Единый экологический урок-игра в 5- 9 классах "Берегите природу"
план-конспект урока по экологии (5 класс) на тему

 Единый экологический урок-игра в 5- 9  классах "Берегите природу"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл edinyy_ekologicheskiy_urok.docx30.13 КБ

Предварительный просмотр:

 Единый экологический урок-игра в 5- 9  классах "Берегите природу"

Акутина Елена Михайловна,  учитель географии и биологии

Цель: экологическое воспитание учащихся.

Задачи:

  • воспитание любви к родной природе, её красоте;
  • формирование понимания сущности экологических проблем, стоящих перед человечеством;
  • формирование экологической культуры поведения в окружающей среде, гражданской ответственности за её сохранение;
  • осуществлять патриотическое воспитание;
  • способствовать воспитанию любви к природе;

Оборудование: компьютер, проектор, экран, столы и стулья для команд, подготовленная выставка книг «Читаем о природе»

Подготовительная работа:

  1. проведение конкурса листовок в 5- 9 классах «Берегите природу»
  2. Написание сценария мероприятия
  3. Составление презентации к мероприятию

Ход мероприятия

Первый ученик:

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм -
С цветами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.

             Он свят в любое время суток,
            Открыт для нас в жару и стынь,
            Входи сюда,
            Будь сердцем чуток,
            Не оскверняй его святынь.

Второй ученик:

Мы рубим лес, устраиваем свалки.

Но кто же под защиту все возьмет?

Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.

Подумайте, а что нас дальше ждет?

Пора бы человечеству понять ,

Богатство у Природы отбирая,

Что Землю нужно охранять:

Она, как мы, такая же живая!

Учитель: - Часто писатели, поэты, художники в своём творчестве обращаются к природе. В ней они находят созвучие своим мыслям, настроению, в ней черпают вдохновение.

- Посмотрите слайды  с изображением природы.(Дети смотрят презентацию)

Учитель: - Да, природа очень красива. Но почему то  мы зачастую равнодушно скользим взглядом по пейзажу, изображённому знаменитым художником, стараемся, не читая, перелистать страницы с описанием природы в книге известного писателя, обходим вниманием стихи о природе? А часто ли мы любуемся красивым видом реки, леса, ночного озера, освещённого луной? Обычно нам "некогда". Часто мы и не знаем, какую радость может принести общение с природой.

Древние люди поклонялись матушке-природе. Они понимали, что полностью зависят от неё. Человек знал, что земля его поит, кормит, обувает, одевает, веселит и карает. Но постепенно человек стал отгораживаться от окружающего его мира. Действительно, всё чаще мы видим неухоженные поля, горы мусора, загрязнённые реки, высохшие озёра, вырубленные леса. Мы дышим отравленным воздухом и едим отравленные "удобрениями" овощи и фрукты.

Учитель: - Сегодня, мы, ребята, собрались еще раз вспомнить о природе, о ее красоте, рекордах, о мерах защиты природы от экологических проблем, которых к сожалению с каждым днем становится все больше.

Природа безмолвна, но на нашем мероприятии  мы дадим ей дар речи. Сейчас в эфире 

" Новости".  

(Выходят дети и рассказывают новости)

Первый ученик: 

- Начинаем экстренный выпуск экологических новостей. Подсчитано, что за день на Земле исчезает 100 видов растений и животных. Сокращается площадь леса на 15 миллионов гектаров. Превращаются в пыль миллиарды тонн почвы. 15 % территории России экологически неблагоприятны, особенно это касается крупных промышленных городов .60% болезней людей - это производные от состояния экологического напряжения.

Второй ученик: 

  • На каждого жителя России ежегодно добывается примерно 42 тонны горной массы, из них 13 тонн идёт в отвалы.
  • Газопылевые выбросы составляют 0, 48 тонны.
  • Выделение двуокиси углерода от сжигания ископаемого топлива 3,5 тонны.
  • Сбрасывается 184 тонны загрязнённой воды.
  • Ежегодно в России сгорает от 1 до 7 млн.га лесов, 80% лесных пожаров происходит по вине человека .

А ведь леса производят 80 – 90% кислорода, необходимого для жизни на планете

Третий ученик: 

- "Покорять природу и не ждать от неё милости"- это лозунги не столь далёкого времени сделали своё недоброе дело. Из богатейшего набора фауны и флоры исчезли многие виды. Даже ландыш сегодня стал редкостью и воспринимается как чудо.

Первый ученик: 

- Настало время задуматься над вопросом: выживут ли будущие поколения землян? Смогут ли дети XXI века купаться в реке, гулять в лесу, видеть звёзды и вдыхать аромат цветов?

Второй ученик: 

 - А сколько бродячих собак и кошек в  Кулебаки и в  нашем поселке! Какое же сердце надо иметь, чтобы выгнать своего ранее любимого четвероногого друга! Ребята! Прежде чем завести собаку или кошку, подумайте над тем, хватит ли у вас терпения воспитать их? Запомните слова писателя Антуана де Сент-Экзюпери: "Мы в ответе за тех, кого приручаем".

