Сезонные изменения в природе. Осень.
методическая разработка по экологии по теме

Гапченко Светлана Николаевна

Методическая разработка учебного занятия. Экскурсия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования и науки

администрации Губкинского городского округа

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 7»

Сезонные изменения в природе. Осень.

Методическая разработка учебного занятия.

Губкин - 2013


Сезонные изменения в природе. Осень.

Пояснительная записка.

Методическая разработка представляет собой цикл из трех занятий под одним названием: «Сезонные изменения в природе». Экскурсии проводятся в разные времена года – осенью, зимой и весной. Первая экскурсия из этого цикла проводится осенью. Конечно, трудно не согласиться с тем, что лучше всего понять и представить, как изменяется природа можно лишь в процессе личных наблюдений. Очень важно показать и рассказать детям, что осень – это длительный промежуток времени, когда  природа готовится к зиме. Ведь осень – это и есть тот период приготовления к холодам, нехватке корма, зимним осадкам в виде снега. Разные животные по–разному себя ведут в это время. Экскурсию следует провести в ближайшем парке, сквере. Дети там часто бывают. Многие из них знают, какие деревья там растут.  В процессе работы они могут быть активными помощниками для педагога. Важно, чтобы после экскурсии дети поняли, что все в природе закономерно. Листья меняют цвет, потому что не хватает солнечного света. Опадают они для того, чтобы зимой ветки не поломались под тяжестью снега. Перелетные птицы покидают наши края, так как не смогут прокормиться зимой и замерзнут, не выдержав низких температур. Что все животные приспосабливаются к жизни по своим правилам и законам.

Во время экскурсии дети не должны быть просто пассивными слушателями. Работу нужно построить таким образом, чтобы каждый ребенок мог проявить себя, поделиться личными наблюдениями и впечатлениями. Дети должны почувствовать, увидеть, понять, что красотой природы можно восхищаться в любую погоду и любое время года.

Цель экскурсии: наблюдение за осенними изменениями в живой и неживой природе.

Задачи: 

  • понаблюдать за осенними изменениями в живой природе;
  • познакомить детей с хвойными и лиственными деревьями, особенностью их подготовки к зиме, учить распознавать листья наиболее распространенных пород деревьев;
  • воспитывать чувство прекрасного, умение восхищаться красотой окружающего мира, бережное отношение к природе.

Используемые методы:

  • словесный: рассказ педагога, экскурсовода и высказывания обучающихся, непродолжительная беседа;
  • наблюдение;
  • практический: составление гербариев из осенних листьев.

Возраст обучающихся:  7-8 лет.

Оборудование и  оформление:

  • гербарные папки;
  • пустые картонные коробки для сухих листьев;
  • два красных флажка для сопровождения колонны детей при переходе через проезжую часть.

Методические советы на подготовительный период:

Подготовка педагога к экскурсии.

Прежде чем организовать экскурсию, педагог должен выбрать для нее подходящее место. Желательно подобрать участок парка, сквера с лиственными и хвойными деревьями. Побывав в месте проведения экскурсии педагог намечает объекты для наблюдения, места остановок.

Нужно предварительно разделить детей на три группы. В каждой группе следует назначить одного консультанта. Консультантам выдается пакет, в котором находится папка для гербариев.

Подготовка обучающихся к экскурсии.

На предыдущих занятиях дети повторяют правила поведения в лесу, парке, сквере. Непосредственно перед экскурсией педагог напоминает детям о правилах перехода через проезжую часть.

План экскурсии:

  1. Вступительная беседа.
  2. Знакомство с лиственными деревьями.
  3. Сбор осенних листьев для гербариев.
  4. Знакомство с хвойными деревьями.
  5. Наблюдение за птицами.
  6. Беседа о животных парка.
  7. Подведение итогов экскурсии.

Содержание экскурсии:

1. Вступительная беседа.

(Проводится непосредственно на месте проведения экскурсии.)

Педагог: Ребята, какое сейчас время года? ( Осень.)

- Обратите внимание на небо. Какое оно? (Ответы детей.)

- Как греет солнце? (Ответы детей.)

- Как изменилась продолжительность дня? (Ответы детей.)

- Ребята, вы уже догадались, где мы находимся. Отгадайте загадку:

Есть у ребят зеленый друг,

Веселый друг, хороший,

Он нам протянет сотни рук

И тысячи ладошек.

- Вы уже догадались, о каком зеленом друге говорится в загадке? (Лес, парк.)

- О каких ладошках здесь говорится? (Листья.)

- Изменился ли внешний вид листьев по сравнению с летом? (Ответы детей.)

2. Знакомство с лиственными деревьям.

Педагог: Предлагаю вам собрать под деревьями разные листья.

(Дети собирают листья, педагог напоминает, что листья надо именно собирать, а не рвать  с деревьев, чтобы не поломать случайно ветку и не поранить дерево).

Педагог: Деревья, у которых на ветках растут листья, называют лиственными.

- Какие лиственные деревья вам знакомы? (Тополь, береза, клен, липа, каштан, груша, яблоня, рябина.)

- Скажите, чем отличаются ваши листья друг от друга? (Размером, цветом, формой.)

(Дети рассматривают листья)

Педагог: Можно ли определить, от каких деревьев эти листья? (Да, можно.)

