рабочая программа по экологии 10 класс, 34 часа
календарно-тематическое планирование по экологии (10 класс) по теме
Рабочая программа составлена по учебнику Экология 10-11 класс под редакцией Н.М.Черновой, В.М. Галушина, В.М.Константинова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по экологии для учителя экологии и биологии | 34.07 КБ |
Предварительный просмотр:
№ | Тема урока | час | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Вид контроля | Наглядные пособия и технические средства | Домашнее задание | Дата план | Дата факт | Приме чание |
ВВЕДЕНИЕ (2часа) | |||||||||||
1 | Предмет экологии. Ее разделы. | 1 | УОНМ | Предмет экологии как науки. Ее разделы. Экология как теоретическая основа деятельности человека в природе. Роль экологии в жизни современного общества. | Знать: что изучает экология; уровни экологического познания, их своеобразие и значение; методы исследования экологии, связь экологии с другими науками. Уметь: давать определения «экология», знать классификацию экологии как науки, формулировать задачи экологии. | беседа | таблицы, слайды «Методы и уровни развития жизни» Схема: «Иерархия природных систем» (по А.Горелову) | Стр.4-9 Презентация ученых эколо-гов | 6.09 | ||
2 | История развития экологии как науки. Значение экологического образования в настоящее время. | 1 | КУ | Труды античных философов. Взгляды учёных Нового времени. Концепция биоценоза. Популя-ционная экология. Превращение экологии в комплексную науку. Экологическое образование. Экология как теоретическая основа деятельности человека в природе. Роль экологии в жизни современного общества. | Знать: краткую историю экологии и осознавать значение экологического образования. Знать основоположников экологии. Уметь: характеризовать основные экологические проблемы. | тестирование | Портреты ученых Презентации учащихся об ученых | Лекция | 13.09 | ||
ТЕМА №1. ОРГАНИЗМ И СРЕДА (10 часов) | |||||||||||
1 | Потенциальные возможности размножения организмов. | 1 | УОНМ | Геометрическая прогрессия размножения. Кривые потенциального роста численности видов. Ограничения их ресурсами и факторами среды. Практическое значение потенциала размножения организмов. | Знать: понятие «потенциальная возможность размножения организмов»; о зависимости видов от окружающей среды. Уметь: сопоставлять способности организмов к беспредельному росту численности и условий окружающей среды, которые сдерживают эти возможности | Решение экологических задач | схемы роста численности видов ; кривые выживаемости различных организмов (акулы, рыбы-луны); Раздаточный материал: плоды с семена ми растений ; Это интерес но! (из Книги рекордов Гиннеса); Таблицы «Плодовитость рыб»«Скорость возможного заселения организмами всей поверхности планеты». | § .1, задание 1 письменно | 20.09 | ||
2 | Общие законы зависимости организмов от факторов среды. | 1 | КУ | Закон экологического оптимума. Понятие экстремальных условий. Экологическое разнообразие видов. Закон ограничивающих» фактора. Мера воздействия на организмы в практической деятельности человека | Знать: общие законы зависимости организмов от факторов среды; о значении всех обсуждаемых законов для жизни и хозяйственной деятельности человека. Уметь: объяснять механизм действия закона оптимума и использовать его для развития представлений об экологическом разнообразии видов; | Работа в группах. Решение задач стр. 21 | таблицы по охране природы, графики,слайды; Комнатные растения, гербарные или живые экземпляры растений светолюбивых и теневыносли- вых,теплолюби- вых и холодо- стойких, и животных. | §2, Эссе, вопрос 1, стр22 | 27.09 | ||
3 | Основные пути приспособления организмов к среде. | 1 | КУ | Активная и скрытая жизнь (анабиоз). Связь с устойчивостью. Создание внутренней среды. Избегание неблагоприятных условий. Использование явлений анабиоза в практике. | Давать определение понятиям: глубокий анабиоз, скрытая жизнь.Знать: об основных путях приспособления организмов к среде. Уметь: раскрывать физиолого-физические основы адаптации; показывать многообразие путей приспособления к среде. | Составление опорного конспекта. Проблемный вопрос : «Реален ли с биологичес-кой точки зрения анабиоз у человека?» | таблицы «Приспособ ления организмов к среде» (спячка, миграции, и.т.д.) | §.3, | 4.10 | ||
