Экология 9 класс
календарно-тематическое планирование по экологии (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы курса «Экология» (авторы: Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов) ГОУ ДПО «СарИПКиПРО».
Рабочая программа 9 класса предусматривает обучение экологии в объеме 1 часа в неделю.
В рабочей программе рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих экологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человечества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле. Знание экологических закономерностей лежит в основе рационального природопользования и охраны природы. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества. Внимание учащихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношениях человеческого общества и природы, путях из успешного разрешения и преодоления.
Раздел «Общая экология» рассматривает закономерности взаимоотношений живых организмов с окружающей природной средой, специфику механизмов, обеспечивающих устойчивость экологических систем на популяционном и биоценотическом уровнях.
В разделе «Экологические основы охраны природы» рассматривают фундаментальные экологические законы и социальные закономерности. Знание этих законов необходимо для рационального природопользования, сознательной реализации мер, предотвращающих саморазрушение системы «общество-природа», а также дает возможность восстановления уже нарушенных связей и процессов на местном, региональном и глобальном уровнях. Этот раздел ориентирует учащихся на разумную, экологически обоснованную деятельность, способствующую рациональному использованию и охране природных ресурсов и окружающей природной среды.
Обучение школьников экологии опирается на полученные ими ранее знания по биологии, химии, географии, физике, обществоведению и осуществляется на основе развития и обобщения экологических понятий, усвоения научных фактов, важнейших закономерностей, идей теорий, обеспечивающих формирование эколого-природоохранного мышления и подготовку учеников к практической деятельности.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны знать:
- определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие факторы, экологический оптимум, благоприятные, неблагоприятные и экстремальные условия, адаптация организмов и др.);
- о типах взаимодействий организмов, разнообразии биотических связей, количественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяина;
- законы конкурентных отношений а природе, правила конкурентного исключения, его значение в регулировании видового состава природных сообществ, в сельскохозяйственной практике, при интродукции и акклиматизации видов;
- об отношении организмов в популяциях (понятие популяции, типы популяций, их демографическая структура, динамика численности популяции, и ее регуляция в природе);
- о строении и функционировании экосистем (понятие «экосистема», «прогноз» как основа природной экосистемы, круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах, экологические основы формирования и поддерживания экосистем);
- законы биологической продуктивности (цепи питания, первичная и вторичная биологическая продукция, факторы ее лемитирующие, экологические пирамиды, биологическая продукция в естественных природных и агроэкосистемах);
- о саморазвитии экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание водоема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);
- о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экосистем;
- о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потоки энергии в биосфере);
- о месте человека в экосистеме земли (общеэкологические и социальные особенности популяций человека, экологические связи человечества, их развитие, современные взаимоотношения человечества и природы, социально-экологические связи);
- о динамике отношений системы «природа-общество» (различия темпов и характера формирования биосферы и техносферы, совместимость человеческой цивилизации с законами биосферы);
- современные проблемы охраны природы;
- о рациональном использовании и охране водных ресурсов (бережное расходование воды, борьба с загрязнениями, очистные сооружения и их эффективность, использование оборотных вод);
- об использовании и охране недр (проблема исчерпаемости минерального сырья и энергетических ресурсов, бережное использование полезных ископаемых);
- о рациональном использовании и охране почв (причины потери плодородия и разрушения почв, ускоренная эрозия, ее виды).
Учащиеся должны уметь:
- решать простейшие экологические задачи;
- использовать количественные показатели при обсуждении экологических и демографических вопросов;
- объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах;
- строить графики простейших экологических зависимостей;
- применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности;
- определять уровень загрязнения воздуха и воды;
- устанавливать и описывать основные виды ускоренной почвенной эрозии;
- охранять пресноводных рыб в период нереста;
- охранять полезных насекомых;
- подкармливать и охранять насекомоядных и хищных птиц;
- охранять и подкармливать охотничье-промысловых животных.
Список литературы.
