Рабочая программа по экологии для 10 класса.
календарно-тематическое планирование по экологии (10 класс) на тему

Малков Дмитрий Иванович

Календарно-тематическое планирование к курсу «Основы общей и регоинальной экологии» 10 класс составлено к учебнику Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова, С.В. Суматохин «Экология» 10-11 классы, профильный уровень, М., «Вентана-Граф», 2009 года. Учебник рекомендован Министерством образования и науки РФ. Элективный курс изучается в течение одного учебного года с учебной нагрузкой 1 час в неделю (23 часа в год). 

Целью дисциплины является: воспитание экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействий человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие.

Задачами дисциплины являются:

-    формирование  знаний  об  экосистемной  организации  природы  Земли  в границах обитания человека, системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения;

-    воспитание потребностей и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей среды;

-    развитие интеллектуальной сферы - способности к целевому, причинному анализу    экологических    ситуаций;    эмоциональной    сферы;  

-    эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды; волевой сферы - убеждения и возможности решении экологических проблем;

- стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_10_klass.docx41.54 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по элективному учебному предмету

«Основы общей и региональной экологии ХМАО-Югры»

10 класс

2014-2015 учебный год

Составитель:

Малков Дмитрий Иванович,

экология и  география ХМАО-Югры

г. Нижневартовск

2014

Содержание

1) Пояснительная записка.

2) Общая характеристика учебного предмета, курса.

3) Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

4) Требования к уровню подготовки  обучающихся.

5)  Содержание программы учебного предмета.

6) Тематическое планирование.

7) Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

8) Приложение №1 «Практическая часть рабочей  программы».

     Приложение №2 «Алгоритм  работы с текстом».

           Приложение №3 «Требования к написанию проектной работы».

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса по экологии для 10 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного Приказом МО РФ от 05.03.2004 г., № 1089, программы по экологии, 10(11) класс, авторы - Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, Дрофа, 2008 г., полностью отражающих содержание Примерной программы.

 Календарно-тематическое планирование к курсу «Основы общей и регоинальной экологии» 10 класс составлено к учебнику Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова, С.В. Суматохин «Экология» 10-11 классы, профильный уровень, М., «Вентана-Граф», 2009 года. Учебник рекомендован Министерством образования и науки РФ. Элективный курс изучается в течение одного учебного года с учебной нагрузкой 1 час в неделю (23 часа в год).  

Целью дисциплины является: воспитание экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействий человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие.

Задачами дисциплины являются:

  • формирование  знаний  об  экосистемной  организации  природы  Земли  в границах обитания человека, системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения;
  • воспитание потребностей и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей среды;
  • развитие интеллектуальной сферы - способности к целевому, причинному анализу    экологических    ситуаций;    эмоциональной    сферы;  
  • эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды; волевой сферы - убеждения и возможности решении экологических проблем;

- стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

Общая характеристика учебного предмета, курса.

Разработанная программа элективного курса дает учащимся общее представление, об основных закономерностях, происходящих в окружающей среде, в том числе окружающей среде территории ХМАО-Югра, знакомит с  принципами, определяющими распространение и динамику численности организмов, знакомит со структурой и динамикой природных сообществ, их организации, а также законах функционирования антропогенных и природных экосистем. Кроме того, программа нацелена на формирование у учащихся бережного отношения к природе и рациональному использованию ее богатств своего края.  

Элективный курс включает в себя различные методы и формы организации урока. Особое место отведено практическим работам, которые позволяют учащимся подкрепить теорию наблюдениями и простейшими исследованиями свойств различных уровней организации живой природы. Особое внимание при планировании данного курса отведено изучению животных, растений, экосистем различного уровня находящихся на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югра.

Разработанная программа базируется на следующих принципах.

