Образовательная программа "Азбука природы"
рабочая программа по естествознанию на тему

«Азбука природы» направлено на систематизацию и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, обогащение их нравственного опыта, формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков правильного поведения в природе и социальной среде. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azbuka_prirody.doc299 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования

СОГЛАСОВАНО:

Протокол Педагогического совета

от 29.09.2015г.  № 2

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБУ ДО «ЦДО»

                                                                           

 ___________ Емшанова Н.В.

«____»  ____________ 2015г.

УТВЕРЖДЕНА

приказом от __________ № _____

СОГЛАСОВАНО:

Протокол Педагогического совета

от 29.09.2015г.  № 2

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБУ ДО «ЦДО»                                                                            

 _____________ Емшанова Н.В.

«___»   ______________ 2015г.

УТВЕРЖДЕНА

приказом от __________  № _____

Дополнительная

 общеобразовательная программа

«Азбука природы»

для учащихся 7-10 лет

срок реализации программы – 1 год

Разработчик:

Когтева Альфия Акмаловна

педагог дополнительного образования                                                                            

 

г. Урай

2015г.

Оглавление

  1. Пояснительная записка                                                        3 стр.
  2. Учебно-тематический план                                                                           7 стр.                                                            
  3. Содержание  образовательной программы                                11 стр.
  4. Методическое обеспечение образовательной программы                13 стр.
  5. Список литературы                                                                17 стр.

Пояснительная записка

Общеобразовательная программа «Азбука природы» является модифицированной, разработана в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования (Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, от 29.08.13г., №1008), соответствует, начальному общему уровню образования  и имеет естественно - научную направленность. 

Содержание программы  «Азбука природы» направлено на систематизацию и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, обогащение их нравственного опыта, формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков правильного поведения в природе и социальной среде.

Новизна программы состоит в том, что она позволяет обогащать практический опыт общения с окружающим миром природы через наблюдение за живыми объектами, опыты и эксперименты, экскурсии в природу.      

Актуальность программы существенно дополняет и компенсирует недостатки школьного базового образования, предоставляя каждому ребенку  возможность погружения в мир живой природы. Программа несет в себе большой развивающий потенциал:  создаются условия для саморазвития; формируются их познавательные, исследовательские интересы и способности.

Педагогическая целесообразность определяется направленностью на организацию социально полезной деятельности детей, созданием благоприятных условий для развития познавательной и творческой активности.

Цель программы: формирование у детей младшего школьного возраста ответственного отношения к природе.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с многообразием животного и растительного мира; с конкретными местами обитания живых организмов.

Развивающие:

- развивать потребности в самостоятельном познании окружающей природы, творческих способностей детей, любознательности, фантазии и воображения через познание живой природы.

Воспитательные:

- воспитывать у детей бережного отношения к окружающей природе, любви к ней.

Мотивационные:

- создавать комфортную обстановку на занятиях и мероприятиях;

- создавать условия для успешности каждого ребенка;

- развивать  активную  жизненную  позицию.

        Реализация данной программы основывается на следующих педагогических принципах:

  1. Принцип доступности и последовательности (изложение учебного материала от простого  к  сложному).
  2. Принцип научности. Учет возрастных особенностей  (содержание и методика работы ориентированы на детей конкретного возраста).
  3. Принцип наглядности (предполагает широкое использование наглядных и дидактических пособий, технических средств обучения).
  4.  Принцип связи теории с практикой (сочетание в работе с учащимися необходимых теоретических умений и навыков).
  5. Принцип результативности (в программе указано, что узнает и чему должен научиться каждый учащийся).
  6. Принцип актуальности (предполагает максимальную приближенность программы к реальным условиям жизни и деятельности детей).

Отличительные особенности

Данная программа отличается от программ, на основе которых она разработана, наглядностью и практической направленностью. Учащиеся получают дополнительные знания  о самых различных областях окружающего мира: фенология, ботаника, цветоводство, овощеводство, зоология, орнитология, охрана природы.

 Занятия проводятся на базе живого уголка (мини-зоопарка) при непосредственном контакте с животными. Таким образом, восприятие окружающего мира происходит не только интеллектуально, но и эмоционально, что дает более прочное и надежное усвоение материала.

Организационно – педагогические основы обучения

Программа  рассчитана на учащихся младшего школьного возраста (7- 10 лет).  В этом возрасте самые общие и характерные черты детей: любознательность, конкретность мышления, подражательность, подвижность, неумение долго концентрировать свое внимание на чем–либо одном. Группа состоит из 10 - 12 человек согласно Сан.ПиН. 2.4.4.3172 - 14.

