Экологическое воспитание школьников в условиях городской профильной смены
статья по экологии (11 класс)
В статье обобщен опыт проведения профильных экологических смен в городе Новосибирске
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilnaya_smena.doc | 315.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание школьников в условиях профильной смены: из опыта проведения смены детских экологических объединений города Новосибирска Олег Алексеевич Чернухин, заслуженный деятель просвещения, заведующий кафедрой естественных наук и экологии Дворца творчества детей и учащейся молодежи «Юниор», координатор профильной смены детских экологических объединений города Новосибирска «Экологи Сибири» Личный педагогический опыт, а также опыт педагогов – руководителей детских экологических объединений показывает, что одним из эффективных средств развития социальной активности школьников является интеграция форм и методов экологического образования в организацию летнего отдыха и оздоровления детей [5]. Особое место, как в экологическом образовании, так и в организации летнего отдыха занимают профильные смены. На основании приказа Министерства образования от 13.07.2001 № 2688 под сменой профильного лагеря понимается «форма образовательной и оздоровительной деятельности с творчески одаренными или социально активными детьми, проводимая как смена юных техников, туристов-краеведов, экологов, спортсменов, математиков, филологов, журналистов, спасателей, моряков, автомобилистов, волонтеров, актива детских и молодежных общественных объединений, зимняя и летняя профильная школа по различным видам детского творчества и т.п., в период каникул с круглосуточным или дневным пребыванием обучающихся и воспитанников». Другими словами, профильная смена подразумевает «погружение» участников в творческую самостоятельную работу определённой тематики. | |||||||||||||
Значимость такой деятельности для социального становления школьников подтверждается многолетним опытом проведения городских профильных смен Дворцом творчества детей и учащейся молодежи «Юниор» [3]. Примером является профильная смена «Экологи Сибири», проводящаяся с 2007 года для активов экологических объединений учреждений общего и дополнительного образования детей. | |||||||||||||
Основная цель организации смены – развитие социальной активности обучающихся муниципальных учреждений общего и дополнительного образования посредством использования форм и методов экологического образования в сфере летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков. | |||||||||||||
Теоретической основой деятельности смены является авторская модель социализации школьников средствами экологического образования [6, с. 41]. Подразумевается, что необходимым условием оптимизации социального развития школьников является дозированное сочетание трех видов деятельности:
| |||||||||||||
В 2015 году профильная смена «Экологи Сибири» проводилась с 10 по 15 июня на базе Детского образовательно-оздоровительного лагеря круглогодичного действия «Созвездие «Юниор», расположенного на территории микрорайона «Нижняя Ельцовка». ДООЛ КД «Созвездие «Юниор» является структурным подразделением Дворца творчества детей и учащейся молодежи «Юниор». | |||||||||||||
В смене приняли участие 75 школьников из 10 образовательных учреждений города:
| |||||||||||||
Программа смены реализовывалась через пять направлений работы. | |||||||||||||
1. Летняя Академия Экологии. Содержательная часть «Академии Экологии» включала следующие программы: Школа исследователя. Руководитель: Хабарова Татьяна Виталиевна, педагог дополнительного образования ДТД УМ «Юниор». Направления деятельности:
прогнозирование дальнейшего развития экосистем. | |||||||||||||
Для эффективной реализации ведущих идей «Школы исследователя» обязательным условием было освоение и применение лабораторного оборудования для проведения экологического мониторинга. Дворец творчества детей и учащейся молодежи «Юниор» предоставлял участникам профильной смены следующее оборудование:
| |||||||||||||
