Занятие для обучающихся 2 года обучения по программе внеурочной деятельности «Здоровячок» "Как уберечься от травм"
план-конспект занятия на тему
Здоровье - самое дорогое для человека. На занятии ребята узнают, что такое травма, как их избежать, а также научатся оказывать первую помощь, если травма все же случилась, смотрят презентацию, видеофрагмент, выпоняют различные интересные задания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр дополнительного образования детей им. В. Волошиной»
«Как уберечься от травм»
Занятие для обучающихся 2 года обучения
по программе внеурочной деятельности «Здоровячок»
Составитель: Коптелова Н. А. педагог дополнительного образования МБОУДОД «ЦДОД им. В. Волошиной» |
Кемерово 2014
Цель: формирование представления учащихся о профилактике детского травматизма в школе.
Задачи:
- Познакомить детей с различными видами травматизма и мерами их предупреждения, с приемами оказания первой помощи при травмах.
- Развивать познавательную активность детей, коммуникативные навыки, умение наблюдать, сравнивать, обобщать.
- Воспитывать ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих.
Методы и приемы:
- установочная беседа,
- объяснительно-иллюстрированный,
- работа с ТСО (ноутбук, слайд-проектор),
- индивидуальная работа,
- обобщающая беседа.
Оборудование:
- слайд-проектор, ноутбук, видео «Первая помощь при порезе и ссадине»,
- лед, бутылка с холодной водой, носовой платок, бинт, перекись водорода, йод, аптечка.
План занятия:
- Вступительная беседа.
- Что такое травма?
- Физкультминутка.
- Первая помощь при ушибе.
- Первая помощь при ссадине и порезе.
- Практическая работа «Оказание первой помощи при порезе».
- Закрепление.
- Заключение.
Ход занятия
- Вступительная беседа.
Педагог:
- Здравствуйте, ребята! Что самое дорогое у человека? (жизнь) А еще, что дорогое у человека? Каким должен быть человек? (здоровым)
- Нашей жизни и здоровью постоянно угрожают какие-либо опасности, а какая опасность нас может подстерегать чаще всего, вы узнаете, когда отгадаете ребус (презентация «Как уберечься от травм»)
Травма (слайд 2)
- Тема занятия сегодня: «Как уберечься от травм». На занятии мы узнаем, что такое травма, узнаем, как их избежать, а также научимся оказывать первую помощь, если травма все же случилась.
- Что такое травма?
Педагог:
- Ребята, были ли у вас травмы, какие? (ушибы, ссадины, порезы)
- Что вы испытывали при этом, какие у вас были ощущения? (боль, отек, ограниченность в движении)
- Что же такое травма? Травма – это внезапное повреждение организма в результате внешнего воздействия. (слайд 3)
- Сегодня на занятии мы будем говорить о травмах, которые чаще получаете вы, дети.
- Где ребята вашего возраста больше всего получают травмы? (в школе)
- А вот подумайте чаще всего, когда вы получаете травмы, удары, ссадины, где это происходит? (на перемене)
- Ребята, зачем нужна перемена в школе? (отдохнуть, подготовиться к другому уроку, сходить в туалет, попить, перекусить) (слайд 4)
- Конечно же, никто из вас не выходит на перемену с целью обидеть кого-то, сделать друг другу больно. Но порой простая шутка может привести к очень печальным последствиям.
- Послушайте рассказ «Плохие шутки».
«Редко встретишь среди ребят таких, кто специально хочет нанести травму своему товарищу. Чаще всего можно услышать: "Да разве я думал, что так получится, я случайно..." Случайно ли? Три ступеньки – раз, два, три, но что это? Нога подвернулась…Перелом ноги, вывих сустава… Двое твоих друзей сошлись в «вольной борьбе». Не раздумывая, ты сверху падаешь на них…Каков итог? Наклонился мальчик, завязывает шнурок, ты решил сыграть с ним в чехарду…Прыгнул…Перелом позвоночника. Саша, шутя, поставил подножку товарищу, тот упал. В результате – перелом руки.
