Изучение сезонных изменений в природе детьми с нарушениями интеллекта.
статья по теме
Статья об особенностях усвоения сезонных изменений в природе детьми с нарушениями интелекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novaya_statya.docx | 19.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Изучение сезонных изменений в природе детьми с нарушениями интеллекта.
Т.И. Петрова
ГКУ ДДИ "Южное Бутово"
В какой бы среде человек не находился, каким бы видом деятельности не занимался, для него жизненно необходимым является правильное отражение изменений, происходящих в окружающей действительности.
Нарушение в развитии ощущений и восприятий умственно отсталых детей оказываются ядерными симптомами умственной отсталости, которые затрудняют формирование представлений о сезонных изменениях в природе. У детей с умственной отсталостью с трудом вырабатываются новые условные связи, а возникнув, они оказываются непрочными, а главное, недифференцированными. Слабость дифференциации нередко приводит к уподоблению знаний. Приобретённые знания сохраняются неполно, неточно, объединение знаний в системы происходит с трудом. Поэтому необходимо хорошо изучить состав учащихся, знать причины умственной отсталости каждого ученика, особенности его поведения, потенциальные возможности, с тем, чтобы наметить пути включения его в работу.
При изучении тем природа рассматривается как единое целое, в котором компоненты живой и неживой природы взаимосвязаны, взаимозависимы и влияют друг на друга. Взаимосвязи имеют разнообразный характер: пространственно-временной зависимости (осадкам предшествует облачность), причинно-следственной зависимости (весной снег растаял, потому что стало тепло). Живой организм рассматривается в единстве со средой обитания. Поэтому характеристики образа жизни животных, особенности роста и развития растений непременно включают знакомство с приспособительными особенностями живых организмов к изменениям природных условий в разные времена года. При изучении домашних животных, культурных растений подчеркивается соответствие условий их содержания или выращивания биологическим особенностям организмов.
Необходимо рассмотреть вопрос о формировании природоведческих понятий, имеющий первостепенное значение. Общие, обозначающие группу понятия, вводятся одновременно с конкретными. Понятие не даётся в готовом виде, оно формируется постепенно, по мере включения его в общение, постоянно сопутствующее процессу изучения учебного материала. Ученик постоянно возвращается к одному и тому же понятию по мере накопления новых фактов всё более приближаясь к осознанию ведущих признаков в основе обобщения. Новые понятия постоянно соотносятся с уже имеющимися, включаясь в единую систему знаний.
При построении процесса изучения сезонных изменений в природе учитель ориентируется на возможности детей и обеспечивает усвоение лексики и фразового материала доступных им. На уроках наиболее употребительны выражения, содержащие сообщение о свойствах и признаках предмета или природного процесса (погода пасмурная), о состоянии предмета или действии, которое с ним происходит ( идёт дождь), о временной и целевой связи явлений( пришла зима и стало холодно), о причинно-следственной зависимости (сегодня пасмурно, потому что небо закрыто облаками), о признаках сходства и различия объектов природы ( снег и дождь - это осадки). Из этого неполного перечня видно как необходима и важна специальная работа по развитию речи детей. Успешное изучение сезонных изменений в природе в значительной мере зависит от оснащённости учебного процесса средствами наглядности и правильного их подбора с учётом темы и задач каждого урока. Наглядные пособия призваны формировать конкретные представления. Различные формы наглядности –натуральные предметы природы, их изображения в виде муляжей, макетов, таблицы, экранные пособия содержат информацию о различных сторонах природных объектов. Одни пособия позволяют ознакомиться со строением объекта. Это муляжи, гербарии, чучела. Другие используются при знакомстве учащихся с природными процессами - демонстрация опыта, использование экранных средств, наблюдение за живым объектом. Первоначальное знакомство детей с предметом или явлением природы целесообразно начинать с непосредственного контакта с ним. Работа над речью, над значением слов и выражений протекает с опорой на наглядность и предполагает тесную связь слова с наглядным представлением, соответствующим его значению. Созданию отчётливых представлений способствует использование в учебном процессе табличек со словами и фразами, соответствующими изучаемому материалу. Это помогает сконцентрировать внимание ребёнка и позволит эффективно работать по развитию восприятия обращённой речи на протяжении всего урока.
