Дополнительная общеразвивающая программа "ЭКОМИР"
рабочая программа по экологии (5 класс) по теме
Рабочая программа предназначенна для педагогов дополнительного образования по экологии и биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа "ЭКОМИР" | 55.67 КБ |
ктп "ЭКОМИР" | 44.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может тот, кто ее знает, изучает, понимает.
Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, поэтому главная задача экологического образования – формирование у детей экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений и мышления.
Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни: формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы - в раннем детстве; способствовать пониманию целостной картины мира - в школе; экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности - в периоды взросления и зрелости.
Под экологическим воспитанием детей принято понимать, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание способствует формированию у детей умение понимать и себя, и все, что происходит вокруг. Ребенок узнает о неразрывной связи живого организма с внешней средой, о приспособленности к определенным элементам среды обитания. Через познание живого происходит одухотворение бытия, эстетическое восприятие природы, формируется этика взаимодействия человека с миром. Дети, к сожалению практически не различают многообразия состояний элементов экосферы, таких как земля, воздух, живое и не живое в природе, не знают различий между видами цветов, растений, животных, птиц, деревьев. Они весьма поверхностно знакомы с богатством и особенностями окружающей природы. У большинства не наблюдается отсутствие стойкого познавательного интереса к природе, стремления глубже узнать этот мир, прочувствовать его красоту. Часто из-за отсутствия элементарных знаний о природе они не могут выбрать правильную линию поведения.
У детей, занимающихся, в объединении формируется экологическая культура, которая выражается в гуманно-ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам, эмоциональная отзывчивость; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивные взаимодействия, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботится о живом. Дети узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения, сохранение многообразие видов организмов, охрана природы, как необходимое условие сохранение здоровья людей. Дети получают представления о заповедниках как одно из важнейших форм охраны природы.
Данная программа выполняет важную социальную функцию, помогая детям через активное познание окружающего мира войти в новые современные социально-экономические отношения, и, преодолевая негативные проявления, получить опыт здорового образа жизни. Ее социальная направленность выражается в формировании экологического мировоззрения, разумных взаимоотношений человека с социумом и природой.
Цель программы:
Формирование осознанного отношения детей к природе, экологической культуры, любви к природе родного края.
Задачи программы:
Обучающие задачи:
- научить видеть и понимать красоту живой природы;
- сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения;
- расширить знания по зоологии, познакомить детей с условиями жизни животных в естественных условиях и в уголке живой природы, с охраняемыми животными, вошедшими в красную книгу;
- познакомить детей с окружающим растительным миром, ролью растений в жизни людей, с разнообразием цветочно-декоративных растений занесенными в красную книгу;
- познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека;
- познакомить детей с технологией изготовления поделок из природного материала.
Воспитательные задачи:
- воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
- воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;
- воспитывать у детей своевременное, аккуратное и тщательное выполнение и соблюдение всех правил ТБ в объединении.
Развивающие задачи:
- развивать потребности общения с природой;
- развивать эмоционально доброжелательное отношение к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства;
- развивать умение воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
- развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.
Программа объединения «ЭКОМИР» рассчитана на 324 часа в год, по 9 часов в неделю. Продолжительность занятий по 40 мин. с 5 минутным перерывом между ними. Возраст детей с 9 до 16 лет.Во время школьных каникул, в том числе и летних, работа объединения может быть продолжена за счет практических часов. Кроме того, продолжается выполнение индивидуальных или групповых опытных работ и наблюдений за природой по заданию руководителя объединения и других наставников.Выполнение работ в лесу проводится в течение соответствующего сезона года, независимо от прохождения той или иной темы. В процессе выполнения учащимися практических работ требуется строгое соблюдение культуры и дисциплины труда, действующих правил техники безопасности и производственной санитарии.
Вид образовательной группы профильный, состав учебной группы – постоянный, набора детей - свободный, возрастобучающихся – 9-16 лет. Наполняемость групп – 12-15 человек, которые комплектуются из одновозрастных детей или погодков, где занимаются одновременно мальчики и девочки.
Сроки реализации образовательной программы 1 год. Достигаемые уровни подготовки – начальный, освоения деятельности.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки:
Обучающиеся должны знать:
- правила ТБ в объединении.
- правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
- условия жизни животных в естественных условиях, уголке живой природы и животных, вошедших в красную книгу;
- роль растений в жизни людей,
- дикорастущие растения нашей местности, занесенные в красную книгу;
- существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека;
- технологию изготовления поделок из природного материала.
Обучающиеся должны уметь:
- видеть и понимать красоту живой природы;
- воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
- проводить самостоятельно наблюдения в природе и вести дневник наблюдений;
- распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали;
- сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки;
- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа;
- составлять небольшие рассказы о своей Родине ее культуре, истории и великих людях, о достопримечательностях малой Родины;
- оказывать первую помощь при обморожении, ожогах, солнечном ударе, ушибах и ссадинах;
- принимать правильные решения в экстремальных ситуациях (пожаре, бедствии и т.д.).
