экология 7 класс рабочая программа
рабочая программа по экологии (7 класс) на тему
Рабочая программа по экологии 7 класс на основе авторской программы Самковой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Дубровская №2 средняя общеобразовательная школа
Принято Утверждаю
Педагогическим советом школы Директор школы
Протокол №_____от_______ 2013 ____________К.Н. Василенко
Приказ №_____от_______
Рабочая программа
по (предмету)_________________________экология___________________________
Класс______7_____
Всего часов на учебный год_____35______
Количество часов в неделю_____1______
Составлена в соответствии с программой (название программы с указанием автора и года издания)
Самкова, В.А. Интегрированный курс «Экология» для учащихся 5-9 классов основной школы: Концепция. Программа. Тематическое планирование. — М. : Академкнига/учебник, 2011. — 46 с.
УМК:
Экология. Среды жизни на планете: Учебное пособие для 7 кл. общеобразоват. учреждений/ В.А.Самкова, Л.И.шурхал. – М.: Академкнига/Учебник, 2010.________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Учитель:
ФИО_____Е.В.Чернякова___
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
районным методическим объединением
Руководитель РМО заместитель директора по УВР
_________________ __________________Е.С. Савченкова
Протокол №_____от__________
Пояснительная записка
Целью и ожидаемым результатом экологического образования являются экологическая культура личности, развитие ответственности человека в решении экологических проблем, задач устойчивого развития биосферы и общества. В соответствии с этим положением курс «Экология» предполагает развитие у учащихся следующих личностных качеств:
- ответственность за состояние своего природного, социального и культурного окружения, определяющего условия жизни людей в данной местности (регионе);
- ответственность за свое здоровье и здоровье других людей;
- потребность участия в деятельности по охране и улучшению состояния окружающей среды, пропаганде идей устойчивого развития, предупреждению неблагоприятных последствий деятельности человека на окружающую среду и здоровье людей, а также формирование комплекса необходимых для реализации этой деятельности теоретических, практических и оценочных умений.
Усвоение содержания предлагаемого курса будет способствовать становлению экологической культуры, показателями которой являются разумное ограничение потребностей, здоровый образ жизни, реальная деятельность по улучшению своего социоприродного окружения, основанные на знаниях о системном строении окружающей природной и социоприродной среды и осознании опасности потери пригодных для жизни человека и других организмов качеств природной среды.
Требования к экологической подготовке учащихся, изучающих курс «Экология» (планируемые результаты обучения и воспитания), описывают, что именно и на каком уровне должен усвоить учащийся. В сущности, планируемые результаты являются конкретизацией целей курса в соответствии с содержанием основных его разделов.
Планируемые результаты
В результате изучения данного курса учащиеся получат возможность овладеть следующими предметными, метапредметными и личностыми учебными действиями:
ОПИСЫВАТЬ:
- грамотно использовать основные научные категории, необходимые для выполнения учебной исследовательской работы: проблема, объект и предмет исследования; цель, задачи, гипотеза; методы исследования;
- владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии: экосистема, элементы экосистемы, экологическое взаимодействие, экологическое равновесие, развитие экосистем, экологический мониторинг;
- определять типы наземных и водных экосистем своей местности;
- уметь использовать приборы, необходимые для изучения экологических факторов и компонентов экосистем: термометр, барометр, гигрометр, анемометр, люксметр; дозиметр, рН-метр и другие индикационные приборы (исходя из возможностей материальной базы); бинокулярная лупа, микроскоп.
ОБЪЯСНЯТЬ:
- экологические взаимодействия в экосистемах своей местности;
- изменения, происходящие в экосистемах в результате саморазвития или под воздействием антропогенного фактора;
- необходимость сохранения естественных экосистем своей местности;
- зависимость здоровья человека от качества окружающей среды.
ПРОГНОЗИРОВАТЬ И ПРОЕКТИРОВАТЬ:
- анализировать данные, полученные при изучении состояния экосистем своей местности;
- сравнивать результаты своих исследований с литературными данными;
- прогнозировать дальнейшие изменения экосистем своей местности;
- планировать мероприятия, направленные на улучшение состояния экосистем местного уровня;
- оформлять результаты исследований в виде творческих отчетов, научных сообщений, рефератов, проектов.
