Элективный курс "Экология"
рабочая программа по экологии (10 класс) на тему
Программа курса предусматривает реальную практико-ориентированную деятельность обучающихся по экологической оценке окружающей среды. Учащимся предоставляется возможность для саморазвития, формирования ответственного экологически-грамотного поведения в природе, осознания неразрывной связи человека с природой. Курс направлен на формирование у школьников чувственно-эмоциональной сферы, воспитание коллективизма и осознание неповторимости каждого существа, развития коммуникативных умений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа курса | 31.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 им. Ю.А. Гагарина
Согласовано Утверждаю
на заседании МС МОБУ СОШ № 3 Директор МОБУ СОШ № 3
им. Ю.А. Гагарина им. Ю.А. Гагарина
«___»_____________2011 года __________В.И.Коренякин
(протокол №______)
Рабочая программа
Учитель Трубникова Е.Н.
Элективный курс Экология
Класс 10
Учебный год 2011-2012
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
учителей естественно-
математических дисциплин
«_____»________2013
(протокол №____)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс «Экология» предназначен для учащихся 10 классов.
В основу курса легли идеи экологического образования и создания условий для формирования компетенций у учащихся. Он способствует формированию новых знаний о биогеоценозах, эстетическому восприятию природы, воспитанию потребности личного участия в охране природы, а также развивает творческие способности учащихся.
Программа курса предусматривает реальную практико-ориентированную деятельность обучающихся по экологической оценке окружающей среды. Учащимся предоставляется возможность для саморазвития, формирования ответственного экологически-грамотного поведения в природе, осознания неразрывной связи человека с природой. Курс направлен на формирование у школьников чувственно-эмоциональной сферы, воспитание коллективизма и осознание неповторимости каждого существа, развития коммуникативных умений.
Содержание, формы и методы элективного курса подобраны таким образом, что ученик сам определяет проблему и способы её решения, исходя из личных возможностей, потребностей и желаний. Контроль усвоения знаний осуществляется в ненавязчивых формах.
Значительное место в данном курсе занимает организация самостоятельной познавательной и практической деятельности обучающихся.
Учащиеся знакомятся с теоретическими положениями по соответствующим экологическим проблемам, а затем им предлагается творческая работа.
По завершению курса учащиеся представляют свои работы, проекты и презентации на итоговой конференции.
Курс «Экология» рассчитан на 34 учебных часа.
I. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ
Нормативные документы | |
1 | Закон об образовании. |
2 | Программа среднего (полного) общего образования по экологии для 10 класса под редакцией А.Т.Зверева. |
3 | Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт среднего (полного) общего образования по экологии. |
4 | Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования |
II. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Изучение курса «Экология» в 10 классе направлено на достижение следующих целей:
- создание условий для развития потребности в экологическом образовании и воспитании, при которых формируются ответственное отношение к природной среде, экологически грамотное поведение, активная жизненная позиция, развиваются исследовательские способности, расширяется и обогащается жизненный опыт обучающихся, развивается интерес к профессиям, связанным с экологией.
III. ЗАДАЧИ КУРСА
Цель экологического образования определяет характер конкретных задач:
- углубить знания учащихся о биогеоценозах и о современных экологических проблемах;
- развить познавательный интерес к природе, умение наблюдать, выявлять и анализировать взаимосвязи в экосистемах;
- воспитать коммуникативные способности и бережное отношение к природе.
- приобрести навыки научно-исследовательской деятельности;
IV. КОМПЕТЕНЦИИ
Учащиеся 10 класса должны знать:
- что входит в понятия экология, биогеоценоз, экосистема, сообщество;
- какие выделяют типы природных сообществ;
- виды взаимосвязей между компонентами экосистемы;
- правила и приёмы сохранения природных объектов;
- современные экологические проблемы;
- способы решения экологических проблем.
Учащиеся должны уметь:
- описать состав и структуру сообщества, составить схему трофических связей;
- проводить наблюдения;
- Определять видовую принадлежность организмов;
- работать с дополнительной литературой;
- работать в коллективе;
- использовать полученные знания в практической деятельности;
- защищать и презентовать свои проекты.