- Вот у этого листочка одна листовая пластина и один черенок. (Педагог показывает лист клена, липы.) Такие листья называют простыми.

- Вот у этого листочка несколько листовых пластин  и один черенок. (Педагог показывает лист каштана, рябины.) Такие листья называют сложными.

- Что происходит с листьями осенью? (Они опадают.)

- Вы знаете, ребята, для чего деревья  осенью сбрасывают листья? (Ответы детей.)

-Зимой часто выпадают осадки в виде снега. Если на деревьях будет много листьев, снег будет к ним прилипать, ветки под тяжестью снега будут гнуться до земли, могут сломаться, дерево погибнет. Так природа позаботилась о деревьях.

3. Сбор осенних листьев для гербариев.

- Предлагаю всем разойтись по группам и разложить листья в гербарные папки относительно породы дерева. Сначала выбирайте хорошо знакомые листья.

(В конце работы дети по очереди называют деревья, которым принадлежат подобранные листья.)

4. Знакомство с хвойными деревьями.

Педагог: Зимой и летом одним цветом.

- О каком дереве идет речь? (Ель.)

- Маленькие иголочки на ветках – хвоинки. Потому и деревья называют хвойными. Хвойные деревья тоже сбрасывают хвоинки, только не все сразу, а понемногу круглый год. И хвоинки тоже растут круглый год.

- Какие еще хвойные деревья вам известны? (Сосна.)

(Педагог показывает веточку сосны и ели).

- Посмотрите, чем они похожи и чем отличаются. (У сосны хвоинки длиннее, у ели короче. У сосны хвоинки цепляются к веточке по две, а у ели по одной.)

- А ветки у хвойных деревьев гибкие, легко к земле гнутся под тяжестью снега, не ломаются. А на макушке всегда много шишек.

5. Наблюдение за птицами.

 Педагог:  Посмотрите на стайку воробьев. Становится прохладно. Уж не такие веселые пичужки. А скоро зима. Снег укроет землю плотным покрывалом. Чем  будут питаться птицы? (Ответы детей.)

- А что станет с теми птицами, что питаются насекомыми, листвой, травой?

(Они улетели в теплые края.)

- А какие птицы остаются зимовать? (Ответы детей.)

- А чтобы птицы зимой не бедствовали, давайте сделаем для них кормушки.

6. Беседа о животных парка.

- Как вы думаете, какие животные встречаются в нашем парке? (Мыши, ежи.)

- Как они будут встречать зиму? (Мыши заготовят зерно и семена от растений в кладовые, будут зимовать в теплой норке, изредка выходя на прогулку. Ежи натаскают травы, обкатаются в сухие листья и спать лягут на всю зиму в норе.)

7. Подведение итогов экскурсии.

- Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?

- Что понравилось больше всего?

- А теперь предлагаю собрать букеты осенних листьев для мам. Экскурсия окончена.

Методические советы организаторам:

Место организации экскурсии – ближайший парк, сквер. Желательно выбрать такое место, где растет много разных деревьев. Можно показать детям такие деревья как липа, клен, каштан, тополь, груша, яблоня, рябина.

Показать листья, стволы деревьев.

В гербарные папки положить листья указанных деревьев как образцы.

Методические советы на период ближайшего последействия:

На последующих занятиях дети оформляют гербарии. Можно предложить участие в конкурсе рисунков «Золотая осень». Дети изготовляют кормушки для птиц и развешивают их во дворе станции, детского сада, школы.

Список литературы

  1. Нуждина Т. Д. Энциклопедия для малышей: Чудо – всюду. Мир людей./ Ярославль: Академия, К; Академия Холдинг, 2000.
  2. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: Метод. Пособие: 1 кл. / А.А. Плешаков, В.П. Александрова, С.А. Борисова. – М.: Просвещение, 2002.
  3. Фефилова Е.П., Поторочина Е.А. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. / «ВАКО»- Москва 2006.

Подготовила:   Гапченко Светлана Николаевна, социальный педагог

муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7» города Губкин Белгородской области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: "Сезонные изменения в природе зимой. Птицы зимой."

Конспект урока по развитию речи в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Форма урока выбрана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, что способствует активизации познав...

Изучение сезонных изменений в природе детьми с нарушениями интеллекта.

Статья об особенностях усвоения сезонных изменений в природе детьми с нарушениями интелекта....

Календарь наблюдений за сезонными изменениями в природе (для обучающихся 5-6 класса).

Наблюдения за сезонным развитием объектов живой и неживой природы в течение нескольких лет дают возможность составить естественный календарь природы своего района. На основании данных многолетних фено...

Мультимедийный урок «Наблюдения за сезонными изменениями в природе» (Виртуальная экскурсия в заповедник Кузнецкий Алатау)

Мультимедийный урок, предполагающий изучение уникальных особенностей местности родного края  и активизации исследовательской деятельности учащихся....

Конспект урока по теме "Сезонные изменения в природе в октябре"

Конспект открытого урока развития устной речи во 2 классе специальной коррекционной школы 8 вида....

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсия «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных»

Цель: углубить знания о живых организмах в природе, определить отличительные особенности осенних явлений...

Конструкт урока по теме Сезонные изменения в природе. Осень.

Конструкт урока по теме Сезонные изменения в природе. Осень....