ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР С ОСНОВАМИ ЭКОЛОГИИ»
рабочая программа по экологии на тему
Модифицированная программа дополнительного образования "Окружающий мир с основами экологии" изучается в 3-4 классах Лицея и направлена на системное познание природы. Программа не предназначена для опережающего изучения предметов естенного цикла (географии, биологии, химии), а для развития целостного понимания многообразии природы, формировании ориентирочной основы системного мышления, развития экологического сознани.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ Г. НЕВИННОМЫССКА
УТВЕРЖДЕНО
на заседании методического совета учреждения
Протокол № __ от « ____» _________ 2013 г
Директор МБОУ ДОД СЮН _____________
Н.Ф. Смурова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР С ОСНОВАМИ ЭКОЛОГИИ»
Срок реализации: 1 год
Рассчитана: на детей школьного возраста (3-4 класс)
Составил педагог дополнительного образования Зубкова Е.Г.
г. НЕВИННОМЫССК, 2013 - 2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Модифицированная программа «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР С ОСНОВАМИ ЭКОЛОГИИ» изучается в 3-4 классах и рассчитана на 36 часов, по 1 часу в неделю и направлена на системное познание природы. Программа концептуально и содержательно «стыкуются» с любым из предметных курсов образовательной области «Естествознание» и обусловлена стандартом «Природоведение», «Окружающий мир» и «Экология» и направлена показать учащимся, что в лабиринте путей познания курс естествознания помогает понять целостность, системное устройство природы и место человека в природе.
Миссия программы не в опережающем обучении содержания линейных учебных курсов (физики, химии, биологии), а в развитие у учащихся целостного понимания всего многообразия природы, формирование у них ориентировочной основы системного мышления, развитие экологического сознания. Миропонимание учащихся должно быть основано на знании о взаимодействиях в системе «природа — человек». Такой подход приводит учащихся к пониманию того, что нравственные идеалы современного общества глубоко зависимы от экологического императива (только научно обоснованное природопользование обеспечит выживание и дальнейший путь развития человечества).
В то время, когда живое играет ведущую роль в функционировании биосферы, а деятельность человека давно сравнялась по масштабам с геологическими процессами. Только исходя из этих позиций, и возможно понять сущность глобальных проблем современности.
Сверхзадача программы — развитие у учащихся системно-целостного понимания всего многообразия природы, формирование у них стиля мышления, соответствующего современной естественно-научной картине мира, а также создание базы образовательной области «Естествознание».
Ведущие идеи программы:
- Идея единства, целостности и системной организации природы.
- Идея взаимозависимости человека и природы.
- Идея гармонизации системы «природа — человек».
Сквозные содержательные линии программы:
- Природа — это единая развивающаяся система.
- В природе все компоненты взаимодействуют между собой и влияют друг на друга.
- Все компоненты природы состоят из одних и тех же химических элементов, но они образуют многообразие в природе.
- Все в природе подчиняется общим физическим и математическим закономерностям.
- Человек — часть природы и подчиняется ее законам.
- Разум человека познает законы природы и применяет их для научно обоснованного природопользования.
- Наука о природе и человеке — это единая наука.
Задачи программы:
- развитие у учащихся начал системного мышления в контексте современной естественно-научной картины мира;
- формирование у учащихся знаний об объектах и явлениях природы, о закономерностях процессов и о законах природы в системе учения о единстве природы;
- развитие у учащихся способности к наблюдению как специфическому методу познания в естествознании, экспериментальных умений и навыков выполнения лабораторных работ;
- выработка у учащихся системы убеждений, дающих четкую ориентацию в системе отношений «природа — человек», как основы экологического образования и воспитания учащихся — важнейшего звена в понимании сущности глобальных проблем современности;
- развитие умственной самостоятельности учащихся как способности формулировать проблемы и находить пути их решения; развитие способности к абстрактному мышлению и обобщению знаний (анализ и синтез, сопоставление, аналогия, установление причинно-следственных связей); развитие системности мышления;
- развитие эстетического восприятия природы учащимися как средства духовного развития и как одного из способов постижения природы;
- формирование у учащихся гуманистических, нравственных идеалов как основы экологического мышления и ценностного отношения к природе.
Программу отличают:
Самодостаточность содержания — сопрягается с любой образовательной областью «Естествознание» основной школы независимо от «издательской линейки».
Экологизация содержания — значительно усилена «экологическая составляющая» занятий, экскурсий.
