Рабочая программа Экология животных.
рабочая программа по экологии (7 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии в соответствии с программой «Экология животных» авт. И.М.Швец, в программу внесены вопросы по биологическому краеведению.
Данная программа подкреплена учебником В.Г.Бабенко, Д.В.Богомолов «Экология животных» 7 класс. Москва «Вентана - Граф» 2014 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_zhivotnyh.docx | 34.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии в соответствии с программой «Экология животных» авт. И.М.Швец, в программу внесены вопросы по биологическому краеведению.
Данная программа подкреплена учебником В.Г.Бабенко, Д.В.Богомолов «Экология животных» 7 класс. Москва «Вентана - Граф» 2014 год.
Рабочая программа адресована учащимся 7-х классов Михайловской средней общеобразовательной школы №1, направлена на развитие экологического образования школьников, раскрывает многообразие живой природы родного края, особенности сред жизни и факторов, влияющих на организмы животных, особенности природных объектов и результаты антропогенного воздействия на флору и фауну Рязанской области. Курс легко адаптируются к индивидуальным особенностям учащихся, так как при его составлении учитывались уровень способностей и характер учебной мотивации учащихся.
Рабочая программа предусматривает обучение экологии в 7 классе в объеме 1 час в неделю. Срок реализации 2014-2015 учебный год.
Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Ведущая педагогическая идея: через организацию активной творческой деятельности к пониманию предмета и формированию личности выпускника школы, обладающей высоким уровнем биологической подготовленности.
Актуальность: содержание программы способствует формированию всесторонне развитой личности, экологически грамотной, и способной творчески использовать полученные знания в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Новизна в авторском подходе к содержанию образования, включении новых компонентов: биологического краеведения, уроков обобщения и систематизации знаний в нетрадиционной форме по индивидуальным разработкам; методике преподавания предмета.
Значимость: Изучение материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, ее разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за ее сохранность. Приоритет в обучении отдается целям творческой самореализации детей, формам и методам обучения, позволяющим организовать продуктивную деятельность учеников.
Цель: формировать у детей представления об экологии животных – как науке о взаимоотношениях между животными организмами и окружающей их живой и неживой средой; о месте экологии животных в биологической науке; об экологических принципах охраны природы и рационального природопользования.
Задачи:
- формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека: системы интегрированных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения;
- привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, лабораторные работы экскурсии, нестандартные уроки;
- способствовать формированию умений работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать экологические объекты, сравнивать их;
- учить ставить несложные опыты, вести наблюдения в природе;
- учить распознавать наиболее распространённых животных своей местности через систему лабораторных работ и экскурсии;
- продолжить развивать у детей общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки через монологические ответы на уроках;
- развивать творческие способности детей посредством привлечения к выполнению интеллектуальных творческих заданий;
- создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у учащихся слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения, эстетических эмоций, положительного отношения к учёбе;
- воспитание у учащихся позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе, любви к природе родного края.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также обусловлены возрастными особенностями развития учащихся. В курсе экология животных рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле. Знание экологических закономерностей лежит в основе рационального природопользования и охраны природы. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества. Внимание учащихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношениях человеческого общества и природы, путях их успешного разрешения и преодоления.
Организация учебно-воспитательного процесса разнообразна: уроки, деловые игры, тематические вечера, проведение индивидуальных консультаций. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на
формировании активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
Результаты изучения курса «Экология животных» в 7 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на овладение учащимися знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, на реализацию ключевых предметных компетентностей курса биологии: эколого-природоохранных, здоровьесберегающих, информационных, практико-исследовательских.
Система оценки достижений учащихся включает: оценку предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования, способность к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач; оценку динамики образовательных достижений обучающихся; уровневый подход к разработке планируемых результатов; использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.
Инструментарий для оценивания результатов:
Вопросы и задания по видам интеллектуальных умений учащихся:
- на воспроизведение понятий и знаний их определений;
- на выдвижение и защиту гипотезы;
- направление на описание объекта, явлений, процессов;
- на анализ биологических объектов;
- на обобщение знаний;
- на сравнение объектов или явлений;
- на вскрытие причинно – следственных связей.
Тестовые задания закрытого типа:
- задания с выбором одного правильного ответа;
- задание с выбором нескольких верных ответов;
- программированные опросы;
- задание на установление соответствия;
- задание на установление последовательности;
- на нахождение биологических ошибок.
Задания открытого типа:
- задание на подстановку пропущенных слов и фраз;
- биологические диктанты;
- задание с кратким свободным ответом;
- задание с развернутым свободным ответом;
- задание с решением биологических задач.
