Рабочая программа Экология животных.
рабочая программа по экологии (7 класс) на тему

Гусева Лидия Александровна

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии   в соответствии с программой «Экология животных» авт. И.М.Швец, в программу внесены вопросы по биологическому  краеведению.

Данная программа подкреплена учебником В.Г.Бабенко, Д.В.Богомолов «Экология животных» 7 класс.  Москва «Вентана - Граф» 2014 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_zhivotnyh.docx34.44 КБ

Предварительный просмотр:

     Пояснительная записка

       

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии   в соответствии с программой «Экология животных» авт. И.М.Швец, в программу внесены вопросы по биологическому  краеведению.

Данная программа подкреплена учебником В.Г.Бабенко, Д.В.Богомолов «Экология животных» 7 класс.  Москва «Вентана - Граф» 2014 год.

   Рабочая программа  адресована учащимся 7-х классов Михайловской средней общеобразовательной школы №1,        направлена на развитие экологического образования школьников,  раскрывает многообразие живой природы родного края, особенности сред жизни и факторов, влияющих на организмы животных, особенности  природных объектов и результаты антропогенного воздействия на флору и фауну Рязанской области.  Курс легко адаптируются к индивидуальным особенностям учащихся, так как при его составлении учитывались уровень способностей и характер учебной мотивации учащихся.

      Рабочая программа   предусматривает обучение экологии в 7 классе  в объеме 1 час в неделю. Срок реализации 2014-2015 учебный год.    

      Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы.  Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены     лабораторные     работы,     экскурсии,     демонстрации опытов, проведение  наблюдений.   Все   это   дает   возможность   направленно   воздействовать   на  личность   учащегося:   тренировать   память,   развивать   наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

       Ведущая педагогическая идея: через организацию активной творческой деятельности к пониманию предмета и формированию личности выпускника школы, обладающей  высоким  уровнем биологической подготовленности.

      Актуальность:  содержание программы способствует формированию всесторонне развитой личности, экологически грамотной, и способной творчески использовать полученные знания в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

     Новизна в авторском подходе к содержанию образования, включении новых компонентов: биологического краеведения, уроков обобщения и систематизации знаний в нетрадиционной форме по индивидуальным разработкам; методике преподавания предмета.

     Значимость: Изучение материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, ее разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за ее сохранность. Приоритет в обучении отдается целям творческой самореализации детей,  формам и методам обучения, позволяющим организовать продуктивную деятельность учеников.

 Цель: формировать у детей представления об экологии животных – как науке о взаимоотношениях между животными организмами и окружающей их живой и неживой средой; о месте экологии животных в биологической науке; об экологических принципах охраны природы и рационального природопользования.

Задачи:

  • формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека: системы интегрированных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения;
  • привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, лабораторные работы экскурсии, нестандартные уроки;
  • способствовать формированию умений   работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать экологические  объекты, сравнивать их;
  • учить ставить несложные  опыты, вести наблюдения в природе;
  • учить   распознавать наиболее распространённых животных  своей местности через систему лабораторных работ  и экскурсии;
  • продолжить развивать у детей общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию  умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки через монологические ответы на уроках;
  • развивать творческие способности детей посредством привлечения к выполнению интеллектуальных  творческих заданий; 
  • создать условия для развития у школьников  интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у учащихся  слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения, эстетических эмоций, положительного отношения к учёбе;
  • воспитание у  учащихся позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе, любви к природе родного края.

     Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также обусловлены возрастными особенностями развития учащихся. В курсе экология животных рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле. Знание экологических закономерностей лежит в основе рационального природопользования и охраны природы. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества. Внимание учащихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношениях человеческого общества и природы, путях их успешного разрешения и преодоления.

       Организация учебно-воспитательного процесса разнообразна: уроки, деловые игры, тематические вечера, проведение индивидуальных консультаций. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на  

 формировании активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

                                                               

      Результаты изучения курса «Экология животных»  в 7 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на овладение учащимися знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, на реализацию ключевых   предметных компетентностей курса биологии: эколого-природоохранных, здоровьесберегающих, информационных, практико-исследовательских.

      Система оценки достижений учащихся включает: оценку предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования, способность к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач; оценку динамики образовательных достижений обучающихся; уровневый подход к разработке планируемых результатов; использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами  таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.  

Инструментарий для оценивания результатов:

      Вопросы и задания по видам интеллектуальных умений учащихся:

  • на воспроизведение понятий и знаний их определений;
  • на выдвижение и защиту гипотезы;
  • направление на описание объекта, явлений, процессов;
  • на анализ биологических объектов;
  • на обобщение знаний;
  • на сравнение объектов или явлений;
  • на вскрытие причинно – следственных связей.

Тестовые задания закрытого типа:

  • задания с выбором одного правильного ответа;
  • задание с выбором нескольких верных ответов;
  • программированные опросы;
  • задание на установление соответствия;
  • задание на установление последовательности;
  • на нахождение биологических ошибок.

