Рабочая программа по экологии 8 класс
рабочая программа по экологии (8 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта и авторских программ: Федорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П. «Экология человека. Культура здоровья» Учебное пособие для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений – М., Вентана –Граф, 2006 и Чумаченко Н.А. «Введение в ландшафтную экологию» // Программно-методические материалы: Экология. 8-11 кл. // Сост. Е.В. Акифьева – ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», Саратов. 2005 г.- 48 с. рекомендованных редакционно-издательским советом ГОУ ДПО «СарИПКиПРО».
Согласно действующему Базисному учебному плану 2004 года рабочая программа для 8 класса предусматривает обучение экологии в объеме 1 часа в неделю, всего 34 часа
Программа «Экология человека» конкретизирует основные экологические понятия, рассматривающиеся в предыдущих учебных курсах «Экология растений» и «Экология животных». Сохраняется логика построения курса: от общих представлений о среде обитания и условиях существования через конкретизацию влияния каждого из основных экологических факторов на жизнедеятельность и здоровье человека к обобщенным показателям взаимоотношений человека с окружающей средой. Специфика данных взаимоотношений выявляется через био-психо-социальную природу человека. Рассмотрены взаимодействия человека с основными экологическими факторами: абиотическими, биотическими, психологическими, социальными, культурными.
Основная цель курса «Введение в ландшафтную экологию»: формирование у учащихся представления о ландшафте как части географической оболочки, компоненты которого находятся во взаимозависимости и взаимообусловленности протекающих в них процессов.
Задачи курса: создание у учащихся понятийного аппарата и знакомство с основными закономерностями ландшафтной экологии; знакомство учащихся с основными направлениями и особенностями исследований глобальных, региональных и локальных экологических проблем; привитие умений и навыков выполнения простейших видов ландшафтно-экологических исследований; воспитание экологически и географически грамотных людей, способных в будущем принимать экологически ориентированные решения при воздействии на природу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_8_kl_polnostyu.doc | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта и авторских программ: Федорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П. «Экология человека. Культура здоровья» Учебное пособие для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений – М., Вентана –Граф, 2006 и Чумаченко Н.А. «Введение в ландшафтную экологию» // Программно-методические материалы: Экология. 8-11 кл. // Сост. Е.В. Акифьева – ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», Саратов. 2005 г.- 48 с. рекомендованных редакционно-издательским советом ГОУ ДПО «СарИПКиПРО».
Согласно действующему Базисному учебному плану 2004 года рабочая программа для 8 класса предусматривает обучение экологии в объеме 1 часа в неделю, всего 34 часа
Программа «Экология человека» конкретизирует основные экологические понятия, рассматривающиеся в предыдущих учебных курсах «Экология растений» и «Экология животных». Сохраняется логика построения курса: от общих представлений о среде обитания и условиях существования через конкретизацию влияния каждого из основных экологических факторов на жизнедеятельность и здоровье человека к обобщенным показателям взаимоотношений человека с окружающей средой. Специфика данных взаимоотношений выявляется через био-психо-социальную природу человека. Рассмотрены взаимодействия человека с основными экологическими факторами: абиотическими, биотическими, психологическими, социальными, культурными.
Основная цель курса «Введение в ландшафтную экологию»: формирование у учащихся представления о ландшафте как части географической оболочки, компоненты которого находятся во взаимозависимости и взаимообусловленности протекающих в них процессов.
Задачи курса: создание у учащихся понятийного аппарата и знакомство с основными закономерностями ландшафтной экологии; знакомство учащихся с основными направлениями и особенностями исследований глобальных, региональных и локальных экологических проблем; привитие умений и навыков выполнения простейших видов ландшафтно-экологических исследований; воспитание экологически и географически грамотных людей, способных в будущем принимать экологически ориентированные решения при воздействии на природу.
В первом разделе рассматриваются основы географического анализа территории, раскрываются основные понятия ландшафтной экологии, показывается взаимозависимость различных компонентов ландшафта, взаимообусловленность протекающих в ландшафтах процессов. С первого урока ставится задача поиска причин, факторов, вызвавших тот или иной процесс, явление в ландшафте.
Второй раздел посвящен типологии и специфике объекта изучения ландшафтной экологии - природно-антропогенному ландшафту и подходам к анализу его экологического состояния.