Срок реализации программы – 1 год.  При нагрузке 4 часа в неделю (2 раза в неделю по 2 учебных часа) – в год 132 часа.

Формы и методы проведения занятий

Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, коллективная. Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы эко центрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы», ведение индивидуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного знатока природы».

Средствами эффективного усвоения программы курса являются:

- ролевые, дидактические игры, творческие задания, театрализованные представления;

- создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание эко знаков, опыты и практические работы;

-  экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, выставки стенгазет, рисунков,  фотовыставки.

Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах  по озеленению и благоустройству территории отдела, в подготовке и   проведении  природоохранных акций, участие в организации праздников, выставок и в выполнении летних заданий.

Основные образовательные технологии 

В процессе изучения предмета используются не только традиционные технологии, методы и формы обучения, но и инновационные технологии, активные и интерактивные методы и формы проведения занятий: проектное, объяснительно - иллюстративное обучение, здоровье сберегающие технологии, личностно - ориентированный, проблемно- ориентированный и проектный подходы.

Ожидаемые результаты

В результате освоения программы учащиеся будут знать:

  1. способы получения информации об окружающем мире;
  2. названия и особенности растений и животных своего края;
  3. правила охраны природы общие и региональные, особо охраняемые растения  и животного края, заповедники края;
  4. основные нормы экологического поведения, поведения в коллективе и в обществе;

5. основные правила личной гигиены.

 уметь:

  1. находить нужную информацию  в учебнике, справочниках, словарях, энциклопедиях;
  2. вести наблюдения в природе, фиксировать результаты наблюдений, рассказывать о проведенных наблюдениях;
  3. выполнять опыты и пользоваться несложным лабораторным оборудованием;
  4. определять признаки различных объектов окружающего мира;
  5. выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, обеспечения своей безопасности;
  6. выполнять творческие правила работы и участвовать в планируемых акциях.

         Аттестация учащихся  по индивидуальным учебным планам

Система определения результативности основана на компетентностном подходе.

Первоначальная оценка компетентности производится при поступлении в объединение, когда проводится первичный  опрос, анкетирование.

Мониторинг роста компетентности учащегося производится в середине и конце учебного года (определенного этапа обучения), а также по прохождении программы.     Результативность образовательной деятельности определяется способностью учащихся на каждом этапе расширять круг задач на основе использования полученной в ходе обучения информации, коммуникативных навыков, социализации в общественной жизни. В систему определения результативности входит тестирование, контрольное задание, индивидуальный опрос, наблюдение, дидактическая игра, по всем входящим в программу дисциплинам в середине учебного года и в конце обучения. Формы подведения итогов реализации общеобразовательной программы определяется по активности участия воспитанника в экологических акциях,  конкурсах, выставках.

Результаты освоения программы проверяются с помощью аттестации учащихся по методике Ивченковой Г.Г. и Потапова И.В. «Окружающий мир» 1- 4 классы: проверочные и диагностические работы (приложение 1).

Материалы  Плешакова А.А., Гара Н.Н, и Назаровой З.Д.  по всем темам курса «Окружающий мир» для 1-4 классов: проверочные и диагностические работы (приложение 2).

Шепелева А.И. «Индивидуальная карточка учёта результатов учащихся по программе «Азбука природы» (таблица 1; 2).

УЧЕБНЫЙ  ПЛАН

Наименование

разделов плана

Общее количество часов

Количество часов в том числе

теория

практика

Вводное занятие

2

2

1.

Природа и человек

16

4

12

2.

По страницам осени

28

10

18

3.

Живое рядом с нами

14

4

10

4.

Природа зимой

22

8

14

5.

Весна в природе

36

12

24

6.

Воздух и вода

14

6

8

Итого:  

132

46

86

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИИ ПЛАН

Наименование

разделов и тем

Общее количество часов

Количество часов

в том числе

теория

практика

Вводное занятие.

Эта удивительная природа

2

2

1.

Природа и человек

16

4

12

Неживая и живая природа. Явления  природы.

2

Прозрачный невидимка

2

Конкурс  рисунков (плакатов) по защите и охране животных «День защиты животных».

2

Природоохранная акция «Листовка» приуроченная ко дню защиты животных.

2

Как измеряют температуру? Что такое погода.

2

Природа в опасности. Охрана природы.

2

Конкурс рисунков «Берегите природу»

2

Обобщающие занятие «Природа»

( тесты, проверочные работы).

2

2.

По страницам осени

28

10

18

Конкурс рисунков «Осень, осень в гости просим».