Принцип гуманности:

- обучение есть процесс становления и развития самореализующейся личности;

- характер и способы обучения для каждого школьника индивидуальны; - процесс обучения основан на внутренней мотивации, а также потребности личности вступать в полноценное общение с другими;

 - подросток лучше всего обучается в обстановке заботы и поддержки, а не формального руководства;

 - овладение основами знаний и ценностных ориентаций способствует выработке учащимися собственного отношения к изучению экологии;

- создание условий для интенсивной, самостоятельной деятельности ученика, обеспечивает выработку умения практически использовать полученные знания на практике;

 - обращение к диалоговому обучению;

- создание условий для поэтапного обучения и вовлечения учеников в различные виды учебной деятельности;

- развитие творческого мышления учащихся, развитие их культурного кругозора;

- создание на уроках по элективному курсу атмосферы сотрудничества.

Принцип научности предполагает развитие у учащихся современного научного мировоззрения и ответственности за достоверность полученного результата исследования.

Принцип природосообразности основывается на научном понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов.

Принцип личностного подхода:

- ученик уникален как личность; - ориентация на внутреннюю мотивацию обучения и свободу выбора;

- самореализация, раскрытие и развитие природных возможностей, задатков, способностей, потребностей и склонностей.

Применение проектно-исследовательского метода при изучении отдельных тем элективного курса способствует более глубокому и прочному усвоению знаний по   предмету и позволяет:

- легко использовать межпредметные связи; - вырабатывает умения и навыки самостоятельной работы учащихся;

- формирует умение применять теоретические знания в решении конкретных практических задач;

- влияет на выбор будущей профессии учеников.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

Из годового учебного плана для обучающихся 10 классов выделяется из лицейского  компонента 23 часа.    

Требования к уровню подготовки  обучающихся.

По окончании изучения курса учащиеся должны знать:

  • условия, обеспечивающие жизнь на планете;
  • последовательность описания различных уровней организации природы;
  • основные предпосылки экологической проблемы;
  • учение о биосфере и ноосфере; экологические термины и понятия;
  • законы функционирования экосистем.

Уметь объяснять:

  • химические основы круговорота веществ и преобразования энергии, закон Ле Шателье - Брауна;
  • причинно-следственные связи экологических, эволюционных явлений;

-        связи компонентов слагающих экосистему, идеи устойчивого развития.
Уметь использовать информацию:

-        об  экологической  опасности  «парникового  эффекта»,  загрязнения  сред жизни;

  • о поиске способов разрешения экологических проблем;
  • об оценки состояния здоровья населения;
  • для анализа экологической ситуации;
  • для участия в общественных мероприятиях по охране природы.

При изучении элективного курса в 10 классе учащиеся должны овладеть следующими общеучебными навыками.

Работа с учебником и дополнительной литературой:

  • умение работать с дополнительными источниками информации;
  • понимать и запоминать прочитанное;
  • использовать при конспектировании различные подходы;
  • кратко описывать основные моменты;

-        составлять план-конспект; -        составлять схемы и заполнять таблицы по тексту и др.; - осуществлять поиск информации;

 - выполнять компьютерные презентации, позволяющие проводить наглядную демонстрацию.

Контрольно-оценочная   деятельность   осуществляется   через:   вербальную, содержательную и прогностическую оценку, рецензирование, проблемную ситуацию, самооценку, взаимооценку, самоконтроль и взаимоконтроль.

Все эти виды оценивания дают возможность ученику быть равноправным участников учебно-воспитательного процесса, а учителю скорректировать индивидуальную работу.

Формами контроля усвоения полученных знаний учащимися могут быть:

  • тесты на обучаемость и обученность; самостоятельные работы;
  • биологические и экологические диктанты; зачеты, презентации;
  • самопроверка и взаимоконтроль; - защита исследовательской работы;

-        защита проекта.

Содержание программы учебного предмета.

Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего образования и включает разделы программы, ориентированные на достижение УУД обучающимися.

Раздел 1. Введение. Организмы и среда их обитания. Понятие среды обитания и экологического фактора. Разнообразие организмов. Источники энергии для организмов. Автотрофы и гетеротрофы. Основные закономерности действия экологических факторов. Классификация экологических факторов. Жизненные формы организмов и экологические группы. Учение об экологических оптимумах видов. Стенобионты и эврибионты.

Основные   среды   жизни.   Распределение   организмов   по   средам жизни. Представление о физико-химической среде обитания организмов, особенности водной, почвенной, воздушной сред.

