Статья "Роль предмета химии в экологическом воспитании школьников"
статья по химии (8, 9, 10, 11 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_predmeta_himii_v_ekologicheskom_vospitanii_shkolnikov_microsoft_word.docx | 25.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль предмета химии в экологическом воспитании школьников.
Химия- это предмет, при изучении которого экологические аспекты можно отражать практически на каждом уроке, а также во внеурочной деятельности.
Задачи химико- экологического направления:
- развитие умственной способности учащихся;
- обеспечение процесса восприятия, наблюдения и запоминания;
- формирование и развитие научных понятий, отражающих картину мира;
- интеграция знаний.
В 8 классе на уроке по теме «Строение атома» обсуждается вопрос радиоактивности, её влияние на организм. На уроке по теме «Соли» -соли тяжёлых металлов как загрязняющие вещества и т.д.
В 9 классе по теме «Силикатная промышленность» изучаются экологические аспекты производства стекла, бетона и цемента. В рамках Дня открытых дверей неоднократно проводилась ролевая игра «Международный конгресс по охране атмосферы».
В 10 классе (тема «Ароматические углеводороды») рассматривается бензол, как канцерогенное вещество. По теме «Нефть» проводится конференция «Нефть- бесценный дар природы» рассматриваются экологические проблемы нефтедобычи и др.). В теме «Альдегиды» изучаются последствия использования фенолформальдегидных смол для изготовления мебели и отделки жилых помещений.
В 11 классе на уроке-конференции «Вода- удивительное вещество на планете Земля» рассматривается биологическая роль воды, жёсткость воды и способы её устранения. В конце 11 класса проводится конференция «Роль химии в моей жизни», на которой учащиеся выступают с презентациями, сообщениями по темам: Химия и медицина, Охрана вод, Мифы и реальность озоновых дыр и др.
В условиях экологизации химического образования возрастает роль расчётных задач с экологическим содержанием, что способствует пониманию сущности экологических проблем. Например, учащимся можно предложить такую задачу : накопление углекислого газа в атмосфере становится опасным загрязнением- приводит к парниковому эффекту. Какой объём углекислого газа попадает в атмосферу при сжигании 100г полиэтилена (т.е. 100 шт. использованных пакетов).
Что касается внеурочной деятельности, то большинство проведённых исследовательских работ затрагивает ту или иную экологическую проблему при Рязанском городском дворце детского творчества (2011г. «Пищевые добавки в продуктах питания школьников» ,2012г. «Одежда, которую мы выбираем» и др.). В 2013г. работа по исследованию состава губных помад была представлена на международной студенческой конференции при современном техническом институте.
Перспективы работы экологического направления в курсе химии:
- сотрудничество с Ряз. городским дворцом детского творчества;
- работа над исследовательскими проектами (Чем мы питаемся: овощи и фрукты на нашем столе, Химия и косметика: какая краска для волос лучше, Влияние кислотных дождей на памятники архитектуры и др.
Вопросы экологии в курсе химии дают возможность раскрыть особую роль этой науки в борьбе с экологическими проблемами, а также способствуют привлечению школьников к исследовательской работе и воспитанию чувства личной ответственности за сохранение своего здоровья и окружающей среды.
Экологические вопросы на уроке химии
8 класс
Тема урока | Обсуждаемые экологические вопросы |
1.Основные сведения о строении атомов | Радиоактивность и её влияние на организм. |
2.Чистые вещества и смеси | Современные способы очистки веществ. Очистные сооружения. |
3.Оксиды | Угарный газ, оксиды серы, азота, фосфора и др. металлов, как загрязнители атмосферы. Проблема парникового эффекта атмосферы. |
4.Кислоты | Биологическое значение кислот. Кислотные дожди. |
5.Основания | Основания в природе. |
6.Соли | Соли тяжёлых металлов, как загрязняющие вещества. Биологическая роль солей в живых организмах. |
7.Неорганические вещества | Представители неорганических веществ как загрязнителей окружающей среды. |
8.Электролитическая диссоциация веществ | Окислительно- восстановительные реакции как источники появления токсичных веществ в природной среде. |
9.Кислоты, основания и соли как электролиты | РН среды как экологический фактор. |
9 класс
Тема урока | Обсуждаемые экологические вопросы |
1.Водород | Водород как экологически ценное топливо. |
2.Кислород | Озон и его влияние на атмосферу. |
3.Коррозия | Коррозия металлов как источник загрязнения. Биологическая коррозия. «Оловянная чума» |
4.Галогены | Фреоны. Аэрозоли, их роль в загрязнении окружающей среды. |
5.Сера и её соединения | Сероводород и оксид серы как загрязнители природной среды. Последствия образования сернокислых дождей. |
6.Азот и его соединения | Аммиак как загрязнитель окружающей среды. Производство аммиака как экологически чистого топлива. |