2

Что наблюдать осенью (фенологические наблюдения «Календарь природы»).

2

КВН «Планета – наш дом».

2

Осенние изменения в природе (экскурсия в лес, парк города).

2

Осень в жизни животных нашего края.

2

КВН «К нам пришла осень».

2

Сбор листьев для определения видов деревьев и кустарников, составления коллекций.

2

Выставка поделок  «Осенние забавы».

2

Игра «Самый умный».

2

Конкурс  рисунков (плакатов) по защите и охране животных «День защиты животных».

4

Будь природе другом

2

Что наблюдать осенью (фенологические наблюдения «Календарь природы»).

2

Обобщающее занятие -  КВН

«В гостях у Сентябринки».

2

3.

Живое рядом с нами

14

4

10

Значение домашних животных для человека.

2

Животные живого уголка. Особенности содержания и кормления птиц.

2

Особенности содержания и кормления  рептилий.

Особенности содержания и кормления грызунов.

2

Аквариум и его обитатели.

2

Знакомство с видовым составом растений. Уход за комнатными растениями в разные времена года.

2

Выставка рисунков «Мои любимые питомцы».

2

Обобщающее занятие. Викторина «Удивительный мир животных».

2

4.

Природа зимой

22

8

14

Откуда берется снег и лед.

2

Сезонные явления.

2

Как звери готовятся к зиме.

2

Как зимой помочь птицам.

2

Викторина «Где зимуют птицы?»

2

Конкурс кормушек приуроченная природоохранной акции «Птичья столовая».

2

Фенологические наблюдения за зимующими птицами, подкормка птиц.

2

Конкурс рисунков  «Зимние картины природы».

2

Экскурсия в лес (городской парк) «Это чьи следы?».

2

Природоохранная акция  «Спасите ель» (распространение листовок).

2

Обобщающее занятие - КВН «Зимнее царство».

2

5.

Весна в природе

36

12

24

Весенние приметы (фенологические наблюдения).

2

Экскурсия в лес, парк  «Весна идет, весне дорогу».

2

Весенние первоцветы.

2

Редкие и охраняемые животные и растения родного края.

2

Посадка зеленых кормов на учебно-опытническом участке.

2

Поливка комнатных растений.

2

Животные и растения весной.

2

Правила поведения в весеннем лесу.

2

Выставка рисунков  «Весна пришла!»

2

КВН «Встречаем пернатых друзей».

2

Птичьи домики (развешивание скворечников в парке).

2

По весенним тропинкам леса (игра – путешествие).

2

Лесные опасности (экскурсия в лес, парк).

2

Экологическое сафари по Югорскому краю.

2

Фотоконкурс  «Природа вокруг нас».

2

Конкурс листовок и плакатов ко дню Земли.

2

Природоохранная акция «Листовка» приуроченная ко дню Земли.

2

Обобщающее занятие -  турнир знатоков «Про зеленые леса и лесные чудеса».

2

6.

Воздух и вода

14

6

8

Воздух и его охрана.

2

Основные свойства воды.

2

Игра «Вода – путешественница».

2

Конкурс рисунков «Берегите воду».

2

«День воды» природоохранная акция.

2

Обобщающее занятие. «Царица-водица» (тесты, проверочные работы).

2

Итоговое занятие  КВН «Лучший знаток природы».

2

Итого:

132

46

86

Содержание образовательной программы

 Вводное занятие (2 часа).

Комплектование группы. Обсуждение плана работы и задачи объединения. Инструктаж по технике безопасности в объединении. Правила дорожного движения «Дорожное колесо», игра «Давай знакомиться».

Теория: Эта удивительная природа.

Тема 1. Природа и человек (10 час.).

Теория: Природа в опасности. Охрана природы.

Практика: Неживая и живая природа. Явления  природы. Как измеряют температуру? Что такое погода. Обобщающее занятие  «Наша планета Земля» (конкурс рисунков).

Тема 2. По страницам осени (34 час.).

Теория: КВН «Планета – наш дом». Осень в жизни животных нашего края. КВН «К нам пришла осень». Игра «Самый умный». Обобщающее занятие -  КВН  «В гостях у Сентябринки».

Практика:  Участие в конкурсе рисунков «Осень, осень в гости просим». Что наблюдать осенью (фенологические наблюдения «Календарь природы»). Осенние изменения в природе (экскурсия в лес, парк города). Сбор листьев для определения видов деревьев и кустарников, составления коллекций. Выставка поделок  «Осенние забавы». Конкурс  рисунков (плакатов) по защите и охране животных «День защиты животных». Природоохранная акция «Листовка» приуроченная ко дню защиты животных.

