Экология среды обитания человека. Элективный курс для учащихся 9 классов.
элективный курс по экологии (9 класс) на тему

Ирина Алексеевна Чихачёва

Курс является логическим продолжением РНК (краевой интегрированный курс биологии, географии и экологии), который  изучается  с 5 по 8 класс. Это межпредметный ориентированный курс по экологии, биологии, химии. Здоровая экология среды обитания человека связана с рациональным расположением промышленной, жилой, коммунальной, природной зон. Населённое место должно быть привлекательным благодаря чистоте, красоте архитектурных ансамблей, отличаться безопасностью транспорта, снабжаться чистой водой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya_sredy_obitaniya.doc175.5 КБ

Предварительный просмотр:

                     

 «Экология среды обитания человека»

                 Вид элективного курса: межпредметный

                                                                         (ориентированный)

                                   

                                  класс: 9

                                  Автор:  учитель  химии

                                              Чихачёва Ирина Алексеевна

                     

                 

                                     г. Ачинск

                                                  2014 г.

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Экология среды обитания человека»

(34 часа)

по элективному курсу М Высоцкой  «Мир, в котором я живу»

Пояснительная записка

Человечество широко расселилось по планете, создавая разнообразные населённые пункты. Здоровая экология среды обитания человека связана с рациональным расположением промышленной, жилой, коммунальной, природной зон. Населённое место должно быть привлекательным благодаря чистоте, красоте архитектурных ансамблей, отличаться безопасностью транспорта, снабжаться чистой водой. Каждый житель населённого пункта должен проявлять заботу о создании эстетически привлекательной и гигиенически здоровой среды жизни.

Здоровье человека во многом зависит от состояния среды помещения, в котором он проводит большую часть времени. Синтетические отделочные материалы и бытовые предметы в жилом помещении выделяют газы, изменяющие состав воздуха. Оздоровление современного жилища и создание благоприятной предметно-вещной среды требуют от человека соблюдения определённых правил. Научно-технический прогресс обуславливает появление на производстве всё новых профессионально-производственных вредных факторов и опасностей. Особенности микроклимата. Освещенность, различные виды излучений. Химические вещества могут вызвать появление профессиональных заболеваний и многосторонних нарушений в деятельности организма.

Во всех этих вопросах современный выпускник должен хорошо разбираться. Должен понимать важность и значимость экологической составляющей в едином комплексе всех условий его места работы, отдыха, проживания. Поможет ему в приобретении этих компетенций курс по выбору «Экология среды обитания человека». Курс является логическим продолжением РНК (краевой интегрированный курс биологии, географии и экологии), который  изучается  с 5 по 8 класс. Это межпредметный ориентированный курс по экологии, биологии, химии.

Цели курса:

– формирование представления о взаимосвязи состояния здоровья человека и среды его обитания.

Задачи курса:

– научиться выявлять наиболее актуальные для среды обитания современного человека проблемы;

– ознакомиться с методиками получения качественных и количественных показателей экологического состояния среды жизни человека;

– формировать у учащихся умения, навыки, и способы деятельности для решения практически важных задач по решению экологических проблем своей среды обитания;

– помочь использовать полученные знания для прогнозирования дальнейших изменений среды обитания человека и проектирования решения экологических проблем своего поселения.

Данный курс относится к межпредметным ориентированным курсам. Он продолжает экологическое образование полученное учащимися на уроках РНК, биологии, химии.  Курс включает несколько блоков тем, на основе которых составлено следующее планирование.

 Знания, приобретённые в процессе изучения данного курса:

– об особенностях городской среды;

– о классификации отходов и способах избавления от них;

– о влиянии городских свалок на здоровье человека;

– об экологических проблемах, связанных с автотранспортом и путях их решения;

– об особенностях квартиры как экосистемы;

– о производственной среде и профессиональных заболеваниях, связанных с ней.

 Умения, сформированные на основе приобретённых знаний:

– разрабатывать проекты озеленения города, школьного двора, жилого дома;

– использовать предметы бытового мусора для изготовления полезных вещей;

– производить расчётную оценку количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта;

– проводить исследование собственной квартиры на её соответствие экологическим нормативам;

– выявлять экологически опасные вещества в производственной среде и факторы их воздействия на среду обитания человека;

– представлять результаты работы в виде сводных таблиц, планов, проектов, презентаций, фотоальбомов и т. д.

Программа  элективного курса предназначена для учащихся 9 классов, рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) и реализуется в течение года.

     Данный курс обеспечен наличием в фонде библиотеки специальной литературы, дополнительной литературы в виде распечаток из методического пособия (О.С.Аранская, И.В.Бурая «Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии» М. «Вентана-Граф» 2008)».

     Учащиеся могут выполнить любые три вида работ, названных ниже (кроме лабораторных работ, которые являются обязательными). При этом самостоятельно выбирают:

  • тему исследования
  • тему проекта
  • литературу, с помощью которой они будут готовить собственные работы.