Задания открытого типа:

  • задание на подстановку пропущенных слов и фраз;
  • биологические диктанты;
  • задание с кратким свободным ответом;
  • задание с развернутым свободным ответом;
  • задание с решением биологических задач.

Творческие задания:

  • моделирование;
  • написание сообщений;
  • сочинения и стихи;
  • рисунки, плакаты, буклеты, листовки;
  • презентации.      

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

по курсу «Экология животных»

знать/понимать:

  • основные экологические факторы в жизни животных;
  • особенности взаимодействий животных со средой обитания;
  • жизненные формы животных;
  • редкие и охраняемые виды животных, охраняемые территории Рязанской области.

уметь:

  • Называть н описывать ощущения от восприятия различных экологических факторов с помощью различных органов чувств.
  • Описывать многообразие условий обитания животных. Называть основные возрастные периоды в онтогенезе животных различных классов.
  • Приводить примеры экологического неблагополучия среди животных, различных форм взаимодействия между животными, разнообразия реакций животных на изменение различных экологических факторов, редких и охраняемых животных своего региона.
  • Объяснять взаимовлияние экологических факторов и живых организмов, особенности распространения животных в зависимости от действия экологических факторов.
  • Давать характеристику основным видам приспособлений животных к различным экологическим факторам и их совокупности, основным средам обитания животных.
  • Объяснять взаимоотношения между животными разных видов, состояние популяций животных по динамике популяционных характеристик.
  • Объяснять значение различных экологических факторов для существования животных в экосистеме и для хозяйственных нужд человека; значение биоразнообразия животного мира для устойчивого развития экосистем.
  • Понимать роль и значение человека для сохранения разнообразных сред обитания животных, понимать роль человека в изменении численности отдельных видов животных и в уменьшении их биоразнообразия.
  • Объяснять роль и значение животных в распространении живого вещества на планете Земля.
  • Прогнозировать изменения в развитии животного мира Земли под воздействием природоохранной, селекционной, генно-инженерной деятельности человечества, а также деятельности по созданию клонов.
  • Применять знания по аутоэкологии животных для ухода за домашними и сельскохозяйственными животными.
  • Называть этические нормы взаимоотношений человека с живыми объектами природы.

Умения познавательной компетентности:

  • находить в предложенных формулировках терминов ключевые слова и видовые характеристики;
  • самостоятельно на основе опорной схемы формулировать определения основных понятий курса экологии;
  • сравнивать биологические объекты по предложенным критериям;
  • характеризовать по предложенному плану биологические объекты;
  • анализировать содержание рисунков, таблиц, схем.

                                                             

Умения информационной компетентности:

  • Отбирать необходимую информацию из различных источников: текста учебника, биологических словарей, справочников,  энциклопедий.
  • Извлекать необходимую информацию на основе сопоставительного анализа  рисунков, натуральных биологических объектов.
  • Пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации.

Умения коммуникативной компетентности:

  • уметь задать интересующий вопрос;
  • вести диалог, участвовать в дискуссии;
  • работать в группах и парах.

Умения рефлексивной компетентности:

  • уметь  оценивать свой труд и сравнивать результаты своего труда с результатами других учащихся класса.

Умения  исследовательской компетенции:

  • уметь формулировать проблему, выдвигать гипотезу;
  • прогнозировать последствия воздействия антропогенных факторов на биологическое разнообразие и ландшафты области;
  • применять знания для обоснования мер охраны видов  и природных сообществ.

                         

Учебно-методическое обеспечение

Литература для учащихся:

  1. «Экология животных» 7 класс: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В. Г. Бабенко, Д. В. Богомолов и др. Под редакцией доктора биологических наук, профессора Н. М. Черновой. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 128с.
  2. Резанов А. Г., Бровкина Е. Т.,Сивоглазов В. И. Многообразие живой природы. Животные. - М.: Дрофа. - 528 с.
  3. Экология. Энциклопедия для детей. Том 19. М.: Аванта +, 2001.-448 с.
  4. Д. Фанс, В. Н. Максимов, Дж. Моричи. Мультимедийный словарь по экологии, 2007.
  5. Алексеев В.А. «300 вопросов и ответов по экологии», Ярославль, «Академия развития», 1998;
  6. Акимушкин И.И. «Красная книга животных», М., «Знание»,1992;
  7. Акимушкин И.И. «Занимательная биология», М., «Молодая гвардия»,1972;
  8. Анашкина Е.Н. «300 вопросов и ответов о птицах» Ярославль, «Академия развития», 1998;
  9. Анашкина Е.Н. «300 вопросов и ответов о насекомых» Ярославль, «Академия развития», 1999;
  10. Беляева В. С., Василевская С. Д.  Изучаем природу родного края. - М.: «Просвещение», 1971;
  11. Верзилин Н. М. По следам Робинзона.- М.: «Дрофа»,2005;
  12. Веселов Е.А. «Определитель пресноводных рыб фауны СССР», М., «Просвещение», 1978;
  13. Вохромеева М.г. «Красная книга России», М., «Педагогика», 1990;
  14. Гуревич А. А. Пресноводные водоросли. Определитель.- М.: «Просвещение», 1986;
  15. Козлов М.А. «Школьный атлас –определитель беспозвоночных», М., «Просвещение», 1993;
  16. Колбовский Е.Ю. «Экология для любознательных или о чем не узнаешь на уроке», Ярославль, «Академия развития», 2003;
  17. Кузнецов Е.А. «Определитель позвоночных животных фауны СССР», М., «Просвещение», 1974;
  18. Морис Рик «Тайны живой природы», М «Росман», 1998;
  19. Новиков В.С., Губанов И.Г.«Школьный атлас-определитель высших растений», М., «Просвещение», 1991;
  20. Олтон Р.и др. Пресноводные беспозвоночные. Определитель основных форм пресноводных беспозвоночных.- АсЭкО ,2001;
  21. Смирин В.М., Смирин Ю.М. «Звери в природе», М., «Московский университет»,1991;
  22. Формозов А.Н. «Спутник следопыта», М., «Московский университет»,1991;
  23. Энциклопедия «Я познаю мир. Животные», М., «Издательство АСТ» ,2004;

