Как мы можем защитить природу
план-конспект занятия по экологии (5 класс) на тему
Разработка внеклассного мероприятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_my_mozhem_zashchitit_prirodu.docx | 31.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка внеклассного мероприятия по экологии «Как мы можем защитить природу!»
Разработала педагог дополнительного образования МБОУ ДО ЦДТ ст.Удобной М.А.Дуйдова
2016 год
Пояснительная записка
Внеклассное мероприятие устный журнал «Как мы можем защитить природу!»
Цель: познакомить учащихся с проблемами охраны окружающей среды, с основными проблемами и задачами экологии; обратить их внимание на ту угрозу, которую представляет воздействие человека на окружающую природу; формировать у учащихся познавательный интерес к экологическим проблемам и стремление принять посильное участие в их решении.
Задачи:
развивающий аспект:
-развитие способности работать в группах, к самостоятельному труду, к импровизации и воображению;
воспитывающий аспект:
-уважительное отношение друг к другу;
учебный аспект:
-просвещение и пропаганда экологических знаний;
-предупреждение безнравственных поступков в природе и борьбе с ними;
-развитие творческих способностей учащихся.
Оборудование:
-Мультимедийный проектор
-Экран
-Процессор
-Презентации для устного журнала.
План мероприятия:
Здравствуйте!
Ребята вы любите праздники?
Но эти праздники о которых мы будем с вами говорить, вы не найдете в обычных календарях - это праздник леса, птиц, водоемов, день Земли. Не случайно ведь одной из самых актуальных, глобаль6ных проблем в мире является проблемы экологии.
И сегодня в очередной раз мы окунемся в мир экологии.
Открываем 1 страницу нашего журнала.
1 страница «Планета - наш общий дом».
Ребята, давайте посмотрим видео о нашей небольшой планете.
«Куда вы посоветуете мне отправиться?» - спросил он у географа. «Посети планету Земля, - отвечал географ, - у неё плохая репутация».
Этими словами из сказки «Маленький принц» французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери я хочу начать нашу встречу. Речь сегодня пойдёт о нашей планете, о её природе, о нас с вам, о нашем отношении к Природе.
Для кого мы охраняем природу? – Для человека.
От кого мы охраняем природу? - От человека.
В последнее десятилетие мы всё чаще слышим слово «экология». Эта наука пытается дать ответы на трудные вопросы: что можно брать у природы, как это правильно делать? Слово «экология» составлено из 2 греческих слов: «ойкос» - «жилище, дом» и «логос» - учение. Наука о жилище, доме. А что мы с вами называем общим домом? Правильно, Природу.
И обитатели этого дома – звери, птицы, рыбы, насекомые, травы, деревья, водоросли, микробы и все мы – люди.
Входя в нашу собственную квартиру, мы вытираем ноги или снимаем обувь. Никому не придёт в голову, сняв ботинки, поставить их на стол. Мы стараемся не ссориться с нашими близкими, поддерживаем мир в семье.
В общепланетном доме, на лоне природы, люди ведут себя как хулиганы. Они часто думают, что кладовая природы неисчерпаема, а богатства планеты безграничны. Это опасное заблуждение. Заблуждением является и то, что почва, вода и воздух самоочищаются, как бы мы их ни загрязняли, а также и то, что вредных живых созданий надо уничтожать.
Листая страницы нашего устного журнала, попробуем отследить, какое влияние оказывает человек на живую природу.
Перелистываем следующую страницу нашего устного журнала.
Страница 2. «Что имеем не храним…»
Всё имеется у нас на потом и на сейчас:
Реки, горы и леса, голубые небеса,
Океаны, пальмы, снег и Земля – одна на всех!
Всё она отдать нам рада,
Только жадничать не надо!
И останется тогда всё для всех и навсегда!
В. Орлов
Что имеем не храним…
Причины вымирания многих древних видов и групп животных, видимо, определены биологическими и геологическими законами. Но с появлением человека и в результате его деятельности, стали исчезать животные, не сумевшие приспособиться и защитить себя от человеческой деятельности. При этом скорость исчезновения видов значительно ускорилась и продолжала ускоряться с ростом технических достижений человека.