4 | Основные среды жизни. | 1 | КУ | Условия обитания организмов. Основные среды жизни. Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва. Живые организмы как среда жизни. | Знать: основные среды жизни. Уметь: доказывать, что условия среды обитания«диктуют» наличие определенных экологических приспособлений у организмов, ее населяющих. | Работа в группах Заполнить таблицу «Среды жизни» | таблицы «Основные среды жизни» Аквариум с рыбками, слайды с изображением животных, населяющих различные среды обитания. | §.4 | |||
5 |
Пути воздействия организмов на среду обитания | 1 | КУ Л/р №1 «Почвен- ные обита- те ли и их средооб- разующая деятельность» | Газовый и водный обмен, Пищевая активность. Рост, Роющая деятельность. Фильтрация, Другие формы активности. Практическое значение средообразующей деятельности организмов. Масштабы этой деятельности. | Знать: пути воздействия организмов на среду обитания. Уметь: показывать изменения организмами среды обитания в результате обмена веществ и разных проявлений жизнедеятельности, а также связь биосферных процессов и жизни отдельных особей. | Работа в парах. Отчет по Л/р | Рисунки, фото кротовин, сурчиных нор, бобровых хаток. | §5 | |||
6 | Приспособительные формы организмов. | 1 | КУ. Л/р №2 «Жизненные формы животных.» | Внешнее сходство представителей разных видов при сходном образе жизни. Связь с условиями среды. Жизненные формы видов, их приспособительное значение. Понятие конвергенции. Жизненные формы и экологическая инженерия. | Знать: приспособительные формы организмов. Уметь: объяснять что такое морфологические адаптации; конвергенция. | Отчет по Л/р | фото, рисунков, слайдов. Жизненные формы растений и животных, карта природных зон. | § .6, вопросы | |||
7 | Приспособительные ритмы жизни. | 1 | КУ | Ритмика внешней среды. Суточные и годовые ритмы в жизни организмов. Сигнальное значение факторов. Фотопериодизм. Суточные ритмы человека, их значение для режима деятельности и отдыха. Приспособительные ритмы организмов и хозяйственная практика. | Знать: о приспособительных ритмах жизни. Уметь: объяснять отличия приспособительных ритмов, имеющих экологический характер (настройка на ритмику внешней среды), от множества других биологических ритмов, поддерживающих жизнь организма (дыхание, сердцебиение, работа желез внутренней секреции и т.д.). Характеризовать на примере приспособительных ритмов понятие сигнального фактора (фотопериода). | Тест, Индивидуальная работа по карточкам | Таблица многообразие приспособлений У растений и животных | § 7 | |||
8 | Решение задач и упражнений по теме «Организм и среда» | 1 | УПЗУ | Геометрическая прогрессия размножения. Кривые потенциального роста численности видов. Ограничения их ресурсами и факторами среды. Практическое значение потенциала размножения организмов. | Знать: материал по теме «Организм и среда» Уметь: применять на практике полученные знания, делать выводы, обобщать. | Решение задач | Слайды с задачами «Организм и среда» | Подготовить 10 вопросов викторины по . § 5-7 | |||
9 | Обобщение по теме «Организм и среда» | 1 | УО |
Геометрическая прогрессия размножения. Закон экологического оптимума. Закон ограничивающего фактора. Активная и скрытая жизнь (анабиоз). Основные среды жизни. Жизненные формы видов,. их приспособительное значение. Суточные и годовые ритмы в жизни организмов. | Знать: материал по теме «Организм и среда» Уметь: применять на практике полученные знания, делать выводы, обобщать. | Работа в группах: Составить кроссворд по теме | таблицы «Приспособ -ления организмов к среде» «Основные среды жизни» фото, рисунки, слайды | Стр 51-52 прочитать | |||
10 | Урок контроля и коррекции по теме «Организм и среда» | 1 | КЗ | Геометрическая прогрессия размножения. Закон экологического оптимума. Закон ограничивающего фактора. Активная и скрытая жизнь (анабиоз). Основные среды жизни. Жизненные формы видов, их приспособительное значение. Суточные и годовые ритмы в жизни организмов. | Знать: материал по теме «Организм и среда» Уметь: применять на практике полученные знания, делать выводы, обобщать. | Административная Контрольная работа | Тесты, решение экологических задач по вариантам | Не задано | |||
ТЕМА №2. СООБЩЕСТВА И ПОПУЛЯЦИИ (12 часов) | |||||||||||