Тема 3. Живое рядом с нами (14 час.).

Теория: Значение домашних животных для человека. Обобщающее занятие -  викторина «Удивительный мир животных».

Практика: Ознакомление с  животными  живого уголка. Особенности содержания и кормления птиц.

Особенности содержания и кормления  рептилий. Особенности содержания и кормления грызунов. Аквариум и его обитатели. Знакомство с видовым составом растений. Уход за комнатными растениями в разные времена года. Выставка рисунков «Мои любимые питомцы».

Тема 4. Природа зимой (22 час.).

Теория: Сезонные явления. Как звери готовятся к зиме. Как зимой помочь птицам.

Викторина «Где зимуют птицы?». Обобщающее занятие - КВН «Зимнее царство».

Практика: Откуда берется снег и лед. Сезонные явления. Конкурс кормушек приуроченная природоохранной акции «Птичья столовая». Фенологические наблюдения за зимующими птицами, подкормка птиц. Конкурс рисунков  «Зимние картины природы».

Природоохранная акция  «Спасите ель» (распространение листовок).

         Экскурсия: в лес (городской парк) «Это чьи следы?».

Тема 5. Весна в природе (36 час.).

Теория: Знакомство с весенними первоцветами.  Изучение редких и охраняемых животных и растений родного края. Животные и растения весной. Правила поведения в весеннем лесу. По весенним тропинкам леса (игра – путешествие). Экологическое сафари по Югорскому краю. Обобщающее занятие -  турнир знатоков «Про зеленые леса и лесные чудеса».

Практика: Фенологические  наблюдения за весенними приметами. Посадка зеленых кормов на учебно-опытническом участке. Поливка комнатных растений. Выставка «Цветы приносят радость». Выставка рисунков  «Весенние радости». КВН «Встречаем пернатых друзей». Птичьи домики (развешивание скворечников в парке). Лесные опасности (экскурсия в лес, парк). Фотоконкурс  «Природа вокруг нас». Конкурс листовок и плакатов ко дню Земли. Природоохранная акция «Листовка» приуроченная ко дню Земли.

Экскурсия: в лес, парк  «Весна идет, весне дорогу».

Тема 6. Воздух и вода (14 час.).

Теория: Ознакомление с основными свойствами воды. Игра «Вода путешественница». Итоговое занятие  КВН «Лучший знаток природы».

Практика: Воздух и его охрана. Конкурс рисунков «Берегите воду». «День воды» природоохранная акция. Обобщающее занятие. «Царица-водица».

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

   

Дополнительное образование  существенно  отличается  от  всех  последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы.

В связи с  этим и оснащение учебного процесса  на этой образовательной ступени имеет  свои особенности, определяемые как спецификой обучения  и воспитания младших школьников  в  целом, так и спецификой курса «Азбука природы» в частности.

В  связи  с  этим  главную роль играют средства  обучения,  включающие наглядные пособия:

  1. натуральные  живые  пособия  –  комнатные  растения;  животные,  содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы (мини – зоопарк);
  2. гербарии; препараты;
  3. коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
  4. изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи отдельных органов и др;
  5. географические и исторические карты;
  6. предметы,  представляющие  быт  традиционной  и современной семьи, её хозяйства,  повседневной,  праздничной  жизни  и  многое  другое  из жизни общества.

Другим  средством  наглядности  служит  оборудование  для  мультимедийных  демонстраций  (компьютер, медиа проекторDVD-проекторвидеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото и видеокамера).   Благодаря  Интернету и  единой коллекции  цифровых образовательных ресурсов позволяет  обеспечить наглядный образ  к подавляющему большинству тем курса «Азбука природы».

 Использование  разнообразных  средств  обучения  в  их  сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах – их размерах, форме, цвете; о значении явлений и событий историко-культурной жизни страны и мира и т.д.

Наряду с принципом наглядности в изучении курса «Азбука природы» важную  роль играет  принцип  предметности,  в соответствии с которым обучающиеся осуществляют разнообразные действия с  изучаемыми  объектами.  В  ходе  подобной деятельности  у  них формируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала.

Курс  «Азбука природы"  предусматривает  проведение  значительного числа  лабораторных и практических работ,  моделирующих явления природного и  социального  мира.  

Исходя из  этого,  второе важное требование к оснащенности образовательного процесса при  изучении  окружающего  мира  состоит  в  том,  что  среди  средств обучения  в  обязательном  порядке  должны быть  представлены  приборы, инструменты для проведения практических работ, а также разнообразный раздаточный материал.

