Экология 6 класс
календарно-тематическое планирование по экологии (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы курса «Экология растений» 6 класс (автор ИМ. Швец) ГОУ ДПО «СарИПКиПРО».
Рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение экологии в объеме одного часа в неделю.
Рабочая программа продолжает вводить основные экологические понятия, с которыми учащиеся начали знакомиться в 5 классе в учебном курсе «Природа. Введение в экологию и биологию» Такие общие экологические понятия, как «экологический фактор», «взаимодействие организмов», «окружающая среда», «взаимодействие организмов с окружающей средой» и другие, объясняются на конкретных примерах растений. От общих представлений о среде обитания и условий существования предлагается перейти к общему и специфическому во взаимодействии растений с основными экологическими факторами: абиотическими и биотическими. Выделены экологические группы растений по отношению к основным экологическим факторам. Рассмотрены основные виды приспособлений растений как показатель условий их жизни. Учебный курс завершается изучением растительных сообществ, классификации жизненных форм и значения биоразнообразий растений.
Задачи экологического образования представляются в совокупности процессом обучения, воспитания и развития личности.
Обучение: формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека; системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения.
Воспитание потребностей поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни и улучшения состояния окружающей среды.
Развитие интеллектуальной сферы – способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций;
эмоциональной сферы – эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды;
волевой сферы убеждения в возможности решения экологических проблем, стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса по курсу «Экология растений»:
- Называть основные экологические факторы в жизни растений.
- Описывать различные условия существования, периоды жизни и возрастные состояния растений.
- Приводить примеры различных растительных сообществ и их видового состава, различных жизненных форм растений.
- Описывать и объяснять приспособление растений к различным экологическим факторам и влияние экологических факторов на жизнедеятельность растений.
- Давать характеристику различным растительным сообществам, взаимосвязям внутри растительного сообщества, различным сезонным изменениям растений.
- Определять антропогенное воздействие на растительные сообщества, уровни жизненного состояния растений.
- Объяснять значение различных экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных состояний; для устойчивости растительных сообществ, видового разнообразия растений.
- Объяснять роль и значение растений, грибов и бактерий в круговороте веществ и непрерывности жизни.
- Объяснять роль человека в охране растительного мира, в сохранении биоразнообразия растений.
- Уметь прогнозировать изменения в развитии растительных сообществ и отдельных растений под воздействием усилившейся антропогенной нагрузки.
- Применять знания об экологических факторах для повышения выживаемости комнатных и сельскохозяйственных растений.
Список литературы.
- 1.Акифьева Е.В. Программно-методические материалы: Экология, 5-11 классы, Саратов:: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2005 год
- .Былова А.М., Шорина Н.И.. «Экология растений» 6 класс, М.: Изд.центр «Вентана-Граф», 2002 год
- Горская Н.А. Рабочая тетрадь «Экология растений» : 6 класс. М.: Изд.центр «Вентана-Граф», 2011 год
- Чредниченко И.П. «Экология», 6-11 классы, Волгоград: издательство «Учитель», 2010 год
- Швец И.М. Экологическая составляющая курса биологии в основной школе, М.: «Вентана-Граф», 2005
№ | Тема курса. Тема урока. | Кол во ча-сов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля Измери-тели. | Элемен-ты доп. содержания | Приме-чания | Д/З | Дата проведения | |
Введение | 2 | ||||||||||
1 | Что изучает экология растений | 1 | Урок усвое-ния новых знаний | Среда обитания, растительные сообщества | Знать: экологические факторы | Фронталь-ный опрос | Исп. ИКТ | П. 1 | |||
2 | Особенности взаимодействия растений и животных со средой | 1 | Комби-нированный урок | Глубокий и вынужденный покой, водные растворы. | Знать: среда обитания, взаимосвязи, условия существования. | Индиви-дуальный опрос | П.2 | ||||
I Свет в жизни растений | 3 | ||||||||||
1 | Для чего нужен свет растениям | 1 | Урок усвое-ния новых знаний | Растения длинного и короткого дня, нейтральные растения, воздушное питание растений | Знать: свет, фотосинтез, условия освещения | Письмен-ная работа по карточкам | Д.О. «Влия-ние све-та на рост и развитие расте-ний» | Исп, ИКТ | П.3 | ||
2 | Свет, как экологический фактор | 1 | Комби-нированный урок | Прямой и рассеянный солнечный свет, световые, теневые и летнезимнезеле-ные листья. | Знать: особенности строения светолюбивых и теневыносливых растений | Л/Р №1 «Изуче-ние строения листьев светолюб. и теневыносливого растений под микроскопом» | П.4-6 | ||||
3 | Приспособления растений к меняющимся условиям освещения. | 1 | Урок- практи-кум | Эфемероиды, подснежники, летнезеленые и вечнозеленые листья, глубокий покой. | Знать: особенности стоения светолюбивых и теневыносливых растений | П/Р №1 «Опреде-ление ко-личества солнеч-ных дней в году в своей мест-ности» | П 7-8 | ||||
II Тепло в жизни растений | 3 | ||||||||||
1 | Для чего нужно тепло растениям | 1 | Урок усвое-ния новых знаний | Температурные границы, промораживание, вторичное цветение. | Знать: тепло, как необходимое условие для жизни | Работа по вопросам учебника | Точеч-ный термо-метр | П. 9 -11 | |||
2 | Приспособление растений к высоким и низким температурам. | 1 | Комби-нированный урок | Вегетативный период, тепловые пояса:тропический, умеренный, полярный. Полюса холода. | Знать: теплолюбивые растения, тепловые пояса. | Фронтальный опрос | П. 12 | ||||
3 | Улучшение температурных условий для растений | 1 | Урок – практи-кум | Жаровыносливые,нехолодостойкие неморозостойкие, льдоустойчивые растения. Закалка растений, точечный термометр. | Уметь: определять среднегодовую и среднесезонную температуру своей местности | П/Р №2 «Определение среднегод и среднесе-зонной t-ры своей местности и расте-ний, приспо-соблен-ных к ним» | Улучше-ние тем-ператур-ных ус-ловий для растений | П.13 | |||
III Вода в жизни растений | 3 | ||||||||||
1 | Для чего нужна вода растениям | 1 | Урок усвое-ния новых знаний | Внутренний запас воды, завядание растений, внекорневая подкормка, эпифиты, суккуленты. | Знать: влияние экологических факторов на жизнедеятельность растений | Работа по вопросам учебника стр.44 | Эфемеры эфеме-роиды | Презентация | П. 14-15 | ||
2 | Влажность – как экологический фактор | 1 | Комби-нированный урок | Влаголюбивые и засухоустойчивые растения. | Знать: особенности строения листьев засухоустойчивых и влаголюбивых растений. | Л//Р №2 «Знаком-ство с водными, влаголю-бивыми и засухоус-тойчивы-ми расте-ниями» | П.16-19 | ||||
3 | Приспособления растений к различным условиям влажности | 1 | Урок – практи-кум | Плавающие, земноводные, влаголюбивые растения.Суккуленты, рассеченные листья. | Уметь: обьяснять причины приспособления растений к различным экологическим факторам | П/Р №3 «Опреде-ление количест-ва дожд-ливых и засушли-вых дней в своей местнос-ти» | П.16-20 | ||||
IV Воздух в жизни растений | 3 | ||||||||||
1 | Газовый состав воздуха и ветер в жизни растений | 1 | Урок усвое-ния новых знаний | Сернистая кислота, сернистый газ, кислотные дожди. Ветровал, бурелом, флагообразная крона. | Знать: газовый состав воздуха, кислотные дожди, ветровал, бурелом, флагообразная крона. | Работа по вопросам учебника | П.21-22 | ||||
2 | Приспособления растений к опылению и распространению ветром. | 1 | Урок – практи-кум | Цветковые растения, пыльца, рыльца, тычинки, соцветия. | Знать: основные приспособления к опылению и распространению ветром. | Л/Р №3 «Изучени приспо-соблений растений к опы-лению и распостранению ветром» | П.23-24 | ||||
3 | Регулирование человеком воздушных потоков и газового состава воздуха | 1 | Комби-нированный урок | Фитонциды, ветроустойчивые растения. | Знать: фитонциды, ветроустойчивые растения. | Л/Р №4 «Опреде-ление с помощью домашних растений степень запылен-ности воздуха» | П.25 | ||||
V Почва в жизни растений. | 3 | ||||||||||
1 | Что представляет собой почва, для чего она нужна растениям. | 1 | Урок усвое-ния новых знаний | Почвы: лесные, суглинистые, сероземы, супесчаные. | Знать: органические и минеральные вещества. | Фронталь-ный опрос | Исп. ИКТ | П.26-27 | |||
2 | Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв. | 1 | Урок – практи-кум | Плодородие почвы, ее питание. | Знать: плодородие, почвенное питание, гумус, растения засоленных почв. | П/Р №4 «Влияние механи-ческого состава почвы на прораста-ние семян, рост и развитие пророст-ков» | В.1-6 на с.80 | П.28 | |||
3 | Улучшение почв человеком, способы улучшения. | 1 | Экскур-сия | Водная, ветровая, овражная эрозия. | Знать: эрозия почв, виды удобрений. | Отчет по экскурсии | П. 29-30 | ||||
VI Животные и растения. | 2 | ||||||||||
1 | Животные – опылители. Распространение плодов и семян животными и растениями. | 1 | Комби-нированный урок | Перекрестное опыление, венчик, тычинка, пыльник, нектар. | Уметь: показывать взаимосвязь животных и растений. | Л/Р №5 «Способы распрост-ранения плодов и семян» | П.31-33 | ||||
2 | Растения-хищники | 1 | Комби-нированный урок | Минеральное питание растений, желудочный сок, сверхдальнее распыление, соплодия, сфагновые мхи. | Уметь: показывать взаимосвязь животных и растений. | Л/Р №6 «Изуче-ние защитных приспо-соблений растений» | Сообще-ния | Исп. ИКТ | П.34 | ||
VII Влияние растений друг на друга | 1 | ||||||||||
1 | Формы влияния растений друг на друга | 1 | Урок – практи-кум | Растения-полупаразиты, корневые присоски. | Уметь: характеризовать взаимосвязи внутри растительного сообщества | Л/Р №7 «Взаимо-действие лиан с другими расте-ниями» | П.35-36 | ||||
VIII Грибы и бактерии в жизни растений | 2 | ||||||||||
1 | Круговорот веществ | 1 | Урок усвое-ния новых знаний | Круговорот веществ, сапрофиты. | Знать и понимать роль бактерий и грибов в круговороте веществ. | Эвристи-ческая беседа | Исп. ИКТ | П. 37 | |||
2 | Бактериальные и грибные болезни растений | 1 | Комби-нированный урок | Фитофтороз, фитофтора. | Понимать роль человека в сохранении биоразнообразия | Индиви-дуальный опрос. Л/Р №8 «Грибные заболева-ния злаков» | Сообще-ния | П.38-39 | |||
IX Сезонные изменеия растений | 2 | ||||||||||
1 | Сезоны года в жизни растений | 1 | Урок усвое-ния новых знаний | Глубокий и вынужденный покой, весеннее сокодвижение, лесная подстилка. | Знать: растительные сообщества и взаимосвязи между ними. | Работа по карточкам | Исп. ИКТ | П.40-41 | |||
2 | Фенологические фазы. Фенология. | 1 | Комби-нированный урок | Фенологические фазы. Фенология. | Знать: как изменяются по сезонам растения | Индиви-дуальный опрос. | В.1-5 с. 133 | П.42 | |||
X Изменение растений в течение жизни | 1 | ||||||||||
1 | Возраст растений, возрастные состояния, их значение. | 1 | Урок усвое-ния новых знаний | Растения: цветущие, юношеские, полувзрослые, взрослые, вегетативные. | Знать: растения цветущие, юношеские, полувзрослые, взрослые, вегетативные | Работа по вопросам учебника | Опреде-ление возраста растений | П.43-45 | |||
XI Разнообразие условий существования и их влияние на растения | 1 | ||||||||||
1 | Где и как обитают растения и как меняются их размеры | 1 | Урок – практи-кум | Жизненное состояние растений, широкая и узкая экологическая приспособленность | Понимать роль человека в сохранении биоразнообразия | П/Р №5 «Воздейст-вие чело-века на раститель-ность» | П. 46-47 | ||||
XII Жизненные формы растений | 1 | ||||||||||
1 | Разнообразие жизненных форм растений, деревьев. | 1 | Урок – практи-кум | Деревья, кустарники, кустарнички, травы, растения-подушки, кутикулы, лианы. | Знать виды деревьев | П/Р №6 «Изуче-ние жиз-ненных форм рас-тений своей мест-ности» | П.48-49 | ||||
XIII Растительные сообщества | 3 | ||||||||||
1 | Растительные сообщества, их состав | 1 | Урок усвое-ния новых знаний | Устойчивость растительных сообществ. | Уметь: характеризовать разные растительные сообщества. | Работа по вопросам учебника. | Сообще-ния | П. 50-51 | |||
2 | Количественное соотношение видов в растительном сообществе | 1 | Урок – практи-кум | Обилие, плотность вида. Виды: господствующие, сопутствующие, строители сообщества. | Знать: взаимосвязи внутри растительного сообщества | П/Р №7 «Изуче-ние состояния сообщества парка» | П. 52-53 | ||||
3 | Строение растительных сообществ, их изменения, воздействие на них человека. | 1 | Экскур-сия | Ярусность, горизонтальная расчлененность растительных сообществ. | Знать: горизонтальная расчлененность растительных сообществ. | Индиви-дуальный опрос. | П.54-56 | ||||
XIV Охрана растительного мира | 4 | ||||||||||
1 | Редкие и охраняемые растения. Красная книга | 1 | Комби-нированный урок | Редкие и охраняемые растения. Красная книга. | Знать: редкие и охраняемые растения. Красная книга. | Фронталь-ный опрос | Сообще-ния | Исп.ИКТ | П.57 | ||
2 | Охраняемые территории и их значение. | 1 | Урок – практи-кум | Заповедники, национальные парки. | Знать: редкие и охраняемые растения, Красная книга, охраняемые территории | П/Р №8 «Охраняе-мые территории России» | Исп.ИКТ | П. 58 | |||
3 | Редкие и охраняемые растения нашей области | 2 | Комби-нированный урок | Редкие и охраняемые растения Саратовской области | Знать: редкие и охраняемые растения, Красная книга, охраняемые территории | Сообще-ния | Исп. ИКТ | ||||
Всего – 34, резерв - 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...
Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.
Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...
Календарно-тематическое планирование по экологии "Экология Москвы и устойчивое развитие" 10 класс.
Календарно-тематическое планирование по экологии"Экология Москвы и устойчивое развитие" для 10 класса.Учебник: Г.А.Ягодин, М.В.Аргунова, Т.А.Плюснина, Д.В.Моргун«Экология Москвы и устойчивое развитие»...
введение в экологию. презентации к урокам экологии 5 класс
некоторые темы экологии 5 класса в презентациях к урокам...
Рабочая программа "Экология". 6 - 9 класс. По программе Т.С.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева, Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы,
Содержит: основные идеи и особенности курса экологии 6 - 9 классов, тематический план, основное содержание, требования к уровню подготовки учащихся, содержание тем учебного материала, календарно...
Конспект урока по экологии Тема урока: Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки
Конспект урока по экологииТема урока: Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки...
Рабочая программа элективного курса "Экология растений", "Экология животных", "Экология человека", "Экология и биосфера"
Рабочая программа составлена в соответствии с программой автор И.М. Швец. Включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание обучения, требования к уровню подготовки учащихся...