Итогом воспитательной работы по программе является степень сформированности качеств личности:
- любовь к людям и природе;
- ответственное отношение к окружающей среде;
- доброжелательность к живым существам;
- стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
- доброта, взаимопонимание, милосердие, вера в созидательные способности человека, культура общения, интеллигентность как высшая мера воспитанности;
- стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Диагностика
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:конференции, анкетирование, контрольные работы, тесты, викторины, семинары. Итоговый контроль носит более специализированный характер. Контроль позволяет определить степень эффективности обучения по программе, проанализировать результаты, внести коррективы в учебный процесс, позволяет детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, создает благоприятный психологический климат в коллективе.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов и тем | Общее кол-во часов | В том числе | |
теоретических | практических | |||
1. | Введение в образовательную программу | 3 | 2 | 1 |
2.0 | «Зоомир» | 144 | 29 | 115 |
2.1 | Аквариум и его обитатели | 9 | 3 | 6 |
2.2 | Холодноводные рыбы местных водоёмов | 9 | 1 | 8 |
2.3 | Многообразие водных обитателей | 6 | 1 | 5 |
2.4 | Содержание пернатых | 9 | 1 | 8 |
2.5 | Декоративные птицы | 9 | 1 | 8 |
2.6 | Птицы нашего леса | 9 | 1 | 8 |
2.7 | Мелкие домашние и декоративные животные | 9 | 1 | 8 |
2.8 | Продуктивные домашние животные | 9 | 1 | 8 |
2.9 | Животные высокогорья | 9 | 1 | 8 |
2.10 | Животные таежных экосистем | 9 | 3 | 6 |
2.11 | Животные степных экосистем | 9 | 3 | 6 |
2.12 | Животные полупустынных и пустынных экосистем | 15 | 3 | 12 |
2.13 | Заповедники России | 6 | 1 | 5 |
2.14 | Заповедники Тувы | 9 | 3 | 6 |
2.15 | Красная книга России (животные) | 9 | 3 | 6 |
2.16 | Красная книга Тувы (животные) | 9 | 1 | 8 |
3.0 | «Цветочный калейдоскоп» | 60 | 13 | 47 |
3.1 | Десять золотых правил ухода за комнатными растениями | 3 | 3 | - |
3.2 | Содержание растений дома | 6 | - | 6 |
3.3 | «Зелёная служба» Айболита | 9 | - | 9 |
3.4 | Лекарственные растения Тувы | 9 | 1 | 8 |
3.5 | Растения леса | 6 | - | 6 |
3.6 | Растения луга | 6 | - | 6 |
3.7 | Красная книга (растения мира) | 3 | 1 | 2 |
3.8 | Красная книга Тувы (растения) | 3 | 1 | 2 |
3.9 | Общие правила размножения растений | 3 | 3 | - |
3.10 | Размножение отводками | 3 | 1 | 2 |
3.11 | Размножение черенками | 3 | 1 | 2 |
3.12 | Размножение усами | 3 | 1 | 2 |
3.13 | Размножение отпрысками | 3 | 1 | 2 |
4.0 | Работа с природным материалом | 63 | 20 | 43 |
4.1. | Свойства и методы обработки природного материала | 3 | 2 | 1 |
4.2. | Поделки из дерева | 9 | 3 | 6 |
4.3. | Поделки из шишек | 9 | 5 | 4 |
4.4. | Поделки из войлока | 9 | 2 | 7 |
4.5. | Картины в стиле флористики | 9 | 3 | 6 |
4.6. | Творческая работа | 6 | 3 | 3 |
4.7. | Поделки из природного материала | 9 | 1 | 8 |
4.8. | Новогодние игрушки | 9 | 1 | 8 |
5.0 | Традиционное природопользование тувинского этноса | 18 | 5 | 13 |
5.1 | Растительные ресурсы пастбищных экосистем | 3 | 1 | 2 |
5.2 | Кормовые растения | 3 | 1 | 2 |
5.3 | Родовые земли родоплеменных групп | 6 | 1 | 5 |
5.4 | Экологическая комфортность | 3 | 1 | 2 |
5.5 | Комплексное хозяйство. Комплексное стадо | 3 | 1 | 2 |
6.0 | Ресурсосберегающие и лимитирующие традиции родовых земель | 18 | 5 | 13 |
6.1 | Режим землепользования родовых земель | 3 | 1 | 2 |
6.2 | Священные территории | 6 | 1 | 5 |
6.3 | Земли хозяйственного пользования | 3 | 1 | 2 |
6.4 | Сезонные кочевки | 3 | 1 | 2 |
6.5 | Сохранение ресурсосберегающих традиций родовых земель | 3 | 1 | 2 |
7.0 | Здоровый образ жизни | 6 | 3 | 3 |
8.0 | Экскурсии | 6 | - | 6 |
9.0 | Истории нашего города | 3 | 1 | 2 |
10.0 | Заключительное занятие | 3 | 3 | - |
Итого часов: | 324 | 81 | 243 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Введение в образовательную программу (3 ч.)
Тема 1.1. Вводное занятие (3 ч.)
Цели, задачи и содержание программы обучения. Инструктажи по технике безопасности. Расписание занятий.
Экскурсия в парк, сбор природного материала.
2.0 «Зоомир». (144 ч.)
Тема 2.1 Аквариум и его обитатели (9ч.)
Знакомство с понятием «аквариум», обитатели аквариума и с правилами ухода за рыбками. Установка аквариума в уголке природы, уход за его обитателями. Аквариумы и их типы.
Обитатели аквариумов. Растительность. Украшения аквариума. Наблюдению за рыбками.
Тема 2.2. Холодноводные рыбы местных водоёмов (9ч.)