- Акифьева Е.В. Программно-методические материалы: Экология 5-11 класс, Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2005
- Галушин В.Б., Чернова Н.М. учебник «Основы экологии» 10 (11) класс. М.: Дрофа, 2001
- Чередниченко И.П. «Экология» 6-11 классы, Волгоград, издательство «Учитель», 2010
- Швец И.М. Экологическая составляющая курса биологии в основной школе, М.: «Вентана- граф», 2005
№ | Тема курса. Тема урока. | Кол- во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля. Измери-те ли. | Элементы допол. содер-жания. | Примечания | Д/З | Дата проведения | |
план | факт | ||||||||||
I Организм и среда. | 7 | ||||||||||
1 | Потенциальные возможности размножения организмов и их ограничения средой. | 1 | Урок изуче-ния нового материала | Самовоспроизведе-ние, геометрическая прогрессия размножения. | Знать: главное свойство жизни. Уметь: строить графики. | График | С.13-14 | П.1 | |||
2 | Общие законы зависимости организмов от факторов среды. | 1 | Комби-нированный урок | Экологические факторы. Закон оп-тимума. Пессимум. Экстримальные условия.Ограничи-вающий фактор. | Знать: основные понятия. Использовать количественные показатели в экологических вопросах. | График. | С.19-21 | П.2 | |||
3 | Основные пути приспособления организмов к среде. | 1 | Комби-нированный урок. | Анабиоз. Скрытая жизнь.Постоянство внутренней среды. Основные среды жизни. Планктон. Паразитизм. | Знать: главные пути выживания организмов. | С.28-29 | П.3 | ||||
4 | Пути воздействия организмов на среду обитания. | 1 | Комби-нированный урок. | Средообразующая деятельность организмов. Фильтрационное питание. Самоочищение водоемов. | Объяснять принципы обратных связей в природе. | Дискуссия | С.44-45 | П.5 | |||
5 | Почвенные обитатели и их средообразующая деятельность. | 1 | Комби-нированный урок. | Фотосинтез. Почва. Почвенный гумус. Структура почвы. Микроорганизмы. | Л/Р №1 «Почвен-ные обита-тели» | ||||||
6 | Приспособитель-ные формы организмов. | 1 | Комби-нированный урок. | Жизненные формы видов, конвергенция | Знать: приспосо-бительные формы, жизненные формы организмов | Л/Р №2 «Жизнен-ные формы живот-ных» | ИКТ | П.6 | |||
7 | Приспособитель-ные ритмы жизни. | 1 | Урок обобще-ния | Суточные ритмы. Годовые ритмы. Фотопериод. Фотопериодизм. | Знать: ритмы жизнедеятельности организмов. Уметь строить графики экологических зависимостей. | Тест. | С.57-59 | П.7 | |||
| Сообщества и популяции | 16 | |||||||||
1 | Типы взаимодействия организмов. | 1 | Урок изуче-ния нового материала | Биотические связи, пищевые отношения, конкуренция, мутуализм, симбиоз. | Знать: типы взаимодействия организмов. Объяснять принципы обратных связей в природе. | В.1-4 с.65 | С.63-64 | П.8 | |||
2 | Типы взаимодействия организмов | 1 | Урок-практи-кум | Биотические связи, пищевые отношения, конкуренция, мутуализм, симбиоз. | Знать: типы взаимодействия организмов. Объяснять принципы обратных связей в природе. | Решение экол. задач. | |||||
3 | Законы и следствия пищевых отношений | 1 | Урок изуче-ния нового материала | Хищники, пара-зиты, собиратели, отношения хищник-жертва, экологический бумеранг. | Знать: законы конкурентных отно-шений в природе. Уметь объяснять механизмы регуля-ции и устойчивости. | В.1-3 с. 73 | С.70-73 | П.9 | |||
4 | Законы и следствия пищевых отношений | 1 | Урок-практи-кум | Хищники, пара-зиты, собиратели, отношения хищник-жертва, экологический бумеранг. | Знать: законы конкурентных отно-шений в природе. Уметь объяснять механизмы регуля-ции и устойчивости. | Решение экол. задач. | |||||
5 | Законы конкурентных отношений в природе. | 1 | Комби-нированный урок. | Закон Гаузе, правило конку-рентного исклю-чения, правило Тинеманна. | Знать: законы конкурентных отно-шений в природе. Уметь объяснять механизмы регуля-ции и устойчивости. | В.1-3 с.79 | С.77-78 | П. 10 | |||