Третий ученик:

 - У меня в руках Красная книга. Все знают, что в неё заносятся редкие и исчезающие растения и животные. Некоторые из них остались в единственных экземплярах. Нам бы очень хотелось, чтобы таких книг больше не выходило.

Учитель: - Да, даже страшно слушать. А нам еще дальше нужно жить и оставить природу другим поколениям. Но сохранить природу не возможно, не зная о ней ничего. Сегодня мы узнаем, насколько грамотны и воспитаны с точки зрения экологии наши друзья – школьники.

Приглашаются команды к соревнованию. - Сегодня мы проводим экологический турнир между командами "….." и "….". Каждой команде досталось вот такое облетевшее "деревце". За каждый правильный ответ на нём будут "распускаться листочки".

(Две команды, сборные 5-9 классов)

первый тур  - «Загадки»

      1.     Кто строит себе под водой дом из воздуха?  (Паук-серебрянка)

2.     Детеныш  ещё не родился, а уже отдан на воспитание. Кто он?   (Кукушонок)

3.     Лыко дерёт, а лаптей не носит.  (Коза)

4.     У кого уши на ногах? (Кузнечик)

5.     Кто в лесу без топоров строит избу без углов?  (Муравей)

6.     Глаза на рогах, а дом на спине.  (Улитка)

      7.     Много рук, а нога одна (Дерево)

8.     Кто дважды рождается, один раз умирает? (Птица)

      9. Цветок-то – медок,

 Лечит от кашля и гриппа (Липа)

10. Череп, да не ворон

 Рогат, да не бык

 Шесть ног без копыт

 Летит – воет

 Падет – землю роет (Жук)

Второй тур- «Пословицы»

Задание: подобрать вторую часть поговорки.

  •  Много снега - много хлеба. 
  • Лес да растение - зверю спасение. 
  • Лес и воды - краса природы. 
  • Враг природы тот, кто лес не бережёт.

Третий тур- «Экологические даты»

- Ребята, вы знаете, что существуют государственные и религиозные праздники, но ещё есть и экологические даты в календаре. Определить, какие это даты 

  • 22 марта – Всемирный день воды. 
  • 1 апреля - Международный день птиц.
  • 22 апреля- День Земли. 
  • 5 июня - Всемирный день окружающей среды.

Третий тур- «Знатоки природы».

1.     В Древней Руси этого зверька называли «векша». Он очень красив. Рождается голеньким, за то потом щеголяет в пушистых нарядах.  (Белка)

2.     Это насекомое хранит удивительную тайну: сидя на травинке в Подмосковье, оно способно почувствовать не значительное землетрясение в Японии. (Кузнечик)

3.      В России этого жучка издавна называли «Солнышко». Он красненький и кругленький, безобидный, любит полакомится тлей. (Божья коровка)

4.     Этих птиц любят за их веселый нрав. Они прекрасные звукоподражатели и часто поют зябликом, дроздом, квакают лягушкой, поют собакой. Летом поедают большое  количество гусениц. (Скворец)

Четвертый тур-  "Охрана природы".

Чтение стихотворений:

Рыбе - вода.
Птице - воздух.
Зверю - лес, степь, горы,
А человеку нужна Родина.

Охранять природу, значит охранять Родину!"

Как вы поступите, чтобы не причинить вреда природе? Дайте краткий ответ.

1. На дорожке прыгает маленький птенец, который никак не может взлететь. Ваши поступки.

2 На земле валялась бумага, полиэтиленовые пакеты, сломанные пластмассовые стаканчики и другой мусор. Ребята собрали все это и сожгли на костре.

3.Вы нашли гриб, но не знаете, настоящий это белый или ложный. Что делать?

4. Ребята гуляли со щенком в лесу. Вдруг они заметили, что его нет рядом. Они его звали, кричали, но так и не нашли.

5.Вы увидели, что на берегу озера мужчина моет машину.

6. Составь правила поведения в лесу.

7. В предложенных ситуациях выдели и объясни неправильные действия детей.

8. Шли по лесу, увидели тлеющие угольки костра.

9. На земле валялась бумага, полиэтиленовые пакеты, сломанные пластмассовые стаканчики и другой мусор. Ребята собрали все это и сожгли на костре.

Пятый тур-«Из книги рекордов Гиннесса»

1.     Самое большое животное на Земле (Синий кит: длина = 33 м)

2.     Самые страшные рыбы, или самые древние рыбы на земле. (Акулы)

3.     Самый быстрый зверь (Гепард -  скорость = 120 км/ч)

4.     Самая крупная кошка  (Тигр – длина – 3,5 м, т = 300 кг)

5.     Самая большая земля (Анаканда  длина = 11 м)

6.     Самая крупная птица (страус, длина =2,5 м, т = 100 кг,  скорость  = 50 км/ч)

7.     Самая маленькая птица (колибри – величиной со шмеля)

8.     Самый лучший прыгун (Кенгуру).

