Доклад на педсовете на тему: «Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения».
материал на тему

Викулова Наталья Сергеевна

Роль классного руководителя  в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС  второго поколения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc58 КБ
Office presentation icon rol_klassnogo_rukovoditelya.ppt706.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Исинская средняя образовательная школа»

Доклад на тему: «Роль классного руководителя

в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС

второго поколения».

Подготовила:

Викулова Н.С.

2015 год

В условиях внедрения стандартов второго поколения особое место отводится роли и функциям классного руководителя. Деятельность классного руководителя непосредственно влияет на заключение лежащего в основе реализации стандарта общественного договора, обеспечивая новый тип взаимоотношений между личностью, семьей и образовательным учреждением, представляющим интересы общества и государства. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия обозначенных сторон – субъектов образовательного процесса, что с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств. Классный руководитель становится активным участником заключения взаимной договоренности между школой и родителями по удовлетворению потребностей, интересов и требований каждой из сторон, закрепляя за стандартом характер конвенциональной нормы.

В условиях реализации новых образовательных стандартов классному руководителю отведена роль сопровождающего и поддерживающего ребенка в образовательном процессе. Его деятельность должна способствовать формированию инновационного поведения учащихся, создавать условия для проявления инновационной активности детей.

Актуальной становится социальная деятельность классного руководителя, направленная на формирование гражданской идентичности с целью консолидации общества, снижение рисков социально-психологической напряженности в детском коллективе, достижения социального равенства отдельных личностей с разными стартовыми возможностями. 

Основные результаты воспитания определяются постановкой и решением ключевых задач личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития детей по направлениям деятельности классного руководителя.

(2 слайд). В условиях модернизации российского образования, реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, возрастают воспитательные функции школы.

(3 слайд). При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание.

(4 слайд). Главные задачи современной школы раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

(5 слайд). Цель воспитательной работы современной школы: помочь взрослеющему человеку стать субъектом собственной жизни, способным на сознательный выбор, разумный отбор жизненных позиций, на самостоятельную выработку идей.

(6 слайд). Ориентируясь на формирование личности обучающегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества, нам нужно помнить, что она формируется личностью самого классного руководителя.

(7 слайд). Классный руководитель: функциональные обязанности и взаимодействия в процессе воспитания личности обучающихся.

(8 слайд). Цель деятельности классного руководителя: создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

(9 слайд). Задачи деятельности классного руководителя:

  • формирование и развитие коллектива класса;
  • создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
  • формирование здорового образа жизни;
  • организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;

(10 слайд).

  • защита прав и интересов обучающихся;
  • организация системной работы с обучающимися в классе;
  • гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;
  • формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
  • организация социально значимой, творческой деятельности

(11 слайд). Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе Устава ОУ и иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом ОУ, и ситуации в коллективе класса.

(12 слайд). Надо хорошо знать:

  • психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста,
  • быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности,
  • владеть современными технологиями воспитания.

(13 слайд). Необходимо учитывать

  • уровень воспитанности обучающихся;
  • социальные и материальные    условия их жизни.

(14 слайд). Функции классного руководителя.

(15 слайд). 1. Организационно-координирующие  

  • обеспечение связи ОУ с семьей;
  • установление контактов с родителями (законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога.);
  • проведение консультаций, бесед с родителями (законными представителями) обучающихся;
  • взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом ОУ;

(16 слайд)

  • организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
  • организация воспитательной работы с обучающимися через проведение "малых педсоветов", педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
  • стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;
  • взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом, класса в целом;
  • ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя в перспективе на несколько лет, портфолио, карт индивидуального развития обучающихся).

(17 слайд). 2. Коммуникативные:

  • регулирование межличностных отношений между обучающимися;
  • установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;
  • содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
  • оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

(18 слайд). 3. Аналитико-прогностические:

  • изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
  • определение состояния и перспектив развития коллектива класса.

(19 слайд). 4. Контрольные:

  • контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
  • контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

(20 слайд). Формы работы классного руководителя

  • индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
  • групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.):
  • коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).

