Экологическое воспитание школьников в условиях городской профильной смены
статья по экологии (11 класс)

Чернухин Олег Алексеевич

В статье обобщен опыт проведения профильных экологических смен в городе Новосибирске

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilnaya_smena.doc315.5 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание школьников в условиях профильной смены: из опыта проведения смены детских экологических объединений города Новосибирска

Олег Алексеевич Чернухин, заслуженный деятель просвещения, заведующий кафедрой естественных наук и экологии Дворца творчества детей и учащейся молодежи «Юниор», координатор профильной смены детских экологических объединений города Новосибирска «Экологи Сибири»

Личный педагогический опыт, а также опыт педагогов – руководителей детских экологических объединений показывает, что одним из эффективных средств развития социальной активности школьников является интеграция форм и методов экологического образования в организацию летнего отдыха и оздоровления детей [5].

Особое место, как в экологическом образовании, так и в организации летнего отдыха  занимают профильные смены.

На основании приказа Министерства образования от 13.07.2001 № 2688 под сменой профильного лагеря понимается «форма образовательной и оздоровительной деятельности с творчески одаренными или социально активными детьми, проводимая как смена юных техников, туристов-краеведов, экологов, спортсменов, математиков, филологов, журналистов, спасателей, моряков, автомобилистов, волонтеров, актива детских и молодежных общественных объединений, зимняя и летняя профильная школа по различным видам детского творчества и т.п., в период каникул с круглосуточным или дневным пребыванием обучающихся и воспитанников». Другими словами, профильная смена подразумевает «погружение» участников в творческую самостоятельную работу определённой тематики.

Значимость такой деятельности для социального становления школьников подтверждается многолетним опытом проведения городских профильных смен Дворцом творчества детей и учащейся молодежи «Юниор» [3]. Примером является профильная смена «Экологи Сибири», проводящаяся с 2007 года для активов экологических объединений учреждений общего и дополнительного образования детей.

Основная цель организации смены – развитие социальной активности обучающихся муниципальных учреждений общего и дополнительного образования посредством использования форм и методов экологического образования в сфере летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков.

Теоретической основой деятельности смены является авторская модель социализации школьников средствами экологического образования [6, с. 41]. Подразумевается, что необходимым условием оптимизации социального развития школьников является дозированное сочетание трех видов деятельности:

  1. Изучение экологии. Основная задача – эмоциональное включение в мир Природы.
  2. Волонтерская деятельность. Ведущая идея – через участие в экологических инициативах транслировать своё миропонимание ровесникам.
  3. Исследовательское творчество. Исследовательская деятельность не только развивает познавательную активность, но ещё и учит эффективному общению с другими людьми: выполнение исследований и проектов осуществляется через совместную работу в коллективе, а для защиты проектов требуется умение корректно отстаивать собственную точку зрения и «прислушиваться» к чужой.

В 2015 году профильная смена «Экологи Сибири» проводилась с 10 по 15 июня на базе Детского образовательно-оздоровительного лагеря круглогодичного действия «Созвездие «Юниор», расположенного на территории микрорайона «Нижняя Ельцовка». ДООЛ КД «Созвездие «Юниор» является структурным подразделением Дворца творчества детей и учащейся молодежи «Юниор».

В смене приняли участие 75 школьников из 10 образовательных учреждений города:

  • МБОУ СОШ № 97, Октябрьский район. Руководитель: Елена Геннадьевна Чуб.
  • МАОУ Гимназия № 11, Октябрьский район. Руководитель: Владимир Митрофанович Шмаков.
  • МБОУ СОШ № 141, Первомайский район. Руководитель: Ольга Николаевна Реутова.
  • МБОУ СОШ № 51, Заельцовский район. Руководитель: Лариса Борисовна Кутафина.
  • МБОУ СОШ № 57, Дзержинский район. Руководитель: Татьяна Васильевна Иванова.
  • МБОУ Гимназия № 3, Советский район. Руководитель: Татьяна Геннадьевна Рубинштейн.
  • МБОУ СОШ «Перспектива» (школа надомного обучения), Центральный район. Руководитель: Олег Алексеевич Чернухин.
  • МБОУ СОШ № 160, МБОУ ДДТ им. В. Дубинина, Ленинский район. Руководитель: Елена Николаевна Беспалова.
  • МОУ ДОД ДТД УМ «Юниор», Главное управление образования мэрии города Новосибирска. Руководитель: Михаил Сергеевич Ершов.