Раздаточный материал для практических и лабораторных работ  должен включать гербарии, семена и плоды растений, коллекции минералов и полезных ископаемых и т. д.

В  ходе  изучения  курса  «Азбука природы» младшие  школьники на  доступном для  них уровне овладевают методами познания природы и общества, включая наблюдение, измерение, эксперимент.

Для этого образовательный процесс  должен быть оснащен необходимыми измерительными приборами: весами, термометрами,  сантиметровыми линейками.

В  значительной  мере  способствует  деятельностный,  практико -  ориентированный  характер содержания  курса  «Азбука природы»,  а  также  использование  в ходе  его  изучения  разнообразных  средств  обучения.  К  ним  относится, прежде всего, набор энциклопедий для младших школьников, позволяющий организовать поиск интересующей детей информации.  Кроме  того,  важная  роль принадлежит  экскурсиям,  предусмотренным  программой, поэтому оснащение  образовательного процесса  по возможности  должно  включать  экскурсионное  снаряжение,  в  том  числе складные лупы, компасы, бинокли, садовые совки, рулетки и т. д.

Для проведения экскурсий в кабинете полезно иметь набор популярных иллюстративных определителей объектов природы (минералов, растений, животных и т.п.).

Для посещения краеведческих, художественных,  этнографических  музеев  важно иметь специальные путеводители,  рассчитанные  на  интерактивные  экскурсии  по  той  или иной экспозиции.

Библиотечный фонд: 

  1. Учебно-методические комплекты (программы, учебники, рабочие тетради, хрестоматии и т. п.).
  2. Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения).
  3. Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии); об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.).

Методические пособия для педагога:

  1. Печатные пособия.
  2. Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.
  3. Плакаты по основным темам естествознания, магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, сада, озера и т. п.).
  4. Атлас географических и исторических карт.
  5. Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.).

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:

Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету.

Технические средства обучения (ТСО):

  1. Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
  2. Экспозиционный экран.
  3. Плазменный телевизор.
  4. Аудио проигрыватель.
  5. Компьютер.
  6. Мультимедийный проектор.
  7. Экранно - звуковые пособия.

8.  Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровой форме).

9. Аудио записи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме).

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

  1. Термометры.
  2. Лупа.
  3. Компас.
  4. Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг).
  5. Модели светофоров, дорожных знаков.
  6. Муляжи овощей, фруктов, грибов с учетом содержания обучения.

Натуральные объекты:

  1. Коллекции полезных ископаемых.
  2. Коллекции плодов и семян растений.
  3. Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения).
  4. Живые объекты (комнатные растения, животные).

Наглядные пособия:

  1. Натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы.
  2. Гербарии, препараты.
  3. Коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых.

Список  использованной литературы

  1. Брыкина Н.Т.  Нестардартные и интегрированные уроки по курсу Оружающий мир 1- 4 классы/Н.Т. Брыкина, О.Е. Жиренко, Л.П. Барылкина. -  М.: ВАКО, 2004. -320 с.
  2. Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 4 класс/О.И. Дмитриева, О.А. Мокрушина. – М.: ВАКО, 2011. – 368 с.
  3. Ивченкова, И.В. Окружающий мир: проверочные и диагностические работы по курсу 1- й класс/И.В. Ивченко, Е.В. Потапов. - М.: АСТ, 2014. – 87 .
  4. Ивченкова, И.В. Проверочные и диагностические работы по курсу Окружающий мир. 2 - й класс/И.В. Ивченко, Е.В. Потапов. - М.: АСТ, 2014. – 47 с.
  5. Ивченкова, И.В. Проверочные и диагностические работы по курсу Окружающий мир. 3 - й класс/И.В. Ивченко, Е.В. Потапов. - М.: АСТ, 2014. – 48 с.
  6. Ивченкова, И.В. Проверочные и диагностические работы по курсу Окружающий мир. 4 - й класс /И.В. Ивченко, Е.В. Потапов. - М.: АСТ, 2014. – 47 с.
  7. Плешаков А.А. Окружающий мир. Тесты 1-4 классы/А.А. Плешаков, Н.Н. Гара, З.Д. Назарова. – М.: Просвещение, 2013г.
  8. Смирнова, В.В. Тропинка в природу. Программа и конспекты занятий/В.В. Смирнова, Н.И. Балуева, Г.М. Парфенова.  – СПб.: СОЮЗ, 2001. – 208 с.

Список литературы для педагога

1. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию/Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. – М.: ВАКО, 2010. – 240 с.