(23 слайд). Взаимодействия классного руководителя с обществом.

(24 слайд). Внутришкольный круг

  • Учителя-предметники
  • Педагог-психолог
  • Педагоги дополнительного образования
  • Социальный педагог
  • Педагог-организатор
  • Библиотекарь
  • Медицинский работник

(25 слайд). Внешний круг

  • Семьи обучающихся
  • Внешкольные учреждения культуры, спорта, здравоохранения и другие

(26 слайд). Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимы активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином образовательном пространстве и социокультурной среде.

(27 слайд). Педагог, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживёт вместе с ребёнком много вдохновляющих минут.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения

Слайд 2

В условиях модернизации российского образования, реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, возрастают воспитательные функции школы.

Слайд 3

При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание.

Слайд 4

Главные задачи современной школы: раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Слайд 5

Цель воспитательной работы современной школы: помочь взрослеющему человеку стать субъектом собственной жизни, способным на сознательный выбор, разумный отбор жизненных позиций, на самостоятельную выработку идей

Слайд 6

Ориентируясь на формирование личности обучающегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества, нам нужно помнить, что она формируется личностью самого классного руководителя.

Слайд 7

Классный руководитель: функциональные обязанности и взаимодействия в процессе воспитания личности обучающихся

Слайд 8

Цель деятельности классного руководителя: создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Слайд 9

Задачи деятельности классного руководителя: формирование и развитие коллектива класса; создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей; формирование здорового образа жизни; организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;

Слайд 10

защита прав и интересов обучающихся; организация системной работы с обучающимися в классе; гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками; формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров; организация социально значимой, творческой деятельности.

Слайд 11

Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе Устава ОУ и иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом ОУ, и ситуации в коллективе класса.

Слайд 12

Надо хорошо знать: психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста; быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности; владеть современными технологиями воспитания.

Слайд 13

Необходимо учитывать: уровень воспитанности обучающихся; социальные и материальные условия их жизни.

Слайд 14

Функции классного руководителя Организационно- координирующие Коммуникативные Аналитико- прогностические Контрольные

Слайд 15

1. Организационно-координирующие обеспечение связи ОУ с семьей; установление контактов с родителями (законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога.); проведение консультаций, бесед с родителями (законными представителями) обучающихся; взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом ОУ;

Слайд 16

организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; организация воспитательной работы с обучающимися через проведение "малых педсоветов", педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий; стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей; взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом, класса в целом; ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя, рассчитанный на весь период обучения).

Слайд 17

2. Коммуникативные: регулирование межличностных отношений между обучающимися; установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися; содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса; оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

Слайд 18

3. Аналитико-прогностические: изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития; определение состояния и перспектив развития коллектива класса.

Слайд 19

4. Контрольные: контроль за успеваемостью каждого обучающегося; контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

Слайд 20

Формы работы классного руководителя: индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.); групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.); коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).

Слайд 21

Взаимодействия классного руководителя Внешний круг Внутренний круг Кл. руководитель Ребенок

Слайд 22

Внутришкольный круг: Учителя-предметники Педагог-психолог Педагоги дополнительного образования Социальный педагог Педагог-организатор Библиотекарь Медицинский работник

Слайд 23

Внешний круг: Семьи обучающихся Внешкольные учреждения культуры, спорта, здравоохранения и другие

Слайд 24

Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимы активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином образовательном пространстве и социокультурной среде.

Слайд 25

Педагог, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживёт вместе с ребёнком много вдохновляющих минут. Януш Корчак


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения".

Выступление на методическом объединение классных руководителей в школе 8 вида. ...

Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения

Ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю. А самый главный принцип классного руководства — доверие и взаимопонимание. Поэтому хочу сказать, что в работе каждого учите...

Презентация "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС 2 поколения."

В презентации рассказывается о целях, задачах воспитания, роли классного руководителя, описывается технология и структура составления плана деятельности классного руководиеля....

«Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»

   Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к вос...

«Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»

laquo;Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – ребенка, учителя, родителя – и...