, окружающему пространству через экологизациюурочной и внеурочной деятель...
Статья "ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА "
Статья "ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА " в сборинике НПК "Актуальные вопросы экологического образования и охраны окружающей среды". ...
Экологическое воспитание и образование студентов в колледже
Экологическое воспитание и образование подростков – актуальная проблема нашего времени. Только экологическое мировоззрение и культура современного...
Роль туристических занятий в экологическом воспитании студентов колледжа физической культуры
Мы -люди должны беречь и охранять природу....
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Развитие экологической культуры школьников на основе создания МОДЕЛИ ЦЕНТРА нравственно-экологического воспитания детей и подростков «ЭКОС- экологическое содружество»
Рузский район – «жемчужина Подмосковья». Край плодородной земли, зеленых просторов лесов, прозрачных озер и кристально-чистого воздуха.Человек, увы, не всегда живет по законам разума...