Наземно-воздушная среда жизни. Факторы наземно-воздушной среды и адаптация к ним организмов. Экологические адаптации растений и животных к световому режиму наземной среды. Экологические группы растений по отношению к свету. Фотопериодизм.

Температурный режим. Температурные адаптации растений и животных. Адаптация к экстремально высоким и низким температурам.

Влажность как экологический фактор. Адаптация организмов к водному режиму наземно-воздушной среды. Адаптация растений к поддерживанию водного баланса. Экологические группы растений по отношению к воде.

Воздух как экологический фактор для наземных организмов.

Водная среда обитания. Основные свойства водной среды. Кислородный, температурный, солевой, световой режим водоемов, концентрация водородных ионов. Особенности адаптации гидробионтов. Зональность. Биофильтраторы и их экологическая роль.

Почва как среда обитания Свойства почвы как экологического (эдафического фактора). Экологическое значение механического состава почв. Экологическое значение химических свойств почв. Роль почвы в жизнедеятельности живых организмов. Роль микроорганизмов, высших растений и животных в почвообразовательном процессе. Экологические группы почвенных организмов.

Живые организмы как среда жизни. Топические связи. Роль организмов в создании среды друг для друга. Живые организмы как среда жизни. Механизмы адаптации к проживанию в данной среде.

Раздел 2. Популяционный уровень организации живой природы. Определение понятия «биологический вид» и «популяция». Иерархическая структура популяций. Свойства популяции. Плотность и численность популяции. Возрастной и половой состав. Рождаемость, смертность, выживаемость. Кривые выживания. Половая структура популяции. Возрастная структура популяции. Концепция саморегуляции численности. Поведенческие, физиологические и генетические механизмы регуляции.

Раздел 3.  Боценотический уровень организации живой природы. Биоценозы (сообщества), их состав и функциональная структура. Динамика сообществ во времени. Сукцессия. Типы взаимоотношения между организмами в сообществе: симбиоз, мутуализм, комменсализм, конкуренция, хищничество, паразитизм. Межвидовая   конкуренция. Сопряженные колебания численности хищника и жертвы. Умение определять и анализировать состояние озеленения и благоустройства территории одного из  микрорайонов города.

Раздел 4.  Экосистемный уровень организации живой природы. Определение понятия «экосистема». Составные компоненты экосистем; основные факторы, обеспечивающие их существование. Трофические уровни. Первичная продукция – продукция автротрофных организмов. Деструкция органического вещества в экосистеме.

Пищевые цепи (пастбищные) и пищевые цепи (детритные) энергии при переходе с одного трофического уровня на другой. Правило пирамид. Агроценозы, их отличия от природных экосистем.

Экосистемы ХМАО. Таежные  леса ХМАО. Болота. Пойменные экосистемы. Горные экосистемы.

Умение отбирать пробы снега или пробы питьевой воды, проводить качественный химический анализ, анализировать и сравнивать полученный результат, прогнозировать развитие ситуации на данной территории или изучаемом объекте.

Раздел  5.  Биосферный уровень организации живой природы. Строение Земли, ее оболочек, их структура, взаимосвязь, динамика. Биосфера. Основные этапы эволюции биосферы. Роль В.И. Вернадского в формировании современного понятия о биосфере. Живое и биокосное вещество, их взаимопроникновение и перерождение в круговороте вещества и энергии. Биогеохимические функции разных групп организмов. Функциональная целостность биосферы.

Раздел  6. Антропогенное воздействие на природную среду ХМАО-Югра. Антропогенное влияние человека на биосферу. Учение В.И. Вернадского о ноосфере.

Итоговое проектное задание – должно  быть выполнено в форме проекта, исследовательской работы, презентации или реферата  имеющей, практическую направленность и практическое значение. Допускается коллективное выполнение работы, но не более 3 учащихся на выполнение одного проектного задания.


Тематическое планирование.

№ п.п.

Дата

План/

факт

 Раздел. Название темы урока.

ИКТ

УИТМ

 Кол-во часов

Тип урока

Измерительные формы контроля

д/з

(пункты)

1

Раздел 1. Введение. Организмы и среда их обитания.

Урок № 1

Предмет изучения экологии и история ее развития.