7.Углерод и его соединения | Адсорбция как один из методов улавливания отравляющих веществ. Активированный уголь и бытовые фильтры. |
8.Кремний и его соединения | Экологические аспекты производства стекла, бетона, цемента. |
9.Алюминий | Влияние алюминия на нервную систему человека. Отрицательное действие алюминия на дыхательную систему рыб. |
10.Железо | Общетоксическое действие солей двухвалентного железа на организм человека. |
11.Сложные эфиры и жиры | Экология пищевых продуктов. |
12.Углевоы | Фотосинтез как биохимический процесс |
13.Химия и жизнь | Экологические проблемы и способы их разрешения. Охрана окружающей среды. Охрана водных ресурсов. Очистные сооружения в нашем городе. |
10 класс
Тема урока | Обсуждаемые экологические вопросы |
1.Алканы | Метан как составная часть биогаза. Качество транспортного топлива как важнейшая экологическая проблема. |
2.Алкадиены | Внедрение малоотходных технологий. Опыт передовых стран (Германия, Япония). Утилизация каучуков, металлопластиков и др. ВМС. |
3.Ароматические углеводороды | Бензол как канцерогенное вещество. Инсектициды, гербициды, фунгициды и другие пестициды, их экологическая роль. |
4.Природные источники углеводородов | Полезные ископаемые- источники углеводородов. Экологические проблемы нефтедобычи, транспортировки нефти и газа, нефтепереработки. Производство перспективных видов топлива – заменителей бензина. |
5.Спирты | Этанол как наркотическое вещество. Проблема алкоголизма: причины, последствия, пути решения. Антифризы, их воздействие на организм человека. |
6.Фенол | Влияние фенола на здоровье человека. |
7.Альдегиды | Последствия использования фенолформальдегидных смол для изготовления мебели и отделки жилых помещений. Использование формалина в сельском хозяйстве. |
8.Сложные эфиры. Жиры. | Проблема экологической чистоты продуктов питания. Натуральная пища и синтетические заменители. Биодобавки. Сложные эфиры-ПАВ- основа СМС. |
9.Полисахариды | Необходимость сохранения и увеличения площади лесных массивов, парковых зон и заповедников. |
10.Белки | Иммунитет. Влияние загрязнения окружающей среды на снижение иммунитета человека, развитие у него аллергических, онкологических и др. заболеваний. Проблема СПИДа. |
11 класс
Тема урока | Обсуждаемые экологические вопросы |
1.Строение атома | Загрязнение радиоактивными веществами. |
2.Скорость химической реакции | Влияние внешних условий на химические процессы в живой природе. |
3.Химическое равновесие | Экологическое равновесие . Принцип Ле Шателье- Брауна применительно к экосистеме. |
4.Элекролиз | Проблема утилизации гальванических элементов и аккумуляторов. Влияние электрического тока на живой организм. |
5.Газообразное состояние вещества | Загрязнение атмосферы и борьба с ним. Озоновые дыры. Парниковый эффект. Мифы и реальность озоновых дыр. |
6.Жидкое состояние вещества | Биологическая роль воды. Жёсткость и способы её устранения. |
7.Роль воды в химических реакциях. | Охрана водных ресурсов. Проблема пресной воды на Земле. Вода- удивительное вещество на планете Земля. |
8.Полимеры | Проблемы утилизации полимеров. |
9.Металлы | Загрязнение окружающей среды ионами тяжёлых металлов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Экологическое воспитание школьников в системе воспитательной работы школы»
Материал из опыта работы по экологическому воспитанию школьников в средней общеобразовательной школе №16 г. Клина....
Экологическое воспитание школьников
Сегодня экологическое образование и воспитание – два неразрывно связанных, взаимопроникающих и взаимодополняющих педагогических процесса, где важнейшим компонентом...
Роль и задачи педагогического коллектива по экологическому воспитанию школьников в соответствии с Краевой Программой экологического воспитания и образования.
Анализ работы по экологическому воспитанию школьников за 2009-2010г....
Экологическое воспитание школьников через организацию проектной деятельности на уроках химии и биологии
Тема опыт « Экологическое воспитание школьников через организацию проектной деятельности на уроках химии и биологии»...
Экологическое воспитание школьников в процессе обучения химии в школе.
В последние несколько лет все большее внимание уделяется экологическому воспитанию школьников. Как, каким образом привить экологическую культуру школьникам, я попыталась раскрыть в данной статье....
"Экологическая экскурсия, как средство экологического воспитания школьников"
На экскурсии дети знакомятся с природой во всем богатстве её красок, звуков, запахов, форм.На экскурсии более четко прослеживается связь явлений между собой....
Экологическое воспитание школьников через предмет " Иностранный язык"
Экологическое образование школьников через предмет «Иностранный язык» может идти по линии дополнения традиционных тем информацией экологического содержания. Отсюда вытекает необходимость ф...