Методическая разработка урока экологии по теме «Искусственные экосистемы. Агроценозы» (5 класс)
план-конспект урока по экологии (5 класс) на тему
Цель урока: изучить особенности агроценозов и агроэкосистем
Задачи:
- ввести понятие об агроценозах как сообществах, создаваемых человеком;
- показать специфику и особенности агроценозов;
- развивать умения работать с учебной литературой, применять полученные знания;
- воспитывать бережное отношение к почвам, как к одному из важнейших компонентов агроценозов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_ekologiya.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Николо-Березовская СОШ
Методическая разработка
урока экологии
по теме
«Искусственные экосистемы. Агроценозы»
(5 класс)
Разработала
учитель биологии и экологии
Адамова С.А.
2015 год
Предмет: экология
Класс: 5
Тема занятия: «Искусственные экосистемы. Агроценозы»
Дата проведения: 07.04.2015
Тип урока - изучение нового материала
Цель урока: изучить особенности агроценозов и агроэкосистем
Задачи:
- ввести понятие об агроценозах как сообществах, создаваемых человеком;
- показать специфику и особенности агроценозов;
- развивать умения работать с учебной литературой, применять полученные знания;
- воспитывать бережное отношение к почвам, как к одному из важнейших компонентов агроценозов.
Межпредметные связи: с природоведением
Наглядные пособия:_таблицы с изображением биоценозов водоема (реки), дубравы, агроценоза (пшеничного поля); рисунки культурных и сорных растений; рисунки с изображением животных, обитающих в посевах культурных растений (в качестве примера агроценоза рассматривается пшеничное поле, то подбираются соответствующие пшенице сорные растения, насекомые-вредители, экземпляры растений, пораженные болезнетворными низшими грибами, таблицы с изображением зерноядных и насекомоядных птиц и др.).
Раздаточный материал: карточки задания, тесты
Ученик должен знать: понятие агроэкосистем, их состав, продуктивность; виды сельскохозяйственных загрязнений, компоненты и состав агроэкосистем. Методы поддержания экологического равновесия. Биологические меры борьбы с вредителями и болезнями. Негативные стороны использования химических удобрений, загрязнение окружающей среды пестицидами и другими химикатами, использующимися в сельском хозяйстве.
Ученик должен уметь: составить схему пищевой цепи в агроценозе; объяснить отличия естественной и искусственной экосистем.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка знаний (обобщение по изученным темам)
- Работа с терминологией
Сначала запись под диктовку учителя терминов, затем проверка написания (взаимопроверка):
Экология - (наука о взаимоотношениях живых организмов и условий среды)
Экосистема - (взаимосвязанное сообщество живых организмов и факторов окружающей среды)
Фотосинтез - (процесс образования органических веществ у зелёных растений из неорганических веществ на свету)
Биогеоценоз - (естественная экосистема)
Автотрофы (продуценты) – организмы, самостоятельно производимые органические вещества из неорганических веществ, с помощью энергии солнца)
Гетеротрофы (консументы) - организмы, питающиеся готовыми органическими веществами. Бывают потребители (все животные) и разрушители (бактерии и грибы).
- Ребята, давайте дадим определение всем этим терминам, что они означают?
2) Теоретические задания
1. Какие организмы из приведенного ниже списка являются разрушителями мёртвого органического вещества (редуценты)?
Грибы. Многоножки. Сова. Водоросли. Клещи. Муравьи. Жуки-дровосеки. Клопы. Бактерии. Жужелицы. Речные раки.
2. Объясните, какова роль этих организмов?
3. Смоделируйте возможную цепь питания, используя различные объекты: тигр, трава, кузнечик, сойка, уж, олень, белка, бактерии, сова, лиса? (трава-кузнечик-сойка-сова-лиса-бактерии)
4. Какое количество связей в цепи? (5)
5. По какому принципу обозначается направление стрелки от одного объекта к другому: от воспринимающего питательные вещества - или от отдающего их?
6. Чем консументы I порядка отличаются по способу питания от последующих консументов?
7. Что произойдет, если консументы начнут потреблять питательных веществ больше, чем их образуют продуценты? (произойдёт нарушение экологического баланса, что может привести к гибели консументов любого порядка)
8. Какая из предложенных последовательностей правильно показывает передачу энергии в пищевой цепи?
А. Лисица —► землеройка —► дождевой червь —► листовой опад —►растения.
Б. Листовой опад —► дождевой червь —► растения -- ►землеройка —►лисица.
В. Растения —► листовой опад —► дождевой червь — ►землеройка —► лисица.
Г. Растения —► землеройка —► дождевой червь —► листовой опад —► лисица.
III. Изучение нового материала.
1. Рассказ учителя (презентация)
Человек в конкурентной борьбе за выживание в окружающей среде начал строить свои искусственные экосистемы десять тысяч лет назад, создав сельское хозяйство - растениеводство и животноводство.
На современном этапе он для удовлетворения все возрастающих потребностей вынужден изменить и даже разрушить природные экосистемы, порой и не желая этого.
Энергия - это изначальная движущая сила природных и искусственных (антропогенных) экосистем. Природные экосистемы «работают» без затрат со стороны человека.
Совсем иначе работают искусственные (антропогенные) экосистемы. К ним можно отнести агроэкосистемы и агроценозы. Биоценозы, которые возникают на землях сельскохозяйственного пользования, называют агроценозами.
