Опыт экологического образования школьников в рамках внеклассной работы
статья по экологии по теме

Долгова Любовь Михайловна

Выступление по работе кружка "Друзья природы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx21.83 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт экологического образования школьников в рамках внеклассной работы.

       

                                           Автор работы:

                          Долгова Любовь Михайловна.

               Занимаемая должность:

                           учитель географии и экологии.

                      Место выполнения работы:

                     МОУ «СОШ п. Трудовик

Питерского района

Саратовской области»

2013 г

 Я считаю,  что развитие интереса к преподаваемому им предмету является важнейшей целью каждого учителя.

УЧЕБНАЯ РАБОТА В КЛАССЕ ПО ЭКОЛОГИИ  НЕ МОЖЕТ В ДОЛЖНОЙ МЕРЕ УДОВЛЕТВОРИТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ УЧАЩИХСЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ КАК ПРЕДМЕТА В ЦЕЛОМ, ТАК И ЕГО ОТДЕЛЬНЫХ РАЗДЕЛОВ  И КУРСОВ. НА УРОКАХ ЭКОЛОГИИ В СИЛУ ОГРАНИЧЕННОГО ВРЕМЕНИ НА ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА ШКОЛЬНИКИ ПОЛУЧАЮТ ЛИШЬ ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ . 

УДОВЛЕТВОРЯЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ ШКОЛЬНИКОВ, УГЛУБЛЯЯ И КОНКРЕТИЗИРУЯ ПРОГРАММНЫЕ  ЗНАНИЯ НАИБОЛЕЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ УЧАЩИХСЯ, УЧИТЕЛЬ ВОВЛЕКАЕТ ИХ ВО ВНЕКЛАССНУЮ РАБОТУ ПО ЭКОЛОГИИ.

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПОЭКОЛОГИИ ПОМОГАЕТ РЕШИТЬ ОДНУ ИЗ НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫХ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ – СОЗДАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ. ВЕЛИКА ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ, ФОРМИРУЮЩАЯ ЛЮБОВЬ К РОДНОМУ КРАЮ. ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА СПОСОБСТВУЕТ ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ СВЯЗИ ШКОЛЫ С ЖИЗНЬЮ, СВЯЗИ ТЕОРИИ С ПРАКТИКОЙ.

   Особенно возрастает интерес к экологии, когда формы и методы в обучении разнообразны и учитель задумывается над ролью данной темы в развитии способностей ученика.  Разнообразные задания  оживляют преподавание и повышают интерес учащихся к предмету,  расширяют кругозор учащихся ; помогают им лучше уяснить связь между различными разделами  и тем самым способствуют лучшему уяснению школьного курса экологии ; способствую развитию у учащихся трудолюбия ( подготовка и оформление докладов и сообщений, стенгазеты, презентации, круглый стол, проекты и т.д. ) , развитию интеллектуальной сферы- способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций, эмоциональной сферы- эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды, волевой сферы- убеждения в возможности решения экологических проблем а так же стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.  

   С этой целью учащимся 5 – 9 классов проводится экологический кружок «Друзья природы». 

 Количество занятий в учебном году 18 , по 2 занятия в месяц.

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПРИНОСИТ  НАИБОЛЬШИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, КОГДА СТРОИТСЯ  НА СОЧЕТАНИИ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ, ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ И УВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ДЕЛ, ПРОВОДИМЫХ В ШКОЛЕ.

На занятиях кружка учащиеся составляют книжки- раскладушки « Природа в стихах». Они помещают туда стихи о природе собственного сочинения, из художественной литературы, из интернета. Из стихов собственного сочинения мы выбираем стихи для участия в конкурсе « Экологическая безопасность – безопасность жизни». В 2012 году  Кочешкова Светлана , учащаяся 11 класса, заняла 1 место в районе.

 На занятиях кружка  учащиеся сочиняют экологические сказки, рисуют рисунки о природе, собирают фотографии. Лучшие работы отправляю на литературный конкурс « Живая Земля», на детский конкурс фотографических работ « Природа вокруг нас», конкурс детского творчества « Зеркало природы». В этих конкурсах мы участвуем каждый год и занимаем призовые места. В 2012 году Зорина Юлия учащаяся 9  класса в конкурсе фотографических работ

« Природа вокруг нас» заняла 1 место в области.

Широкое развитие  в последнее время получает школьный экологический мониторинг, под которым понимается доступная для детей  эколого – исследовательская деятельность, осуществляемая на постоянной основе и по адаптированным для школьников методикам  слежения за состоянием окружающей среды.

  Учащиеся проводят наблюдения за состоянием приземного воздуха, за состоянием водных объектов, за состоянием  растительности.

  Учащиеся регулярно наблюдают за температурой воздуха, направлением ветра, за облачностью, атмосферными осадками, записывая данные наблюдения в «календари погоды», что позволяет сравнивать результаты наблюдений за несколько лет.

