конспект урока на тему: "Рыбы водоёмов Республики Коми" (7 класс)
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Цель: Сформировать знания у учащихся о рыбах водоёмов Республики Коми: об особенностях внешнего строения рыб в связи с ведущим образом жизни и о видовом разнообразии рыб, обитающих в водоёмах Республики Коми;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_ryby_vodoyomov_rk.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Рыбы водоёмов Республики Коми»

Задачи:

Образовательные:

  1. Сформировать знания у учащихся о рыбах водоёмов Республики Коми: об особенностях внешнего строения рыб в связи с ведущим образом жизни и о видовом разнообразии рыб, обитающих в водоёмах Республики Коми;

Развивающие:

  1. Развитие любознательности и познавательного интереса;
  2. Развитие внимательности;
  3. Формирование у учащихся связной речи.

Воспитывающие:

  1. Эстетическое воспитание;

Методы обучения: 

  1. Словесные: беседа, рассказ
  2. Наглядные: демонстрация слайдов
  3. Практические: нанесение рыб на карту

Тип урока: Изучение нового материала

Форма его организации: Игра

Структура (элементы) урока с указанием времени:

  1. Организационное начало урока – 1мин
  2. Изучение нового материала -  35 мин
  3. Организация домашнего задания – 3 мин
  4. Организованный конец урока – 1 мин

Литература для учителя:

  1. Брэм А.Э. Жизнь животных под ред. А.М. Никольского, - М.: «ТЕРРА» - «TERRA», 1996
  2. Остроумов Н.А. Животный мир Коми АССР «Позвоночные», 2-е переработанное издание. – Сыктывкар, 1972;
  3.  Ясный денёк. Загадки. Пословицы. Поговорки. Стихи. / под ред. П. Столповского. – Сыктывкар, 1986.

Литература для учащихся:

  1. Большая энциклопедия животных – М.: Олма-Пресс, 2004;
  2. Энциклопедия вопросов и ответов: Что? Перевод с английского Н.В. Гончарук и М.В. Почкиной. - М.: «РОСМЭН», 2008

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Откройте тетради, запишите число и тему сегодняшнего урока «Рыбы водоёмов Республики Коми».    

Ребята на прошлых уроках вы изучили внешнее и внутреннее строение рыб, особенности размножения и основные систематические группы рыб.  И теперь наша задача изучить разнообразие рыб водоёмов Республики Коми. Вы безусловно знаете какие рыбы обитают в различных водоёмах республики: реках, озёрах. Представим, что наш урок - это собрание ихтиологов, то есть учёных, которые изучают рыб. На этом собрании мы выясним, кто из вас окажется самым наблюдательным и внимательным ихтиологом. А ваша задача состоит в том, чтобы записать как можно больше примеров названий рыб, которые будут приводиться по ходу урока. Кто напишет больше рыб тот и будет самым внимательным ихтиологом. И по ходу урока вы будете получать жетончики в виде рыб. Начнём наше занятие с того, что вспомнить крупные и мелкие реки Республики Коми.

Ученик: Печора

Ученик: Мезень

Ученик: Вычегда

Ученик: Сысола

Ученик: Ям озеро

Учитель: Молодцы. Всё верно. Скажите,  а почему издавна люди селились по берегам рек, озёр для того, чтобы ловить рыбу? Чем рыбная ловля отличается от охоты?

Ученик: Издавна люди селились по берегам рек и озёр, так как рыболовство наиболее безопасный способ ловли рыбы, вода является наиболее дешёвым способом передвижения. Также по берега рек растут растения, которые можно использовать в пищу.

Учитель: Очень хорошо (даю рыбку). Давние наблюдения за рыбами позволили людям написать очень много загадок, стихов, сказок о рыбах. Назовите, какие вы знаете сказки о рыбах?

Ученик: «Сказка о рыбаке и рыбке».

Ученик: «Сказка о глупом мышонке».

Ученик:  «Золотая рыбка».

Учитель: Хорошо (даю рыбки всем ответившим). А сейчас я загадаю вам загадки попробуйте отгадать их.

В воде бод мостиком

Виляет хвостиком.

Ученик: Рыба

Учитель: Молодец (даю рыбку)

Драчун – забияка, живет в воде

Иглы на спине.

Ученик: Ёрш

Учитель: Хорошо (даю рыбку)

У неё во рту пила,

Под водой она жила.