искусственный ()Э (определения в презентации)
(коллаж агроценозов)
(определения в презентации)
(определения в презентации)
(определения в презентации)
(определения в презентации)
ценоза(определения в презентации)
(определения в презентации)
Люцерна (определения в презентации)
(определения в презентации)
атные (определения в презентации)
(определения в презентации)
(определения в презентации)
2.Дискуссия и закрепление изученного материала (обсуждение изложенного материала)
Задание 1. Укажите отличия агроценозов от природных биоценозов.
Примерный ответ.
В агроценозах, в отличие от природных биоценозов:
- пониженное видовое разнообразие (природный биоценоз в сотни и тысячи раз богаче по видовому составу);
- виды, культивируемые человеком, не могут выдержать конкуренцию с дикими видами без поддержки человека;
- значительное использование дополнительной энергии (мускульная сила человека, животных; сельскохозяйственная техника) для поддержания урожая растений;
- пищевые цепи короткие (в природном сообществе - разветвленные пищевые сети);
- агроценоз - неустойчивая система, тогда как природный биоценоз способен существовать достаточно длительное время.
Задание 2. Начертите схему пищевой цепи, начинающаяся в агроценозе с растения пшеницы.
Ответ: пшеница —► полевка —► лиса
Задание 3. Составьте несколько цепей питания в произвольно выбранном агроценозе.
Пример (огород): капуста —> гусеницы бабочки-капустницы —► наездник.
При анализе составленных цепей питания нужно указать возможность регуляции численности вредителей (видов - конкурентов человека за возделываемые культурные растения) усилением последующего звена, что в итоге сохранит урожай (обсудите перспективы использования биологического метода защиты растений).
Задание 4. Объясните, почему культурные растения не могут конкурировать с сорняками.
Ответ. Культурные растения изменены человеком в свою пользу: основная их энергия идет на развитие органов, нужных человеку. Такие растения не способны сопротивляться натиску конкурентов. Хорошо известна негативная роль сорняков в перехвате воды и элементов минерального питания, что заметно снижает урожай культурных растений.
Задание 5. Почему быстро истощается почва в агроценозах?
Ответ. Растения в процессе жизнедеятельности используют большое количество питательных веществ из почвы. Человек изымает урожай и нарушает круговорот элементов.
Задание 6. Укажите пути возврата питательных веществ в почву.
Ответ:
- внесение минеральных, органических, бактериальных удобрений;
- запахивание в почву зеленых растений, имеющих малый вегетационный период (горох, рапс и др.).
Задание 7. Каковы способы повышения продуктивности агроценозов?
Ответ:
- внесение удобрений, научно-обоснованное их использование;
- полив;
- подбор культур, ведение грамотных севооборотов;
- использование высокоурожайных сортов с учетом природно-климатических зон;
- борьба с эрозией;
- защита растений от болезней, вредителей и сорняков (биологическая, химическая).
Агроценозы создаются человеком для получения высокого урожая - чистой продукции растений.
Основные отличия агроценоза от биоценоза следующие:
- Резко снижено разнообразие видов культивируемых растений и животного населения биоценоза; видовое разнообразие разводимых животных ничтожно мало по сравнению с биоценозами.
- Растения и животные, культивируемые человеком, неконкурентноспособны в борьбе с дикими видами без поддержки человека.
- Агроценозы получают, кроме солнечной энергии и дополнительную, субсидируемую человеком.
- Чистая продукция (урожай) удаляется из экосистемы и не попадает в цепи питания биоценоза.
- Экосистемы полей, садов, пастбищ, огородов - это упрощенные системы, поддерживаемые человеком на ранних стадиях развития, и они столь же неспособны к саморегуляции, как и природные пионерные сообщества; поэтому они не могут существовать без поддержки человека.
IV. Домашнее задание: выучить конспект, выучить определения.
V. Выставление оценок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Город как экосистема" по курсу биологии для 9 класса
Методическая разработка урока «Город как экосистема» по курсу биологии для 9 класса. У...
Презентация к уроку физики в 9 классе по теме "Искусственные спутники Земли. Первая космическая скорость"
Презентация к уроку по теме "Искусственные спутники Земли. Первая космическая скорость, 9 класс. Цели показа презентации: познакомить учащихся с успехами в освоении космического пространства, ра...
Урок в 9 классе по теме "Искусственные спутники Земли"
Закрепление и применение полученных знаний для вывода первой космической скорости.Изложение материала, расширяющего кругозор учащихся.Обсуждение вопросов и решение задач, требующих творческой инициати...
Презентация Агроценозы-11 класс
Презентация Агроценозы используется при проведении урока в 11 классе при расмотрении искусственно созданных человеком биоценозов....
Технологическая карта по темам "Взаимоотношения между организмами", "Агроценоз", 11 класс
Технологические карты предназначаются для смостоятельного изучения материала,...
Методическая разработка по теме: "Искусственные спутники Земли"
Данная презентация предназначена для изучения темы: "Искусственные спутники Земли" в курсе физики 9 класса....
Педагогические чтения. Доклад на тему: «Искусственный интеллект и нейросети в методической работе педагога».
Как нейронные сети могут быть использованы для решения различных задач в образовании?...