Особенности и характеристика некоторых разновидностей холодноводных рыб. Рекомендации по содержанию холодноводных рыб местных водоёмов, знакомство с некоторыми видами (Щука, карась, линь, плотва, красноперка, окунь, сиг, ленок, лещ, налим, таймень). Экскурсия на водоём, наблюдение за рыбами.
Тема 2.3. Многообразие водных обитателей (6ч.)
Знакомство с разнообразием подводного мира. Экологические группы гидробионтов. Сезонные изменения пресноводных экосистем. Биотические связи организмов. Параллельные сообщества.
Практическая часть. Коллективная работа «Подводный мир»
Тема 2.4. Содержание пернатых (9 ч.)
Из истории орнитологии. Знакомство с конкретными видами птиц, характерными особенностями их поведения. Как выбрать питомца? Птицы в жизни человека. Правила ухода за птицами, техника безопасности. Кормление птиц. Разведение птиц. О болезнях пернатых питомцев. Отечественные питомцы в нашем доме (чиж, жаворонковые, экзотические птицы (попугаи). Материалы и инструменты.
Практическая часть. Уход за птицами. Наблюдение, составление рассказа о птицах.
Тема 2.5. Декоративные птицы (9 ч.)
Практическая часть. Мелкий ремонт клеток. Наблюдение за попугаями. Рисуем птиц.
Тема 2.6. Птицы нашего леса(9 ч.)
Глухарь, дрозд, дятел, скворец, большая синица, домовый воробей (зимовка, питание, забота о потомстве). Экскурсия в лес, наблюдение за птицами, изготовление кормушек.
Тема 2.7.Мелкие домашние и декоративные животные(9 ч.)
Содержание, кормление и уход за животными (декоративные кролики, хомяки, морские свинки, декоративные крысы). Отношение к бездомным животным и забота о них.
Тема 2.8.Продуктивные домашние животные (9ч.)
Породы домашних кроликов. Общая характеристика, размножение в неволе, селекция, история одомашнивания. Породы коз, их содержание.
Знакомство с повадками животных.
Тема 2.9. Животные высокогорья (9ч.)
Общая характеристика экосистемы. Особенности и характеристика высокогорных животных. Адаптация животных к условиям высокогорья. Физиология и питания животных.
Тема 2.10. Животные таежных экосистем (9ч.)
Общая характеристика экосистемы. Особенности и характеристика таежных животных. Экологические ниши животных. Физиология и питания животных, а также разнообразие.
Тема 2.11. Животные степных экосистем (9ч.)
Общая характеристика экосистемы. Разнообразие видов обитателей степей. Экологические ниши животных. Адаптация животных к условиям нехватки воды. Физиология и питания.
Тема 2.12. Животные полупустынных и пустынных экосистем (9ч.)
Общая характеристика экосистемы. Разнообразие видов обитателей пустынных и полупустынных экосистем. Адаптация животных к условиям нехватки воды. Физиология и питания.
Тема 2.13. Заповедники России (6ч.)
История возникновения заповедников. Современные экологические проблемы и заповедники. Заповедное дело за рубежом. Описание заповедников.
Просмотр фильма о заповедниках, заказниках.
Тема 2.13. Заповедники Тувы (9ч.)
Описание и знакомство заповедников Тувы («Азас» и «Убсунурская котловина»). Просмотр фильма о заповедниках Тувы. Фильм о красоте родного края. Рисуем красоту родного края.
Тема 2.14. Красная Книга России (животные)(9ч.)
Знакомство с Красной книгой России (животные). Изучение и выявление причин животных попавших в список Красной Книги России.
Тема 2.15. Красная Книга Тувы (животные)(9ч.)
Знакомство с Красной книгой Тувы (животные). Изучение и выявление причин животных попавших в список Красной Книги Тувы.
Тема 3.0 «Цветочный калейдоскоп» (48ч.)
Тема 3.1. Десять золотых правил ухода за комнатными растениями (3ч.)
Секреты успеха выращивания растений. Как зимуют комнатные растения.
Тема 3.2 Содержание растений дома (6ч.)
Высаживание цветов, пересадка, полив, уход за цветами. Жизненный цикл растений. Размножение.
Тема 3.3 «Зелёная служба» Айболита (9ч.)
Признаки болезней комнатных растений. Неотложная помощь комнатным растениям. Как уберечь их от неблагоприятных погодных условий и заболеваний. Микроэлементы. Что нужно делать при переувлажнении. Что нужно делать при пересушке. Урок- игра «Зеленая служба Айболита».
Тема 3.4 Лекарственные растения Тувы (9 ч.)
Знакомство с лекарственными растениями Тувы. Способы применения лекарственных растений в народной медицине.
Тема 3.5 Растения леса (6ч.)
Биоценоз смешанного леса. Знакомство с видами растений леса. Растения леса в разные времена года. Значение леса в жизни человека.
Составление букетов из цветов, картины.
Тема 3.6 Растения луга (6ч.)
Знакомство с растениями луга. Растения луга в разные времена года.
Рисуем акварелью « Цветы луга», продолжаем составлять букеты из цветов.
Тема 3.7 Красная книга (3ч.)
Знакомство с растениями Красной книги. Характеристика некоторых видов растений. Презентация растений Красной книги.
Тема 3.8 Красная книга Тувы (растения) (3ч.)
Знакомство с растениями Красной книги Тувы. Характеристика некоторых видов растений.
Тема 3.9 Общие правила размножения (3ч.)
Что такое размножение. В чем значение размножения. Какие бывают виды размножения. В чем отличие полового размножения от бесполого.