1 | Типы взаимодействия организмов. | 1 | УОНМ | Биотическое окружение как часть среды жизни. Классификация биотических связей. Сложность биотических отношений. Экологические цепные реакции в природе. Прямое и косвенное воздействие человека на живую природу через изменение биотических связей. | Знать: типы взаимодействия организмов. Уметь: характеризовать биотические связи (прямые, косвенные, односторонние, двусторонние). | Ролевая игра «Биотические связи» | Фото, слайды, таблицы «Типы взаимодействия организмов» | § .8, Письм. задания на стр 65 | |||
2 | Законы и следствия пищевых отношений. | 1 | КУ | Типы пищевых отношений. Пищевые сети. Количественные связи хищника и жертвы. Роль хищников в регуляции численности жертв. Зависимость численности хищника от численности жертв. Экологические правила рыболов ства и промысла. Последствия нарушения человеком пищевых связей в природе. «Экологический бумеранг» при уничтожении хищников и паразитов. | Знать: законы и следствия пищевых отношений Уметь: характеризовать разнообразие пищевых отношений в природе.. | Работа в группах: Заполнить таблицу пищевых связей. Экологический диктант | Таблицы, рисунки, фото, слайды«Типы пищевых отношений»; Таблица «Зависимость численности хищника от численности жертв» | § . 9 подготовить презентацию о Г.Ф. Гаузе | |||
3 | Законы конкурентных отношений в природе. | 1 | КУ | Правило конкурентного исключения. Условия его проявления. Роль конкуренции в регулировании видового состава сообщества. Законы конкурентных отношений и сельскохозяйственная практика. » Роль конкурентных отношений при интродукции новых видов. Конкурентные отношения и экологическая инженерия. | Знать: законы конкурентных отношений в природе. Уметь: объяснять понятие конкуренция и ее роль в природе.
| Работа в парах Составить кроссворд по теме «Законы конкурентных отношений в природе.» | Таблица «Виды конкуренции» | § 10. | |||
4 | Популяции. | 1 | КУ | Понятие популяции. Типы популяций. Внутривидовые отношения. Формы совместной жизни. Отношения в популяциях и практическая деятельность человека. | Знать: что такое популяция, ее динамику роста численности. Уметь: характеризовать популяцию, не просто как сумму особей на определенной территории, а как закономерно организованную систему, члены которой вступают между собой в разнообразные отношения. | Фронтальный опрос | Таблица «Популяции» | §.11,,задания стр.85 | |||
5 | Демографическая структура популяций. | 1 | КУ | Понятие демографии. Особенности экологии организмов в связи с их возрастом и полом. Соотношение возрастных и половых групп и устойчивость популяций. Прогноз численности и устойчивости популяций по возрастной структуре. Использование демографических показателей в сельском и лесном хозяйстве, в промысле. Поддержание оптимальной структуры природных популяций. | Знать: демографическую структуру популяции. Уметь: объяснять, что знание демографических характеристик любой популяции позволяет прогнозировать изменение ее численности. | Решение экологичес-ких задач. Индивидуаль-ная работа | Возрастные пирамиды различных видов организмов | §.12 Эссе по вопро- сам на стр.91 | |||
6 | Рост численности и плотность популяций. | 1 | КУ | Односторонние изменения и обратная связь (регуляция) в динамике численности популяций. Роль внутривидовых и межвидовых отношений в динамике численности популяций. Немедленная и запаздывающая регуляция. Типы динамики численности разных видов. Задачи поддержания регуляторных возможностей в природе |
Знать: как регулируется численность в природе. Уметь: давать понятие о факторах- регуляторах численности; показывать, что результат их действия возрастает с повышением плотности популяции (внутривидовые отношения). Уметь отличать двустороннее взаимодействие от одностороннего. |
| Графики разных типов популяционной динамики. Коллекции насекомых вредителей сельского и лесного хозяйства. Рисунки с изображением полевки обыкновенной, и летучей мыши
| § 13 | |||
7 | Численность популяций и ее регуляция в природе | 1 | УПЗУ | Фронтальный опрос | Пар 14,Задание на стр.98 письменно №2 | ||||||
8 | Промежуточный контроль знаний «Сообщества и популяции» | 1 | УПКЗ | Контрольная работа | Не задано | ||||||
9 | Практическая работа «Вычисление плотности и роста популяции» | 1 | Урок закрепления знаний | Применять на практике полученные знания. | Уметь делать выводы и обобщать. | Решать задачи (плотность и рост популяции). Построение графиков и схем | Графики разных Типовпопуля-ционной динамики. Коллекции насекомых вредителей сельского и лесного хозяйства.