Практическая направленность содержания — курс сопровождает 10 практические работы и 2 экскурсии.
Реализация компетентностного подхода — содержание ориентировано на становление компетенций исследователя природы.
Методическая новизна:
- отказ от системы понятий в логике предметного обучения линейных курсов, опора на ведущие идеи и сквозные содержательные линии;
- приоритетное использование дедуктивного подхода;
- отказ от акцентирования условного деления природы на живую и неживую;
- элементы опережающего обучения предметам естественно-научного цикла не самоцель, а средство для усвоения системы сведений о природе.
Программа курса направлена на формирование у учащихся стиля мышления, соответствующего современной естественно-научной картине мира (системное мышление), который позволяет осознать актуальные проблемы современного мира, требующие гуманистических путей своего решения.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (36 часов)
Введение в программу и курс «Окружающий мир с основами экологии». (1 ч)
Тема 1. Что изучает естествознание (12 ч)
Как появились знания о природе. Роль природы в жизни человека. Роль человека в жизни природы. Современное естествознание как комплекс наук о природе, использующих достижения всей науки и техники. Экология как отрасль естествознания и как комплексная наука. Сущность и глобальный характер экологических проблем. Причины исчезновения видов растений и животных. Красная книга. Ответственность человека за сохранение природы. Проблема загрязнения природы отходами промышленности, автотранспорта, бытовыми отходами. Глобальные проблемы современного мира. Сохранение природы — личный долг Гражданина и Землянина. Современное естествознание как научная основа понимания места и роли человека в природе, в ее познании и организации научно обоснованного природопользования.
Тема 2. Естествознание: методы научного познания природы (5 ч)
Как появились научные знания о природе. Методы изучения природы как составная часть науки. Наблюдение как метод научного познания. Эксперимент как специфический метод естествознания. Объективность и достоверность естественнонаучного знания. Организация и проведение лабораторного эксперимента. Лабораторное оборудование. Техника безопасности при работе в лаборатории. Научные гипотезы, теории, законы. Наука как система знаний, ее объяснительная и прогнозирующая роль.
Тема 3. Природа: общая характеристика (3 ч)
Что называется системой. Признаки системы. Природа как система. Многообразие компонентов природы. Системный подход к их изучению. Взаимосвязь компонентов природы на примерах жизнедеятельности растительных и животных организмов и их сообществ (луг, болото, пруд). Общая характеристика природы.
Тема 4. Физические и химические процессы в природе (6 ч)
Физические тела и их изучение. Организация и проведение лабораторного эксперимента на примере изучения физических и химических свойств веществ. Лабораторное оборудование. Техника безопасности при работе в лаборатории.
Количественные методы в естественно-научном познании. Лабораторные способы измерения при изучении тел. Шкала деления. Масса, объем, плотность. Вычисление плотности. Вещества и их изучение. Физические свойства веществ. Очистка веществ. Способы фильтрования. Очистка воды. Экологическая проблема сбережения воды.
Физические и химические явления как изменения тел и веществ. Физические явления в природе, технике, быту. Многообразие физических явлений (механические, электрические, тепловые и др.).
Строение вещества. Атомно-молекулярные представления. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах и зависимость ее от условий.
Химические явления (реакции) как образование новых веществ. Условия возникновения и протекания химических реакций. Энергетические эффекты химических реакций. Внешние признаки химических реакций. Закон сохранения материи и энергии. Химические реакции в природе, технике, быту. Многообразие химических реакций. Изменение условий в природе как фактор, определяющий протекание физических и химических процессов. Физико-химические процессы в атмосфере, водоеме, почве, живых организмах как примеры всеобщих связей в природе. Единство физических и химических явлений в реальных природных процессах.
Общее представление о веществе и поле — основных видах материи. Виды полей (на примере гравитационного, электромагнитного). Материальность мира (материя, энергия, информация).
Общее представление об энергии и многообразии ее форм (механическая, электрическая, тепловая энергия; космическое и другие виды излучений). Экологические проблемы использования энергии. Экономия энергии.
Тема 5. Земля — планета Солнечной системы (9 ч)
Изучение природных явлений как сложный комплексный подход: использование знаний из области физики, химии и биологии. Световые явления. Источники света. Солнечный луч. Видимая и невидимая части спектра. Отражение, преломление и поглощение лучей. Цвет прозрачных и непрозрачных тел. Многообразие видов излучений в природе. Свет и цвет в природе. Солнечные лучи — источник энергии для растений. Приспособленность растений (адаптация) к получению солнечной энергии.