Тема 3.10 Размножение отводами (3ч.)
Знакомство с методами размножения цветов отводками в домашних условиях.
Размножение отводами на практике. Презентация.
Тема 3.11 Размножение черенками (3ч.)
Знакомство с правилами размножения цветов черенками. Учебный фильм.
Размножение цветов черенками на практике.
Тема 3.12 Размножение усами (3ч.)
Знакомств ос методами размножения растений усами. Учебный фильм.
Размножение растений усами на практике.
Тема 3.13 Размножение отпрысками (3ч.)
Знакомство с правилами размножения растений отпрысками. Учебный фильм.
Размножение растений отпрысками на практике.
Подведение итога знаний о правилах размножения растений. Обсуждение фильма за круглым столом.
4.0 Работа с природным материалом (63 ч.)
Тема 4.1. Свойства и методы обработки природного материала(3 ч.) Обработка шишек, древесины, веток, опилок и других природных материалов.
Сортировка природного материала.
Тема 4.2. Поделки из дерева (9 ч.)
Методы обработки дерева
Изготовление фигурок из веток, коряг и дерева... Инструменты и приспособления.
Тема 4.3. Поделки из шишек (9 ч.)
Основы изготовления поделок из природного материала. Подбор материала в зависимости от тематики (Герои басен Крылова, героев русских народных сказок). Технология изготовления объемной поделки из природного материала.
Выполнение поделок по заданной тематике. Выполнение поделок по замыслу.
Тема 4.4. Поделки из войлока (9 ч.)
Техника выполнения поделок из войлока. Выполнение работ: животные, птицы. Экскурсия в центр тувинской культуры.
Тема 4.5 Картины в стиле флористики (9ч.)
Основы флористики.
Коллективная работа над картиной.
Тема 4.6. Творческая работа (6 ч.)
Постановка цели и задач. Определение темы работы. Совместное обсуждение выбора материала и плана работы.
Самостоятельная творческая работа детей.
Тема 4.7. Поделки из природного материала (9ч.)
Продолжать совершенствовать конструктивные навыки и умения: соединение частей при помощи пластилина, клея; дополнять изображение деталями; отбирать самостоятельно средства выразительности. Анализ природного материала не только как основа будущей поделки, но и как деталь будущей поделки, значимую для построения будущего образа. Знакомство с технологией изготовления поделок из природного материала. Инструменты и материалы. Техника безопасности. Изготовление поделок из природного материала (соломы, засушенных цветов и листьев, лишайников, мхов, цепких растений, ивовых прутьев, камыша, каштанов, ореховых скорлупок, перьев птиц)
Тема 4.8. Новогодние игрушки (9ч.)
История праздника. Технологии изготовления игрушек (из ниток, бумаги, шар-папье и т д). Выполнение работ (Украшения для елки).
5.0 Традиционное природопользование тувинского этноса (18 ч.)
Тема 5.1 Растительные ресурсы пастбищных экосистем (3 ч.)
Знакомство и изучение растительных ресурсов пастбищных экосистем Республики Тыва. Особенности естественных кормовых пастбищных экосистем. Отрицательные черты пастбищных экосистем. Разнообразие растительных ресурсов пастбищных экосистем.
Тема 5.2 Кормовые растения (3 ч)
Знакомство и изучение кормовых растений Республики Тыва. Параметры и характеристики кормовых растений. Виды кормовых растений пастбищных экосистем Республики Тыва. Вредные и непоедаемые животными растения.
Тема 5.3 Родовые земли родоплеменных групп (6 ч.)
Историческое формирование родоплеменных групп. Адаптация родоплеменных групп к среде обитания. Родовые земли.
Тема 5.4Экологическая комфортность (3 ч.)
Условия экологической комфортности среды. Характеристика экосистем экологической комфортности. Соблюдение экологической комфортности среды родоплеменных групп. Пространственная структура родовых земель.
Тема 5.5 Комплексное хозяйство и комплексное стадо (3 ч.)
Знакомство и изучение комплексного хозяйства Тувы. Характеристика Комплексов. Скотоводство. Кочевой образ жизни. Экологические ниши домашних животных. Закон лимитирующего фактора. Характеристика домашних животных.
6.0 Ресурсосберегающие и лимитирующие традиции родовых земель (18 ч.)
Тема 6.1 и 6.2 Режим землепользования родовых земель (3 ч.) Священные территории (6 ч.)
Родовая земля. Священные земли. Традиции и обычаи освящения священных земель. Сакральные места.
Тема 6.3 Земли хозяйственного пользования(3 ч.)
Характеристика и особенности земель хозяйственного пользования.
Тема 6.4 Сезонные кочевки (3 ч.)
Характеристика и особенности сезонных кочевок: «кыштаг» (зимние кочевья), «чазаг» (весенние пастбища), «чайлаг» (летние пастбища), «кузег» (осенние пастбища). Характеристика и особенности пастбищ.
Тема 6.5 Сохранение ресурсосберегающих традиций родовых земель (3 ч.)
Традиции и обычаи родоплеменных групп. Сохранение традиций родовых земель. Значение жилища юрты в экологическом образовании родоплеменных групп. Экологический опыт приспособления родоплеменных групп. Традиционный образ жизни родоплеменных групп.
7.0 Здоровый образ жизни (6 ч.)
Лекции:
«СПИД – коварная болезнь».