Творческие задания:
- моделирование;
- написание сообщений;
- сочинения и стихи;
- рисунки, плакаты, буклеты, листовки;
- презентации.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
по курсу «Экология животных»
знать/понимать:
- основные экологические факторы в жизни животных;
- особенности взаимодействий животных со средой обитания;
- жизненные формы животных;
- редкие и охраняемые виды животных, охраняемые территории Рязанской области.
уметь:
- Называть н описывать ощущения от восприятия различных экологических факторов с помощью различных органов чувств.
- Описывать многообразие условий обитания животных. Называть основные возрастные периоды в онтогенезе животных различных классов.
- Приводить примеры экологического неблагополучия среди животных, различных форм взаимодействия между животными, разнообразия реакций животных на изменение различных экологических факторов, редких и охраняемых животных своего региона.
- Объяснять взаимовлияние экологических факторов и живых организмов, особенности распространения животных в зависимости от действия экологических факторов.
- Давать характеристику основным видам приспособлений животных к различным экологическим факторам и их совокупности, основным средам обитания животных.
- Объяснять взаимоотношения между животными разных видов, состояние популяций животных по динамике популяционных характеристик.
- Объяснять значение различных экологических факторов для существования животных в экосистеме и для хозяйственных нужд человека; значение биоразнообразия животного мира для устойчивого развития экосистем.
- Понимать роль и значение человека для сохранения разнообразных сред обитания животных, понимать роль человека в изменении численности отдельных видов животных и в уменьшении их биоразнообразия.
- Объяснять роль и значение животных в распространении живого вещества на планете Земля.
- Прогнозировать изменения в развитии животного мира Земли под воздействием природоохранной, селекционной, генно-инженерной деятельности человечества, а также деятельности по созданию клонов.
- Применять знания по аутоэкологии животных для ухода за домашними и сельскохозяйственными животными.
- Называть этические нормы взаимоотношений человека с живыми объектами природы.
Умения познавательной компетентности:
- находить в предложенных формулировках терминов ключевые слова и видовые характеристики;
- самостоятельно на основе опорной схемы формулировать определения основных понятий курса экологии;
- сравнивать биологические объекты по предложенным критериям;
- характеризовать по предложенному плану биологические объекты;
- анализировать содержание рисунков, таблиц, схем.
Умения информационной компетентности:
- Отбирать необходимую информацию из различных источников: текста учебника, биологических словарей, справочников, энциклопедий.
- Извлекать необходимую информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов.
- Пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации.
Умения коммуникативной компетентности:
- уметь задать интересующий вопрос;
- вести диалог, участвовать в дискуссии;
- работать в группах и парах.
Умения рефлексивной компетентности:
- уметь оценивать свой труд и сравнивать результаты своего труда с результатами других учащихся класса.
Умения исследовательской компетенции:
- уметь формулировать проблему, выдвигать гипотезу;
- прогнозировать последствия воздействия антропогенных факторов на биологическое разнообразие и ландшафты области;
- применять знания для обоснования мер охраны видов и природных сообществ.
Учебно-методическое обеспечение
Литература для учащихся:
- «Экология животных» 7 класс: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В. Г. Бабенко, Д. В. Богомолов и др. Под редакцией доктора биологических наук, профессора Н. М. Черновой. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 128с.
- Резанов А. Г., Бровкина Е. Т.,Сивоглазов В. И. Многообразие живой природы. Животные. - М.: Дрофа. - 528 с.
- Экология. Энциклопедия для детей. Том 19. М.: Аванта +, 2001.-448 с.
- Д. Фанс, В. Н. Максимов, Дж. Моричи. Мультимедийный словарь по экологии, 2007.