(слайд 5, 6, 7, 8)
Педагог:
- Как вели себя дети на перемене? Правильно? Думали ли они о последствиях, прежде чем играть в такие игры? Как правило, дети не думают, что игры и шутки могут быть опасные, вспомните, как часто вы толкаете, друг друга со всей силы, ставите подножку друг другу, деретесь. Даже у нас на занятиях по экологии, в этих узких коридорах, где мраморный пол и стены на перемене вы носитесь «сломя голову», на ходу расталкивая всех подряд, не думая об опасностях, что можете запросто разбить голову, удариться, столкнуться друг с другом и последствия могут быть очень печальные. Вы же не думаете, что игры и шутки могут быть опасные, пока не произошел несчастный случай.
- Это все мы говорили о перемене.
- Ребята, как вы думаете во время урока можно получить травму? (можно)
- Особо опасными в школе считаются занятия по труду и физкультуре.
Педагог:
- Чтобы избежать травм во время урока, учитель в начале каждого урока повторяет с вами правила по технике безопасности. Сейчас проверим, как вы их запомнили на уроках труда (слайд 9).
- Сейчас я вам раздам карточки, вы внимательно прочитаете вопросы и ответите на них по очереди (приложение 2)
- Как следует передавать иголки другому человеку? (в игольнице)
- Можно иголку оставлять на парте или в куске ткани? (нельзя)
- Как нужно передавать ножницы другому человеку? (кольцами вперед)
- Где нужно хранить циркуль? (в футляре)
- Можно повернуться к соседу, если в руках острые предметы? (нельзя)
- Что нужно сделать с кисточкой после работы с клеем? (помыть)
Педагог:
- На уроках физкультуры тоже нужно быть осторожными. Ребята, что в основном дети делают на физкультуре? (бегают, прыгают, играют мячом, используют спортивные снаряды) Здесь тоже нужно выполнять правила безопасного поведения в спортивном зале. Все задания выполнять только с разрешения учителя.
- Вошел в спортивный зал, чего тут только нет?! И брусья, и перекладина, козел, стопкой сложены маты. И чем ты хуже старшеклассников? (слайд 10)
- Ребята, вы, конечно не хуже старшеклассников, просто эти спортивные снаряды по возрасту не для вас еще. Вы пока не доросли и можете получить травму.
- Физкультминутка.
(дети повторяют движения за педагогом)
- Чтобы лучше нам размяться, Будем глубже наклоняться. Наклоняемся вперед, А потом наоборот. | Наклоны вперед и назад |
- Вот еще одно заданье - Выполняем приседанья. Не ленись приседать! Раз-два-три-четыре-пять. | Приседания |
- Мы шагаем дружно, бодро, Но пора закончить отдых. Ротик снова на замок. Продолжается урок. | Дети садятся за парты |
- Первая помощь при ушибе.
Педагог:
- Несчастье, случается чаще, когда врача рядом нет. Поэтому важно знать правила оказания первой помощи при травмах. Этому мы и попробуем сегодня научиться.
- Начнем, с ушиба. Что же происходит при ушибе? Сначала ушибленное место болит, опухает и может покраснеть, а позже на этом месте образуется синяк. (слайд 11)
Педагог:
- Ребята, какую помощь нужно оказать человеку, если он ушибся? (приложить холодное, бутылку с холодной водой, холодный компресс - лед, завернутый в носовой платок или полотенце и подержать минут 10, но не больше, чтобы не обморозить кожу). Можно приложить полотенце, намоченное в холодной воде и менять его (педагог показывает детям, как оказать первую помощь при ушибе)
- Первая помощь при ссадине и порезе.
Педагог:
- Следующие травмы – это ссадина и порез. Ссадина - это когда содрана кожа, например, на коленках или ладошках, может появиться кровь. (слайд 12)
- Порез – более глубокая травма, при порезе верхний слой кожи не содран, а рассечен, например ножом, стеклом и кровь идет сильнее.