Всех пугала, всех глотала,

А теперь в котёл попала.

Ученик: Щука

Учитель: (даю рыбку) Какие вы умные. Всё-то знаете. Для того чтобы писать загадки, стихи и сказки необходимо много знать о рыбах. Сейчас вы получите листочки с планом описания рыб. (Раздаю листки с планом). Первую рыбу мы опишем с вами вместе по данному плану, а остальных рыб вы опишите самостоятельно и за ответ получите рыбку.

План:

  1. Тело (удлинённое, овальное, веретенообразное);
  2. Окраска спины и боков;
  3. Окраска плавников;
  4. Размер чешуи.

Слайд 1.

Учитель: Нельма. Распространена в Вычегде, Мезени и Печоре. Живет в толще воды. Обратите внимание, тело у нельмы удлинённое, нет резких переходов. Спина буровато-серого цвета, бока – серебристые. Спиной и хвостовой плавник буровато-серые, остальные плавники беловатые. Чешуя среднего размера. Следующую рыбу опишет Шабанова Кристина (Рыбак Егор).

Слайд 2.

Ученик: Окунь. Тело овальное. Спина окрашена в темно-зелёный цвет, бока зеленовато-желтого цвета. Анальный плавник и брюшные плавники ярко красные, грудные плавники – жёлтые. Чешуя мелкая.

Учитель: Очень хорошо (даю рыбку) Ребята, а в каких реках обитает окунь?

Ученик: Окунь обитает в Печоре, Вычегде, Мезени и живет в толще воды.

Учитель: По каким признакам мы можем отличить окуня от других рыб?

Ученик: Отличительной чертой является то, что со спины на бока спускаются поперечные полосы темно-зелёного цвета и первый спинной плавник с большим черным пятном в задней части.

Учитель: Молодец. Садись (даю рыбку). Мы с вами описывали нельму, а интересно то, почему у нельмы маленькие плавники, а у окуня большие, с шипами?

Ученик: Потому что окунь хищник.

Учитель: Всё верно (даю рыбку) Теперь опишет рыбу Иевлева Софья (Липина Настя).

Слайд 3.

Ученик: Семга. Тело веретенообразное. Спина с зеленоватым отливом, бока серебристые. Плавники желтовато-серого цвета. Чешуя мелкая.

Учитель: Молодец (даю рыбку). Какие отличительные черты у семги?

Ученик: У семги выше боковой линии Х-образные пятна. На голове за глазом три крупных красных пятна и распространена она только в Печоре.

Учитель: Хорошо (даю рыбку) Заметьте, что семга промысловая рыба, которая может жить и в пресных и в  солёных водах. Ветошкина Регина опишет  щуку.

Слайд 4.

Ученик: У щуки тело удлинённое. Спина серо-зеленоватая, бока покрыты оливковыми пятнами. Спиной, анальный, хвостовой плавники буроватые с черными пятнышками, брюшной и грудной коричневато-оранжевый. Чешуя мелкая. Обитает в Печоре, также обитает в старицах рек.

Учитель: Все правильно (даю рыбку) А почему про щуку говорят, что она хвостом лёд разбивает?

Ученик: Так как она нерестится сразу после вскрытия водоёмов ото льда.

Учитель: Молодец. Правильно (даю рыбку) А почему некоторые модели подводных лодок называли «щука»

Ученик: Потому что они напоминают форму тела щуки и щука – это хищник, а именно эти лодки воевали на войне.

Учитель: Правильно (даю рыбку)  Ребята, рыбы ведут не только активный образ жизни и живут в толще воды, но и ведут придонный, малоактивный образ жизни. Хариуса опишет Ахметова Таня (Кузьмина Аня).

Слайд 5.

Ученик: Тело удлиненное. Спина серо-зелёного цвета, бока светло-серые. Брюшные и грудные плавники оранжевые, спиной и анальный фиолетовые с темными полосками. Обитает хариус в Печоре, Мезени, Вычегде.

Учитель: Молодец (даю рыбку). Кузьмин Тимофей опишет налима.

Слайд 6.

Ученик: У налима тело удлиненное. Спина темно-зеленовато бурая, бока светло зеленовато бурые с большими светлыми пятнами. Плавники зеленовато-коричневые с пятнами. Чешуя очень мелкая. Обитает во всех основных реках. Ведёт придонный образ жизни.

