Экологическое воспитание и образование студентов в колледже
методическая разработка по экологии (11 класс) на тему

Набиуллина Флорида Загидулловна

             Экологическое воспитание и образование подростков – актуальная проблема нашего времени. Только экологическое мировоззрение и культура современного человека смогут вывести планету и человечество из катастрофического состояния, в котором они сегодня находятся. Формирование экологической культуры студенческой молодежи – сложный и длительный социально-педагогический процесс. В условиях образовательных учреждений он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но и на развитие мышления, формирования активной жизненной позиции, совершенствование деятельности по защите и улучшению качества окружающей природной среды.     Экологическое воспитание значимо с позиций личностного развития каждого человека, поэтому правильно организованное, систематическое воспитание, осуществляемое под руководством людей, обладающих экологической культурой, обязательно окажет интенсивное влияние на ум, чувства, волю.
Сегодня нет ни одного человека, который бы не слышал о таких понятиях как «экология», «охрана окружающей среды», «экологические проблемы».

«Экология и мир» – эти два слова стали своеобразными символами сегодняшнего дня, укоренившись в лексике многих народов. Сегодняшний прогресс усиливает воздействие человеческого общества на природу, с одной стороны,  и способствует развитию природоохранной деятельности, с другой. Поэтому актуальным становится развитие такой грани личностного развития подростка, как экологическая воспитанность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zkologicheskaya_rabota.docx40.78 КБ

Предварительный просмотр:

                                            ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

                                                       ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЯНАО

                                            «ТАРКО-САЛИНСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Материал для выступления на педагогических чтениях по теме:

«Экологическое воспитание и образование студентов в колледже»

                                                                             

                             

                                                                                   Разработала:

                                                                                 Набиуллина Флорида Загидулловна

                                                      преподаватель  химии, биологии, экологии

                                                                                  высшая квалификационная категория

                                                                  Тарко-Сале

Экологическое воспитание и образование студентов в

ГБПОУ ЯНАО «Тарко-Салинский профессиональный колледж»

                                                                                               

 Если наше поколение не сделает невозможного,                                                                                                                                                            нас  ожидает немыслимое.

                                                                                                                      Петра Келли

 Экологическое воспитание и образование подростков – актуальная проблема нашего времени. Только экологическое мировоззрение и культура современного человека смогут вывести планету и человечество из катастрофического состояния, в котором они сегодня находятся. Формирование экологической культуры студенческой молодежи – сложный и длительный социально-педагогический процесс. В условиях образовательных учреждений он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но и на развитие мышления, формирования активной жизненной позиции, совершенствование деятельности по защите и улучшению качества окружающей природной среды.     Экологическое воспитание значимо с позиций личностного развития каждого человека, поэтому правильно организованное, систематическое воспитание, осуществляемое под руководством людей, обладающих экологической культурой, обязательно окажет интенсивное влияние на ум, чувства, волю. 
Сегодня нет ни одного человека, который бы не слышал о таких понятиях как «экология», «охрана окружающей среды», «экологические проблемы».

«Экология и мир» – эти два слова стали своеобразными символами сегодняшнего дня, укоренившись в лексике многих народов. Сегодняшний прогресс усиливает воздействие человеческого общества на природу, с одной стороны,  и способствует развитию природоохранной деятельности, с другой. Поэтому актуальным становится развитие такой грани личностного развития подростка, как экологическая воспитанность.

Формирование экологической воспитанности - это процесс приобщения учащихся к соучастию в решении  проблем охраны окружающей среды через творческие дела экологической направленности.

Экологическое воспитание призвано формировать отношение к природе как к общечеловеческой ценности. Оно основано на понимании того, что каждый человек должен принять посильное участие в предотвращении возникновения экологических проблем. Оно призвано способствовать развитию у подростков ценностного отношения к природе, окружающим людям и себе как части природы.

Цель экологического воспитания:  формирование нравственных принципов экологической культуры обучающихся в процессе изучения учебных дисциплин и во внеклассной работе.

Формирование экологического воспитания связано с реализацией следующих задач:

1. Развитие творческой, инициативной личности, заботящейся о сохранении окружающей среды;

2. Воспитание любви к родине;

3. Формирование гражданской активности путем привлечения молодежи к охране окружающей среды;

4. Формирование у обучающихся ориентации на продолжение образования путем самообразования и самовоспитания, саморазвития и самосовершенствования;

5. Углубление знаний нормативно правовых документов, обеспечивающих конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду;

6. Активизация бережного, этического отношения к окружающей среде;

7. Воспитание  ответственности за природу, за все компоненты растительного и животного мира.