     Мониторинговые исследования результативности преподавания элективного курса осуществляются:
- через анкетирование школьников, целью которого является анализ уровня удовлетворенности школьников элективными занятиями;
- результаты участия школьников в семинарах, конференциях, конкурсах и пр.

   Для учета достижений обучающихся, достигнутых при изучении элективного курса, используется промежуточный и итоговый контроль.

Промежуточный контроль осуществляется в виде защиты сообщений (рефератов),  выполнения практических работ, тематических (итоговых) тестов в конце изучения каждого блока (темы).

Итоговый контроль осуществляется зачётной работой, презентацией проекта или исследования на конференции (итоговом семинаре).

     

     Критерии успешности.

Ученик получает зачёт (оценка не ниже «4») при условии:

• выполнения не менее трех обязательных работ, предоставленных в установленный срок, в предложенной учителем форме с соблюдением стандартных требований к их оформлению;

• дополнительные баллы выставляются за  любые из названных ниже дополнительных условий:

− инициативно качественно выполненное задание помимо обязательных;

− инициативную публичную презентацию своей работы (проекта) в школе или за ее пределами (конкурс, смотр, публикации и т. д.).

     Динамика интереса к курсу фиксируется:

• анкетированием на первом и последнем занятии;

• собеседованием в процессе работы;

• промежуточный контроль в форме защиты сообщений (рефератов),  выполнения практических работ, тематических (итоговых) тестов.

Завершается изучение курса итоговым занятием (выступлением на  конференции).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование

тем курса

Всего часов

В том числе

Форма проведения

Образовательный продукт

лекция

практика

семинар

1

Введение

1

1

– презентация

– анкетирование

2

Поселение как среда жизни.

5

2

2

1

– лекция

– практическая работа №1

– Отчёт по практической работе № 1

– Отчёт по практической работе № 2

– Сообщения по теме семинара

– Тест

2-1

– Городской ландшафт и его зоны.

2

1

1

2-2

– Проблема бытового мусора.

2

1

1

– лекция

– практическая работа №2

– семинар

– тестирование

2-3

– Проблема эксплуатации автомобилей

1

1

3

Экология квартиры

16

3,4

8,6

4

– лекция

– презентация

– практическая работа № 3

– Отчёт по практической работе № 3

– Отчёт по практической работе № 4

– Проект спальной комнаты

– Отчёт по практической работе № 5

– Сообщения по теме семинара, презентации

– Отчёт по практической работе № 6

– Отчёт по практической работе № 7

– Отчёт по практической работе № 8

– Сообщения по теме семинара, презентации

– Тест

3-1

– Строительные и отделочные материалы.

2

0,6

1,4

3-2

– Интерьер.

2

0,6

1,4

– практическая работа № 4

3-3

– Микроклимат жилища.

2

0,6

1,4

– творческая работа

– практическая работа № 5

3-4

– Растения и животные.

2

2

– семинар

– практическая работа № 6

3-5

– Препараты бытовой химии, их безопасное использование.

2

0,6

1,4

3-6

– Состав и качество питьевой воды.

2

2

– практическая работа № 7

3-7

– Компьютеры и здоровье

2

1

1

– практическая работа № 8

3-8

– Семинар по теме «Экология квартиры»

2

2

– семинар

– тестирова-

ние

4

Производственная среда и профессиональные заболевания.

10

3,6

5,4

– лекция

– презентация

– Конспект

– Отчёт по практической работе № 9

– Отчёт по практической работе № 10

– Отчёт по практической работе № 11

– Отчёт по практической работе № 12

– Сообщения по теме семинара, презентации

– Тест

4-1

– Метеорологические условия производства.

2

2

4-2

−Ионизирующие и электромагнитные излучения.

2

1

1

– практическая работа № 9

4-3

– Анализ токсических веществ

– Воздействие токсических веществ на организм человека

2

2

– практическая работа № 10

– практическая работа № 11

4-4

– Плюсы и минусы биотехнологических процессов

2

0,6

1,4

– практическая работа № 12

4-5

– Семинар по теме «Производственная среда и профессиональные заболевания»

2

2

– семинар

– тестирование

5

Итоговое занятие

2

2

– конференция (итоговый семинар)

– Проект или исследование (защита, презентация, доклад)

Методические рекомендации

1. Основные содержательные компоненты:

Введение (1ч)

Среда обитания человека. Здоровая экология среды обитания человека. Связь с рациональным расположением промышленной, жилой, коммунальной, природной зон. Привлекательность населённого места благодаря чистоте, красоте архитектурных ансамблей, безопасности транспорта, снабжению чистой водой. Проявление жителями заботы о создании эстетически привлекательной и гигиенически здоровой среды жизни.

Поселение как среда жизни (5ч)

– Городской ландшафт и его зоны. Городская среда – сложное образование, продукт взаимодействия природы и человеческой деятельности.  Городской среды, её основные компоненты и факторы, влияющие на них.  Урбанизация, её плюсы и минусы.  Город и компоненты природной среды – атмосфера, растительность, подземные воды, грунт, климат.