№ урока | Тема урока | Содержание программы | Оборудование | Практическая работа | Дата |
Введение (1 ч | |||||
1. | Введение. Организм и окружающая среда | Организм и окружающая среда. Экологические и средообразующие факторы. Условия, определяющие границы распространение живых организмов в биосфере: достаточное содержание кислорода, воды, благоприятная температура, необходимый минимум минеральных или органических веществ, соленость (для водных организмов). Границы жизни. | 1. Составление схемы "Распространение жизни в биосфере". | ||
Тема 1. Экологические факторы и закономерности их действия (5 ч) | |||||
2. | Cреды жизни на нашей планете. Экологические факторы и их классификация | Соотношение понятий "окружающая среда", "элемент среды", "экологический фактор". Экологический фактор — отдельный элемент среды обитания, взаимодействующий с организмом и создающий условия для его существования. Классификация экологических факторов: абиотические, биотические и антропогенные. | |||
3. | Факторы неживой природы | Абиотические факторы как проявление свойств неживой природы: климатические (свет, температура, воздух, ветер, осадки); почвенные и грунтовые (механический и химический состав, влагоемкость, воздухопроницаемость, плодородие); рельеф; химические (газовый состав, солевой состав воды); физические (плотность, давление, уровень шума и др.). | |||
4. | Факторы живой природы | Биотические факторы: всевозможное влияние растений, животных и других организмов. | |||
5. | Деятельность человека как экологический фактор | Антропогенные факторы: осознанное и случайное влияние человека; воздействие, обусловленное жизнедеятельностью человека как живого организма и влияние результатов его социокультурной деятельности Приспособительные реакции организмов как результат действия экологических факторов. | |||
6. | Как влияют на организм экологические факторы | 2. Экскурсия в парк, на водоем или иную, близкую к природной, городскую экосистему с целью выявления и изучения различных экологических факторов. | |||
Тема 2. Вода — древнейшая среда жизни (8 ч) | |||||
7. | Почему вода является уникальной средой жизни | Зарождение жизни в мировом океане. Экосистема океана — наиболее древняя экосистема планеты. | |||
8. | Физические свойства воды, делающее ее благоприятной для жизни организмов. | Своеобразие физико-химических свойств воды, делающее ее благоприятной для жизни организмов. Физические свойства воды: прозрачность, плотность, температура, давление, освещенность | |||
9. | Практическая работа | 3. Органолептические свойства воды: определение цвета, запаха и вкуса воды различных проб воды (дистиллированной, минеральной, водопроводной воды и т.п.). 4. Определение прозрачности воды | |||
10. | Химические свойства воды, делающее ее благоприятной для жизни организмов. | Химические свойства воды: соленость, минеральный состав, кислотность, насыщенность кислородом и углекислым газом. Вода — универсальный растворитель многих минеральных и органических соединений. | |||
11. | Практическая работа | 5.Определение химического состава воды. 6. Простейший тест на жесткость воды. 7.Определение кислотности различных проб воды. | |||
12. | Как организмы приспособились к жизни в водной среде | Особенности условий жизни в водной среде. Приспособленность живых организмов к различным условиям водной среды обитания. Многообразие водных экосистем: реки, озера, моря и океаны. Экосистемы подземных водоемов. | |||
13. | Как человек связан с водой | Изменение условий жизни в водной среде в результате деятельности человека. Влияние физического и химического загрязнения среды на обитателей водных экосистем. Ответственное отношение к воде. Природоохранное законодательство о защите и рациональном использовании водных ресурсов | |||
Тема 3. Наземно-воздушная среда жизни (8 ч) | |||||
14. | Условия жизни в наземно-воздушной среде | Атмосфера Земли как результат деятельности фотосинтезирующих организмов. Сравнительная характеристика физических и химических свойств водной и воздушной среды (плотность, теплоемкость, атмосферное давление, газовый состав, прозрачность, освещенность). | |||
15. | Климатические факторы | Климатические факторы. | 8. Изготовление естественного барометра из сучка или шишки хвойного дерева (ель, сосна, можжевельник и др.). | ||
16. | Жизнь осваивает сушу | Живые организмы осваивают воздушную среду: бактерии, споры и семена грибов и растений; крылатые беспозвоночные; птицы и млекопитающие. Приспособленность к полету. Почему невозможно существование живых организмов, постоянно живущих в воздухе. Разные экосистемы — общий "воздушный бассейн". Приспособленность к полету. Почему невозможно существование живых организмов, постоянно живущих в воздухе. | 9. Изучение распространения семян растений, переносимых ветром | ||
17. | Как животные приспособились к жизни ан суше | ||||
18. | Как передвигаются обитатели суши | ||||