Программа смены реализовывалась через пять направлений работы.

1. Летняя Академия Экологии. Содержательная часть «Академии Экологии» включала следующие программы:

 Школа исследователя. Руководитель: Хабарова Татьяна Виталиевна, педагог дополнительного образования ДТД УМ «Юниор». Направления деятельности:

  • описание биолого-экологических особенностей пригородных экосистем;
  • выявление антропогенного воздействия на экосистемы;

прогнозирование дальнейшего развития экосистем.

Для эффективной реализации ведущих идей «Школы исследователя» обязательным условием было освоение и применение лабораторного оборудования для проведения экологического мониторинга. Дворец творчества детей и учащейся молодежи «Юниор» предоставлял участникам профильной смены следующее оборудование:

  • комплект-практикум экологический КПЭ;
  • ранцевая лаборатория мониторинга водных ресурсов НКВР-Р.

Предлагаемое оборудование дало возможность организовать экологическую лабораторию по изучению состояния воды, воздуха и почвы в полевых условиях. Руководили работой полевой экологической лаборатории Реутова Ольга Николаевна, учитель биологии МБОУ СОШ № 141 и Кутафина Лариса Борисовна, учитель биологии МБОУ СОШ № 51.

В нашем обществе, наряду с государственным контролем за антропогенными воздействиями существует так называемая общественная экологическая экспертиза. Фактически, благодаря профессионализму педагогов и наличию лабораторного оборудования, в рамках смены осуществлялась детская экологическая экспертиза, как прообраз независимой общественной экспертизы. Участниками смены, в частности, был проведен анализ качества воды, взятой из разных источников на территории лагеря.

Итогом работы в «Школе исследователя» стало:

  • приобретение навыков полевых исследований биолого-экологической тематики;
  • выполнение комплексного исследовательского проекта «Биогеоценотическое исследование территории лагеря «Созвездие «Юниор» и прибрежной территории Малой протоки реки Обь».

Школа туриста. Руководитель: Михаил Иванович Шишков, педагог дополнительного образования ДТД УМ «Юниор». Направления деятельности:

  • использование компаса в полевых условиях;
  • нахождение на карте точки с заданными координатами;
  • определение азимута;
  • установка палатки, разжигание костра;
  • оказание доврачебной помощи, обеспечение транспортировки «пострадавшего» в населенный пункт.

По окончании обучения в «Школе туриста», команды сдавали «экзамен» в форме прохождения «Экстрим-тропы», где и демонстрировали приобретенные умения и навыки.

        Школа волонтера. Руководитель: Татьяна Геннадьевна Рубинштейн, кандидат исторических наук, педагог дополнительного образования ДТД УМ «Юниор». Направления деятельности:

  • проведение социальных опросов;
  • проведение социометрии;
  • определение локальных экологических проблем, нахождение способов их решения.

        Подтверждением социальной значимости такой работы является итог смены прошлого года: ребята, под руководством Татьяны Геннадьевны, проводили опрос населения микрорайона «Нижняя Ельцовка» по проблеме отсутствия вывоза бытовых отходов в частном секторе, писали обращение к администрации района и собирали подписи. В результате для жителей частного сектора был налажен еженедельный организованный вывоз бытовых отходов. На смене 2015 года, занимаясь в «Школе волонтера», ребята проводили социально-экологическое описание территории лагеря и узнавали его историю.

2. Студия фитодизайна. Руководитель: Валентина Александровна Великанова, профессор икэбаны, педагог дополнительного образования Лаборатории экологического воспитания ИЦиГ СО РАН. Под руководством Валентины Александровны школьники, причем, не только девочки, но и мальчики постигали азы древнего японского искусства флористики и выполняли собственные творческие проекты.