Семинары:
«Культура питания», «Алкоголизм – болезнь химической зависимости», «Табакокурение», «Наркотики, зависимость и последствия», «Мифы о наркотиках», «Определение обеспеченности организма человека витаминами и микроэлементами».
Анкетирование «Отношение к здоровью и к здоровому образу жизни».
8.0 Экскурсии (6ч)
Инструктаж ТБ.
1Экскурсия. (национальный парк)
2.Экскурсия. (национальный музей)
9.0 История нашего города (3 ч.)
Мифы, тайны, байки и реальные истории о нашем городе.
Выпуск стенгазеты.
10.0 Заключительное занятие (3 ч.)
Подведение итогов учебного года.
Методическое обеспечение программы
Используются следующие методические разработки:
1. Методическая разработка к занятию «Птицы нашего леса»
2. многообразие водных обитателей
3. разработка урока (тест)
4. «Зелёная служба» Айболита
5. цветочный калейдоскоп
6. тестовое задание (основы бесполого размножения);
7. разработка урока «Работа с природным материалом»
8. разработка семинара здоровое питание
9. урок- семинар «Здоровый образ жизни (вредные привычки)»
10 разработка урока «Витамины»
11. анкета «Здоровый образ жизни»
12. вопросы на выявление экологической грамотности
13. рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, постановке экспериментов и опытов
Условия реализации программы
— обеспечение учебными помещениями – кабинет №3, адрес, г. Кызыл ул. Дружба 50;
— кадровое обеспечение программы – педагог дополнительного образования Дамба И.А.;
— материально-техническое обеспечение программы:
- мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер;
- экран переносной;
- фотоаппарат, фотокамера;
- горшки цветочные, растения – 10 видов;
- аквариум, аквариумные рыбы, черепахи, улитки;
- канцелярские принадлежности;
- природный материал, гербарные папки;— информационное обеспечение программы;
— соответствует СанПиН 2.4.4.1251-03 в части определения рекомендуемого режима занятий.
Литература, рекомендуемая для педагога
- Абаев Н.В., Герасимова К.М., Железнов А.И. и др. Экологические традиции в культуре народов Центральной Азии. - Новосибирск: Наука, 1992. - 160 с.
- Алиева Л.В. «Школа жизни - окружающий мир». Программно - методическое обеспечение туристко - краеведческой деятельности в дополнительном образовании детей-М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2005.-60с.
- Аракчаа Л.К., Дадаа Г.И. Традиционное природопользование Тувинского этноса. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2005 - 86 с.
- Разработка урока «Вредные привычки» учитель биологии Балакина В.Н.
- Биология, экология, здоровый образ жизни / Составитель Балабанова В.В., Максимцева Т.А. – Волгоград: Учитель.
- Вайнштейн СМ. Мир кочевников Центра Азии. - М.: Наука, 1991.-335с.
- Грач А.Д. Древние кочевники в Центре Азии. - М.: Наука, 1980.-256 с.
- Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды РФ в 2006г.».
- История Тувы.- Новосибирск: Наука, 2001 -Т. 1.- 366 с.
- Маннай-оол М.Х. Тувинцы: происхождение и формирование этноса. — Новосибирск: Наука, 2004 — 164 с.
- Потапов Л.П. Очерки народного быта тувинцев. - М.: Наука, 1969.-401 с.
- Зелёный пакет. Комплект образовательных материалов. - Венгрия, РЭЦ, 2005 –С-Пб; С. 85-117; 203-208; 234-237.
- Разработка урока «Лекарственные растения». Корякина Р.С. учитель биологии
- Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно - экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы. - М.:5 за знания, 2005.-208с.
- Разработка урока «Природоохранительная деятельность в России» учитель биологии Масленникова Т.В.
- Дополнительное образование детей: сборник авторских программ/ред.-сост. З.И.Невдахина.- Вып. З.-М.: Народное образование; Илекса; Ставрополь: Сервисшкола,2007.416с.
- Панкеев И.А., Рыбальский Н.Г., Думнов А.Д., Снакин В.В., Фёдоров А.В. Экология России на рубеже тысячелетий. Состояние окружающей среды в России, М.: Аргус, 1994
- Прохоров Б.Б. Экология человека, - М, Академия, 2003 - с. 81, 95 - 113; 191-204.
- Рохлов B.C. Школьный практикум. Биология. Человек. - М, Дрофа, 1998
20.Симонова Г. А. Экология и мы. - Сыктывкар, 2002
21. Теплов Д.Л. Экологическое воспитание в дополнительном образовании. - М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006.-64с.
22.Фёдорова А.И., Никольская. Практикум по экологии и охране окружающей среды. М: ВЛАДОС, 2001 - с. 177; 203с.
23. Разработка урока «Работа с природным материалом» Фурсова Т.Н.
24.Хотунцев Ю.Л. Человек, технологии, окружающая среда. - М.: Устойчивый мир, 2001 - с. 163
Литература, рекомендуемая для детей
1.Акимушкин, И.Н. В мире животных: собаки, кошки, антилопы, обезьяны / И.Н. Акимушкин; худож. Е. Подколзин. – М.: Стрекоза-Пресс, 2005. – 123 [4] с.: ил. – (Классика-детям).
2..Акимушкин, И. В мире животных / И.В. Акимушкин; худож. Е. Подколзин. – М.: Стрекоза-Пресс, 2005. – 128 с. – (Классика детям).
3.Астафьев, В.П. Царь-рыба: повествование в рассказах / В.П. Астафьев; вступ. ст. А.М. Туркова; рис. А. Веркау. – М.: Дет. лит., 2002. – 432 с.: ил. – (Школьная библиотека).
