Элективный курс "Экология"
рабочая программа по экологии (10 класс) на тему

Трубникова Елена Николаевна

      Программа курса предусматривает реальную практико-ориентированную деятельность обучающихся по экологической оценке окружающей среды. Учащимся предоставляется возможность для саморазвития, формирования ответственного экологически-грамотного поведения в природе, осознания неразрывной связи человека с природой. Курс направлен на формирование у школьников чувственно-эмоциональной сферы, воспитание коллективизма и осознание неповторимости каждого существа, развития коммуникативных умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа курса 31.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное  бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 им. Ю.А. Гагарина

Согласовано                                                Утверждаю

на заседании МС МОБУ СОШ № 3                 Директор МОБУ СОШ № 3

им. Ю.А. Гагарина                                        им. Ю.А. Гагарина

«___»_____________2011 года                        __________В.И.Коренякин

(протокол №______)

Рабочая программа

 

Учитель   Трубникова Е.Н.

Элективный курс   Экология

Класс        10

Учебный год   2011-2012

                                                                                              РАССМОТРЕНО

         на заседании МО

                     учителей  естественно-  

                         математических дисциплин

                  «_____»________2013

              (протокол №____)

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Элективный курс «Экология» предназначен для учащихся 10 классов.

В основу курса легли идеи экологического образования и создания условий для формирования компетенций у учащихся. Он способствует  формированию новых знаний о биогеоценозах, эстетическому восприятию природы, воспитанию потребности личного участия в охране природы, а также развивает творческие способности учащихся.

Программа курса предусматривает реальную практико-ориентированную деятельность обучающихся по экологической оценке окружающей среды. Учащимся предоставляется возможность для саморазвития, формирования ответственного экологически-грамотного поведения в природе, осознания неразрывной связи человека с природой. Курс направлен на формирование у школьников чувственно-эмоциональной сферы, воспитание коллективизма и осознание неповторимости каждого существа, развития коммуникативных умений.

Содержание, формы и методы элективного курса подобраны таким образом, что ученик сам определяет проблему и способы её решения, исходя из личных возможностей, потребностей и желаний. Контроль усвоения знаний осуществляется в ненавязчивых формах.

Значительное место в данном курсе занимает организация самостоятельной познавательной и практической деятельности обучающихся.

Учащиеся знакомятся с теоретическими положениями по соответствующим экологическим проблемам, а затем им предлагается творческая работа.

По завершению курса учащиеся представляют свои работы, проекты и презентации на итоговой конференции.

Курс «Экология» рассчитан на 34 учебных часа.

I. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ

Нормативные документы

1

Закон об образовании.

2

 Программа среднего (полного)  общего образования по экологии для  

10 класса под редакцией А.Т.Зверева.  

3

Федеральный компонент государственного стандарта общего  образования. Стандарт среднего (полного) общего образования  по экологии.

4

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования


II. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Изучение курса «Экология» в 10 классе направлено на достижение следующих целей:

  • создание условий для развития потребности в экологическом образовании и воспитании, при которых формируются ответственное отношение к природной среде, экологически грамотное поведение, активная жизненная позиция, развиваются исследовательские способности, расширяется и обогащается жизненный опыт обучающихся, развивается интерес к профессиям, связанным с экологией.

III. ЗАДАЧИ КУРСА

Цель экологического образования определяет характер конкретных задач:

  • углубить знания учащихся о биогеоценозах и о современных экологических проблемах;
  • развить познавательный интерес к природе, умение наблюдать, выявлять и анализировать взаимосвязи в экосистемах;
  • воспитать коммуникативные способности и бережное отношение к природе.
  • приобрести навыки научно-исследовательской деятельности;

IV. КОМПЕТЕНЦИИ

        Учащиеся 10 класса должны знать:

  • что входит в понятия экология,  биогеоценоз, экосистема, сообщество;
  • какие выделяют типы природных сообществ;
  • виды взаимосвязей между компонентами экосистемы;
  • правила и приёмы сохранения природных объектов;
  • современные экологические проблемы;
  •  способы решения экологических проблем.