Хлорофилл — зеленый растительный пигмент растений. Общее представление о внутреннем (микроскопическом) строении листа и о растительной клетке. Использование энергии солнечных лучей растением с помощью хлорофилла (фотосинтез). Распознавание крахмала в листьях. Понятие об органических и неорганических веществах.
Зеленый цвет растений как результат адаптации в процессе эволюции к поглощению оптимальной части спектра.
Фотосинтез как источник кислорода в атмосфере. Космическая роль зеленых растений: аккумуляция солнечной энергии в органическом веществе — сущность космической роли зеленых растений.
Солнце — источник энергии для образования органического вещества растений и животных. Закон сохранения материи и энергии при фотосинтезе.
Общее представление о Вселенной, Галактике, Солнечной системе. Солнце как источник энергии для жизни на Земле.
Методы изучения Космоса. Общие представления о космических телах (Луна — спутник Земли, планеты, звезды, астероиды, кометы и др.).
Земля в Солнечной системе. Форма, размер Земли, расположение земной оси. Движение Земли. Смена дня и ночи, времен года.
Единство Земли и Космоса: общность химического состава, физических законов, истории возникновения и развития.
Проблемы освоения космического пространства. Уникальность планеты Земля: наличие условий, обеспечивающих существование жизни. Мы — земляне.
Экскурсии в природу
Придавая большое значение экскурсиям в природу как одной из важнейших форм естественно-научного образования, которая позволяет не только удовлетворить естественную потребность учащихся в общении с природой, но и решить целый ряд педагогических задач — от развития интереса к предмету до формирования ценностного отношения к природе. Все экскурсии сопровождаются заданиями, играми, практическими работами. Наблюдения учащихся оформляются с помощью анкет и специальных таблиц.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Тема 1. Что изучает естествознание. Планируемые результаты
Учащимся важно знать:
- как появились знания о природе;
- какие факторы жизнеобеспечения (воздух, свет, тепло, вода, пища, материалы, сырье, источники энергии, лекарственные вещества и т. д.) дает человеку природа;
- что природа дает человеку для его духовного, эстетического, эмоционального и интеллектуального развития;
- значение естественно-научных знаний для практической деятельности человека (медицина, сельское хозяйство, техника, освоение космического пространства и др.);
- роль человека в жизни природы;
- глобальные проблемы современности (экологическая, энергетическая, сырьевая и др.);
- что современное естествознание — это множество наук о природе и человеке.
Учащимся нужно уметь:
- с помощью творческих работ (рисунков, плакатов, лозунгов, сочинений) выражать свое отношение к природе и всем обитателям Земли.
Учащимся необходимо осознавать:
- жизнь как уникальную особенность планеты Земля;
- природу как величайшую ценность;
- эстетическое, эмоциональное и духовное восприятие природы как условие интеллектуального развития человека;
- что человек — разумная часть природы, познает ее законы и обязан подчиняться им;
- что человек, используя ресурсы природы, обязан регулировать антропогенную нагрузку на биосферу;
- свой долг как землянина, способного внести личный вклад в сохранение жизни на Земле, участвуя в программах по охране природы.
Тема 2. Естествознание: методы научного познания природы. Планируемые результаты.
Учащимся важно знать:
- как появились научные знания о природе;
- роль наблюдений в познании природы (наблюдение за движением небесных тел, климатические наблюдения, наблюдения за ростом и развитием животных);
- условия проведения наблюдения;
- что эксперимент — важнейший метод естествознания;
- условия проведения эксперимента, его целенаправленность;
- учет условий проведения эксперимента, как теоретически интерпретировать результаты (гипотеза, теория);
- основные правила техники безопасности в лаборатории;
- как пользоваться шкалой деления, определять цену деления;
- роль измерения в изучении объектов и явлений природы, единицы измерения массы, объема, температуры.
Учащимся нужно уметь:
- проводить и обсуждать фенологические наблюдения;
- проводить наблюдение в лабораторном эксперименте и описывать его на языке науки (качественно и количественно), оформлять результаты лабораторной работы;
- обращаться с лабораторным оборудованием (лабораторной посудой, принадлежностями, нагревательными приборами и т. д.);
- ухаживать за комнатными растениями и домашними животными;
- участвовать в природоохранной деятельности.
