ОПЫТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ИНТЕГРАЦИЯ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ
статья на тему

Опыт экологического образования в школе № 262

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaharycheva.opyt_ekologicheskogo_obrazovaniya.docx24.14 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
ИНТЕГРАЦИЯ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ

В.П.Захарычева

ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 262 Санкт-Петербурга

Роль школьного географического образования в формировании экологической культуры личности очень велика. В основной школе экологическое образование реализуется как составляющая базовых учебных предметов и как одно из направлений Программы духовно-нравственного развития и воспитания – в инвариантном и вариативном компонентах учебного плана, а также во внеурочной деятельности [2].

Реализация федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения должна способствовать формированию универсальных учебных действий у учащихся. Овладев личностными, регулятивными, познавательными и коммуникативными учебными действиями, школьники получат основу для успешного решения различных жизненных задач, смогут ориентироваться в возрастающем потоке информации [1]. В этой связи экологическое образование следует рассматривать как одно из направлений реализации ФГОС, который предполагает интеграцию различных форм деятельности.

В школьном курсе географии экологическому образованию учащихся уделяется большое внимание. Оно осуществляется на основе взаимосвязи учебной, внеурочной, внеклассной деятельности. На уроках географии предусматривается формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф, умений и навыков безопасного поведения в окружающей среде.

Большое значение имеют уроки-практикумы, на которых учащиеся работают в группах над заданиями, требующими решения экологических проблем. Например, в школе № 262 Санкт-Петербурга прошли «Уроки Балтийского моря», подготовленные на основе методических рекомендаций и пособия, изданного предприятием «Водоканал Санкт- Петербурга» и Комиссией по защите морской окружающей среды района Балтийского моря ХЕЛКОМ. На этих уроках ученики отвечали на вопросы: 1. Что мы знаем о Балтийском море? 2. « Одно море - много стран…» 3.  Как происходит эвтрофикация? 4. Проблемы Балтийского моря и пути их решения. 5. Как на нас влияет море? 6. Как мы влияем на Балтийское море?

Разнообразны и формы внеклассной работы. В сентябре ежегодно проводится  неделя экологии, насыщенная различными мероприятиями на экологическую тему. Перечислим некоторые из них: классные часы «Земля – наш дом», «Берегите нашу планету», игра – викторина «Все о птицах», экологическая викторина «Знатоки природы», «Экологический калейдоскоп», экологическая конференция, игра-викторина «Наша Земля в наших руках», КВН по экологии «Экология и мы»; круглый стол «Природа и здоровье человека», конкурсы рисунков «Природа и я». Каждый год организуются общешкольные мероприятия: «Осенняя сказка» (5-8 кл.), «Осенний балл» (9-11 кл.).

Велика роль массовых конференций, праздников, ролевых игр. В игре школьники психологически готовятся к реальным экологическим ситуациям, учатся понимать отношение людей к природе, овладевать приемами общения с товарищами. Результаты исследований и проекты защищаются на открытых школьных конференциях, на которые приглашаются ученики других классов, учителя, родители. Конференции лучше всего проводить на темы, которые связаны с экологическими проблемами региона и населенного пункта.

Учащиеся активно участвуют во многих районных и всероссийских олимпиадах и конкурсах, где становятся призерами и победителями. Ежегодно учащиеся принимают участие в Экологическом фестивале Красносельского района Санкт- Петербурга «Чистый район - любимый район.

2014 год объявлен Годом Финского залива. Меморандум об этом подписан министрами окружающей среды Финляндии, России и Эстонии. Президент России В.В. Путин и президенты Финляндии и Эстонии стали попечителями международного проекта «2014 - год Финского залива в России, Финляндии и Эстонии». Учащиеся принимают активное участие в конкурсах фестиваля: 

экорифма - участникам конкурса предлагается написать агитационное экологическое стихотворение, призывающее беречь чистоту Красносельского района;

экореклама - участникам конкурса предлагается создать агитационную социальную экорекламу с участием родителей, родственников. Автор экорекламы может придумать сюжет, связанный с экологической обстановкой Красносельского района и снять его, сделать репортаж с опросом населения на экологическую тематику, создать агитационный плакат, включающий социальную рекламу;

экологический плакат - участникам конкурса предлагается создать плакат на тему «Чистый залив – любимый район»;

эконет - участникам конкурса предлагается создать проект в интернете в виде блога, форума, группы, сайта и т.д.;

эковзгляд - на конкурс принимаются фото и видео, отображающие красоту Красносельского района.

Таким образом, в учебной и внеклассной работе продолжается обучение и воспитание учащихся, приобретается необходимая система экологических знаний, формируются экологические умения, экологическое мышление и развивается экологическая культура. Используемые формы работы способствуют развитию коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий учащихся. Опыт школы № 262 Санкт-Петербурга по созданию системы экологического воспитания и образования учащихся будет полезен и другим школам, занимающихся экологической работой.

Литература

1. Сухоруков В.Д., Суслов В.Г. Проблема развития человека и географическое образование // География в школе. - 2014. -  № 3.

2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя музыки "Развитие творческих способностей обучающихся через систему урочной и внеурочной деятельности посредством внедрения современных технологий"

Развитие творческих способностей обучающихся через систему урочной и внеурочной деятельности посредством внедрения современных технологий....

Система экологического образования и воспитания школьников в урочной и внеурочной деятельности

Потребность в экологическом образовании связана с необходимостью обеспечения благоприятной среды для жизни человека. Качество окружающей среды определяет здоровье – основное право человека и главная ц...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности школьников по биологии в условиях введения ФГОС ООО.

В человеке заложены безграничные источники творчества, иначе бы он не стал человеком. Нужно их освободить и вскрыть, ставя человека в подходящие общественные и материальные условия. А.Н. Толсто...

Воспитание экологической компетентности и развитие УУД учащихся в урочной и внеурочной деятельности в результате работы над творческим интегрированным проектом "Современные экологические проблемы Санкт-Петербурга" в системе требований ФГОС.

Презентация творческого интегрированного проекта "Современные экологические проблемы Санкт-Петербурга", выполненного учащимися восьмых классов школ № 356 и 376, и представленного на международный конк...

Формирование экологической культуры и экологического сознания школьников 5-11 классов через урочную и внеурочную деятельность

статья по теме: " Формирование экологической культуры и экологического сознания школьников 5-11 классов через урочную и внеурочную деятельность "...

Формирование экологической культуры в урочной и внеурочной деятельности при обучении географии

Экологическая культура – составная часть современной общемировой культуры, характеризуемая осознанием насущной важности экологических проблем в жизни и будущем развитии человечества. Ведущую рол...

Экологическое воспитание школьников в урочной и внеурочной деятельности

Выступление на  методическом объединении учителей...