6 | Законы конкурентных отношений в природе. | 1 | Урок-практи-кум | Закон Гаузе, правило конку-рентного исклю-чения, правило Тинеманна. | Знать: законы конкурентных отно-шений в природе. Уметь объяснять механизмы регуля-ции и устойчивости. | Решение экол. задач. | |||||
7 | Популяции. | 1 | Урок изуче-ния нового материала | Внутривидовые взаимодействия, численности популяции, плотность и струк-тура популяции. | Знать: об отношениях организмов в популяциях. | Дискуссия. | С.83-84 | П. 11 | |||
8 | Законы конкурентных отношений в природе. | 1 | Урок-практи-кум | Внутривидовые взаимодействия, численности популяции, плотность и струк-тура популяции. | Знать: об отношениях организмов в популяциях. | Решение экол. задач. | |||||
9 | Демографическая структура популяций. | 1 | Комби-нированный урок. | Иммиграция, эмиграция, мета-морфоз, демог-рафия , пирамида возрастов. | Знать: демографическую структуру попу-ляции. | №1-4 с.91 | С.89-90 | П. 12 | |||
10 | Законы конкурентных отношений в природе. | 1 | Урок-практи-кум | Иммиграция, эмиграция, мета-морфоз, демог-рафия , пирамида возрастов. | Знать: демографическую структуру попу-ляции. | Решение экол. задач. | |||||
11 | Рост численности и плотности популяций. | 1 | Комби-нированный урок. | Емкость среды, саморегуляция чис-ленности попу-ляции, отрицательная обратная связь. | Знать: динамику численности популяции и ее регуляцию в природе. Уметь объяснять ме-ханизмы регуляции | Задания 1-2 стр 98 | С.96-98 | П. 13 | |||
12 | Рост численности и плотности популяций. | 1 | Урок-практи-кум | Емкость среды, саморегуляция чис-ленности попу-ляции, отрицательная обратная связь. | Знать: динамику численности популяции и ее регуляцию в природе. Уметь объяснять ме-ханизмы регуляции | Решение эколог. задач. | |||||
13 | Динамика численности популяций и ее регуляция в природе. | 1 | Комби-нированный урок. | Стабильный, изменчивый, взрывной ход; ре-гуляция числен-ности, немедленная и запаздывающая регуляции. | Знать: об отно-шениях организмов в популяциях, де-мографическую структуру популяции. | Дискуссия С.106 | С.104-106 | П. 14 | |||
14 | Динамика численности популяций и ее регуляция в природе. | 1 | Урок-практи-кум | Стабильный, изменчивый, взрывной ход; ре-гуляция числен-ности, немедленная и запаздывающая регуляции. | Знать: об отно-шениях организмов в популяциях, де-мографическую структуру популяции. | Решение эколог. задач. | |||||
15 | Биоценоз и его устойчивость. | 1 | Урок обобще-ния и система-тизациизнаний. | Доминанты, доми-нирующие виды, малочисленные виды, ярусность, опушечный эффект. | Знать: о строении и функционировании биоценоза. | Исследовательская работа | С.112-114 | П. 15 | |||
16 | «Лесной биоценоз и экологические ниши видов» | 1 | Экскур-сия | Биоценоз, эколо-гическая ниша, ярусность, видовая структура биоценоза. | Объяснять меха-низмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах. | Отчет по экскурсии | |||||
Экосистемы. | 11 | ||||||||||
1 | Законы организации экосистем. | 1 | Урок изуче-ния нового материала | Экосистема, потоки вещества и энер-гии,биологический круговорот ве-ществ, продуценты, консументы, реду-центы. | Знать: законы орга-низации экосистем. Объяснять: принципы обратных связей. | Дискуссия С.121 | П. 16 | ||||
2 | Законы организации экосистем. | 1 | Урок – практи-кум | Экосистема, потоки вещества и энер-гии,биологический круговорот ве-ществ, продуценты, консументы, реду-центы. | Знать: законы орга-низации экосистем. Объяснять: принципы обратных связей. | Решение экол. задач. | |||||