Учащиеся должны уметь:

  • описать состав и структуру сообщества, составить схему трофических связей;
  •  проводить наблюдения;
  • Определять видовую принадлежность организмов;
  • работать с дополнительной литературой;
  • работать в коллективе;
  • использовать полученные знания в  практической деятельности;
  • защищать и презентовать свои проекты.

V. СТРУКТУРА КУРСА

№ п/п

Тема

Примерное

кол-во часов

1

Введение.

1

2

Экология.

10

3

Биогеоценоз

14

4

Творческая деятельность

9

                                                                                              ИТОГО:       34 ч.

VII. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема урока

Дата

Примечание

Введение (1ч.)

.

1

Введение в курс «Экология».

 Экология. (10ч.)

2

Предмет экологии.

3

История развития экологии.

4

 Экология как научная основа природопользования.

5

Биосфера.

6

Оздоровление окружающей среды городов.

7

Улучшение санитарно-гигиенического состояния городских территорий.

8

Охрана природы в городах.

9

Основные законы развития системы «общество-природа»

10

Экологическая культура и образование.

11

 Обобщающий урок.

Биогеоценоз (14ч.)

12

 Характеристика биогеоценоза

13

Состав и структура экосистем.

14

Взаимоотношения компонентов экосистем. Пищевые связи.

 

15

Типы водных экосистем.

16

Обитатели водоёма.

17

Трофические уровни.

18

Структура и состав фитоценоза.

19

Многообразие живых организмов леса.

20

Редкие и охраняемые виды.

21

 Потребности человека.

22

Современные экологические проблемы.

23

 Способы решения экологических проблем.

24

 Помощь природе нашими силами.

25

 Практическая работа.

Творческая  деятельность (9ч.)

26

Выбор темы, формы творческой работы.

27

Постановка целей, задач и гипотез.

28

Подбор литературы.

29

Выполнение  практической части работы.

30

Выполнение теоретической части работы.

31

Обобщающий урок.

32

Подготовка работ, презентаций и проектов к защите.

33

Защита работ, презентаций и проектов.

34

Итоговый урок.


VII. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

№ п/п

Авторы

Название

Год издания

Издательство

1

Ю.М.Арский

Экологические проблемы.

1997

М.:МНЭПУ

2

Б.М.Миркин

Л.Г.Наумова

Экология России.

1995

М.:АО МДС, Юнисам

3

М.В.Гальперин

Экологические основы природопользования..

2002

М.: Форум-Инфра

4

С.Н.Глазачев

Экологическая культура.

1997

Москва, Горизонт

5

И.Д.Зверев

Практические занятия по экологии.

1998

М.: Просвещение.

8

А.Т.Зверев

Экология. Учебник для 10-11кл.

2004

М.; ОНИКС

9

Ю.А.Израэль

Р.Я.Раввинский

Берегите биосферу.

1982

М.; Педагогика

10

Н.Ф.Реймерс

Экология (теория, законы, правила, принципы и гипотеза)

1994

М.; Молодая гвардия.

11

Е.И.Хабарова

С.А.Панова

Экология в таблицах.

2001

М.; Дрофа.

12

В.С.Голубев

Н.С.Шаповалова

Человек в биосфере.

2004

М.: ОНИКС 21 век.

13

Ю.А.Израэль

Р.Я.Раввинский

Берегите биосферу.

1982

М.; Педагогика

14

И.В.Круть

И.М.Забелин

Очерки истории представлений и взаимоотношений природы и общества.

1988

М.;Наука


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Основы православной культуры"

Элективный курс "Основы православной культуры". Программа курса предлагается учащимся 9 – 10 классов общеобразовательной школы. Она направлена на развитие жизненных навыков старшеклассников, связан...

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...


 

Комментарии

Архиповская Елена Викторовна

Елена Николаевна. Воспользовалась вашей разработкой. Спасибо.