4.Баруздин, С.А. Рассказы о животных / С.А. Баруздин; рис. Н. Хараша. – М.: Сов. Россия, 1980. – 160 с.: ил.
5.Белов, В.И. Рассказы о всякой живности / В.И. Белов. – М.: Дрофа-Плюс, 2008. – 112 с. – (Школьное чтение).
6.Бианки, В.В. Лесная газета: сказки и рассказы / В.В. Бианки; худож. А. Аземша, С. Бордюг, Н. Трепенок. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 414 с.: [16] л. ил. – (Внеклассное чтение).
7.Мифосибирск Игорь Маранин. Издательство «Свиньин и сыновья» Новосибирск 2011.
8.Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1997. – 192 с., ил. (Серия:«Вместе учимся мастерить»)
9.Перевертень Г.И. Поделки из ракушек. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2007. – 14,(2) с. - (Поделки своими руками).
10.Прекрасное – своими руками / Сост. С.С. Газарян; Рисунки Б. Белова; Цв. Фото Н. Зимина. – М.: Дет. Ли, 1989. – 157 с., ил. – ( Библиотека для родителей ).
11.Прохоров Б.Б. Экология человека, - М, Академия, 2003 - с. 81, 95 - 113; 191-204.
12.Симонова Г. А. Экология и мы. - Сыктывкар, 2002
Прохоров Б.Б. Экология человека, - М, Академия, 2003 - с. 81, 95 - 113; 191-204.
13.Симонова Г. А. Экология и мы. - Сыктывкар, 2002
Предварительный просмотр:
Календарно – тематический план «ЭКОМИР»
№ п/п | Тема занятий | Всего | Количество часов | Дата | |
Теория | Практика | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Введение. | 3 | 2 | 1 | |
2. | Зоомир | 144 | 30 | 114 | |
2.1 | Аквариум и его обитатели | 9 | 3 | 6 | |
1 | Понятие аквариум и правила ухода за аквариумом | 3 | 1 | 2 | |
2 | Грунт и атрибутика, украшения аквариумов | 3 | 1 | 2 | |
3 | Обитатели аквариумов | 3 | 3 | ||
2.2 | Холодноводные рыбы местных водоёмов | 9 | 1 | 8 | |
1 | Характеристика класса рыб | 3 | 1 | 2 | |
2 | Особенности и характеристика рыб Тувы | 3 | 3 | ||
3 | Знакомство с некоторыми видами рыб (щука, карась, сиг, ленок, окунь, лещ, таймень) | 3 | 3 | ||
2.3 | Многообразие водных обитателей | 6 | 1 | 5 | |
1 | Знакомство с разнообразием подводного мира | 3 | 1 | 2 | |
2 | Сезонные изменения пресноводных экосистем. Биотические связи организмов | 3 | 3 | ||
2.4 | Содержание пернатых | 9 | 1 | 8 | |
1 | Из истории орнитологии. Знакомство с характерными особенностями их поведения | 3 | 1 | 2 | |
2 | Птицы в жизни человека. Разведение птиц | 3 | 3 | ||
3 | Болезни пернатых питомцев | 3 | 3 | ||
2.5 | Декоративные птицы | 9 | 1 | 8 | |
1 | Разновидности попугаев и канареек | 3 | 1 | 2 | |
2 | Гордая птица – индюк, декоративные голуби | 3 | 3 | ||
3 | Правила ухода за декоративными птицами | 3 | 3 | ||
2.6 | Птицы нашего леса | 9 | 2 | 7 | |
1 | Знакомство с некоторыми видами птиц (глухарь, тетерев, дрозд, кедровка, кукушка) | 3 | 1 | 2 | |
2 | Знакомство с некоторыми видами птиц (поползень, дятел, юрки, жаворонки, куропатки) | 3 | 1 | 2 | |
3 | Изготовление кормушек | 3 | 3 | ||
2.7 | Мелкие домашние и декоративные животные | 9 | 1 | 8 | |
1 | Содержание, кормление и уход за животными (морские свинки и хомяки) | 3 | 1 | 2 | |
2 | Содержание, кормление и уход за животными (декоративные кролики и крысы) | 3 | 3 | ||
3 | Чистка клеток животных живого уголка | 3 | 3 | ||
2.8 | Продуктивные домашние животные | 9 | 2 | 7 | |
1 | Породы коз и овец и их содержание | 3 | 1 | 2 | |
2 | Породы коров и свиней и их содержание | 3 | 1 | 2 | |
3 | Знакомство с повадками животных | 3 | 3 | ||
2.9 | Животные высокогорья | 9 | 2 | 7 | |
1 | Общая характеристика экосистемы высокогорья | 3 | 1 | 2 | |
2 | Особенности и характеристика высокогорных животных | 3 | 1 | 2 | |
3 | Адаптация животных к условиям высокогорья, физиология и питание | 3 | 3 | ||
2.10 | Животные таежных экосистем | 9 | 3 | 6 | |
1 | Общая характеристика экосистемы тайги | 3 | 1 | 2 | |
2 | Особенности и характеристика, разнообразие животных тайги | 3 | 1 | 2 | |
3 | Адаптация животных к условиям таежной экосистемы, физиология и питание | 3 | 1 | 2 | |
2.11 | Животные полупустынных и пустынных экосистем | 15 | 3 | 12 | |
1 | Общая характеристика экосистем полупустынь и пустыни | 3 | 1 | 2 | |
2 | Особенности и характеристика, разнообразие животных полупустынь и пустыни | 3 | 1 | 2 | |
3 | Адаптация животных к условиям нехватки воды | 3 | 1 | 2 | |