В нашем колледже сформирована  целостная система формирования экологической культуры студентов. Актуальность и целесообразность мероприятий, направленных на воспитание экологической культуры, отражены в целях и задачах образовательной организации. Экологическое направление отражено  в таких локальных актах как Программа развития образовательной организации, План воспитательной работы. Деятельность по экологическому воспитанию студентов в колледже  основано  на взаимодействии всех участников образовательного процесса: администрации, педагогических работников, активизация самого студенческого коллектива, привлечение психологов и социальной службы колледжа, взаимодействие с родителями, а также сотрудничество с ведомствами и организациями, ведущими   природоохранную деятельность.

 Для реализации поставленных задач в колледже предусмотрено изучение следующих дисциплин «Экология», «Экологические основы природопользования». Целью развития экологического образования в  колледже является расширение практических навыков экологической грамотности студентов.Дисциплина ведется для студентов I курса в объеме 36 часов,  количество первокурсников в этом учебном году 150 человек.

Для реализации целей экологического воспитания в колледже ведутся следующие формы работы:

1. Предметная работа по экологии в колледже представлена, прежде всего, учебной дисциплиной «Экология», преподается   для студентов I курса количество студентов 150 человек. Дисциплина изучается   по учебнику «Экология».  Рабочая программа учебной дисциплины «Экология» составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта. Кроме того, экологизировано и изучение дисциплин  профессионального образования, в зависимости от специфики осваиваемых профессий или специальностей СПО.  

2. Межпредметная форма - основана на экологическом содержании занятий и подразумевает практическую реализацию принципа интеграции – внедрение экологического образования на занятиях общеобразовательных дисциплин: биологии, химии, физики, математики, литературы, ОБЖ, географии. Экологические компоненты находят свое отражение при изучении следующих тем, например, по географии «Географические аспекты глобальных проблем», «Современные глобальные проблемы». Современный урок  должен  иметь не только обучающий, но и    воспитывающий потенциал.  Найти  возможность экологического воспитания можно на занятиях  литературы посредством художественных произведений.  Одним из  таких произведений  является «Прощание с Матерой»  Валентина Распутина. Повесть о том,  каковы могут быть последствия  научно-технического прогресса и чем грозит вмешательство человека в законы природы?   Таким образом, преподаватель решает  задачи экологического воспитания -  формирование у студентов  умения сопереживать всему живому: растениям, птицам, животным, человеку

3. При изучении дисциплины профессионального модуля «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» подробно рассматриваются экологические свойства автомобильных эксплуатационных материалов, изучаются экологические аспекты всех видов транспорта, экологические свойства топлив и смазочных материалов, мероприятия по улучшению экологических характеристик различных видов топлива.

4. Внеурочная деятельность  - основана на различных формах внеурочной воспитательной деятельности:

Тематические классные часы по темам затрагивающим проблемы экологии и здорового образа жизни («Чернобыль – атомная трагедия ХХ века», о влиянии радиации на организм людей, «Экология и здоровый образ жизни».

5. Чтобы подготовить экологически грамотной молодежи, воспитать активную гражданскую позицию, не достаточно изучения теории. Важной частью учебы и воспитания является привлечение студентов к решению тех проблем, которые являются актуальными для нашего города. Исследовательская деятельность - основана на экологических исследованиях по оценке состояния окружающей среды При проведении научных исследований я активно применяю технологию проблемного обучения

Проблемное обучение в целом способствует эффективному развитию интеллектуальной сферы студентов, адаптивных качеств личности, необходимых для самоопределения в обществе и осознанного выбора путей реализации перспектив своего развития. Проблемное обучение направлено на развитие творческих способностей студентов, их учебной и научно-поисковой активности.  Я выступаю в роли консультанта  и являюсь организатором его самостоятельного учебного познания, а также соучастником в поиске решения проблем.  На основе исследовательских работ  принимаем активное участие  в Районной научно-практической конференции «Я намечаю путь к открытию…»  Таким образом, студентами колледжа подготовлены и рассмотрены следующие темы проектной исследовательской деятельности: «Исследование и оценка экологического состояния города Тарко-Сале. Составление  экологической  карты», автор   Гужбина Валерия (2014-2015 уч.год, I место)

 «Бродячие собаки в городе Тарко-Сале и его окрестностях», автор Вехова Анастасия (2015-2016 уч.год, I место)

«Исследование причин снижения численности сиговых рыб на Ямале», автор  Антропов Данил (2016-2017 уч.год, I место, работа направлена на Окружную научно-практическую конференцию «Ступень в будущее»).

