Роль туристических занятий в экологическом воспитании студентов колледжа физической культуры
проект по природоведению (9, 10, 11 класс) на тему

Первушина Наталья Владимировна

Мы -люди должны беречь и охранять природу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Первушина Наталья Владимировна, учитель физической культуры МБОУ «СОШ №25 им. 70-летия нефти Татарстана», г.Альметьевска РТ, 2012 год.

Роль туристических занятий в экологическом воспитании студентов колледжа физической культуры

        

        Актуальность. Природа это непосредственно среда обитания человека и не только, очень важно бережно к ней относиться, передать ее следующим поколениям. Такая задача как охрана природы на сегодняшний день стоит перед целым человечеством. Вопрос экологии на всей нашей планете очень актуален и очень остро стоит для всех народов. Угроза экологической катастрофы - это не миф, это реальность нашей активной жизнедеятельности. И только от нас зависит, сохраним мы свою планету, и будет ли экология на ней чистой и пригодной для жизни человека в будущем. Поэтому мы должны сделать для сохранения нашей родной среды под названием флора и фауна все возможное и оставить мудрое наставление будущим поколениям, которые будут жить после нас. За время своего существования и особенно в XX веке человечество ухитрилось уничтожить около 70 процентов всех естественных экологических (биологических) систем на планете, которые способны перерабатывать отходы человеческой жизнедеятельности, и продолжает их "успешное" уничтожение. Объем допустимого воздействия на биосферу в целом превышен сейчас в несколько раз. Более того, человек выбрасывает в окружающую среду тысячи тонн веществ, которые в ней никогда не содержались и которые зачастую не поддаются или слабо поддаются переработке. Все это приводит к тому, что биологические микроорганизмы, которые выступают в качестве регулятора окружающей среды, уже не способны выполнять эту функцию.

      Практическая значимость. Изменяя свой мир, человек, желает он того или нет, существенно вмешивается в жизнь своих соседей по планете. По данным Международного союза охраны природы, с 1600 г. на Земле вымерло 94 вида птиц и 63 вида млекопитающих. Кроме того, уменьшаются в количестве и исчезают редкие насекомые, что связано как с реакцией на применение различного рода пестицидов, так и с уничтожением их коренных мест обитания. Загрязнение окружающей среды является одной из самых старых проблем, и возникла она с появлением первых поселений человека. В течение тысячелетий (до конца XVIII в.) источники загрязнения природной среды были немногочисленными и незначительными. Они носили местный характер, и их воздействие сводилось к загрязнению вод суши и грунтовых вод бактериями и способными к брожению веществами.

   Новизна исследования. Ежегодно в учебных заведениях учителя и преподаватели проводят классные часы и лекции по охране окружающей среды. Не всегда информация, полученная на таких мероприятиях,  находит своё отражение в желаемой действительности. В ходе нашего исследования мы постарались донести один из вариантов охраны и преображения окружающей среды, доступной каждому человеку.

   Организация  и ход исследования. Человек всегда стремится в лес, в горы, на берег моря, реки или озера. Здесь он чувствует прилив сил, бодрости. Недаром говорят, что лучше всего отдыхать на лоне природы. Санатории, дома отдыха строятся в самых красивых уголках. Это не случайность. Оказывается, что окружающий ландшафт может оказывать различное воздействие на психоэмоциональное состояние. Созерцание красот природы стимулирует жизненный тонус и успокаивает нервную систему. Растительные биоценозы, особенно леса, оказывают сильный,  оздоровительный эффект. На территории России имеется 9 млн. кв. км нетронутых, а значит, работающих,  экологических систем. Значительная часть этой территории - тундра, которая биологически малопродуктивна. Зато российская лесотундра, тайга, сфагновые (торфяные) болота - это экосистемы, без которых невозможно представить нормально действующую биосистему всего земного шара. Загрязнение атмосферы может быть естественным и искусственным (или антропогенным). Естественное загрязнение атмосферы происходит при извержении вулканов, выветривании горных пород, пыльных бурях, лесных пожарах, выносе в атмосферу кристалликов солей. Природные источники не вызывают существенных загрязнений атмосферы. Источниками искусственного загрязнения служат промышленные, транспортные и бытовые выбросы. Основным поставщиком загрязнений служат промышленные предприятия. Они выделяют в атмосферу несгоревшие частицы топлива, пыль, сажу, золу. В индустриальных районах выпадает свыше 1 т пылевых частиц на 1 кв.км. в сутки. Мощными поставщиками тончайшей пыли в атмосферу служат цементные заводы. Тяга к природным ландшафтам особенно сильна у жителей города. Еще в средние века было замечено, что продолжительность жизни горожан меньше, чем у сельских жителей. Отсутствие зелени, узкие улочки, маленькие дворы - колодцы, куда практически не проникал солнечный свет, создавали неблагоприятные условия для жизни человека. С развитием промышленного производства в городе и его окрестностях появилось огромное количество отходов, загрязняющих окружающую среду. Разнообразные факторы, связанные с ростом городов, в той или иной мере сказываются на формировании человека, на его здоровье. Одним из интересных и поучительных предметов для студентов, изучаемых в стенах нашего колледжа, является «туризм». Общий курс предмета содержит теоретическую и практическую части. Практические занятия проходят за пределами городской суеты и шума транспорта, к которому мы уже привыкли. С первого занятия на природе, мы, студенты колледжа, встречаемся с равнодушием и жестокостью людей по отношению к окружающей нас природе: многочисленные пакеты, пластиковые бутылки и другой мусор – это то, что нам сразу бросилось в глаза,  впервые выйдя на место организации занятий. Конечно, преподаватели могли отвести нас подальше от этого места, вглубь леса или сменить место организации урока, но они дали нам в действительности увидеть то, что человек оставляет после своего очередного выходного дня. Видимо выходного дня для себя, а как – же природа?   Возможно, именно такой вопрос задали себе в душе студенты нашего колледжа, и все без возражений согласились убрать территорию от мусора, где нам предстояло провести 3 часа занятий. Итогом курса и обязательным требованием к зачёту по предмету «туризм» в нашем колледже, является участие каждого студента в итоговом туристическом походе с преодолением определённого расстояния. Так и наша группа ранним майским утром тронулась в пеший поход протяжённостью около 8 км. Наш путь пролегал по объездным дорогам города, потом вышел за пределы города, стал удаляться шум машин и городской суеты, и вот первый привал, родник «Денисова головка». Все мы с радостью заметили, что территория вокруг него достаточно чистая, а со слов преподавателей мы поняли, что мало кто заходит или заезжает на этот родник. Половина пути пройдена, чем дальше путь, тем звонче становится пение птиц и даже самые шумные и разговорчивые ребята, начинают замечать его и потихоньку замолкают. И вот, наконец, мы пришли. Осталось спуститься к самому роднику и территории прилегающая к нему открылась нам во всей красе: те - же бутылки, те- же пакеты, многочисленные кострища. Кто – то сразу, кто-то немного отдохнув принимаются за уборку территории. Как интересно, 15-20 минут дружной работы всей группы, и территория преобразилась на глазах: свободный подход к роднику, полуразваленный, но зато чистый стол для обеда. За дровами тоже не пришлось идти далеко, буквально над водой запруженной когда-то в маленький водоём нависает сухое дерево, грозившее в скором времени упасть. Пока переходили по мостику к дереву, несколько ребят прихватили из воды ветки, которые попадали с деревьев, окружающих маленький пруд. Поход подходил к завершению, все собрали вещи и сели на обсуждение. При подведении итогов похода, преподаватели уделили большое внимание на тот пусть небольшой по величине, но значимый вклад по сохранению чистоты и порядка на месте нашего пребывания. Хочется верить, что все ребята нашей группы,  сделали свои выводы, и в следующий раз, пребывая в подобных местах, будут бережнее и внимательнее относится к окружающей нас природе. За четыре дня туристических походов - четыре группы нашего колледжа посетили четыре родника, так как маршрут для каждой группы пролегал в различных направлениях. Значит четыре родника и прилегающие к ним  территории нашего города стали чище, и хочется верить, что люди, посетившие эти места после нас, станут бережнее относиться к ним.