До появления человека один вид животных вымирал за1000 лет. В настоящее время на Земле исчезает один вид животных в год. Зоологи подсчитали, что из-за деятельности человека в исторический период исчезли 150 видов птиц, 106 видов млекопитающих.
Ребята, я предлагаю обыграть ситуации, примерив на себя 6 шляп мышления.
1 ситуация
Канадская океанографическая экспедиция опубликовала результаты своих исследований. Учёные изучили причину гибели морских черепах у берегов Центральной и Южной Америки. Вскрытие погибших животных показало, что в их пищеводе застряли пластиковые пакеты, которые выбрасывали за борт пассажиры лайнеров. Морские черепахи принимают прозрачный пластик за медуз и заглатывают его.
Молодцы!
2 ситуация
Африканские джунгли без слонов? Это даже трудно себе представить. Ежегодно уничтожаются десятки тысяч слонов. В Заире ядохимикатами отравляются водоёмы, куда слоны приходят на водопой. 1 кг слоновой кости стоит столько же, сколько 1 кг серебра. Так люди истребляют слонов.
Рождаясь, человек получает бесплатно в наследство бесценные дары: землю и воды, реки и горы, лес и цветы. Но как мы пользуемся ими, сохраним ли их для потомства? Я надеюсь то вы и в дальнейшем сможете находить разумные решения.
Открываем 3 страницу нашего журнала
Страница 3. «… потерявши – плачем», или Они жили на Земле
Безжалостной рукой человек ломает хрупкое равновесие природы, от которого зависит его собственное выживание.
Ребята этих животных вы никогда не увидите на планете Земля. Это только часть скорбного списка. Посмотрим небольшую презентацию.
Новокаледонский попугай лори истреблен в 1860 г.
Попугай с острова Лорда Хоу истреблён в 1869 г.
Таитянский длиннохвостый попугай истреблён примерно в 1850 г.
Коричневоголовый попугай истреблён в 1773 г.
Кубинский красный попугай ара истреблён в 1885 г.
Каролинский длиннохвостый попугай истреблён в 1914 г.
Степная куропатка истреблена в 1932 г.
Странствующий голубь обитал в Северной Америке. Эти птицы были очень многочисленны, но их трагедия завершило проведение вглубь континента железных дорог и телеграфа. Последний голубь был убит в 1899 г. (по другим данным, на 7 лет позже).
Живший в неволе странствующий голубь по кличке Марта умер в сентябре 1914 г. в зоопарке Цинциннати. В штате Висконсин местное орнитологическое общество установило даже мемориальную доску с надписью: «В память последнего висконсинского странствующего голубя, убитого из-за алчности и легкомыслия человека».
Дронт – крупная нелетающая птица. Они тяжело переваливались с боку на бок, беспомощно размахивая жалкими «обрубками» крыльев. Дронт стал лёгкой добычей людей. Птиц убивали ради вкусного мяса, яйца дронтов поедали крысы и собаки, которых люди случайно привезли на остров Маврикий, где обитали огромные птицы. Дронт не смог справиться с таким массовым истреблением и к 1681 г. полностью исчез. Португальцы называли этих птиц «додо».Уже «посмертно» дронт был выбран символом государства Маврикии и изображён на гербе этой страны.
Бескрылая гагарка, очень крупная нелетающая птица, населяла берега Исландии, Скандинавии, Англии и Лабрадора. Эти птицы не умели летать, но отлично плавали, охотясь за различной рыбой. Гнездились эти птицы на скалах, образуя колонии. Острова, на которых жили гагарки, часто посещали рыбаки, которые легко добывали не умеющих летать птиц, собирали их яйца. В результате подобной бесконтрольной охоты бескрылые гагарки постепенно исчезли с лица Земли. Последняя размножающаяся колония этого вида существовала примерно до 1840 г., а последняя особь бескрылой гагарки была встречена у острова Ньюфаундленд в 1852 г. К настоящему времени всё, что сталось от бескрылой гагарки, это 80 шкурок и чучел в разных музеях мира.