-

1

Лекция

Опрос

1, 2 читать

Урок № 2

Экологические факторы, их действие на организм.

+

 

1

Лекция

Тест, опрос

1.1, 1.3 читать

Урок № 3

Адаптация организмов к средам жизни. Экологическая ниша.

+

1

Комбинир

Тест, опрос

1.4, 1.6 читать

Урок № 4

Практическая работа «Экологические группы птиц ХМАО-Югра».

+

1

Практическая работа

Проверка работы

1.7, 1.8 читать

2

Раздел 2. Популяционный уровень организации живой природы.

Урок № 5

Вид, его экологическая характеристика.

-

1

Лекция

Опрос, тест

Конспект

Урок № 6

Уровни организации живой природы, их характеристика.

-

1

Лекция

Опрос, тест

Конспект

Урок № 7

Понятие о популяции в экологии.

 

+

1

Комбинир

Тест

2.1.-2.5. читать

3

Раздел 3.  Боценотический уровень организации живой природы.

                                                                 

Урок № 8

Видовая структура сообществ, биоценоз.

+

1

Лекция

Опрос

4.1, 4.2  читать

Урок № 9

Живые организмы и круговорот веществ в экосистеме.

+

1

Комбинир

Опрос, тест

4.3-4.5 читать

Урок № 10

Понятие о сукцессиях, виды сукцессий.

-

1

Лекция

Опрос

4.7-4.8 читать

4

Раздел 4.  Экосистемный уровень организации живой природы.

Урок № 11

Понятие об экосистеме, ее звенья.

-

1

Лекция

Опрос, тест

Конспект

Урок № 12

Цепи питания, правило пирамид.

+

1

Комбинир

Опрос, тест

4.4 читать

Урок № 13

Естественные и искусственные экосистемы ХМАО-Югра.

-

1

Лекция

Опрос

Конспект

Урок № 14

Контрольная работа

+

1

Контрольный урок

Тест

-

Урок № 15

Биологические связи их роль в экосистемах ХМАО-Югра.

-

1

Комбинир

Практическое задание

3.1-3.4 читать

Урок № 16

Практическая работа «Влияние человеческой деятельности на лесные сообщества и изменения в экосистемах ХМАО-Югра».

-

1

Практическая работа

Проверка работы

-

5

Раздел  5.  Биосферный уровень организации живой природы.

Урок № 17

Понятие о биосфере.

-

1

Лекция

Тест

4.9  читать

Урок № 18

Биоразнообразие ХМАО-Югра, его роль в сохранении устойчивости биосферы.

-

1

Лекция

Опрос

Конспект

Урок № 19

Границы распределения жизни в биосфере.

-

1

Лекция

Опрос

Конспект

Урок № 20

Изменения в биосфере под вилянием деятельности человека.

Контрольная работа по разделу «Биосфера».

-

1

Контрольный урок

Тест

5.1 читать

6

Раздел  6. Антропогенное воздействие на природную среду ХМАО-Югра.

Урок № 21

Загрязнение природной среды ХМАО-Югра мутагенами, его последствия.

+

1

Комбинир

Опрос

5.5, сообщение

Урок № 22

Антропогенное загрязнение почвенного покрова ХМАО-Югра.

+

1

Комбинир

Тест, опрос

5.3, сообщение

Всего

22 ч

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Оборудование.

Таблицы, географическая карта, репродукции. Видеоподдержка, компьютерная поддержка.

Дополнительная литература для учителя.

  1. Грин, 11., Стаут, У., Тейлор, Д. Биология: в 3 т. - М.: Мир, 1990. Питер Фабр. Популярная экология. - М.: Мир,  1971.    (с.   182). Жигарев, И. А.,Пономарева,   О.   Н.    Основы   экологии:    сборник   задач,   упражнений  и практических работ. - М.: Дрофа, 2002.
  2. Жигарев, И. А., Пономарева, О. Н. Основы экологии: сборник задач,упражнений и практических работ. - М.: Дрофа, 2002.

3.        Грин, II., Стаут, У., Тейлор, Д. Биология: в 3 т. - М.: Мир, 1990;
Жигарев,  П.  А.,  Пономарева,  О.  Н.  Основы  экологии:  сборник  задач, упражнений и практических работ. - М.: Дрофа, 2002.