3 | Законы биологической продуктивности | 1 | Комби-нированный урок. | Цепи питания, трофические уровни, биомасса, белковое голодание | Знать: законы биологической продуктивности. | №1-2 на с.128 | С.126-128 | П. 17 | |||
4 | Законы биологической продуктивности | 1 | Урок – практи-кум | Цепи питания, трофические уровни, биомасса, белковое голодание | Знать: законы биологической продуктивности. | Решение экол. задач. | |||||
5 | Продуктивность агроценозов | 1 | Решение экол. задач. | Агроценозы, биологический метод борьбы, агроэкосистемы. | Знать: законы биологической продуктивности. | Дискуссия С.136 | С.133-135 | П. 18 | |||
6 | Саморазвитие экосистем | 1 | Комби-нированный урок. | Сукцессии. Незрелые, зрелые,сообщества,восстановительные смены. | Знать: о само-развитии экосистем. Уметь решать простейшие экологические задачи. | Л/Р №3 «Смены простей-ших в сенном настрое» | С.140-142 | П. 19 | |||
7 | Саморазвитие природных экосистем и процессы восстановления нарушенных сообществ. | 1 | Экскур-сия | Автотрофы, гетеротрофы, регу-ляторные связи, не-зрелые, зрелые сообщества, сукце-ссии. | Знать: законы биологической продуктивности. | Отчет по экскурсии | |||||
8 | Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяций. | 1 | Комби-нированный урок. | Экологические ниши, межвидовые отношения, разно-образие жизни, функции биоло-гического разнообразия. | Знать: о биоло-гическом разно-образии, как важ-нейшем условии устойчивости биоценозов, экосистем. | Мини-проект | С.146-147 | Исп. ИКТ | П, 20 | ||
9 | Биосфера как глобальная экосистема. | 1 | Урок обобще-ния и система-тизациизнаний. | Биосфера, озоновый экран, живое существо, органогенные породы, круговорот углерода, азота. Кислорода. | Знать: о биосфере как глобальной экосистеме. | Тест | С. 155-156 | П. 21 | |||
10 | Человек и биосфера | 1 | Урок – конфе-ренция | Экология как наука, человечество. | Знать: о месте чело-века в экосистеме Земли. | Сообще-ния | П. 22 | ||||
11 | Роль человеческого общества в использовании ресурсов и преобразовании биосферы. | 1 | Урок котроля знаний. | Экологические проблемы, экологическая грамотность населения, возможности биосферы. | Знать: экологи-ческие проблемы, экологическая грамотность населения, возможности биосферы. | Итоговое тестирование. | |||||
Всего – 33 часа Резерв – 1 час |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...
Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.
Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...
Календарно-тематическое планирование по экологии "Экология Москвы и устойчивое развитие" 10 класс.
Календарно-тематическое планирование по экологии"Экология Москвы и устойчивое развитие" для 10 класса.Учебник: Г.А.Ягодин, М.В.Аргунова, Т.А.Плюснина, Д.В.Моргун«Экология Москвы и устойчивое развитие»...
введение в экологию. презентации к урокам экологии 5 класс
некоторые темы экологии 5 класса в презентациях к урокам...
Рабочая программа "Экология". 6 - 9 класс. По программе Т.С.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева, Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы,
Содержит: основные идеи и особенности курса экологии 6 - 9 классов, тематический план, основное содержание, требования к уровню подготовки учащихся, содержание тем учебного материала, календарно...
Конспект урока по экологии Тема урока: Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки
Конспект урока по экологииТема урока: Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки...
Рабочая программа элективного курса "Экология растений", "Экология животных", "Экология человека", "Экология и биосфера"
Рабочая программа составлена в соответствии с программой автор И.М. Швец. Включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание обучения, требования к уровню подготовки учащихся...