- Алексеев В.А. «300 вопросов и ответов по экологии», Ярославль, «Академия развития», 1998;
- Акимушкин И.И. «Красная книга животных», М., «Знание»,1992;
- Акимушкин И.И. «Занимательная биология», М., «Молодая гвардия»,1972;
- Анашкина Е.Н. «300 вопросов и ответов о птицах» Ярославль, «Академия развития», 1998;
- Анашкина Е.Н. «300 вопросов и ответов о насекомых» Ярославль, «Академия развития», 1999;
- Беляева В. С., Василевская С. Д. Изучаем природу родного края. - М.: «Просвещение», 1971;
- Верзилин Н. М. По следам Робинзона.- М.: «Дрофа»,2005;
- Веселов Е.А. «Определитель пресноводных рыб фауны СССР», М., «Просвещение», 1978;
- Вохромеева М.г. «Красная книга России», М., «Педагогика», 1990;
- Гуревич А. А. Пресноводные водоросли. Определитель.- М.: «Просвещение», 1986;
- Козлов М.А. «Школьный атлас –определитель беспозвоночных», М., «Просвещение», 1993;
- Колбовский Е.Ю. «Экология для любознательных или о чем не узнаешь на уроке», Ярославль, «Академия развития», 2003;
- Кузнецов Е.А. «Определитель позвоночных животных фауны СССР», М., «Просвещение», 1974;
- Морис Рик «Тайны живой природы», М «Росман», 1998;
- Новиков В.С., Губанов И.Г.«Школьный атлас-определитель высших растений», М., «Просвещение», 1991;
- Олтон Р.и др. Пресноводные беспозвоночные. Определитель основных форм пресноводных беспозвоночных.- АсЭкО ,2001;
- Смирин В.М., Смирин Ю.М. «Звери в природе», М., «Московский университет»,1991;
- Формозов А.Н. «Спутник следопыта», М., «Московский университет»,1991;
- Энциклопедия «Я познаю мир. Животные», М., «Издательство АСТ» ,2004;
Литература для учителя:
- И. М. Швец, М. З. Федорова, Т. П. Лукина и др. Экологическая составляющая курса в основной школе: Сборник программ. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 48 с.
- Т. С. Сухова, В. И. Строганов, И. М. Швец и др. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 176 с.
- Кузнецов В. Н. Экология. Система заданий для контроля уровня подготовки выпускников средней школы.- М.: Вентана-Граф.
- Ананьина С.И., Бабкина Н.Г., Бабушкин Г.М. и др. «Птицы Рязанской Мещеры», Рязань, «Глобус губернии», 2008;
- Бабушкин Г.М. Определитель следов на снегу млекопитающих Рязанской области. Рязань 1978;
- Бахарева Л.Н., Доброхотова М.М. Родной край, Московский рабочий, 1989
- Красная книга Рязанской области, Рязань, «Узорочье»,2001;
- Кривцов В. А. География Рязанской области» М., издательство Московского университета, 2002;
- Природа Рязанской области под редакцией Кривцова В. А., Рязань 2003 год.
- Приклонский С.Г. «Заповедная Мещера» фотоальбом, М., «Природа России», 1980;
- Фотоальбом «Мещерская сторона, М., «Московский рабочий», 1983;
Электронное сопровождение:
- «Функции и среда обитания живых организмов» -электронные уроки и тесты, ЗАО «Просвещение-Медио», 2005;
- «Взаимное влияние живых организмов» -электронные уроки и тесты, ЗАО «Просвещение-Медио», 2005;
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки биологии Кирилла и Мефодия Животные» 7 класс,2009;
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки биологии Кирилла и Мефодия Растения. Грибы. Бактерии.» 6 класс,2009;
- Образовательный комплекс «Биология. Живой организм» часть 5, «Биология.Общие закономерности» , ООО «Дрофа», 2009;
- Интегрированное интерактивное пособие «Экологические факторы», ООО «Дрофа», 2009;
- Интегрированное интерактивное пособие «Природные сообщества», ООО «Дрофа», 2007;
- Презентации учителя и учащихся к урокам;
- Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Экология растений" 6 класс
Настоящая рабочая учебная программа курса «Экология растений» для 6 класса II ступени обучения основной общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государ...
Рабочая программа "Экология и автомобиль"
дисциплина входит в общеобразовательный цикл. Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке для профессий техническог...
Рабочая программа "Экология растений. 6 класс"
Рабочая программа "Экология растений. 6 класс" является продолжением программы для 5 класса "Экология растений" и напрвлена на углубление биологических знаний у учащихся 6 класса....
Рабочая программа «Экология Москвы и устойчивое развитие» для 10-11 классов
Рабочая программа (пояснительная записка и календарно-тематическое планирование) курса "Экология Москвы и устойчивое развития" 1...
Рабочая программа "Экология Алтайского края"
Рабочая программа «Экология Алтайского края» разработана на основе Примерной учебной программы регионального компонента содержания образования АКИПКРО, (авторы составители доцент кафедры естественно-г...
Дополнительная образовательная программа" Экология животных"
Программа предполагает углубление и конкретизацию основных экологических понятий , формирование которых началось в 5 и 6 классах в курсах «Природа. Введение в биологию и экологию» и «Экология растений...
Рабочая программа "Экология". 6 - 9 класс. По программе Т.С.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева, Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы,
Содержит: основные идеи и особенности курса экологии 6 - 9 классов, тематический план, основное содержание, требования к уровню подготовки учащихся, содержание тем учебного материала, календарно...