  1. Резникова,   В. 3., Мягкова, А. П., Калинова, Г. С. Тестовый контроль знаний учащихся по биологии. - М.: Просвещение, 1997.
  2. Дмитриева, Т. А., Суматохин, С. В., Гуленков, С. И. Дидактические материалы по биологии. - М.: Дрофа, 2002.
  3. Муртазин,  Г.  М.  Задачи  и  упражнения  по  общей  биологии.  - М.: Просвещение, 1981.
  4. Грин, П., Стаут, У., Тейлор Д. Биология в 3 томах. - М.: Мир, 1990.

8.        Анастасова,   Л,   П.   Самостоятельные   работы   учащихся   по   общей биологии. -М.: Просвещение, 1989.

9.        Сивоглазов, В. И., Сухова, Т. С., Козлова, Т. А. Происхождение жизни.Учение о клетке. Размножение и развитие организмов: пособие для учителя. - М.: Айрис-пресс, 2004.

10.        Я иду на урок биологии: экология. -М.: Первое сентября, 2002.

И. Пономарева, О. Н., Чернова, Ы. М. Методическое пособие к учебнику под редакцией Н. М. Черновой «Основы экологии». -М.: Дрофа, 2001.

12. Жигарев, И. А., Пономарева, О. П., Чернова, Н. М. Основы экологии. Сборник задач, упражнений и практических работ. - М.: Дрофа, 2002.

Дополнительная литература для учащихся.

1.        Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг // Т.Я.
Ашихмина. - М.: Академа, 2000. - 178 с.

  1. Демина     А.С.      Экология     природопользования     и      охрана окружающей среды / А.С. Демина. - М.: Наука, 1980.- 130 с.
  2. Качалов А.А. Деревья и кустарники - М.: 1970 г.
  3. Кормилицын В.В. Основы экологии / В.В. Кормилицын. - М.: Знание, 1997.-300 с.
  4. Маврищев В.В. Общая экология: курс лекций / В.В. Маврищев. - Мн.: Новое издание, 2005. - 299 с.: ил.
  5. Магомедова М.Н., Морозова Л.П. Растительность и растительные ресурсы округа // Югра: Дела и люди. - 1998. - № 3. - с. 22-24.
  6. Мамедов Н.М. Основы общей экологии / Н.М. Мамедов, И.Т. Суравегина. - М.: Наука, 1997. - 257 с.
  7. Рогожина Н.Г. Региональная экология / Н.Г.  Рогожина - М.: вые. школа, 1999.-162 с.
  8. Состояние    окружающей    среды    и    природных    ресурсов    в Нижневартовском  районе:   (Аналитический  обзор):  Ежегодник.  - вып.  4. 2003   г.   /   Нижневарт.   межрайон,   комитет   по   охр.   окр.   среды,   Ханты- Мансийск,    регион,    отд-ние    РАЕН;    науч.    ред.    К.И.    Лопатин Нижневартовск, 2004.
  9. Чернова Н.М. Экология. Учеб. пособие для пед. инстит. / Н.М. Чернова, А.М. Былова. - М.: просвещение, 1988. - 267 с.

11.        Чистик   О.В.   Экология.   Учебное   пособие   /   О.В.   Чистик.   - Минск.: 2000.-158с.

  1. Чижов Б.Е. Лес и нефть ХМАО - Тюмень: 1998 г.
  2. Шенников А.П. Экология растений - М.: 1950 г. Электронные учебные пособия.
  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
  1. Авторские презентации к урокам.
  2. Электронное наглядное пособие «Живой мир г. Нижневартовска и Нижневартовского района», авторы Григорьева И.И.

Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана.

Класс

Кол-во часов

в неделю согласно учебному плану

Реквизиты программы

УМК обучающихся

УМК учителя

Федеральный компонент

Лицейский  компонент

Школьный компонент

10 а

 

-

23

-

 Программа основного полного образования по экологии, 10 класс, авторы -   Е.А. Криксунов,

В.В. Пасечник,

Дрофа, 2008 г.

 

Учебник.

Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова, С.В. Суматохин

«Экология» 10-11 классы, профильный уровень, М., Вентана-Граф, 2009 г.

Учебные пособия по общей экологии. Интернет ресурсы.

   

Учебник.

Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова, С.В. Суматохин

«Экология» 10-11 классы, профильный уровень, М., Вентана-Граф, 2009 г.

 

 Учебные пособия по общей экологии. Интернет ресурсы.


Приложение 1 «Практическая часть рабочей  программы».

  1. Практическая работа № 1. «Экологические группы птиц ХМАО».
  2. Практическая работа   №    2.    «Влияние    человеческой    деятельности    на   лесные сообщества и изменения в экосистемах ХМАО».
  3. Практическая работа № 3. «Вредные компоненты в продуктах питания и бытовой
    химии».

Приложение№2

Алгоритм работы с текстом

I. Идентификация текста, то есть определение типа текста:

1)  по структуре;
2) по знакам препинания;
3) по заголовку;
4) по картинкам, схемам.
II. Предвосхищение содержания текста на основе жизненного опыта и знаний учащихся из всех предметов по:
1) формальным вехам: картинкам, диаграммам, структуре текста, абзацам, по 1-му предложению, по последнему, по сноскам и т.д.;
2) смысловым вехам: словам с большой буквы, числительным, датам и т.д.
III. В процессе чтения выделять четыре функциональных вида чтения текста:
1) просмотровое и/или поисковое;
2) ознакомительное;
3) изучающее.
IV. Каждый вид чтения предполагает соответствующую стратегию текста для решения вполне конкретных задач урока.
V. Вид чтения определяется необходимостью информации из данного текста для решения конкретных учебных задач.
VI. Независимо от вида чтения необходимо соблюдать последовательность в действиях учителя и учащихся по извлечению информации.
VII. Нельзя перейти ни к одному виду чтения, минуя предшествующее, т.к. просмотровое - это чтение для определения темы текста или ответе на вопрос: "О чем здесь идет речь?";
Ознакомительное чтение-это извлечение не менее 70% содержащейся в тексте информации, (как правило-основной информации) с ответами на вопросы: "Что? Кто? Где? Когда?"
Изучающее чтение- 100% извлечение информации, т.е. наиболее полное и глубокое, с ответами на вопросы: почему? как? какова главная идея? основные мысли?
VIII. Каждый вид чтения должен обязательно завершаться контролем за результативностью извлечения максимальной информации в соответствии с видом чтения
.

Схема работы.

1. Формулировка проблемы.

2. Комментарий к сформулированной проблеме.

3. Отражение позиции автора исходного текста по отношению к означенной проблеме.

4. Согласие или несогласие с автором исходного текста.

5. Аргументация собственного мнения по проблеме.

6. Общий вывод.

Работа с текстом автора. Анализ авторского текста.

  1. Внимательно, медленно прочитайте текст.
  2. Определите стиль текста.
  3. Определите тип речи. (повествование, описание, рассуждение).
  4. Определите тему текста.
  5. Определите микротему каждого абзаца (4 и 5 пункты помогут в дальнейшем комментировании проблемы)
  6. Определите основную мысль текста.
  7. Определите, какова проблематика текста, какую проблему или проблемы ставит автор в тексте.
  8. Определите позицию автора, то, как он решает поставленные проблемы. (Проблема может быть сформулирована в 1-2 –х предложениях или изложена пространно в абзаце текста).
  9. Проанализируйте  аргументы автора, при помощи которых он пытается убедить читателя в правильности своей позиции.

Работа над созданием собственного текста

1. Сформулируйте основную проблему, поставленную автором. Для этого можно:

-воспользоваться текстом, частично процитировать его;

сформулировать проблему самостоятельно, опираясь на ключевые слова (понятия текста).

2. Сформулируйте, какова позиция автора. Для этого можно:

- опираться на текст и стараться не подменять мнение автора своими рассуждениями.

3. Прокомментируйте проблему, выделенную автором: отметьте, на что обратил внимание автор, что подчеркнул особо, что выделил как главное и.т.д.

4. Выскажите собственное мнение, согласны ли вы или нет с позицией, которую занимает автор текста.