2. Симонова Л.П. Ключи от природы. Учебно-методическое пособие/Л.П. Симонова. – М.: Агар, 2003. -  143 с.

3. Фефилова, Е.П. Поурочные разработки по курсу Мир вокруг нас. 1 класс/Е.П. Фефилова, Е.А. Поторочина. – М.: ВАКО, 2003. -  288 с.

4.        Грехова  Л.И. В союзе с природой/Л.И. Грехова. – М.: Сервисшкола, 2003. – 288 с.

Список литературы для  учащихся

1. Бровкина, Е.Т.  Атлас природы. Птицы леса: Учебное пособие для школьников младших и средних классов/Е.Т. Бровкина, В.И. Сивоглазов. – М.: Эгмонт России, 2001. – 64 с.

2. Чумаков Л.С. Удивительные истории о жизни природы/Л.С. Чумаков. – Мн.: МЕТ, 2003. - 407 с.

3. Махлин  М.Д. Жизнь в соленой воде/ М.Д. Махлин. – СПб.: Тимошка, 2003.-96 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ


                Приложение 1.

Тестовые задания  

Тест. Тема: Живая и неживая природа

Время проведения: 5 минут.

Цель: проверить умение различать объекты живой и неживой природы.

Инструкция: Внимательно прочитайте утверждение (предложение). Если вы согласны с ним – подчеркните слово «да»,

а если не согласны – слово «нет».

Задания 1.Стул – это неживая природа.

Да. Нет.

2.Волк – это живая природа.

Да. Нет.

3.Дуб – это неживая природа.

Да. Нет.

4.Туча – это неживая природа.

Да. Нет.

5.Девочка – это живая природа.

Да. Нет.

Правильные ответы

 1.Нет.

2.Да.

3.Нет.

4.Да.

5.Да.

Оценивание: За каждый правильный ответ – 1 балл. Баллы суммируются.

5 баллов – высокий уровень.

4 балла – выше среднего.

3 балла – средний уровень.

2 балла – ниже среднего.31

1 балл – низкий уровень.

 Тест. Тема: Тепловые пояса

Время проведения: 5 минут.

Цель: проверить знания о зависимости природных условий от солнечного тепла.

Инструкция: внимательно прочитай вопрос. Внимательно прочитай ответы, выбери правильный и подчеркни его.

Задания: 1. Сколько тепловых поясов на Земле?

1; 3; 5; 7

2. В каком тепловом поясе круглый год тепло?

В холодном.

В умеренном.

В жарком.

3. В каком тепловом поясе солнечные лучи падают прямо?

В холодном.

В умеренном.

В жарком.

4. В каком тепловом поясе мы живём?

В холодном.

В умеренном.

В жарком.

5. Соедини соответствующие понятия. Проведи стрелки от объектов 1 столбика к

названиям тепловых поясов во 2 столбике (в зависимости от того в каких поясах обитают данные объекты).

слон         холодный пояс

лось         умеренный поя  32

олень      жаркий пояс

Правильные ответы: 1. 5.

2. В жарком.

3. В жарком.

4. В умеренном.

5. Слон – жаркий пояс, лось – умеренный пояс, олень – холодный пояс.

Оценивание: За каждый правильный ответ – 1 балл. За задания №1-4 – по 1 баллу, за задание №5 – 3 балла. Баллы

суммируются.

7 баллов – высокий уровень.

6 баллов – выше среднего.

5-4 балла – средний уровень.

3 балла – ниже среднего.

2-1 балл – низкий уровень

Тест. Итоговая контрольная работа

Подведение частных понятий под общее

Базовый уровень

Задание 1

В каждой группе объектов зачеркни «лишнее» слово. Напиши название группы.

А) Одуванчик, клен, медведь, сосна, смородина, пшеница.

Б) Скала, облако, холодильник, дождь, Луна.

Уровни выполнения задания 1

 4-й уровень – правильно определено «лишнее» слово в каждой группе и ее название; а) медведь, растение; б)

холодильник, неживая природа.

 3-й уровень – правильно определено «лишнее» слово в одной группе и дано название одной группы;

а) медведь, растения;

б) холодильник, неживая природа.

 2-й уровень – «лишнее» слово определено неверно;33

 1-й уровень – задание не выполнено.

Задание 2

Соедини линией слова, написанные в левом столбике, с понятиями правого столбика.

Окунь

Слон                                                        

динозавр

рысь                                       древние животные

                                               современные животные

мамонт

пещерный лев

курица

Уровни выполнения задания 2

 4-й уровень – верно,  

Подведены частные понятия под два общих (древние животные – динозавр, мамонт, пещерный).