В третьем разделе основное внимание уделено демонстрации конкретных примеров природопользования в Саратовской области и г. Саратове, что позволяет конкретизировать теоретические положения ландшафтной экологии, показать их использование в практике.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и оцениватюся по усмотрению учителя.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору анализу и использованию информации.
Изменения, внесенные в учебную программу и их обоснование:
В курсе «Экология 8 класс» используется две программы: Федорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П. «Экология человека. Культура здоровья» (34 часа) и Чумаченко Н.А. «Введение в ландшафтную экологию» (17 часов). Общее количество часов по учебному плану -34 часа. Программа «Экология человека. Культура здоровья. 8 класс» скорректирована в соответствии с учебным планом:
Обучение школьников экологии опирается на полученные ими ранее знания по биологии, химии, географии, физике, обществоведению и осуществляется на основе развития и обобщения экологических понятий, усвоения научных фактов, важнейших закономерностей, идей, теорий, обеспечивающих формирование эколого-природоохранного мышления и подготовку учеников к практической деятельности.
Календарно-тематическое планирование уроков экологии
№ | Название темы урока | Кол-во часов | Тип и форма урока | Форма контроля. | Дата проведения |
план | факт |
1 | Что изучает экология человека | 1 | Вводный урок | текущий |
2 | Здоровье и образ жизни. | 1 | Урок изучения и закрепления новых знаний | фронтальный опрос |
3 | История развития представлений о здоровом образе жизни. | 1 | Урок изучения и закрепления новых знаний | фронтальный опрос |
4 | История развития взаимоотношений человека с природой. | 1 | Урок изучения и закрепления новых знаний | фронтальный опрос |
5 | Различие между людьми, проживающими в разных природных условиях | 1 | Комбинированный урок | фронтальный опрос |
6 | Экстремальные факторы окружающей среды. | 1 | Урок изучения и закрепления новых знаний | фронтальный опрос запись новых терминов |
7 | Вредные привычки | 1 | Урок изучения и закрепления новых знаний | сообщения уч-ся о вредных привычках запись новых терминов |
8 | Условия правильного формирования опорно-двигательной системы. | 1 | Комбинированный урок | фронтальный опрос: |
9 | Иммунитет и здоровье | 1 | Комбинированный урок | текущий |
10 | Правильное дыхание. | 1 | Комбинированный урок | фронтальный опрос запись новых терминов |
11 | Пища. Питательные вещества и природные пищевые компоненты – важный экологический фактор. | 1 | Урок изучения и закрепления новых знаний | фронтальный опрос. запись новых терминов |
12 | Средства и способы закаливания. | 1 | Комбинированный урок | практическая работа в группах. |
13 | Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы. | 1 | Урок изучения и закрепления новых знаний. | фронтальный опрос. запись новых терминов |
14 | Условия нормального функционирования зрительного анализатора. | 1 | Урок изучения и закрепления новых знаний. | текущий |
15 | Внешнее воздействие на слух и орган равновесия. | 1 | Комбинированный урок | фронтальный опрос. |
16 | Стресс как негативный биосоциальный фактор. | 1 | Комбинированный урок | фронтальный опрос.
|
17 | Чувствительность к внешним воздействиям и тип высшей нервной деятельности. | 1 | Комбинированный урок | текущий |
18 | Биосфера и ландшафт. | 1 | Урок изучения и закрепления новых знаний | фронтальный опрос. |
19 | Основные черты ландшафта . Классификация ландшафтов. | 1 | Комбинированный урок | фронтальный опрос. работа с картой «Физико-географические страны России» |
20 | Компоненты ландшафта, взаимосвязи между компонентами. | 1 | Комбинированный урок | фронтальный опрос. |
21 | Функции ландшафта, ведущий и ведомый компоненты. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | фронтальный опрос. |
22 | Вертикальная и горизонтальная структуры ландшафта. Устойчивость ландшафта. | 1 | Комбинированный урок | тестовые задания, текущий опрос. |
23 | Основные формы воздействия человека на ландшафт. Загрязнение ландшафта. | 1 | Урок изучения и закрепления новых знаний | фронтальный опрос. |
24 | Оценка антропогенной нагрузки и устойчивости ландшафта. | 1 | Урок изучения и закрепления новых знаний. | фронтальный опрос. |
25 | Типы природно-антропогенных ландшафтов. | 1 | Урок изучения и закрепления новых знаний. | фронтальный опрос. самостоятельная работа |
26 | Урбанизированные территории. | 1 | Комбинированный урок | работа в группах |
27 | Культурный ландшафт и его основные признаки, ландшафтный дизайн. | 1 | Комбинированный урок | самостоятельная работа: «Создание культурного ландшафта школы» |
28 | Ландшафтный мониторинг. | 1 | Комбинированный урок | фронтальный опрос. |
29 | Охрана ландшафта, охраняемые территории Саратовской области. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | фронтальный опрос. работа по карте (рис.3.1) |
30 | Ландшафты Саратовской области. | 1 | Комбинированный урок | Фронтальный опрос. Работа по карте (цв.рис.3.1) |
31 | Основные типы природно-антропогенных ландшафтов Саратовской области. | 1 | Комбинированный урок | фронтальный опрос. работа по карте (цв.рис.3.3) |
32 | Экологические проблемы крупных городов Саратовской области. | 1 | Комбинированный урок | фронтальный опрос. работа по карте (цв.рис.3.4) |
33 | Экологические последствия крупных энергетических объектов Саратовской области. | 1 | Комбинированный урок | текущий работа по карте (цв.рис.3.4) |
34 | Влияние ландшафта на здоровье человека. | 1 | Комбинированный урок | самостоятельная работа |
Итого: 34 часа |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА
знать/понимать:
-различать научную и паранаучную информацию о влиянии различных факторов на человека и его здоровье.