– Проблема бытового мусора. Причин увеличения количества мусора. Главные составляющие ТБО – бумага, стекло, органические остатки (пищевые и садовые отходы), пластмассы, ткани, металлические предметы. Основные варианты обращения ТБО.

– Проблема эксплуатации автомобилей. Биосфера и автомобильный транспорт. «Вклад» автомобильного транспорта в загрязнение атмосферы регионов России. Содержание дорог требует очень больших затрат энергии.

Практическая работа №1 «Проектирование ландшафта школьного участка» или (по выбору учащегося) «Изучение особенностей восприятия различных районов нашего города»

Практическая работа №2 «Классификация бытового мусора по группе факторов».

Экология квартиры (16 ч)

– Строительные и отделочные материалы. Экологически грязные дома – это реальный факт, от которого страдает множество людей.

Строительные материалы и здоровье. Новые строительные материалы: прессованные плиты на синтетических смолах, пластик, искусственные ковровые покрытия.

– Интерьер. Значение правильно сформированного жилого интерьера, размещение мебели и предметов обихода, освещение, цветовая гамма, текстуры отделочных материалов, то есть дизайн в целом.

– Микроклимат жилища. Формирование микроклимата помещения в зависимости от: свойств стройматериалов, особенностей планировки помещений, климатических условий местности, режимов работы вентиляции, отопления и т. п.  Факторы, влияющие на формирование микроклимата помещений

– Растения и животные. Роль растения в квартире: эстетическая, гигиеническая, бактерицидная, увлажняющая атмосферу. Фитодизайн – наука помогающая создать, красивый интерьер, используя различные комнатные растения.

Фауна квартиры. Домашние животные и правила их содержания. Причин широкого распространения вредных бытовых животных. Проблема борьбы с вредными бытовыми животными. Опасные обитатели квартир.

– Препараты бытовой химии, их безопасное использование. Классификация и области применения препаратов бытовой химии. Меры предосторожности при использовании препаратов бытовой химии.

– Состав и качество питьевой воды. Суточный обмен воды в организме человека. Зависимость от качества питьевой воды состояние человека, его здоровье и работоспособность. 5-балльная шкала оценки интенсивности запаха и привкуса питьевой воды. Методика исследования качества питьевой воды в квартире. Способы очистки питьевой воды от примесей. – Компьютеры и здоровье. Персональные компьютеры определённым образом загрязняют окружающую среду, и это одна из наиболее важных сейчас проблем. Компьютеры являются источниками неионизирующего электромагнитного излучения – НЭМИ. Влияние ЭМИ на органы и системы органов  детей и взрослых. Санитарные нормы продолжительности непрерывной работы взрослого пользователя ПК и ребёнка.

 Практическая работа №3 «Анализ строительных материалов на физическое и химическое воздействие».

Практическая работа №4 «Проектирование интерьера своей (классной) комнаты».

Практическая работа №5 «Определение состава и влажности воздуха».

Практическая работа №6 «Определение рН среды средств бытовой химии».

Практическая работа №7 «Мониторинг качества питьевой воды».

Практическая работа №8 «Исследования силы электромагнитных свойств различных бытовых приборов».  

Производственная среда и профессиональные заболевания (10 ч)

– Метеорологические условия производства. Научно-технический прогресс в производстве и значение использования крайних физических и технических параметров сверхвысоких и сверхнизких температур, сверхзвуковых скоростей и сверхбыстрых компьютерных систем, глубокого вакуума и высокого давления, инфра- и ультразвука, ионизирующего и неионизирующего (лазерного и других) излучения, особо активных химических веществ и соединений. Появление на предприятиях новых профессионально-производственных вредностей и опасностей. Неблагоприятные воздействия производственной среды и их природа.

– Ионизирующие и электромагнитные излучения. Воздействию различных видов ионизирующего и неионизирующего излучения на людей в условиях производства и медицинских учреждений. Классификация излучения. Неблагоприятные последствия излучения. Излучение причина профессиональных заболеваний.

– Воздействие токсических веществ. Классификация токсических веществ. Проявление токсических свойств веществами в различных отраслях промышленности и быту. Производственные яды. Острое и хроническое  профессиональное отравление.

Меры борьбы с профессиональными отравлениями. Профилактике отравлений.

– Плюсы и минусы биотехнологических процессов. Проблема загрязнения производственной и окружающей среды белками и другими веществами, действующими на иммунную систему человека. Условие безопасности развития биотехнологического производства. Действие вредных условий труда  на организм женщин.

Практическая работа №9 «Классификация ионизирующего излучения по его влиянию на организм человека».

Практическая работа №10 «Определение кислотности и токсичности осадков, выпадающих в зонах загрязнения».

Практическая работа №11 «Классификация токсических веществ по их влиянию на организм человека».

