Экологическое образование и просвещение населения
статья по экологии по теме
Последнее время люди все чаще задумываются о своем будущем и о будущем нашей планеты, о том, как сохранить здоровье и увеличить продолжительность жизни.Данная статья характеризует важность экологической осведомленности жителей каждого города!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_obrazovanie_i_prosveshchenie_naseleniya.zip | 16.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Сергиенко Наталья Владимировна
учитель биологии первой категории
МБОУ СОШ №7 г. Выборга
Ленинградской области
Экологическое образование и просвещение населения
Содержание
Введение
Последнее время люди все чаще задумываются о своем будущем и о будущем нашей планеты, о том, как сохранить здоровье и увеличить продолжительность жизни.
Ответы на подобные вопросы непосредственно связаны деятельностью человека. Люди изменяют окружающую среду, казалось бы, для своего благополучия. Но, создавая города и селения, мы уничтожаем при этом живые организмы, обитающие на этих территориях. Добывая полезные ископаемые преобразуем естественные ландшафты. Орошая культурные посевы, способствуем опустыниванию обширных
пространств. Загрязняя окружающую среду. Оказываем негативное влияние на климат и многообразие живой природы.
Человек постоянно воздействует на природу. Но и возникающие в природе изменения прямо или косвенно влияют на человека.
Состояние окружающей среды оставляет желать лучшего, поэтому экологическая безопасность очень важна. Все усилия в дальнейшем окажутся напрасными, если экологическая безопасность не обеспечится вовремя.
Острота экологических проблем и неотложность их решения требуют разработки новых подходов к оптимизации социоприродного взаимодействия. Взаимодействие человека с природой - необходимое условие и предпосылка становления, существования и развития общества. Это взаимодействие противоречиво в самой своей сущности: человек не может существовать вне биосферы, в то же время само его существование есть ее непрерывное изменение, в результате которого происходят как позитивные, так и негативные явления. Достижение равновесия между развитием цивилизации, социума и природы есть цель, к которой стремится человечество, но, к сожалению, чаще всего не достигает ее.
В настоящее время деятельность человека затрагивает все геологические оболочки планеты и распространяется на околоземное космическое пространство. Возникает угроза таких необратимых изменений окружающей среды, которые могут сделать невозможным существование человека как биологического вида.
Одновременно экологическая ситуация оказывает значительное влияние на собственно социальную действительность: экономическую, политическую, духовную жизнь общества. Она заставляет человека переосмыслить сущностные основания своего бытия в мире, ценности и приоритеты общественного развития
На современном этапе актуальна разработка образовательной программы введения учащегося в окружающий мир (естественной и искусственно созданной природы и социальной культуры), построенной на идее социально-экологического развития и специфически преломляющей в себе все содержание образования.
Основная часть
Необходимость подготовки людей к решению экологических проблем потребовала сегодня экологизации всех сфер жизни и деятельности общества, содержания всех ступеней образования.
К настоящему времени сложились достаточно определенные предпосылки, способствующие решению проблемы социально-экологического образования: выявленная сущность социально-экологической науки, проектирующей его; накопленный историко-педагогический опыт образования в области окружающей среды; заинтересованность государства и общества в решении этой проблемы; постепенное осознание каждой личностью необходимости перестройки социально-экологических отношений.
Одним из направлений экологизации современного образования выступает социально-экологическое образование.
С позиций деятельностного подхода социально-экологическое образование предполагает особый вид образовательной деятельности, побуждаемой необходимостью решения социально-экологических проблем, выступающей важнейшим условием дальнейшего устойчивого развития общества, направленной на подготовку специалистов, способных в рамках избранной профессии устанавливать гармоничные отношения с природной средой на основе исторически и пространственно обусловленных меры, норм и правил природопользования. Социально-экологическое образование, как целостный педагогический процесс, представляет собой обучение и воспитание, целью которых выступает усвоение ими новых научных знаний об окружающей среде, современных видах и способах рационального природопользования; новых нормах взаимодействия со средой; освоение студентами новых социально-экологических технологий, сберегающих среду жизни для настоящих и будущих поколений; овладение опытом творческой (созидательной) деятельности в окружающей среде, опытом человеческого отношения к окружающей среде: отношения любви, бескорыстия, самопожертвования во взаимодействии с ней.