| Офор-мить отчёт | |||
10 | Биоценоз и его устойчивость | 1 | КУ | Видовой состав биоценозов. Многочисленные и малочисленные виды, их роль в сообществе. Основные средообразователи. Экологические ниши видов Особенность распределения видов в пространстве и их активность во времени. Условия устойчивости природных сообществ. Последствия нарушения структуры природных биоценозов. Принципы конструирования искусственных сообществ. |
Знать: структуру биоценоза и факторы его устойчивости. Уметь: характеризовать виды-доминанты; объяснять то, что виды-доминанты формируют тот или иной тип сообщества; объяснять значение видового разнообразия | Самостоятельная работа. . Сравнительная характеристика видовой структуры биоценозов Ответить на вопросы с 114 | Схема ярусного расположения растений в смешанном и еловом лесах; таблицы «Биоценоз Дубравы», «Биоценоз пруда». | §.15 | |||
11 | Сообщества и популяции. | 1 | Урок повторения и закрепления знаний. | Популяции. Численность популяции. Регуляция численности. Внутривидовая конкуренция. | Уметь работать с дополнительной литературой. | Письменный опрос, анализ ответов, синквейн | Таблица «Сообщества смешанного леса» | Подготовится к семинару, повт. §8-15 | |||
12 | Сообщества и популяции. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Популяции. Численность популяции. Регуляция численности. Внутривидовая конкуренция. | Уметь: Защищать и презентовать свои проекты. | Семинар по теме «Сообщества и популяции». | Решить задачи С.114 | ||||
ТЕМА №3. ЭКОСИСТЕМЫ (10 часов) | |||||||||||
1 |
Законы организации экосистем. | 1 | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Вещество и энергия. Поток вещества и энергии. Биологи-ческий круговорот веществ. Экосистема. Компоненты экосистемы: биогенные вещества, продуценты, консументы, реду-центы. | Давать определение понятиям: экосистема, поток вещества и энергии, биогенные вещества, продуценты, консументы, редуценты, биологический круго-ворот веществ. Знать: законы организации экосистем; что экосистема является природной единицей, обеспечивающей биологический круговорот: понятия поток вещества и энергии. Уметь: объяснять значение круговорота веществ, как необходимого условия для поддержания жизни. | беседа | ДЕМ: аквариума как искусственной экосистемы. Модели-схемы с изображением продуцентов, консументов, редуцентов. Таблица «Основные компоненты экосистемы» | § . 16, №3 | |||
2 |
Законы биологической продуктивности. | 1 | КУ Решение задач | Цепи питания в экосистемах. Законы потока энергии по цепям питания. Первичная и вторичная биологическая продукция. Экологические пирамиды. Масштабы биологической продукции в экосистемах разного типа. Факторы, ограничивающие биологическую продукцию. Пути увеличения биологической продуктивности Земли | Давать определение понятиям: цепи питания, сеть питания, трофические уровни, биологи-ческая продукция, биомасса, бел-ковое голодание. Знать: законы биологической продуктивности. Уметь: показывать разницу между понятием «сети питания» и «цепи питания», объяснять причины быстрой потери энергии в цепях питания и связывать это явление с практическими вопросами жизни. | Модели-схемы пищевых цепей выедания и разложения; пирамиды продукции и потока энергии в экосистемах; диаграммы соотношения продукции и биомассы различных организмов в океане. Таблица «Трофические уровни и экологическая пирамида» | §.17,задания 1,2 стр.128 | ||||
3 |
Агроценозы и агроэкосистемы.