Морская корова (Стеллерова корова) обитала на мелководье у Командорских островов. Держались эти животные семьями, были медлительны и совершенно не боялись людей. Открыл её участник экспедиции Беринга - Георг Стеллер (в честь него она и была названа). Эти животные питались водорослями, мясо их оказалось не только съедобным, но и, к сожалению, очень вкусным. Их истребили за 27 лет. Последнюю корову в 1768 г. убила у берегов острова Беринга дружина землепроходца Федота Попова, того самого, в честь которого назван остров в Японском море.
Тур – дикий предок домашнего быка. Жил в Европе. Последний представитель погиб в Польше в 1627 г. это красивое животное было прекрасным объектом охоты. Немецкие зоологи братья Хек незадолго до второй мировой войны попытались заново «собрать воедино» разбросанные, как осколки, по породам домашнего быка гены тура. И это им удалось – было выведено животное, внешне неотличимое от тура. Но это не «настоящий» дикий тур, а лишь порода домашнего скота.
Тарпан – европейская дикая лошадь. Первым исчез с лица Земли лесной тарпан. Обитали эти животные в лесах от Белоруссии до Германии. Последних лошадей из польского зверинца в 1808 г. отдали крестьянам.
Степной тарпан кочевал по всей степной полосе России от Прута на западе до реки Урал на востоке. Последний раз тарпана удалось поймать вблизи Херсона в 1866 г. Он доживал свой век в московском зоопарке, а в 1879 г., недалеко от заповедника Аскания-Нова, был убит последний тарпан.
Зебра квагга. Степные зебры бродили по равнинам Южной Африки огромными стадами. Когда белые поселенцы добрались туда, они начали истреблять этих животных ради их мяса и шкуры. К 1883 г. квагги были истреблены окончательно. Последнее животное умерло в зоопарке Амстердама в 1883 г.
Альберт Швейцер писал: «Чем пристальнее мы всматриваемся в природу, тем больше осознаём, что мы связаны со всем живым в природе. Человек не может жить только для себя – мы должны осознать, что любая жизнь – ценность, и мы с ней связаны».
И пусть биологический вид Человек разумный станет действительно разумным, и не допустит в дальнейшем вымирания тех кто остался на земле.
Представляем вашему вниманию небольшую сценку.
Суд над лягушкой и волком
Судья. Встать, суд идёт. Ведите подсудимую! (Входит лягушка) Как твоё имя?
Лягушка. Ква-ква… Лягушка!
Судья. Попалась, наконец! Тебя надо уничтожить. Ты презренное и вредное создание!
Лягушка. Не скажите, ваша честь! Я за лето уничтожаю более тысячи вредных для растений созданий. Причём, тех вредителей, которые не привлекают птиц.
Судья. Ну, хорошо. А вот твоя родственница, озёрная лягушка, уж точно вред наносит, лакомясь рыбьей икрой и мальками. В дельте Волги они хватают мальков воблы, сазана и даже осетровую молодь. Понятно, почему у нас нет воблы, а я редко вижу на своём столе осетра.
Лягушка. Не надо торопиться! Не всегда то верно, что кажется очевидным. Вот я, простая маленькая лягушка, а и то понимаю, что лучше нас оставить жить. Что выгоднее – чтобы уцелел десяток-другой мальков или чтобы остались жить и плодиться тысячи вредных насекомых?
Судья. Но ты такая уродливая, тебя даже дети боятся взять в руки, а взрослым противно смотреть на тебя!
Лягушка. Разве это причина, чтобы меня уничтожить? Что только вы, люди, ни делаете со мной: во Франции вы поедаете в год сотни миллионов моих братьев и сестёр, в Иране построили завод, выпускающий лягушачьи консервы, в Америке заставили нас прыгать на потеху зрителей.