Практическая работа №12 «Анализ биотехнологических процессов на предприятиях города Ачинска (например: уровень шума, запылённости в цехах АГК)».

Конференция (2ч)

Презентация проектов и исследовательских работ. Защита докладов, рефератов. Рецензирование работ. Итоговое тестирование.

2. Описание приёмов и средств организации

учебно-воспитательного процесса

Лекции, беседы, семинары, индивидуальная и групповая работа, работа в парах.

Практическая работа; работа с различными видами литературы; тестирование.

Написание рефератов, создание презентаций, проектов и их защита.

3. Дидактические материалы

  1. Распечатки (электронная форма) практических работ с необходимыми рисунками, фотографиями, схемами, таблицами.
  2. Лабораторное оборудование, материалы и реактивы, необходимые для проведения практических работ. Виртуальные лабораторные работы.
  3. Теоретический материал курса с вопросами и заданиями для работы (в распечатанном или электронном виде).

Предлагаемые темы рефератов, исследовательских работ и проектов:

  1.  «Мой дом – моя газовая камера».
  2. Влияния автотранспорта на состояние окружающей среды г.Ачинска.
  3. Аномалии воды.
  4. «Белизна» во всех делах годна.
  5. Влияние культуры знаний на экологическую ситуацию в городе.
  6. Влияние заводов на экологию нашего города.
  7. Действие тяжёлых металлов на организм человека.
  8. Мыло и синтетические моющие средства.
  9. Мыльная опера «Блеск и сила здоровых волос».
  10.  Домашняя аптечка.
  11.  «Воздух – неисчерпаемое сырьё».
  12.  Снег – индикатор чистоты воздуха.
  13.  Специфические факторы риска онкозаболеваний.
  14.  Таинственный мир духов.
  15.  Компьютер – плюсы и минусы.
  16.  Комната моей мечты.
  17.  Фитонциды – друзья или враги.
  18.  Домашний питомец – друг или игрушка.
  19.  Значение комнатных растений для человека.
  20.  Я выбираю чайник.
  21.  «Шагни за порог» - состояние окружающей среды городских улиц.

Литература для учителя

1. Алексеев, С. В., Груздева, Н. В. Практикум по экологии. – АО «МДС», 1996.

2. Ашихмина, Ю. Е., Школьный экологический мониторинг. – М.: «Агар»,    2000.

3. Кузнецов, В. Н. Экология дома // Биология 1 сентября: газ. – 1990. – № 31.

4. Самкова, В. А. Экологический практикум «Город, в котором я живу» // Биология в школе: журнал. – 2001. – № 5, 7.

5.  Элективные курсы: химия, биология, география, экология. – издательство «Учитель», www.uchitel-izd.ru

Дополнительная литература для учителя

  1. Ерёмина, О. А., Экология и здоровье: викторина для 10-х классов // Биология 1 сентября: газ. – 2001. – № 7.
  2.  Миркин, Б. М., Наумова, Л. Г. Город без отходов // Биология в школе: журнал. – 2005. – № 3.
  3.  Пономарёва, О. Н. Методические рекомендации учебнику экологии // Биология в школе: журнал. – 2003. – № 1.
  4. Самкова, В. А., Прутченков, А. С. Экологический бумеранг: практические занятия для учащихся 9–10 классов. – М.: Новая школа, 1996.
  5.  Фёдорова, М. Комнатные лекарственные растения // Биология 1 сентября: газ. – 2001. – № 42.

Литература для учащихся

  1. Алексеев, С. В. Экология: учебное пособие для 10–11 классов средней школы. – СПб.: СМИО ПРЕСС, 1999.
  2. Миркин, Б. М., Наумова, Л. Г. Экология России. – М.: АО МДС, 1996.

Дополнительная литература для учащихся

1. Величковский, Б. Т., Кирпичев, В. И., Суравегина, И. Т. Здоровье человека и окружающая среда: учебное пособие. – М.: «Новая школа», 1997.

2. Мансурова, С. Е., Кокуева, Г. Н. Следим за окружающей средой нашего города: школьный практикум. – М.: Владос, 2001.

3. Энциклопедия комнатного цветоводства. – М.: Колос, 1993.

4. Экология. Город. Здоровье. Азбука экологической безопасности. – Волгоград: Центр экологического обучения, 2001

Приложение 1.

Термины

Населённый пункт, функциональная зона, комфортные условия, жилое помещение, ионизированный воздух, полимерные материалы, предметно-вещная среда, тепловой режим, «синдром нездорового помещения, вредные  условия труда, микроклимат, условия освещённости, излучения, токсические вещества, профессиональные заболевания.

Контрольно-измерительные материалы

Примерные темы проектов и исследовательских работ:

  • Вторая жизнь ненужных вещей.
  • Моя будущая квартира.
  • Квартира глазами эколога.
  • Как избавиться от «синдрома нездорового помещения»?
  • Растения в интерьере экологически чистой квартиры.