Экологическое образование выступает частью общего образования, позволяет углубить межпредметные связи, последовательно раскрывать основные аспекты взаимодействия общества, с природой в различных учебных предметах. Экологическое образование направлено на усвоение учащимися систематизированных знаний о взаимодействии общества и природы, формирование интеллектуальных и практических умений рационального использования и охраны природы. Оно включает в себя обучение и воспитание учащихся, которые ведут за собой развитие универсального, разностороннего – научного, нравственного, эстетического, экономического, юридического, практического отношений учащихся к природе как объекту труда и среде жизни человека.
Заключение
Современные экологические противоречия проявляются во всех природных сферах, ставят человечество на грань выживания. Новая идеология выживания человечества заключается в единстве с окружающей средой на основе гармонизации социально-экономического и экологического развития цивилизации. Решение этих задач предполагает радикальные изменения ценностных ориентации каждого человека и социума в целом, понимания смысла и значения предстоящих перемен. Это стимулировало перемещение приоритета в преодолении глобальных экологических проблем из технико-экономической сферы в сферу идеологии, морали, образования.
Сегодняшнее молодое поколение призвано не только адаптироваться, но и критически переосмыслить опыт и результаты антропоцентрического отношения к природе в ретроспективе, реализовать стратегию устойчивого развития. Поэтому в контексте глобальных экологических проблем вся система образования должна быть ориентирована на выполнение двух взаимосвязанных функций: гуманистической, суть которой сводится к ориентации педагогического процесса на выживание и развитие всего человечества, и экологической, которая акцентирует внимание на сохранении всех компонентов природы в целом, обеспечении условий для сохранения жизни. Следовательно, стратегии развития образования XXI века должны разрабатываться с учетом взаимосвязи идей гуманизации и экологизации на всех ступенях и уровнях образования.
Литература
1. Галеева А.М. Педагогические основы системы социально-экологического образования и воспитания // Проблемы социальной экологии. М., 1991 г.
2. Шилова В.С. Социально-экологическое образование: теория и практика. М., 1999 г.
3. Экологическое образование школьников //под ред. Зверева И.Д., И.Т. Суравегиной. М., 1983 г.
4. Якушкин В. П. Экологическое образование - социальный аспект// Экология планеты, 1990 г., № 3.
5.Федорова М.З., Кучменко В.С., Воронина Г.А. Экология человека// Культура здоровья. 2008г.
6.Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н., Колесникова Л.И. и др. Экологическая культура и здоровый образ жизни. 2012 г.
7.Информационный портал большая библиотека : " Экология и охрана природы : Экологическое воспитание в школе.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Размещение населения. Возрастной, половой состав населения. Уровень образованности населения.
Урок географии для 9 класса. Знакомство с зонами размещения населения, с половым, возрастным составом и уровнем образованности населения РФ. Анализирование статистического материала на уроке....
Размещение населения. Возрастной, половой состав населения. Уровень образованности населения.
Урок географии для 9 класса. Знакомство с зонами размещения населения, с половым, возрастным составом и уровнем образованности населения РФ. Анализирование статистического материала на уроке....
План-конспект урока "Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм", 10 класс
Эпиграф: «Если во главе государства находится «просвещенный» государь, то он сможет установить в своей стране справедливые порядки – «просвещенную монархию».(Французские просветители, XVIII в.)Цель: о...
Смоленский зоопарк как база экологического образования, воспитания и просвещения населения города Смоленска и области
В 2001 году в городе Смоленске было создано муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей детский эколого-биологический центр «Смоленский зоопарк» города Смоленс...
Конспект урока по географии. Тема «Численность населения мира. Рост численности населения мира. Переписи населения» 10 класс
Конспект урока по географии. Тема «Численность населения мира. Рост численности населения мира. Переписи населения»....
Рабочая программа по географии 9 класс. Учебник Дронов В.П., Савельева Л.Е. «География. Россия: природа, население, хозяйство» Издательство "Просвещение"
Рабочая программа по географии 9 класс. Учебник Дронов В.П., Савельева Л.Е. «География. Россия: природа, население, хозяйство» Издательство "Просвещение" ...
Население Земли. Численность населения Земли. Размещение населения.
Технологическая карта урока. Численность населения Земли. Размещение населения.Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География материков и океанов. 7 класс. ....