описывать влияние экологических факторов на здоровье человека.
описывать влияние социальных факторов на здоровье человека.
перечислять случайные и закономерные влияния экологических факторов на здоровье и работоспособность человека.
прогнозировать возможные последствия изменения окружающей среды на бытовом уровне.
объяснять значение и место взаимоотношений человека и природы в материальной и духовной культуре человека.
сравнивать проблемы здоровья людей разных профессий и социальных групп в зависимости от общекультурных позиций, ценностных установок и ориентации.
уметь организовывать диалог и находить компромиссы по вопросам оптимизации собственных отношений со средой.
проявлять активность в пропаганде здорового образа жизни и отказе от вредных привычек.
уметь:
объяснять роль экологии в жизни современного общества, человека, самого ученика; характер
взаимодействия организма человека и окружающей среды;
проводить самостоятельный поиск экологической информации
ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом и вопросами;
находить в тексте учебника, в словарях и справочниках значения экологических терминов; в различных источниках необходимую информацию (в том числе
с использованием информационных технологий).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: прогнозирования последствий нарушения адаптации;
соблюдения мер профилактики заболеваний, стрессов;
соблюдения правил безопасного для организма и окружающей его среды образа жизни;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Учебно-методическое обеспечение
Основы экологических знаний (учебное пособие по экологии) Ю.С. Чуйков, «Интерпресс»
Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии: Учеб. для учащихся 9 класса общеобразоват. учреждений – М.: «Вентана-Граф», 2005. – 240 с.
. Чернова Н.М., Пономарёва О.И.. Методическое пособие к учебнику Черновой Н.М. и др. «Основы экологии» – М.: «Дрофа», 2001. – 192 с.
Учебники:
1. Экология человека. Культура здоровья. 8 класс.
М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Т.П. Лунина. Учебное пособие для учащихся 8 кл. общеобразовательных учреждений. Допущено Министерством образования РФ. М.: Издательский центр «Вентана-Граф». 2009. – 144 с. ил.
2. Введение в ландшафтную экологию.
Н.А. Чумаченко. Учебное пособие. – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея», 2006. – 80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Экология" 1 класс
Программа кружка внеурочной деятельности «Экология» предназначена для 1-4 классов начальной школы и рассчитана на 135 занятий: 1 класс – 33ч., 2-4 класс – 34 ч. Преподавание кр...
Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...
Рабочая программа по экологии 6 класс
Данная программа предназначена для учащихся 6-х классов общеобразовательной школы, составлена на основе Региональной программы для общеобразовательных учреждений, ...
Рабочая программа по экологии 7 класс
Данная программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы. Рабочая программа составлена на основе программы «Экология животных» авт. Т.С.Сухова, В.И.Строганов Москва,...
Рабочая программа по экологии 6-8 класс
составлена на основе авторских программ по экологии:6 класс - «Экология растений», И.М. Швец7 класс - «Экология животных», И.М. Швец8 класс – «Экология человека. Культура здоровья», М.З, Ф...
Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.
Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...
Рабочая программа по экологии. "Подготовка к ВСОШ по экологии, региональный этап"
ммм Предметная олимпиада - это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить умение применять знания фактического ма...