19. | Влияние человека на воздушную среду Практическая работа | Влияние человека на воздушную среду: изменение состава атмосферы; "парниковый эффект", разрушение озонового слоя Земли. Постоянное перемещение воздушных масс, его роль в трансграничном переносе загрязняющих веществ. | 10. Определение запыленности воздуха. | ||
20. | Охрана атмосферы | Природоохранное законодательство об охране атмосферы. | |||
21. | Сравнительная характеристика наземных экосистем своей местности | Особенности условий существования наземных экосистем и их многообразие. Переходные экосистемы — болота. Сравнительная характеристика наземных экосистем своей местности. | |||
Тема 4. Почва как среда жизни (6 ч) | |||||
22. | Почему почва является особой средой жизни | Почва — биокосная система. Почва как компонент наземных систем. Состав почвы по ее компонентам: твердый, жидкий, газообразный, живой. Механическая структура почвы и ее свойства: влагоемкость, воздухопроницаемость, кислотность, плодородие. | |||
23. | Практическая работа | 11. Изучение структуры почвы по образцам. 12. Определение механического состава почвы. | |||
24. | Как организмы приспособились к жизни в почве | Почва как среда обитания живых организмов. Разнообразие почвенных микроорганизмов и водной фауны почвы. Почвенные беспозвоночные (простейшие, черви, клещи, насекомые и т.д.). Позвоночные животные — обитатели почвы. | |||
25. | Почва как результат функционирования экосистемы. | Почва как один из факторов, определяющих тип экосистемы. Почва как результат функционирования экосистемы. | |||
26. | Почва и человек | Нарушение почв в результате деятельности человека. Природоохранное законодательство об ответственности человека за состояние почв. | |||
27. | Практическая работа | 13. Определение содержания нитратов в пищевых продуктах. 14. Определение радиоактивного загрязнения почвы с помощью дозиметра. | |||
Тема 5. Организм как среда обитания (3 ч) | |||||
28. | Особенности четвертой среды жизни | Использование одних живых организмов другими в качестве среды обитания (эволюционный аспект). Растения, животные и человек как среда обитания других организмов: микроорганизмов, беспозвоночных, позвоночных. Благоприятные особенности живого организма как среды обитания: присутствие для его обитателей обилия легкоусвояемой пищи, постоянство температурного и солевого режимов, отсутствие угрозы высыхания, защищенность от врагов. Неблагоприятные экологические условия данной среды обитания: нехватка кислорода и света, ограниченность жизненного пространства, необходимость преодоления защитных реакций организма-хозяина; сложность распространения от одной особи-хозяина к другой. Ограниченность данной среды обитания во времени жизнью хозяина. Приспособленность организмов к паразитическому образу жизни: особенности внутреннего и внешнего строения, высокая плодовитость, сложные циклы развития. | 15. Изучение поврежденных растений по гербарному материалу. | ||
29. | Типы паразитизма | Типы взаимоотношений живых организмов, при которых один из видов является средой обитания для другого вида: наружный и внутренний паразитизм; случайный и обязательный паразитизм: полупаразитизм. | 16. Изучение под микроскопом препаратов, демонстрирующих особенности строения различных организмов-паразитов. | ||
30. | Человек как среда обитания организмов. | Приспособленность организмов к паразитическому образу жизни: особенности внутреннего и внешнего строения, высокая плодовитость, сложные циклы развития. Болезнетворные микроорганизмы. Как сохранить свое здоровье: санитарно-гигиенические нормы и правила. | |||
Тема 6. Среда жизни человечества (3 ч) | |||||
31. | Какие компоненты образуют среду жизни человека | Биосфера — оболочка Земли, где проявляется деятельность всего живого вещества: растений, животных, микроорганизмов и человечества. Появление человека — один из важнейших этапов в развитии биосферы. Неразрывная связь человека с природой, его неотделимость от общих законов, присущих всему живому на планете. | |||
32. | Какая среда благоприятна для человека | Взаимодействие общества и природы: изъятие обществом из природы веществ и энергии; уничтожение и преобразование огромного количества видов живых организмов; переработка веществ; сброс отходов в окружающую природную среду; кардинальное преобразование природных комплексов и др. Решение важнейших проблем взаимоотношения между человеком и биосферой через оптимизацию существующих экосистем (в данном случае — получение соотношения элементов экосистемы, наиболее желательного в хозяйственном смысле) и восстановление разрушенных высокопродуктивных природных экосистем. | |||
33. | Экологическая культура | Экологическая культура — один из важнейших компонентов общей культуры каждого современного человека. "Экологические заповеди", составленные американским экологом Т.Миллером: что должен знать каждый, чтобы понять и сохранить природу. | 17.Тест "Я и Природа" Выполнение иллюстраций к "Экологическим заповедям" и оформление выставки "Что должен знать каждый человек, чтобы понять и сохранить природу". | ||
34. | Обобщение знаний по курсу |
Резерв времени – 1 час
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...