Учащимся необходимо осознавать:
- ограниченность непосредственного эмпирического наблюдения (на примере гелио- и геоцентрической систем);
- что воспроизводимость эксперимента обеспечивает достоверность полученных знаний;
- значение правила техники безопасности;
- объективность и достоверность естественно-научных знаний, полученных при наблюдении объектов и явлений природы в научном эксперименте.
Тема 3. Природа: общая характеристика. Планируемые результаты.
Учащимся важно знать:
- признаки системы;
- термины «компонент», «функция», «взаимодействие», «система», «качество», «целостность», «единство», «открытая система»;
- что природа — открытая, развивающаяся и саморегулирующаяся система;
- принцип иерархии в природе;
- особенности экосистем;
- примеры природных экосистем.
Учащимся нужно уметь:
- обсуждать принцип системной организации на простейших примерах различных физических устройств (наличие компонентов, их взаимодействие, функции) и объяснять целостность системы как новое качество;
- изображать на рисунках и схемах взаимосвязи в различных природных системах;
- отражать в стихах, рисунках, лепке и других творческих работах красоту природы;
- подбирать стихи, афоризмы, картинки, отражающие красоту природы.
Учащимся необходимо осознавать:
- неполноту научного знания, бесконечность процесса познания и объяснять их многообразием связей между компонентами природы;
- значение целостности экосистем для сохранения и поддержания жизни на Земле;
- место человека в природе и долг человека по сохранению жизни на Земле;
- свои экологические ориентиры в общении с природой.
Тема 4. Физические и химические процессы в природе. Планируемые результаты
Учащимся важно знать:
- различия понятий «физическое тело» и «вещество»;
- способы очистки веществ;
- особенности физических явлений;
- особенности химических явлений (реакции);
- о многообразии физических явлений (на примерах механических, электрических, тепловых, световых, звуковых явлений);
- о многообразии химических явлений (реакций) на примерах реакций окисления меди, железа, горения магния, парафина, горючих газов, разложения сахара при нагревании;
- об индикаторах на примере лакмуса (кислотно-щелочного) и иода (крахмальная проба);
- условия возникновения и протекания химических реакций, внешние признаки реакций;
- о физических и химических явлениях с позиций атомно-молекулярных представлений в самом общем виде;
- о силах притяжения и отталкивания между частицами и разной величине этих сил в зависимости от агрегатных состояний веществ;
- о явлениях диффузии, испарения, конденсации;
- о сущности химических реакций как образовании новых веществ при сохранении числа атомов в системе (как первая ступень к пониманию существования законов сохранения в природе).
Учащимся нужно уметь:
- описывать свойства веществ, сравнивать их;
- пользоваться индикаторами в лабораторном опыте;
- объяснять явления диффузии, испарения, конденсации на основе атомно-молекулярных представлений; проводить простейшие опыты по диффузии, испарению, конденсации;
- объяснять качественный и количественный состав вещества по его молекулярной формуле, пользуясь химическими знаками кислорода, водорода, серы, углерода, меди, железа, азота, фосфора, кальция, кремния;
- проводить иодо-крахмальную пробу;
- готовить экстракты природных индикаторов (соки ягод и др.) и использовать их для определения кислотных и щелочных растворов;
- наблюдать химические реакции и физические явления в природе и в быту;
Учащимся необходимо осознавать:
- единство протекания физических и химических явлений в реальных природных процессах и их многообразие как пример существования всеобъемлющих связей в природе;
материальность окружающего мира
Тема 5. Земля — планета Солнечной системы. Планируемые результаты
Учащимся важно знать:
- о свете, источниках света, световом луче и его распространении;
- о происхождении солнечных и лунных затмений;
- об опытах Ньютона;
- о спектре и его составляющих; о природе цвета и световых явлений (радуга, цвет неба, зорь);
- о клеточном строении организмов; о системной организации клетки;
- о фотосинтезе; о приспособлениях растений к улавливанию солнечных лучей;
- об органических веществах как аккумуляторах солнечной энергии, образующихся в растениях в процессе фотосинтеза;
- о космической роли растений на Земле.
- о Вселенной, Галактике, космических телах (звездах, планетах и др.); общую характеристику Солнечной системы
- методы астрономических исследований;
- о первых ученых, изучавших космос, и о первых космонавтах;
- что Земля — планета Солнечной системы;
Учащимся нужно уметь:
- отражать свои представления о свете и природных явлениях в рисунках и других творческих работах (сочинять небольшие сказки о приключениях фотона, светового луча и т. п.);
- собирать и оформлять коллекции природных объектов, имеющих различную окраску или форму (листья, цветки, плоды, птичьи перья, раковины, минералы);
- работать со школьным микроскопом;
- распознавать крахмал с помощью иодной пробы;
- делать рисунки листьев с различным расположением их на стебле;
- изготавливать схему или макет, иллюстрирующие фотосинтез.
