Олимпиадные задания для учащихся 9-10 классов эколого-биологической олимпиады
олимпиадные задания по экологии (9, 10 класс) на тему

Лариса Станиславовна Фурман

Задания для теоретического тура районной эколого-биологической олимпиады "Эколимп" для учащихся 9-10 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon test_9-10_kl_s_otvetami.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Задания к районной эколого-биологической олимпиаде

«ЭкОлимп»

для учащихся 9-10 классов 2016-2017 уч. г.

Участник (ФИО) ………………………………………………………........................

Школа, класс…………………………………………………………………………..

Учитель биологии  (ФИО) …..........................................................................................

Объединение дополнительного образ-я (если занимаетесь) …...........................................

Наставник (если есть) (ФИО) …......................................................................................

Проверяющий………………………………………………………………………………

Анализ работы (заполняется проверяющим):

1. Задания 1 типа.  За каждый верный ответ начисляется 1 балл. Максимум  10 баллов.

Общее количество баллов…………………………………………………………………

2. Задания 2 типа. За каждый верный ответ начисляется 1 балл. Максимум 10 баллов.

Общее количество баллов…………………………………………………………………

3. Задания 3 типа. За каждый ответ максимум 3 балла. Максимальный результат 12 баллов.

Общее количество баллов…………………………………………………………………………

4. Задание 4 типа. Максимум 5 баллов за ответ. …............................................................

Итоговое количество баллов ………………………………………………...

Задания 1 типа. Выберите правильное утверждение («да» - «нет»).

  1. 2016 год объявлен ООН годом зернобобовых культур (…....) +
  2. «Сделаем!» - всероссийская акция по защите зелёных насаждений (….....) -
  3. Комаровский берег — особо охраняемая природная территория Санкт-Петербурга, имеющая статус памятника природы (….......) +
  4. Деятельность человека приводит к изменениям климата и сокращению видового разнообразия растений. (…......) +
  5. Очистные сооружения, станции аэрации СПб предназначены для очистки речной воды при заборе её в систему водоснабжения города (….....) -
  6. Заражение человека гельминтозами может произойти при употреблении в пищу плохо прожаренного мяса (…......) +
  7. Голосеменные растения встречаются в следующих жизненных формах: вечнозелёные деревья, кустарники, травы (….......) -
  8. Залежи каменного угля образовались на месте лесов древовидных папоротников и плаунов (….....) +
  9. Змея может питаться крупной добычей, т. к. у неё не соединены рёбра с грудиной (….......) +
  10. Радиация наблюдается на Земле в естественных условиях  (…......) +

Задания 2 типа. Выберите один правильный ответ из четырёх возможных.

  1. К хищным птицам относится:
  • стриж чёрный
  • ворона серая
  • дрозд белобровик
  • осоед обыкновенный +
  1. Корень не может выполнять функцию:
  • дыхания
  • фотосинтеза +
  • запасания питательных веществ
  • проведения органических веществ
  1. Опыт с проращиванием семян погружённых в воду показывает, что для прорастания необходимы:
  • вода и тепло
  • вода и воздух
  • вода, воздух и тепло +
  • вода, воздух, тепло и свет
  1. Какие птицы распространяют семена сосны:
  • синица
  • дятел +
  • сойка
  • дрозд рябинник
  1. При одновременном воздействии на организм человека нескольких неблагоприятных факторов:
  • может возникать эффект взаимного усиления негативного воздействия +
  • может возникать угроза здоровью только у ослабленных людей
  • страдают все системы организма
  • эффект возникает только при длительном воздействии
  1. Количество вредного вещества в воде, воздухе или почве при постоянном или временном воздействии на организм человека не вызывающее вредных последствий для здоровья, называется:
  • предельно допустимой дозой
  • допустимой нормой
  • допустимой нагрузкой
  • предельно допустимой концентрацией +
  1. К функциям эпителиальной ткани в организме человека относится:
  • защита от проникновения возбудителей заболеваний +
  • передвижение веществ в организме
  • опорно-двигательная
  • отложение питательных веществ в запас
  1. От загрязнения воздуха летучими химическими веществами в первую очередь гибнут:
  • древесные формы растений
  • травянистые формы растений
  • лишайники +
  • ветроопыляемые растения
  1. Наиболее эффективной мерой охраны редких видов животных является:
  • охрана пищевых ресурсов
  • охрана мест обитания +
  • разведение в искусственных условиях
  • охрана конкретных особей животных
  1. Взаимоотношение муравья и тли относится к типу:
  • симбиоз+
  • конкуренция
  • хищничество
  • нейтрализм

Задания 3 типа. Выберите один правильный ответ из предложенных и обоснуйте свой выбор.

1. В «Чёрную книгу флоры Средней России» занесены

  1. исчезнувшие виды растений
  2. ядовитые, опасные для человека виды растений
  3. виды растений, находящиеся на грани исчезновения
  4. инвазивные виды растений, запрещённые к высадке или не рекомендуемые при озеленении

Правильный ответ (….) …………………………………………………….........................................