Занятия флористикой учат внимательнее относится к окружающим нас растениям, видеть их красоту и гармонию.

3. Форум юных исследователей родного края «Сибирь – наше будущее!». Выполненные творческие и исследовательские работы защищались авторами на форуме юных исследователей родного края «Сибирь – наше будущее!», традиционном для экологических профильных смен в городе Новосибирске [3; 4].

Ребята, через участие в форуме, получили возможность публично представить свои исследования и проекты всему сообществу смены, научиться корректно отстаивать свою точку зрения, приобрести навыки научной дискуссии.

4. Пресс-центр. За организацию работы пресс-центра поочередно несли ответственность представители разных команд. Каждое утро, при подведении итогов прошедшего дня, «репортеры» в творческой форме презентовали, как был «прожит» предыдущий день.

5. Творческая группа педагогов – руководителей детских экологических объединений. Во время профильной смены детских экологических объединений учились не только школьники.

Руководители команд занимались в творческой группе «Организация исследовательской деятельности школьников различных возрастных групп».Творческая группа – это уникальная возможность для педагогов из разных образовательных учреждений обменяться эффективным опытом в сфере экологического образования.

Научно-методическое обеспечение деятельности творческой группы обеспечивалось кафедрой естественнонаучного образования Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования. Главный итог работы – это повышение квалификации педагогов по проблематике экологического образования.

Важный социальный аспект экологической смены – включение в её состав команды учащихся из школы «надомного обучения» – средней общеобразовательной школы «Перспектива». Все ученики школы имеют медицинские показания на индивидуальное обучение на дому. Дети-«надомники» часто характеризуются пониженной мотивацией к взаимодействию с другими детьми, учебной и внеурочной деятельности. Становясь выпускниками, они не всегда успешно интегрируются в общество – оказываются неприспособленными к «взрослой» жизни. Поэтому, актуальным как для детей, так и для общества в целом, становится разработка и внедрение педагогических технологий, которые будут способствовать оптимизации социального развития  таких детей и полноценному включению их в жизнь общества.

Профильная экологическая смена для учеников из школы «Перспектива» стала формой инклюзивной среды – участвуя наравне со сверстниками в общих мероприятиях, дети-надомники не чувствовали себя «не такими», а другие участники не удивлялись «необычным» детям! Это также социально значимый результат профильной смены!

Одна из ведущих идей в организации смены – отказ от конкуренции. Целесообразно не соревноваться  в том, какая из команд выполнит лучше своё задание, а сделать один общий для всех проект – в таком случае коллективный опыт становится достоянием каждого участника. При этом остается возможность выделить как команды, так и участников и поощрить за успехи.

Поэтому, при подведении итогов смены, награждались все команды и отдельные учащиеся за успешность в различных номинациях. Кроме того, каждый участник получил сертификат о прохождении обучения в Летней Академии Экологии.

Основным организатором смены являлся Дворец творчества детей и учащейся молодежи «Юниор». Педагогический коллектив кафедры естественных наук и экологии ДТД УМ «Юниор» имеет многолетний опыт организации и проведения городских массовых мероприятий программы «Экология»,

профильных экологических смен и является центром поддержки детских экологических инициатив образовательных учреждений города Новосибирска [4].

Процесс развития социальной активности детей и подростков не будет эффективным без привлечения социальных партнеров – нельзя воспитать гражданина только «в стенах учреждения». Важно суметь привлечь для сотрудничества в сфере воспитания детей и подростков представителей государственных и муниципальных учреждений, а также общественных организаций – в этом случае само городское сообщество становится образовательной средой. В реализации Смены «Экологи Сибири 2011» основному организатору – Дворцу творчества детей и учащейся молодежи «Юниор» организационную, методическую  и информационную помощь оказывали:

  • Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. Кафедра естественнонаучного образования НИПКиПРО с 2007 года является организатором деятельности творческой группы для педагогов – руководителей детских экологических объединений.
  • Лаборатория экологического воспитания Института цитологии и генетики СО РАН. Валентина Александровна Великанова, профессор икэбаны, педагог лаборатории ежегодно организовывает деятельность эколого-эстетической студии.
  • Руководителями отдельных программ смены приглашаются педагоги образовательных учреждений города Новосибирска. В 2011 году Ольга Николаевна Реутова, учитель биологии МБОУ СОШ № 141 и Лариса Борисовна Кутафина, учитель биологии МБОУ СОШ № 51 руководили деятельностью полевой лаборатории экологического мониторинга.