Предлагаемое оборудование дало возможность организовать экологическую лабораторию по изучению состояния воды, воздуха и почвы в полевых условиях. Руководили работой полевой экологической лаборатории Реутова Ольга Николаевна, учитель биологии МБОУ СОШ № 141 и Кутафина Лариса Борисовна, учитель биологии МБОУ СОШ № 51. В нашем обществе, наряду с государственным контролем за антропогенными воздействиями существует так называемая общественная экологическая экспертиза. Фактически, благодаря профессионализму педагогов и наличию лабораторного оборудования, в рамках смены осуществлялась детская экологическая экспертиза, как прообраз независимой общественной экспертизы. Участниками смены, в частности, был проведен анализ качества воды, взятой из разных источников на территории лагеря. | |||||||||||||
Итогом работы в «Школе исследователя» стало:
| |||||||||||||
Школа туриста. Руководитель: Михаил Иванович Шишков, педагог дополнительного образования ДТД УМ «Юниор». Направления деятельности: | |||||||||||||
| |||||||||||||
По окончании обучения в «Школе туриста», команды сдавали «экзамен» в форме прохождения «Экстрим-тропы», где и демонстрировали приобретенные умения и навыки. | |||||||||||||
Школа волонтера. Руководитель: Татьяна Геннадьевна Рубинштейн, кандидат исторических наук, педагог дополнительного образования ДТД УМ «Юниор». Направления деятельности:
| |||||||||||||
Подтверждением социальной значимости такой работы является итог смены прошлого года: ребята, под руководством Татьяны Геннадьевны, проводили опрос населения микрорайона «Нижняя Ельцовка» по проблеме отсутствия вывоза бытовых отходов в частном секторе, писали обращение к администрации района и собирали подписи. В результате для жителей частного сектора был налажен еженедельный организованный вывоз бытовых отходов. На смене 2015 года, занимаясь в «Школе волонтера», ребята проводили социально-экологическое описание территории лагеря и узнавали его историю. | |||||||||||||
2. Студия фитодизайна. Руководитель: Валентина Александровна Великанова, профессор икэбаны, педагог дополнительного образования Лаборатории экологического воспитания ИЦиГ СО РАН. Под руководством Валентины Александровны школьники, причем, не только девочки, но и мальчики постигали азы древнего японского искусства флористики и выполняли собственные творческие проекты. | |||||||||||||
Занятия флористикой учат внимательнее относится к окружающим нас растениям, видеть их красоту и гармонию. | |||||||||||||
3. Форум юных исследователей родного края «Сибирь – наше будущее!». Выполненные творческие и исследовательские работы защищались авторами на форуме юных исследователей родного края «Сибирь – наше будущее!», традиционном для экологических профильных смен в городе Новосибирске [3; 4]. | |||||||||||||
Ребята, через участие в форуме, получили возможность публично представить свои исследования и проекты всему сообществу смены, научиться корректно отстаивать свою точку зрения, приобрести навыки научной дискуссии. | |||||||||||||
4. Пресс-центр. За организацию работы пресс-центра поочередно несли ответственность представители разных команд. Каждое утро, при подведении итогов прошедшего дня, «репортеры» в творческой форме презентовали, как был «прожит» предыдущий день. | |||||||||||||
5. Творческая группа педагогов – руководителей детских экологических объединений. Во время профильной смены детских экологических объединений учились не только школьники. | |||||||||||||
Руководители команд занимались в творческой группе «Организация исследовательской деятельности школьников различных возрастных групп».Творческая группа – это уникальная возможность для педагогов из разных образовательных учреждений обменяться эффективным опытом в сфере экологического образования. | |||||||||||||
Научно-методическое обеспечение деятельности творческой группы обеспечивалось кафедрой естественнонаучного образования Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования. Главный итог работы – это повышение квалификации педагогов по проблематике экологического образования. | |||||||||||||
Важный социальный аспект экологической смены – включение в её состав команды учащихся из школы «надомного обучения» – средней общеобразовательной школы «Перспектива». Все ученики школы имеют медицинские показания на индивидуальное обучение на дому. Дети-«надомники» часто характеризуются пониженной мотивацией к взаимодействию с другими детьми, учебной и внеурочной деятельности. Становясь выпускниками, они не всегда успешно интегрируются в общество – оказываются неприспособленными к «взрослой» жизни. Поэтому, актуальным как для детей, так и для общества в целом, становится разработка и внедрение педагогических технологий, которые будут способствовать оптимизации социального развития таких детей и полноценному включению их в жизнь общества. | |||||||||||||