- приводить примеры названий созвездий;
- находить на карте звездного неба созвездие Большой Медведицы и Полярную звезду.
Учащимся необходимо осознавать:
- существование невидимых, но существенных для жизни связей в природе;
- красоту природных объектов;
- роль методов изучения природы (физических, химических, метода микроскопирования);
- системную организацию растения и функции отдельных его компонентов (на основе анализа содержания басни И. А. Крылова «Листы и корни»).
- единство Земли и космоса по общему происхождению, химическому составу, общим физическим законам движения;
- долг человека-землянина по сохранению жизни на Земле.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
№ урока | Тема урока | Количество часов | Практическая работа |
1 | Введение. Знакомство с целями и задачами курса, его структурой. | 1 | |
Что изучает естествознание (12 часов) | |||
2 | Как появились знания о природе | 1 | Экскурсия в парк. Коллекция отпечатков листьев |
3 | Роль природы в жизни человека | 1 |
|
3 | Человек учится у природы | 1 | |
4 | Воздействие человека на природу | 1 |
|
5 | Роль человека в жизни природы | 1 |
|
6 | Современное естествознание — это множество наук о природе и человеке | 1 | |
7 | Что изучает наука экология | 1 | |
8 | Почему экологические проблемы так сложны | 1 | Оценка чистоты воздуха с помощью лишайников или биоиндикация воздушного загрязнения по хвое сосны. |
9 | Внимание: бытовые отходы | 1 | Исследование состава мусорной корзины. Исследование упаковки товара или экскурсия в продовольственный магазин |
10 | Почему исчезают растения и животные | 1 | Знакомство с разнообразием видов деревьев |
11 | Как сохранить растительный и животный мир | 1 | Экскурсия на особо охраняемую территорию или в краеведческий музей |
12 | Ответственность человека за прирученных животных | 1 | Сбор кормов для подкормки зверей и птиц. |
13 | Глобальные проблемы современного мира | 1 | Влияние автотранспорта на окружающую среду |
Естествознание: методы научного познания природы (5 часов) | |||
14 | Как появились научные знания о природе, и происходило развитие научных представлений о мире | 1 | |
15 | Методы — это составная часть науки | 1 | |
16 | Наблюдение как метод научного познания | 1 | Наблюдение за прорастанием семян гороха и развитием растения. |
17 | Эксперимент помогает изучать природу | 1 | Зависимость урожая листьев лука от величины луковицы |
18 | Как работают в лаборатории | 1 | Работа со штативом. Работа со спиртовкой. |
Природа: общая характеристика (3 часа) | |||
19 | Природа — это система. Что называется системой | ||
20 | Взаимосвязь компонентов в природе Учимся применять системный подход | ||
21 | Общая характеристика природы | ||
Физические и химические процессы в природе (6 часов) | |||
22 | Физические тела и их изучение. Определение массы и объема тела | Определение цены деления шкалы приборов. Определение массы тела. Определение объема тела | |
23 | Как можно доказать сложное строение вещества и тела. Явления природы. | Ознакомление с физическими свойствами веществ. Знакомство со свойствами сфагновых мхов | |
24 | Как можно очистить воду. Сбережение воды. | Способы фильтрования. Очистка воды от нерастворимых примесей. | |
25 | Физические явления. Виды физических явлений | Изменение объема газов, твердых и жидких тел при нагревании | |
26 | Химические явления. Как можно объяснить химические реакции | ||
27 | Экологические проблемы использования энергии | ||
Земля — планета Солнечной системы (9 часов) | |||
28 | Объясняем природные явления. О чем рассказывает солнечный луч | ||
29 | Как растение получает энергию солнечных лучей. | Изучаем хлорофилл в растении | |
30 | Что представляет собой клетка | ||
31 | Космическая роль зеленых растений на планете | ||
32 | Задаем вопросы природе. | Круглый стол | |
33 | Земля — компонент Солнечной системы. Как астрономы изучают Космос | ||
34 | Наши представления о Вселенной | ||
35 | Земля — наш Дом | Викторина | |
36 | Защита проектов |
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
http://www.prosv.ru/ebooks/Aleksashina_Estestvozn_5-10-11_Progr/
Алексашина И. Ю. Глобальное образование: проблемы и решения / И. Ю. Алексашина. — СПб.: СпецЛит, 2002.