Судья. Ишь ты, бедняга, расплакалась. Много стран назвала, а про Африку скромно молчишь! Или забыла ещё одну свою родственницу, которая может убить 50 ягуаров? Даром, что мала; ведь её длина 2-3 см, а вес 1 грамм. Зато ядовита! Люди из яда, собранного от одной лягушки, делают смертоносными 50 стрел.
Лягушка. Меня убивают и готовят яд. И я ещё виновата? Всем животным по одному, а мне поставлено 2 памятника – в Париже и в Токио. Я послужила науке не меньше, чем собака. (за сценой слышится кваканье лягушек)
Слышите, это подружки зовут меня. До свиданья! (Лягушка убегает)
Судья. Ну и грамотные лягушки пошли, всё знают! (Читает). Постой-постой! Добывать вас можно и нужно. Только нужно строго регулировать добычу, не дать исчезнуть целому виду.
Перелистываем следующую страницу нашего устного журнала
Страница 4. «По страницам Красной книги»
Охраняется Красною книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
Звучит фонограмма "Голоса леса".
Ни лес, ни река, ни озера, ни луга не могут сами позаботиться о себе. Не могут защитить себя ни птицы, ни насекомые, ни мелкие зверюшки. С чего начать? С самого простого. Увидели в лесу или на берегу реки мусор - уберите его, закопайте в землю там, где можно, аккуратно сожгите то, что горит. Не ломайте веток, а тем более верхушек у молодых деревьев. Не вытаптывайте молодую поросль. Берегите птиц, муравьев! Первое, с чего начнется ваша дружба с природой, будет то, что вы не принесете ей вреда!
Когда-то давно природа решала: быть или не быть человеку. Теперь именно человек решает: быть или не быть природе. Первая Красная книга в нашей стране была издана в 1978 году.
Красная книга - это не закон об охране животных и растений. Это - программа деятельности ученых-зоологов, любителей и знатоков природы.
Ребята мы ни раз обращались к страницам красной книгой.
И сейчас мы проведем с вами викторину.
1 тур. "Встреча с Красной книгой"
1. Когда вышел первый том Красной книги Земли? ( г.)
2. Из скольких томов состоит Красная книга? (Пять томов: "Млекопитающие", "Птицы", "Земноводные и пресмыкающиеся", "Рыбы", "Высшие растения").
3.Что делается для того, чтобы сохранить редкие и исчезающие виды животных? (Организуются заповедники, заказники; животных подкармливают, охраняют от хищников и болезней; при очень низкой численности животных разводят в неволе, а затем выпускают в подходящие для них условия.)
4. Какие растения и животные заносятся в Красную книгу?
(Виды растений и животных, которым угрожает исчезновение с лица Земли. )
2 тур. "Они исчезли навсегда"
1. Эта птица не летала, а гнезда сооружала на земле. Ее называли "глупой" за то, что не могла убежать от человека. Селилась она на островах Индийского океана неподалеку от Мадагаскара. Последняя птица погибла в 1681 году. (Дронт)
2. Этот красивый и мощный зверь был истреблен к 1627 году. Он населял Европу, Малую Азию, Северную Африку. (Тур)
3. Их погубило вкусное мясо. Последняя птица погибла в зоопарке города Цинциннати в США в 1914 году. (Странствующий голубь).
4. Огромные стада этих животных некогда паслись на равнинах Южной Африки. Их истребили буры, голландские переселенцы. Кожа шла на изготовление бурдюков для зерна, мясо - в пищу.(Зебра-квагга).
3 тур. "В мире птиц"
1. Сколько видов птиц занесено в Красную книгу РФ? (более 80 видов).
2 .Какая самая крупная птица в Европе? (Лебедь).
3. Какие птицы могут преследовать автомобиль? (Страусы).
4.У какой птицы язык покрыт шипами? (У пингвинов, чтобы удерживать во рту скользкую рыбу).
4 тур. "Негромкая музыка цветов"
1. Какие цветы носят "человеческие" имена? (Лилия, роза, василек, иван-да-марья, иван-чай).