4 | Физиология и питание | 3 | 3 | ||
5 | Знакомство с некоторыми видами животных (верблюд, змеи, ящерицы) | 3 | 3 | ||
2.12 | Животные степных экосистем | 9 | 3 | 6 | |
1 | Общая характеристика степного экосистемы | 3 | 1 | 2 | |
2 | Разнообразие видов обитателей степей. Экологические ниши животных | 3 | 1 | 2 | |
3 | Адаптация животных к условиям нехватки воды | 3 | 1 | 2 | |
2.13 | Заповедники России | 6 | 1 | 5 | |
1 | История возникновения заповедников. Описание заповедников | 3 | 1 | 2 | |
2 | Заповедное дело за рубежом. Современные экологические проблемы и заповедники | 3 | 3 | ||
2.14 | Заповедники Тувы | 9 | 3 | 6 | |
1 | Описание и знакомство заповедника «Азас» | 3 | 1 | 2 | |
2 | Описание и знакомство заповедника «Убсунурская котловина» | 3 | 1 | 2 | |
3 | Экскурсия в заповедник «Убсунурская котловина» | 3 | 3 | ||
2.15 | Красная книга России (животные) | 9 | 3 | 6 | |
1 | Знакомство с Красной книгой России (животные) | 3 | 1 | 2 | |
2 | Изучение и выявление причин животных попавших в список Красной книги России | 3 | 1 | 2 | |
3 | Знакомство с исчезающими видами животных России (амурский тигр, красный волк, тушканчики, белый медведь) | 3 | 1 | 2 | |
2.16 | Красная книга Тувы (животные) | 9 | 1 | 8 | |
1 | Знакомство с Красной книгой Тувы (животные) | 3 | 1 | 3 | |
2 | Изучение и выявление причин животных попавших в список Красной книги Тувы | 3 | 3 | ||
3 | Знакомство с исчезающими видами животных России (снежный барс (ирбис), бобр тувинский, дзерен, манул) | 3 | 3 | ||
3. | «Цветочный калейдоскоп» | 60 | 13 | 47 | |
3.1 | 10 золотых правил ухода за комнатными растениями | 3 | 3 | ||
1 | Секреты успеха выращивания растений. Как зимуют комнатные растения | 3 | 3 | ||
3.2 | Содержание растений дома | 6 | 6 | ||
1 | Пересадка, полив и уход за цветами | 3 | 3 | ||
2 | Жизненный цикл растений. Размножение | 3 | 3 | ||
3.3 | «Зеленная служба» Айболита | 9 | 9 | ||
1 | Признаки болезней комнатных растений. Неотложная помощь комнатным растениям | 3 | 3 | ||
2 | Как уберечь комнатных растений от погодных условий и заболеваний. Микроэлементы | 3 | 3 | ||
3 | Что нужно делать при переувлажнении и пересушке | 3 | 3 | ||
3.4 | Лекарственные растения Тувы | 9 | 1 | 8 | |
1 | Знакомство с лекарственными растениями (боярышник, брусника, малина) | 3 | 1 | 2 | |
2 | Знакомство с лекарственными растениями (зверобой, подорожник, облепиха) | 3 | 3 | ||
3 | Способы применения лекарственных растений в народной медицине | 3 | 3 | ||
3.5 | Растения леса | 6 | 6 | ||
1 | Биоценоз смешанного леса. Знакомство с видами растений леса. | 3 | 3 | ||
2 | Значение леса в жизни человека. Растения леса в разные времена года | 3 | 3 | ||
3.6 | Растения луга | 6 | 6 | ||
1 | Знакомство с растениями луга. | 3 | 3 | ||
2 | Значение луга в природе и в жизни человека | 3 | 3 | ||
3.7 | Красная книга (растения мира) | 3 | 1 | 2 | |
1 | Знакомство и характеристика некоторых видов растений Красной книги | 3 | 1 | 2 | |
3.8 | Красная книга Тувы (растения) | 3 | 1 | 2 | |
1 | Знакомство и характеристика некоторых видов растений Красной книги Тувы | 3 | 1 | 2 | |
3.9 | Общие правила размножения растений | 3 | 3 | ||
1 | Виды размножения растений. Значение размножения | 3 | 3 | ||
3.10 | Размножение отводками. | 3 | 1 | 2 | |
1 | Знакомство с методами размножения растений отводками в домашних условиях. | 3 | 1 | 2 | |
3.11 | Размножение черенками | 3 | 1 | 2 | |
1 | Знакомство с правилами размножения растений черенками | 3 | 1 | 2 | |
3.12 | Размножения усами | 3 | 1 | 2 | |
1 | Знакомство с методами размножения растений усами | 3 | 1 | 2 | |
3.13 | Размножение отпрысками | 3 | 1 | 2 | |
1 | Знакомство с правилами размножениями растений отпрысками | 3 | 1 | 2 | |
4. | Работа с природным материалом | 63 | 20 | 43 | |
4.1 | Свойства и методы обработки природного материала | 3 | 2 | 1 | |
1 | Методы обработки природного материала. Сортировка природного материала | 3 | 2 | 1 | |
4.2 | Поделки из дерева | 9 | 3 | 6 | |
1 | Методы обработки дерева | 3 | 1 | 2 | |
2 | Инструменты и приспособления для деревянных поделок. ТБ | 3 | 1 | 2 | |
3 | ТБ. Изготовление фигурок из веток, коряг и т.д. | 3 | 1 | 2 | |
4.3 | Поделки из шишек | 9 | 3 | 6 | |