Литература для учителя:

  1. И. М. Швец, М. З. Федорова, Т. П. Лукина и др. Экологическая составляющая курса в основной школе: Сборник программ. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 48 с.
  2. Т. С. Сухова, В. И. Строганов, И. М. Швец и др. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 176 с.
  3. Кузнецов В. Н. Экология. Система заданий для контроля уровня подготовки выпускников средней школы.- М.: Вентана-Граф.
  4. Ананьина С.И., Бабкина Н.Г., Бабушкин Г.М. и др. «Птицы Рязанской Мещеры», Рязань, «Глобус губернии», 2008;
  5. Бабушкин Г.М. Определитель следов на снегу млекопитающих Рязанской области. Рязань 1978;
  6. Бахарева Л.Н., Доброхотова М.М. Родной край, Московский рабочий, 1989
  7. Красная книга Рязанской области, Рязань, «Узорочье»,2001;
  8. Кривцов В. А. География Рязанской области» М., издательство Московского университета, 2002;
  9. Природа Рязанской области  под редакцией Кривцова В. А., Рязань 2003 год.
  10. Приклонский С.Г. «Заповедная Мещера» фотоальбом, М., «Природа России», 1980;
  11. Фотоальбом «Мещерская сторона, М., «Московский рабочий», 1983;

Электронное сопровождение:

  1. «Функции и среда обитания живых организмов» -электронные уроки и тесты, ЗАО «Просвещение-Медио», 2005;
  2. «Взаимное влияние живых организмов» -электронные уроки и тесты, ЗАО «Просвещение-Медио», 2005;
  3. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки биологии Кирилла и Мефодия   Животные» 7 класс,2009;
  4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки биологии Кирилла и Мефодия   Растения. Грибы. Бактерии.» 6 класс,2009;
  5. Образовательный комплекс  «Биология. Живой организм» часть 5, «Биология.Общие закономерности» , ООО «Дрофа», 2009;
  6. Интегрированное интерактивное пособие «Экологические факторы», ООО «Дрофа», 2009;
  7. Интегрированное интерактивное пособие «Природные сообщества», ООО «Дрофа», 2007;
  8. Презентации учителя и учащихся к урокам;
  9. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Экология растений" 6 класс

Настоящая  рабочая  учебная программа  курса «Экология растений» для 6 класса II ступени обучения основной общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государ...

Рабочая программа "Экология и автомобиль"

дисциплина входит в общеобразовательный цикл. Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке для профессий техническог...

Рабочая программа "Экология растений. 6 класс"

Рабочая программа "Экология растений. 6 класс"  является продолжением программы для 5 класса "Экология растений" и напрвлена на углубление биологических знаний у учащихся 6 класса....

Рабочая программа «Экология Москвы и устойчивое развитие» для 10-11 классов

Рабочая  программа (пояснительная  записка  и  календарно-тематическое  планирование)  курса  "Экология  Москвы  и  устойчивое  развития"  1...

Рабочая программа "Экология Алтайского края"

Рабочая программа «Экология Алтайского края» разработана на основе Примерной учебной программы регионального компонента содержания образования АКИПКРО, (авторы составители доцент кафедры естественно-г...

Дополнительная образовательная программа" Экология животных"

Программа предполагает углубление и конкретизацию основных экологических понятий , формирование которых началось в 5 и 6 классах в курсах «Природа. Введение в биологию и экологию» и «Экология растений...

Рабочая программа "Экология". 6 - 9 класс. По программе Т.С.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева, Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы,

Содержит: основные идеи и особенности курса экологии  6 - 9 классов, тематический план, основное содержание, требования к уровню подготовки учащихся, содержание тем учебного материала, календарно...