Примерные вопросы для семинара по теме «Производственная среда и профессиональные заболевания»:

1.        Почему в наши дни так велика опасность развития профессиональных заболеваний?

2.        Какие основные факторы на производстве представляют опасность для здоровья людей?

3.        Узнайте и обсудите на занятии условия труда на производстве ваших родителей, знакомых.

4.        Что относится к метеорологическим условиям производства, и как они влияют на здоровье человека?

5.Каким излучениям можно подвергнуться на производствах, и как это может отразиться на здоровье человека?

Примерные вопросы для семинара по теме «Лекарства, средства гигиены, косметика»:

      1. Как вы думаете, безвредно ли бесконтрольное применение лекарств?

      2. Известны ли вам случаи неправильного употребления лекарственных препаратов и их последствия?

      3. Возможно ли, чтобы современный человек не пользовался средствами парфюмерии и косметики?

Приложение 2.

Тема: ГОРОДСКОЙ ЛАНДШАФТ И ЕГО ЗОНЫ

ЦЕЛЬ: 1.   Изучить основные компоненты городской среды и факторы, влияющие на них

            2.   Исследовать особенности восприятия различных районов города его жителями.

            3.   Воспитать активную жизненную позицию.

 

Человек издавна  преобразует природную среду: строит города, заводы, прокладывает дороги. Всё это изменяет природные условия в окружающей среде. Важно научиться  преобразовывать ландшафт так, чтобы он обеспечивал комфортные условия жизни. Посмотрите внимательно на окружающую среду города, в котором вы живёте, с этой точки зрения.

Город представляет собой особый мир, особую среду обитания человека – городскую среду. Городская среда – сложное образование, продукт взаимодействия природы и человеческой деятельности. Изучением городской среды, её основных компонентов и факторов, влияющих на них, истории формирования занимается новая научная область знания – урбоэкология, или экология города. Урбанизация, с одной стороны, улучшает условия жизни населения, с другой – приводит к вытеснению природных, естественных систем искусственными системами, загрязнению окружающей среды (в частности, рек и водоёмов), повышению химической, физической нагрузки на живые организмы. Крупный город изменяет почти все компоненты природной среды – атмосферу, растительность, подземные воды, грунт и даже климат, а также электрическое, магнитное и другие физические поля Земли.

Съёмки из космоса дают сведения о физических полях, возникающих вокруг больших городов, в частности, отражательных (альбедо) и тепловых (температура, свет). Данные о пространственных и временных воздействиях крупных городов на окружающий ландшафт могут и должны быть использованы для городского планирования.

В формировании городского ландшафта как жизненной среды людей учёные выделяют два направления: создание благоприятных санитарно-гигиенических условий и пространственную организацию основных видов деятельности – труда, быта, отдыха. Городская среда должна быть экологически здоровой, удобной для жизни и эстетически выразительной. Город, как и любой населённый пункт, должен иметь разные зоны. Промышленная, или производственная, зона – совокупность территорий, связанных с производственной деятельностью людей. Жилая зона  включает комплекс жилых зданий, детских учреждений с площадками для игр, зелёных внутриквартальных насаждений, спортивных площадок, учреждений культурно-бытового назначения. В коммунально-складской зоне размещаются склады, автобазы, трамвайные, автобусные и троллейбусные парки. Особое место занимает пригородная зона – места кратковременного или длительного отдыха: лесопарки, спортивные базы, пляжи, водные станции, пансионаты, дома отдыха, пионерские лагеря. Населённые пункты не могут существовать без санитарно-технического обеспечения. Оно включает водоснабжение, канализацию, сооружения для обезвреживания отходов, системы очистки промышленных выбросов, сети магазинов, лечебные, учебные, культурно-бытовые и другие учреждения.

В начале прошлого века в России был принят кодекс «благоустройства среды обитания». Тогдашнее фабричное производство развивалось бешеными темпами. В городах начали строить  деревообрабатывающие, металлургические, кожевенные, салотопенные заводы. И власти совместно с архитекторами издали несколько указов, регламентирующих строительство таких предприятий вблизи домов, или усадеб, как тогда говорили. Прежде всего, это касалось салотопенного производства, ужасно вонючего. Эти указы и законы неукоснительно соблюдались при всех изменениях городской планировки и архитектуры. Кстати, ещё Петр I начал формировать градостроительный кодекс. В планировку среды обитания входило всё: где должны быть дома, где церкви, общественные заведения, фабрики. Планировщики, архитекторы подчинялись великому слову – благоустройство. После революции у нас в стране было построено 1600 городов. Сохранилось ли  в градостроительстве понятие «благоустройство среды обитания»? Нет. Его сузили до благоустройства отдельных районов. Да и то речь шла лишь о канализации, водоснабжении, санитарной очистке. Городские же отделы благоустройства жили на птичьих правах. У них не было ни средств, ни влияния. Главные же права были у ведомств, министерств. Вообще-то это было неплохо, когда ведомства брали на себя строительство целых городов – так возникли Воркута, Норильск, Шевченко, Тольятти, – но ведь ведомства и министерства были озабочены, в первую и последнюю очередь, лишь выполнением общегосударственных задач. Благо отдельного человека в расчет принималось постольку - поскольку. Ни о какой экологии города речь всерьёз не шла. Если в ближайшем будущем экологи получат право пусть не первого голоса, но и не последнего, тогда положение сможет измениться в лучшую сторону.