Профильная экологическая смена для учеников из школы «Перспектива» стала формой инклюзивной среды – участвуя наравне со сверстниками в общих мероприятиях, дети-надомники не чувствовали себя «не такими», а другие участники не удивлялись «необычным» детям! Это также социально значимый результат профильной смены! | |||||||||||||
Одна из ведущих идей в организации смены – отказ от конкуренции. Целесообразно не соревноваться в том, какая из команд выполнит лучше своё задание, а сделать один общий для всех проект – в таком случае коллективный опыт становится достоянием каждого участника. При этом остается возможность выделить как команды, так и участников и поощрить за успехи. | |||||||||||||
Поэтому, при подведении итогов смены, награждались все команды и отдельные учащиеся за успешность в различных номинациях. Кроме того, каждый участник получил сертификат о прохождении обучения в Летней Академии Экологии. | |||||||||||||
Основным организатором смены являлся Дворец творчества детей и учащейся молодежи «Юниор». Педагогический коллектив кафедры естественных наук и экологии ДТД УМ «Юниор» имеет многолетний опыт организации и проведения городских массовых мероприятий программы «Экология», | |||||||||||||
профильных экологических смен и является центром поддержки детских экологических инициатив образовательных учреждений города Новосибирска [4]. | |||||||||||||
Процесс развития социальной активности детей и подростков не будет эффективным без привлечения социальных партнеров – нельзя воспитать гражданина только «в стенах учреждения». Важно суметь привлечь для сотрудничества в сфере воспитания детей и подростков представителей государственных и муниципальных учреждений, а также общественных организаций – в этом случае само городское сообщество становится образовательной средой. В реализации Смены «Экологи Сибири 2011» основному организатору – Дворцу творчества детей и учащейся молодежи «Юниор» организационную, методическую и информационную помощь оказывали:
| |||||||||||||
Общеизвестно, что последействие по завершению смены не менее важно, чем сама смена. Значимый результат смены, который останется у детей, – это возможность самостоятельно организовывать и проводить экологические инициативы. Те компетенции, которые сформировались у участников профильной экологической смены, позволят им в дальнейшем:
Информация о проведении профильной смены, правилах участия ежегодно размещается на web-странице «Экологи Сибири» и доступна для всех школьников, педагогов и представителей общественности города Новосибирска [2]. Пресс-релизы об итогах проведения смены размещаются на сайте Дворца творчества детей и учащейся молодежи «Юниор». В целом, ежегодная реализация городской профильной смены детских экологических объединений в условиях системы образования города Новосибирска позволяет решать следующие задачи:
| |||||||||||||
Литература
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое воспитание школьников в условиях современной школы
Опыт работы школы по экологическому воспитанию школьников....
Программа городской профильной смены "Я - гражданин России"
Программа городской профильной смены "Я - гражданин России" для представителей юнармейских отрядов Поста №1 образовательных организаций города Арзамаса....
Методический семинар: Экологическое воспитание школьников на уроках биологии и во внеурочное время в условиях перехода на ФГОС ООО
Методический семинар: Экологическое воспитание школьников на уроках биологии и во внеурочное время в условиях перехода на ФГОС ООО...
Программа городской профильной смены "Мы - вместе!"
Программа городской профильной смены для старшеклассников....
«Парковый урок – как средство экологического воспитания школьников в условиях формирования ФГОС».
В данной разработке предлагается вариант проведения занятия в условичх парка - "вне стен класса"...
Экологическое воспитание школьников в условиях малокомплектной школы
Выступление на тему "Экологическое воспитание обучающихся в условиях малокомплектной школы" на семинаре....
Экологическое воспитание школьников в условиях детского санатория
Статья посвящена аспектам экологического воспитания школьников в процессе прохождения санаторно-курортного лечения....