 Кроме технологии проектного обучения, я в своей педагогической деятельности применяю седующие технологии:

Проектные технологии.

Данный метод, ориентирован на обобщение знаний учащихся и на приобретение новых знаний путём самообразования. Активное включение учащихся в создание проектов даёт им возможность осваивать новые способы деятельности. Занимаясь проектом, активизируется познавательная деятельность, развивается творческое мышление. Проектный метод, в свою очередь, помогает развить творческий потенциал, навыки работы в группе, а также сформировать навыки работы с различными источниками информации.

Технология личностно-ориентированного обучения

Личностно-ориентированное обучение обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных способностей, опираясь на его способности, склонности, интересы и ценностные ориентации.

Используя технологии личностно-ориентированного подхода, можно полнее учитывать возможности и интересы ребенка, стимулировать его познавательные способности, тем самым, увеличивая мотивацию учения. Принцип личностно-ориентированного обучения предполагает обучение доверительное, открытое, требующее от преподавателя вступать в диалог и поддерживать его, слушая и проникая в личностный смысл высказывания ученика.

Здоровьесберегающие технологии

Технологии здоровьесбережения позволяют решить не только основную задачу, стоящую перед ними, но также могут быть использованы как средство повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности учащихся.

6. Также принимаем участие в экологических конкурсах и олимпиадах. Студенты традиционно ежегодно выступают на  Международной олимпиаде по основам наук, по предмету «Биология», став победителями. В 2016-2017 учебном году за участие на Олимпиаде 6 студентов на финальном этапе стали Дипломантами I степени и награждены Медалями победителя и Дипломами «За решение сложных задач».

          В колледже на протяжении многих лет работают над проблемой практического применения экологических знаний. Основная деятельность осуществляется на практических занятиях по экологии, когда у учащихся появляется возможность применить полученные во время занятий знания и навыки.

         Диагностика экологической воспитанности личности является важным звеном в оценке подготовленности учащегося к самостоятельной жизни, в том числе к профессиональной деятельности, и должна проводиться на всех этапах системы непрерывного образования.

7. Социальное партнерство. Нашими партнерами являются, прежде всего природоохранные ведомства района, библиотеки города. А также при выполнении научно-исследовательских работ, студенты активно сотрудничали:

1.    Управление Агропромышленного комплекса Пуровского района

2.   Совхоз «Верхнепуровский

3.   ООО «Пур-рыба»

4.  Сельскохозяйственные общины: «Харампуровская», «Пяко-Пуровская»,  «Еты-Яля»,  «Ича»

5.   Управление природно-ресурсного регулирования Администрации Пуровского района

6.   ГИБДД

7.   Центральная районная больница

8.   Полигон бытовых отходов

9.   Санэпидстанция

10. Охотхозяйство и т.д.

Результатом моей деятельности является привлечение студентов к различным мероприятиям. Я считаю, что все вышеперечисленные образовательные технологии, применяемые мною в учебно-воспитательном процессе, способствуют формированию основных компетентностей студентов , их адаптации обучения в колледже:

Выводы:

Таким образом, экологическое воспитание оказывает влияние на все стороны личности, ее представления о научной картине мира, формирует бережное отношение к окружающей среде и своему здоровью. Комплексный подход в образовательной деятельности и семейное воспитание способствуют формированию экологически грамотной современной личности студента.

Среди многих социальных партнеров мы считаем библиотеки первыми помощниками в распространении экологической информации, и поэтому БИЦ «Грань» организовал конкурс среди библиотек города на лучшую организацию и проведение «Экологической недели» с тем, чтобы выявить и распространить передовой опыт библиотек по разработке и реализации комплексных эколого-ориентированных образовательных программ с различными целевыми аудиториями городского населения. Конкурс вызвал большой интерес среди библиотек города. После посещения членами комиссии открытого мероприятия и рассмотрения предоставленных на конкурс ресурсных папок призовые места получили Филиал №20 МУ ЦБС г. Улан-Удэ (директор Т.В. Федорова); вторая премия - Бурятская государственная детская библиотека им. Б. Абидуева (директор А.А. Сенотрусова); третья премия - Государственная юношеская библиотека РБ им. Д. Батожабая (директор Р.А. Краснова).

В нашем колледже сформирована  целостная система формирования экологической культуры студентов. Актуальность и целесообразность мероприятий, направленных на воспитание экологической культуры студентов, отражены в целях и задачах образовательной организации. Экологическое направление отражено  в таких локальных актах как Программа развития образовательной организации, План воспитательной работы.  