Что это такое – экология города? Это качество среды обитания, оцениваемое по факторам биологической и техногенной природы. Оно не сводится лишь к дыму из заводских труб и автомобильным выхлопам. Экология города – это ещё и свет, и цвет, и эстетическое воздействие. Город можно построить так, что человеку в нём легко дышать, но, в конце концов, он сойдет с ума, потому что за всю жизнь не увидит неба ни из окна своей квартиры, ни по пути на работу. Идеальная квартира – та, из окон которой видны  лишь небо и зелень. Это интуитивно понимают все, недаром же те, у кого есть большие деньги, строят виллы в пригородах.

Сейчас города – «паразиты» биосферы, они не могут обеспечить себя энергией и ресурсами, и в их экосистемах никогда не возникает экологическое равновесие. Но отказаться от городов человечество не может, и потому главная задача экологии – это уменьшить вредное влияние городов на естественные и сельскохозяйственные экосистемы и обеспечить в них условия  для жизни главного звена этой искусственной экосистемы – человека.

Практическая работа «Изучение особенностей восприятия различных районов нашего города».

Различные ландшафты, в том числе и городские, вызывают у человека целую гамму чувств и эмоций. Существует термин, определяющий настроение, которое испытывает человек, пребывая и созерцая приятное ему место, – топофилия. Но ландшафты могут вызывать и чувство страха, страдания, одиночества – топофобные образы. К ним, в первую очередь, относятся территории, преобразованные деятельностью людей, особенно под влиянием промышленных производств, истребления лесов и т. п. В науке существует целое направление, изучающее организацию среды обитания человека в городе, восприятие человеком отдельных элементов городского ландшафта. Как правило, город не однороден по своей структуре. Районы, различные по своему функциональному назначению, отличаются планировкой, характером строений. Это, естественно, оказывает существенное влияние на то, как мы их воспринимаем, какие эмоции, чувства, и настроение они у нас вызывают.

Метод исследования: анкетирование жителей города с последующей статистической обработкой и анализом полученных данных.

П о р я д о к  п р о в е д е н и я  р а б о т ы:

1. На общем плане города отметьте районы, где будет проводиться исследование. Их должно быть не менее трёх.

2. Подготовьте анкеты, включающие пары альтернативных признаков, характеризующих городской ландшафт. Подбирайте их с таким расчётом, чтобы описать как качественные, так и эмоциональные характеристики районов города.

3. Каждый из респондентов должен заполнять анкету самостоятельно, чтобы избежать какого-либо влияния со стороны.

О б р а б о  т к а  р е з у л ь т а т о в:

1. Примите общее количество опрошенных за 100 %.

2. Определите, сколько процентов опрошенных предпочли тот или иной признак в данной паре, оценивая своё восприятие данного района.

3. Внесите полученную величину в таблицу.

4. Постройте график по этим показателям.

5. На основании полученных результатов сделайте выводы.

Опросный лист «Восприятие нашего города»

Мы собираем информацию о том, как жители нашего города воспринимают различные его районы. Сообщите, пожалуйста, о себе некоторые сведения, поставив знак + в соответствующих пунктах.

Пол:  ____муж.; ____жен.

Возрастная группа:

 ____7–12 лет;  ____13–17 лет;  ____18–25 лет;

 ____26–35 лет;  ____36–50 лет;  ____50 и  >.

Социальная категория:

 ____учащийся; ____рабочий; ____служащий; ____пенсионер.

Положительные признаки

Отрицательные признаки

____Красивый

____Уродливый

____Преуспевающий

____Бедный

____Чистый

____Замусоренный

____Здоровый

____Нездоровый

____Привлекательный

____Отталкивающий

____Выразительный

____Безликий

____Интересный

____Скучный

____Тихий

____Шумный

____Светлый

____Темный

____Зеленый

____Деревьев и травы нет

Благодарим за участие в опросе.

Опрос провёл ______________________________________________

Дата проведения опроса ______________________________________

Погода в день проведения опроса ______________________________

Приложение 3.

Наша домашняя аптечка

Цель: познакомиться с историей применения лекарств, установить взаимосвязь химических знаний и изучения лекарств, определить, какие лекарственные вещества и препараты необходимо иметь в домашней аптечке.

Задание. Ознакомьтесь с текстом №1. Составьте список известных вам препаратов из домашней аптечки с указанием группы и названия препарата или вещества. Сведения занесите в таблицу

Проверьте свою домашнюю аптечку на наличие необходимых лекарственных препаратов.