1 | Сортировка собранных шишек. Обработка шишек | 3 | 2 | 1 | |
2 | Подбор материала по тематике (герои русских народных сказок) | 3 | 1 | 2 | |
3 | Выполнение поделок по заданной теме | 3 | 3 | ||
4.4 | Поделки из войлока | 9 | 2 | 7 | |
1 | Техника выполнения поделок из войлока. Обработка войлока | 3 | 2 | 1 | |
2 | Выполнение работ на любую тему | 3 | 3 | ||
3 | Экскурсия в центр тувинской культуры | 3 | 3 | ||
4.5 | Картины в стиле флористики | 9 | 3 | 6 | |
1 | Основы флористики | 3 | 2 | 1 | |
2 | Выбор тематики для коллективной работы | 3 | 1 | 2 | |
3 | Коллективная работа над работой | 3 | 3 | ||
4.6 | Творческая работа | 6 | 2 | 4 | |
1 | Определение темы работы. Совместное обсуждение выбора материала и плана работы | 3 | 2 | 1 | |
2 | Самостоятельная творческая работа | 3 | 3 | ||
4.7 | Поделки из природного материала | 9 | 1 | 8 | |
1 | Знакомство с технологией изготовления поделок из природного материала | 3 | 1 | 2 | |
2 | Инструменты и материалы. ТБ | 3 | 3 | ||
3 | Изготовление поделок из природного материала на любую тему | 3 | 3 | ||
4.8 | Новогодние игрушки | 9 | 1 | 8 | |
1 | История праздника | 3 | 1 | 2 | |
2 | Технологии изготовления игрушек (из бумаги) | 3 | 3 | ||
3 | Выполнение работ. ТБ | 3 | 3 | ||
5. | Традиционное природопользование тувинского этноса | 18 | 5 | 13 | |
5.1 | Растительные ресурсы пастбищных экосистем | 3 | 1 | 2 | |
1 | Знакомство и изучение растительных ресурсов пастбищных экосистем РТ. | 3 | 1 | 2 | |
5.2 | Кормовые растения | 3 | 1 | 2 | |
1 | Виды кормовых растений пастбищных экосистем РТ. Вредные и непоедаемые животными растения. | 3 | 1 | 2 | |
5.3 | Родовые земли родоплеменных групп | 6 | 1 | 5 | |
1 | Историческое формирование родоплеменных групп | 3 | 1 | 2 | |
2 | Адаптация родоплеменных групп к среде обитания. Родовые земли | 3 | 3 | ||
5.4 | Экологическая комфортность | 3 | 1 | 2 | |
1 | Характеристика экосистем экологической комфортности. Соблюдение экологической комфортности среды родоплеменных групп. | 3 | 1 | 2 | |
5.5 | Комплексное хозяйство и стадо | 3 | 1 | 2 | |
1 | Скотоводство. Кочевой образ жизни. Характеристика домашних животных | 3 | 1 | 2 | |
6. | Ресурсосберегающие и лимитирующие традиции родовых земель | 18 | 5 | 13 | |
6.1 | Режим землепользования родовых земель | 3 | 1 | 2 | |
1 | Родовая земля. Священные земли | 3 | 1 | 2 | |
6.2 | Священные территории. | 6 | 1 | 5 | |
1 | Традиции и обычаи освящения священных земель | 3 | 1 | 2 | |
2 | Сакральные места | 3 | 3 | ||
6.3 | Земли хозяйственного пользования | 3 | 1 | 2 | |
1 | Характеристика и особенности земель хозяйственного пользования | 3 | 1 | 2 | |
6.4 | Сезонные кочевки | 3 | 1 | 2 | |
1 | Характеристика и особенности сезонных кочевок: «кыштаг» (зимние кочевья), «чазаг» (весенние пастбища), «чайлаг» (летние пастбища), «кузег» (осенние пастбища) | 3 | 1 | 2 | |
6.5 | Сохранение ресурсосберегающих традиций родовых земель | 3 | 1 | 2 | |
1 | Сохранение традиций родовых земель. Значение жилища юрты в экологическом образовании родоплеменных групп | 3 | 1 | 2 | |
7. | Здоровый образ жизни | 6 | 2 | 4 | |
1 | Культура питания. Табакокурение. Алкоголизм-болезнь химической зависимости | 3 | 1 | 2 | |
2 | Мифы о наркотиках. Болезни органов дыхания. | 3 | 1 | 2 | |
8. | Экскурсии | 6 | 6 | ||
1 | ТБ. Экскурсия в национальный музей | 3 | 3 | ||
2 | ТБ. Экскурсия в национальный парк | 3 | 3 | ||
9. | История нашего города | 3 | 1 | 2 | |
1 | Мифы, тайны, байки и реальные истории нашего города. | 3 | 1 | 2 | |
10. | Заключительное занятие | 3 | 3 | ||
1 | Подведение итогов учебного года | 3 | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»
Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»
Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА – ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. «ДОМИСОЛЬКА»
программа кружка вокального пения...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»
Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей на курс « Изучение английского языка в образовательной области « Филология» сверх часов и сверх программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандарта
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, по...