ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА.
статья по экологии на тему
Начиная со второй половины XX века влияние деятельности человека на окружающую среду становилось все более значительным. Техника и промышленное производство, обеспечивая людей теплом, светом, комфортом, создали реальную угрозу живому на планете. В связи с этим возникла острая необходимость в правильном прогнозировании последствий воздействия человека на природу и формировании у людей экологического сознания уже на этапе школьного образования. Разрабатывая мероприятия по экологическому воспитанию, педагог должен подбирать такие формы работы, которые гарантируют желаемый результат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskaya_statya.docx | 52.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Кирюшина Алёна Владимировна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Муниципального образования г. Нягань "Гимназия"
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА.
Образовательные стандарты нормативно закрепляют деятельностный подход в системе школьного образования, трактуют обучение как специально организованный процесс, в ходе которого ребенок осуществляет учебную деятельность – выполняет учебные действия на материале учебного предмета. Внешние предметные действия, в ходе «вращивания», преобразуются во внутренние когнитивные процессы.
Начиная со второй половины XX века влияние деятельности человека на окружающую среду становилось все более значительным. Техника и промышленное производство, обеспечивая людей теплом, светом, комфортом, создали реальную угрозу живому на планете. В связи с этим возникла острая необходимость в правильном прогнозировании последствий воздействия человека на природу и формировании у людей экологического сознания уже на этапе школьного образования. Разрабатывая мероприятия по экологическому воспитанию, педагог должен подбирать такие формы работы, которые гарантируют желаемый результат, такие как:
- работа с информационными источниками позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемных ситуаций;
- игра даёт опыт принятия правильных решений, учит кооперации и взаимопомощи, работе в группе;
- экскурсии позволяют на практике увидеть то, о чём рассказывает теория, и самостоятельно оценить увиденное.
Современное экологическое образование отражает новый социальный заказ: формирование у обучающихся способности проектировать свою жизнедеятельность на основе идей устойчивого экологического, экономического и социального развития с учетом последствий для состояния окружающей среды. Таким образом, экологическая культура рассматривается как разновидность общей культуры, проявляющаяся в сфере взаимодействия человека с природой, базирующаяся на особой системе экологических ценностей, ведущей из которых является гармония человека и природы.
Активному вовлечению детей в процесс экологического воспитания способствует система принципов внеурочной деятельности:
Повышение уровня экологической культуры проявляется в формировании:
- экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- умения применять эколого-значимые знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории региона, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
- навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде, умения выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.
Во внеурочной деятельности большое внимание индивидуальному подходу, предоставляется возможность формирования личности с высоким уровнем развития субъективного отношения к природе, человека как индивидуального природопользователя с его эколого-оправданным поведением в природной среде.
В процессе становления экологической культуры можно условно выделить три этапа. Первый этап связывается с приобретением школьником экологически ориентированного личного опыта за счёт: наблюдений различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя; первоначальных оценок деятельности людей; обращения с представителями животного и растительного мира; эстетического наслаждения красотой природы и творческого воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках; ощущения потребности в знаниях экологического содержания. На данном этапе эффективной формой работы является коллективная игровая деятельность.
Второй этап - это переход от простого наблюдения к наблюдению - анализу; соотнесение своих действий и поведения в той или иной ситуации с действиями других людей и влиянии их на природу; собственные открытия - поиск и удовлетворение потребности в знаниях о конкретных объектах окружающей среды. На этом этапе целесообразно осуществлять мониторинговые исследования на основе краеведческого материала. Например, проведение практикума "Определение уровня антропогенной нагрузки и районирование территории".
Третий этап связан с проектной деятельностью учащихся, в результате которой школьник производит продукт, обладающий субъективной новизной. Изменение социальной позиции подростка, его стремление занять определенное место в жизни находят отражение в резко повышенной потребности оценить самого себя как полезного для общества.Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка, его мышления, чувства ответственности. Ученик становится центральной фигурой, а его деятельность приобретает активный, познавательный характер.В ходе выполнения проектов ученик сам учится формулировать проблему, выдвигать и обосновывать причины ее возникновения, разрабатывать и проводить эксперимент, делать выводы. Роль учителя строится на принципах сотрудничества и включает: консультирование учащихся (групп) на всех этапах проектов; привлечение родителей, общественных организаций к проектной деятельности; участие в организации презентации и общественной экспертизы результатов. Вот несколько тем проектов: "Город без свалок", "Здоровье и окружающая среда", "Проект озеленения".
Итогом успешной реализации различных экологических программ станет достижение качественно нового уровня развития экологической культуры школьников, что позволит повысить их личную ответственность и компетентность в решении экологических проблем, расширить возможности вести здоровый образ жизни в гармонии с природой, проявлять заботу о базовых национальных ценностях, а именно стремиться к обустройству малой Родины как процветающему экологически комфортному уголку Земли.
Создание нового отношения человека к природе – задача прежде всего нравственная. Необходимо формировать у подрастающего поколения экологическое сознание и понимание неразрывной связи человека и природы.
Процесс экологического образования должен пониматься не только как овладение предметными результатами - усвоение определенной системы экологических знаний, умений, составляющих инструментальную основу учебно-познавательной деятельности обучающихся, но и как процесс развития ценностных ориентаций личности, принятия экологических ценностей. Именно поэтому в новом Стандарте устанавливаются требования к личностным и метапредметным результатам экологического образования:
Личностныерезультаты | Метапредметные результаты |
Отражают «формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях»:
| Отражают «формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации»:
|
Педагогу необходимы критерии для оценки личностного развития, усвоения обучающимися системы знаний и формирования у них компетентностей. Сегодня существуют апробированные диагностические методики, в том числе и авторские, позволяющие осуществлять мониторинг результативности педагогической работы по экологическому воспитанию и образованию. Очень интересна методика "Альтернатива", которая направлена на диагностику ведущего типа мотивации взаимодействия с природными объектами: эстетического, когнитивного (исследовательского), практического или прагматического. Обследуемому предлагается выбрать «более подходящий для него» вариант вида деятельности. Предпочитаемый вид деятельности позволяет судить о характере мотивации.
Экологическое образование и воспитание учащихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новой школе - новый учитель, ФГОС - новый классный руководитель
Презентация к выступлению на конкурсе "Учитель года"...
«Современное образование: новые требования, новые возможности, новая ответственность»
Доклад к педагогическому совету...
Новый мир имеет новые условия и требует новых действий,
file:///F:/новый%20мир%20имеет%20новые%20условия%20и%20требует%20новых%20действий.doc...
Новый закон об образовании для родителей: новые требования, новые возможности, новая ответственность
Материалы для обсуждения в творческой группе на педагогическом семинаре "Современное образование: новые требования, новые возможности, новая ответственность"...
Выступление С.И. Назаровой на нижегородской областной педагогической конференции "Наша новая школа: через развитие педагогического потенциала к поддержке талантливой молодежи". Тема выступления "Новая школа-новые задачи"
Данное выступеление было заслушено участниками нижегородской областной педагогической конференцией, проходившей 29 сентября 2010 года в г. Н. Новгороде (концертный зал "Юпитер" Торгово-промышленн...
«Новый мир имеет новые условия и требует новые знания» Занятие по проектной деятельности для учащихся 12-15 лет
Как сделать процесс обучения ещё более интересным и продуктивным, чтобы в него были вовлечены практически все обучающиеся, чтобы не было среди них скучающих и безразличных. Как создать на занятиях так...