…………………………………………………………………………………………..........................

…………………………………………………………………………………………..........................

Правильный ответ (d). Инвазивные растения являются чужеродными в конкретной среде, занесены туда с других территорий. Данные виды успешно приспособились к новым условиям, активно размножаются и захватывают территорию, вытесняя коренные виды растений, являясь опасными сорняками, а зачастую и разрушая экосистему. Таким образом они являются угрозой для местной флоры и фауны, наносят экономический вред деятельности человека.

2. В современных природных биоценозах не встречаются вместе:

  1. тигр и лев +
  2. жаба и лягушка
  3. ласточка и летучая мышь
  4. белый медведь и песец

Правильный ответ (….) ……………………………………………………......................................

………………………………………………………………………………………….......................

………………………………………………………………………………………….......................

Правильный ответ (а). В современном мире в связи с сокращением ареалов обитания и общей численностью животных встреча тигра и льва в естественных природных условиях становится невозможной. В предыдущие столетия, например на территории Индии, оба вида животных сосуществовали в одних биоценозах.

3. Одним из преимуществ для жителей исторического центра Санкт-Петербурга перед новостройками с точки зрения экологии является:

  1. большее количество зелёных зон
  2. меньший уровень загазованности воздуха
  3. более комфортная визуальная среда
  4. более высокое качество жилого фонда

Правильный ответ (….) …...................................……………………………………………………

………………………………………………........................…………………………………………

…………………………………………………………………………........................………………

Правильный ответ (g). Визуальная среда исторического центра более комфортна, т. к. ближе к естественной, богаче мелкими деталями, насыщена многообразными зрительными элементами.  В новостройках визуальная среда отличается наличием больших однообразных пространств, гомогенностью. Окружающая среда, в которой человек одномоментно видит большое число одинаковых элементов, носит название агрессивной видимой среды. 

4. Один из передовых методов современной агрономии - выращивание сортосмесей или наборов разных видов растений на одном поле. В огородничестве - это смешение посадок овощей на одной грядке. Так, еще древние индейцы сажали вместе кукурузу, тыкву и бобы. Что эта сельскохозяйственная технология означает с экологической точки зрения, что даёт?

  1. возможность более тесной посадки, что приводит к повышению урожая
  2. приближение к естественной экосистеме, что даёт повышение урожая +
  3. создаёт эффект многоярусной экосистемы, что повышает урожайность
  4. понижает необходимость использования пестицидов, что делает урожай более экологически чистым

Правильный ответ (….) ……………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………….……

……………………………………………………………………………………….………………

……………………………………………………………………………………………………….

Правильный ответ (b). Приближение к естественной экосистеме, которая по продуктивности превосходит искусственную, даёт повышение устойчивости посадок, более полное использование почвенных ресурсов, благоприятное воздействие растений друг на друга. Это способствует повышению урожая.

Задания 4 типа. Дайте правильный ответ.

Под пологом молодых сосновых деревьев развились всходы ели. Подросшие ели обгоняют по высоте сосны и теперь уже последние оказываются под пологом елей. Спрогнозируйте дальнейшее развитие этого леса, аргументируйте свой ответ. Дайте определение типа взаимодействия организмов (сосны — ели), учитывая который события будут развиваться по предполагаемому Вами варианту.

…...........................................................................................................................................................

…...........................................................................................................................................................

…...........................................................................................................................................................

…...........................................................................................................................................................

…...........................................................................................................................................................

Конкуренция — отношения организмов, сходных по своим потребностям в питании и использовании территории. Под защитой светолюбивых деревьев (сосны) хорошо развиваются теневыносливые всходы ели, не вымерзают зимой и не выгорают на солнце. Молодые ели быстро растут, опережая другие деревья. Своими густыми ветвями теневыносливые ели затеняют молодые светолюбивые сосны. Можно предположить, что многие из сосен погибнут, так как не выносят затемнения. В дальнейшем на этом месте скорее всего сформируется хвойный лес с выраженным преобладанием ели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания для учащихся 6-7 класса

Разработкая включает в себя:- задания, направленные на понимание письменного текста (чтение - Reading)- задания, направленные на выполнение лексико-грамматического теста (Use of English)- задания для ...

Олимпиадные задания для учащихся 5-6 классов

Комплект олимпиадных заданий для учащихся 5-6 классов...

Олимпиадные задания для учащихся 8-11 классов по русскому языку.

Олимпиадные задания для учащихся 8-11 классов по русскому языку....

Олимпиадные задания для учащихся 7-8 классов по экономике

Предлагаемые задания (тесты и задачи) могут быть использованы учителя экономики для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экономике....

Олимпиадные задания для учащихся 7-8 классов

Олимпиадные задания для учащихся 7-8 классов...

Олимпиадные задания для учащихся 9-11 классов

Олимпиадные задания для учащихся 9-11 классов...