| 1 | КУ | Понятие агроценоза и агроэкосистемы. Экологические особенности агроценозов. Их продуктивность. Пути управления продуктивностью агросообществ и поддержания круговорота веществ в агроэкосистемах. Экологические способы повышения их устойчивости и биологического разнообразия. | Давать определение понятиям: агроценозы, агроэкосистемы, биологические методы борьбы. Знать: особенности агроценозов и агроэкосистем. Уметь: характеризовать агроценозы как сообщества, создаваемые человеком; показать их функционирование по природным законам, несмотря на специфику агроценоза. | Опрос, выполнить задание №1 стр 136 | Таблицы с изображением биоценозов водоема, дубравы; агроценозы пшеничного поля, сада, огорода | § 18, задания № 2,3 стр 136 | |||
4 | Промежуточный контроль знаний по теме «Экосистемы» | 1 | УПКЗ | Знать: законы организации экосистем, законы биологической продуктивности, материал об агроценозах и агроэкосистемах. Уметь: характеризовать агроценозы как сообщества. | Опрос, Тестирование. Решение экологических задач | Повт. Автотрофы, гетеротрофы, регуляторные связи | |||||
5 | Саморазвитие экосистем. | 1 | Л/Р №3 Смена простейших в сенном настое (саморазвитие сооб-ществ) | Причины саморазвития экосистем. Этапы формирования экосистемы на обнаженных участках земной поверхности. Самозарастание водоемов. Смена видов и изменение, продуктивности. Неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ. | Давать определение понятию: сукцессия. Знать: как формируются устойчивые экосистемы в природе. Уметь: характеризовать пожары, которые являются естественной причиной нарушения экосистем; давать представления о низовых и верховых пожарах, их последствиях; указывать общие закономерности саморазвития биоценозов. | Работа в парах | Микроскопы, сенной настой | §19, №1 | |||
6 |
Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяций, биоценозов и экосистем. | 1 | КУ | Биологическое разнообразие видов и их функций в природе. Взаимозаменяемость видов со сходными функциями. Принцип надежности в функционировании биологических систем. Взаимная дополняемость видов в биоценозах. Взаимная регуляция численности и распределения в пространстве. Снижение устойчивости экосистем при уменьшении видового разнообразия в природных и антропогенных условиях. | Знать: что такое биологическое разнообразие, каковы причины его уменьшения. Уметь: характеризовать условия, поддерживающие или снижающие биоразнообразие. | Опрос, тестирование | Схемы яростности лесов тропического и умеренного климатов; Таблица «Основные факторы, угрожающие позвоночным животным» | §20 | |||
7 |
Биосфера как глобальная экосистема. | 1 | Лекция | В.И.Вернадский и его учение о биосфере. Роль жизни в преобразовании верхних оболочек Земли. Состав атмосферы, вод, почвы. Горные породы как результат деятельности живых организмов. Связывание и запасание космической энергии. Глобальные круговороты веществ. Устойчивость жизни на Земле в геологической истории Условия стабильности и продуктивности биосферы. Распределение биологической продукции на земном шаре. Роль человеческого общества в использовании ресурсов и преобразовании биосферы. | Знать: понятие биосферы, как общепланетарной оболочки. Уметь: характеризовать роль живого вещества в преобразовании Земли; Выделять глобальные экологические ситуации и показывать необходимость экологических знаний для их решения. Давать определение понятиям: биосфера, биокосные тела, живое вещество. | Составление опорного конспекта | Схемы круговоротов веществ в биосфере (азота, кислорода, углерода, фосфора, воды). | §21, №6, подготовить сообщения по экологисеским проблемам | |||
8 |
Экология как научная основа природопользования. | 1 | КУ | Экологическая наука на службе человека. Практическая значимость экологии. Экологическое образование. | Знать: особенности и причины сложности экологизации производств. Уметь: подводить итоги изучения курса «Основы экологии», подчеркивать практическую значимость знания общих экологических законов в различных областях человеческой деятельности. | Дискуссия по теме | Слайды о рациональном природопользо-вании . | §22, №8 | |||
9 | Обобщающий по теме «Экосистемы» | 1 | УОЗ | Экология –многогранная и универсальная наука, затрагивающая все формы взаимоотношений человека с природой. | Знать: материал темы«Экосистемы» Уметь: обобщать, анализировать. | Опрос, решение задач | Подготовиться к итоговому конт-ролю по Гл. III | ||||
10 | Урок контроля и коррекции по теме «Экосистемы». | 1 | КЗ | Знать: материал темы «Экосистемы» Уметь: обобщать, анализировать. | Тестированиесинквейн,эссе |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...
Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.
Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...
Рабочая программа по экологии «Биосфера и человечество» 9 класс (34 часа)
Рабочая программапо экологии«Биосфера и человечество»9 класс(34 часа)...
Рабочая программа по экологии. "Подготовка к ВСОШ по экологии, региональный этап"
ммм Предметная олимпиада - это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить умение применять знания фактического ма...
Рабочая программа по экологии 5(6) класса "Экология растений" учебник Былова А.М.Шорина Н.И. 1 час в неделю
Программа разработана на основе учебника А.М.Былова, Н.И.Шорина. Экология растений: Пособие для учащихся 6 класса общеобразовательной школы/Под ред. Д-ра биол.наук проф. Н.М.Черновой. &nda...