Текст №1 Лекарства.

Одно из самых важных достижений химии — создание лекарственных веществ. На этой основе возникла даже новая наука фармакология. Предположительно около 95 % лекарственных препаратов создано за последние несколько десятилетий. Открытие первых лекарств относится к глубокой древности. Упоминание о них встречается в папирусах и манускриптах древнего Египта, Китая, Грузии и других стран. Еще за 16 веков до н.э. Конечно, это не были искусственно полученные лекарства, а применяемые в лечебных целях растения или специально обработанные органы животных. Потом их стали называть «средствами народной медицины». На Руси сведения о лекарственных растениях записывались в древние списки — травники.

Причину благотворного воздействия этих лекарств, механизм их воздействия лекари не могли объяснить из-за низкого уровня развития экспериментальной медицины, но наблюдения и опыт постепенно накапливались. До нашего времени дошли имена великих врачей древности — Ибн Сины (Авиценны), Эскулапа, Гиппократа, Парацельса — которых до сих пор чтит благодарное человечество.

Например, давно было замечено, что корень валерианы, как и корень ландыша, оказывает успокаивающее действие на нервную систему. Листья подорожника — противовоспалительное. Много веков назад обнаружены целебные свойства змеиного яда. Конечно, речь идет не об укусах ядовитых змей, которые могут быть смертельны, а о мазях на его основе. Недаром в специальных змеепитомниках — серпентариях — специально содержат этих змей, чтобы получать от них яд, который ценится на вес золота. От ревматизма и других воспалительных заболеваний суставов люди избавлялись, подвергая себя укусам муравьев и пчел. В настоящее время отечественной фармакологией создан крем «Софья» с пчелиным ядом, устраняющий заболевания суставов, остеохондроз. Некоторое время почти универсальным средством от множества болезней считались пиявки. Врачи полагали, что с их помощью из организма удалялась «дурная кровь». Потом о пиявках стали забывать, поскольку появились новые лекарственные средства. Сейчас снова начали их применять.

Во время Великой Отечественной войны 1941—1945 гг., когда раненые солдаты погибали от заражения крови, поскольку в раны в полевых условиях попадала инфекция, шла напряженная работа по поиску лекарств, с помощью которых можно было бы отвести эту страшную беду. Уже к концу войны был получен первый антибиотик — пенициллин, спасший жизни многих людей. Это лекарство было получено из плесени.

Постепенно выяснилось, что излечивающее воздействие оказывает не все растение, а определенное вещество, которое в нем содержится. Люди научились его извлекать. И вот тут уже все стало зависеть от химии. Химики, выделив вещество, установили состав и строение образующих его молекул. После этого исследования перешли в область синтеза. Синтез лекарств начал бурно развиваться, а фармакология вышла на уровень фундаментальных медицинских наук, без которой не обходится ни одни врач. Особое внимание было сосредоточено на поиске средств для лечения болезней, считавшихся неизлечимыми. Например, сахарный диабет. Он возникает при недостаточном поступлении в кровь гормона инсулина, вырабатываемого поджелудочной железой. Сахарный диабет — тяжелое заболевание всего организма, вызванное нарушением углеводного обмена веществ. Синтез инсулина принес если не полное выздоровление, то облегчение состояния диабетиков.

В настоящее время трудно представить нашу жизнь без лекарств. В каждом доме есть аптечка, в которой хранятся нужные препараты. Даже если в доме никто не страдает какими – либо заболеваниями, необходимо иметь различные лекарства. Конечно, вы уже знаете некоторые из них. И вам известно также, что для удобства применения используют различные формы лекарственных препаратов: мази, капли, таблетки, микстуры, капсулы, кремы, гели, пластыри.

Сейчас создание лекарственных веществ переживает расцвет. Вы можете в этом убедиться, если заглянете в вашу домашнюю аптечку.

Приложение 4.

Химические средства гигиены и косметики.

Цель: познакомиться со средствами гигиены, косметики, парфюмерии, ролью химических знаний для правильного их применения.

Задание 1 .Прочитайте текст. №2.ответьте на вопросы

Задание 2 Возьмите имеющуюся у вас зубную пасту и прочтите рекомендации, изложенные на тюбике, обратите внимание на подбор включенных в нее составных частей, а также на рекомендации по ее использованию.

Задание 3.Ответьте на вопрос: Зачем нужно на ночь очищать лицо от косметики?

Задание 4. Вспомните и проанализируйте имеющиеся в вашем доме косметические средства и определите, какие относятся к декоративной, а какие — к. лечебной косметике.

Текст №2   Будем красивыми.

Не будем больше говорить и о лекарствах — ведь они напоминают нам о болезнях. А поговорим, например, о косметике и парфюмерии, которыми пользуется каждый человек, независимо от пола и возраста. А все это без химии тоже не существовало бы.