V. СТРУКТУРА КУРСА
№ п/п | Тема | Примерное кол-во часов |
1 | Введение. | 1 |
2 | Экология. | 10 |
3 | Биогеоценоз | 14 |
4 | Творческая деятельность | 9 |
ИТОГО: 34 ч. |
VII. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема урока | Дата | Примечание |
Введение (1ч.) | . | ||
1 | Введение в курс «Экология». | ||
Экология. (10ч.) | |||
2 | Предмет экологии. | ||
3 | История развития экологии. | ||
4 | Экология как научная основа природопользования. | ||
5 | Биосфера. | ||
6 | Оздоровление окружающей среды городов. | ||
7 | Улучшение санитарно-гигиенического состояния городских территорий. | ||
8 | Охрана природы в городах. | ||
9 | Основные законы развития системы «общество-природа» | ||
10 | Экологическая культура и образование. | ||
11 | Обобщающий урок. | ||
Биогеоценоз (14ч.) | |||
12 | Характеристика биогеоценоза | ||
13 | Состав и структура экосистем. | ||
14 | Взаимоотношения компонентов экосистем. Пищевые связи. |
| |
15 | Типы водных экосистем. | ||
16 | Обитатели водоёма. | ||
17 | Трофические уровни. | ||
18 | Структура и состав фитоценоза. | ||
19 | Многообразие живых организмов леса. | ||
20 | Редкие и охраняемые виды. | ||
21 | Потребности человека. | ||
22 | Современные экологические проблемы. | ||
23 | Способы решения экологических проблем. | ||
24 | Помощь природе нашими силами. | ||
25 | Практическая работа. | ||
Творческая деятельность (9ч.) | |||
26 | Выбор темы, формы творческой работы. | ||
27 | Постановка целей, задач и гипотез. | ||
28 | Подбор литературы. | ||
29 | Выполнение практической части работы. | ||
30 | Выполнение теоретической части работы. | ||
31 | Обобщающий урок. | ||
32 | Подготовка работ, презентаций и проектов к защите. | ||
33 | Защита работ, презентаций и проектов. | ||
34 | Итоговый урок. |
VII. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ п/п | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
1 | Ю.М.Арский | Экологические проблемы. | 1997 | М.:МНЭПУ |
2 | Б.М.Миркин Л.Г.Наумова | Экология России. | 1995 | М.:АО МДС, Юнисам |
3 | М.В.Гальперин | Экологические основы природопользования.. | 2002 | М.: Форум-Инфра |
4 | С.Н.Глазачев | Экологическая культура. | 1997 | Москва, Горизонт |
5 | И.Д.Зверев | Практические занятия по экологии. | 1998 | М.: Просвещение. |
8 | А.Т.Зверев | Экология. Учебник для 10-11кл. | 2004 | М.; ОНИКС |
9 | Ю.А.Израэль Р.Я.Раввинский | Берегите биосферу. | 1982 | М.; Педагогика |
10 | Н.Ф.Реймерс | Экология (теория, законы, правила, принципы и гипотеза) | 1994 | М.; Молодая гвардия. |
11 | Е.И.Хабарова С.А.Панова | Экология в таблицах. | 2001 | М.; Дрофа. |
12 | В.С.Голубев Н.С.Шаповалова | Человек в биосфере. | 2004 | М.: ОНИКС 21 век. |
13 | Ю.А.Израэль Р.Я.Раввинский | Берегите биосферу. | 1982 | М.; Педагогика |
14 | И.В.Круть И.М.Забелин | Очерки истории представлений и взаимоотношений природы и общества. | 1988 | М.;Наука |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Основы православной культуры"
Элективный курс "Основы православной культуры". Программа курса предлагается учащимся 9 – 10 классов общеобразовательной школы. Она направлена на развитие жизненных навыков старшеклассников, связан...
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...
Комментарии
Элективный курс "Экология"
Елена Николаевна. Воспользовалась вашей разработкой. Спасибо.