Учитель: Хорошо (даю рыбку). А какие отличительные черты отмечаются у налима.

Ученик: Отличительными признаками является: усик на нижней губе. Обильно покрыт слизью и поэтому трудно его удержать в руках. В народе даже говорят: «Скользкий, как налим».

Учитель: Всё верно (даю рыбку). В народе даже говорят: «Скользкий, как налим».

Учитель: Молодец (даю рыбку). Прусовский Влад расскажет нам всё про пескаря.

Слайд 7.  

Ученик: у пескаря тело вытянутое, вальковатое. Чешуя крупная. Спина бурая с зеленоватым оттенком бока желтоватые. Спиной и хвостовой плавники серо-желтые с тёмными пятнышками, остальные – бесцветные. Обитает он в Печоре, Мезени и Вычегде.

Учитель: Очень хорошо (даю рыбку). Заметьте, что отличительной особенность пескаря является то, что в углах рта по одному усику, а желтоватые бока с 6-14, чаще с 10 темными пятнами величиной с глаз. Слайд 10.

Нам с вами предстоит описать вместе рыбу – подкаменщика. Тело веретенообразное, совершенно непропорциональное к очень большой и широкой голове, приплюснутой сверху вниз, с близко посаженными глазами, обращёнными вверх, с каждой стороны головы 2 носовых отверстия. Спинных плавников 2, они разделены между собой; брюшные плавники широкие вроде крылышков, хвостовой закругленный. Встречается в Мезени, Печоре, Вычегде, Летке. Ведёт придонный образ жизни. Ребята, мы с вами описали несколько видов рыб и обратили внимание на форму и  окраску различных частей тела. От чего зависит внешнее строение рыбы?

Ученик: Особенности внешнего строения рыбы зависят от её местообитания: в толще воды или около дна и от способа добычи пищи (хищная или мирная рыба). (записывают это предложение в тетрадь в виде вывода).

Учитель: Всё верно (даю рыбку). Прошла половина нашего собрания ихтиологов и теперь мы будем работать с контурными картами. Я раздам вам контурные карты, которые вы приклейте сейчас в тетрадь и отметьте условными знаками в каких реках обитают рыбы, о которых мы узнали с вами сегодня. Обратите внимание, что условные знаки находятся внизу карты.

Ребята, обратите внимание, что в наших реках плавают почти одинаковые виды рыб, только семга обитает в реке Печора и подкаменщика можно встретить не во всех реках республики (записывают в тетрадь в виде вывода). Теперь вы обменяетесь тетрадями с соседом и подсчитаете количество рыб, которые вы записали. И мы с вами тем самым определим самого внимательного и наблюдательного ихтиологов. (Победителям раздаю рыбок, выставляю оценки). 

Учитель: Ребята, записываем домашнее задание. Сейчас я раздам каждому из вас рыбу – химеру. Это рыба, которая содержит части тела других рыб и ваша задача заключается в том, чтобы подписать какая часть тела к какой рыбе относится.  

Лист ученической тетради.

04. 02.10.               «Рыбы водоёмов Республики Коми»

 Рыбы:  ёрш, щука, нельма, окунь, семга, налим, хариус, пескарь, подкаменщик.

Вывод: особенности внешнего строения рыбы зависят от её местообитания в толще воды или около дна и от способа добычи пищи. В наших реках плавают почти одинаковые виды рыб, только семга обитает только в Печоре и подкаменщика также можно встретить не во всех реках республики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Искусственные водоёмы"

Современный урок направлен прежде всего на воспитание самостоятельности, инициативы, активности учащихся. Именно поэтому главной задачей учителя становится не передача знаний в готовом виде, а организ...

Конспект урока на тему: "Промысловые рыбы Республики Коми"

Данный конспект урока направлен на создание условий для формирования знаний  учащихся о промысловых рыбах РК, их использовании....

Конспект урока с использованием ИКТ и ЭОР «Коми Республикаса каналан пасъяс» ( Государственные символы Республики Коми)

Создание учебно-коммуникативной ситуации для освоения лексических единиц по теме «Коми Республикаса каналан пасъяс» через организацию системно-деятельностного подхода....

Урок-игра к 95-летию Республики Коми

Помощь при подготовке внеклассного мероприятия...

Конспект урока по теме: Рыбы

Конспект урока по теме: Рыбы...