Алексашина И. Ю. Учитель и новые ориентиры образования / И. Ю. Алексашина. — СПб., 1997.
Алексашина И. Ю. Естествознание с основами экологии: 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / И. Ю. Алексашина, О. И. Лагутенко, Н. И. Орещенко. — М.: Просвещение, 2005.
Алексашина И. Ю. Естествознание с основами экологии: 5 кл.: раб. тетрадь / И. Ю. Алексашина, О. И. Лагутенко, Н. И. Орещенко. — М.: Просвещение, 2005.
Ахмалишева А. X. Естествознание в таблицах и схемах / А. X. Ахмалишева. — М.: Лист, 1998.
Белова Н. И. Экология в мастерских / Н. И. Белова, Н. Н. Наумова. — СПб.: Паритет, 2004
Бялко А. В. Наша планета Земля / А. В. Бялко. — М., 1989.
Груздева Н. В. Окружающий мир: мироздание: интегративное учеб. пособие / Н. В. Груздева. — СПб., 1999.
Игры по естествознанию: как познавать природу, играя и путешествуя / под общ. ред. И. Ю. Алексашиной. — СПб.: СМИО Пресс, 2001.
Клушанцев П. В. Одиноки ли мы во Вселенной? / П. В. Клушанцев. — Л., 1981.
Лебединский В. И. В удивительном мире камня / В. И. Лебединский. — М.: Недра, 1985.
Пакулова В. М. Работа с терминами на уроках биологии / В. М. Пакулова. — М.: Просвещение, 1990.
Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины / Н. Ф. Реймерс. — М.: Просвещение, 1988.
Сухова Т. С. Как повысить результаты в обучении: учителю биологии и природоведения / Т. С. Сухова. — М.: Столетие; Мир, 1997.
Флиндт Р. Биология в цифрах / Р. Флиндт. — М.: Мир, 1992.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧЕНИКА.
- Экология. Энциклопедия для детей. Том 19.
- 101 ключевая идея: Экология. Пол Митчелл
- ispu.ru - Экология. Курс лекций. Тихонов А.И., 2002г. (электронное on-line пособие,
● msuee.ru - Словарь по прикладной экологии, рациональному природопользованию (on-line версия).
● gymn415.spb.ru - Основы экологии. Школьный курс
● biodat.ru – BioDat
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ключевых компетенций, направленных на социальную адаптацию обучающихся к окружающим условиям на основе личностно ориентированного подхода посредством уроков основ безопасности жизнедеятельности
применение личностно ориентированного подхода на уроках ОБЖ является неотъемлемой частью процесса социальной адаптации обучающихся и формирования у них необходимых в повседневной жизни практических ум...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/23/picture-551576-1419358953.jpg)
"Сельскохозяйственная деятельность и окружающая среда" презентация по экологии по учебнику А.Т.Зверева
В презентации даны определение и структура прикладной экологии.Определение и классификация агроэкосистем. Может быть использована на уроках экологии (если такой предмет ведется в школе отдельно)...
План- конспект урока по теме «Окружающая среда» на основе текста “Why throw away so much?”, проблемных ситуаций по теме, психотехнических игр.
План- конспект урокапо теме «Окружающая среда» на основе текста “Why throw away so much?”, проблемных ситуаций по теме, психотехнических игр. Содержит очень подробный пошаговый материал по проведению ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/19/picture-833621-1476853717.jpg)
Влияние продуктов нефтехимической переработки на окружающую среду, человека и экологию планеты.
Влияние промышленных предприятий нефтеперерабатывающей промышленности на человека и экологию в целом, на примере г.Ярославля...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/19/picture-992698-1516372462.jpg)
Лабораторный практикум факультативного курса по биологии « Основы экологии. Защита окружающей среды»
Роль экологии растёт год от года, так как появляются всё новые и новые технологии в с/х и промышленности, отношения человека и природой обостряется. Экология – наука о связях живых организ...
"Зависимость от углеводородного сырья" (урок развития критического мышления по теме "Защита окружающей среды" на основе развития навыков чтения и письма)
Данный урок разрабатывался в рамках курса "Критическое мышление" и апробировался в 10 классе (углубленный уровень изучения, УМК "English X", Афанасьева, Михеева; Unit 3).Урок нацел...