5. Приведите два аргумента в защиту своего мнения, основываясь на читательском опыте.

6. Продумайте вступление и заключение к работе.

Стратегия смыслового чтения и работа с текстом

Класс

Поиск информации и понимание прочитанного

Преобразование и интерпретация информации

Оценка информации

10 а

решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста

        ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

прогнозировать последовательность изложения идей текста;

 различать темы и подтемы специального текста;

выделять не только главную, но и избыточную информацию;

     • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.

• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

• критически относиться к рекламной информации;

• находить способы проверки противоречивой информации;

• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.

      соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

Приложение № 3

Требования к написанию проектной работы.

Проектная деятельность – это способы решения проблем. Проектный метод обучения предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества. Проектирование предполагает также изучение не только технологий, но и, собственно, деятельности людей в производственной и непроизводственной сферах хозяйства.

        Проектирование как метод познания должно оказывать учащимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и в обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурой мышления. Оно направлено также на психофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие школьников, активизацию их задатков и способностей, сущностных сил и призвания, включение в успешную трудовую деятельность и систему общечеловеческих ценностей, формирование и удовлетворение их деятельностных и познавательных запросов и потребностей, создание условий для самоопределения, творческого самовыражения и непрерывного образования. Выполняя проекты, учащиеся на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделий – от зарождения замысла до материальной реализации и использовании на практике. При этом важной стороной проектирования является оптимизация предметного мира, соотнесение затрат и достигаемых результатов.

Примерная последовательность проектной деятельности

  1. Выявление проблемы (выбор темы проекта), определение цели проектной деятельности.
  2. Определение путей решения проблемы, изучение требований, условий, необходимых для решения проблемы.
  3. Сбор информации, изучение социальной литературы (в том числе в сети Интернет),  опрос взрослых, друзей.
  4. Выработка идей, вариантов выполнения проекта.
  5. Выбор оптимальной идеи, ее развитие. Из трех – четырех вариантов выбирают лучший и менее дорогой. Для этого подсчитывают примерную себестоимость каждого из вариантов проекта, определяют требования к будущему изделию, наиболее важные для вас.
  6. Планирование проектной деятельности (изготовление изделия, проведение праздника и др.) . На этом этапе определяют сроки, последовательность и график проектной деятельности.
  7. Выполнение проекта (изготовление изделия, организация и проведение праздника): подбор материалов, оборудования для изготовления изделия), организация рабочего места. Определение последовательности выполнения (технологических) операций, подбор или разработка необходимой технической документации, контроль каждого этапа технологического процесса.
  8. Анализ результатов проектной деятельности, контроль и испытание изделия, сопоставление результатов, анализ успехов и допущенных ошибок, предложения по изменению технологического процесса в случае повторного изготовления изделия, подсчет материальных затрат и сравнение их с проектируемыми расходами.
  9. Оформление проекта в виде пояснительной записки. Формирование цели проекта, идеи его выполнения, расчет себестоимости, оформление технологической документации.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Экология" 1 класс

Программа кружка внеурочной деятельности «Экология» предназначена для 1-4 классов начальной   школы и рассчитана  на 135  занятий: 1 класс – 33ч., 2-4 класс – 34 ч. Преподавание кр...

Рабочая программа по экологии 6 класс

  Данная программа предназначена для учащихся 6-х классов общеобразовательной школы, составлена на основе Региональной программы для общеобразовательных учреждений, ...

Рабочая программа по экологии 7 класс

Данная  программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы. Рабочая программа составлена на основе программы «Экология животных» авт. Т.С.Сухова, В.И.Строганов Москва,...

Рабочая программа по экологии 5 класс

Рабочая программа  курса экологии «Введение в биологию и экологию» для учащихся 5-х классов общеобразовательной школы составлена на основе Региональной программы для общеобразовательн...

Рабочая программа по экологии 8 класс

Рабочая программа  составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта и авторских программ: Федорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П. «Экология человека. Культура...

Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.

Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...

рабочая программа по экологии 10 класс, 34 часа

Рабочая программа составлена по учебнику Экология 10-11 класс под редакцией Н.М.Черновой, В.М. Галушина, В.М.Константинова...