лев; современные животные – окунь, слон, рысь, курица);

 3-й уровень – допущена 1 ошибка;

 2-й уровень – допущены 2–3 ошибки;

 1-й уровень – допущено более 3 ошибок.

Задание 3

Распредели эти объекты на две группы, дай группам названия.

Олень, волк, лиса, корова, кролик, кошка

Уровни выполнения задания 3

 4-й уровень – все объекты распределены правильно, даны названия двух групп (варианты: хищники и травоядные, дикие и домашние);

 3-й уровень – допущены 1–2 ошибки при распределении объектов, одна группа названа верно;

 2-й уровень – допущены 2–3 ошибки, группы не названы;

 1-й уровень – задание не выполнено, допущено более 3 ошибок.

Примечание. Задание допускает два варианта решения: животные хищные и растительноядные или животные дикие и

домашние.34

Выделение частей целого

Задание 4

Подпиши части растения.

Уровни выполнения задания 4

 4-й уровень – правильно подписаны все части растения (корень, стебель (ствол), лист, плод);

 3-й уровень – допущена 1 ошибка;

 2-й уровень – допущены 2 ошибки;

 1-й уровень – задание не выполнено.

Установление причинно-следственных связей

Задание 5

Подчеркни, что необходимо для жизни на Земле.

Горы, Солнце, вода, цветы, воздух35

Уровни выполнения задания 5

 4-й уровень – задание выполнено, верно, подчеркнуты слова: солнце, вода, воздух;

 3-й, 2-й уровни – задание выполнено частично;

 1-й уровень – задание выполнено неверно.

Знаешь ли ты свою страну?

Задание 6

 Напиши название страны, в которой ты живешь.

 Напиши название столицы нашего государства.

 Напиши название города (села, поселка), в котором ты живешь.

Уровни выполнения задания 6

 4-й уровень – задание выполнено, верно;

 3-й, 2-й уровни – задание выполнено частично;

 1-й уровень – задание выполнено неверно.

Повышенный уровень

Задание 7

Подчеркни названия домашних птиц:

курица, журавль, лебедь, утка, ворона, индюк, голубь

Задание 8

Найди лишнее слово и подчеркни его:

1) Пчела, муравей, жаба, комар.

2) Сосна, тополь, лиственница, можжевельник.

Задание 9

Напиши названия:

1) весенних месяцев _______________________________

2) нашей страны ____________________________

Приложение 2.

«МИР ГЛАЗАМИ АСТРОНОМА»                                                                                                                                            

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

1. Кто изучает небесные тела? Обведи нужную букву.

а) географы;

б) астрономы;

в) экологи;

г) историки.

2. Сколько планет вращается вокруг Солнца? Обведи нужную букву.

а) 5; б) 12; в) 9.

3. Установи соответствие.

                         Венера

                          Юпитер

ЗВЁЗДЫ          Полярная

                         Солнце

ПЛАНЕТЫ      Земля

                         Сатурн

4. Какова форма Солнце? Обведи нужную букву.

а) куб;

б) квадрат;

в) звезда;

г) шар.

5. Допиши предложение.

 Огромное раскаленное космическое тело – это _____________________.

6. Что относится к небесным телам? Вычеркни лишнее.

Кометы, планеты, звёзды, Солнце, равнины

ТЕСТ  «МИР ГЛАЗАМИ ГЕОГРАФА»

ВАРИАНТ 2

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

1. Кто изучает и описывает нашу планету Земля? Обведи нужную букву.

а) астрономы;

б) биологи;

в) географы;

г) экологи.

2. Что такое карта полушарий? Обведи нужную букву.

а) карта, на которой дано изображение какой – то территории;

б) карта, на которой изображены две половины земного шара;

в) карта, на которой изображена вся Земля.

3. Какую форму имела первая географическая карта мира? Обведи

нужную букву.

а) форму круга;

б) форму треугольника;

в) форму квадрата.

4. Допиши предложение.

 Горизонтальные линии, расположенные на глобусе параллельно друг

другу называется __________________________.

5. Что показывает масштаб? Обведи нужную букву.

а) показывает, какое расстояние на местности соответствует каждому

сантиметру на карте;

б) показывает количество предметов на местности;

в) показывает расстояние на местности между объектами.

6. В чём различие глобуса и карты полушарий? Обведи кружком буквы

правильных ответов.

а) имеют разные цвета;

б) имеют разные обозначения;

в) имеют разный масштаб;

г) имеют разную форму;

д) глобус – это целый шар, а на карте две половинки.