Общеизвестно, что последействие по завершению смены не менее важно, чем сама смена. Значимый результат смены, который останется у детей, – это  возможность самостоятельно организовывать и проводить экологические инициативы. Те компетенции, которые сформировались у участников профильной экологической смены, позволят им в дальнейшем:

  • проводить экологические акции в своих образовательных учреждениях;
  • соревноваться в интеллектуальных и творческих конкурсах городской программы «Экология» [1];
  • участвовать в городских и региональных научно-практических конференциях школьников.

Информация о проведении профильной смены, правилах участия ежегодно размещается на web-странице «Экологи Сибири» и доступна для всех школьников, педагогов и представителей общественности города Новосибирска [2]. Пресс-релизы об итогах проведения смены размещаются на сайте Дворца творчества детей и учащейся молодежи «Юниор».

В целом, ежегодная реализация городской профильной смены детских экологических объединений в условиях системы образования города Новосибирска позволяет решать следующие задачи:

  • расширить направления деятельности детского экологического движения;
  • активизировать деятельность учителей и педагогов дополнительного образования в области экологического образования и просвещения;
  • обобщить эффективный опыт в сфере экологического образования и просвещения школьников.

Литература

  1. Городские массовые дела на 2014/2015 учебный год. Новосибирск, 2014.
  2. Информационная система «Экологи Сибири: игры и конкурсы для школьников» (http://admin.nios.ru/course/view.php?id=45).  
  3. Профильная смена детских экологических объединений города Новосибирска «Экологи Сибири» / Составители: О. А. Чернухин, Т. Г. Рубинштейн, Т. В. Хабарова. Новосибирск, 2011.
  4. Чернухин О. А. Детские игровые конкурсы как механизм развития экологического образования. / Экологическое образование в эпоху глобализации: Материалы VII семинара «Проблемы экологического образования и воспитания» / Новосибирск: НГУ, 2008. – С.32-36.
  5. Чернухин О. А. Профильная смена как средство развития экологического образования. / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - 2009. (http://festival.1september.ru/articles/557069/).
  6. Чернухин О. А. Экологическое образование как средство социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья: из опыта работы с учениками школы надомного обучения. – Новосибирск, 2011. (Интернет-версия: http://window.edu.ru/window/library?p_rid=74239).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание школьников в условиях современной школы

Опыт работы школы по экологическому воспитанию школьников....

Программа городской профильной смены "Я - гражданин России"

Программа городской профильной смены "Я - гражданин России" для представителей юнармейских отрядов Поста №1 образовательных организаций города Арзамаса....

Методический семинар: Экологическое воспитание школьников на уроках биологии и во внеурочное время в условиях перехода на ФГОС ООО

Методический семинар: Экологическое воспитание школьников на уроках биологии и во внеурочное время в условиях перехода на ФГОС ООО...

Программа городской профильной смены "Мы - вместе!"

Программа городской профильной смены для старшеклассников....

«Парковый урок – как средство экологического воспитания школьников в условиях формирования ФГОС».

В данной разработке предлагается вариант проведения занятия в условичх парка - "вне стен класса"...

Экологическое воспитание школьников в условиях малокомплектной школы

Выступление на тему "Экологическое воспитание обучающихся в условиях малокомплектной школы" на семинаре....

Экологическое воспитание школьников в условиях детского санатория

Статья посвящена аспектам экологического воспитания школьников в процессе прохождения санаторно-курортного лечения....