(слайд 13)
- Небольшую ссадину или порез можно заклеить лейкопластырем, если же рана большая, лучше ее промыть, обработать и наложить повязку. В аптечке, которая есть в каждой школе и у нас здесь тоже, есть все необходимое для оказания первой помощи.
- Ребята, сейчас мы посмотрим видеофрагмент «Первая помощь при ссадинах и порезах», а потом вы сами научитесь накладывать повязку.
- Практическая работа «Оказание первой помощи при порезе».
Педагог:
- Ребята, теперь будем учиться накладывать повязку. Мне нужен помощник (выходит один из детей, педагог ему накладывает повязку, затем выходят остальные дети парами и накладывают повязку друг другу)
- Чем будем промывать рану, ребята? (кипяченой водой или 3% перекисью водорода) Чем обработаем края раны? (йодом или «зеленкой»).
- Теперь накладываем повязку. (слайд 14)
- Закрыть рану кусочком бинта или марли, сверху положить немного ваты, а потом забинтовать.
- Положить конец бинта к ране, сделать один полный оборот.
- Сделать два полных оборота ниже раны и два-три полных оборота на месте раны, после сделать выше места раны еще два полных оборота бинтом.
- Разрезать конец бинта пополам и завязать его на узел (выше раны).
(2-3 пары обучающихся показывают, как наложить повязку)
- Закрепление.
Педагог:
- Ребята, вы хорошо сегодня занимались на занятии, давайте проверим, что вы сегодня узнали и чему научились. Предлагаю вам составить памятку «Как избежать травм в школе» (педагог раздает памятку каждому ребенку, дети заполняют ее, затем зачитывают) (приложение 1)
- Ребята, теперь посмотрим эти правила на слайде (слайд 15)
- Заключение.
Педагог:
- Ребята, скажите можно уберечься от травм в школе? (можно). Как от них уберечься? (если соблюдать правила в памятке, которые вы только что написали)
- И надо всегда помнить, что царапины заживают, проходят синяки и шишки, но более тяжелые увечья остаются на всю жизнь. Человек, получивший их, навсегда расстается с мыслью заняться любимым делом, овладеть профессией, о которой мечтал. А ведь это можно избежать.
- Будьте внимательны и осторожны, чтобы не допустить травмы, берегите свое здоровье и здоровье других! Памятки с правилами вы забираете с собой и всегда этим правилам следуйте.
- На этом занятие закончено! Спасибо за внимание! (слайд 16)
Список литературы
- Обухова Л. А. «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья» М., «ВАКО» 2007.
- Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. «Школа докторов природы» - М.: «Вако»,2004.
Интернет источники
- http://nsportal.ru – урок по безопасности жизнедеятельности «Можно ли уберечься от травм».
- http://nsc.festival.1september.ru – Нина Тихомирова занятие «Можно ли уберечься от травм».
- http://ppt4web.ru – презентация «Чтобы не было травм».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности кружка «Здоровячок»
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка, спортивной направленности. Комплекся дыхательной гимнастики, подвижные игры, комплексы общеразвивающих упражнений....
Конспект занятия по программе внеурочной деятельности: Лепка из соленого теста «Символ года 2015»
Конспект занятия разработан по программе внеурочной деятельности студии "Мир фантазий" для детей 5 класса. Раздел программы: лепка из соленого теста. Цель занятия:...
Программа внеурочной деятельности учащихся "Здоровячок" 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся «Здоровячок» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
Программа внеурочной деятельности Здоровячок
Здоровье – важнейшая характеристика развития ребенка на протяжении школьного детства. Создание условий для формирования здорового образа жизни школьника – одна из задач образовательного уч...
Рабочая программа внеурочной деятельности. Логопедические занятия для обучающихся 5 класса с ОВЗ, имеющих ЗПР
Программа для учащихся 5 класса с ОВЗ, посещающих логопедические занятия в начальных классах. У подростков с ЗПР сохраняются нарушения письма, наличие специфических ошибок сопровождается большим ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "ЗДОРОВЯЧОК".
Разработка внеурочной деятельности "ЗДОРОВЯЧОК"....