Выводы:

  1. В настоящее время  нагрузка на окружающую среду усилилась. Причины: увеличение количества населения; урбанизация; развитие сельского хозяйства, промышленности, транспорта, науки; рост затрат на военные цели. Следствия: улучшение условий жизни, увеличение продолжительности жизни, нарушение природных экосистем, загрязнение химическими, радиоактивными веществами, физические загрязнения (шум, вибрации, излучение), гибель животных и растений, техногенные катастрофы, изменение структуры заболеваемости.
  2. С какой стороны ни смотри, но говорить о том, что все серьезные изменения, произошедшие в природной среде за время существования планеты, - дело рук человека, было бы верхом самоуверенности. Никто сегодня не будет спорить с тем, что воздействие человека на природу происходит на фоне естественных изменений, масштабы которых порой бывают очень значительны.
  3. Единство между человеком и природой достигается в процессе материального производства. Труд объединяет природу и человека. "Покоряя" природу, человек использует ее предметы и может действовать только по ее природным законам. Люди не могут обойтись без природы, и в этом они едины с нею. Единство человека с природой проявляется также и в том, что человек не "чисто" социальное существо, а биосоциальное. Своим телом он принадлежит природе, и поэтому каждый удар по ней сказывается на организме человека. Техника, производство – это основные формы "борьбы" и единства (взаимодействия) общества с природой. Противоречие между ними снимается в производственной деятельности людей. Однако производство является общественным процессом присвоения предметов природы в рамках определенной формы общества. Поэтому гармоничные отношения с природой невозможны без гармоничных отношений между людьми.
  4. В нашей группе после участия в туристическом походе, произошли заметные изменения: одну из тем классных часов, по нашей просьбе, классный руководитель  посвятил экологическим проблемам нашего города; к существующим в нашем колледже субботникам по уборке территории, ребята второго курса стали относится более ответственно.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на районное методическое объединение учителей физической культуры "Патриотическое и нравственное воспитание на уроках физической культуры"

Патриотическое воспитание в нашей школе, являясь одним из направлений воспитательной работы, представляет собой организованный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику у...

Статья "Роль предмета химии в экологическом воспитании школьников"

В данной статье рассказывается о возможности применения экологического аспекта на уроках химии....

Статья "ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА "

Статья "ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА " в сборинике НПК "Актуальные вопросы экологического образования и охраны окружающей среды". ...

Экологическое воспитание студентов

Формированию экологической нравственности и мировоззрения мешает представление о том, что человечество в своей хозяйственной деятельности ещё не перешло границ экологически дозволенных пределов....

Программа Гражданско-патриотического воспитания студентов колледжа

Программа Гражданско-патриотического воспитания студентов колледжа...

Проект «Организация культурно-просветительной деятельности, направленной на гражданское и патриотическое воспитание студентов колледжа «Царицыно»

В колледже «Царицыно» патриотическое воспитание — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у обучающихся  высокого патриотического сознания, чувства в...

Методические принципы и особенности физического воспитания студентов колледжа

Методические принципы и особенности физического воспитания студентов колледжа ГБПОУ МО «Раменский колледж»Шабанов Илья Игоревич, преподаватель/руководитель физического воспитания...