Шестой тур- "Лесные жалобы".

Жалоба №1.

Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь. Что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то! Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям большая, (Жаба).

Жалоба №2.

На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас.

Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы, же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь таким мы и родились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно. (Летучая мышь)

Жалоба №3.

Я - единственное животное, которое может подпустить человека довольно близко. Но вовсе не потому, что я такой храбрый. Просто я плохо вижу и больше надеюсь на свой нюх. Зато у меня есть колючая защита. Кто я, узнайте? (ёж)

Жалоба №4.

Меня называют непоседливым зверьком. Я постоянно в движении: быстро спускаюсь с ели на землю, тотчас взлетаю по стволу обратно или перепрыгиваю с ветки на ветку. Ах, как я устала! (Белка)

Седьмой тур- «Стихотворный»

Найди ошибку в стихотворных строчках.

С.А. Есенин

Выткался на озере алый свет зари

На бору со звоном плачут глухари

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло

Только мне не плачется на душе светло

Ответ. Иволга в дупле не живет. Всю жизнь она проводит в кроне дерева, где и прячется и гнездится, сплетая гнездо в развилке веток.

А.Н. Плещеев

Травка зеленеет, солнышко блестит,

Ласточка с весною в сени к нам летит.

Дам тебе я зерен, а ты песню спой

Что из стран далеких принесла с собой.

Ответ. Ласточки – насекомоядные птицы.

В.А. Жуковский

Где же ты птичка?

Где же ты певичка?

В дальнем краю

Гнездышко вьешь ты,

Там и поешь ты песню свою

Ответ. Нам известно, что перелетные птицы вьют гнезда и выращивают птенцов только на Родине. А в теплых краях, где они спасаются от зимы, эти птицы потомства не выводят.

Восьмой тур- «Песня»

Пропеть как можно больше песен о природе

Девятый тур- «Практика»

1.     Что нужно сделать, чтобы сохранить природу?

2.     А, что  лично каждый из вас сделал, чтобы природа вокруг нас стала ещё красивее?

       Составьте свои экологические знаки, в которых бы отражалась охрана природных богатств и правила нахождения в природе человека.

 

Ситуации

1.     Ты идешь в степь встретить корову и видишь, как малыши пытаются зажечь траву?

2.     В лесу вы видите непотушенный костёр, разбросанные банки, бутылки, мусор?

3.     Вы шли по лесу и вдруг в траве увидели гнездо с  маленькими птицами?

4.     Зимой под окнами у вас собираются маленькие птички. Им холодно и голодно, а  тебе дома тепло и уютно. Поможешь ли ты птичкам, и каким образом?

Десятый тур- "Угадай-ка!".

 Команде смотрят презентацию с рисунками, где показаны растения, дети должны угадать, что это за растения?

Учитель: Вот и закончились наши конкурсы. Любовь к родной природе - один из вернейших признаков любви к своей стране.

Сегодня мы с вами гуляли по лесным тропинкам, любовались красотой природы. Мы всегда должны помнить, что природа гибнет и просит у нас защиты.

Ученик:

Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой,
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!
Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега,
И слышу голос я реки:
Ты береги нас, береги!
Остановил олень свой бег:
Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги,
Ты береги нас, береги!
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
Я сберегу вас, сберегу!

Жюри подводит итоги! Вручение призов и грамот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Единый экологический урок. Учитель географии МБОУ "Джалильская СОШ №2" Сармановского района РТ Калимуллина Райхан Зиннуровна

Единый экологический урок для 9-х классов, с целью развития экологической культуры. Для проведения урока использованы исследовательские работы учащихся МБОУ "Джалильская СОШ №2" Сармановского района Р...

Урок-игра по физике "Силы в природе"

Тип урока:  урок  обобщения  и систематизации знаний учащихся.Форма проведения:   игровая.  Цели урока:     Образовательная: в интересной фо...

«Судьба Земли у нас в руках!» Единый экологический урок в 6 классе

Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю – лес и...

Единый экологический урок

Игра-путешествие: направлена на коллективную работу в классе, а также на коммункацию, взаимодействие между учащимися....

Единый экологический урок на тему "Вода и жизнь", посвященный году Водоохранных зон в Республике Татарстан

Урок посвящен 2016 году - году водоохранных зон в Республике Татарстан. Данный урок направлен на экологическое воспитание учащихся и их бережное отношение к окружающему миру....

Единый экологический урок "Раздельный сбор мусора"

Ежегодно от каждого человека, проживающего в России, остается очень много мусора. Ежедневно мы выбрасываем консервные банки, различные упаковки, бумагу, бутылки, предметы из пластмассы и пластика, ста...

Обобщающий урок по теме "Общий обзор природы России" (Урок - игра "Своя игра ") 8 класс

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме....