Экология 5 класс
календарно-тематическое планирование по экологии (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы Курса «Природа. Введение в биологию и экологию» (авторы Т.С. Сухова, В.И. Строганов) ГОУ ДПО «СарИПКиПРО»
Рабочая программа для 5 класса предусматривает изучение экологии в объеме 1 часа в неделю.
Рабочая программа предусматривает целенаправленное формирование общих биологических и экологических понятий уже с 5 класса, вырастить «главные ветви знаний», а затем идти к более мелким элементам, опираясь на принцип «от целого к частям».
Задачи экологического образования представляются в совокупности с процессами обучения, воспитания и развития личности.
Обучение: формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека; системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения.
Воспитание потребностей поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни и улучшения состояния окружающей среды.
Развитие интеллектуальной сферы: способности к целевому, причинному и вероятному анализу экологических ситуаций;
эмоциональной сферы: эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды;
волевой сферы: убеждение в возможности решения экологических проблем, стремления к распространению экологических знаний
и личному участию в практических делах по защите окружающей среды
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Знать: особенности методов наблюдения, эксперимента.
Уметь:
- Наблюдать за экологическими явлениями, влиянием деятельности человека на экосистемы;
- Описывать результаты наблюдений, обсуждать полученные факты;
- Проводить опыт в соответствии с задачами, объяснять результаты;
- Измерять с помощью различных приборов.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Природоведение» Т.С.Сухова, В.И.Строганов, М.:изд-во «Вентана-Граф», 2011 год
Список литературы.
- Акифьева программно-методические материалы: Экология, 5-11 класс, Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2005
- Чередниченко И.П. «Экология», Волгоград, «Учитель», 2010
- Швец И.М. Экологическая составляющая курса биологии в основной школе: Сборник программ, М.: «Вентана-Граф» 2005
№ | Тема курса. Тема урока. | Кол. во ча-сов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля. Измерители. | Элементы допол. содержа-ния. | Приме-ча-ния | Д/З | Дата проведения | |
| 3 | план | факт | ||||||||
1 | Как идет жизнь на земле. Экскурсия. Живая и неживая природа. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Живые организмы. Биология. | Знать понятия: биология, живые организмы. | С. 81-83 Вырас-тить пле-сень на хлебе | |||||
2 | Прибор, открывающий тайны. | 1 | Урок усвое-ния навыков и умений | Обьектив, окуляр, тубус, микропре-парат. | Знать понятия: клетка, единица строения и размножения живых организмов. | Л/Р №1 «Устройство микроскопа. Рассматрива-ние под микроскопом пузырьков воздуха и плесени» | С. 83-88 | ||||
3 | Изучение состояния деревьев и кустарников в парке | 1 | Урок - практи-кум | Знать признаки жизни | П/Р №1 «Состояние деревьев и кустарников в парке» | ||||||
II Как размножаются живые организмы | 6 | ||||||||||
1 | Одинаково ли размножаются разные животные. | 1 | Урок усвое-ния нов. знаний | Однополые обоеполые организмы | Знать: однополые, обоеполые организмы | Эвристичес-кая беседа | С. 89-97 | ||||
2 | Как размножаются растения | 1 | Урок усвое-ния навыков и умений | Яйцеклетка спермии | Знать: яйцеклетка, спермии, размножение, зародыш, оплодотворение, плод и т.д. | Л/Р №2 «Строение семени фасоли» | С.93-100 | ||||
3 | Перекрестное опыление – условие появления здорового потомства | 1 | Комби-нирован-ный урок | Перекрест-ное опыление насекомы-ми и ветром | Знать: в чем необходимость перекрестного опыления | Фронтальный опрос | Работа по карточкам | С.95-97 | |||
4 | Расселение потомства у животных и растений | 1 | Комби-нированный урок | Приспособления к распространению | Знать: приспособление растений к распространению | Индивидуаль-ный опрос | |||||
5 | Уход за комнатными растениями | 1 | Урок – практи-кум | Уметь: осуществлять уход за комнатными растениями | П/Р №2 «Уход за комнатными растениями» | ИКТ | |||||
6 | Экскурсия «Распространение плодов и семян» | 1 | Урок обобще-ния знаний | Знать: приспособление растений к распространению | Индивидуаль-ный и фрон-тальный опрос | ||||||
III Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды | 3 | ||||||||||
1 | Приспособленность организмов к условиям среды | 1 | Урок усвое-ния нов. знаний | Разнообра-зие жизни, среда обитания. | Знать: благоприятные и неблагоприятные условия обитания | Эвристичес-кая беседа | |||||
2 | Регуляция численности организма. Роль растений в жизни животного и человека | 1 | Урок провер-ки знаний | Знать : роль растений в жизни животного и человека | Фронтальный опрос | Работа по карточкам | ИКТ | ||||
3 | «Контроль санитарного состояния классных комнат» | 1 | Урок – практи-кум | П/Р №3 «Санитарное состояние классных комнат» | |||||||
| IV Как питаются живые организмы | 7 | |||||||||
1 | Пища – источник энергии | 1 | Урок усвое-ния новых знаний | Органические вещества, хлорофилл | Знать: расход питательных веществ приходится на построение тела и получение энергии | Эвристичес-кая беседа | |||||
2 | Питание хищников и паразитов | 1 | Комби-нирован-ный урок | Растения - хищники | Знать: способы питания животных, уметь их сравнивать | Фронтальный опрос | ИКТ | ||||
3 | Цепи питания | 1 | Комби-нирован-ный урок | Создатели и потреби-тели орган. вещества | Уметь составлять цепи питания | Индивидуальный опрос | Работа по карточкам | ||||
4 | Разнообразие движения животного | 1 | Комби-нирован-ный урок | Способы передвижения | Беседа | С. 147-150 | ИКТ | ||||
5 | Движение и расход энергии | 1 | Комби-нирован-ный урок | Движение к свету | Уметь проводить наблюдения | Фронтальный опрос | Опыт: «Изуч. роста корней» | ||||
6 | «Подкармливание птиц» | 1 | Урок – практи-кум | Уметь: сооружать кормушки. | П/Р №4 «Пдкармливание птиц» | Зимующие птицы. | |||||
7 | Экскурсия «Живые организмы зимой» | 1 | Урок закрепления | Фронтальный опрос | |||||||
V Дыхание живых одноклеточных и многоклеточных организмов | 3 | ||||||||||
1 | Наличие кислорода – необходимое условие для жизни на земле. Дыхание растений, животных, человека. | 1 | Урок усвое-ния новых знаний | Вдох, выдох, газообмен, устьица, чечевички | Уметь сравнивать процесс газообмена у живых организмов | Состав воздуха. | |||||
2 | Клетка – единица жизнедеятельности. | 1 | Урок усвое-ния новых знаний | Дрожжи, инфузории-туфельки, хламидома-нада | Уметь работать с микроскопом, сравнивать, делать выводы | Л/Р №3 «Рассматривание клеток одноклеточ-ных и многоклеточ. организмов» | |||||
3 | Взаимосвязь процессов питания, дыхания, выделения | 1 | Урок усвое-ния новых знаний | Питатель-ные вещества, вредные вещества, газообмен | Уметь работать с микроскопом, сравнивать, делать выводы | Л/Р №4 «Ранообразие клеток одноклеточ-ных организмов» | |||||
| VI Многообразие животного мира | 7 | |||||||||
1 | Условия, необходимые для поддержания жизни | 1 | Урок усвоен. новых знаний | Экологичес-кие факторы | Знать: экологические факторы. Уметь: характери-зовать различные среды обитания | Эвристичес-кая беседа | ИКТ | ||||
2 | Взаимосвязь живых организмов разных царств со средой обитания | 1 | Урок усвое-ния новых знаний | Растения- создатели органичес-кого вещества | Знать: царства, вид, систематика, систематические единицы. | Л/Р №5 «Простейшие под микро-скопом» | |||||
3 | Жизнь в лесах, пустыне, водоемах, воздухе, почве, на суше. | 1 | Урок обобще-ния | Приспособление к среде обитания | Уметь: характеризовать различные среды обитания. | Индивидуаль-ный и фронтальный опрос | ИКТ | ||||
4 | Организм, как среда обитания | 1 | Комби-нирова-нный урок | Хищник, паразит | Знать: хищник, паразит | Индивидуаль-ный опрос | |||||
5 | Влияние деятельности человека на биологическое разнообразие | 1 | Комби-нирова-нный урок | Биологичес-кое разнообразие | Фронтальный опрос | ИКТ | |||||
6 | Биологическое разнообразие – условие устойчивости жизни на земле | 1 | Урок провер-ки знаний | Устойчи-вость жизни | Знать: царства – простейшие, бактерии, вирусы, растения, животные, грибы. | Индивидуальная работа по карточкам | |||||
7 | Экскурсия «Многообразие живых организмов. Живые организмы весной» | 1 | Урок обобще-ния | Царства живых организмов | Тестирование | ||||||
VII Жизнь в сообществах. Экосистема. | 5 | ||||||||||
1 | Приспособленность к совместному обитанию: способы защиты у растений и животных. | 1 | Урок усвое-ния новых знаний | Ярусное расположение, сигнальные и пищевые взаимоотношения, цепи питания | Знать: сообщество, экосистема. Приспособлен-ность к совместному обитанию. | ||||||
2 | Роль хищников, паразитов, сапрофитов в сообществе. | 1 | Урок провер-ки знаний | Хищник, паразит, сапрофит | Знать: какова роль хищников, паразитов и сапрофитов в сообществе | Фронтальный опрос | Работа по карточкам. | ||||
3 | Современные проблемы охраны природы. | 1 | Урок обобще-ния | Человек – часть природ, разумное вещество. | Знать: биосфера, человечество. | Эвристичес-кая беседа | ИКТ | ||||
4 | Урок рисования «Красота и гармония в природе» | 1 | Гармония | Уметь: увидеть в обыденном окружающем мире прекрасное, красивое | Творческая работа | ИКТ | |||||
5 | «Уход за комнатными растениями» | 1 | Урок – практи-кум | Уметь: производить уход за комнатными растениями | П/Р №5 «Уход за комнатными растениями» | ||||||
Всего - 34 часа Резерв – 1 час |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...
Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.
Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...
Календарно-тематическое планирование по экологии "Экология Москвы и устойчивое развитие" 10 класс.
Календарно-тематическое планирование по экологии"Экология Москвы и устойчивое развитие" для 10 класса.Учебник: Г.А.Ягодин, М.В.Аргунова, Т.А.Плюснина, Д.В.Моргун«Экология Москвы и устойчивое развитие»...
введение в экологию. презентации к урокам экологии 5 класс
некоторые темы экологии 5 класса в презентациях к урокам...
Рабочая программа "Экология". 6 - 9 класс. По программе Т.С.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева, Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы,
Содержит: основные идеи и особенности курса экологии 6 - 9 классов, тематический план, основное содержание, требования к уровню подготовки учащихся, содержание тем учебного материала, календарно...
Конспект урока по экологии Тема урока: Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки
Конспект урока по экологииТема урока: Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки...
Рабочая программа элективного курса "Экология растений", "Экология животных", "Экология человека", "Экология и биосфера"
Рабочая программа составлена в соответствии с программой автор И.М. Швец. Включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание обучения, требования к уровню подготовки учащихся...