табл. 1.

Индивидуальная карточка   учёта результатов учащегося по программе

 «Азбука природы»

Показатели

Критерии

Степень выраженности признака

Количество баллов

Методы диагностики

минимальный

средний

высокий

1.Теоретическая подготовка  учащихся

Соответствие теоретических знаний программным требованиям

Овладение менее, чем ½ объёма знаний, предусмотренных программой

Объём усвоенных  знаний, более ½

Освоен практически весь объём знаний, предусмотренный программой за конкретный период времени

Наблюдение, тестирование, контрольный вопрос

2.Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

Ученик избегает употреблять специальные термины

Сочетание специальных терминов с бытовыми

Спец. термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием

Собеседование, работа с карточками

3. Практическая подготовка учащихся

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

Овладение менее, чем ½ объёма умений, предусмотренных программой

Объём усвоенных  умений и навыков, более ½

Овладение практически всеми умениями и навыками

Практическая работа

4. Владение спецоборудованием и оснащением

Отсутствие затруднений в использовании спецоборудованием и оснащением

Испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием

Работает с оборудованием с помощью педагога

Работает с оборудованием самостоятельно,  не испытывает особых трудностей

Практическая работа

5. Выступление перед аудиторией

Свобода во владении и подачи подготовленной информации

Испытывает серьёзные затруднения при выступлении, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога

Работает с помощью педагога или родителей

Работает самостоятельно, не испытывает трудностей

Наблюдение, выступление с рефератом, участие в дискуссиях

6. Умение организовать рабочее место

Самостоятельность подготовки рабочего места и его уборка

Испытывают затруднения при работе, нуждаются в постоянной помощи

Работают с помощью педагога

Работает самостоятельно, не испытывает трудностей

Наблюдение

7. Навыки соблюдения правил безопасности в процессе деятельности

Соответствие реальных навыков в соблюдении правил безопасности программным требованиям

Владение мене, чем ½ навыков правил безопасности предусмотренных программой

Объём усвоенных  навыков, более ½

Освоен практически весь объём навыков, предусмотренный программой за конкретный период времени

Наблюдение

8. Умение аккуратно выполнять работу

Аккуратность и ответственность в выполнении работы

Удовлетворительно

Хорошо

Отлично

наблюдение

9. Оценка в баллах

1

5

12

                                                         

Индивидуальная карточка   учёта результатов учащегося по программе

 «Азбука природы»

       табл. 2.

Сроки диагностики

Начальный  уровень знаний

Промежуточный уровень знаний

Итоговый уровень знаний

показатели

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

1.Теоретическая подготовка учащегося

а) теоретические знания по изучаемым разделам

б) владение специальной терминологией

2. Практическая подготовка учащегося

а) практические умения и навыки, предусмотренные программой

б) владение спецоборудованием и оснащением

в) творческие навыки

3.Общеучебные умения и навыки

3.1 учебно-интеллектуальные умения:

а) подбор и анализ спецлитературы

б) умение пользоваться компьютерными источниками информации

в) умение осуществлять учебно-исследовательскую работу

3.2 Учебно-коммуникативные умения:

а) умение слушать и слышать педагога

б) умение вести полемику, участвовать в дискуссии

в) выступление пред аудиторией

3.3 Учебно-организационные умения и навыки:

а) умение организовывать рабочее место

б) навыки соблюдения правил безопасности в процессе деятельности

в) умение аккуратно выполнять работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская образовательная программа "От природы к творчеству"

Авторская образовательная программа "От природы к творчеству"  дополнительного образования детей расчитана на 5 лет обучения (начальное и среднее школьное звено).Знакомит с азами искусства икебан...

Образовательная программа "Природа глазами души"

Программа по нравственному воспитанию учащихся 5-7 классов с ограниченными возможностями здоровья с элементами экологической грамотности...

Исследование гидрологического состояния памятника природы города Миасса – речки Куштумги, создание информационно – образовательного сайта, посвященного изучению памятников природы Челябинской области.

На основе анализа теоретических основ и осуществления химического анализа  проб воды, показать ее значимость историческую, социальную, экономическую, экологическую, что позволит объективно ...

Дополнительная образовательная программа "Природа и творчество".

Дополнительная образовательная программа "Природа и творчество" расчитана на три года, возраст детей 10-15 лет, составлена на основе Авторской образовательной программы дополнительного образования "Пр...

Результативность освоения обучающимися образовательных программ "Природа и фантазия"

1. 1. Результативность освоения обучающимися образовательных программ...