Переход от наглядных представлений к образным происходит через слово. Этим определяется большое значение словесных методов в обучении. Наряду с наглядными и практическими методами в учебном процессе широко используется беседа и рассказ-объяснение, предполагающие анализ и обобщение учебного материала.
Изучение сезонных изменений в природе происходит в процессе активной познавательной деятельности с использованием ежедневных наблюдений, которые находят своё отражение в рисунках детей, фиксируется в дневниках и календарях природы, в сводных таблицах о погоде определённого месяца, в описаниях погоды и явлений, наблюдавшихся в природе в течение одного дня, недели.
Знакомство с сезонными изменениями в природе начинается осенью. Организация и содержание работы во многом повторяется при изучении других времён года. От темы к теме происходит усложнение требований к самостоятельности детей в ведении и фиксации своих наблюдений, в обобщении данных наблюдений и составлении описания погоды текущего и прошедшего дней в сравнении друг с другом.
Работа по изучению любого времени года может строиться по следующей схеме:
-обзорная экскурсия в природу, на которой учащиеся наблюдают за растениями, животными, погодой, занятиями людей;
-работа с календарём природы на уроке;
-еженедельные наблюдения за природой, цель которых- накопление фактических знаний о данном времени года;
-ежемесячный итог наблюдений и составление описания природы прошедшего месяца.
Первая экскурсия по ознакомлению с природой проходит в сентябре. На ней организуется наблюдение за всеми компонентами природы, за занятиями людей.
На основе наблюдений и экскурсий ученики в первый год обучения усваивают порядок чередования времён года, названия осенних, зимних, весенних, летних месяцев, учатся рассказывать об отличительных признаках каждого времени года и сравнивать их. В последующие годы – ставится задача расширять круг представлений о сезонных изменениях в природе и уметь выделять определённые закономерности в жизни природы, самостоятельно делать выводы о наблюдаемых изменениях природы и составлять небольшие рассказы, опираясь на план.
При изучении сезонных изменений в природе детьми с нарушениями интеллекта необходимо обратить особое внимание на подбор изучаемого материала, в котором должна учитываться его доступность и практическая значимость. Поэтому предметом изучения должны быть знакомые детям объекты, явления и состояния природы, сведения о которых расширяются и углубляются посредством наблюдений и простейших опытных действий, предполагающих установление причинно-следственных и временных связей. Так же нужно обратить внимание на концентричность расположения материала, позволяющую из отдельных фрагментов знаний последовательно формировать целостное представление об окружающей действительности.
Программами обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта предусмотрено решение коррекционно-образовательных, коррекционно-воспитательных, коррекционно-развивающих задач.
Литература:
1.Соломина Е.Н., Тушева Е.С. « Изучение сезонных изменений в природе в процессе обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта», М.,2005 г.
2.Титова М.Ф. «Изучение природы в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях», М.,2004 г.
3.Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. «Программа коррекционно-развивающее обучение и воспитание», М.,2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания по теме:"Сезонные изменения природы. Осень" РРС, 4 класс
Данная презентация является продолжением работы по теме:"Сезонные изменения природы. Осень", РРС, 4 класс школы 1 вида...
Презентация урока "Сезонные изменения в жизни животных" по экологии 7 класса
Презентация урока по экологии для 7 класса. "Спячка и оцепенение"К учебнику "Экология животных" В.Г.Бабенко, Д.В.Богомолов...
Разработка - презентация "Сезонные изменения природы"
Разработка -презентация сделана для повышения мотивации в прохождении данной темы учащимися 4 классов глухих учащихся....
Тема: "Сезонные изменения в природе зимой. Птицы зимой."
Конспект урока по развитию речи в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Форма урока выбрана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, что способствует активизации познав...
Презентация "Сезонные изменения в жизни растений и животных"
Презентация "Сезонные изменения в жизни растений и животных"...
СИСТЕМА ИЗУЧЕНИЯ НЕПРОВЕРЯЕМЫХ НАПИСАНИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.
Данная работа адресована учителям русского языка и развития речи в старших классов с ОВЗ. Из опыта работы я описала последовательность изучения слов с непроверяемым написанием (словарные слова),...
Педагогический аспект формирования жизненных компетенций у старшеклассников с нарушениями интеллекта в процессе изучения курса «Социально-бытовая ориентировка»
Одним из предметов, на котором решаются социальные задачи и вопросы жизненной компетенции, является социально-бытовая ориентировка. Эти специальные коррекционные занятия, направленны на практическую п...