Слово парфюмерия происходит от французского слова «раrfumе» — приятный запах, духи. К парфюмерии относят духи, одеколон, туалетную воду и т.п. продукцию. Иногда душистое туалетное мыло называют парфюмерным а также, шампуни и другие средства гигиены.

Слово косметика происходит от греческого «косметик» — искусство украшать. Сюда относят всевозможные средства улучшения внешности человека: разнообразные кремы, лосьоны, пудры, губные помады, лаки, дезодоранты и т.п. Различают врачебную (медицинскую) косметику, которая исправляет внешние дефекты, оказывая на них лечебное воздействие, и декоративную косметику которая помогает просто скрывать дефекты или подчеркивать выигрышные особенности лица.

Вам уже ясно, что парфюмерия и косметика — понятия близкие и имеют прямое отношение к здоровью человека. Не случайно все эти изделия проходят обязательную медицинскую проверку.

Вероятно, в магазинах вы видели большое разнообразие этих изделий, но, прежде, чем их приобретать, надо убедиться, подходят ли они вам. Это, во-первых, может определить врач и рекомендовать вам, чем именно пользоваться, потому что широко рекламируемые средства могут именно у вас вызвать аллергию, то есть защитную реакцию организма. А во-вторых, нужно внимательно ознакомиться с надписью на этикетке или упаковке, где приведен состав и характер действия данного средства. В достаточно сложный состав кремов, например, кроме масляной основы, входят всевозможные вытяжки, экстракты из растений, душистые компоненты, увлажняющие компоненты и другое. Обычно указывается способ применения и для кого предназначено данное средство. Ведь разнообразие парфюмерно-косметических средств, так же, как и разнообразие лекарств, объясняется тем, что каждое из них рассчитано на конкретные особенности организма, свойства кожи, цвет волос и т.п. Надо учитывать все это и даже стиль и цвет одежды. А в конце дня перед сном кожу лица нужно очистить от декоративной косметики.

Парфюмерно-косметическая промышленность — это мощная индустрия, использующая весь арсенал химической науки. Возьмем хотя бы мыло (рис. 97). Начнем с обыкновенного жирового мыла, которое изготавливаются из непищевых жиров. Оказывается, мыло в своей основе — это соль, образованная высокомолекулярными жирными кислотами и металлами. Варка мыла - процесс длительный, чисто химический. Жир варят, постепенно добавляя в него щелочь. А когда процесс заканчивается, в полученное мыло добавляют душистые вещества. Это тоже полученные химическим путем эссенции, иногда питательные кремы и глицерин для смягчения кожи при мытье. Так получают парфюмерные сорта мыла.

Вы чистите зубы утром и вечером пастой, которая создана при содружестве химиков и медиков. Казалось бы, что мудреного в густой белой массе, содержащейся в тюбике? А ведь у нее сложнейшая рецептура изготовления. В ней множество составных частей. Например, уже доказано, что соединения фтора препятствуют возникновению самой распространенной болезни зубов - кариеса. И в зубные пасты начали добавлять соли, содержащие элемент фтор. (Найдите его периодической системе элементов.)

Для укрепления десен пасты начали изготавливать на воде из лечебных источников. Специальные пасты назначают врачи при лечении других заболеваний зубов и десен.

Несколько десятков лет назад для чистки зубов использовали порошок мела (СаСО3), практически не содержавший добавок. Сейчас его уже не производят, так он, как слишком грубо воздействовал на зубы и не предохранял их от болезней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа курса по выбору «Мир, в котором я живу. Экология среды обитания человека.»

Программа курса рассчитана на 13 часов. Человечество широко расселилось по планете, создавая разнообразные населённые пункты. Здоровая экология среды обитания человека связана с рациональным располож...

Рабочая программа элективного курса «МИР, В КОТОРОМ Я ЖИВУ. ЭКОЛОГИЯ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА»

Рабочая программа элективного курса «МИР, В КОТОРОМ Я ЖИВУ.   ЭКОЛОГИЯ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА»...

Элективный курс "Мир , в котором я живу.Экология среды обитания человека и его здоровье"

Здоровье человека не только является эстетической ценностью, но и зависит от эстетических характеристик окружения, а именно от экологического качества окружающей среды обитания.   ...

УРОК БИОЛОГИИ. 11 класс. Что изучает экология. Среда обитания организмов и её факторы.

Раскрывает понятие «экология», формирует у учащихся представления об экологии как науке,  углубляет знания о среде обитания, экологических факторах и закономерностях влияния их на организмы и окр...

МИР, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЁМ: ЭКОЛОГИЯ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ.

С самого начала мы, взрослые, решили, что экологическое движение не должно сводиться к банальной уборке школьных территорий. Это, конечно, тоже нужное дело, но ограничиваться им нельзя. Значит нужно р...

Рабочая программа элективного курса "Мир, в котором я живу. Экология чреды обитания человека". 9 класс.

Здоровье человека не только является эстетической ценностью, но и зависит от эстетических характеристик окружения, а именно от экологического качества окружающей среды обитания.Если вы хотите побольше...