Образовательная деятельность по экологии в колледже представлена, прежде всего, учебной дисциплиной «Экология», задачи курса: овладение экологическими знаниями, необходимыми как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности; умение критически оценивать деятельность человека. Преподается   для студентов I курса количество студентов 150 человек. Дисциплина изучается   по учебнику «Экология», . ,преподаватель Набиуллина Ф.З., высшая квалификационная категория. Рабочая программа учебной дисциплины «Экология» составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта. Кроме того, экологизировано и изучение дисциплин  профессионального образования, в зависимости от специфики осваиваемых профессий или специальностей СПО.  

Современный урок  должен  иметь не только обучающий, но и    воспитывающий потенциал.  Найти  возможность экологического воспитания можно на любом занятии.  На занятиях по литературе посредством художественных произведений.  Одним из  таких произведений  является «Прощание с Матерой»  Валентина Распутина. Повесть о том,  каковы будут последствия  научно-технического прогресса и чем грозит вмешательство человека в законы природы?   Таким образом, преподаватель решает  задачи экологического воспитания -  формирование у студентов  умения сопереживать всему живому: растениям, птицам, животным, человеку

 Приоритетной  формой  работы со студентами на занятиях и во внеурочное время в моей практике является организация научно-исследовательской деятельности студентов. Я считаю, что научно-исследовательская деятельность является одним из инструментов в реализации экологического просвещения и воспитания студентов.

               К исследовательской деятельности самих студентов привлекает любознательность, интерес к поиску новых неизвестных данных. Немаловажное значение имеет престижность - участие в таком мероприятии повышает авторитет  в среде студентов.

Сегодня возрастает социальная значимость научно-исследовательских работ школьников в области экологии. И это не случайно, так как сегодня в современном мире остро стоит проблема взаимоотношений человека и природы.

В настоящее время исследовательская работа учащихся становится актуальной деятельностью внеучебного процесса. При правильной организации исследовательской работы у учащихся развиваются аналитические способности, потребность в творческой деятельности, расширяется кругозор, учащиеся овладевают навыками исследовательской работы, принципами научного познания окружающей среды, осуществляется воспитание у них целостного экологического сознания, углубление знаний о природе родного края.

Таким образом, исследовательская деятельность, как никакая другая деятельность, формирует у учащегося качества, необходимые для профессиональной карьеры и социальной адаптации независимо от выбора будущей профессии.

В нашем колледже исследовательские работы представляются студентами на традиционной ежегодной научно-практической конференции «Я намечаю путь к открытию…»,  которая привязана к окружной конференции «Ступень в будущее». Положение о конференции присылается  с окружного Департамента образования.

    Под моим руководством подготовлены три научно-исследовательские работы, посвященные изучению экологических проблем  города Тарко-Сале, сохранению биологического разнообразия Ямала.  Исследовательская работа, выполненная в 2017 году по теме «Проблема снижения численности сиговых рыб на Ямале» по сохранению биологического разнообразия,  посвящена Году Экологии в России. Автор Антропов Данил,  cтудент II курса. Работа заняла I место и согласно Положения направлена для участия в региональном этапе конференции  «Ступень в будущее».

                                                               

Выводы:

Таким образом, экологическое воспитание оказывает влияние на все стороны личности, ее представления о научной картине мира, формирует бережное отношение к окружающей среде и своему здоровью. Комплексный подход в образовательной деятельности и семейное воспитание способствуют формированию экологически грамотной современной личности студента.

                                                                             

                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание и образование в МКОУ Барлукская СОШ

Обобщение опыта работы по проблеме "Экологическое воспитание и образование в МКОУ Барлукская СОШ"...

Статья "Интеграция гуманитарного и экологического воспитания и образования. ( Из опыта работы)

Материал дает возможность познакомиться с опытом работы по гуманитарному и экологическому образованию учащихся....

Статья "Интеграция гуманитарного и экологического воспитания и образования. ( Из опыта работы)

Материал дает возможность познакомиться с опытом работы по гуманитарному и экологическому образованию учащихся....

Программа по экологическому воспитанию и образованию для детей младшего и среднего школьного возраста.

     Программа по экологии призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре со...

Методическое пособие по теме "Экологическое воспитание и образование обучающихся коррекционной школы VIII вида"

Формирование экологической культуры и образоавнности обучающихся коррекционных школ становится актуальным, поскольку элементарная неграмотность учеников, и общества в целом, в экологических вопрсах гу...

Конспект доклада "Экологическое воспитание и образование обучающихся с ментальными нарушениями".

Формирование экологической культуры учащихся в процессе проектной деятельности по темам: "Заповедники России", "Экология окружающей среды"....