2. Комнатное растение, живущее, по поверьям, сто лет? (Алоэ).
3. Назовите водное растение, листья которого в диаметре достигают двух метров. Его красивые крупные цветки, напоминающие белую кувшинку, живут около полутора суток.
(Виктория-регия. Растет на реке Амазонке).
4.По каким цветам можно определять погоду? (Если одуванчики закрыли цветы, то будет дождь; если клевер закрыл свои цветочки и к земле клонится, то будет дождь).
Посмотрим кто является знатоками красной книги.
Знатоки Красной книги. Итоги.
Открываем следующую страницу
Страница 5. «Будущее планеты в наших руках»
Читать.
Видеть весной косяк пролетающих журавлей; слышать пение соловья, перепёлки, кукушки; вспугнуть невзначай лося в лесу и знать, что где-то в Уссурийской тайге ходит живой, а не плюшевый тигр, - это великая радость жизни. За эту радость надо бороться, пока не поздно…В. М.Песков
Да нам пока еще мало лет, да – многое мы еще не можем сделать, но показать настоящее и будущее планеты в наших силах.
Ребята сейчас мы займемся КТД. Создадим коллаж «Земля - наш общий дом».
Каждой команде я даю материал и заготовку для плаката. Ваша задача найти и наклеить иллюстрации по заданной теме. Время создания коллажа 5 мин.
Наша реальность.
Наша планета сильно загрязнена. Мы ещё не осознаём этой опасности и живём на этой планете, но смогут ли жить на ней будущие поколения?
Наша мечта
Посмотрите, как красива наша планета и как хрупка. Все наши мечты – о хорошем будущем, прекрасной Земле, о дружбе человека и природы.
Замечательно вместе поработали и результат вы видите на доске. Мы обязательно передадим этот плакат в музей природы нашей школы…
Перелистываем последнюю страницу….
Как вы видите она пуста…
Печальную эстафету принимают от нас грядущее тысячелетие. Набатным колоколом звучит слово “экология” сегодня. Мы не случайно вернулись к вопросу “проблема века”. Вернулись для того, чтобы лучше понять причину и многих других наших бед. XX век внес роковое изменение в понятие “экология”. Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: “научиться жить на Земле, как люди”, – таков ответ Бернарда Шоу, классика XX столетия.
Ребята, от вас зависит, будет ли заполнена эта страница.
Завтрашний день Земли будет таким, как мы создадим его сегодня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок -географии в 7 классе коррекционной школы 8 вида.Тема "Защити природу тундры и свои знания"
Урок закрепления знаний о природе тундры, а также учащиеся оценивают свои знания по темам о тундре....
Разработка урока: "Защита природы", по учебнику Бим И. Л., 6 класс, немецкий язык.
Разработка урока по теме: "Защита природы", по учебнику Бим И. Л., 6 класс, немецкий язык...
план урока Как мы можем помочь природе? (7 класс)
Данный план урока создан по теме Экология (Раздел 8) к учебнику Spotlight 7класс. В региональном конкурсе "О, урок! Ты солнце! Метапредметный урок" занял второе место в секции Иностранные языки. Может...
«Как мы можем защитить природу»
Ход классного часа.I. Орг. момент.Дети занимают свои места в классе под звуки природы. II. Вводная часть классного часа.Выходит ученица и читает стихотворение.Наша планета –...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по экологии «Как мы можем защитить природу!»
Внеклассное мероприятие устный журнал «Как мы можем защитить природу!»Форма проведения: устный журнал.Цель: познакомить учащихся с проблемами охраны окружающей среды, с основными...
Экологический проект по английскому языку "Как мы можем защитить окружающую среду?" "How can we protect our environment?"
Характеристика проекта (по классификации Е.С.Полат)1. Практико-ориентированный;2. Монопроект (межпредметные связи: биология, география,...
Экология и мы. Как мы можем защитить природу.
Цель: познакомить воспитаников с основными проблемами и задачами экологии. Формировать познавательный интерес к экологическим проблемам и стремление принять участие в их решении....