     Метеорологические наблюдения проводятся регулярно. Наблюдения за температурой воздуха проводятся при помощи термометра. Наблюдения за ветром предусматривают  определение направления и скорости движения воздуха. По флюгеру, вымпелу или отрезку легкой ткани можно определить направление ветра; расположение сторон света- по компасу. Наблюдения за облачностью производим визуально. Для этого определяем количество облачности и формы облаков.  Формы облаков для всех видов, имеющихся на небосводе, определяем при помощи «Атласа облаков» по фотографиям видов облачности, которые учащиеся наблюдают в данный момент, а также учитывая дополнительные признаки, характеризующие их высоту и строение. Вид осадков определяется по способу образования: осадки, выпадающие из облаков (дождь, снег, град), осадки конденсации и сублимации (роса, иней, изморозь). Кроме осадков, возможно определить такие явления, как туман, гроза, метель и другие.

  Качественная оценка запыленности воздуха проводится в различных местах пришкольной территории во время выполнения практической работы «Изучение степени запыленности воздуха в различных местах пришкольной территории»

Оборудование: прозрачная клейкая лента.  

Выполнение работы.

  1. Соберите листья в разных участках пришкольной территории и на разной высоте (в глубине зеленой зоны, вблизи автомагистрали, со стороны жилых домов и т. д).
  2. Приложите к поверхности клеящуюся  прозрачную пленку.
  3. Снимите пленку с листьев вместе со слоем пыли, приклейте ее на лист белой бумаги.
  4. Сравните отпечатки между собой

Обработка результатов и выводы.

Сделайте вывод о степени запыленности в разных участках пришкольной территории

(Вывод: наибольшая запыленность листьев вблизи дороги)

Степень загрязнения воздуха в зимний период оцениваем по загрязнению снеговых проб, взятых в разных точках наблюдений. После протаивания и фильтрования стандартных проб снега на бумажных фильтрах остается хорошо заметный осадок различной интенсивности, цвета и фактуры.

    На территории нашего поселка Трудовик Питерского района Саратовской области есть искусственные водоемы – маленькие водохранилища – пруды. Мы ведем наблюдения за качеством воды в них, обращая внимание на такие показатели, как цвет, запах, мутность, определяем типы почв на их берегах, а также характер растительности и животного мира водоема. Совсем недавно на территории  округа было 8 прудов. Сейчас пять из них пересохли совсем, три намного уменьшились в размерах.

В последнее время традиционные формы внеклассной  работы дополнились такими вновь возрожденными формами работы, как учебно –   исследовательские проекты.  Использование в преподавании метода проектов предусматривает освоение обучающимися основных этапов организации творческой деятельности – от идеи до получения конкретного продукта.

Наблюдая за состоянием растительности ( исчезновением тюльпанов) вместе с учителем математики мы выполнили научно – исследовательский проект « Экологические проблемы поселка Трудовик с точки зрения математики.» Приложение1.

Обучающиеся кружка « Друзья природы» принимают  участие в школьных и районных олимпиадах по экологии. Они являются активными участниками внеклассных мероприятий по экологии  во время Месячника знаний в школе.

На занятиях кружка мы разрабатывали программу по улучшению экологического состояния нашего поселка, работая над  темой « Каким я хочу видеть свой поселок?»

Особое значение для формирования активной позиции личности по отношению к природе имеет практическая деятельность.

Обучающиеся кружка  участвуют в субботниках по благоустройству территории, ухаживают за комнатными растениями, развешивают скворечники и кормушки для птиц.

Полученные во время учебного  процесса и внеклассной работы экологические знания и убеждения, закрепленные участием в практической деятельности, формируют экологическое сознание, без которого невозможно представить современного человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект: «Системно-деятельностный подход в воспитании экологической культуры школьников в рамках биологического образования»

Данный проект включает в себя прогностическое видение путей решения актуальной педагогической проблемы -воспитании экологической культуры.Содержит комплекс приоритетов, целей, методов и задач педагоги...

Опыт работы учителей естественнонаучного цикла МБОУ СОШ № 23 по экологическому образованию школьников

    Актуальность формирования экологической культуры у подрастающего поколения сегодня не вызывает ни у кого сомнений. Школа признана центральным звеном в системе непрерывного экологи...

Формирование речевой компетенции школьников в рамках внеклассной работы по русскому языку и литературе в соответствии с ФГОС

Урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.  Подготовка к государственной аттестации по русскому языку (повторение вопросов различных разделов языкознания; совершенствова...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ГБОУ СОШ № 301 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Экологическое образование учащихся в условиях модернизации российского образования является основополагающим в воспитательном и учебном процессах.Какое место занимае...

КАЧЕСТВО ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ ПОСЁЛКА ДУБРАВА. (опыт экологического образования: исследовательская работа учащихся).

Вода - важнейшая составляющая среды нашего обитания. После воздуха, вода вто­рой  по значе­нию компонент, необходи­мый для человеческой жизни. Насколько важна вода, свидетельст­ву...